Организация, мобилизация и обучение
После того как точно подсчитано количество необходимых орудий и установлены их типы, а также приняты соответствующие меры для снабжения мобилизованных войск необходимой материальной частью, окончена техническая разработка и изготовление хотя бы нескольких образцов тех орудий, которые будут изготовляться с момента объявления войны большими сериями, наконец, после того как систематическая подготовка мобилизации промышленности обеспечит своевременный переход на военное производство и его правильное развитие, остается еще организовать артиллерию, т. е. свести ее основные единицы батареи и Дивизионы в органические соединения, снабженные всеми необходимыми для их деятельности средствами, дать им [274] соответствующее вооружение и распределить их между крупными соединениями дивизиями, армейскими корпусами и главным резервом. Другими словами, остается распределить артиллерию по частям мобилизованной армии, а следовательно, установить ее распределение по частям армии мирного времени, ибо последняя должна включать все соединения военного времени.
Эта работа входит в компетенцию генерального штаба, который выясняет соответствие возможностей и условий мирного времени с тактическими и техническими требованиями военного времени и согласовывает их между собой, жертвуя в наименьшей степени как теми, так и другими.
Важность этой работы не подлежит сомнению. Ибо от распределения артиллерии между крупными соединениями, целесообразной придачи материальной части, от пропорции, соблюденной между отдельными родами войск и подразделениями одного и того же рода войск, от установленного порядка подчиненности, от намеченного и подготовленного взаимодействия и, наконец, от организации управления полностью зависит своевременное прибытие на поле сражения многочисленных и разнообразных орудий современной артиллерии, их рациональное использование и их общая производительность.
История последней войны дает много поразительных примеров недочетов организации, которые пришлось исправлять под давлением обстоятельств, допуская при этом все ошибки, присущие поспешной импровизации. Между прочим, в области артиллерии можно указать на следующее:
неправильное включение 155-мм С. T. R. гаубицы Римальо в состав армейской артиллерии, в то время как ее надлежащее место было в корпусной артиллерии, или даже, вследствие ее незначительной дальнобойности, в дивизионной;
нецелесообразное уничтожение корпусной артиллерии и восстановление ее в другом виде с менее удовлетворительной организацией;
отсутствие тяжелой артиллерии, которую пришлось создавать из самых разнообразных орудий и организационные формы которой пришлось постепенно нащупывать;
отсутствие артиллерийских резервов и в особенности главного артиллерийского резерва;
несоответствие между органами снабжения, необходимыми пехоте и артиллерии;
опасные пробелы в организации управления артиллерией и ряд ошибок соответствующих уставов и т. д. [275]
Многие из этих недочетов были обнаружены лишь опытом войны, и никого поэтому нельзя в них обвинять. Однако ряд других недостатков был отмечен дальновидными людьми еще в мирное время, но они не были исправлены из-за противодействия некоторых лиц, которые не всегда руководствовались общими интересами.
В настоящее время, после сурового опыта четырехлетней войны, ясно показавшего всю опасность позднего раскаяния, мы вправе полагать, что стремления всех будут направлены к разработке и осуществлению такой организации артиллерии, которая явится наиболее целесообразной, наиболее соответствующей требованиям мобилизации и самой многообещающей в отношении ее боевого могущества.
Артиллерия мирного времени должна включать все основные органы, необходимые для формирования артиллерии военного времени, и для более легкого перехода от одной организации к другой нужно, чтобы подготовка этого рода войск и его мобилизация были обеспечены.
Артиллерия, больше чем какой-либо другой род войск, нуждается в хорошем кадровом составе. Действительность огня батарей прямо пропорциональна знаниям ее офицеров и унтер-офицеров. Многочисленная прислуга, необходимая для обслуживания современной материальной части, является фактически лишь рабочей силой; она должна уметь правильно и быстро выполнять ограниченное число механических операций, как-то: разряжание, заряжание, наводка, выстрел, но не играет никакой роли в разработке плана стрельбы и в ее подготовке. Последнее всецело возлагается на офицеров, унтер-офицеры же наблюдают за правильностью выполнения команд. Нередко батарею или дивизион сравнивают с заводом, где рабочие под руководством мастеров работают у станков, не проявляя собственной инициативы и не имея представления о цели своего труда, направляемого творческой мыслью инженеров и директора предприятия{143}.
Это сравнение тем точнее, чем крупнее калибр орудия и чем больше его дальнобойность. В легкой артиллерии в некоторых случаях играет роль инициатива и личные качества прислуги; так, при стрельбе прямой наводкой умение наводчика значительно влияет на результат стрельбы. Впрочем, подобные случаи становятся все более и более редкими, по мере увеличения дальнобойности; теперь, как правило, применяется стрельба непрямой наводкой, постепенно становясь единственным способом стрельбы. При обслуживании более крупных калибров обязанности прислуги все [276] более и более механизируются, и, наконец, солдат, обслуживающий крупные калибры тяжелой артиллерии и артиллерии большой мощности, является в сущности простым рабочим.
Таким образом, ценность артиллерии измеряется ценностью ее начальников. Ясно поэтому, какую важную роль играет подготовка ее командного состава.
Правда, эта мысль не нова; нужно, однако, выяснить, какие именно качества должна выявлять и развивать эта подготовка. До войны в нашей легкой артиллерии, которая представляла собой почти всю нашу артиллерию, у офицеров, прежде всего, ценили их маневренный дух, способность командовать, рыцарские таланты и эти качества в них стремились всячески развить. Обучение стрельбе шло позади. Наибольшей популярностью и, почетом пользовались офицеры конных батарей; все будущие офицеры считали за честь служить в этом подразделении артиллерии; напротив, офицерам опытных комиссий, пеших полков, береговых батарей и технических служб уделялось мало внимания, их почти не считали за военных, полагая, что они занимаются отвлеченными вопросами, не имеющими прямого отношения к военному искусству.
Но пришла война, разрушила всю эту иерархию и решительно перевернула эти взгляды. Тотчас же было замечено, что красивые перестроения совершенно неприменимы во время боя, что выезд на позиции производится обычно шагом, чаще всего ночью и во всех случаях без какого-либо церемониала. Наконец, выяснилось также, что организация стрельбы, ведение огня и поддержание связи ставят задачи иного порядка, требующие другого, более продуманного подхода. Поняли также, что артиллерия существует только для того, чтобы стрелять, что только действительность ее огня имеет существенное значение и что эта действительность главным образом зависит от научной разработки методов стрельбы и от технической подготовки офицеров. Стало очевидно, что математика, балистика, физика, метеорология имеют в полевой артиллерии более широкое применение, чем спортивная подготовка, элегантная посадка на коне и красивая отдача команд. Нужно отдать артиллеристам справедливость они не упорствовали в своих ошибках и энергично принялись за работу, стремясь наверстать потерянное время, заполнить пробелы своей подготовки и приспособиться к новым требованиям современной войны. Лишь благодаря солидной научной подготовке большинства офицеров, полученной ими в школах в начале карьеры, [277] артиллерии удалось в течение войны создать, хотя и не без промедления и нащупывания, солидно обоснованную техническую доктрину, удовлетворяющую всем требованиям{144}.
Эта превосходная специальная подготовка командного состава артиллерии, признаваемая даже нашими противниками{145}, должна быть не только сохранена, но и развита, чтобы иметь возможность в будущем успешно преодолевать возрастающие трудности боевого применения артиллерии. Этот вопрос чрезвычайно важен и должен быть разрешен при реорганизации артиллерии. Программы подготовительных, специальных и повторных школ должны быть построены таким образом, чтобы артиллерийские офицеры всех чинов возобновляли в этих школах свои предыдущие познания и приобретали бы новые; кроме того, нужно, чтобы и в самих частях начальники и офицеры могли обучать своих подчиненных и подготовлять офицеров запаса.
Подготовка командного состава должна проводиться таким образом, чтобы все артиллерийские офицеры были способны командовать соединениями всех подразделений этого рода войск, если не сразу, то по крайней мере после кратковременной дополнительной подготовки. В будущем не должны повторяться случаи, слишком часто встречавшиеся во время войны, когда начальники дивизионной артиллерии настойчиво требовали прикомандирования офицеров тяжелой артиллерии, если в их подчинение поступала часть тяжелой артиллерии, которой они не умели управлять. В настоящее время не должно быть офицеров полевой, осадной, легкой, тяжелой артиллерии, все артиллеристы должны знать свойства и способы применения орудий всех типов.
В отношении солдат дело обстоит совершенно иначе. От канониров нельзя требовать умения обслуживать все орудия. При существующем кратком сроке службы для такой подготовки нехватит времени. Необходима специализация. Нужно, следовательно, чтобы все подразделения артиллерии и все специальности были представлены в армии мирного времени достаточным числом частей и соединений, что позволит без промедления направить обученных артиллеристов в резервные формирования каждого подразделения этого рода войск.
Однако специализация должна итти еще дальше. Теперь обслуживание орудий и верховая езда не являются уже, как прежде, единственными предметами обучения. В настоящее время в число последних должны войти телефонная и радиотелеграфная связь, изучение свойств боеприпасов и обращения [278] с ними, а также оборудование позиций, управление автомобилем, уход за материальной частью и т. д. Каждый солдат должен иметь лишь общее понятие о всех этих предметах, но сложность каждого из них требует от исполнителей чрезвычайно узкой специализации. Даже от унтер-офицеров нельзя требовать, как в прежнее время, универсальных знаний. Только офицеры могут и должны знать все; в течение своей службы им не раз придется специализироваться в различных областях артиллерийского дела.
Из всего изложенного видно, какую ошибку совершают те, которые предлагают сократить до минимума число артиллерийских соединений в мирное время, заменив их центрами обучения, куда непосредственно должны поступать новобранцы. Сложность и разнообразие современной подготовки командного состава и солдат артиллерии не позволяют сосредоточить в одном центре обучения более 1 000–1200 человек, без ущерба для успешности занятий. Эта цифра как раз соответствует численности хорошо организованного и укомплектованного полка, который и следует считать настоящим центром обучения артиллерии.
Организация, артиллерии мирного времени должна не только преследовать цель солидной подготовки командного состава и солдат, но, кроме того, во время мобилизации должна обеспечивать быстроту и правильность комплектования при переходе к организации военного времени: быстрота необходима потому, что всякая организация, требующая после мобилизации еще нескольких недель или месяцев для своего завершения, может привести к опасным последствиям; правильность комплектования важна потому, что действительность артиллерийского огня, как мы уже видели, зависит почти целиком от качеств командного состава.
Для правильного понимания всей трудности этой задачи нужно ознакомиться с механизмом перехода артиллерии от организации мирного времени к организации военного времени. Когда говорят, что батарея формирует при мобилизации два, три, четыре новых соединения, то это не значит, что ее личный состав распределяется поровну между этими формированиями; на самом деле кадровая батарея выделяет активное ядро специалистов и унтер-офицеров, вокруг которых и группируются резервисты. Состав этого ядра зависит от формируемого соединения: если речь идет, например, о батарее, то выделяются орудийные начальники, наводчики и телефонисты; для формирования автопарков нужны унтер-офицеры, техники, мастеровые, шоферы и т. д. [279]
Если бы имелась полная уверенность в том, что среди призванных найдутся все необходимые специалисты, способные немедленно, без всякой подготовки, выполнять свои обязанности в бою, то мобилизационные ячейки, о которых мы только что говорили, были бы не нужны. Но очевидно, что подготовка некоторых специалистов, как то: наводчиков и т. д., отличается сложностью и, продолжительностью, и нельзя, например, немедленно поручить шоферу таксомотора управление тяжелым трактором.
Это является одним из главных мотивов, по которым число соединений военного времени обусловливает до некоторой степени число соединений мирного времени; последнее не может опускаться ниже определенной цифры, так как в противном случае мобилизация не может быть удачной.
Согласно опыту войны и на основании предварительных исчислений командования возможно с достаточной точностью определить «коэфициент делимости» артиллерийской части при мобилизации, понимая под этим термином то число новых единиц, которое формирует кадровая часть. Разумеется, этот коэфициент различен для разных видов артиллерии: для легкой артиллерии он выражается наименьшим числом, затем увеличивается вместе с калибром орудия и достигает своего максимума в тяжелой артиллерии большой мощности, что легко усмотреть из сказанного нами выше относительно роли личного состава этих видов артиллерии. Однако в среднем он колеблется между 3 и 4.
Как мы уже отмечали, личный состав мирного времени участвует в формировании соединений военного времени лишь в виде ядра специалистов. В настоящее время резервисты еще обладают опытом войны, благодаря чему соответствующие ячейки специалистов могут быть сокращены до минимума, и вместе с тем число формирующих соединений может быть увеличено свыше 4, без ущерба для их жизнеспособности; однако наступит время, когда призывные не будут уже обладать таким опытом. Подготовка призывных классов, прошедших лишь 18-месячную, а может быть и 12-месячную службу, будет недостаточно основательна и будет быстро забываться при возвращении к гражданской жизни. С этого времени состав активных ячеек должен быть значительно усилен. Закон о кадрах не может не учитывать этих условий будущего. Сокращение состава этих ячеек ниже указанной нами цифры явилось бы непониманием уроков минувшей войны и было бы смертельным ударом столь совершенному и мощному орудию, оставленному [280] нам как наследие этой войны; кроме того, это означало бы недооценку нашего противника, неполностью разоруженного и уже восстанавливающего свою промышленную мощь для создания нового оружия.
Из сказанного видно, насколько сложна задача разработки закона о кадрах и численности артиллерии.
Прежде всего, командование должно установить число орудий всех типов, необходимое для мобилизованной армии. Исходя из этой цифры, генеральный штаб определяет число соединений (батарей, органов снабжения, транспорта, ремонта и т. д.), необходимых для обслуживания этих орудий. Основываясь на количестве этих соединений, устанавливает число частей мирного времени для каждого вида артиллерии. Наконец, принимая во внимание условия обучения, жизни и формирования мобилизационных ячеек, устанавливается численность каждого соединения мирного времени, и в сумме численность этих основных единиц дает общую численность артиллерии армии мирного времени.
Приведенные нами в настоящей главе аргументы можно было бы подкрепить еще целым рядом соображений. Однако в таком случае мы вышли бы из намеченных нами рамок; кроме того, мы полагаем, что наш беглый обзор в достаточной мере привлекает внимание к сложным вопросам организации и намечает их правильное решение. [281]