Ночные действия
Нет никаких сомнений, что трудности, присущие ночным действиям, будут в той же степени влиять на механизированные силы, как они влияют на войска современного типа, поэтому за исключением авиации и мотопартизан ночные действия едва ли будут применяться чаще, чем применялись в прошлом.
Что касается мотопартизан, то их, если возможно, следует приучить к ночным действиям, потому что темнота является их наилучшей защитой. Так как мотопартизаны в состоянии одним скачком покрывать значительные расстояния то ночь дает им возможность скрытно перебрасываться на многие мили, — с одного фланга на другой, с фланга в тыл, и т. д. Если партазан не знает хорошо страны, то его важнейшей обязанностью является не столько чтение карты, сколько запоминание ее. Пехота прибегает к ночным движениям довольно часто с целью избежать пули противника, но эта причина редко будет являться основной в ночных движениях бронированных войск за исключением случаев атаки [101] районов противотанковой обороны. Бронечасти будут предпринимать ночные передвижения не с целью зашиты самих себя, а с целью скрыть свои намерения. Меняя свои позиции под прикрытием ночи, они настолько спутают данные, имеющиеся у противника, что последний будет вынужден действовать с чрезвычайными предосторожностями в ранние часы следующего дня. Способность покрывать значительные расстояния, не будучи видимым, приведет вероятно к созданию особой тактики, могущей быть названной тактикой « игры в прятки»» и способствующей возрождению ложных атак, засад и внезапных нападений. Но это в свою очередь замедлит полевые операции, так как иначе мехсилы могут в любое время оказаться в таком положении, в каком Фламиний оказался на озере Тразимене{27}.
Я лично на основе опыта мировой войны не думаю, чтобы ночные передвижения были столь трудными, как многие считают, — особенно в том случае, когда танки снабжены хорошими компасами, а их команды хорошо тренированы в ночных действиях.
Что касается ночных атак, то я не имею основания считать, что они будут встречаться в будущем чаще, чем в прошлом, и не думаю, что они будут применяться при прорыве. Это однако не будет означать отказа от проведения ночных атак, имеющих моральный, а не физический эффект, ибо хотя ночью физическое влияние танков и бывает обычно незначительным, зато моральный эффект бывает большой. Используя их с такой целью, мы будем иметь возможность беспокоить противника, а при сохранении в наших руках инициативы, он будет постоянно находиться в состоянии сильного напряжения.
Следовательно можно придти к выводу, что к ночным атакам с целью физического воздействия придется обращаться тогда, когда не будет иных средств для достижения успеха. Моральные же атаки будут частым явлением в будущей войне, причем целью их будет расшатывание нервов противника путем лишения его покоя и удержания его в состоянии постоянного напряжения.
Движения ночью в тылу охраняющих войск
Я уже говорил, что в механизированной войне охраняющие войска будут состоять из двух категорий, а именно: войск круговой завесы, состоящей из партизанского роя, и войск противотанковой зоны. При наличии последней ночные марши будут совершаться в условиях, более близких к условиям мирного времени; однако в обоих случаях основная трудность будет состоять в движении без света передних фар, а главная опасность будет угрожать с воздуха. [102]
Ночные марши могут быть двух категорий: марши по дорогам и марши вне дорог. При проведении первых главная опасность будет заключаться в препятствиях на дорогах: минах, баррикадах и противотанковом оружии; при проведении вторых трудным является выбор пути. При передвижениях второй категории успех перехода будет зависеть от тщательной разведки. Аэрофотосъемка окажется чрезвычайно ценной, если страна покрыта живыми изгородями, дорогами, тропинками, рощицами и отдельными фермами (крестьянскими дворами). Аэрофотографии дают возможность заранее наметить курс движения зигзагами от одного местного предмета к другому, а так как расстояния между этими предметами известны, то ведущие танки должны только двигаться вперед по компаса, меняя направление при проходе местных предметов, остальные машины следуют за головными танками. В некоторых случаях танки могут двигаться по цветным световым сигналам или под определенными углами вправо или влево от этих сигналов; световые сигналы сбрасываются авиацией или выпускаются артиллерией. Так например, если фронт противника простирается от а до б, а его тыл — в в, то, отмечая эти пункты сигналами: красным — а, зеленым — б, желтым — в, можно оказать значительную помощь атакующему не с той целью, чтобы он продвигался непосредственно на этот сигнал, а с той, чтобы благодаря сигналам он знал, где находится позиция противника. Такие средства, дополненные аэрофотосъемкой и по возможности направляющими радиосигналами, в значительной степени сократят трудности ночных маршей. Не следует забывать и значения шума, производимого машинами при движении. Ночью шумы обычно очень обманчивы, и бывает трудно следить за их направлением, ибо малейшее движение воздуха изменяет их направление.
Войсковые соединения должны следовать в линиях колонн, причем в каждой колонне должно быть не больше роты; боковая связь между колоннами должна поддерживаться посредством боковых сигнальных фонарей. Передние фары обычно будут потушены, но задние фары на машинах должны гореть.
Движение ночью с собственным охранением
Говоря вообще, во всех полевых операциях механизированные войска ответственны за свое собственное охранение, причем последнее, как я уже несколько раз повторял, должно быть круговым. Основной опасностью как ночью, так и днем будет возможность фланговой атаки. Ночные марши [103] могут быть сравнены с действиями в лесу, ибо в обоих случаях основными отрицательными факторами будут недостаток видимости и возможность неожиданных нападений. Во избежание задержек в движении отряд должен двигаться в более плотных построениях; главные силы должны двигаться в одной или в нескольких колоннах, причем на обоих флангах колонн авангарда, арьергарда или главных сил должны двигаться небольшие боковые отряды. На некотором расстоянии от них и, если возможно, по параллельным дорогам должны двигаться два боковых авангарда и дозоры.
Ночное наступление требует чисто тактического построения, а не построения, обеспечивающего удобства снабжения и движения, так какого целью является атака противника ночью же или с рассветом. В течение мировой войны ночное наступление танков применялось часто; одним из наиболее известных является наступательное движение танков непосредственно перед атакой в сражении у Камбрэ. В этой операции танки двинулись из исходного положения к линии развертывания по заранее проведенным но земле направляющим линиям (белым лентам), но такой метод движения в будущей войне будет исключением ввиду необходимости движения на далекое расстояние. В этих операциях будут встречаться двоякого рода затруднения: во-первых — трудность сохранить построение частей после развертывания, во-вторых, если наступление должно быть секретным, — трудность избежать привлечения шумом танков внимания противника. Для преодоления первого затруднения необходимо применять небольшие компактные колонны, причем впереди должны двигаться разведывательные танки, а за ними — остальные компактной массой. Преодоление второго непосредственным заглушением шума едва ли практически достижимо. В сражении при Камбрэ это было достигнуто медленным движением не свыше полумили (около 1 км) в час, но при этом следует иметь в виду, что только очень небольшому количеству машин необходимо было вообще покрыть больше 2 миль (3 км). Лучшим способом по всей вероятности будет движение с наибольшей скоростью, допустимой при необходимости сохранения боевого построения, причем одновременно следует проводить целый ряд ложных маневров; тогда шум машин в обширном районе введет противника в заблуждение и не даст ему возможности обнаружить направление намеченной атаки.
Весь вопрос выявления направления шума находится в зависимости от характера местности, движений воздуха, температуры и состояния атмосферы. Эта проблема до сего времени мало изучена и подлежит опытному изучению в мирное время.
Очевидно в механизированной войне мы встретимся с двумя видами отхода, а именно: отход в противотанковую базу и отход из противотанковой [104] базы. Первый обычно будет совершаться днем и будет представлять собой быстрый отскок назад или же медленное оттягивание поэшелонно. Второй лучше всего совершать под прикрытием темноты, причем сперва одна половина противотанковых войск должна быстро отходить в тыл, а вторая половина последует за первой несколько позднее, но уже под прикрытием подвижных сил.
Так как отходы в механизированной войне по всей вероятности будут иметь место столь же часто, как и наступательные движения, то в связи с этим возникают два соображения. Первое заключается в том, что противотанковые средства борьбы должны быть пригодны для перевозки на вездеходных машинах. Второе — что разведка путей отхода как на флангах, так и в тылу должна вестись беспрерывно, чтобы в случае получения приказа о перемене позиций не пришлось бы терять времени.
Ночные атаки
В механизированной войне ночные атаки едва ли будут иметь место, за исключением случаев когда позиции противника недоступны для атаки днем или когда противник оттеснен в такой район, из которого выход возможен только под прикрытием темноты. В первом случае атака потребует значительной подготовки, во втором — быстрого движения, обеспечивающего удар по главным силами противника в момент его попытки к уходу.
Когда принято решение об атаке, то план последней должен быть максимально простым, а намеченные объекты действий легко находимы и расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы избежать возможного столкновения между атакуемыми колоннами в темноте. Так как в ночное время бывает очень трудно различить друзей от врагов, то атакующие машины должны иметь яркие отличительные знаки.
Я опять повторяю, что основная опасность в этих операциях заключается в возможности потери направления, а не в огневой силе противника. Попадание ночью является почти всегда случайностью, но неправильный поворот представляет собой реальную опасность. Чрезвычайно интересным и подлежащим подробному испытанию представляется вопрос об использовании прожекторов в подобных атаках. В морских сражениях прожектора используются часто с целью ослепления противника, и я не вижу причин, почему они не могут быть использованы для той же цели в сухопутных боях. Ясно однако, что прожектора будут использованы в противотанковой обороне будущего не в меньших размерах, чем в противовоздушной обороне сегодняшнего дня; следовательно подвижные силы вероятнее всего будут снабжены прожекторами, которые со своей стороны внесут много новых проблем, усложняющих ночные действия. [105]
Приказы на ночные атаки должны быть максимально просты. Для атак должны быть даны прямые направления движения и одновременно тщательно разработан план производства ложных атак, чтобы весь район, подлежащий атаке, находился непрерывно в тревожном состоянии, пока наконец не будет нанесен решительный удар. Каждый командир должен полностью понимать свою роль, а равно и те мероприятия, которые необходимо предпринять в случае неудачи его действий.
Ночные передвижения автомашин
Двигающимся ночью обозам опасность угрожает главным образом со стороны партизанских групп противника, так как только в исключительных случаях противник двинет ночью танковые части для атаки проблематичных обозов. Если не имеется партизанских групп противника, тогда ночь будет лучшим временем для передвижений, и если даже самолеты противника попытаются атаковать обозную колонну, попадания в цель будут далеко не точны. Обычно однако передвижения обозов ночью будут медленными, поскольку редко придется использовать освещение передних фар. Но когда присутствие партизанских отрядов противника установлено, — а они несомненно будут, если не раньше, то по крайней мере после вступления на его территорию, — тогда придется применять постоянное круговое охранение. Лучше всего это может быть достигнуто выделением двух охраняющих обозную колонну отрядов. Так например на схеме 19 а является обозной колонной, б и в будут охраняющими отрядами. Когда обозная колонна вступила, б выставляет круговое охранение района г, а б, продвигаясь вперед, делает тo же самое в районе д. Как только обоз войдет в район д, тогда пикеты и дозоры б немедленно передвигаются в район е, и т. д.
Обозная колонна любой глубины едва ли в состоянии двигаться — даже по дорогам — со скоростью свыше 8 миль (12 — 15 км) в час, — следовательно, величина диаметра кругов г, д и е будет зависеть от состояния дорог на флангах, по которым должны двигаться части отрядов б и в. Если принять [106] решение о диаметре в 7 — 8 миль (12 — 15 км), то дороги должны быть такими, чтобы части отряда б смогли передвинуться из района г в е в течение 1 часа.
Если будут использованы обозы, могущие передвигаться вне дорог, то данная система охранения окажется вероятно неприменимой и потребуется сопровождающее обоз прикрытие из разведывательных танков.