Введение
Мировая война, как и все предыдущие, выдвинула целый ряд новых проблем, которые имеют решающее значение для предстоящих войн.
В настоящее время следующие три проблемы являются наиболее актуальными.
Первая проблема механизации или, другими словами, проблема танковой войны и, в частности, вопрос о том, будет ли вообще бронированный самоход на колесах или гусеницах влиять на характер будущих войн, а если будет, то в какой степени.
Вторая проблема авиации. Все чаще и чаще военные деятели утверждают, что воздушные силы решат участь войны еще раньше, чем сухопутные и морские вооруженные силы будут приведены в боевую готовность.
Третья проблема военно-экономической мобилизации. Эта проблема, по мере углубления в нее, представляется все более и более сложной, так как ее требования грозят опрокинуть в военное время всю структуру хозяйственной организации страны мирного времени.
В настоящей книге будет рассматриваться лишь первая проблема проблема танковой войны. Но так как все эти проблемы тесно связаны между собой, то мы условимся считать, что обе другие проблемы разрешены следующим образом:
1. Общая экономика страны еще в мирное время предварительно подготовлена для ведения войны в той степени, как это имеет место сейчас во всех независимых странах; полное удовлетворение потребностей военного времени сможет быть осуществлено лишь в процессе самой войны. [19]
2. Эпоха «человека-птицы» еще не наступила. Ген. Дуэ пока еще неправ, и сила воздействия воздушного флота обеих воюющих сторон в начале войны еще слишком недостаточна для того, чтобы принудить одну из сторон к миру.
Принято различать два вида использования машин для военных целей:
моторизацию, что означает применение всех видов автомашин для транспортирования войск или военного имущества, и
механизацию (здесь понимается танковая война), которая подразумевает применение, помимо транспортных машин, еще вооруженных машин специальных конструкций как на колесах, так и на гусеницах для непосредственного ведения боя.
Ни один человек нашего времени не может не заметить того переворота, который произошел как в жизни каждого, так и в жизни всей страны в целом в связи с массовым появлением транспортных машин после окончания войны. Огромная часть всех людских перевозок и транспортировки грузов на короткие расстояния перешла опять, за немногим исключением массовых грузов, на шоссейные n грунтовые дороги, что коренным образом изменило всю систему транспорта; кроме того, моторизована промышленность и даже часть сельского хозяйства.
Средства для ведения войны, особенно в ее начале, черпаются почти исключительно из резервов промышленности данной страны, и к этому наличию стратегия принуждена приспосабливаться.
Совершенно ясно, что каждая армия будет в возрастающем масштабе использовать для своих нужд автомашины; следовательно, моторизация стоит вне всякого сомнения.
Поэтому наше исследование ограничивается второй ступенью, т. е. вопросом использования машин для боя механизацией.
Для того чтобы понять и оценить роль танков в будущей войне, необходимо тщательно изучить события прошлого.
Танковые атаки крупного масштаба проводились исключительно англичанами и французами против германской армии. Поэтому мы будем говорить только о боях [20] на западном фронте{1}. (Примечания редакции см. в конце книги.)
Мнения относительно успехов танков во время мировой войны до сих пор сильно расходятся; больше того, в данное время их успех оспаривается даже сильнее, чем в конце самой войны. Самые разноречивые мнения можно свести к одному вопросу: были ли во время мировой войны танковые силы англичан и французов только «пугалом», которое могло действовать лишь на изнуренную и измученную немецкую армию{2}, или это были мощные боевые машины, предвестники нового метода ведения войны, с перспективой дальнейшего развития.
Исследование этого вопроса частным лицом становится возможным лишь благодаря трудам Германского государственного архива и австрийского инженера Ф. Хейгля.
Государственный архив в законченных несколько лет тому назад отдельных выпусках «Сражения мировой войны» дал подробное описание крупных сражений, в которых противник вводил в дело танки; особую ценность они получают при подкреплении их выдержками из дневников непосредственных участников войны, передающих читателю настроения того времени.
Инж. Хейгль является автором «Справочной книги по танкам» (изд. 1926,1927 и 1930 гг.){*4}. В своих работах он дает точную и полную картину развития танков и бронеавтомобилей во всех странах вплоть до настоящего времени и, кроме того, говорит об их боевом применении и борьбе с ними.
Для того чтобы не выйти из рамок поставленной себе задачи, автор предполагает, что читатель знаком с общей обстановкой описываемых сражений и имеет представление о различных типах танков в том объеме, как это дает Хейгль.
Источниками для исследования служили работы германского государственного архива «Сражения мировой войны», тома 31-36-й, дополненные относительно боевого [21] применения танков работами английских и французских авторов.
Боевая обстановка освещается лишь постольку, поскольку она может служить для определенных выводов. Только за эти выводы, независимо от описания сражений, автор несет ответственность.
Из рассмотрения сражений мировой войны, в которых принимали участие танки, делаются выводы, после чего ставится вопрос, не обещали ли наступления большего успеха при применении танков в более крупном масштабе, как, например, у Шмен-де-Дам{3}. Этим заканчивается обзор прошлого.
После этого характеризуются современные взгляды на применение танков, насколько они известны, и показывается техническое развитие боевых машин вплоть до настоящего времени.
В следующем разделе говорится о противотанковых орудиях, о характере их включения в систему обороны и о тех изменениях, которым подверглись основные положения обороны.
В заключение автор пытается показать современное наступление крупного масштаба, разрабатывая новый план сражения у Амьена в условиях современного танкового боя.
Работа заканчивается кратким заключением.
Автор старался во всех частях своей работы наиболее ясно изложить свои взгляды. Автор не придерживается того мнения, что он всегда прав, когда делает определенный вывод, однако он полагает, что этим будет избегнуто ложное понимание его взглядов и будет облегчена критика.
Слабость работы заключается, главным образом, в том, что у автора нет личного опыта в танковом деле. Но этот недостаток присущ очень многим немцам.