Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава 11.

Требования будущей войны

Стремление найти наиболее легкое решение важнейших военных проблем существовало всегда. Оно тем более естественно в атомный век. Надо ожидать поэтому, что газетные корреспонденты еще более рьяно станут подсказывать решения, которые на словах обеспечивают наименьшие потери в войне. Именно этого и ждет от них читающая публика. Тем не менее никто еще не доказал, что противника можно победить без физического уничтожения его живой силы и без занятия его территории. С каждым новым шагом в развитии средств вооружения и способов транспортировки войск раздавались голоса людей, утверждающих, что пехота изжила себя. Однако в условиях сегодняшнего дня и близкого будущего потребность в хорошо обученной пехоте безусловно сохраняется.

Условия места и времени могут меняться

Нет сомнения, что в будущей войне войскам придется рассредоточиваться на большие, чем до сих пор, интервалы, и не требуется особой фантазии для предположения, что дивизии первого эшелона будут быстро перебрасываться по воздуху на вертолетах или легких самолетах, повторяя [122] тем самым, но уже по-современному и в более короткие отрезки времени, тактические принципы прошлого, принесшие в свое время признание и славу кавалерии. При осуществлении таких перебросок система группового обучения, изложенная в этой книге, будет иметь чрезвычайно большое значение.

Постоянно действующие инструкции

Начало второй мировой войны показало несостоятельность укоренившихся в армии методов боевой подготовки войск. Внезапно все поняли, что война стала настолько сложной и ожесточенной, что перечисление в каждом приказе массы разного рода подробностей, которые можно легко свести в постоянную инструкцию, потеряло всякий смысл. В результате появилось большое число различных постоянно действующих инструкций. Войска обучались движению по правой стороне дороги с соблюдением необходимых интервалов, транспортные колонны двигались уже по заранее составленным графикам движения. Стало правилом передвигаться на поле боя бесшумно, без подачи команд или приказаний громким голосом. Солдаты изучили обязанности свои и своих товарищей по взводу и т. д. В бою солдаты начали проявлять личную инициативу.

Отработка взаимодействия — одна из основ боевой подготовки

Обычно при отработке элементов ближнего боя вопросы взаимодействия как-то опускались. Надо сказать, что лишь очень немногие из наших офицеров имеют какой-либо боевой опыт, и в большинстве своем они не представляют себе, [123] как именно отдельные солдаты, командиры отделений или взводов координируют свои действия для наиболее успешного выполнения боевой задачи. Предложенный выше метод обучения по группам, взаимодействующим между собой, как раз и предназначен для восполнения этого серьезного недостатка в управлении мелкими пехотными подразделениями. Перечисленные методы обучения действиям в наступательном бою расширяют сферу применения постоянно действующих инструкций, с тем чтобы предусмотреть в них ряд особенностей ближнего боя. Младший офицер или солдат, имеющий боевой опыт, быстро поймет целесообразность предлагаемых методов обучения. Однако внедрение их в практику потребует прямой поддержки со стороны командиров батальонов и полков. Правильно организованные затем поверочные занятия докажут ценность этих методов для девяти из любых десяти обучаемых.

Гибкость

Конечно, всегда будут находиться люди, не побывавшие в ближнем бою, готовые встречать в штыки любое предложение и открещиваться от любых методов обучения, находя их неудовлетворительными. Есть люди другого сорта. Они не терпят каких-либо отклонений и изменений, забывая при этом, что боевые уставы и наставления пишутся их же братьями-офицерами, не свободными, как и все смертные, от ошибок. Любое такое подсознательное или сознательное сопротивление переменам должно быть сломлено. Крайне необходимо, чтобы старшие начальники изыскивали прогрессивные методы обучения [124] войск, отвечающие всем требованиям будущей войны. Можно, конечно, предвидеть возражения и такого рода, что наступление обычно начинается под покровом темноты и поэтому-де ряд предлагаемых методов обучения не имеет смысла в подобных условиях.

Ночь — не препятствие для наступления

Действительно, верно, что значительная часть наступлений, проведенных в ходе второй мировой войны, начиналась под покровом ночи, однако войска редко успевали выполнить конечную задачу за имевшиеся несколько часов темного времени и обычно продолжали наступать и после рассвета... Далее, после прорыва обороны противника, что является целью всякого наступления, начинается маневренный бой. Он слагается из продвижения мелких подразделений под огнем обороняющегося противника. А это как раз та обстановка, где в полной мере требуется выработанное в ходе учебы умение взаимодействовать. Именно здесь обучение пехотных подразделений действиям в наступательном бою и оказывает неоценимую услугу.

Таким образом, ночные действия не дают серьезных оснований для критики упомянутого курса подготовки. Далее, если мы попытаемся заглянуть в будущее, то увидим, что преимущества и трудности, создаваемые темнотой на поле боя, могут быть сведены почти к нулю. Освещение поля боя средствами, сброшенными с самолетов, стало общераспространенным. Позиции противника могут быть освещены также артиллерийскими, минометными и винтовочными осветительными боеприпасами, а инфракрасные прицелы [125] вообще предсказывают время, когда солдат сможет двигаться в темноте и использовать средства, которые обеспечат ему почти полную видимость. Уже в современной войне в ходе наступления поле боя ночью имеет освещение, достаточное для того, чтобы управлять наступающими солдатами, интервалы между которыми сокращены. Рекомендованные выше сигналы свистком могут, безусловно, оказаться полезными для управления и контроля за действиями отделений и взводов независимо от того, совершаются они днем или ночью.

Энтузиазм и действительность

Наконец, автор хотел бы подчеркнуть читателю необходимость воодушевления, энтузиазма и уверенности в действиях со стороны руководителей занятий. Можно смело заявить, что вся предшествующая учеба прошла впустую, если солдаты, вступив на поле боя, не знают твердо, как им действовать. Бывалые солдаты любят говорить новичкам: «Забудь, чему тебя учили. Так поступают все». Предшествующая боевая подготовка должна сразу показать всю ложь подобных рассуждений, а знания, полученные на занятиях, должны давать ответ на возникающие в бою вопросы.

Опытный руководитель заканчивает каждое занятие, создавая у подчиненных настроение уверенности в своих силах. При обучении действиям в наступательном бою каждый солдат может совершать те или иные ошибки. Исправление ошибок необходимо для достижения требуемого уровня знаний и навыков. Однако наряду с этим руководитель должен также отмечать любые [126] успехи солдат и проявление ими инициативы в ходе учебы. Что же касается ошибок, то в большинстве наступлений, приводивших к успеху, совершались отдельные ошибки, причем такие, которые на занятиях подверглись бы суровой критике. Вера в командира, уверенность в своих силах и готовность сблизиться с противником воспитываются в результате неустанного ознакомления солдат с реальными условиями боя. Солдаты-пехотинцы знают, что в ходе войны многие будут убиты, но никто не считает, что они умрут напрасно. Солдатам надо привить мысль, что их учат убивать с помощью продуманных согласованных боевых приемов и что, следуя тому, чему их учили, они имеют все шансы уцелеть. Необходимо всячески подчеркивать, что от солдат требуется решительное вступление в бой и сближение с противником. Никогда не совершает ошибки солдат, умирающий за свою страну с оружием в руках, лицом к врагу.

Всемогущая пехота

В условиях атомной войны пехота должна быть готова к любым видам транспортировки и к любым потрясениям. Независимо от средств доставки к месту сражения она должна принести с собой высокую боеспособность и умение наносить решающий удар в бою, выиграть который может лишь она. Обе эти предпосылки успеха скрываются в правильном обучении действиям в наступательном бою. Эта книга поможет пехоте выработать в себе такой автоматизм в действиях, который избавит подразделения от замешательства даже под атомными ударами противника. [127]

Хотя книга эта представляет собой исходный рубеж для обучения мелких подразделений пехоты, она также весьма полезна и для любого командира полка. Метод, изложенный в ней, последовательно использованный, для подготовки одиночного солдата, затем отделений и взводов, обеспечит, если его умело применять, сколачивание крепких и напористых подразделений, образующих в конечном счете отлично подготовленные батальоны и полки.

Примечания