Планирование и управление промышленным потенциалом
Иное разграничение обязанностей мы увидим, когда познакомимся с другим большим комплексом вопросов, а именно с заблаговременным планированием и управлением промышленным потенциалом. В решении этих вопросов тоже необходимо широкое участие всех общественных и государственных организаций, начиная от общины и кончая высшими федеральными органами, а также промышленных и кустарных предприятий, промышленных и торговых советов, профсоюзов, транспортных и снабженческих организаций, сельского хозяйства, потребительских обществ и так далее. Но только один руководящий орган может отвечать за общее планирование и осуществление всех необходимых мероприятий. Ответственность за то, чтобы в случае войны на основе этого планирования использовать все потенциальные силы и средства Федеративной республики в интересах сохранения страны как государственного и экономического целого, падает на федеральное правительство.
Мы уже говорили, что выполнение этой задачи возможно лишь при участии различных учреждений и широких кругов общественности. Главное здесь в умелой координации действий и в обеспечении взаимодействия. Ни один центральный орган сам по себе не в состоянии даже приблизительно охватить все многообразие затронутых вопросов, не говоря уже об их детальном изучении. В вопросах руководства должно быть обеспечено взаимодействие различных министерств хозяйства, продовольственного снабжения, транспорта, труда, обороны, внутренних и даже иностранных дел. При этом основное внимание будет уделяться не официально-административной, а практической стороне деятельности. Разумеется, что и [99] руководящие работники соответствующего отдела ведомства гражданской обороны должны иметь практический опыт деятельности в области экономики, транспорта и использования рабочей силы.
Напрашивается вывод, что для выполнения столь многообразной работы будет явно недостаточно отдела федерального ведомства или позднее самостоятельного управления. Здесь необходимо иметь целое министерство. Но как только подобная работа будет поручена одному из классических министерств, оно немедленно начнет дублировать работу других «коллег». Поэтому наиболее правильным организационным решением вопроса явилось бы создание на время войны министерства промышленного производства, а на остальное время межминистерского комитета. Однако эффективность работы подобного комитета, собирающегося на заседания лишь время от времени, вряд ли будет высокой. В лучшем случае он сможет наметить общее направление работы и вынести свое решение по отдельным принципиальным вопросам. Здесь же речь идет о постоянной работе по планированию, базирующейся на богатом фактическом материале и проводимой в тесном взаимодействии с многочисленными органами самых различных ведомств. Следовательно, целесообразнее всего было бы создать специальный комитет при федеральном совете обороны, который систематически разрабатывал бы основные указания и принимал по мере необходимости окончательные решения. Практическая же разработка всех вопросов осуществлялась бы федеральным ведомством гражданской обороны совместно со всеми заинтересованными организациями. Как известно, федеральное ведомство гражданской обороны в мирное время занимается планированием, а с началом войны руководит практическим осуществлением всех намеченных мероприятий. Необходимо добиться, чтобы и в военное время все участвующие в гражданской обороне органы активно сотрудничали в решении поставленных задач и несли за них совместную ответственность.
Подобное решение вопроса было бы наиболее целесообразно для Федеративной республики еще и потому, что по сравнению с положением Германии в 1939 году обстановка резко изменилась. Федеративная республика ни в мирное время, ни во время войны не будет иметь такой военной промышленности, какой располагал третий рейх. [100]
Стремление к обеспечению ряда важных факторов, характерных для военной экономики Германии того периода (автаркия в снабжении сырьем военной и пищевой промышленности, создание необходимых для их развития мощностей, а также плановое перемещение тяжелой промышленности), в условиях Федеративной республики снято с повестки дня самой обстановкой, и было бы совершенно бесполезно делать какие-либо попытки в этом направлении. Выполнение обязательств Федеративной республики по формированию и оснащению своих вооруженных сил в материальном отношении может быть обеспечено существующим уровнем производства мирного времени. Тяжелое оружие и танки должны быть поставлены союзниками. Учитывая близость Федеративной республики к району возможных боевых действий, нецелесообразно создавать в будущем специальные заводы по производству этих видов вооружения. Таким образом, материальное оснащение вооруженных сил не потребует создания специальной военной промышленности. Потребности вооруженных сил, не удовлетворенные поставками из-за границы, могут быть покрыты за счет возможностей существующей промышленности.
Можно наверняка предположить, что во время войны требования вооруженных сил к промышленности возрастут. Но к этому времени немецкая промышленность в соответствии с обстановкой сократит производство в других отраслях, а высвободившиеся мощности могут быть направлены на покрытие возросших потребностей армии. Одна из задач ведомства гражданской обороны как раз и будет заключаться в заблаговременном планировании подобной перестройки промышленности в соответствии с теми или иными требованиями военного времени.
Аналогичное положение создастся и в деле снабжения продовольствием. Здесь тоже принцип автаркии неосуществим. Задача будет заключаться в изыскании достаточных дополнительных источников для получения различных наиболее нужных продуктов, которые окажутся дефицитными. При этом придется учитывать также и последствия потери некоторых районов страны. Для предотвращения осложнений в области снабжения должны быть созданы необходимые продовольственные запасы.
Подобным образом придется решать также вопрос об использовании рабочей силы. По мере развития событий [101] может оказаться необходимой переброска рабочей силы из одного района в другой. Уже вызванный ходом военных действий отход из отдельных районов страны и запланированная заранее или вынужденная впоследствии эвакуация гражданского населения неизбежно повлекут за собой такое перемещение промышленности и рабочей силы. А рабочая сила, особенно квалифицированная, имеет столь важное значение для гражданской обороны, что ею ни и коем случае нельзя пренебрегать или же использовать не по назначению. Уже сказанного достаточно, чтобы привлечь внимание к новым задачам, которые в соответствии с изменившейся обстановкой возникнут при распределении и расходовании людских ресурсов и решение которых должно быть заблаговременно продумано. При отсутствии центрального органа, который был бы в состоянии учитывать и согласовывать все нужды гражданского населения и потребности вооруженных сил, неизбежно создастся такое положение, при котором в случае возникновения войны все усилия будут направлены на удовлетворение потребностей армии, а нужды гражданского населения могут оказаться отодвинутыми на задний план. Само собой разумеется, потребности вооруженных сил во время войны должны будут удовлетворяться в первую очередь. Но продуманное заблаговременное планирование, сосредоточенное в одних руках, поможет избежать крайности, при которой предпочтение интересов фронта вылилось бы в такие формы, что этим был бы нанесен ущерб гражданскому сектору и особенно возможностям гражданской обороны.
Новые требования будут предъявляться к руководству промышленным потенциалом и в ходе самой войны. О возможности потери ряда промышленных районов в ходе военных действий мы уже говорили. В результате воздействия современных боевых средств могут быть опустошены целые области и на более или менее продолжительное время выведены из строя важные промышленные предприятия. Таким образом, внезапно может выпасть жизненно важное звено в системе производства. Возникнет необходимость в быстром восстановлении пострадавших объектов или в импровизированном создании аналогичных новых предприятий, что потребует сосредоточения экономических и технических усилий в определенном месте. В соответствии с этой задачей и придется использовать имеющиеся в распоряжении рабочую силу и оборудование. [102]
Во время войны придется считаться со значительными разрушениями. Они могут принять настолько большие размеры, что крупные города с их важными для общего дела обороны функциями окажутся полностью отрезанными от внешнего мира и перестанут играть свою роль. В том случае, если эти функции слишком важны с точки зрения интересов обороны всей страны, придется приступить к расчистке и восстановлению жизненно важных объектов разрушенных городов. В значительных размерах восстановления потребуют также поврежденные промышленные предприятия, продолжение работы которых будет иметь первостепенное значение. В дальнейшем ходе войны придется изыскивать новые возможности для размещения гражданского населения и строить бомбоубежища для его защиты. Для выполнения всех этих задач, резко отличающихся от задач мирного времени, понадобится заблаговременно спланировать и затем в случае войны осуществить мобилизацию строительной промышленности.
События последних лет минувшей войны со всей очевидностью показали, что в военное время существуют и другие исключительно важные задачи. Нет необходимости говорить, например, о значении транспорта, являющегося своего рода системой кровеносных сосудов в государственном организме. Нарушение и тем более полное прекращение его функционирования могут иметь роковые последствия. Мнение, будто рост автомобильного парка и появление современной транспортной авиации уменьшили значение железных дорог как основного транспортного средства, ошибочно. Эти виды транспорта, несомненно, играют важную роль, но носят вспомогательный характер и не могут обеспечить перевозок в течение продолжительного времени. Об опасности, которой подвержено внутреннее судоходство, уже говорилось раньше, так что его тоже нельзя рассматривать как надежный фактор в вопросе разгрузки железных дорог. Поэтому устранение всякого рода осложнений на транспорте и изыскание всевозможных средств для поддержания его нормальной работы является основным требованием гражданской обороны. Возложить всю ответственность за выполнение этой важной задачи только на федеральное управление железных дорог означало бы закрыть глаза на имеющийся опыт и на угрожающую нам в будущем опасность. [103]
Примерно так же обстоит дело и с заботой о сохранении производства энергии. От него зависит жизнь населения, так как электроэнергия необходима, в частности, для осуществления водоснабжения. Без электроэнергии немыслимо промышленное производство от водоотливных работ при добыче угля до последних операций при выпуске готовой продукции. От нее в настоящее время полностью зависят сельское хозяйство, пищевая промышленность и, наконец, по мере электрификации немецких железных дорог работа транспорта. Хотя во время последней войны трудности в области производства электроэнергии наступили лишь на заключительном этапе борьбы, возможность парализации жизни и промышленности страны посредством разрушения энергетической базы представляет значительную опасность и заслуживает особого внимания. При планировании и руководстве экономическим потенциалом должны быть предусмотрены специальные мероприятия по обеспечению бесперебойного производства электроэнергии, а также в случае необходимости по изысканию временных источников энергии и посылке на наиболее важные участки специалистов с целью восстановления положения в критической обстановке. Речь идет не о вмешательстве в чужую компетенцию, а о квалифицированной помощи за счет общегосударственных резервов в интересах быстрого обеспечения выполнения производственных задач.
Мы выйдем далеко за рамки нашей темы, если попытаемся детально разбирать все группы вопросов, относящиеся к планированию и руководству промышленным потенциалом. К тому же работа с каждой из этих групп требует наличия специальных знаний. Следовательно, планирование и руководство должны осуществляться с учетом особенностей каждой специальной области вопросов и с привлечением соответствующих этим задачам кадров и непосредственно отвечающих за их решение инстанций. С другой же стороны, даже приведенные в данной книге общие положения достаточно убедительно подтверждают необходимость заблаговременного планирования в интересах сохранения способности к сопротивлению и важность централизованного руководства в отличие от беспорядочных действий в период второй мировой войны. Они показывают также различия между современным планированием и планированием прошлого. Ниже [104] мы кратко коснемся некоторых наиболее важных вопросов, относящихся к планированию и руководству промышленным потенциалом.
Значение общих данных о промышленном потенциале
Общие данные о промышленном потенциале являются исходным пунктом и основой для всех дальнейших расчетов. В работе по их собиранию примут активное участие федеральное статистическое управление и соответствующие экономические институты. При этом задача будет сводиться к получению данных не только о промышленном производстве вообще, но и о распределении выпускаемой продукции, а также о занятой в отдельных отраслях производства рабочей силе и ее профессиональном составе. Данные о потенциале рабочей силы должны учитывать возможное сокращение ее численности в результате призывов в вооруженные силы и включение в производство дополнительных контингентов. Кроме того, необходимо располагать сведениями о материальных запасах и наличии свободной рабочей силы.
На основе подобных данных можно строить дальнейшее изучение потребностей в снабжении на случай войны и способов их удовлетворения. Осуществление планирования в этом направлении предполагает, что в работе примут широкое участие как ведомства-производители, так и ведомства-потребители. С этой целью заинтересованные федеральные ведомства должны будут создать высший комитет, а различные экономические группы комитеты гражданской обороны. По аналогии с федеральными комитетами в землях при соответствующих коммунальных организациях и земельных союзах различных отраслей промышленности должны быть созданы региональные комитеты. Работа всех этих органов над вопросами планирования на случай войны имеет в первую очередь то преимущество, что она обеспечит полными данными о потребностях в военное время и способах их удовлетворения и, кроме того, позволит разработать документацию, которая послужит необходимой основой для перестройки работы промышленности в военное время. Сопоставление потребностей в снабжении и возможностей их покрытия в военное время позволит сделать необходимые [105] выводы о том, какие подготовительные мероприятия должны быть проведены. Эти мероприятия могут, например, заключаться в том, чтобы путем перестройки работы в той или иной отрасли промышленности предупредить нехватку соответствующей продукции. Может оказаться необходимым подготовить эвакуацию в безопасные районы важных с точки зрения поддержания необходимого уровня производства предприятий, расположенных на территории, которую с началом войны предположительно придется оставить. Кроме того, на основании указанных данных удастся выяснить, на каких участках и в каких размерах потребуется помощь извне для удовлетворения насущных потребностей, а также каким образом и в каком объеме понадобится создавать запасы.
Знание и учет территориальных возможностей страны
Как командир не может обойтись без топографической карты, по которой он отдает свои распоряжения, так и органы гражданской обороны должны опираться в своей деятельности на хорошее знание территории Федеративной республики. Данные об имеющихся в распоряжении силах и средствах и точное знание территориальных возможностей своей страны являются двумя основными предпосылками для проведения всех необходимых мероприятий по гражданской обороне. Это важно не только с точки зрения необходимости перебазирования промышленных предприятий из районов, подлежащих эвакуации, в другие, пригодные для их размещения пункты, о чем уже говорилось выше. В интересах защиты гражданского населения органам гражданской обороны, например, далеко не безразлично, какие районы на территории Федеративной республики приобретают важное военное значение. По той же причине и в интересах обеспечения бесперебойного выпуска продукции гражданская оборона должна стремиться к тому, чтобы в ходе дальнейшего развития промышленности не допускать ее концентрации в отдельных районах и особенно сосредоточения в одном месте предприятий, имеющих наиболее важное значение для экономики страны. Создание и правильное размещение складов тоже возможно лишь на основе знания и учета территориальных особенностей различных районов. В случае необходимости [106] создания во время войны новых сооружений только хорошее знание и всесторонний учет территориальных особенностей отдельных районов могут явиться надежным основанием для принятия правильного решения. Таким образом, интересы гражданской обороны потребуют усиленной работы в области изучения территориальных возможностей страны, которое должно опираться прежде всего на аналогичную деятельность органов земель.
Создание запасов
Заблаговременное создание запасов издавна являлось одним из важнейших средств для преодоления кризисных ситуаций. Значение этого мероприятия в настоящее время еще более возросло. Теперь придется создавать запасы не только дефицитных для данной страны материалов, нехватки которых следует ожидать, но и самых насущных предметов потребления, необходимых для того, чтобы вообще выжить. В современной войне наибольший ущерб принесут внезапные удары в первые недели после начала военных действий. Сомнительно, чтобы вызванный ими шок и последующие замешательство и путаница позволили продолжать нормальное производство и распределение предметов потребления, как это имело место в мирное время. Определенные перебои будут, во всяком случае, неизбежны. Даже если через некоторое время и удастся в известной степени наладить производство и распределение, нельзя забывать того факта, что в результате ударов при помощи новых видов оружия по портам, перевалочным пунктам и железнодорожным узлам Федеративная республика лишится подвоза из-за границы, без которого она в существующей обстановке не может обойтись. Кроме того, целые области в результате военных действий могут оказаться отрезанными от источников своего существования. Применение ядерного оружия может привести к радиоактивному заражению неправильно хранимых продовольственных запасов, что сделает их непригодными к употреблению. Во всех этих случаях выход из положения обеспечит только создание достаточного количества необходимых запасов с учетом обеспечения их сохранности.
Следовательно, нужно предусмотреть, что, где и как запасать. Даже такая богатая страна, как США, создает обширные запасы. Осуществление программы создания [107] запасов началось в США с 1946 года. Цель программы сделать страну в случае войны независимой от ввоза наиболее необходимых материалов из-за океана. Стоимость запасов оценивается в 11,2 млрд. долларов. Все запасы хранятся на 259 складах, рассредоточенных по всей территории США. По американским данным, стоимость запасов сырья в результате повышения цен на мировом рынке возросла почти на 0,5 млрд. долларов. Другие государства (Швейцария, Швеция, Голландия и Англия) тоже создают подобные запасы. Учитывая тот факт, что Советский Союз располагает самым крупным подводным флотом, нельзя упускать из виду опасность оказаться отрезанным от подвоза из-за океана, существующую наряду с угрозой нападения с воздуха на порты и перевалочные пункты. И даже в том случае, если Федеративная республика будет опираться на помощь соседних союзных стран, возможность оказания этой помощи будет ограничена. Исходя из этого, всегда необходимо иметь достаточное количество запасов, чтобы избежать перебоев в снабжении.
Отсюда опять-таки вытекает необходимость заблаговременного определения, что и в каких размерах должно быть запасено. Следует продумать также вопрос о том, как запасать. В Швейцарии создание запасов обеспечивается путем заключения контрактов с частными хозяйствами на создание складов с соответствующими запасами. Государство выдает ссуды на эти цели под небольшой процент. Кроме того, с целью поощрения и обеспечения создания подобных складов их владельцам предоставляется право распоряжаться частью запасов и гарантируются льготы при обложении военным налогом. Запасы, находящиеся в распоряжении хозяйственных органов и государственных предприятий, здесь не учитываются. Кроме того, всем швейцарским семьям рекомендовано создавать домашние запасы. Снабжение армии осуществляется параллельно с созданием подобных запасов и обеспечивается путем заключения специальных договоров с хозяйственными организациями. Запасы хранятся вблизи центров мобилизации.
Хотя Швейцария из-за своего положения вынуждена стремиться к полной автаркии в вопросах снабжения, все же практикуемые ею способы создания запасов и их распределение представляют интерес и для Федеративной [108] республики. Они просты и практичны. Однако в условиях Федеративной республики труднее решить вопрос, где и как хранить создаваемые запасы. Придется в одинаковой степени учитывать как наличие открытых границ на востоке и возможную эвакуацию приграничных областей, так и предположительные направления движения масс людей к определенным районам сосредоточения. Немаловажен также вопрос о способах хранения, обеспечивающих запасы от внешних воздействий.
Особое значение приобретает создание достаточного количества запасов горючего. При возникновении любых военных действий потребление горючего резко возрастет. Это относится к его потреблению как для военных целей, так и в неменьшей степени для гражданских. Но в первое время нельзя рассчитывать на регулярный подвоз из-за океана, так как весь наличный тоннаж будет целиком использоваться непосредственно в военных целях. Строительство нефтепроводов на территории Федеративной республики хотя и гарантирует в достаточной мере доставку горючего, тем не менее не освобождает от необходимости создания его запасов в интересах гражданского сектора, а это в свою очередь требует учета потребностей в горючем на определенный промежуток времени и рационального размещения его запасов в защищенных складах. Если не будет проявлено необходимой заботы о создании запасов, то все запланированные мероприятия по гражданской обороне с самого начала натолкнутся на значительные затруднения и не будут достаточно эффективными.
Во всех случаях, когда существует или ожидается недостаток жизненно важных товаров, должно быть подготовлено их правильное распределение между различными органами и населением, ограничение потребления и введение карточной системы. Как ни горька и неприятна подобная перспектива для населения, привыкшего к преимуществам свободного рынка, в борьбе не на жизнь, а на смерть она является неизбежной.
В остальном, учитывая накопленный в этой области многолетний опыт, нет необходимости освещать затронутые вопросы более детально.
Руководство строительством
Ограничение строительства в связи с началом войны является само собой разумеющейся необходимостью, вытекающей [109] из изменения обстановки. Во время второй мировой войны объем строительства также быстро сокращался. В 1941 году он составлял немногим больше половины довоенного уровня, а в 1944 году сократился до 1/3. Больше всего, естественно, пострадало жилищное строительство. Если в 1937 году было построено 320 тыс. квартир, то в 1941 году только 86 тыс., а в 1944 лишь 30 тыс. Основная масса строительных работ приходилась на расширение базы сырьевой промышленности. Количество лиц, занятых в строительной промышленности, сократилось с 2530 тыс. в 1939 году до 1 млн. в 1944 году. Последняя строительная программа была всецело подчинена задачам военного времени и включала в себя восстановление важных в военном отношении предприятий и транспортных сооружений, строительство аэродромов для новейших самолетов и подземных сооружений. Таким образом, строительная промышленность превратилась в непосредственное орудие обороны страны.
В случае новой войны можно с полной уверенностью ожидать, что перестройка строительной промышленности на выполнение задач военного времени произойдет еще скорее. В стране, расположенной на стыке между Востоком и Западом, жилищное строительство с началом войны должно практически полностью прекратиться. Капиталовложения в строительство предприятий с целью увеличения производственных мощностей в стране, которая неспособна больше быть экономически независимой, также в значительной степени отпадают. С другой стороны, окажется неизбежным повышение требований к строительной промышленности в связи с огромной разрушительной силой современного оружия.
Поэтому необходимо будет предусмотреть не сокращение строительства и переброску рабочей силы в другие отрасли хозяйства, а переключение строительной промышленности на выполнение иных задач. Задачи эти будут заключаться в оборудовании помещений для размещения масс беженцев или эвакуированных, в строительстве новых зданий для предприятий, которые необходимо перевести в относительно безопасные районы, в проведении широких строительных мероприятий по созданию убежищ для защиты гражданского населения, потребность в которых будет ощущаться до последнего момента, в создании вспомогательных сооружений вне района подвергающихся [110] опасности сооружений мирного времени с целью обеспечения работы железнодорожного и остального транспорта. Кроме того, строительной промышленности придется вести обширные строительные работы в районах, подвергшихся сильному разрушению, восстанавливать пострадавшие жизненно важные предприятия и выполнять ряд других задач, обусловленных военной обстановкой. Характер и объем перечисленных задач таков, что для их быстрого и эффективного решения строительная промышленность должна начать подготовку заблаговременно. Ибо тут понадобится не только, чтобы строительные фирмы, сохранив сработавшийся аппарат, не утратили своей производственной мощности, но также чтобы правильно был решен вопрос об их наиболее целесообразном использовании с учетом специфических особенностей каждой фирмы и в соответствии с этим определены их задачи. Кроме того, необходимо, чтобы фирмы имели в достаточном количестве все необходимое для выполнения их задач современное оборудование, требование, которое имеет для успеха дела почти такое же важное значение, как и мастерство специалистов. Наконец, должно быть обеспечено производство необходимых строительных материалов. Во всех этих областях придется в тесном сотрудничестве с руководящими органами строительной промышленности изыскивать возможности для быстрой перестройки на военный лад.
Исходя из такого изменения функций строительной промышленности, можно в общих чертах обрисовать ее организационную структуру применительно к задачам военного времени. Некоторая часть строительных организаций будет и во время войны продолжать в ограниченных размерах обычное строительство, как правило, в своем районе. Другая часть на основе соответствующих контрактов будет привлечена к крупному строительству, которое в зависимости от обстановки может проводиться в различных районах. Третью часть, соответствующим образом организованную, предусматривается использовать в качестве подвижной группы для выполнения неотложных задач по расчистке развалин и скоростному строительству. Подобная заблаговременная подготовка и организация строительной промышленности должны обеспечить ее быструю мобилизацию на выполнение неотложных задач [111] и превратить ее в полезное звено в цепи мероприятий по гражданской обороне.
Не исключено, что бундесвер тоже будет предъявлять срочные требования к строительной промышленности и ее организациям. Такого рода задачи также должны включаться в соответствующие планы строительных мероприятий, и их следует выполнять в первую очередь.
Чрезвычайные вспомогательные мероприятия
Если в соответствии с известным изречением «стратегия является системой чрезвычайных вспомогательных мероприятий», то всю руководящую работу по организации гражданской обороны можно рассматривать как типичную гражданскую стратегию, ибо ее задача заключается в том, чтобы, несмотря на самые тяжелые удары противника, обеспечить дальнейшее существование государства, его экономики и населения.
Это положение относится ко всем областям жизни и деятельности государства, и в первую очередь к наиболее уязвимым из них. Так, опыт второй мировой войны со всей очевидностью показал в этой связи значение транспорта. Нельзя, ссылаясь на резко изменившуюся обстановку, утверждать, что подобное положение в будущем не повторится. Если раньше определяющее влияние на обстановку оказывало превосходство противника в воздухе над территорией Германии, то в настоящее время появился новый фактор в виде несравненно большей разрушительной силы современного сверхмощного оружия с его возможностями воздействия на любой район в глубоком тылу. Как уже указывалось в другом месте, новое оружие представляет особую угрозу для транспортных сооружений, занимающих значительные площади. По опыту второй мировой войны эта угроза должна считаться наиболее серьезной, и для борьбы с нею должны быть сделаны соответствующие приготовления и найдены необходимые чрезвычайные меры помощи.
В первую очередь скажем о мероприятиях, которые могут быть осуществлены самими федеральными железными дорогами, несущими на себе основную тяжесть всех перевозок. Учитывая опасность, угрожающую всем крупным сооружениям, следует в будущем избегать расширения подобных объектов и создания новых. Территориальное [112] рассредоточение одного крупного объекта на несколько мелких, расположенных на некотором расстоянии друг от друга уже обеспечивает некоторую защиту. Необходимо подумать, нельзя ли в случае войны рассредоточить уже существующие крупные транспортные объекты, например сортировочные станции и вагоно и паровозоремонтные заводы, заменив их большим количеством мелких сооружений.
Несмотря на все меры предосторожности и гибкое руководство, может наступить такое положение, когда на отдельных дорогах все же не удастся предотвратить перебои в осуществлении жизненно важных перевозок. В подобных случаях железнодорожному транспорту должна быть оказана оперативная помощь извне. При выходе из строя протяженных участков дорог можно временно использовать для перевозок моторизованные колонны, а при разрушении мостов или виадуков переброска наиболее важных грузов может осуществляться при помощи вертолетов. Параллельно, однако, должны проводиться интенсивные восстановительные работы. Германские железные дороги не будут в состоянии осуществить их своими силами с необходимой быстротой. Поэтому при наступлении подобного кризиса на транспорте последнему должна быть обеспечена квалифицированная помощь извне. Мнение, будто подобные попытки бесполезны, является ошибочным. Во время второй мировой войны, например, железнодорожные станции бывали настолько сильно разрушены, что их восстановление казалось совершенно невозможным. И все же при известном напряжении сил с этой задачей удавалось справляться.
Конечно, может создаться такая обстановка, при которой любые восстановительные работы будут сводиться на нет последующими разрушениями, как это имело место на заключительном этапе минувшей войны, когда такие систематические разрушения приводили к полному прекращению работы транспорта. Подобная опасность может возникнуть и в будущей войне, поскольку с помощью управляемого оружия легко держать крупные транспортные объекты под непрерывным обстрелом. Эта опасность угрожает как железнодорожному транспорту, так и крупным портам. Поэтому должны быть заблаговременно созданы предпосылки, необходимые для того, чтобы в случае нужды задачи, выполняемые крупными объектами, можно [113] было переложить на ряд более мелких. Кроме того, необходимо подумать, нельзя ли путем быстрой переброски подвижных и легко монтируемых сооружений создать в заранее выбранных и неизвестных противнику местах новые временные станции и порты. Перенесение подобных сооружений с места на место должно лишить противника возможности быстрого обнаружения этих важных целей. Если союзникам в свое время удалось создать плавучие гавани и другие технические чудеса, то почему же немецкие инженеры окажутся не в состоянии решить стоящие перед ними аналогичные проблемы? Разумеется, подобные чрезвычайные мероприятия должны быть подготовлены заранее, чтобы при необходимости к ним можно было прибегнуть, располагая соответственно обученным персоналом.
Не менее важным для сохранения жизни и работоспособности населения является обеспечение снабжения электроэнергией. Значение электроэнергии для повседневной жизни, для транспорта, для всей экономики страны в целом и каждой семьи в отдельности не нуждается в специальном обосновании. Нелишне напомнить, что во время второй мировой войны немецкая энергетическая промышленность, несмотря на сильное воздействие противника, до середины 1944 года работала весьма продуктивно. По данным имперского диспетчерского управления, к 1 января 1944 года общая мощность электростанций уменьшилась лишь на 370 тыс. квт, а к 1 января 1945 года уже на 2060 тыс. и в последующие месяцы того же года на 3365 тыс., а затем даже на 4090 тыс. квт. Первое время нанесенный ущерб удавалось компенсировать главным образом путем привлечения специализированных фирм и оказания взаимной помощи. В дальнейшем подобных мер самопомощи было уже недостаточно. Приходилось постоянно прибегать к помощи строительных организаций отрядов Тодта и технических войск. И здесь катастрофа наступила, с одной стороны, из-за недостатка угля и перебоев в работе железных дорог, а с другой из-за постоянно повторявшихся ударов, последствия которых не успевали устранять.
В нынешних условиях система немецкой единой энергетической сети благодаря своей широкой разветвленности позволяет обеспечивать тот или иной район электроэнергией с разных направлений и тем самым обеспечивает высокую [114] степень надежности электроснабжения. К тому же энергетическая сеть не ограничена одной Германией и может рассматриваться как часть общеевропейской сети. Это преимущество до некоторой степени уменьшается из-за относительной уязвимости электростанций и в первую очередь необходимых для передачи энергии распределительных подстанций и линий электропередач. При выходе из строя подстанций целая область может оказаться лишенной электроэнергии, несмотря на то, что работа самих электростанций будет продолжаться. Поэтому на восстановление распределительной сети часто понадобится значительно больше усилий, чем на восстановление поврежденных электростанций.
При осуществлении мероприятий по обеспечению снабжения электроэнергией придется в первую очередь рассчитывать на меры защиты, принимаемые на самом производстве. Свое первое выражение они найдут в обеспечении защиты для персонала и основных агрегатов станций путем мероприятий строительного и организационного характера. Необходимо будет также установить, в какой степени подобные мероприятия смогут быть применены и для защиты распределительных и трансформаторных подстанций. Делу обеспечения снабжения электроэнергией в будущем послужило бы также строительство в ряде случаев вместо крупных соответственно большего числа рассредоточенных мелких электростанций. Кроме того, следует предусмотреть, чтобы мелкие электростанции, имеющиеся в отдельных городах для удовлетворения местных нужд, в случае необходимости не отдавали всю энергию в общую энергетическую сеть, а могли самостоятельно обеспечивать электроэнергией ограниченные районы. Электрические компании в интересах бесперебойного снабжения страны электроэнергией должны обеспечить оказание непосредственной помощи усилиями соответствующих специализированных фирм, предусмотреть создание резерва запасных частей и материалов, необходимых для быстрого осуществления ремонтных работ, и подготовить подвижные ремонтные команды с учетом использования вертолетов, которые могут оказаться серьезным подспорьем в быстром обнаружении повреждений сети электропередач. Кроме того, важной мерой, несомненно, явится уже оправдавшее себя во время второй мировой войны и в послевоенные годы межрайонное регулирование подачи электроэнергии [115] при помощи диспетчерских пунктов, которое позволяет эластично балансировать потребление и производство электроэнергии.
Для преодоления более серьезных осложнений в области энергоснабжения необходимо предусмотреть и обеспечить принятие дополнительных чрезвычайных мероприятий. Их конкретное содержание следует обсудить с руководящими работниками электропромышленности. Опыт и различные теоретические соображения показывают, что речь в данном случае будет идти прежде всего о создании резерва специалистов строителей и эксплуатационников, используемых группами для производства неотложных работ (причем здесь, как и на транспорте, важную роль будет играть, в частности, наличие сил, необходимых для восстановления постоянной или обеспечения временной связи), а также резерва передвижных установок (типа передвижных распределительных подстанций или передвижных электросиловых установок) для временного восполнения нехватки в электроэнергии. Следует иметь в виду, что при крупных налетах на город может сохраниться местная электростанция, но будет разрушена значительная часть распределительных подстанций, сети и кабелей, в результате чего может, например, выйти из строя водопровод, хотя сами насосная станция и водопроводная сеть останутся неповрежденными. В таких критических случаях, грозящих парализацией всей жизни пострадавшего города или района, придется принимать экстренные меры по устранению перебоев в снабжении электроэнергией путем безотлагательной ликвидации повреждений или же временного переключения соответствующего города или района на снабжение электроэнергией из резервных источников.
Еще более трудным делом окажется обеспечение бесперебойного газоснабжения, поскольку газовая сеть, хотя и не столь разветвленная, как сеть электроснабжения, поддается разрушению на более длительный срок, а ее восстановление требует большей затраты сил и времени. Наконец, серьезные последствия может иметь непосредственно повреждение водонасосных станций и водопроводной сети. К тому же возможно радиоактивное заражение открытых водоемов. Поскольку вода необходима для жизни и, кроме того, ее наличие является обязательной предпосылкой для борьбы с пожарами, водоснабжению следует [116] придавать первостепенное значение. В частности, одним из решений проблемы явится использование ключевых и грунтовых вод, обычно свободных от радиоактивного заражения. Первые легко заключить в трубы, а вторые нетрудно добыть путем быстрого отрытая колодцев. Подобные вспомогательные источники получения воды должны быть найдены заблаговременно. Кроме того, необходимо предусмотреть применение специальных очистительных приспособлений, которые позволят сделать зараженную воду снова пригодной к употреблению. До принятия такого рода мер водоснабжение населения придется обеспечивать за счет подвоза воды извне.
Разрушение плотин на реках и других водоемах (в известной мере тоже источниках водоснабжения крупных районов), кроме того, влечет за собой опасность наводнений, которые вызовут необходимость в проведении значительных по масштабам спасательных и восстановительных работ. Поэтому технические меры предохранения подобных сооружений от разрушения так же важны, как и подготовка мероприятий по эвакуации населения, которому угрожает наибольшая опасность от разрушения плотин.
Область чрезвычайных вспомогательных мероприятий настолько обширна, что здесь мы вынуждены ограничиться лишь некоторыми наиболее важными случаями, где они явятся совершенно необходимыми. Руководство гражданской обороной должно предусмотреть все возможные изменения обстановки, разработать на этой основе дополнительные вспомогательные мероприятия и, опираясь на мобильный резерв сил, обеспечить их реализацию, когда в этом возникнет необходимость. [117]