Примечания
{1} В переводной литературе эта организация встречается также под названием управления стратегических служб (УСС).
Прим. ред.
{2} Поскольку здесь нас интересуют больше проблемы политические и экономические, чем военные, мы не обращались к работникам министерства обороны. Следует иметь также в виду, что доктрины, определяющие задачи разведки в военных ведомствах, могут отличаться от тех, которыми руководствуются гражданские организации, о которых идет речь в книге.
{3} По вопросам шпионажа имеется обширная литература. Интересующиеся вопросами разведки могут обратиться к двум библиографиям, составленным и изданным информационным управлением государственного департамента; см. «Intelligence, a Bibliography о! Its Functions, Methods and Techniques», Part I, Bibliography № 33, December 20, 1948; «Intelligence, a Bibliography of Its Functions, Methods and Techniques», Part II: Periodical and Newspaper Articles, Bibliography № 33, April 11, 1949.
(Переводчик неточно транскрибировал фамилию упомянутого прусского сыщика и разведчика. Правильно Вильгельм Штибер (Wilhelm Stieber).)
{4} Англия объявила войну Германии не 4, а 5 августа
. Прим. ред.
{5} Liddell Hart В. Н., The Real War, 1914–1918, Little Brown and Co., Boston, 1930, p 396; Rowan R. W., Espionage, Encyclopedia of the Social Sciences, edited by E. Seligman, Macmillan and Co., New York, 1937, vol. V, p. 594. Роуан считает, что на ход большинства крупных операций этой войны шпионаж не оказал никакого влияния.
{6} См. Richardson S. W., General Counsel for the Joint Congressional Investigation Committee on Pearl Harbor, «Why Were We Caught Napping at Pearl Harbor?»
The Saturday Evening Post, vol. 219, No. 47, May 24, 1947; Bureau of the Budget Report «Intelligence and Security Activities of the Government», dated September 20, 1945 (mimeographed); Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton University Press, Princeton New Jersey, 1949, p. 160; Pettee S. G., The Future of American Secret Intelligence, Washington D. C., Infantry Journal Press, 1946, p. 7.
{7} Многие из основных документов, использованных при написании этой главы, опубликованы юридической комиссией сената. См. «Hearing Before the Subcommittee to Investigate the Administration of the Internal Security Act and Other International Security Laws of the Committee on the Judiciary, United States Senate, Eighty-third Congress, First Session, on Interlocking Subversion in Government Departments», June 25, 1953, Part 13, United States Government Printing Office, Washington D. C.; Bureau of the Budget Report, «Intelligence and Security Activities of the Government», dated September 20, 1945; «Intelligence Objectives, Department of State
Bulletin, May 12, 1946, p. 826 (a statement of the «Russell Plan» to break up the State Department intelligence unit); «The National Security Act of 1947», 80th Congress, First Session, Public Law 253; «The Function of the Military Intelligence Division», published by MID, GS, October 1, 1918;»War Department General Order No. 80», August 26, 1918; «Hearings Before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack», 79th Congress, First Session, United States Government Printing Office; «Executive Order 8820», dated July 11, 1941; «Minutes of the Joint Intelligence Committee».
{8} «Hearing Before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack», 79th Congress, First Session, United States Government Printing Office, p. 803.
{9} Bureau of the Budget Report, «Intelligence and Security Activities of the Government», dated September 20, 1945.
{10} Совет национальной безопасности был создан как совещательный орган при президенте. Совет должен обеспечивать согласованное решение внутренних, внешнеполитических и военных проблем, связанных с интересами национальной безопасности, создавая военному ведомству и другим министерствам условия для более плодотворного сотрудничества в этой области. Совет состоит из президента, вице-президента, государственного секретаря, министра обороны и начальника управления мобилизации для обороны (вопросы оказания помощи другим странам входят в компетенцию государственного департамента). Руководители других ведомств и их заместители могут быть назначены членами совета президентом с согласия или по рекомендации сената.
{11} Пункты «а», «б» и «в» опущены. В них говорится об административных вопросах, и в том числе о возможности назначения на пост начальника центрального разведывательного управления как военнослужащих, так и гражданских лиц.
{12} О правах центрального разведывательного управления сказано также в книге Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1949, p. 83–87.
{13} По-английски эти управления называются Bureaus и Offices. Возглавляются они помощниками государственного секретаря (министра иностранных дел США).
Прим. ред.
{14} Поскольку в книге исследуются главным образом проблемы, касающиеся политических и экономических, а не военных аспектов деятельности разведки, то в случаях, когда нас интересовали взгляды государственных деятелей, мы обращались к ответственным чиновникам государственного департамента и канцелярии президента; когда нас интересовали взгляды руководителей разведывательных органов, мы обращались к ответственным чиновникам центрального разведывательного управления и информационного управления государственного департамента.
{15} Круг лиц, у которых решено было взять интервью, автор решил ограничить государственными деятелями и ответственными чиновниками, являющимися непосредственными потребителями разведывательной информации и потому имеющими возможность оказывать влияние на деятельность разведки. В их число входят начальники и заместители начальников региональных и функциональных управлений и начальники отделов государственного департамента, а также равные им должностные лица из канцелярии президента.
{16} По соображениям секретности в книге приведены только те примеры, которые иллюстрируют основные концепции, не раскрывая сущности классифицируемой информации.
{17} Общие обзоры по странам представляют собой систематически пересматриваемые доклады. Они содержат обширную информацию по политическим, экономическим, военным и другим вопросам и составляются на каждую страну мира. Описание обзоров по странам, данное генералом Майлсом в его показаниях перед комиссией по расследованию событий в Пирл-Харборе, см. «Hearing Before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack», 79th Congress, First Session, United States Government Printing Office, p. 783; Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1949.
{18} Это мнение разделяется также членами специальной группы комиссии Гувера по иностранным делам, которые пришли к заключению, что работа разведывательных органов приобретает чересчур «академический характер». См. «Task Force Report on Foreign Affairs» (Appendix H), prepared for the Commission on Organization of the Executive Branch of the Government, U. S. Government Printing Office, January, 1949, p. 95; «The Commission on Organization of the Executive Branch of the Government», Foreign Affairs, a Report to the Congress, U. S. Government Printing Office, February, 1949, p. 15, 16, 56, 57.
{19} О стремлении государственных деятелей использовать разведывательные органы для подборки материалов и фактов по отдельным проблемам, лишив их одновременно права «интерпретировать» эти факты, см. Leighton A. H., Human Relations in a Changing World, E. P. Dutton and Co., Inc., New York, 1949, p. 120. Лейтон рассказывает, что в правительственных кругах любят шутить, говоря, что административных работников социальные науки интересуют с той же точки зрения, с какой пьяного интересует уличный фонарь: как опора, но отнюдь не как источник света (см. стр. 128 книги Лейтона). С другими примерами разведывательной информации, интересующей политических деятелей, можно познакомиться в «Hearings before the Military Affairs Committee, United States Senate, 79th Congress, 1st Session, on S. 84 and S. 1482». См. также документы «специальной группы № 2 по реорганизации» («Reorganization Task Force № 2») государственного департамента. (Эта специальная группа была создана комиссиями государственного департамента, которые в соответствии с рекомендациями доклада комиссии Гувера готовили предложения по реорганизации своего ведомства.)
{20} Он рассказал, что информационная служба обобщила в докладе материалы, долгое время поступавшие из американского посольства в данной стране. Подобного рода обобщения, по его мнению, весьма полезны и интересны. Однако у государственных деятелей нет времени, чтобы самим выполнять эту очень трудоемкую работу. Что же касается разведки, то она с успехом может заниматься этим полезным делом,
{21} Характерно, но не удивительно, что в приводимых примерах речь чаще всего идет о странах, находящихся в сфере советского влияния. Работа в этом направлении наиболее сложна и ответственна, и поэтому соответствующие работники, отбрасывая в сторону всякие предрассудки, охотно используют помощь со стороны. По этому же вопросу имеются высказывания и в докладе комиссии Гувера. См. «The Intelligence Program of the Department of State», Appendix VI С of the Foreign Affairs Task Force Report (unpublished, Library of Congress); «Task Force Report on Foreign Affairs» (Appendix H prepared for the Commission on Organization of the Executive Branch of the Government, U/S. Government Printing Office January 1949.
{22} Штаб политического планирования был создан вскоре после окончания войны для осуществления «перспективного планирования». Первым его руководителем был Джордж Ф. Кеннан.
{23} Александр Лейтон указывает, что во многих правительственных ведомствах существует такое разделение между функциями «добывания» фактов и их «интерпретации», причем право делать последнее сохраняют за собой государственные деятели и их высокопоставленные советники (см. Leighton A. H., Human Relations in a Changing World, E. P. Dutton and Co., Inc., New York, 1949, p. 178). Почти все ответственные чиновники, с которыми мы беседовали, соглашаются с тем, что разделение сфер ответственности между разведкой и политикой должно происходить именно в соответствии с этим принципом. Некоторые, однако, указывали, что это не дает основания для создания независимого централизованного разведывательного органа. Соображения такого рода, очевидно, были вызваны теми ожесточенными разногласиями, которые возникли в 1945 году после передачи государственному департаменту информационной службы управления стратегической разведки, а также теми страхами, которые в связи с этим охватили руководителей старых управлений и отделов госдепартамента. Таким образом, в то время как в документах, подготовленных работниками разведки, настойчиво отстаивалась мысль о необходимости создания информационной службы разведки, не зависимой от политических отделов и управлений госдепартамента органа, который может быть наиболее объективен, в документах, подготовленных политическими руководителями, это предложение пытались игнорировать, а в двух документах против него даже возражали, правда в косвенной форме. См. Annex IV, «Form of Intelligence Organization proposed by the Geographic Offices», of SC-185, dated February 12, 1946, озаглавленный «Secretary’s Staff Committee-Permanent Location and Organization of the Office of Research and Intelligence» and part IV, «Analysis of Argument in Support of Centralized Intelligence Organization» of Mr. Donald Russell’s Report to the Secretary, dated February 25, 1946, on Staff Committee Document No SC-185, который воспроизводится в Exhibit No. 264 and Exhibit No. 265 of the «Hearing Before the Subcommittee to Investigate the Administration of the International Security Act», p. 856, 865.
{24} В культурной антропологии принята концепция, согласно которой люди одной культурной группы имеют одинаковое мировоззрение, которое определяет их отношение к явлениям и образ их действий. По этому вопросу см. работы Рута Бенедикта, Абрама Кардинера, Клайда Клакгона, Кора Дюбуа, Ральфа Линтона, Маргарет Мид и Джофрея Горера. В области политических наук эта концепция нашла интересное применение в следующих двух книгах: Almond G. A., The American People and Foreign Policy, Harcourt, Brace and Co., New York 1950; Leites N., A Study of Bolshevism, The Free Press, Glencoe, Illinois, 1953.
{25} В данном случае государственный деятель так называет работников внешнеполитического ведомства.
{26} Leighton A. H., Human Relations in a Changing World, E. P. Dutton and Co., Inc., New York, 1949, p. 152–154.
{27} См. Almond G. A., The American People and Foreign Policy, Harcourt, Brace and Co., New York, 1950, p. 51. Между недооценкой всестороннего обоснования политических проблем и пренебрежением к работникам информационной службы разведки и экспертам, очевидно, имеется какая-то связь. Связь между этой формой антиинтеллектуализма и отношением к опыту, вероятно, еще более тесная (см. ниже раздел относительно опыта).
{28} Практицизм, упрощенчество, организационные перестройки.
{29} Чаще всего необходимость создания какого-то прибора диктуется определенной идеей. Так, например, идея о существовании микроорганизмов вызвала необходимость создания микроскопа.
{30} Фрейд, Зигмунд (1856–1939) известный австрийский врач и ученый, выдвинувший теорию психоанализа. Как специальная лечебная теория психоанализ содержит в себе много ценных научных положений. Однако метод и выводы этой теории Фрейд и его последователи распространили на коллективную психологию, пытаясь объяснить социальную жизнь людей биологическими инстинктами и влечениями. Эта реакционная сторона его учения, получившего в советской критической литературе название фрейдизма, целиком и полностью служит интересам империалистической буржуазии. Его философские и социологические воззрения являются чисто идеалистическими и представляют одну из форм буржуазной реакции на материализм.
Прим. ред.
{31} Кейнс, Джон Мейнард (1883–1946) известный английский экономист. Был представителем английского казначейства на Версальской мирной конференции в 1919 году. Резко критиковал Версальский мир, доказывая его невыполнимость в экономическом отношении
Прим. ред.
{32} В 1754 году после опубликования сказочных приключений трех принцев острова Serendip (Цейлона), которые благодаря счастливому случаю сделали совершенно неожиданные для себя открытия, Горас Уолпол создал термин «serendipity» специально для обозначения ценного неожиданного открытия, сделанного благодаря случаю или особой проницательности, практичности ума. С недавних пор этот термин снова стал употребляться в литературе и в том же значении для обозначения счастливых случайностей в научно-исследовательской работе и подчеркивания значения научной подготовленности для успешного использования таких счастливых случайностей (см. Merton R. К., Social Theory and Social Structure, The Free Press, Glencoe, Illinois, 1949). Например, когда выращиваемые в лаборатории бактерии оказались убитыми грибком, случайно проникшим через окно, неосторожно оставленное открытым, неподготовленный научный работник ограничился бы тем, что выбросил погибшую культуру бактерий и стал бы разводить новую. Но пытливый ум сэра Александра Флеминга понял огромное значение этого случая, что и привело к открытию пенициллина и всего семейства антибиотиков.
К сожалению, термин «serendipity» иногда неправильно используется для обозначения внезапного вдохновения, позволяющего исследователю после какого-то периода работы выдвинуть важную гипотезу. Опасность подобного использования этого термина заключается в том, что люди могут быть введены в заблуждение, поняв его так, что в исследовательской работе можно погрузиться в гущу фактов, выдвинуть любую из множества возможных гипотез и без тщательного ее анализа прийти к открытию.
{33} Хорошая научная подготовка является главным условием объективности. В процессе такой подготовки ученый овладевает приемами выявления ошибок. Ему становится ясно, что очень трудно будет быстро обнаружить ошибки при подборе фактов, допущенные вследствие даже небольшой небрежности, если он позволит себе игнорировать ряд фактов. Наконец, он приобретет сумму моральных ценностей, способность контролировать свои бессознательные импульсы. Все это обычно помогает избегать по крайней мере наиболее грубых ошибок. Трудно обнаружимые ошибки будут, очевидно, неизбежны, и мы перестанем их делать только тогда, когда наши знания станут более совершенными.
{34} Персонаж популярных английских детских песенок (Шалтай-Болтай). Имя нарицательное для неповоротливых, неуклюжих людей.
Прим. ред.
{35} Представление о том, что факты сами по себе дают ответы на интересующие нас вопросы, конечно, не совпадает с представлением, что только человек, имеющий практический опыт, может избрать правильный курс. Поскольку, однако, идеи и представления этого рода относятся частично к подсознательным, нет нужды, чтобы они совпадали. Более того, подобное совпадение было бы действительно подозрительным.
{36} А1mоnd G. A., The American People and Foreign Policy
, Harcourt, Brace and Co., New York, 1950, p. 52.
{37} Хотя взгляды генерала Донована на роль разведки ясны и незыблемы, они не систематизированы ни в одной фундаментальной работе. Они излагаются в многочисленных статьях, речах, а также во многих правительственных документах за его подписью. Большинство документов еще не классифицировано. В нашей книге цитируются только опубликованные источники.
{38} Dоnоvan W. J., A Central Intelligence Agency: Foreign Policy Must Be Based on Facts,
Vital Speeches, May 1, 1946, p. 446.
{39} Donovan W. J., A Central Intelligence Agency: Foreign Policy Must Be Based on Facts,
Vital Speeches, May 1, 1946, p. 448.
{41} «Hearings Before the Committee on Armed Services», United States Senate, Eightieth Congress, First Session, on S. 758, Part 3, United States Government Printing-office, p. 491 ff.
{42} «Hearings Before the Committee on Armed Services». United States Senate, Eightieth Congress, First Session, on S. 758, Part 3, United States Government Printing Office, p. 498.
{44} «Hearings Before the Committee on Armed Services», United
States Senate, Eightieth Congress, First Session, on S. 758, Part 3, United States Government Printing Office, p. 499.
{46} Rear Admiral Hillеnkоеtter R. H., Using the World’s Information Sources,
Army Information Digest, vol. 3, № 11, November, 1948.
{49} Rear Admiral Hillеnkоеtter R. H., Using the World’s Information Sources,
Army Information Digest, vol. 3, № 11, November, 1948, p. 5.
{51} The New York Times, June 27, 1950, p. 3.
{52} Wilson R., Our Intelligence Blunders Can Destroy Us,
Look, April 28, 1951.
{53} Здесь автор искажает хорошо известные факты, из которых явствует, что нападающей стороной была Южная Корея.
Прим. ред.
{54} Кrосk A.,
The New York Times, August 25, 1950, p. 20.
{55} См. памятную записку специального помощника государственного секретаря Альфреда Маккормака, направленную им 10 января 1946 года начальнику бюджетного управления Гарольду Смиту.
{56} «Hearings Before the Special Committee of the Committee on Military Affairs», 21st January, 1946, House of Representatives, 79th Congress, Second Session, p. 999 (не опубликовано).
{57} Для более подробного ознакомления со взглядами Маккормака на роль фактов см. «Memorandum to European Neutrals Specialist, MIS» от 13 декабря 1947 года и «Memorandum on the Balkan Countries», подписанные Альфредом Маккормаком. Эти документы находятся в комиссии палаты представителей по делам вооруженных сил (см. также меморандум госдепартамента «Permanent Location and Organization of the Office of Research and Intelligence», воспроизведенный в качестве документа № 264 в сборнике «Hearing Before the Subcommittee to Investigate the Administration of the Internal Security Act and Other Security Laws of the Committee on the Judiciary, United States Senate, Eighty-third Congress, First Session, on Interlocking Subversion in Government Departments», Part 13, United States Government Printing Office, Washington, D. C., June 25, 1953). В последнем документе Маккормак утверждает, что задача информационной службы разведки сводится к сбору фактов и что воздержание работников разведки от участия в проведении политики является не только обязательным и выдержавшим проверку временем условием работы таких разведывательных органов, которые накопили особенно богатый опыт в этой области, например военной разведки, но оно должно также стать и основным условием работы судебных и других органов юстиции. Маккормак цитирует заключения английского комитета по вопросу о полномочиях министров. В этом документе утверждается, что высокоразвитый в интеллектуальном отношении человек может остаться беспристрастным в случае, когда затрагиваются его материальные интересы, но в редких случаях он может оказаться беспристрастным, когда затрагиваются его политические убеждения. Он цитирует также заявление в поддержку предложения о создании центрального разведывательного органа; в нем указывается, что правительственные ведомства не могут выступать в роли беспристрастных органов по сбору и распространению фактов, что они будут стараться толковать эти факты в соответствии со стоящими перед ними задачами и проводимой ими политикой. Там же говорится, что независимость мнений и беспристрастный подход к фактам могут быть обеспечены только при том условии, что разведывательный орган будет выполнять лишь разведывательные функции, а руководить им будут только профессиональные разведчики.
{58} «Memorandum Respecting Section 202 (Central Intelligence Agency) to the Bill to Provide for a National Defense Establishment, Submitted by Allen W. Dulles», April 25, 1947; «Hearings Before the Committee on Armed Services», United States Senate, 80th Congress, 1st Session, on S. 758, p. 525 ff.
{59} «Hearings Before the Committee on Armed Services», United States Senate, 80th Congress, 1st Session, on S. 758, p. 525.
{61} «Hearings Before the Committee on Armed Services», United States Senate, 80th Congress, 1st Session, on S. 758, p 525.
{62} К нему нередко прибегают как в популярной литературе, так и в документах, касающихся разведки.
{63} Работники разведки, не в пример государственным деятелям, подготовляют огромное количество документов и даже издают много материалов, где излагают свои взгляды на роль разведки. В дополнение к огромному количеству документов, собранных в правительственных архивах (особенно много документов относится к тому времени, когда в управлении стратегической разведки обсуждались планы послевоенной организации разведки, а также к периодам многочисленных реорганизаций, когда на поверхность всплывали вопросы философии разведки), имеются и частные собрания документов, например личный архив генерала Донована. Однако с целью соблюдения требований секретности и принятого нами порядка использования иллюстративных материалов, вызванного необходимостью прибегать к интервью, чтобы выяснить мнения государственных деятелей, все примеры, приводимые в этой главе, нами взяты только из интервью. Здесь автор поставил себе целью познакомить читателя с общими взглядами начальников функциональных и географических отделов различных информационно-исследовательских организаций и с взглядами одного двух работников из каждого отдела, на которых опираются в своей работе эти начальники, поскольку их взгляды могут оказывать непосредственное влияние на формирование разведывательных доктрин.
{64} Изучение Франции не входило в сферу деятельности этого работника. Его попросили проиллюстрировать свои взгляды по. этому вопросу на примере движения де Голля только с той целью, чтобы избежать возможного разглашения каких-либо секретов.
{65} Этот работник разведки расходится со своими коллегами и по другим вопросам. В разделе, где разбираются «радикальные» предложения, он цитируется вторым.
{66} Kendall W., The Function of Intelligence,
World Politics, vol. I, № 4, July, 1949, p. 549.
{67} См., например, House Report № 2734, «A Report on the System Currently Employed in the Collection, Evaluation and Dissemination of Intelligence Affecting the War Potential of the United States», 79th Congress, 2nd Session, U. S. Government Printing Office. Особенно см. те разделы, которые касаются заговора Бадольо.
{68} См. Almond G. A., The American People and Foreign Policy, Harcourt, Brace and Co., New York, 1950, p. 50; Commager H. S., The American Mind, Yale University Press, New Haven, 1950, p. 409, 410.
{69} Одно из крупнейших сражений Гражданской войны в Америке. В этом сражении, происходившем 1–3 июля 1863 года, армия южан потерпела крупное поражение. В результате в ходе войны произошел перелом в пользу Севера.
Прим. ред.
{70} Так государственные деятели на Западе называют чанкайшистов.
Прим. ред.
{71} Четвертый работник из этой группы, мнение которого здесь не приводится, придерживается, очевидно, взглядов третьего работника разведки.
{72} Следует отметить, что в данном случае речь идет скорее всего об изменении взглядов отдельных работников, а, конечно, не о коллективной попытке пересмотреть существующие доктрины и взгляды на роль разведки. Так, к примеру, третий работник разведки, решительно отвергавший существующую разведывательную доктрину, спустя несколько месяцев после нашей с ним беседы ушел в отставку.
{73} Pettee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington D. C., 1946; Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton, N. Y., 1949; Kendall W., The Function of Intelligence,
World Politics, July, 1949.
{74} Издав свою книгу, Кент вернулся на работу в разведку. Сейчас он возглавляет один из самых важных отделов центрального разведывательного управления.
{75} Реttee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington, D. C., 1946, p. 34.
{76} Реttee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington, D. C., 1946, p. 83.
{77} Шерман Кент рассматривает тот же вопрос как проблему руководства. См. раздел о Кенте.
{78} Свою книгу Петти написал до создания совета национальной безопасности.
{79} Реttee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington, D. C., 1946, p. 117.
{80} Реttee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington, D. C., 1946, p. 67.
{81} Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton, N. Y., 1949, p. 58, 59.
{83} Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton. N. Y., 1949, p. 182.
{84} Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton, N. Y.. 1949, p. 198.
{85} Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton, N. Y., 1949, p. 199.
Для сравнения вспомните, что говорилось о роли фактов в гл. IV.
{86} Кеndall W., The Function of Intelligence,
World Politics, July, 1949, p. 549.
{87} Об ошибочности концепции коллективного разума см. Аllport F. H., Social Psychology, Houghton Mifflin Company, New York, 1924, p. 4–10.
{88} Приведенные ниже требования сформулированы Максом Вебером, см. Weber M., The Theory of Social and Economic Organization, translated by Henderson A. M. and Parsons Т., Oxford University Press, New York, 1947, p. 115–118; Weber M., Methodology of the Social Sciences, translated by Shils E. A. and Finch H., The Free Press, Glencoe, Illinois, 1949, p. 52, 53.
{89} Термин «ценности» автором употребляется в самом широком смысле. Им он обозначает как высшие идеологические, политические, моральные, эстетические и другие ценности, так и самые разнообразные интересы, начиная от интересов всего общества и кончая своекорыстными интересами отдельных общественных групп и лиц. Поэтому в соответствующих случаях наряду с термином «ценности» в переводе употребляется термин «интересы».
Прим. ред.
{90} Имеется в виду Роберт Шуман.
Прим. ред.
{91} Toynbee A. J., The Lessons of History, Peaceful Change, ed. Manning C.A.W., MacMillan and Co., London, 1937, p. 34.
{92} Хотя Соединенные Штаты недавно также предоставили независимость части своей заморской империи Филиппинским островам, это, вероятно, не является результатом изменения их интересов. Большинство американцев никогда полностью не признавало целей заокеанского империализма, и предоставление независимости Филиппинам, возможно, лишь показывает, что американцы склонны проявлять равнодушие ко всему, что находится за границами их собственной страны, и что стремление части американцев к власти над другими не может сплотить их в группу, достаточно сильную, чтобы нанести поражение другим группам, объединившимся под лозунгами изоляционизма, традиционной свободы и некоторых материалистических соображений. (Готовность, с которой Соединенные Штаты предоставили независимость этой стране, по крайней мере отчасти, объясняется нажимом американцев владельцев сахарных плантаций, с которыми конкурировали филиппинцы.) См. «Peaceful Change, Proceedings of the Tenth International Studies Conference», Paris, 1937; «International Institute of Intellectual Cooperation, League of Nations», Paris, 1938, p. 178,
{93} См., например, Kent S., Strategic Intelligence for American World Policy, Princeton, N. Y., 1949, p. 81, 82; Реttee G. S., The Future of American Secret Intelligence, Washington, D. C., 1946, p. 104
{94} Goudsmit S., Alsos, Schuman H., New York, 1947. Возглавлял эту группу д-р Гудсмит.
{95} Как указывалось выше, информационно-исследовательские органы разведки не только не пользуются никакими преимуществами в получении сведений, поступающих по различным каналам, но, напротив, находятся в этом отношении в невыгодном положении по сравнению с рядом других правительственных учреждений. Донесения резидентур одновременно с информационно-исследовательскими органами разведки получают правительственные органы, ответственные за разработку и проведение внешней политики. Кроме того, указанные политические органы получают важные сведения от своих работников, которые на местах проводят в жизнь принятые политические решения. Разведка же эту информацию получает позже либо же вовсе не получает.
{96} Churchill W. S., The Second World War, vol. Ill, The Grand Alliance, Houghton, Mifflin Company, Boston, 1950, p. 354–361.
{97} Данное утверждение представляет собой злостный выпад против Советского Союза, поскольку захватническая политика чужда самой природе советского государства. Советский Союз никогда не ставил и не мог ставить перед собой задачу раздела каких-либо государств, и в том числе Британской Империи.
Прим. ред.
{98} См. Dunn F., Education and Foreign Affairs: A Challenge for the Universities, The Public Service and University Education, edited by McLean J. E., Princeton University Press, Princeton; New Jersey, 1949; Leigh ton A. H., Human Relations in a Changing World, E. P. Dutton and Co., Inc., New York, 1949; Almond G. A., The American People and Foreign Policy, Harcourt, Brace and Co., New York, 1950; Вaileу S. K-, Congress Makes a Law, the Story Behind the Employment Act of 194b, Columbia University Press, New York, 1950.
{99} Almond G. A., The American People and Foreign Policy, Harcourt, Brace and Co., New York, 1950.