Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава IV.

Защита гражданского населения

«Tua res agitur» («речь идет о твоем кровном деле») проходит красной нитью через все положения, относящиеся к данной теме. Защита гражданского населения является делом каждого отдельного гражданина, каждой семьи, каждого предприятия, административного органа, каждой общины. Там, где это не осознается, невозможно пробудить у людей чувство личной ответственности, так как у них отсутствует необходимое в таких случаях внутреннее побуждение.

Было бы бессмысленно требовать от государства защиты каждого индивидуума во время войны. В демократическом мире каждый гражданин сам является мельчайшей частицей государства. Он сам должен поддерживать государство и помогать ему преодолевать кризисы. И ему удастся добиться этого, лишь обеспечивая себе и окружающим защиту и помощь.

Проблема беженцев и эвакуации

Требование самодисциплины и ответственности за свои действия выдвигается прежде всего там, где население с целью защиты от насилий и истребления начинает организованный или стихийный отход, стремясь уйти от противника. Горький опыт, приобретенный немецким народом в последние месяцы второй мировой войны, учит, что с возникновением непосредственной угрозы войны следует рассчитывать на потоки беженцев из восточных районов Федеративной республики в разных направлениях. Всякая попытка приостановить подобное стихийное движение заранее обречена на неудачу. Здесь может быть только одно правильное решение: [81] навести порядок в этом хаотическом движении, направить его по определенному руслу, устремив потоки беженцев через более или менее безопасные районы. Решение этой задачи окажется возможным лишь в том случае, если будут заблаговременно осуществлены необходимые подготовительные мероприятия. К их числу относится выявление дорог, по которым могут быть направлены колонны беженцев без вреда для развертывания войск, определение пунктов рассредоточения колонн, способов снабжения их продовольствием и горючим во время движения и проведение предварительных мероприятий в предполагаемых первоначальных районах расположения на отдых.

В определенных пунктах неорганизованную массу беженцев необходимо на короткое время задерживать и разбивать на однотипные походные колонны, с тем чтобы они не мешали друг другу из-за различия в способах передвижения. Колонны беженцев на автомашинах должны пропускаться в первую очередь, за ними будут следовать беженцы, следующие на гужевом транспорте, и, наконец, пешеходы. Сами колонны придется подразделять на маршевые группы, которые возглавят мужественные руководители, облеченные достаточными полномочиями. Здесь невозможно перечислить все мероприятия, которые должны быть немедленно осуществлены для того, чтобы справиться с этой колоссальной задачей. Ясно лишь, что справиться с нею удастся только при наличии четкого, заблаговременного планирования и готового к немедленным действиям исполнительного аппарата. А это неизбежно потребует четкого взаимодействия в работе всех отделов федерального ведомства гражданской обороны хотя бы уже потому, что планирование будет осуществляться отделом защиты гражданского населения, а необходимые для реализации силы (полицейские формирования, технические подразделения и различные вспомогательные органы) будут находиться в ведении отдела использования мобильных сил.

Уполномоченные округов по вопросам гражданской обороны также будут принимать деятельное участие в регулировании потоков беженцев, используя для этой цели все имеющиеся силы и возможности. Особое значение в деле обнаружения разрозненных масс беженцев и [82] руководства ими приобретут предоставленные в распоряжение уполномоченных округов вертолеты, которые помогут не только выявлять скопления беженцев, но также (при условии оснащения громкоговорителями) и руководить ими.

Эвакуация должна представлять собой планомерное перемещение определенных категорий населения из районов, подвергающихся особой опасности, в заранее подготовленные к их приему защитные зоны. В соответствии с положениями Женевской конвенции от августа 1949 года защитные зоны для населения, не участвующего в военных действиях, и в первую очередь для детей, матерей, стариков и больных, могут создаваться в качестве признанных международным правом зон безопасности, которые ни при каких обстоятельствах не должны подвергаться нападению. Использование этой важной возможности, имеющей особое значение именно для населения Федеративной республики, представляется весьма желательным. Правда, уже при первом ознакомлении с этой возможностью оказывается, что районы, пригодные для размещения больших масс населения, расположены скорее на юге, чем на севере Федеративной республики. Движение же значительного количества транспортов в направлении с севера на юг осуществить очень трудно. Следовательно, понадобится большая работа по изысканию районов, где можно было бы разместить эвакуированных. В зависимости от хода военных действий может оказаться необходимым принятие дальнейших мер по эвакуации населения из областей, подвергающихся нападению. В этом случае ограниченная территория Федеративной республики, которая к тому же одновременно явится и районом боевых действий, едва ли сможет обеспечить размещение эвакуированных. Если, однако, объединением европейских народов в НАТО преследуются более широкие цели, чем лишь создание коалиционной армии, то подобное содружество может сыграть важную роль и в вопросах размещения эвакуированного населения. Федеративная республика вправе ожидать от союзных государств готовности к оказанию любой помощи в качестве компенсации за то, что ее территория будет превращена в поле сражения. Другими словами, эвакуация и размещение эвакуируемого населения должны рассматриваться как [83] общая задача союзников. Если этого не произойдет, то массы беженцев, которые не смогут найти укрытия на территории Федеративной республики, хлынут через границы союзных государств, что создаст весьма серьезные осложнения и еще больше усугубит существующие трудности.

Вопрос о том, кто, когда и куда должен быть эвакуирован, будет решаться отделом защиты гражданского населения. К этой работе придется привлекать также отдел планирования и руководства экономическим потенциалом, поскольку очень важно будет определить, какие предприятия и рабочая сила должны остаться на месте. Кроме того, необходимо будет обеспечить руководство рабочей силой и эвакуированными предприятиями на новом месте. Всех мужчин, пригодных к военной службе, и всех специалистов, если только они не нужны для поддержания наиболее важных для ведения военных действий функций, необходимо эвакуировать из пограничных районов и держать наготове в других пунктах.

Проведение эвакуации потребует напряженной работы транспорта, а размещение эвакуированных в новом районе — серьезных организационных мер. При выполнении этих задач уполномоченные по вопросам гражданской обороны округов должны оказывать друг другу помощь и опираться на все имеющиеся в их распоряжении силы и средства. Дисциплинированность, чувство ответственности за свои действия и инициатива самих эвакуированных значительно облегчат все дело эвакуации.

Поскольку, однако, до последнего момента будет неизвестно, окажется ли в распоряжении центральных органов достаточное количество времени и свободных районов для проведения организованной эвакуации, следует поискать других решений данной проблемы, исходя из того, что удаление от очага опасности и рассредоточение сами по себе уже являются мерами защиты. Так, например, эвакуацию можно было бы заменить переселением городских жителей в близлежащие села. Пригородные дачные поселки тоже могут быть использованы для размещения в них населения, проживание которого в городах не вызывается необходимостью. То же самое относится и к жилым фургонам, которые определенными [84] группами можно располагать неподалеку от сел. У нас уже имеются образцы подобных жилых фургонов, оборудованных в качестве постоянных жилищ. Таким образом, при серьезном и вдумчивом отношении, несомненно, можно найти целый ряд вполне приемлемых решений данной проблемы.

Служба оповещения

Ограниченность территории Федеративной республики, с одной стороны, и фантастические скорости самолетов и ракетного оружия — с другой, превращают оповещение населения об опасности воздушного нападения, необходимое для того, чтобы обеспечить ему возможность своевременного принятия защитных мер, в весьма трудную проблему. К тому же гражданская служба воздушного оповещения обычно должна опираться на военную службу ВНОС, от которой она получает данные об обстановке в воздухе. Однако система раннего оповещения в рамках единой противовоздушной обороны Западной Европы, состоящая главным образом из радиолокационных станций, еще только создается. Из-за этого население Федеративной республики находится в особенно трудном положении, с которым нужно покончить как можно скорее. В настоящее время задачи службы ВНОС выполняются временными импровизированными средствами, но гражданские органы в интересах собственной защиты должны принять участие в ее деятельности, чтобы не оказаться в неведении относительно возможных воздушных налетов. К тому же и при наличии современной системы раннего оповещения необходимо иметь службу воздушного наблюдения с постами, равномерно распределенными по территории всей Федеративной республики.

Чем короче время выхода самолетов на цель, тем большие усилия должны направляться на то, чтобы при помощи технических средств исключить всякую задержку в оповещении населения. Лишь в этом случае удастся использовать имеющееся в распоряжении незначительное время для подготовки необходимых защитных мероприятий, хотя справедливости ради следует оговориться, что в приграничных районах, а также в условиях применения баллистических ракет это не всегда окажется [85] возможным. Но, как бы там ни было, необходимость подобной борьбы за минуты заставляет предъявлять к структуре системы воздушного оповещения самые высокие требования технического и организационного характера.

Уже в последние годы войны особую трудность представляла задача своевременного информирования транспорта и промышленности об обстановке в воздухе, с тем чтобы они могли принять соответствующие меры по обеспечению своей работы. В дальнейшем решение подобной задачи будет связано с еще большими трудностями, и, по-видимому, нормальную экономическую деятельность и планомерную работу транспорта фактически удастся обеспечить лишь в западной и частично центральной части Федеративной республики.

Профилактические защитные мероприятия

Уменьшения людских потерь и размеров материального ущерба можно достигнуть при помощи ряда профилактических мероприятий. В их числе не последнюю роль играет такая планировка городов, которая исключала бы концентрацию жилых зданий и прочих объектов в центральных кварталах и превращала бы города в комплексы рассредоточенных на большой площади поселков. Защитное значение такой застройки городов несомненно. Но это, в сущности, вопрос будущего. При существующих же условиях в случае войны придется ограничиться лишь эвакуацией жителей из наиболее густонаселенных и застроенных городских кварталов и размещением населения, не предназначенного к эвакуации в тыл, в пригородах или ближайших окрестностях городов. Очевидна также целесообразность строительства прочных, массивных зданий, которые во многих случаях подвергнутся лишь частичному разрушению и смогут быть относительно легко восстановлены. Аналогичный эффект даст и использование трудновоспламеняющихся или огнеупорных строительных материалов, в первую очередь для крыш и межэтажных перекрытий.

Некоторые объекты уже в настоящее время возможно и целесообразно маскировать. Что касается затемнения, [86] то оно должно при всех условиях являться обязательным требованием.

Непосредственная защита

Непосредственная защита может быть подразделена на коллективную (при помощи убежищ) и индивидуальную (при помощи защитной одежды и другого защитного имущества). Говоря об убежищах, необходимо отметить, что развитие средств поражения повлекло за собой изменения и в этой области. Но в данном случае изменения носят не принципиальный, а лишь дополняющий характер, и поэтому опыт второй мировой войны в основе своей остается в силе. Убежище следует сооружать с таким расчетом, чтобы люди могли добраться до него в кратчайший срок, то есть по возможности в непосредственной близости от их жилья или места работы. Оно должно выдерживать тяжесть обломков, иметь один или несколько выходов за пределы предполагаемого района разрушения и располагать вентиляционной системой, которая защищала бы от проникновения химических отравляющих веществ и радиоактивной пыли и обеспечивала бы продолжительное пребывание в нем. Оборудованное в виде закрытого со всех сторон прочного сооружения, такое убежище при соответствующей толщине потолочного перекрытия и стен обеспечивает достаточную защиту от воздушного взрыва атомной бомбы, разумеется, на некотором расстоянии от эпицентра. Как известно, для Федеративной республики разработано три типа подобных убежищ, отличающихся друг от друга главным образом толщиной перекрытий и стен. Само собой разумеется, в соответствии с этим существует и значительное различие в стоимости их постройки.

В районах, где позволяет геологическое строение почвы, целесообразно оборудовать подземные галереи, которые обеспечивают хорошую защиту и вмещают большее количество людей, чем обычные убежища. Однако во избежание скопления возле галерей людей, ищущих защиты, следует предусмотреть, чтобы в каждой галерее имелось достаточное количество входов. Строительство крупных бетонированных убежит имеет смысл только в тех местах, где будет возникать необходимость в немедленном обеспечении защиты для [87] значительного количества людей, например при вокзалах.

Особое внимание должно быть уделено вопросу защиты предприятий. Предприятие сможет продолжать свою работу только при условии, если будет обеспечена защита его производственного коллектива. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что формы реализации этого требования в каждом отдельном случае будут различными. На предприятиях, выпускающих военную или прочую жизненно важную продукцию и подвергающихся по сравнению с другими большей опасности, коллективу должна быть обеспечена и более эффективная защита. Как показал опыт второй мировой войны, рабочие и служащие такого предприятия должны постоянно жить в хорошо защищенных местах вблизи предприятия, а при значительных размерах последнего — на его территории, подобно команде корабля, постоянно находящейся на его борту. Благодаря этому удастся избежать опасности, которой будет подвергаться драгоценная рабочая сила во время следования к месту работы и обратно, а также в домашних условиях. Но такая мера, конечно, предполагает, чтобы семьи рабочих были заблаговременно эвакуированы или переселены в безопасное место.

Необходимо также продумать мероприятия строительного характера по защите основных сооружений предприятий. Наибольший ущерб промышленным предприятиям наряду с пожарами наносят разрушительная сила взрывной волны, осколки и обломки зданий. Однако путем ряда защитных мероприятий строительного характера для отдельных объектов предприятий удастся в значительной мере уменьшить причиняемый им ущерб. В ряде случаев полностью оправдывает себя создание ложных сооружений и маскировка. В Германии имеются такие важные в военном отношении предприятия, которые благодаря умело выбранному месту расположения и способу постройки в течение всей войны не были обнаружены противником, несмотря на его превосходство в воздухе. При строительстве новых заводов или перемещении старых определению их нового месторасположения должна предшествовать тщательная рекогносцировка местности с воздуха. [88]

Тема «Строительство убежищ» заслуживает того, чтобы заняться ею несколько подробнее. Ведь только таким образом во все времена удавалось обеспечивать эффективную защиту, и тем более век ядерного оружия не составляет исключения в этом отношении. Защита путем строительства специальных сооружений всегда играла определяющую роль во время войны. Примером того могут служить как стены средневековых городов, так я в более позднее время форты вокруг важнейших городов. Даже наше поколение на собственном опыте убедилось, какое важное значение для сохранения жизни играли хорошо оборудованные убежища или даже наскоро созданные во время войны укрытия. Следовательно, мы не ошибемся, если и в настоящее время будем рассматривать вопросы строительства и обороны во взаимосвязи друг с другом. Однако в широких кругах общественности подобное требование не находит поддержки. Это, видимо, объясняется тем, что, во-первых, строительные мероприятия являются наиболее дорогостоящим средством защиты гражданского населения, а, во-вторых, в данном случае проявляется нежелание «уходить под землю».

Что касается первого аргумента, то мнение о чрезмерно высоких расходах на мероприятия по МПВО вызвано слишком большой стоимостью трех типов бомбоубежищ, которые были предусмотрены федеральным правительством для новостроек.

У людей возникает естественный вопрос: насколько вообще целесообразно подобное деление? Все три типа бомбоубежищ отличаются друг от друга главным образом сопротивляемостью давлению ударной волны, возникающей в результате воздушного взрыва атомной бомбы. От прямого попадания не защищает ни одно из них. Но ведь никогда не известно, какого калибра бомба будет применена и где она взорвется. Подобное выделение трех типов бомбоубежищ объясняется стремлением обеспечить во всех случаях возможно лучшую защиту. Однако война с ее неожиданностями может полностью нарушить все расчеты, что заставляет склониться к единому образцу убежища средней прочности. Даже такой тип убежища явится значительным шагом вперед по сравнению с прежними импровизированными убежищами и по своим качествам будет по крайней мере равен [89] убежищам, строительство которых предусмотрено в других странах.

Необходимо в общих чертах рассмотреть и другую точку зрения. В соответствии с нею убежище, предусмотренное для новых домов, должно являться не каким-то дополнительным помещением специального назначения, а помещением, которое при всех условиях было бы здесь запланировано, но только при его строительстве необходимо учесть особые требования, которым оно должно удовлетворять. Следовательно, при планировке каждого нового здания просто нужно выделить одно из запланированных в этом доме помещений под убежище, временно используя его для других целей. Тогда вопрос строительства убежищ практически утратит свою остроту. Если при планировке новых сооружений всегда исходить из стремления использовать помещение, имеющее целевое назначение в мирное время, также и для нужд защиты населения во время войны, то тем самым удастся преодолеть естественное нежелание строить специальные убежища, которые, может быть, никогда не понадобятся.

Правда, путем создания убежищ во вновь строящихся домах мы обеспечим защиту лишь незначительной части населения. Большинство населения живет в старых домах. И хотя теоретически убежища можно построить на свободных местах вблизи существующих домов, практически это едва ли выполнимо из-за значительной плотности застройки. Возникает справедливый вопрос: что же можно и нужно сделать?

Прежде всего следует иметь в виду, что любая защита относительна. Обычно удается обеспечивать лишь частичную защиту, и степень ее бывает весьма различной в каждом конкретном случае. Однако совершенно очевидно, что даже самая малая вероятность защиты лучше полной беззащитности, особенно в условиях современных городов с их предельно плотной застройкой. Строения более легкого типа под воздействием ударной волны ядерного взрыва неизбежно превратятся в массу обломков и осколков, которые с огромной силой разлетятся во все стороны и подвергнут беззащитное население уничтожающей бомбардировке. Любое укрытие под землей уже явится защитой от подобной бомбардировки. Земляная прослойка в значительной мере снижает эффективность [90] гамма-излучения. Ущерб, причиняемый пожаром, во многом зависит от плотности застройки. И так далее. Как видим, даже сравнительно простыми средствами можно обеспечить некоторую защиту.

Диапазон возможностей осуществления подобных защитных мероприятий весьма широк, и из всех имеющихся возможностей в каждом случае следует выбирать те, которые больше всего отвечают местным условиям. При этом нередко коллективные мероприятия могут оказаться пригодными для населения целых улиц. Уже в настоящее время для определенных целей промышленного характера под землей прокладываются бетонные трубы, высота которых превышает рост человека. Подобные трубы, соединенные подземными ходами с блоками домов, могут явиться убежищем для жителей целых улиц, Это лишь один пример использования вспомогательных возможностей.

При решении проблемы защиты гражданского населения по возможности не следует упускать из виду использования защитных сооружений в мирное время. Например, в большинстве крупных городов можно сочетать интересы защиты населения с решением проблемы уличного движения, трудности которого непрерывно возрастают. Уже в настоящее время с целью решения этой трудной проблемы планируется строительство новых надземных или подземных переходов. В интересах защиты гражданского населения следует отдать предпочтение строительству тоннельных переходов, которое позволило бы решить сразу две проблемы. Прежде всего тоннели могли бы использоваться для движения пешеходов, благодаря чему последние были бы полностью избавлены от опасностей и помех, которыми им угрожает уличное движение. Если к тому же предусмотреть в тоннелях светлую окраску стен и потолка, соответствующую вентиляционную систему, торговые точки с примыкающими к ним складами товаров, кинотеатры, рестораны и кафе, то это неизменно привлекло бы туда пешеходов. А дополнительное оборудование в стенах тоннеля многочисленных убежищ, в которые можно было бы легко пройти из тоннеля, позволило бы обеспечить значительному количеству городских жителей укрытие на случай непосредственной опасности воздушного налета. Разумеется, предложение по строительству пешеходных тоннелей [91] в крупных городах не является единственным решением проблемы. Оно упомянуто здесь лишь как одна из многочисленных возможностей увязки интересов защиты населения с решением других практических вопросов применительно к местным условиям. Это всего лишь пример, наглядно показывающий, что немного творческой фантазии и серьезное желание всегда помогут найти правильные пути.

В индивидуальной защите будут нуждаться только те лица, которым по роду деятельности придется находиться во время нападения вне коллективных убежищ. Необходимо предусмотреть оснащение каждого такого лица защитной одеждой и противогазом, обеспечивающими от поражения химическими отравляющими веществами и радиоактивной пылью. Перед лицом угрозы выпадения радиоактивных осадков после ядерного взрыва и непрерывно поступающих сведений о ведущейся подготовке к использованию боевых отравляющих веществ придется, видимо, подумать об обеспечении противогазами всего населения, хотя решение этого вопроса целиком зависит от правильной оценки степени вероятности упомянутой угрозы. Новым эффективным прибором, который в своем простейшем виде будет широко применяться в интересах защиты гражданского населения, является дозиметр, показывающий наличие и степень радиоактивного заражения. Другого способа своевременного обнаружения опасности радиоактивного заражения пока не существует.

Оказание помощи

Чем быстрее удастся ликвидировать возникшую опасность и раньше оказать необходимую помощь пострадавшим районам, тем меньшими будут людские потери и материальный ущерб. Таким образом, быстрое оказание помощи является основным требованием, проходящим красной нитью через всю гражданскую оборону. Оно начинается с организации самопомощи в каждом доме, на каждом предприятии, в каждом учреждении и перерастает в общественную помощь в масштабе общины. Успех дела будет зависеть от готовности мужчин и женщин участвовать в оказании помощи как самим себе, так и окружающим, а также от качества подготовки и [92] оснащения, необходимых для выполнения подобных задач. Успешные действия немецких мужчин и женщин по организации такой самопомощи во время воздушных налетов периода второй мировой войны слишком хорошо известны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Применение современных средств массового поражения может повлечь за собой значительное расширение районов поражения, которые первое время будут полностью предоставлены самим себе, так как быстрая переброска вспомогательных отрядов будет затруднена. В этих условиях роль самопомощи населения возрастает еще больше.

Соответственно повышенные требования должны быть также предъявлены и к таким органам по борьбе со стихийными бедствиями, как служба пожарной охраны, общество Красного Креста и служба технической помощи. Эти требования необходимо распространить на все аспекты специальной и общей подготовки, а также на целесообразное оснащение соответствующей техникой и средствами передвижения. Возникнет ряд новых задач, например по своевременному определению зон радиоактивного заражения. Для повышения эффективности работы отрядов по оказанию помощи должны быть использованы все пригодные для этого новинки техники. Успеха нельзя будет добиться без унификации подготовки и оснащения, ибо одних только местных отрядов в большинстве случаев окажется недостаточно для успешной ликвидации подобных очагов опасности. Как правило, в более или менее тяжелых случаях придется прибегать к помощи отрядов из соседних районов, а также межрайонных резервов.

Характеризуя успехи МПВО во время второй мировой войны, мы уже подчеркивали, что стихийные бедствия поддаются ликвидации лишь в том случае, если удастся захватить их в самом начале и помешать их дальнейшему распространению. Возможности человека ограниченны по сравнению с разгулом сил природы. Данная констатация, однако, ни в коем случае не должна принижать необходимости и значения вспомогательных отрядов по оказанию непосредственной помощи пострадавшему населению. Следует лишь правильно понять и оценить границы их возможностей. От вспомогательных отрядов мы не вправе ожидать устранения тяжелых повреждений, [93] восстановления жизни в районе, подвергшемся разрушению, ликвидации критического положения в области снабжения и на транспорте. Тем более что отряды эти должны быть всегда готовыми к немедленному выполнению новых неотложных задач по оказанию первой помощи. Проведение вышеупомянутых кардинальных мероприятий явится задачей мобильных резервов.

К обеспечению первой помощи непосредственно примыкает последующий уход за ранеными и забота об оставшихся без крова. При значительности ожидаемых потерь оказание врачебной помощи явится исключительно трудной проблемой. Со стороны органов защиты гражданского населения в этом отношении может быть сделан лишь первый шаг в виде выделения личного состава для оказания первой медицинской помощи и выбора соответствующих помещений для размещения в них временных госпиталей. В последующем забота о пострадавших должна быть поручена постоянным органам, существующим еще в мирное время.

Человек бессилен совладать с уже разразившейся катастрофой, но ему представляется широкое поле деятельности по оказанию помощи другим людям, пострадавшим в результате катастрофы. При описании обширной деятельности такого рода, имевшей место во время второй мировой войны, объем и значение ее были обрисованы с достаточной полнотой и вряд ли нуждаются в повторной характеристике. В будущем роль помощи пострадавшим возрастет в еще большей степени. Сколько-нибудь удовлетворительное решение задачи по оказанию помощи нуждающимся в ней людям потребует объединения государственных и частных благотворительных учреждений и обществ, а также массового привлечения женщин из различных женских организаций. После первоначального удовлетворения местными органами и органами земель неотложных требований оказание помощи населению в крупных масштабах также должно быть возложено на силы и учреждения мобильных резервов.

В этой связи необходимо продумать вопрос о создании запасов предметов обихода и одежды, которые понадобятся для обеспечения людей, полностью лишившихся своего имущества, а также запасов медикаментов, [94] дезинфекционных средств, консервированной крови и заменителей крови.

Разграничение сфер ответственности

Разнообразные задачи защиты гражданского населения затрагивают все области жизни общества и все органы государственного аппарата снизу доверху. В силу этого особую важность приобретает разграничение сфер ответственности, которое одновременно способствовало бы разрешению проблемы финансирования как наиболее трудной в строительстве гражданской обороны.

Наиболее просто четкого разграничения сфер ответственности можно добиться в том случае, если вопросы защиты во время войны будут решаться не в отрыве от общего хода жизни каждого гражданина в отдельности я всего общества в целом, а как расширение круга уже существующих обязанностей и задач. Каждый человек должен всегда заботиться о самом себе и о своей семье. Руководитель или владелец предприятия в любых условиях обязан нести ответственность за жизнь своих рабочих и служащих во время их работы. Государственным органам, ведающим транспортом и связью, тоже надлежит во всех случаях проявлять заботу о судьбе сотрудников этих ведомств в служебное время. С началом войны эта обязанность не отпадает, а, наоборот, в силу серьезности обстановки приобретает еще большее значение. Таким образом, как отдельные граждане, так и предприятия и государственные органы несут ответственность за проведение защитных мероприятий в военное время.

Но осуществления только этих защитных мероприятий, как уже указывалось выше, недостаточно. Каждый гражданин, каждое предприятие и государственное учреждение являются частью общины, которая должна заботиться об общественном благополучии. Общинное самоуправление обязано своевременно предупреждать об опасности граждан и учреждения, находящиеся на территории общины, подготавливать общественные защитные мероприятия и точно так же, как и в случаях борьбы с пожарами и наводнениями, иметь наготове резервные [95] силы, чтобы в критический момент оказать необходимую помощь. Следовательно, в обязанности общинного самоуправления входит оповещение населения, проведение коллективных защитных мероприятий, а также формирование отрядов МПВО и создание ряда местных учреждений, хотя в основе своей упомянутые отряды и учреждения (пожарные команды, санитарные, технические и спасательные вспомогательные отряды) существуют уже до этого.

Таким образом, община является первой инстанцией в системе защиты от опасностей, угрожающих ее гражданам. Само собой разумеется, все мероприятия общинных властей должны находить поддержку у граждан данной общины. Их успеху будет способствовать дух солидарности граждан, которые также несут ответственность за благополучие своей общины. Следовательно, служба МПВО, например, должна организовываться и проводиться как добровольная самопомощь общины в деле своей собственной защиты, а не в виде своего рода ведомственных отрядов полувоенного характера. Возможно, что из-за этого несколько снизится качество оснащения, поскольку возможности общин не одинаковы. Однако этот недостаток компенсируется тем, что подобная практика повысит ответственность за свою судьбу как всей общины, так и каждого гражданина в отдельности и будет способствовать соревнованию между общинами. Общинные власти, которые по небрежности не сделают всего необходимого для своих граждан, с возникновением реальной угрозы воздушного нападения будут призваны ими к ответу.

Тем самым будет соблюден и найдет свое четкое выражение лежащий в основе деятельности общины принцип самоуправления и ответственности за свои действия. Единые указания по созданию, оснащению и подготовке вспомогательных формирований должны даваться централизованно. Кроме того, необходимо обеспечить надзор за целесообразным проведением всех мероприятий по МПВО со стороны соответствующего ведомственного органа надзора. В остальном ответственность за защиту гражданского населения должна падать на самих граждан.

Подобная точка зрения позволит распространить на мероприятия в области гражданской обороны и на всех, [96] кто занят их практическим осуществлением, важное положение Женевской конвенции 1949 года, гласящее, что в случае войны все лица, занятые оказанием помощи населению, пользуются защитой общества Красного Креста. По отношению к государственным учреждениям и организациям это положение, конечно, вряд ли применимо. Тем не менее, учитывая положение Федеративной республики как возможного театра военных действий, признание данного положения международного права могло бы иметь для нас важное значение.

Таковы задачи самой низшей общественной инстанции. На долю районных, окружных и земельных органов выпадает задача поддержания общественного порядка и предотвращения опасностей, могущих угрожать населению не только во время войны, но и в мирное время. Им надлежит добиваться, чтобы общины выполняли свои обязанности, вытекающие из возможности угрозы воздушного нападения, и в случае необходимости были бы в состоянии оказывать действенную помощь пострадавшим соседним общинам, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности. К числу задач упомянутых органов относится также сосредоточение аварийно-спасательных сил и средств для использования их в нужных пунктах на территории соответствующего района или округа.

Высшей инстанцией, занимающейся вопросами защиты гражданского населения, является федеральное правительство. Оно разрабатывает директивы, содержащие общие руководящие указания и обеспечивающие единство в проведении мероприятий по защите гражданского населения.

Задачи правительства заключаются в издании законов и в решении крупных проблем общегосударственного масштаба. Сюда относятся: организация центральной службы оповещения о воздушной опасности, издание инструкций по управлению передвижением беженцев и эвакуацией, формирование необходимых для этой работы органов, обеспечение централизованной подготовки руководящих штабов, оценка и обобщение результатов технических и научных исследований, использование мобильных резервов в пораженных районах или при крупных технических авариях, создание запасов медикаментов, продуктов питания [97] и предметов первой необходимости для пострадавшего населения, которому не могут оказать необходимую помощь община или земельные органы. Таким образом, федеральное правительство выполняет задачи, которые по своей специфике и объему выходят за рамки возможностей общин, округов и земель.

Таким мыслится целесообразное разделение сфер ответственности в области защиты гражданского населения. [98]

Дальше