Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

От автора

Цель этой книги — помочь солдату-фронтовику. Единственной причиной, побудившей меня написать ее, было то обстоятельство, что в нашей учебной литературе, как мне кажется, упущены некоторые наиболее важные этапы обучения пехоты. В основу моей работы легло изучение ошибок, допущенных в боевой подготовке в прошлом, и требований, которые могут быть предъявлены пехотинцу в будущем. Только тот, кто не принимает во внимание дальнейшее усовершенствование оружия и средств передвижения, может считать, что в течение последующих лет наземный бой изменится лишь незначительно. В современной войне, когда возможно применение атомного оружия, пехота, использующая легкую авиацию и вертолеты, без сомнения, будет обладать большой тактической подвижностью, и тогда методы обучения, изложенные в данной книге, сыграют еще более значительную роль. Наши современные уставы ограничиваются изложением того, что должно быть сделано в бою, а я попытаюсь показать солдату, сержанту и офицерам всех рангов, как выполнить задачу и остаться при этом в живых или по крайней мере избежать неоправданных потерь. [14]

Каждый опытный боевой командир применяет различные методы обучения действиям в наступательном бою, чтобы добиться слаженности, особенно необходимой для обеспечения успеха во время атаки. Некоторые командиры широко используют уставные методы. В других случаях закаленные в боях командиры мелких подразделений прибегают к импровизированным приемам взаимодействия в наступлении, основанным на личном боевом опыте.

Каждый из существующих ныне уставов по-своему рассматривает этот вопрос. Данная книга основана на опыте специальных учебных мероприятий, проводившихся в период второй мировой войны, уточненных и доработанных во время боевых действий в Корее.

Когда мы готовили войска к наступлению через Апеннины в сентябре 1944 года, мой полк отрабатывал действия в составе мелких подразделений. Нашей целью являлось развитие в бойцах мужества, уверенности в своих силах и инициативы, присущих хорошо слаженным футбольным или баскетбольным командам. По существу бой представляет собой спортивное соревнование, в котором смерть является наказанием за допущенные ошибки, а возможность остаться в живых является наградой за умелые и разумные действия.

Наступая под ружейно-пулеметным огнем, мелкие подразделения имеют ограниченные возможности маневрирования. Они либо атакуют неприятельскую позицию в лоб, либо обходят ее справа или слева.

По опыту мне известно, что подразделения, обученные по описанным ниже методам, непобедимы [15] в бою. Основные положения этой книги я изложил в инструкции № 45 по боевой подготовке войск, составленной мною, когда я командовал 2-й пехотной дивизией в Корее. Подобная система обучения использовалась и другими дивизиями, а приемы ближнего боя, которым генерал Ван Флит обучал южнокорейскую армию, в основе своей аналогичны приемам, изложенным на страницах этой книги.

Дополнительным доказательством вышесказанного может послужить следующая выдержка из письма, полученного мною от подполковника Эндрю Чика (участника войны в Корее):

«Я хотел бы сообщить подлинный факт, касающийся ваших идей боевой подготовки войск. Как вы помните, основное содержание инструкции № 45 было опубликовано в «Комбат Форсиз Джорнэл»{1} в апреле 1953 года. В мае 1953 года 5-й усиленный пехотный полк был переброшен в район Кипоре для переподготовки. В течение трех недель полк находился в тылу и затратил все это время на отработку действий стрелковых групп, каждая из которых включала двух бойцов, и на боевую подготовку в составе отделения и взвода, используя в качестве руководства статью из «Комбат Форсиз Джорнэл».

Когда наши подразделения были вытеснены с высоты «Гарри», 1-й батальон 5-го полка получил приказ вновь захватить ее. Рота В овладела высотой, прибегнув к приемам, которым она только что обучалась. Командир батальона заявил мне, что он добился успеха лишь благодаря [16] тому, что три недели перед этим он отрабатывал с подразделениями навыки, которые были затем использованы в бою».

Методы обучения, которые я описываю в данном труде, отнюдь не противоречат официальным наставлениям по боевой подготовке войск. Наоборот, мои соображения уточняют и дополняют положения, изложенные в существующих учебных пособиях. В обстановке, когда солдаты вынуждены укрываться от огня противника за камнями и деревьями, когда некоторые их товарищи уже убиты, а некоторые умирают от ран и каждый полон тревоги за свою собственную жизнь, они хотят точно знать, как им лучше выполнить в бою свою задачу, чтобы риск был наименьшим. Они также хотят определенно знать, что должны делать оставшиеся в живых бойцы их подразделения.

По существу излагаемые в этой книге приемы лишь незначительно отличаются от методов обучения, изложенных в наших уставах. В наступательном бою огонь из стрелкового оружия является весьма эффективным, особенно если противник настолько деморализован, что допускает его ведение в период атаки. Однако, когда огонь поддерживающих средств переносится на следующий рубеж, а упорно сопротивляющийся противник продолжает поражать атакующих прицельным огнем, этот метод действий в наступлении может потерпеть неудачу по многим случайным причинам. Данная книга призвана помочь найти верное решение в обстановке, когда упорный противник прочно удерживает свои позиции и атакующая пехота должна овладеть ими под сильным огнем из стрелкового оружия. Если [17] рекомендуемый мною порядок рассредоточения не всегда соответствует нормам, указанным в учебной литературе, это объясняется тем, что, по моему убеждению, солдаты, которым предстоит вместе сражаться, должны находиться вблизи друг от друга на марше и в период подготовки к боевым действиям. В ближнем бою часть солдат каждого отделения используется для осуществления маневра, в то время как основной задачей остальных является ведение поддерживающего огня. Обе группы сближаются с противником так быстро, насколько это позволяют условия местности и боевая обстановка.

Назначение и содержание данной работы полностью подтверждаются следующей выдержкой из предисловия к книге «Боевые действия в Корее» генерал-майора Уорда, занимавшего с 1949 по 1952 год должность начальника военно-исторического управления:

«Слишком часто уцелевший в сражении оплакивает на поле боя не только погибших товарищей, но вместе с этим и свою недостаточную предусмотрительность. Слишком часто солдаты перед боем не представляют себе, как будет сражаться их подразделение. Полевые занятия подразделения, тактические учения, система боевой подготовки в целом — все это дает в итоге опыт, необходимый для достижения успеха в бою... Одной из основных причин неудач на поле боя является незнание солдатами, что надо делать дальше».

Следует надеяться, что эта книга послужит хорошим руководством для обучения войск. Она будет содействовать и подготовке необходимых уставов в соответствии с задачами отработки [18] взаимодействия различных элементов подразделения. Обучение действиям в наступательном бою является наиболее существенной частью подготовки солдат к тому, что их ожидает на войне. [19]

Дальше