Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Вступление

Когда в 1941 году было создано управление стратегической разведки — ведомство американской секретной разведывательной службы военного времени, — одной из основных идей, положенных в основу его работы, была новая и даже несколько дерзкая мысль о том, что ученые в некотором отношении могут заменить шпионов.

По-видимому, в силу того, что эта мысль оказалась правильной, после войны все больше людей стало приходить к убеждению, что в рамках существующей системы правительственных учреждений именно в органах разведки следует широко применять в работе методы исследования и опираться при этом даже на социальные науки.

Уже одно это дает достаточно оснований для пристального изучения нового вида разведки. Следует при этом учесть и другое: такие организации, как информационные отделы центрального разведывательного управления, информационное управление государственного департамента и даже органы стратегической разведки министерств армии, авиации и флота, уже проложили себе путь к участию в разработке внешнеполитических проблем и добились в этом своего признания.

В наше время имеет большое значение каждая организация, занимающаяся вопросами политики, и тем более организация, которая хотела бы или которой поручено работать в области, значение которой понимается еще далеко не всеми.

Функции различных органов и учреждений в правительственном аппарате редко бывают четко разграничены, хотя бы формально. Но внутри каждой такой организации или группы смежных организаций устанавливаются основные принципы и правила — здесь мы их будем называть доктринами, — которые [8] каждому новому работнику надлежит знать и неукоснительно им следовать. Ими руководствуются при определении роли организации, ее задач и ответственности, а также при разграничении обязанностей между организациями, работающими в той же или в смежной области.

Нельзя, конечно, думать, что эти доктрины представляют собой полное и абсолютно точное отражение действительности. Действительность гораздо сложнее (за что мы должны благодарить бога). В Вашингтоне нередки случаи, когда ответственность за работу в той или иной области или за принятие определенных решений перекладывается с одного ведомства на другое, что напоминает игру в мяч: два удара на одной стороне, затем передача мяча на другую сторону,

Часто бывает так, что организация, формально не несущая никакой ответственности в дайной области работы, фактически выполняет те же функции, что и организация, на которую последние возложены по закону. Особенно часто это имеет место во времена кризисов или при других чрезвычайных обстоятельствах.

В первые дни подготовки плана Маршалла, когда государственный департамент работал с предельной нагрузкой, часто по ночам и без выходных дней, если чиновники другого ведомства хотели решить какой-то вопрос, входящий в компетенцию государственного департамента, они сами должны были им заняться. И это был единственный путь. Кто чем занимался в те дни — сказать трудно.

Хотя доктрины и нельзя рассматривать как точное отражение практической деятельности, необходимо, однако, иметь в виду, что они оказывают на нее существенное влияние. Во-первых, доктрины являются как бы вехами, указывающими чиновнику границы его компетенции и предупреждающими его об опасности вторжения в чужую область работы; во-вторых, и это еще важнее, они намечают пути практического решения вопросов.

Хотя в это иногда и нелегко бывает поверить, но Вашингтон — не джунгли, где каждая организация борется против другой в стремлении захватить в свои руки как можно больше власти. Большинство государственных служащих — люди благоразумные, предпочитающие четкое и ясное разделение работы между всеми организациями монопольной ответственности за все. Иными словами, доктрины определяют те идеалы, к которым стремятся государственные служащие. [9]

Установить происхождение доктрины — дело нелегкое, так как принципы и правила, составляющие ее сущность, никогда не сводятся в единое целое и весьма редко где-либо фиксируются. Поэтому изложение этих принципов и правил следует искать в самых разнообразных источниках, проявляя при этом исключительную тщательность и читая, когда это нужно, между строк.

Одним из источников, позволяющих судить о доктринах, являются тексты законов, директив и инструкций, в соответствии с которыми были созданы различные разведывательные организации и которыми регулируются теперь отношения разведывательных органов с директивными и прочими органами правительства. Другим источником являются многочисленные междуведомственные докладные записки, протоколы и тому подобные документы, появившиеся в процессе подготовки и принятия этих официальных решений.

Примером таких документов могут служить многочисленные материалы управления стратегической разведки, подготовленные во время войны, когда различные разведывательные органы ожесточенно спорили вокруг проектов создания послевоенного ведомства разведки, а также огромное количество бумаг, появившихся при проведении различных реорганизаций (например, документы, появившиеся в результате работы комиссии Гувера), когда на поверхность всплывали проблемы, связанные с определением роли и функций разведывательных органов.

При установлении происхождения доктрин интересно познакомиться и со всем тем, что непосредственно относится к деятельности самих разведывательных органов: проблемами, возникавшими за последнее десятилетие; ролью, которую играли различные организации в их решении; характером инцидентов, вызвавших обвинение той или иной организации в невыполнении поставленных перед нею задач, в превышении полномочий и вторжении в область работы других организаций.

Имеется, кроме того, литература, написанная разведчиками или другими авторами на основе их личных наблюдений. И, наконец, можно обратиться к самим работникам, которые могут познакомить вас как с писаными, так и с неписаными законами разведки{2}. [10]

Задача автора книги — изучить все перечисленные виды источников и попытаться установить суть доктрин, определяющих работу разведывательных органов, критически рассмотреть эти доктрины и их различные варианты.

С этой целью книга разделена на три части.

Первая часть содержит некоторые сведения по истории американской разведки и о происхождении некоторых доктрин, рассматриваемых в последующих разделах книги. Здесь также кратко говорится о значении шпионажа, прослеживается путь развития информационных разведывательных организаций и в общих чертах дается представление о структуре существующих в настоящее время в Вашингтоне органов разведки.

Вторая часть посвящена разбору самих доктрин. Автор ставит задачей, во-первых, установить, насколько возможно, какие существуют доктрины, и, во-вторых, показать основные взгляды и принципы, которые лежат в их основе. По одной главе этой части отведено описанию взглядов отдельных категорий работников, имеющих отношение к разведке: государственных деятелей и крупных государственных чиновников, ответственных за определение и осуществление внешнеполитического курса, то есть основных потребителей стратегической разведывательной информации; руководителей разведывательных органов; практических работников разведки и, наконец, теоретиков разведки и специалистов, анализирующих всевозможные материалы и документы. В главе четвертой этой части рассматриваются различные взгляды на разведывательные доктрины.

В третьей части книги дается оценка каждой из рассматриваемых доктрин. Первостепенной задачей автора при этом является выработка практических принципов рационального решения проблем; вторая и третья задачи заключаются в том, чтобы оценить доктрины с точки зрения устанавливаемого этими принципами соотношения между теорией и практикой и предложить возможные пути и способы их улучшения.

Многие документы, использованные в книге, принадлежат Габриэлю Олмонду, Бернарду Коэну, Уильяму Кауфманну, [11] Уильяму Гамильтону и Клаусу Кнорру, и я рад возможности выразить им свою признательность.

Особо мне хочется поблагодарить Фредерика С. Данна, директора центра исследования международных отношений, за поддержку, оказанную мне, и интерес к моей работе, проявленный как лично им, так и работниками руководимого им центра.

Среди других лиц, читавших мою рукопись или отдельные ее разделы и давших мне полезные советы, хотелось бы поблагодарить Элинора Хилсмэна, Рута Загорина, Мириама Килера, Ричарда Гардинга, полковника Филиппа Лобэна, подполковника Антони Уэрмута и лейтенанта Хью Бэртли.

Приношу благодарность также Марте Сивиэр, Люси Армониа и Онеиде Гендерсон за неоднократную перепечатку рукописи на разных стадиях работы над нею.

За многообразную помощь, советы и содействие при подборе материалов остаюсь в долгу перед Говардом Пеннимэном, Эвроном Киркпатриком, Уиллмуром Кэнделлом, Полем Кэттенбергом, Алленом Эвансом, Шерманом Кентом, Шеффильдом Эдвардсом, Уильямом Дугганом, Ноксом Прюденом и Элен Берукстис.

Выражаю также свою признательность многочисленным работникам разведывательных организаций государственного департамента и канцелярии президента, которые охотно уделяли мне время, делясь своими взглядами и мнениями.

Наконец, считаю своим долгом поблагодарить исследовательский комитет Принстонского университета, а также профессоров университета Уильяма Эбенштейна и Джеймса Торпа за оказанную мне помощь и поддержку во время работы над книгой.

Весьма признателен «Инфантри джорнал пресс» и «Принстон юниверсити пресс», а также издателям «Вайтл спичис» за предоставленное мне разрешение цитировать опубликованные ими работы.

Роджер Хилсмэн.

Центр исследования международных отношений, Принстонский университет, Принстон, Нью-Джерси. [13]

Дальше