Основа основ
Никогда еще отделение не находилось в таких трудных условиях. Дождь и слякоть были невообразимые; казалось, чья-то безжалостная рука перевернула все на свете; земля дрожала от взрывов, и эти сотрясения отдавались в головах и телах людей. Одна из трудностей заключалась в том, что стрелки из-за плохой видимости не могли твердо выдерживать прицел. Обстановка оставалась совершенно неясной, несмотря на то что было еще светло. Людей терзало чувство голода. По мнению солдат, обстановку не улучшала и ругань сержанта одного из тех старых служак, [32] которые знали только свои обязанности и ни с чем другим не считались. Что бы ни делал солдат, «железный сержант» неизменно вносил поправки.
Новый взрыв потряс воздух. Один из солдат вскрикнул и упал на землю лицом в грязь. Однако сержант был безжалостен: «Этак ты никогда не усвоишь самых простых положений устава. Надо было укрыться за пригорком, и взрывная волна не ударила бы тебя так сильно. Как же ты будешь действовать в бою, если не умеешь вести себя на тактических занятиях?».
Основные положения устава отрабатываются на учебном поле. Опыт же приобретается на поле боя.
Наземные боевые действия будут вестись всегда, в любой войне. Еще не изобретены машины, способные заменить человека. Основная разница между прошлыми войнами и войнами предстоящими состоит в том, что в будущем солдатам придется выносить воздействие гораздо более мощного оружия. Поэтому в настоящее время, более чем когда-либо в прошлом, основные правила ведения боя должны быть глубоко усвоены каждым солдатом и регулировать его действия так же, как электронный прибор контролирует полет управляемого снаряда.
Основная задача
Основной задачей сухопутных войск всегда будет уничтожение вооруженных сил противника. Для солдата, действующего на переднем крае, это означает готовность убить или захватить [33] в плен врага с наименьшими для своего подразделения потерями. Для успешного выполнения подобных задач в сложных условиях будущей войны необходимо, чтобы каждый солдат и командир подразделения усвоил основные положения действий в наступательном бою.
Важность тактических занятий
Элементарные положения тактической подготовки, когда они уже усвоены, всегда кажутся относительно простыми. Действительное значение этих положений редко удается понять полностью, пока их не подтвердит жизнь. Только когда они впервые находят свое применение в грохоте боя, солдатам становится ясно, что даже самые простые элементы практического обучения чрезвычайно важны. Когда речь идет о победе или поражении, о жизни или смерти, солдаты начинают отчетливо представлять себе значение точного огня, правильных приемов передвижения на местности, маневра, управления и связи в бою, четкого взаимодействия всех видов оружия. Вот когда они осознают необходимость полевых занятий.
Основные тактические положения одинаковы для подразделений всех родов сухопутных войск. Применение их зависит только от расстояния до противника, имеющегося вооружения и от способов связи и передвижения. Так, например, командир танка применяет в бою пушку, а пехотинец винтовку, но основное требование и к пехотинцу и к танкисту одно и то же вести огонь быстро и точно, без промедления убивать врага. [34]
Точный огонь и передвижение на поле боя
Первый, наиболее важный элемент боевой подготовки состоит в том, чтобы научить солдата вести точный огонь из личного оружия. Приемы меткой стрельбы с достаточной полнотой излагаются в нашей учебной литературе, но крайне трудно объяснить важность ведения точного огня. Опыт боевых действий как в период второй мировой войны, так и во время войны в Корее показывает, что многие солдаты, участвовавшие в боях, не сделали ни одного выстрела из своих винтовок. Некоторые из них боялись высунуться из укрытий и, таким образом, по малодушию и трусости не оказывали никакой помощи товарищам. Многие американские солдаты погибли только из-за этого. Другие не поняли важности точного, прицельного огня. Вот основные проблемы, которые может встретить и должен разрешить каждый офицер, готовящийся стать умелым боевым командиром.
Роль меткого, прицельного огня из стрелкового оружия хорошо показана в рассказе ветерана первой мировой войны капитана Миллера.
Во время боев южнее Суассона во Франции рота капитана Миллера наступала по полю. Пулеметный огонь, открытый противником с господствовавшей над местностью высоты, заставил солдат искать укрытия. В результате один пулемет остановил наступление целого взвода. Миллер переполз на слегка возвышавшийся над местностью участок поля, где солдат сообщил ему, что время от времени ему удается видеть за травой каску немецкого пулеметчика. Дальше приводятся слова самого капитана Миллера, который [35] был выдающимся стрелком, о значении точного огня.
«Я взял винтовку у ближайшего солдата, занял огневую позицию, рассчитал дальность до цели и учел влияние ветра, т. е. действовал так, будто бы мне требовалось произвести точный выстрел на стрельбище. Вдруг я увидел каску немецкого пулеметчика, открывшего огонь. Я прицелился в бугорок, за которым скрылась голова пулеметчика и стал ждать. Несколько секунд спустя немец снова дал очередь и вновь стала видна его каска. Я осторожно спустил курок. Раздался выстрел, и каска немецкого пулеметчика свалилась с его головы. Пулемет замолк».
Второй существенный элемент подготовки, который должен быть хорошо отработан, это передвижение на поле боя отдельных солдат и целых подразделений. Указания наших уставов о передвижении на поле боя совершенно определенны и четки. Они не нуждаются в каких-либо изменениях. Не следует также вносить поправок в положения о расчлененном строе при передвижении подразделений под неприцельным огнем артиллерии, минометов и стрелкового оружия.
Солдаты, попав под точный ружейно-пулеметный огонь, инстинктивно пытаются найти укрытие. Любые указания по борьбе с этим бесполезны и выполняться не будут. Под прицельный огонь редко можно попасть на расстоянии свыше 400 м от противника, а, как правило, такой огонь ведется с дистанции 200 м. Отвечать на огонь противника с большей дистанции бесполезно, но при подходе на расстояние действительного огня необходимо внимательно руководить действиями [36] каждого бойца, обеспечивая организованное наступление подразделения и не допуская неоправданных потерь.
Есть на поле боя такая полоса, где солдат наиболее остро испытывает чувство страха. Это та полоса, которую птицы пролетают беспрепятственно, а человек пытается переползти, как насекомое, полоса всеуничтожающего огня противника, получившая меткое название «ничья земля». На ней и разыгрывается этот этап боя, в ходе которого наступление может успешно развиваться только при условии хорошо спланированных и тщательно согласованных действий всех солдат подразделения, и на этом этапе действия пехоты не сопровождаются призывными звуками труб; согласно нашим уставам устные приказания отдаются в самой лаконичной форме, а сигналы используются минимально. Любое промедление вне укрытия ведет к гибели, что убедительно подтверждается потерями. Солдаты стремятся «зарыться в землю»; обычно они находят убежище за пнями, деревьями, большими камнями за любым укрытием, которое оказывается поблизости. Из-за таких укрытий невозможно вести наблюдение, и тем не менее каждый солдат использует их, чтобы облегчить себе продвижение под прицельным огнем противника. Постановка дымовой завесы, огонь минометов и артиллерии, стрельба винтовочными гранатами все будет содействовать наступлению, но наибольшую безопасность обеспечивает быстрое продвижение вперед.
Направление атаки
Именно на этом этапе боя используются навыки, отрабатываемые на первых тактических [37] занятиях. Командир отделения указывает направление атаки. Для этого он либо сам первым вырывается вперед к рубежу, более близкому к противнику, либо подает соответствующий сигнал. Солдаты следуют за ним по своей инициативе, когда приходит их очередь.
Нельзя заранее точно указать каждому солдату, когда он должен двинуться вперед. Обычно это определяется характером укрытия и местом, отведенным тому или иному солдату в группе огневой поддержки или группе маневра. Как правило, первым должен двинуться солдат, находящийся сзади других, чтобы быть в одном ряду с остальными бойцами отделения. Тем не менее, если этому солдату стало ясно, что противник обнаружил его местонахождение и внимательно наблюдает за ним и что его жизнь зависит от правильно рассчитанных и незаметных для врага действий, ему рекомендуется приостановить движение. В подобных условиях первым должен выдвинуться его ближайший сосед, располагающий лучшим укрытием. Этим он отвлечет внимание врага и косвенно окажет помощь своему товарищу, находящемуся в более опасном положении. Однако лучшей гарантией безопасности каждого солдата в отдельности является сочетание огня и маневра. Для солдата, который прячется за укрытием, в то время как его товарищи идут в атаку, не может быть никаких оправданий. И все же отчеты о боевых действиях свидетельствуют о том, что такие солдаты еще имеются.
Помощник командира отделения ведет наблюдение за солдатами отделения и помогает командиру в управлении их действиями. Указав направление [38] движения группе огневой поддержки, он обычно последним продвигается вперед и принимает необходимые меры для обеспечения непрерывного наступления с использованием наиболее удобных подступов и промежуточных рубежей.
Расчет движения вперед
За один бросок солдат покрывает расстояние от 15 до 40 м, с тем чтобы даже меткий неприятельский стрелок не смог произвести по нему точный выстрел. На этом этапе боя не используют ни сигналов, ни устных приказов. В данном случае находит применение второе крайне важное правило самый тщательный расчет движения вперед. Когда расстояние до противника уменьшается настолько, что появляется возможность вести по нему точный прицельный огонь, командир отделения разбивает своих солдат на группу маневра и группу огневой поддержки. Это может быть сделано посредством сигналов или отдачи устных приказов.
Основные положения по обеспечению взаимодействия стрелковых подразделений с подразделениями оружия, не входящими в состав взвода, в ходе обучения действиям в наступательном бою не отрабатываются. Эти положения рассматриваются здесь только попутно. Они представляют собой самостоятельный раздел устава.
Значение местности
Последним основным положением, имеющим важное значение при обучении действиям в наступательном бою, является оценка местности. Солдаты и младшие офицеры нередко считают, [39] что оценка местности входит в обязанность только командиров частей и соединений. Это, безусловно, неверно. Местность оказывает существенное влияние на действия любой войсковой единицы от отделения до армии. Причем оценка местности посильна для любого солдата. Об этом свидетельствует следующий эпизод, имевший место в конце второй мировой войны.
Разведывательному отряду были приданы три танка. Когда отряд достиг вершины холма, около двадцати зениток противника открыли по нему огонь. Солдаты прижались к земле и стали высматривать себе укрытия. Однако вокруг не было ничего подходящего, а окопаться не представлялось возможным. Командир сказал солдатам, что попытается найти место получше, и пополз назад, но всякий раз, когда он поднимал голову, немцы еще более усиливали огонь.
Преодолев метров пятнадцать, командир случайно свалился в канаву глубиной около метра. Она могла служить каким-то укрытием, и командир дал сигнал другим солдатам двинуться к нему. Первым был рядовой Нью, он встал и побежал. Трудно понять, как он остался жив. Когда все собрались в канаве, огонь зениток затих. Теперь можно было обдумать, что делать дальше. Выбравшись с вершины холма, отряд очутился в безопасности.
Оценка местности, лежащей перед отделением, не представляет особых трудностей. Каждый солдат может понять, какая сторона холма представит наиболее выгодное укрытие от атомного взрыва; каждый может найти канаву, которая обеспечит ему безопасность. Солдату, например, нетрудно видеть, что этот крутой склон не даст [40] возможности наступать и что на том открытом участке местности он может погибнуть. Солдаты должны разбираться во всех характерных особенностях местности, если они хотят добиться успеха в бою. Любой участок местности может предоставить то или иное укрытие. Даже небольшое углубление способно укрыть человека и сделать его малозаметной целью, особенно когда дым и пыль покрывают поле боя, а страх и волнение действуют на нервы противника и снижают эффективность его огня.
Основной целью боевой подготовки мелких подразделений должно быть внушение солдатам уверенности в своих силах уверенности, основанной на отличном знании того, как следует действовать в бою. Только таким путем можно добиться решительности действий всего подразделения.
Командир подразделения и его солдаты, обучаемые методам сближения с противником, должны усвоить следующие основные требования:
1. Вести точный прицельный огонь, последовательно распределяя его по целям.
2. Быстро, дружно и решительно продвигаться вперед, действуя в соответствии с распоряжениями командира.
3. Использовать все преимущества местности, на которой предстоит атаковать врага.