Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Список иллюстраций

Список схем

Сицилия (рис. 1)

Согласно плану операции одна парашютная полковая боевая группа усиленной 82-й вдд должна была быть выброшена между Кальтаджироне, где находились крупные резервы противника, и плацдармом 1-й пехотной дивизии. (рис. 2)

Сицилия (рис. 3)

План вторжения в Италию с моря (рис. 4)

Высадку морского десанта первоначально решено было произвести на ограниченном участке побережья между устьями рек Орн и Вир (рис. 5).

План операции предусматривал выброску американской дивизии севернее Карантана. Она должна была блокировать передвижение немецких резервов, перерезать шоссейные дороги, ведущие от побережья в глубь страны, и захватить переправы через р. Мердере (рис. 6).

Вторая американская дивизия должна была десантироваться западнее города Сен-Совер-ле-Виконт, захватить его и мост через р. Дув, находящийся поблизости, чтобы блокировать передвижение войск севернее лугов Маресажес и перекрыть все дороги, ведущие к побережью (рис. 7).

82-я дивизия должна была десантироваться на р. Мердере, затем захватить районы Нувиль-о-Плейн, Сент-Мэр-Эглиз, Шеф-дю-Понт, Этьенвиль, Амфревиль, разрушить переправы через р. Дув и затем приготовиться к продвижению на запад (рис. 8).

Воздушно-десантная операция в Нормандии (рис. 9)

Восточнее Карантана действовала 6-я английская вдд. Отряд, состоявший из шести взводов пехоты и усиленный саперами, высадился из планеров и захватил мосты через Канский канал и р. Орн. (рис. 10)

2-й английской армии предстояло при поддержке 1-й воздушно-десантной армии перейти в наступление в направлении Зюйдерзее в Голландии, чтобы отрезать немецкие армии в Западной Голландии (рис. 12).

Аэродромы отправки воздушно-десантных войск в Голландской операции (рис. 13).

Расположение зенитной артиллерии противника (рис. 14).

План полета строили так, что маршрут проходил мимо районов расположения зенитной артиллерии (маршруты полетов в операции «Маркет») (рис. 15).

В районе отведенном для действий 82-й дивизии (рис. 16), парашютисты могли беспрепятственно приземлиться всюду, кроме участка густого леса к западу от Грусбекских высот.

101-я дивизия должна была захватить четыре автодорожных и железнодорожных моста через р. Аа и канал Виллемс-Ваарт у Вегеля, автодорожный мост через р. Доммель у Синт-Уденроде, автодорожный мост через канал Вильгельмины у Зона, а также овладеть городом Эйндховен и мостами в нем (рис. 17).

План предусматривал выброску парашютного эшелона дивизии без одного полка и посадку пятидесяти планеров с противотанковыми орудиями и тяжелым имуществом связи на склоны Грусбекских высот на всем протяжении от Вилера почти до Моока. 504-й полк должен был приземлиться севернее Мааса к востоку от Граве (рис. 18).

1-я посадочная бригада согласно плану должна была высадиться из планеров в 5 км севернее Хеелсума, обеспечить высадку войск на второй день десантирования и занять оборону вокруг Арнема. Южнее района высадки 1-й посадочной бригады должна была приземлиться 1-я парашютная бригада с задачей продвигаться прямо к Арнемскому мосту, захватить и удерживать его до прибытия подкрепления. Ожидалось, что польская парашютная бригада приземлится в Д + 1 южнее моста, перейдет через мост и усилит войска, удерживающие плацдарм (рис. 19).

1-я парашютная бригада, состоящая из трех пехотных батальонов и саперного эскадрона, приземлилась по расписанию и сразу приступила к выполнению возложенной на нее задачи. Ее план был весьма интересным. 2-й батальон под командованием подполковника Фроста должен был быстро продвигаться по дороге вдоль берега Нижнего Рейна прямо к мосту. 3-й батальон должен был продвигаться к мосту за 2-м батальоном. Его задачей было оказывать помощь 2-му батальону. При захвате моста он должен был атаковать противника с севера и прикрывать фланг батальона Фроста. 1-й батальон находился в резерве бригады, чтобы его можно было использовать для оказания помощи той или другой колонне в зависимости от хода наступления (рис. 20).

рис. 21

рис. 22

Войска хорошо закрепились на вершине холма Малинта (рис. 23).

Дивизия может захватить и удерживать в течение нескольких дней плацдарм периметром в 24 км. В будущем, в условиях значительно большего рассредоточения, весьма вероятно, что этот периметр может быть увеличен вдвое или втрое. В этих условиях наступающая дивизия, захватившая исходный район, вынуждена предпринимать те или иные действия в зависимости от характера обороны противника. Было бы гибельным для дивизии оставаться в скученном состоянии в районе диаметром до 7 км, если только ее не вынуждает к этому противник. Если создание плацдарма рассматривается как начальный этап крупной воздушно-десантной операции, то захват его было бы целесообразнее производить силами корпуса. Возможности корпуса, как видно на рисунке, в три раза превосходят возможности дивизии. По-моему, корпус является наименьшей войсковой единицей, с которой можно добиться тактического успеха в создании отдельного воздушно-десантного плацдарма. Он достаточно велик, чтобы иметь несколько посадочных районов и обеспечить безопасную высадку нескольких дивизий. (рис. 25)

На этом рисунке схематически показано расширение воздушно-десантного плацдарма армии. После высадки первого корпуса (к концу второго дня высадки) воздушно-десантный плацдарм должен быть очищен и подготовлен для высадки второго корпуса. Пока прибывает второй корпус, части первого корпуса должны расширить плацдарм в направлении ожидаемого продвижения на глубину от 8 до 16 км. К ночи третьего дня создание плацдарма должно быть закончено и выслана разведка в направлении предстоящего наступления, намечаемого на 5 - 7 день. К 5 - 7 дню операции на плацдарме должен быть организован армейский КП и развернуты наземные действия. Первый эшелон командования транспортно-десантной авиации должен прибыть на плацдарм высадки и начать действия к моменту прибытия первого эшелона армейского командования. (рис. 26)

На начальной фазе операции командование воздушно-десантного корпуса может использовать прибывающие на плацдарм части по своему усмотрению. Степень рассредоточения зависит обычно от характера задач, поставленных перед нижестоящими частями, расположения и величины районов выброски (высадки), количества посадочных районов, расположения зенитной артиллерии и войск противника, а также и от возможного воздействия противника на высадку войск. Во время второй мировой войны, при проведении голландской операции, дивизии находились на расстоянии 32 км и более друг от друга; в Нормандии и при форсировании Рейна их фланги почти соприкасались. Обычно рассредоточение означает потерю управления, и, тем не менее, части должны быть сильно рассредоточены. Всегда следует иметь в виду, что тактическое рассредоточение является одним из средств пассивной обороны против атомных атак. (рис. 27)

(рис. 28)

(рис. 29)

На этом рисунке показана воображаемая тактическая обстановка. Плацдарм включает 6 аэродромов, захват которых должен быть поручен определенным частям. Если позволят зенитная артиллерия и дислокация войск противника, лучше всего произвести выброску непосредственно на эти аэродромы. Показанный на схеме плацдарм с одной стороны ограничен рекой, что обеспечивает естественную защиту от танков противника. Воздушно-десантные части должны использовать все имеющиеся в их распоряжении подручные средства, а также оружие и оборонительные сооружения противника. (рис. 30)

Предположим, что к концу второго дня высадки удалось очистить от противника воздушно-десантный плацдарм, за исключением одного аэродрома в пределах плацдарма и еще одного рядом с плацдармом. Один из мостов во время боев был разрушен, а второй захвачен целым, и его можно использовать. Теперь все усилия нужно сосредоточить на захвате аэродрома в районе плацдарма; саперы должны приступить к постройке новых взлетно-посадочных полос и второго моста. Подходит время прибытия передовых групп второго корпуса. Части снабжения каждого эшелона должны обеспечить быстрый сбор грузов и устройство своих складов. Разведка обязана действовать активно во всех направлениях. К наступлению темноты в Д + 1 первый эшелон десанта должен прочно закрепиться на данной местности и подготовиться к следующему этапу операции. (рис. 31)

К пятому дню высадки (Д + 4) на воздушно-десантном плацдарме должно находиться командование корпусов, воздушно-десантной армии и транспортно-десантной авиации. Саперы оборудовали две новых взлетно-посадочных полосы. Итак, командование транспортно-десантной авиации должно наладить работу на семи аэродромах. Полностью должны использоваться автомашины и разгрузочное оборудование. На самолетах, доставляющих грузы, нужно эвакуировать раненых. В это время воздушно-десантная армия должна перейти к следующему этапу операции. (рис. 32)

Дивизия четырехполкового состава периода первой мировой войны (рис. 33).

Дивизия трехполкового состава периода второй мировой войны

Дивизия четырехполкового состава будущего

Содержание