Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава 3.

Последовательность обучения

Руководителю занятий нетрудно нарисовать такую картину боя, чтобы каждый солдат мог легко понять важность слаженной работы подразделения. [41] В учебных центрах всегда найдутся командиры различных степеней, имеющие боевой опыт. Руководитель должен также подыскивать и зачитывать солдатам наиболее показательные эпизоды военных действий, ознакомление с которыми поможет изучению основных вопросов боевой подготовки и подчеркнет важность всех ее этапов. Приводимый ниже боевой эпизод, рассказанный участниками описываемых событий, является примером слаженной работы подразделения в бою.

29 марта 1945 года 106-я кавалерийская группа{2} прикрывала наступление 15-го корпуса. Мы были приданы эскадрону В, которому предстояло прокладывать путь 5-й пехотной дивизии.

Мы гнали немцев. Наш головной дозор наткнулся на их укрепленную позицию с противотанковым орудием, и нам, танкистам, было приказано открыть огонь по противнику. Прямым попаданием мы подавили орудие. Наводчик был убит, а орудие выведено из строя. Продолжая вести огонь фугасными снарядами, мы двинулись вперед, предоставив возможность нашим разведчикам довести дело до конца. В результате противник потерял восемь человек убитыми и несколько ранеными. Кроме того, мы захватили тридцать пять пленных.

Разведчики двинулись вперед, а мы последовали за ними и прошли лишь небольшое расстояние, как вдруг головной дозор наткнулся на промежуточный рубеж, занятый всего десятью немецкими [42] солдатами. И этот рубеж был подавлен нашим огнем, а разведчики очистили его от немцев.

Так как было совершенно ясно, что нам придется наступать, наталкиваясь на такого рода сопротивление в течение всего дня, лейтенант Дикенсон приказал танкам следовать за его бронеавтомобилем и оказывать огневую поддержку. Такая форма взаимодействия оказалась очень удачной. Когда мы продвинулись примерно на 600 м, нас обстреляли немецкие снайперы, расположившиеся где-то на высотах. Броневик и танк лейтенанта Марсилиуса стремительно двинулись по дороге, ведя огонь на ходу. Один удачно посланный фугасный снаряд угодил как раз в центр расположения противника. Уцелевшие немецкие солдаты выбежали с поднятыми вверх руками.

Вот так мы и работали, временами обходя противника и оставляя его в своем тылу на попечение других подразделений. Потери немцев росли.

Как только мы вошли в ближайший поселок, реактивным противотанковым снарядом был подбит шедший впереди бронеавтомобиль, при этом один член экипажа погиб, а другой получил ранение. Улицы поселка были настолько узки, что танки и броневики могли действовать только с трудом. Мы обстреляли из пулеметов и 75-мм орудий всю территорию поселка, после чего разведчики покинули машины и выбили немцев из развалин.

К 14.30 мы очистили поселок от немцев. При этом противник потерял двадцать человек убитыми и примерно столько же было захвачено в плен. Пришло время двигаться к следующему [43] населенному пункту, находившемуся примерно в 1500 м дальше по дороге. Позднее в этот поселок вошла наша пехота. Пехотный командир попросил полковника Маккарти направить взвод танков на окраину поселка, чтобы выбить засевших там солдат противника. Обратите внимание на темпы боя: удар, ответный удар, активная реакция на действия противника, рывок и за ним огонь по противнику. Бей, или ты сам будешь убит. Обратите также внимание на результаты быстрых и решительных действий подразделений, оказывающих взаимную поддержку. В состав этих подразделений входили: пехота, танки, легкая артиллерия и бронеавтомобили.

Если перед солдатами поставлена задача уничтожения противника, враг в итоге боя должен быть убит пулей или снарядом. Это требует точного, прицельного огня. В свою очередь противник будет пытаться по возможности убить атакующего, но для него это будет труднее, так как он стреляет в бегущего человека. Снова мы видим необходимость сочетания огня и маневра. В равной степени понятна важность оценки местности. Если противник не видит атакующего, следовательно, он не может и уничтожить его. Отсюда ясно, насколько важно для пехоты использовать возможность укрыться за скалами, за деревьями, в канавах, в воронках от снарядов, в тени и другими способами.

Однако для успешного применения на поле боя теоретических правил взаимодействия отдельных солдат и целых подразделений необходима настойчивая и последовательная подготовка. Осуществляется она путем объяснения, показа практических и проверочных занятий. Все это вполне [44] удовлетворительно изложено в уставе ФМ 21–5. Руководители занятий должны использовать установившуюся методику обучения. Им следует устно изложить то, что нужно усвоить солдатам, и подкрепить рассказ наглядными пособиями, чтобы солдаты могли увидеть своими глазами, что от них требуется. Далее необходимо последовательно переходить от действий отдельного солдата к согласованным действиям целых подразделений. Очень важно производить поверочные занятия для выяснения достигнутых успехов.

Хорошо, когда каждый солдат знает, насколько его действия способствуют выполнению задачи, поставленной перед подразделением в целом. Солдат должен сознавать, что он является важным винтиком в сложном армейском механизме и что общий успех складывается из успешных действий отдельных солдат.

Объясняйте каждую деталь

В начале обучения действиям в наступательном бою нарисуйте солдатам «широкую тактическую картину». Один или два часа занятий на эту тему в классе или с классной доской в поле дадут хороший результат. Подчеркните тот факт, что в условиях ближнего боя бросок каждого отдельного солдата к окопам противника прикрывают огнем остальные восемь стрелков отделения.

Особое внимание огневой поддержке

Совершенно нетрудно объяснить солдатам, что в обычных боевых условиях из состава целого батальона к позициям противника одновременно [45] приближаются не более 18 человек. За этими 18 солдатами находятся примерно 150 стрелков, ведущих прицельный огонь. Кроме них, по противнику будут вести огонь не менее шести отделений оружия, три взвода оружия, одна рота тяжелого оружия, минометный взвод из минометной роты полка, взвод или даже более танков и не менее 18 105-мм орудий или орудий более крупного калибра. [46]

Сколачивание отделений

После того как командиры рот и взводов пробели вводные тактические занятия, командиры отделений должны продолжить обучение на отведенных для них участках местности. В ходе обучения отрабатывается слаженность действий внутри и между небольшими группами солдат, которые сражаются вместе. Обычно эта группа состоит из четырех — пяти бойцов, хотя в бою она может уменьшиться вследствие потерь. Однако согласованные действия даже двух бойцов продолжают быть эффективными.

В период второй мировой войны отделения в составе 12 стрелков разбивались на три отдельно действующие группы, которыми распоряжался командир отделения. Их действия были весьма эффективны. Группа А состояла из трех разведчиков и имела своей задачей обнаружить противника, определить его местонахождение и атаковать его. Группа В, включавшая четырех солдат, сосредоточивала свои усилия на том, чтобы атаковать врага, используя маневр, в то время как группа С, состоявшая из пяти человек во главе с помощником командира отделения, должна была вести эффективный поддерживающий огонь и усилить ту группу, которая первой ворвется в расположение противника. При использовании этого тактического приема непосредственно на поле боя применялись самые различные варианты.

Ныне существующее отделение в составе девяти солдат уступает несколько отделению старой организации по своей гибкости, однако оно позволяет выделить две активно действующие [48] группы. В момент приближения к противнику командир отделения с группой из четырех солдат обычно осуществляет маневр. Помощник командира отделения и оставшиеся три солдата, как правило, выполняют задачу огневой поддержки, приближаясь одновременно к позиции противника по мере продвижения вперед группы маневра. Лишившись возможности беспрепятственного ведения огня по противнику, группа поддержки обязана немедленно присоединиться к группе маневра.

Подчеркните, что в бою эти две группы могут поменяться между собой ролями, если условия [49] местности вызовут в этом надобность. Может получиться, что первоначально выбранное направление атаки вывело группу маневра к очень удобной высотке, господствующей над позицией противника, но отрезанной от нее каким-либо естественным препятствием. В этих условиях огонь по противнику открывает группа маневра, а группа поддержки начинает продвижение вперед.

Очень важную роль в процессе обучения играет простота изложения. Сравнение задуманного маневра со спортивным соревнованием способствует лучшему пониманию его солдатами. Солдат [50] должен помнить, что обычно в бою применяется не более трех, в крайнем случае четырех различных способов действий отделения. Изучение этих способов не представляет трудности, а используемые при этом сигналы легко запоминаются.

Отработка маневров отделением

Почти каждое учебное поле располагает условиями местности, необходимыми для отработки любого маневра. Выведя сюда свое отделение, сержант объясняет: [51]

— Сейчас мы займемся одной из тем тактической подготовки. Этот район выбран как наиболее подходящий для отработки маневра влево. Предположим, что мы должны атаковать позицию противника, расположенную там (показывает на местности). Наиболее удобные подступы находятся здесь, слева, а наилучшая позиция для ведения поддерживающего огня находится вот там. Предположим, что направляющий отделения, сближающегося с противником, находится здесь. Солдаты группы поддержки могут выдвигаться к огневым позициям, с которых они будут [52] поддерживать действия остальной части отделения. Группе маневра следовать к позициям противника, выбирая наиболее удобные подступы. Через несколько минут мы соберемся по моему сигналу и обсудим эти вопросы.

И командир отделения отрабатывает этот маневр со своими солдатами до тех пор, пока каждый из них не получит ясного представления о том, как должно действовать отделение в целом и какая роль отводится лично ему.

Продвижение отдельных солдат под огнем

До обучения действиям в наступательном бою необходимо также усвоить основные приемы продвижения солдат на местности в боевых условиях. Тщательно подготовленный показ этих приемов убедит даже наиболее скептически настроенных солдат, что возможность уцелеть в бою значительно увеличивается, если солдат полностью овладеет этими приемами.

Подниматься в атаку стремительно, делая рывок в сторону, с тем чтобы не оказаться удобной целью для неприятельского стрелка, ожидающего вашего появления; занимать огневую позицию незаметно, не раскрывая перед противником ее точного расположения; при перебежках постоянно менять направление движения.

Все это увеличивает шансы остаться в живых.

Многие солдаты погибали потому, что противнику удавалось заметить их, когда они еще только готовились подняться с земли, т. е. еще до того, как они успевали встать в полный рост. Каждый солдат должен усвоить, что при броске вперед наиболее опасным для него моментом является [53] переход в состояние движения. Именно в этот момент он представляет собой наиболее удобную цель для противника.

Столь же важно всестороннее использование местности. Умение укрываться на затененном пространстве стоит того, чтобы на это затратить час занятий. Заставьте половину солдат отделения повернуться спиной и затем разместите остальных в тени. Для них станет совершенно очевидно, что солдат, фигура которого находится [54] в тени, представляет собой более трудную цель, чем солдат, отчетливо вырисовывающийся на освещенной солнцем местности. Часто солдат, укрывшийся в тени кустарника, может долго оставаться незамеченным на расстоянии каких-либо пятнадцати метров от вражеского наблюдателя.

Последовательность обучения

Необходимо соблюдать последовательность в обучении, что обеспечивает наиболее четкую отработку навыков ведения наступательного боя, включая пояснения, наглядный показ, применение полученных знаний на практике и проверку полного усвоения следующих вопросов:

— сочетание огня и маневра;

— действия отдельного солдата в бою;

— оценка местности;

— сигнализация в бою;

— подготовка в составе отделения;

— подготовка в составе взвода.

Дальше