Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Введение

\

Почему свое 300-летие военная школа России встречает не в лучшем своем состоянии? Почему ломается пусть несовершенная, но работающая система подготовки офицерских кадров, закрываются старейшие военно-учебные заведения, разрушаются научные школы, разбазариваются ценные педагогические кадры? Можно ли бездушно рушить то, что создавалось десятилетиями? Следует ли мириться с таким положением дел? Может быть России не нужны хорошие и надежные офицерские кадры? О чем нам может поведать исторический опыт подготовки офицерских кадров? Какие уроки из этого опыта можно извлечь? Могут ли эти уроки послужить основой для разработки стратегии развития военной школы России? К чему призывают нас из прошлого русские патриоты? В состоянии ли мы внять голосу предков?

Лишь незрячий не увидит того, что сегодня не все благополучно в подготовке офицерских кадров России. Ломается старая, пусть несовершенная, но все же работающая система подготовки офицеров, закрываются старейшие военно-учебные заведения, имеющие богатый опыт подготовки офицеров, под одно некомпетентное руководство сводятся разнородные учебные структуры, прекращают свое существование целые научные школы, бездарно разбазариваются педагогические кадры... Рушится в одночасье то, что создавалось столетиями.

Свое 300-летие{1} русская военная школа встречает обескровленная, сбитая с толку, растерянная. Заботы о выживании, сохранении начальственных мест, составляют все содержание деятельности многих старших начальников. В работу военной школы вмешиваются все, кому не лень. Гражданский дух ведет наступление на дух воинский уже в стенах военно-учебных заведений. Молодые люди не спешат связать свою судьбу с судьбой армии, а те, кто предпринимает такую попытку, быстро разочаровывается и расстается с армией. Родник, дававший жизнь армии, пересыхает...

Можно ли мириться с такой ситуацией? Нет, конечно, нельзя, ибо каждый здравомыслящий человек отдает себе отчет в том, какова роль Вооруженных Сил в современном мире: нет надежной вооруженной силы, нет и сильного государства, нет перспективы достойного развития. Нет хорошего офицера — нет и войска.

Представленная на суд читателя работа является логическим продолжением ранее опубликованных трудов автора — «История подготовки офицерских кадров в России» (М., 1990) , «История подготовки офицерских кадров в СССР» (Новосибирск, 1991) , «Современная высшая школа: состояние, проблемы и перспективы развития» (М., 1991) и «Трагедия русского офицерства (уроки истории и современность) (М., 1999) .

Если две первые работы, главным образом были нацелены на хронологическое раскрытие темы с попутными обобщениями, то две последние преимущественно носили системный, аналитический характер. Данная же работа фактически является работой аналитической, обобщающей и выводящей определенные закономерные тенденции в подготовке офицерских кадров. Здесь не только констатируются факты, делаются обобщения, но и вырабатывается стратегия развития военной школы России. Наряду с внимательным отношением ко всему позитивному, имевшему место в 300-летней истории военной школы России, вносятся и обосновываются новые идеи, которые, по нашему мнению, логически вытекают из исторического опыта и сообразуются с потребностями сегодняшнего дня. И в этом отношении ее можно назвать одной из первых в аналитическом освещении темы.

Путеводной звездой в разработке темы служили бессмертные идеи Петра Великого, мысли и суждения большого числа мыслителей, как отечественных, так и зарубежных. Перечислим их в алфавитном порядке, не умаляя значения тех, кто безусловно возвышается над всеми. Это: Аксаков И., Аристотель, Баланин Д., Бецкой И., Болотников И., Булгаков С., Воронецкий В., Головин Н., Грулев М., Достоевский Ф., Драгомиров М., Дрозд-Бонячевский, Дрэпер Дж., Ермолов А., Зеньковский С., Изместьев П., Ильин И., Исаков Н., Калнин Э., Карцов П., Кедрин С., Клаузевиц К., Ковалевский П., Коменский Я., Короткевич А., Корф Н., Краснов П., Куропаткин А., Макаров С., Махров П., Месснер Э., Милютин Д., Морозов Н., Ницше Ф., Парский Д., Платон, Плутарх, Потемкин Г., Ростовцов Я., Румянцев П., Рыскин Н., Скобелев М., Смирнов В., Сосунцов Е., Спенсер Г., Суворов А., Сурин А., Ушинский К., Фадеев Р., Федотов Г., Флуг Ф., Франк С., Червинка Я., Шопенгауэр А., Шувалов П., Энгельман И., Яковлев П. и др.

Следует отметить, что использование идей указанных мыслителей вовсе не означает их механическое заимствование или же попытку соединить несовместимое, как это может показаться при взгляде на представителей столь разных школ и направлений. Нам удалось, как кажется, взять наиболее рациональное в том или ином взгляде, позиции и суждении, органически соединить это в стройное учение, базирующееся на нашей национальной почве, подчиненное национальным интересам России и соответствующее ее культурным и военным задачам.

Неоценимую роль в подготовке данного труда имели исторические работы, авторами которых являются: Антонов Н., Апухтин А., Баивов А., Бернацкий В., Берх В., Бескровный Л., Бецкой И., Бильдеринг А., Бирюков Н., Блонский П., Бобровский П., Богданович М., Боголепов С., Богословский М., Болотов А., Бутовский Н., Веселаго Ф., Волгин А., Волков С., Газенкампф М., Галенковский П., Галкин М., Гейсманс П., Геруа А., Гершельман Ф., Герштенвейг В., Глиноецкий Н., Голицын Н., Головин Н., Греков Ф., Де-Ливон В., Дельбрюк Г., Демков М., Деникин А., Динзе В., Дитмар С., Дмитриевский А., Дружинин К., Евдокимов Л., Жервэ Н., Кавтарадзе А., Коменский Я., Каптерев П., Карцов П., Кедрин В., Кедрин С., Керенский С., Керсновский А., Кладо Н., Клаузевиц К., Клюжев И., Ключевский В., Ковалевский М., Ковалевский П., Кованько П., Коновницын П., Корф С., Краснов П., Крит М., Куминский П., Лалаев М., Левшин Д., Лесгафт П., Макаров А., Макаров С., Маккавейский Н., Максутов М., Мариюшкин А., Маслов И., Машкин Н., Мельницкой Н., Меньшиков М., Михневич Н., Мусин-Пушкин А., Мышлаевский А., Недзвецкий В., Павлов-Сильванский Н., Панов А., Петров П., Пушкарев И., Режепо П., Рубинштейн М., Рычков В., Свечин А., Смирнов В., Соколов Н., Соколовский М., Спенсер Г., Строев В., Трескин Д., Ушинский К., Шильдер Н., Шмидт К., Юрьев Л., Яковлев А., Януш Л. и др.

Без произведений названных авторов, вне всякого сомнения, не могло бы быть и данной работы. Конечно, труды указанных авторов, неравнозначны по своему значению и содержанию, но мы не задаемся целью давать им какую-либо оценку, ибо данная задача не только не входит в наши планы, но и противоречит основной нашей идее подхода к трудам предшественников. Она такова: все сделанное ранее надо с благодарностью принять и учесть; не критиковать предшественников, а самому не допускать их ошибок.

Фактический материал по современному состоянию военной школы найден в многочисленных публикациях в прессе на страницах военных и гражданских журналов и газет. Кроме того, основанием для оценки состояния дел в современной военной школе стал и личный (более чем 20-летний) опыт работы автора в системе военно-учебных заведений, исследовательская и научная работа в течение 27-лет и более чем 30-летний опыт воинской службы в четырех военных округах (Московском, Сибирском, Среднеазиатском и Прибалтийском) .

Идеи, лежащие в основе данной работы, в разное время были предметом изучения в Генеральном штабе, Главном управлении военно-учебных заведений, Академии Генерального штаба, ряде других военных академий, военных училищ и центральных учреждений. Публикации, число которых более 200, думается, достаточно известны в военно-учебных заведениях.

Эти сведения приводятся здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть мысль о том, что мысль о данной работе вынашивалась давно, зрела в течение почти тридцати лет, пробивала себе дорогу в сложной борьбе с обстоятельствами и людьми.

Борьба эта, естественно, не оканчивается и изданием данного труда. Можно без всякого сомнения предположить, что найдутся и приверженцы авторских оценок и идей, но будут и те, которые не хотели бы ничего менять, а также и те, кому выгодно рутинное развитие военной школы России.

С чего начать?

Прежде всего нужно прислушаться к голосу тех, кто на своем горьком опыте узнал, к чему ведет пренебрежение к офицерскому вопросу. Со страниц незабвенных трудов русских патриотов звучит призыв к ныне живущим...

Прежде всего из армии следует изгнать тот нейтралитет к России, который имеет место. Равнодушная армия умирает как армия.(М.Меньшиков){2}. Мало одного духа солдат и офицеров, мало их горячего святого желания победы, нужны еще твердые умелые руки вождей, чтобы привести армию к победам. (Н.Морозов){3}. Высшему начальнику уже недостаточно только носить генеральский мундир: ему нужно иметь за собой авторитет боевого опыта, командный ценз на всех предыдущих ступенях иерархической лестницы и широкое военное образование. (П.Махров){4}.

Следует помнить, что настоящая, истинная сила армии заключается в воспитании такой общей самоотверженной рядовой массы командного состава, которая бы не гонялась за блестящими эффектами, не искала красивых лавров, а смело и твердо шла в бой, гордая своим высоким призванием и крепкая своим понятием о долге и истинном благородстве (Н.Морозов){5}.

При подготовке офицерского состава на первом месте следует поставить подготовку высшего командного состава. (Н.Головин){6}. «Пусть выступят вперед честные люди» (М.Меньшиков){7}, ибо горе той армии, где карьеризм и эгоизм безнаказанно царят среди вождей, где большинство генералов думает лишь о своем благополучии, служит из-за наград и отличий, ведут лишь свою линию(Н.Морозов){8}.

Следует помнить, что военное искусство не может и не должно у всех народов выливаться в одни и те же формы, быть всегда и везде одинаковым, вне зависимости от духа и особенностей народа. Спасение наше и возрождение может заключаться только в отрешении от иноземных устоев и возвращении к заветам славных вождей Российской армии (Н.Морозов){9}.

«Прежде всего обратите внимание на офицера». Вот эта мысль, которая неотступно должна преследовать нас при чтении проектов обновления армии. «Смотрите в корень», хочется сказать авторам: «помните, что сила армии не в солдатах, а в офицере».(Н.Морозов){10}

Пора отказаться от опасного заблуждения, будто хорошим офицером может быть всякий образованный человек ( В.Рычков){11}. Пусть лучше некомплект офицеров, чем комплект с такими личностями, как офицеры «Поединка»!(Дрозд-Боняческий){12}. Будущее за такой армией, где офицеры верят в высоту своей миссии, а не удерживаются только формами, чинами и орденами (А.Дмитриевский){13}.

Мы долго не хотели слышать этих слов.

Неужели и на это раз мы останемся глухи к этим пламенным воззваниям ?..

Дальше