Лекция 7-я
Охранение (продолжение)
Охранение на месте
Очевидно, что увеличенная подвижность войск окажет влияние на охранение на месте. В настоящее время сторожевое охранение главным образом применяется пехотой и выставляется для прикрытия отдыхающих войск от кавалерийских и пехотных атак. Оно располагается на достаточном расстоянии, чтобы дать время отдыхающим войскам изготовиться. В моторизованной и механизированной войне эта картина изменится, так как сторожевое охранение должно быть готовым к отражению непрерывных атак автомобилей, за которыми в любой момент может последовать решительный удар бронированных частей. Ввиду того что оба эти вида атаки в высшей степени подвижные, линия сторожевого охранения должна быть выдвинута дальше вперед и быть подготовленной для отражения танковой атаки.
Так как в такой войне задачей сторожевого охранения является удержание противника от проникновения в избранный район, то слово «линия» является в действительности ошибочным и должно было бы быть заменено словом «круг» или в «окружность». Очевидно, что настоящими войсками для выполнения этой задачи является партизанский рой, подкрепленный авангардом, арьергардом и двумя боковыми отрядами. Общее расположение дано на схеме 8, где а представляет отдыхающую армию, а б — партизанский рой; авангард, арьергард и боковое охранение обозначены буквами в,г, д и е. От охранения или роя должны выдвигаться дозоры броневиков до глубины в 20 миль (около 30 км) — ж — и вне этого предела должно поддерживаться постоянное воздушное наблюдение — до з. Таким образом мы имеем 3 охранных ковра: самолеты, броневики и мотопартизаны. Глубина всего района зависит от удаления от противника. Если удаление [53] небольшое, то включенный район будет небольшим, если противник далеко, то — большим.
Kак только воздушные дозоры донесут о месторасположении противника, высылаются броневики или, при отсутствии их, автомобили для установления соприкосновения с противником и пикетирования всех подступов между его позицией и районом сторожевого охранения. По мере продвижения противника они отходят, а когда он станет приближаться к кольцу б, то они не отступят внутрь этого кольца, но останутся вне его на флангах. В это время охранение изготовляется для атаки во фланг противника, если он попытается прорваться внутрь кольца б .
Отсюда видно, что охранение на месте как правило почти ничем не отличается от охранения на марше. Единственной разницей является, что, находясь на месте, армия сможет лучше защищать себя от воздушных атак, так как ее средства ПВО огневые и световые находятся на месте.
Главными факторами, оказывающими влияние на охранительные мероприятия, являются: 1) подвижность противника, 2) характер местности, 3) превосходство в воздухе и 4) способность действительного пикетирования противника. Если превосходство в воздухе обеспечено, то дозоры из броневиков в состоянии действовать свободно, и эта свобода увеличивается в прямой пропорции, если способность к движению у противника ниже, чем у другой стороны.
Что касается характера местности, то идеальным для отдыха является район, обуженный реками и холмистой местностью, так как тогда мотопартизаны противника ограничены небольшим числом подступов, — а именно эти части, особенно при действиях во враждебной стране, обычно будут причинять больше всего хлопот.
Атака района сторожевого охранения в течение ночных часов вероятно явится скорее исключением, чем правилом, так как руководство такой oперацией всегда затруднительно, но нельзя упускать из виду, что танки противника могут приблизиться ночью и выждать в лесу до рассвета. Если подобные убежища имеются поблизости от района сторожевого охранения, то они должны быть заняты отдельными караулами.
Если противник находится вне дистанции удара, т. е. если он удален на расстояние свыше сотни миль, то, как я уже сказал, защитное кольцо как на отдыхе, так и на марше может расшириться. В этом случае должна [54] высылаться вперед разведка до тех пор, пока не будет обнаружен занимаемый противником район; тогда все выходящие оттуда дороги должны быть запикетированы. При значительном удалении противника единственно вероятный вид атаки — это атака с воздуха; следовательно, чем глубже и шире расположение отдыхающих или двигающихся войск, тем легче оно может быть скрыто.
Если превосходство в воздухе неабсолютное, что редко будет иметь место, то как правило всегда следует принимать, что противник находится всегда на дистанции удара, ибо в настоящее время существуют бомбардировщики, имеющие радиус действия в 1 200 миль (ок. 1800 км). Тот факт, что армии в действительности никогда не будут вне дистанции удара с воздуха и редко вне дистанции удара автомобилей, в огромной мере увеличил значение проблемы охранения. Можно почти наверно сказать, что, подобно тому как центральной идеей массовой войны являлось развитие наступательной мощи, центральной идеей механизированной войны явится как раз обратное. Защита прокладывает себе дорогу все дальше и дальше вперед не только в форме брони, но и в форме укреплений и защитного расположения.
Эту проблему я уже отчасти освещал. Разница между нею и предыдущей заключается лишь в величине занятого армией района, а также в том, находится ли этот район во враждебной стране или нет. Этот вопрос я также уже затронул, но здесь я рассмотрю его более подробно, так как он представляет другую фазу проблемы охранения.
Очевидно, — если я прав в своем предположении, что моторизованным партизанам суждено играть в будущей войне такую важную роль, как я полагаю, — что самой выгодной ареной их действия является собственная страна, ибо там они не только будут находиться среди друзей, но и вопросы снабжения их разрешаются много легче.
После вступления на территорию противника местные условия быстро скажутся как на охранении, так и на подвижности вторгающейся армии, которая будет стремиться к решительному бою вблизи границы, за исключением того случая, когда она значительно превосходит армию противника. Мы можем поэтому предполагать, что в будущем границы будут систематически прикрываться от моторизованных атак и что следовательно на них будут иметь место затяжные операции нерешительного характера, до тех пор пока не будет выиграно определенное преимущество. Это значит также, что когда это преимущество выиграно и когда одна сторона вторгается на территорию противника на его противотанковую зону, то вторгающейся армии придется не только двигаться внутри тесно охраняемого круга войск, но придется также и «окапываться» на отдыхе, — совершенно так же, как [55] это делал Юлий Цезарь 2 тыс. лет тому назад и по тем самым причинам. Каков же будет характер таких оборонительных построек?
Эго не будут окопы, какими мы знали их в последнюю войну, которые вырывались для прикрытия обороняющегося, так как этот вид прикрытия теперь заменен броней, которая прикрывает не только обороняющегося, но и наступающего. Это будет развитием той же идеи, которая породила проволочные заграждения. Последние были сооружены для ограничения подвижности противника; подобным же образом при противотанковой оборонe объектом нападения является подвижность — наступающие машины должны быть остановлены.
Где они будут наступать? На этот вопрос дать ответ легко, так как по карте крупного масштаба, приготовленной для механизированной войны с одного взгляда можно будет определить подступы и районы, которые вероятно будут использованы машинами противника.
Для остановки и уничтожения их могут быть применены следующие оборонительные сооружения: минные поля, которые заменят проволочные заграждения и сеть опорных пунктов, а также в значительной мере заменят окопы. Эти опорные пункты выльются вероятно в две формы 1) в небольшие редуты или бетонные коробки и 2) в небольшие, портативные, непробиваемые пулей, а может быть и снарядом, куполы и щиты, которые могут перевозиться на прицепных повозках, перетаскиваемых мощными тракторами с места на место. Характера этих сооружений я коснусь болей подробно в другой лекции.
Охранение во время боя очевидно будет изменяться в зависимости от обстоятельств. Характер местности может благоприятствовать или наступательным или оборонительным действиям. Если обе стороны стремятся к решению, то требуется открытая местность, т. е. хороший район для наступления, обычно однако этого не будет, и слабейшая сторона отступит на пересеченную местность или в подготовленную противотанковую зону. Охранение во время боя может быть следующих трех видов: 1) охранение механизированных родов войск, т. е. ударной силы; 2) охранение немеханизированных родов войск и тыловых служб ;3) охранение против атак мотопартизан.
Из этих трех видов охранения мы получаем картину укрепления, или замка, окруженного кольцом наружных оборонительных построек, откуда может выйти бронированная вылазочная часть и атаковать противника в открытом поле. Картина очень похожая на картину из средневековых войн, а именно: укрепленный вагенбург, окруженный фуражировочными партиями и батальонами конных рыцарей в латах, вызывающих друг друга на единоборство вне своих укрепленных постов.
Тактической базой средневековой системы являлся лагерь (вагенбург); в механизированной системе это будет тоже лагерь, только в измененной [56] форме: не укрепленный вагенбург, но противотанковое укрепление, — район, выбранный вследствие его естественных свойств и прикрытый цепью противотанковых орудий, защищенных бронекуполами и щитами. На некотором расстоянии и вокруг всей подвижной крепости располагается партизанский рой, — не в качестве неподвижного защитного образования, но подвижного, раздвигаясь наружу при отсутствии сопротивления и сжимаясь при нападении превосходных сил, а если необходимо — отступая во внутрь подвижной крепости.
Что касается прикрытия самой механизированной армии, то вследствие бронирования ее основное защитное свойство заключается в наступательных действиях. Местность, солнце, ветер — так же как и построение в таком порядке, что, когда бы она ни была атакована, фланги ее прикрыты, а она сама в состоянии атаковать противника во фланг, — все это является защитными средствами, которые должны быть приняты во внимание в плане боя. Будучи захвачена врасплох, вместо того, чтобы рисковать поражением, она должна отойти на подвижную крепость и или перестроиться под ее прикрытием или искать убежища внутри нее для приведения себя в порядок. Может показаться, что это способно повлечь за собой полное поражение посредством осады, но я полагаю, что подобная опасность явится исключением, ибо так как противник должен пополнить горючее и остальное снабжение, то вряд ли вероятно, что он будет в состоянии оставаться у крепости более нескольких часов, а возможно — день или два. Более вероятно то, что он попытается произвести ряд воздушных бомбардировок на скученный теперь гарнизон и одновременно стать между крепостью и его ближайшей передовой базой.
Я уже разобрал этот вопрос, указав, что так как в механизированной войне охранение должно быть кольцевое вместо линейного, то для управления охранительным кольцом потребуется один командир вместо многих. Теоретически главнокомандующий отвечает за обеспечение всей армии и ее служб. В современной войне легко назначить офицера для командования, так как разница между тактическими операциями не так велика, как это будет в механизированной войне. При этом типе боя будет четко выраженная разница между тактическими обязанностями командиров охранительного кольца, подвижной крепости и ударных войск; отсюда вытекает, что главнокомандующему потребуется 3 подчиненных командира; из них руководство сторожевым охранением падает на командира кольца, которому, как я уже указал, подчиняются 5 командиров — командир роя и 4 командира охранения (авангарда, арьергарда и двух боковых отрядов). [57]
Под этим заголовком рассматривается обеспечение посредством ночных передвижений, под прикрытием дыма и путем ложных маневров.
Ночное время представляет два вида обеспечения: обеспечение от прямого наблюдения и обеспечение посредством возможности передвигаться незаметно от одной позиции к другой. По отношению к танкам не представит большого затруднения перебросить значительные силы на несколько миль в течение 2 часов под прикрытием темноты и таким путем спутать карты противника.
Использование дыма для создания искусственного тумана отлично осознано; поэтому при столкновении танковых частей значение его трудно преувеличить; дымовые облака используются не только для ослепления противника, но и для образования завес, за которыми могут производиться маневры.
По мере увеличения подвижности увеличивается также способность к производству ложных атак и выполнению ложных передвижений. Обеспечение может быть достигнуто ложным сосредоточением, ложным отступлением и т. п., которое введет противника в заблуждение и заставит его наделать всякого рода ошибок. При таком положении оборонительное наступление вероятно будет играть значительную роль в механизированной войне, когда противник сперва вводится в заблуждение и принуждается к принятию определенного порядка, а затем сильно атакуется в этом ложном положении. Движение пустой колонны машин иногда может явиться решающим фактором в бою.
Прочие обязанности по обеспечению
В настоящее время артиллерия, являющаяся хребтом наступления и обороны, обычно отделена от наступающего и обороняющегося значительным расстоянием. До автомобильной эры артиллерия была прикрыта от внезапных атак фронтом армии, т. е. развернутыми частями пехоты. С пришествием автомобиля и танка это прикрытие с каждым днем становится все проблематичнее. В случае применения партизанского роя прикрытие явится по существу автоматическим, так как орудия будут передвигаться и вступать в бой внутри прикрывающего кольца, а следовательно прикрытие из других войск явится излишним. Если рой не применяется, то в таком случае необходимо будет прикрытие, состоящее главным образом из противотанкового оружия, расположенного кольцеобразно вокруг артиллерийских позиций. [58]
На марше и на отдыхе тыловые службы будут расположены внутри охранного кольца, откуда к базе ведут одна или несколько коммуникационных линий. Эти линии должны быть прикрыты от атак партизан, следовательно, чем дальше армия уходит от своей базы, тем затруднительнее становится это прикрытие.
Организация коммуникационных линий вероятно выльется в следующее: базисный склад образуется в каком-либо крупном центре сообщений или в порту. Это будет сильно укрепленный район, недоступный для атак танков и автомобилей, тщательно защищенный от воздушных атак. По мере продвижения армии район, соединяющий ее с базисным складом, становится скорее районом коммуникаций, чем линией коммуникаций.
По мере приближения к противнику он вероятно примет коническую форму. В цивилизованной стране он будет включать в себя одну или несколько железных дорог и некоторое количество колесных дорог, в зависимости от потребностей снабжение армии. Из них одна или несколько будут избраны в качестве главной линии коммуникаций, а через каждые 60 миль (100 км.) или около этого будет образована полевая база. Если выбрана дорога, — а я полагаю, что в механизированной войне грунтовые дороги будут играть более важную роль, чем железные дороги, — то общее расположение коммуникаций будет, как изображено на схеме 9, где а является базисным складом, А — полевая армия, а б, в, г и д — полевые базы. Для выполнения задач прикрытия можно предложить следующую схему: каждая база является импровизированной крепостью, имеющей ПТО и ПВО. При расположении в 60 миль (100 км) друг oт друга каждая ответственна за патрулирование половины расстояния от него до предыдущей и до следующей баз. Это патрулирование производится самолетами и автомобилями. [58] Каждой базе придается отряд танков, состоящий главным образом из разведчиков и истребителей, которые сопровождают транспорты поста, расположенного на следующем полпути. Таким образом транспорт, вышедший из базисного склада, конвоируется последним до ж, где он передается конвою б, который сопровождает его до з и т. д., пока не достигнута полевая армия. Конвой может действовать двумя способами: он или сопровождает транспорт или же, что более вероятно, выдвигается на фланги его и пикетирует границы района. В том случае, когда не существует обороняемого района коммуникаций, транспорт и его конвой при остановке на ночь должны выбирать место, расположенное на противотанковой местности — например в изгибе реки или в лесистой местности, представляющее лишь ограниченное количество подступов. При выборе места расположения не должна быть забыта оборона против атак с тыла или с воздуха.
Прикрытие железных дорог будет напоминать по-моему мнению схему, принятую нами во время южноафриканской (англо-бурской) войны, с той разницей, что вместо сооружения линии блокгаузов по одной стороне дороги будут сооружены две линии блокгаузов по обеим сторонам дороги, и не около самой дороги, но на некотором расстоянии от нее. Задача этих двух линий — прикрыть район от автомобильных атак и воспрепятствовать обстрелу поездов со стороны снайперов. Ширина района будет изменяться в зависимости от характера местности, но обе линии должны находиться от железной дороги на расстоянии, достаточном для воспрепятствования противнику наблюдения в пределах дистанции пулеметного огня от дороги.
Так как механизированная армия является сравнительно небольшой и так как личный состав ее прикрыт броней, а построения ее более гибки, чем у современных массовых армий, то потребность ее в ПВО значительно сокращается; однако базисные и полевые склады также будут уязвимы. с воздуха, как и в настоящее время. Следовательно части ПВО должны быть главным образом использованы для прикрытия этих районов. Другим преимуществом мехармии является то, что сопровождающие ее части ПВО будут двигаться внутри охранного кольца, которое само в состоянии открыть пулеметный огонь по низколетающим самолетам.
Что касается ПВО вообще, то самым верным средством очевидно является завоевание превосходства в воздухе, — если не абсолютного, то хотя бы местного; следующее затем средство заключается в обнаружении расположения противника и последнее — в атаке его с целью принудить к обороне. [60]
Хотя укрытие от наблюдения с воздуха до завоевания превосходства в воздухе и является трудной задачей, но для механизированной армии она легче, чем для немеханизированной. В лесистой местности мехчасти могут передвигаться от укрытия к укрытию, а на открытой — менять свои позиции под покровом темноты.