Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава III.

Осуществление гражданской обороны

Задачи будущего

Экскурс в прошлое, несомненно, позволил сделать ряд выводов, имеющих важное значение как для настоящего времени, так и для ближайшего будущего. Принципиальные положения остаются в силе и в условиях изменившейся обстановки, о которой речь шла в первой главе. Более того, если из факта такого изменения обстановки следует, что развитие военной техники и особенности географического положения Федеративной республики делают возможным нападение на каждого отдельного ее жителя, где бы он ни находился, то значение настоящих выводов возрастает еще больше. И соответственно больше, чем когда-либо прежде, требуется четкое распределение задач, целесообразное использование людских и материальных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей всего народа, развитие чувства ответственности и личной инициативы каждого отдельного человека. Кто хочет остаться в живых, тот должен трудиться и притом именно там, где его труд может быть использован с максимальной пользой.

В этом требовании ничего не изменилось и ничего не может измениться. Наоборот, его значение возрастает пропорционально увеличению опасности. Единственное, что может измениться и что в соответствии с этим нам следует теперь рассмотреть, это вопрос, куда переместится основная тяжесть угрожающей ФРГ опасности. Понимание данного вопроса позволит правильно сформулировать задачи гражданской обороны в будущем.

В своих последующих рассуждениях мы должны будем взять в качестве исходных данных три возможности, которые уже были сформулированы нами выше, а именно: ведение войны обычным оружием, ведение войны с использованием [59] как обычного, так и тактического атомного оружия и ведение войны в условиях применения всех средств массового поражения вплоть до водородных бомб.

При рассмотрении первого случая (ведение войны обычным оружием) следует, конечно, принять во внимание целый ряд новшеств, которыми ознаменовалось развитие военной техники в последнее время, в частности увеличение эффективности всех видов бомб благодаря применению в них дистанционного взрывателя, увеличивающего их разрушительную силу по сравнению с фугасными бомбами, снабженными ударным взрывателем. В этой же связи можно упомянуть и напалмовую бомбу, представляющую собой усовершенствованное зажигательное средство, которое быстро может вызвать крупный пожар на значительной площади. Имеются достижения также в развитии химических средств борьбы: новые боевые отравляющие вещества не воспринимаются органами чувств и в то же время имеют значительно большую эффективность по сравнению с созданными ранее. Не следует упускать из виду и того обстоятельства, что теперь к обычным средствам борьбы следует относить также ракетное оружие, если, разумеется, оно будет использоваться без атомных зарядов. Применение всех этих усовершенствованных видов средств поражения, совершенно очевидно, не внесет радикальных изменений в способы ведения войны.

Во втором случае, предполагающем помимо обычных средств борьбы применение тактического атомного оружия, необходимо было бы проследить воздействие последнего на самые жизненно важные функции государства. Благодаря концентрированному действию одной даже тактической атомной бомбы, которое по своей эффективности равно удару сотен бомбардировщиков, расширяются пространственные размеры катастрофы. Однако увеличение радиуса поражения вовсе не обязательно сопряжено с усугублением последнего. Воздушный взрыв атомной бомбы причиняет разрушения преимущественно на поверхности земли. В какой мере увеличивается, в частности, угроза возникновения пожаров в результате воздействия светового излучения атомной бомбы, пока не известно. Предполагают, что от светового излучения, действующего, как известно, в течение очень короткого промежутка времени, загораются лишь легковоспламеняющиеся материалы. [60]

К тому же за ним следует ударная волна, которая может помешать распространению пожара. Так или иначе, основную опасность пожара следует все-таки усматривать в возможности возникновения вторичных пожаров в результате обвалов зданий и разрушения электропроводки, Этот вывод заслуживает тем большего внимания, что и во время второй мировой войны основной причиной людских потерь и материального ущерба в тылу являлись пожары, вызывавшиеся «традиционными» вторичными факторами. Даже в Хиросиме и Нагасаки, где были особенно благоприятные условия для распространения пожара, большая часть возникших пожаров приписывается действию вторичных факторов.

Разрушение построек в результате атомного взрыва опять-таки находится в определенной зависимости от их прочности и планировки. Едва ли все постройки будут полностью сметены с лица земли, хотя это нередко и считается само собой разумеющимся. Как выяснилось, даже в Хиросиме и Нагасаки наиболее прочные постройки не были разрушены до основания. Объясняется это тем, что действие взрывной волны в каждом отдельном случае не одинаково, поскольку в действительности оно зависит от целого ряда факторов, едва ли поддающихся заблаговременному учету.

Иначе обстоит дело, когда атомная бомба взрывается непосредственно у земли или на самой земле. В первом случае будет достигнуто полное разрушение в определенном радиусе, а во втором — возникнет гигантская воронка. Следовательно, в обоих случаях будет иметь место действие, равносильное прямому попаданию большей, но опять-таки ограниченной по силе бомбы, причем радиус действия ее будет зависеть от калибра. Однако при действии, равносильном прямому попаданию, разрушения, в отличие от таковых при воздушном взрыве, будут ограничены небольшим районом. В этом недостаток подобного способа применения атомной бомбы.

Перенеся вышеуказанные возможности воздействия на различные гражданские объекты, мы придем к дифференцированной оценке степени поражения, вызываемого атомной бомбой. Над значительными по площади объектами, например городами, будет, видимо, производиться воздушный взрыв атомной бомбы на наиболее благоприятной высоте. Особо важные, но ограниченные по площади цели, [61] которые потребуется вывести из строя на продолжительное время, очевидно, будут поражаться при помощи воздушного (на незначительной высоте) или наземного взрыва атомной бомбы. Не исключено, что при бомбардировке подобных целей, ограниченных по площади, атакующий сможет промахнуться. Такая возможность тем более вероятна, что сбрасывание бомбы летчик производит со значительной высоты, с тем чтобы обезопасить самого себя.

На этом основании можно с достаточной степенью вероятности предположить, что мелкие цели не будут являться выгодными объектами для атомных бомб. Что касается крупных объектов, сосредоточенных на небольшой площади, например железнодорожных узлов, сортировочных станций, крупных складов горючего или занимающих большую площадь подсобных построек и промышленных предприятий, то для них воздушный взрыв менее опасен, чем наземный. Хорошо организованная противовоздушная оборона таких объектов сможет значительно снизить точность попадания противником в подобные цели.

Различным линиям, например электропередач или подземного газопровода, а также железнодорожным магистралям и автострадам едва ли сможет быть причинен большой ущерб в результате взрыва атомной бомбы.

Другим способом нападения, заслуживающим внимания, является подводный или надводный взрыв атомных бомб. Вследствие такого взрыва возникают волны значительной высоты, сильно разрушающие портовые сооружения и плотины. К тому же поднявшееся при взрыве облако из мелких брызг воды наверняка окажется зараженным радиоактивными частицами и, оседая, будет поражать окружающую местность на значительном расстоянии. В результате этого долгое время невозможно будет производить восстановительные работы. Следовательно, атомные бомбы могут надолго выводить из строя порты и плотины, а также нарушать сообщение на внутренних водных путях.

В третьем случае, предполагающем применение также водородных бомб, зона поражения увеличивается еще больше. При этом следует ожидать лишь интенсификации поражения, а не качественного изменения характера его. Иначе обстояло бы дело при условии применения водородных бомб с урановой оболочкой, поскольку в этом случае, [62] кроме прямого ущерба, существовала бы еще опасность выпадения радиоактивных осадков большой концентрации на обширной площади. Пораженные таким образом участки местности долгое время были бы непригодными для жизни, а находящийся там скот и посевы были бы потеряны. Согласно теоретическим подсчетам, применение подобного средства массового поражения позволяет уничтожать целые страны и народы. Однако, поскольку управление распыленными в атмосфере радиоактивными веществами невозможно, вследствие чего на густонаселенных континентах смертельная опасность угрожает с одинаковой силой как обороняющимся, так и нападающим и нейтральным странам, применение подобного оружия в рамках континентальной войны явилось бы необоснованным риском. Оно исключило бы возможность ведения маневренной войны в ограниченном районе на континенте. В приграничных странах использование этого оружия, по-видимому, вообще исключается.

Итак, мы рассмотрели изменения в степени и видах угрожающих опасностей, предопределенные появлением новых видов оружия. Теперь необходимо еще остановиться на положении Федеративной республики как приграничной страны. При ее географическом положении будет, конечно, ощущаться недостаток времени для своевременного оповещения населения и предприятий о воздушном налете и для организации защиты. При нападении же с применением баллистических ракет дальнего действия своевременное оповещение вообще едва ли будет возможным. В связи с этим большую актуальность приобретают такие проблемы, как обеспечение возможности населению быстро добираться до убежищ и неизбежная необходимость продолжительного пребывания в них. Но даже самое рациональное размещение убежищ и эффективное использование их не смогут полностью исключить возможность внезапного нападения, при котором потери будут особенно высокими.

Промышленные предприятия, расположенные вблизи от границы, в этих условиях не смогут продолжать функционировать. Питание населения в зоне непосредственной опасности будет обеспечиваться лишь за счет местных ресурсов, рассредоточенных по многим пунктам.

В центральной и западной частях Федеративной республики, несмотря на всякого рода осложнения, разумеется, [63] придется осуществлять в определенных размерах выпуск продукции. При этом первоочередной задачей явится не только производство оружия, боеприпасов и военной техники, но и покрытие потребностей гражданского сектора. Положение будет облегчено наличием возможности ввоза необходимых военных материалов из глубокого тыла союзных стран. Поскольку в силу этого промышленность Федеративной республики в случае большой войны не будет являться главным объектом устремлений для наступающей стороны, перспективы на продолжение производственной деятельности не настолько безнадежны, как это обычно считают.

Зато в приграничном положении страны кроется другая серьезная опасность. Панический страх перед нападением, по-видимому, еще только при возникновении угрозы войны вызовет крупные потоки беженцев с востока во всех направлениях. В ходе войны может внезапно возникнуть также необходимость в осуществлении крупных мероприятий по эвакуации. Если не будет обеспечено планомерное руководство этими массовыми перемещениями населения, то они превратятся в хаотическое бегство и сильно затруднят ведение военных действий. Вследствие этого Федеративная республика может потерять свое значение операционной базы, что в свою очередь не позволит сдержать противника по возможности дальше к востоку.

Так постепенно выясняются главные направления опасности и вытекающие отсюда задачи, которые встанут в будущем перед гражданской обороной. Эти задачи таковы: организация непосредственной защиты гражданского населения и основных промышленных объектов во всех населенных пунктах, обеспечение работы транспорта и минимального снабжения населения с учетом того, что порты, внутренние водные пути и сортировочные станции будут подвергаться особой угрозе, поддержание на достаточном уровне производства военных материалов и продукции для удовлетворения потребностей гражданского населения, локализация и устранение последствий в пострадавших районах, осуществление руководства эвакуацией населения и размещением больших масс беженцев.

Каким образом могут быть решены эти огромные задачи, мы покажем в последующих главах. Здесь же мы ограничимся лишь общим замечанием: выполнение перечисленных [64] задач окажется возможным только при условии, если будут мобилизованы и целеустремленно использованы все силы и средства гражданского сектора. Указанные задачи нельзя решить с помощью каких-либо вспомогательных средств мирного времени. Они требуют заблаговременного четкого планирования, твердого руководства и целеустремленного осуществления.

Структура руководства обороной страны

Для того чтобы правильно определить место гражданской обороны как составной части в общей системе обороны государства, следует в первую очередь выяснить организацию руководства последней. Едва ли следует говорить о том, что без органического включения гражданской обороны в общую систему обороны страны все мероприятия по ее обеспечению повиснут в воздухе и не смогут дать должного эффекта, так как постоянно будут приходить в противоречие с другими составными частями общей обороны. Гражданскую оборону нельзя создавать изолированно, ибо в этом случае она не сможет выполнить своего назначения, о котором говорилось во введении.

Рассматривать оборону страны как нечто целое необходимо еще и потому, что только при этом условии удастся осуществить четкое разграничение задач, соответствующим образом определить сферы компетенции и провести точное распределение всех имеющихся в распоряжении сил и средств.

Защита государства от нападения извне и подрывной деятельности внутри страны является наиболее важной и ответственной из всех существующих политических задач, в силу чего она может направляться только высшим политическим органом. Практическое же руководство, бесспорно, явится делом специалистов соответственно в области военной и гражданской обороны. Как военный, так и гражданский специалисты должны обладать качествами хороших руководителей. Первый должен хорошо разбираться в вопросах военной стратегии, а второй — гражданской.

Включение Федеративной республики в стратегическую систему НАТО требует деления ее вооруженных сил на две части: регулярные соединения, подчиняющиеся командованию НАТО, и части территориальной обороны, остающиеся [65] в распоряжении национального командования. То же самое относится и к гражданской обороне, хотя, как уже неоднократно говорилось, необходимо обеспечить связь и взаимодействие как между ее частями, так и с соответствующими органами НАТО.

Таким образом, вся оборона Федеративной республики распадется на три большие равнозначные части: оборону, осуществляемую при помощи регулярных войск, территориальную оборону и гражданскую оборону. Между этими тремя основными частями и должны быть распределены задачи по обороне всей страны. Задача регулярных войск, которые должны находиться в постоянной боевой готовности, будет заключаться в том, чтобы совместно с союзниками по НАТО отразить нападение агрессора и нанести ему поражение. Задачи территориальной обороны сведутся к осуществлению противовоздушной обороны, локализации отдельных попыток вторжения противника по суше, с моря или с воздуха (борьба с десантами), к обеспечению пополнения для фронта и к организации снабжения действующих войск. Задачами гражданской обороны в свете высказанных ранее положений явятся: непосредственная защита гражданского населения, обеспечение работы транспорта, снабжения и выпуска продукции, необходимой как для войск, так и для всего населения страны.

В соответствии с этим руководство обороной страны будет выглядеть следующим образом. Возглавит всю оборону федеральный канцлер, отвечающий за политику государства в целом. В своей деятельности он должен опираться на федеральный совет обороны, в состав которого следует включить не только министра обороны и некоторых других ведущих министров, но и компетентных представителей всех ведомств и кругов, участвующих в обороне страны. Создание такого численно небольшого, но компетентного органа окажется нелегкой задачей. Подобный совет обороны должен не только являться совещательным органом, но и побуждать к активному и действенному сотрудничеству в деле обороны страны все представленные в нем ведомства и круги.

Следующей инстанцией, отвечающей непосредственно после канцлера за оборону страны, является федеральное министерство обороны. Возглавляющий его министр координирует деятельность трех составных частей обороны [67] государства и обеспечивает их взаимодействие. Прежде всего в его задачу входит распределение между ними имеющихся сил и средств и разграничение сфер их деятельности. Лицо, возглавляющее территориальную оборону, подчинено министру обороны полностью, а командующий регулярными войсками — лишь в той степени, в какой это не противоречит директивам главного командования НАТО. Начальник гражданской обороны в мирное время подчиняется министру внутренних дел, хотя руководящие указания по установлению взаимодействия с другими составными частями обороны получает от министра обороны.

В отношении степени готовности между тремя частями обороны также существует различие: регулярные войска имеют в своем составе полностью отмобилизованные части и соединения, готовые к немедленному выступлению, территориальная оборона располагает лишь кадровой системой, развертываемой с началом войны, а гражданская оборона в дополнение к заранее подготовленным защитным мероприятиям, опираясь на органы мирного времени, в случае войны создает новые формирования. Ее основные усилия в мирное время концентрируются на подготовке руководящих штабов и разработке планов, в соответствии с которыми должно оказываться постоянное влияние на мирное развитие, с тем чтобы последнее согласовывалось с требованиями, предъявляемыми к гражданской обороне. Следовательно, деятельность руководящих органов гражданской обороны в мирное время менее заметна для общественности и сводится к разработке планов и подготовке к разрешению различных проблем гражданской обороны.

Организационная структура гражданской обороны

Строительство гражданской обороны в мирное время не может вестись изолированно, оно должно осуществляться в рамках тесной связи какого-нибудь важного федерального ведомства и быть связанным со всем государственным аппаратом. Конечно, задачи гражданской обороны требуют весьма разнообразной деятельности, далеко выходящей за рамки компетенции одного какого-нибудь ведомства. Однако наряду с вопросами экономического, строительного или транспортно-технического характера [68] на первый план все же выдвигаются интересы обеспечения общественной безопасности и порядка. Поэтому в мирное время органом, ведающим вопросами строительства гражданской обороны, должно являться министерство внутренних дел.

При этом с самого начала следует подумать о том, чтобы начальник гражданской обороны занимал достаточно высокий пост в министерстве внутренних дел. Он не должен быть сотрудником административного аппарата в обычном понимании этого слова. Его деятельность окажется плодотворной лишь при условии, если он будет располагать полной свободой действий в своей работе, и в частности во время переговоров с различными учреждениями. Следовательно, начальник гражданской обороны должен быть облечен особыми полномочиями, которые позволяли бы ему действовать от имени министра, не чувствуя себя связанным бюрократическими инструкциями. Между ним и министром должен поддерживаться личный контакт. Начальник гражданской обороны будет информировать министра о своих планах и конкретных мероприятиях и согласовывать их с ним. В свою очередь он сможет опираться на авторитет министра и найдет в нем энергичного защитника своих интересов в правительстве и парламенте. Одновременное тесное взаимодействие с министром обороны потребует от начальника гражданской обороны соответствующего такта по отношению к обоим министрам, а от них — уважения к его особому положению. Разумеется, такие отношения, построенные на взаимном доверии особого рода, предполагают наличие высоких личных качеств у начальника гражданской обороны.

Правильный выбор кандидата на этот важный государственный пост будет иметь решающее значение для успеха дела. Ввиду того что здесь нужна не столько канцелярская, сколько практическая работа, большие организаторские способности и понимание экономических и технических проблем, на подобную должность целесообразно назначить человека, который уже полностью проявил себя на руководящей работе в области экономики и техники или хотя бы в одной из этих областей. При этом всегда следует помнить, что основная цель организации гражданской обороны — решение сложнейших задач в необычных условиях военного времени — может быть выполнена [69] лишь человеком, обладающим высокими качествами руководителя.

Особое положение начальника гражданской обороны требует также, чтобы подчиненная ему организация по своей форме была скорее военной, чем гражданской. Так, первым помощником руководителя гражданской обороны должен являться начальник штаба, который освободит его от мелочей текущей работы. Только при таком условии начальник гражданской обороны сможет заниматься творческими вопросами и будет в состоянии разрабатывать принципиальные положения, не теряя времени на многочисленные детали. Одновременно начальник штаба должен как бы дополнять собою личность начальника гражданской обороны, ибо в одном человеке не могут быть полностью сочетаемы все необходимые качества и знания.

Начальник гражданской обороны должен уже в мирное время располагать необходимыми средствами управления. В его распоряжении должны постоянно находиться оснащенная современной аппаратурой группа связи и авиаэскадрилья. Только благодаря им он получит необходимые ему для управления голос, слух и зрение. Без технических средств управления он будет слеп и глух. Авиаэскадрилья может состоять из нескольких легких самолетов и некоторого количества вертолетов, которые должны быть заранее распределены по территории Федеративной республики, чтобы иметь свои зоны полетов и хорошо ориентироваться в них. Используемые таким образом, самолеты и вертолеты смогут постоянно действовать в интересах местных органов гражданской обороны, но руководство ими должно осуществляться из центра, так как в любой момент может потребоваться их сосредоточение для выполнения задач в каком-нибудь одном районе.

Начальник гражданской обороны должен опираться на консультативный совет, в состав которого должны входить не только ответственные представители соответствующих министерств, но и авторитетные лица из кругов общественности — основных исполнителей гражданской обороны. Этот совет гражданской обороны должен играть в гражданском секторе примерно такую же роль, какую играет федеральный совет обороны в деле обороны всей страны. Однако он должен служить не только совещательным [70] органом, но в еще большей мере также связующим звеном между начальником гражданской обороны и теми учреждениями и кругами общественности, на которых зиждется гражданская оборона, с тем чтобы постоянно побуждать их к активному сотрудничеству в интересах гражданской обороны.

Для осуществления централизованного управления гражданской обороной следует создать федеральное ведомство гражданской обороны. Начальник гражданской обороны одновременно возглавлял бы и это ведомство. Ведомство мыслится как центральный руководящий орган, состоящий из трех отделов, которые возьмут на себя разработку всех проблем гражданской обороны. На организации этого руководящего органа мы остановимся ниже.

Наряду с этим гражданская оборона должна иметь также и территориальные органы. По аналогии с военными округами бундесвера следует создать округа гражданской обороны. Во главе такого округа должен находиться уполномоченный по вопросам гражданской обороны с резиденцией по возможности в том же населенном пункте, что и штаб военного округа. Таким образом будет обеспечено единство всей обороны как в подготовительный период, так и во время войны.

Уполномоченные по вопросам гражданской обороны будут получать указания от федерального ведомства гражданской обороны и нести ответственность за подготовку всех мероприятий в области гражданской обороны в своем округе. Их рабочий штаб в мирное время должен быть как можно меньшим по составу. Достаточно иметь трех сотрудников в соответствии с кругом вопросов, которыми занимаются три отдела ведомства гражданской обороны. В остальном уполномоченный по вопросам гражданской обороны в своей работе опирается на штаб содействия, в который входят компетентные сотрудники земельных{6} министерств и организаций, находящихся на территории округа, и который привлекается к работе по мере надобности. Таким путем, с одной стороны, устанавливается непосредственная и эффективная связь со [72] всеми организациями, способными принести пользу гражданской обороне, а с другой — могут быть использованы возможности и знания представителей земельных и местных органов. Само собой разумеется, что к кандидатам на пост уполномоченного по вопросам гражданской обороны должны предъявляться примерно такие же требования, как и к кандидату на пост начальника гражданской обороны. Кроме того, желательно, чтобы как сам уполномоченный, так и его помощники подбирались из числа руководящих лиц соответствующего округа. Такие руководители окружного органа гражданской обороны пользовались бы большим доверием земельного правительства и в достаточной мере были бы знакомы с условиями своего округа.

Наконец, гражданская оборона немыслима без широко разветвленной сети местных органов, что вряд ли нуждается в особом доказательстве.

Описанная организационная структура гражданской обороны мыслится для мирного времени. Война выдвинет огромное количество задач, потребующих практического разрешения, в то время как в мирное время речь идет главным образом о подготовительных мероприятиях. Колоссальный объем практической деятельности потребует немедленного расширения органов гражданской обороны. Следует продумать вопрос, какие изменения повлечет за собой подобное расширение. Начальник гражданской обороны, по-видимому, будет более тесно связан с министром обороны; возможно даже, что в интересах единства действий его придется переподчинить последнему. При этом необходимо подумать о том, чтобы подобное переподчинение не привело к оттеснению интересов гражданской обороны на задний план. Не исключается также переподчинение начальника гражданской обороны непосредственно федеральному канцлеру, что полностью уравняет в правах гражданскую оборону с военной. Выбор того или иного решения во многом будет зависеть от того, насколько лица, стоящие во главе соответствующих руководящих органов, проявят готовность к тесному и безупречному взаимодействию. Разумеется, при любом из вариантов федеральный канцлер должен являться высшим арбитром при разрешении всех разногласий. Ясно также, что независимо от принятого решения должно учитываться своеобразие руководства гражданской обороной. [73]

В случае войны на базе трех отделов ведомства гражданской обороны будут, видимо, развернуты три управления, подчиненные начальнику гражданской обороны. Необходимо заблаговременно подготовиться к тому, чтобы сотрудники ряда министерств и руководящих организаций, занимавшиеся в мирное время вопросами гражданской обороны в порядке общественного поручения, с началом войны были целиком переключены на работу во вновь созданные управления. Аналогичные мероприятия будут, естественно, проведены и в аппарате уполномоченных по вопросам гражданской обороны, где наиболее ответственных выборных помощников придется перевести на постоянную работу в руководящие штабы. Подобная практика позволит в случае войны в кратчайшие сроки и без особых затруднений превратить органы гражданской обороны мирного времени в компетентный руководящий аппарат, полностью отвечающий требованиям военного времени.

Центральный руководящий орган

Федеральное ведомство гражданской обороны является центральным руководящим органом в руках начальника гражданской обороны и непосредственно подчиняется его начальнику штаба. Для урегулирования общих вопросов гражданской обороны начальник штаба имеет в своем распоряжении административный штаб, в состав которого, кроме нескольких помощников самого начальника штаба, входят сотрудники, занимающиеся вопросами права, личного состава, информации, а также административными вопросами. Если начальник штаба включит в свой штаб большее количество сотрудников, чем это действительно нужно, то это может отвлечь его от выполнения своей непосредственной задачи — координации работы трех главных отделов федерального ведомства гражданской обороны.

В трех главных отделах будет сосредоточена разработка всех проблем гражданской обороны, результаты которой в виде инструкций и указаний будут передаваться уполномоченным округов по вопросам гражданской обороны. Уполномоченные не должны ограничивать свою деятельность только выполнением указаний, а обязаны в свою очередь собирать и посылать в центр материалы [74] и различные данные по своему округу. Таким образом, здесь также будет существовать взаимозависимость.

Ознакомившись со всем комплексом задач, стоящих перед гражданской обороной, можно установить, что, несмотря на все их многообразие, они могут быть разделены на три большие, тесно связанные друг с другом группы. К первой группе относятся все подготовительные мероприятия по защите гражданского населения. Здесь имеются в виду меры, необходимые для сохранения самой жизни людей в периоды наиболее тяжелых кризисов. Они охватывают весьма широкий круг вопросов — от подготовки к руководству стихийным передвижением беженцев и планирования организованной эвакуации до принятия конкретных шагов по эффективной защите населения и оказанию ему помощи в моменты непосредственной опасности. Это исключительно большой и важный комплекс вопросов, разрешение которого является обязательной предпосылкой для успешного выполнения всех прочих мероприятий.

Но недостаточно защитить только жизнь людей, нужно обеспечить им условия для дальнейшего существования. Первым же из таких условий является удовлетворение насущных жизненных потребностей, которое, естественно, немыслимо без выпуска определенной продукции, обеспечения дальнейшего водо-, энерго — и газоснабжения, а также поддержания на должном уровне работы транспорта. Однако в тяжелые дни войны государство обязано принять активное участие и в выполнении требований, предъявляемых действующим фронтом. Снабжение фронта, которое во время войны следует рассматривать как первоочередную задачу, тоже должно быть обеспечено путем мероприятий гражданской обороны, направленных на сохранение работоспособной производственной базы. Подвергшиеся нападению народ и государство должны заботиться не только о сохранении своего существования, но и об отражении напавшего противника. Ведь это и является конечной целью всех усилий. Поэтому, если она не будет достигнута, народ и государство, даже сохранив свое существование в данный момент, все равно со временем погибнут. Следовательно, наряду с непосредственной защитой населения и сохранением его жизни на первый план неизбежно выдвигается настоятельная необходимость мобилизации всех сил и средств гражданского [75] населения на достижение указанной высшей цели. Отсюда необходимость хорошо продуманного планирования и управления всем гражданским промышленным потенциалом.

Первая и вторая группы вопросов включают в себя преимущественно подготовительные мероприятия. С началом войны для их осуществления потребуются серьезные практические шаги с привлечением значительного количества сил.

Только таким путем удастся обеспечить порядок в передвижении потоков беженцев, осуществить мероприятия по эвакуации населения и перебазированию промышленных предприятий, создать новые убежища для коллективной защиты и восстановить города и экономические центры, транспортные узлы и электростанции после возможных воздушных налетов. Без наличия заранее подготовленных сил и средств подобные задачи окажутся невыполнимыми. Для их осуществления недостаточно будет ограничиться деятельностью органов МПВО, носящих более или менее территориальный характер. Понадобятся оперативные действия крупного масштаба, для которых необходимо заранее предусмотреть мобильный резерв сил и средств. Это третья группа задач, и их удастся выполнить только в том случае, если они будут подготовлены точно так же, как мероприятия по мобилизации.

Таким образом, все задачи, стоящие перед гражданской обороной, могут быть разбиты на три тесно связанные и дополняющие друг друга группы, в соответствии с которыми федеральное ведомство гражданской обороны должно состоять из следующих трех отделов:

отдела защиты гражданского населения;

отдела планирования и руководства промышленным потенциалом;

отдела использования мобильных сил.

Одно только наименование отделов, в котором находят отражение основные группы задач, показывает, насколько разносторонне и глубоко деятельность федерального ведомства гражданской обороны будет переплетаться со всеми отраслями административной жизни, экономики и транспорта. Этот факт, на первый взгляд, плохо согласуется с ревностно охраняемыми в мирное время ведомственными интересами и строгим разграничением сфер компетенции. Однако необходимо подчеркнуть, что в мирное [76] время вся деятельность центрального органа по руководству гражданской обороной будет направлена лишь на планирование и подготовку всего, что ему понадобится для последующего выполнения своих задач. Его деятельность в мирное время останется малозаметной и не будет затрагивать компетенции различных министерств и руководящих органов, тем более что она будет проводиться не самолично, а в тесном взаимодействии с работниками этих органов, занимающимися вопросами гражданской обороны. Разработать все материалы усилиями одного лишь ведомства было бы, конечно, невозможно. Поэтому центральный руководящий орган гражданской обороны. о котором идет речь, должен будет наряду с разработкой собственных мероприятий рассматривать соответствующие предложения и планы других заинтересованных органов. с тем чтобы проверить возможность их согласования друг с другом, а в случае необходимости исправить и согласовать их между собой.

Несмотря на то, что центральный орган руководства гражданской обороной останется на заднем плане, его деятельность обеспечит такое положение, при котором еще в мирное время каждая более или менее важная руководящая инстанция вынуждена будет продумывать свои мероприятия на случай начала военных действий, исходя из обстановки, приближенной к реальной. Соображения будут воплощаться в единые четкие планы, и в конце концов сами эти органы будут следить за тем, чтобы их деятельность даже в мирное время не противоречила требованиям военного времени. При отсутствии такого центрального органа все приготовления по линии гражданской обороны проходили бы неравномерно и раздробленно. Отсутствовал бы необходимый единый контроль. С началом войны подобный разнобой и взаимная независимость отрицательно сказались бы на возможности немедленного принятия необходимых практических шагов в области гражданской обороны.

Предусмотренный на случай войны перевод сотрудников наиболее важных руководящих органов, связанных с вопросами гражданской обороны, в отделы федерального ведомства гражданской обороны обеспечит осуществление практической деятельности этих органов в нужном направлении под единым руководством. При этом открытым пока остается лишь один вопрос, а именно: будут ли [77] исполнительные распоряжения отдаваться соответствующим руководящим органом, так что его сотрудник при федеральном ведомстве гражданской обороны должен рассматриваться только как полномочный представитель своего органа, или же распоряжения и указания будет издавать непосредственно федеральное ведомство по предложению соответствующего представителя. Во всяком случае, неоспоримо одно: с началом войны приоритет должен быть отдан этим указаниям по отношению ко всем другим распоряжениям «мирного времени». Попытка привлечь весь существующий в мирное время аппарат министерств и руководящих органов, приняв бюрократическое распределение обязанностей мирного времени, конечно, не оправдала бы себя.

Аналогичную деятельность надлежит развернуть и в сфере компетенции уполномоченного по вопросам гражданской обороны округа. Здесь также необходимо предусмотреть перевод ряда сотрудников наиболее важных органов на территории земли и округа в штаб уполномоченного по вопросам гражданской обороны. Порядок откомандирования должен быть аналогичным принятому для федерального ведомства гражданской обороны. Таким образом удастся создать единый работоспособный руководящий аппарат, который сможет охватить все районы.

Подобный план, рассчитанный на то, чтобы с началом войны иметь в своем распоряжении высококвалифицированный руководящий аппарат, способный немедленно начать работу во всех областях гражданской обороны, имеет одно слабое место. В условиях привлечения к работе столь значительного количества различных организаций такой аппарат при отсутствии доброй воли к взаимодействию может легко стать неработоспособным. Однако трудно себе представить, чтобы в условиях всеобщей смертельной опасности отсутствовала готовность к сотрудничеству. При этом следует указать на основное внутреннее содержание эффективной гражданской обороны в любом демократическом государстве, о чем будет неоднократно идти речь ниже: в демократическом государстве каждый гражданин является представителем этого государства. Свобода личности и право повсеместного поселения, которые предоставляет ему государство, требуют определенной ответственности каждого гражданина перед государством. Вся гражданская оборона полностью [78] зависит от осознания отдельным гражданином своей ответственности по отношению к целому государству. Пробуждение сознания этой ответственности и превращение ее в активную деятельность в той области, где каждая организация и каждый гражданин должны выполнять свои задачи в интересах общей обороны, является трудной психологической предпосылкой для осуществления эффективной гражданской обороны. Но эта предпосылка должна быть создана.

Прежде чем более подробно останавливаться на задачах, которые должны выполнять различные отделы федерального ведомства гражданской обороны, следует назвать еще два вспомогательных органа, существование которых представляется необходимым для всей деятельности гражданской обороны. Речь идет об академии гражданской обороны и об экспериментальном институте гражданской обороны.

Задача академии гражданской обороны усматривается в обеспечении единой подготовки всех сотрудников основных руководящих штабов гражданской обороны и добровольных штабов содействия. Подготовка должна подразделяться на общую, военную и специальную. В ходе подготовки слушатели должны научиться решать задачи в самой сложной обстановке, быстро принимать решения и отдавать четкие приказы. Особое внимание в процессе обучения должно обращаться на необходимость установления тесной связи между военной и гражданской обороной. Обучающихся в академии надлежит привлекать к участию в штабных учениях и маневрах частей территориальной обороны, с тем чтобы наглядно показать им взаимозависимость военной и гражданской обороны во время войны.

Экспериментальный институт мыслится как научно-техническое учреждение, которое должно проверять пригодность всех средств и методов, применяемых в интересах гражданской обороны. В силу этого он должен иметь в своем распоряжении технические контрольные пункты и испытательные станции. Собственной научно-исследовательской работы институт вести не будет, так как в его задачу войдет лишь проверка уже существующих средств или методов. Обязательным условием явится тесная связь института с научными учреждениями и промышленностью, с тем чтобы институт был постоянно информирован относительно [79] возможностей науки и производства и мог в случае необходимости использовать эти возможности в интересах гражданской обороны. При решении многих научно-технических вопросов потребуется также тесное сотрудничество с соответствующими органами бундесвера.

В целях сокращения управленческих расходов академию гражданской обороны и экспериментальный институт можно объединить территориально и административно. Решение вопроса о том, можно ли подчинить оба учреждения одному лицу, будет зависеть от личных качеств человека, намечаемого на пост руководителя. [80]

Дальше