Развитие танков после войны
Прежде чем заняться вопросами относительно применения танков и борьбы с ними, необходимо проследить техническое развитие этого нового вида вооружения и послушать, что говорят о применении танка те народы, которые его создали и уже применяли во время последней войны, т. е. англичане и французы.
Это тем более необходимо, что эти нации и в настоящее время являются в этих вопросах ведущими, но взгляды их на применение боевых машин, а следовательно и на конструкцию их, коренным образом отличаются друг от друга{76}. Причину этого надо искать в совершенно различной позиции этих государств по отношению к войне.
Когда французы занимаются какими-либо вопросами ведения боя, то для них совершенно очевидно, что на противной стороне находятся немцы; они их знают за хороших солдат и представляют их себе в будущем вооруженными всеми средствами, которые может дать хорошо развитая промышленность.
Поэтому французы организуют свою армию для борьбы с противником, по меньшей мере равным, границы государства которого соприкасаются с границами Франции на очень большом протяжении. Поэтому сейчас же после объявления войны на небольшом участке одного из культурнейших районов Европы произойдет ряд кровавых сражений, не требующих предварительных длинных наступательных маршей и маневрирования.
Когда же думают о войне англичане, они представляют себе немногочисленную, но первоклассно оснащенную армию белых добровольно служащих солдат против миллионов [159] туземцев, армию, которая поддерживает господство Британии над Индией, являющейся основой английского могущества и английского государства.
Англичане, которым принадлежит большая часть мира, организуют свою армию для колониальных войн, для войн на больших пространствах, с цветным противником, превосходящим их количественно, но стоящим значительно ниже по вооружению и вспомогательным средствам. А для колониальной войны бронемашина подходит превосходно, так как она дает возможность горсточке белых солдат создать целый ряд движущихся крепостей, которые без артиллерии вообще не могут быть взяты.
Если раньше превосходство белых завоевателей над цветными народами было в огнестрельном оружии, а потом в пулемете, то теперь оно заключается в бронемашине и самолете{77}.
Техническое развитие
Как уже было сказано, Хейгль в «Справочной книге танков» проследил развитие бронемашин вплоть до сегодняшнего дня. Здесь мы коротко скажем только о самом главном о новейших английских и французских типах танков и о свойствах современных бронеавтомобилей.
В приведенном ниже обзоре наряду с одним типом военного времени, английским танком марки «V», даны важнейшие данные относительно современных английских и французских танков. Взято также по одному типу бронеавтомобилей. Англичане применяют в настоящее время средний и легкий танки марки «I» и «II»; на вооружении французской армии имеются тяжелые танки «2-С» и «D». Танк марки «D» весит 92 т и вооружен 2 пушками, 155-мм и 75-мм, и 4 пулеметами. Кроме того, во французской армии мы находим танки «Рено-26/27» и модернизированные «Рено-17».
Для сравнения отдельных типов танков используем названия, принятые в военном судостроении. Каждое новое военное судно представляет собой результат некоторого компромисса между четырьмя противоречащими друг другу требованиями, а именно: вооружением, броней, скоростью движения и радиусом действия. [160]
Если вооружить судно сильной артиллерией и защитить его тяжелой броней, то такие тяжелые грузы сможет выдержать только очень большой корабельный корпус, а скорость движения и радиус действия будут ограниченными. Так возник линейный корабль, являющийся основой морского боевого флота.
Если применять менее толстую броню, то повысится скорость и увеличится радиус действия, которые могут стать еще большими, если уменьшить вооружение. Так возник класс крейсеров, начиная от линейного крейсера до простого крейсера, обладающего исключительно большой скоростью и большим радиусом действия.
Эту же самую классификацию мы применяем и для танков. Если мы возьмем Францию, то у тяжелого танка, «С-2», мы найдем исключительно сильное вооружение и толстую броню, но умеренную скорость и средний радиус действия. Его мы можем сравнить с линейным кораблем, предназначенным для боя. Танк военного времени «Рено-17» усовершенствован в «Рено-26/27», который гораздо лучше вооружен, так как имеет пушку и пулемет, имеет более тяжелую броню, но скорость его и радиус действия повысились очень незначительно. Этот танк тоже можно сравнить с линейным кораблем, хотя он и именуется «легким» танком.
Английский средний танк Виккерса имеет тяжелое вооружение и легкую броню, но обладает высокой скоростью и большим радиусом действия; он является линейным крейсером. На новом английском легком танке имеется только один пулемет, броня его легкая, но скорость и радиус действия большие. Это маленький крейсер или скорее даже истребитель.
Но при рассмотрении бронеавтомобилей необходимо принимать во внимание еще одну характеристику, а именно вездеходность. Французский полугусеничный бронеавтомобиль имеет тяжелое вооружение и очень тяжелую броню; он обладает высокой вездеходностью, но также и большой скоростью и радиусом действия. Это быстроходный линейный корабль. А английский бронеавтомобиль «Гай», имеющий среднее вооружение, легкую броню, обладающий большой скоростью и радиусом действия, но [161] незначительной вездеходностью, несмотря на гусеницы{*6}, является ярко выраженным типом крейсера.
Как мы видим, во всех конструкциях выражены ведущие мысли: французы культивируют чисто «танковые» свойства вооружение и броню; англичане основной упор делают на высокую скорость и большой радиус действия.
Приведенные примеры показывают, что общее подразделение танков на тяжелые, средние, легкие и малые (танкетки) является чисто произвольным делом каждой отдельной страны{78}. Так, например, танк «Рено-26/27» обозначается легким танком, так же как английский танк марки «II». Танкетки как будто совсем исчезают, по крайней мере из «Карден-Лойда» марки «VI» возник целый ряд конструкций с башней, т. е. настоящих легких танков, как танки «Рено» и танки марки «II».
Танки специальных назначений мы здесь только перечислим.
Плавающие танки: последний тип легкий танк-амфибия, «Карден-Лойд», построенный Виккерсом в 1931 г. Машина весит около 3 т. Корпус танка снабжен бронированным гребным винтом и рулем. Танк может преодолевать водные препятствия (при сравнительно спокойной воде) со скоростью 10 км в час, причем при переходе с суши на воду и наоборот экипаж танка может не оставлять своих боевых постов.
Радиотанки: придаются штабам танковых соединений.
Мостовые танки: еще во время мировой войны английский танк марки «V» с двумя звездами перевозил и раскладывал мост длиной в 7,5 м, по которому сам и переходил.
Танк-минный тральщик применялся также англичанами. Это был танк марки «V» с двумя звездами{*7}, впереди себя он двигал железный каток, который взрывал мины.
Специальный танк для перевозки пехоты также построен англичанами.
Необходимо запомнить, что каждый танк имеет приспособление [163] для производства дымовой завесы, а в будущем все танки будут оборудованы радиоаппаратурой, при помощи которой можно будет говорить и передавать знаки Морзе, а самые малые танки смогут, по крайней мере, принимать приказы. Радио предназначается для тактического руководства танками; для связи их с пехотой сопровождения служат световые сигналы и флаги{79}.
Стоимость среднего танка, например, английского танка марки «II», и в настоящее время еще равна 100 000 марок, что может быть сравнено со стоимостью 1 000 артиллерийских снарядов; легкий танк марки «II» стоит 20 000 марок, или 200 снарядов; тяжелый французский танк «2-G» около 400 000 марок, или 4000 снарядов. Все это из расчета массового производства; при изготовлении их в мирное время они обходятся вдвое дороже, исчисляя в денежной стоимости.
Свойства брони всюду улучшены: при одинаковом весе она является лучшей защитой. Более правильное распределение масс и значительно усовершенствованная подвеска сделали танк гораздо более спокойной орудийной платформой даже при езде по местности, что увеличивает меткость орудий и в соединении с улучшенной вентиляцией неизмеримо улучшает условия работы экипажа.
Двигатели работают надежно; гусеницы усовершенствованы настолько, что продолжительность службы их при работе на местности исчисляется в 3 000 км (за исключением только тяжелого танка), т. е. увеличилась в 10 раз. Оставляет желать многого только видимость из танка при езде на поле сражения.
Само собой разумеется, однако, что напряжения, которые терпит гусеничная машина даже при езде по дорогам, значительно выше напряжений колесной машины; при езде по местности они еще больше увеличиваются. А так как во время войны машинам придется идти именно по местности, а не по ровному учебному полю, то надо считать, что современный танк может пройти от 1 500 до 2 000 км, после чего ему нужен будет капитальный ремонт вплоть до смены гусениц.
Вывод: производство броневых машин в настоящее время технически развито настолько, что тактик может [163] получить именно те типы, какие ему необходимы, конечно при условии, что он сам ясно представляет себе способы ведения боя и точно знает, чего он хочет.
С другой стороны, нельзя судить о каком-либо новом танке без увязки с теми задачами, для выполнения которых он построен, так как вездеходная машина, как и нормальный автомобиль и всякая другая машина, сконструирована с учетом специальных задач.
Применение танков в бою
Проводить точное сравнение танка с боевым судном с точки зрения их применения не рекомендуется, так как это может повести к коренным ошибкам.
Правда, как у танкового, так и у морского соединения есть одно чрезвычайно важное общее свойство оба состоят из единиц, которые могут быть совершенно различными по размерам, огневой мощи и подвижности. Это могло бы говорить о том, что морская тактика должна быть применена и для танковых соединений.
Но, с другой стороны, надводные корабли военного флота передвигаются, главным образом, в двух измерениях, причем в открытом море передвижения в любом направлении совершаются при одинаковых условиях, и поверхность моря везде одинакова.
При движении же танковых соединений по местности мы наблюдаем совершенно другую картину. Местность имеет три измерения, и свойства ее поверхности совершенно различны, завися от профиля, грунта, наличия рек, населенных пунктов и дорожной сети. Вследствие этого передвижение в различных направлениях происходит далеко не при одинаковых условиях, а, с другой стороны, эти условия определяют совершенно различное военное значение отдельных пунктов и районов.
Поэтому условия передвижения и боя крупных танковых соединений имеют гораздо больше общего с движениями кавалерийского соединения, а не морского флота.
Французские и английские взгляды на применение танков яснее всего выражены в их уставах. Боевые уставы [165] являются в мирное время теми рамками, в пределах которых происходит живое развитие армии, которая, как показала история, приходит иногда к новым мыслям скорее, чем устав.
Скажем коротко лишь об основных направлениях обеих стран.
Основным взглядом французов на танки является следующий: танки представляют собой оружие сопровождения пехоты и должны вести бой в тесном взаимодействии с ней. Эта же мысль была положена в основу применения танков во время мировой войны (в 1918 г.).
Но подобный тактический принцип не является догмой и, безусловно, не помешает французам применять танки и другим способом, если этого потребует положение, например, поставить их во главе быстроходного соединения при форсированном наступательном марше на территорию более слабо вооруженного противника.
Французы считают, что на каждый фронт дивизии протяжением в 2 км во время атаки следует придавать 1 легкий батальон (50 танков), а в пункте главного удара легкий танковый полк (100 танков). В общем, все пехотные батальоны первой линии должны получить по танковой роте; все пехотные роты по танковому взводу, который является низшей тактической танковой единицей.
Средние танки предназначаются для атак на, позиции с широкими окопами или для работы на местности, изрытой воронками от снарядов; задачей тяжелых танков является атака на сильно укрепленные позиции, причем тяжелый танк играет по отношению к легкому ту же роль, что легкий танк по отношению к своей пехоте.
Организация: легкий танковый полк имеет при штабе транспортный взвод в 30 грузовых машин и состоит из
2 батальонов. Каждый легкий танковый батальон имеет
3 роты и 1 вспомогательную роту; каждая танковая рота состоит из 1 командирского танка и 3 взводов по 5 машин в каждом и 1 запасного эшелона из 5 машин. Вспомогательная рота имеет 1 радиовзвод, состоящий из 3 радиотанков, 1 спасательный взвод и 1 ремонтный взвод. Средний и тяжелый батальоны самостоятельны и состоят
из одинаковых единиц; разница в том, что во взводе средних танков 3 машины, во взводе тяжелых только одна. Поэтому у тяжелых, средних и легких танковых батальонов число танков округляется в 10, 30 и 50 машин, не считая эшелонов.
Взгляды англичан на применение танков совершенно отличны от французских взглядов; англичане основной упор делают на самостоятельное применение их. Даже в тех случаях, когда танковые части должны работать во взаимодействии с другими видами оружия, они должны, где только возможно, атаковать фланги и тыл противника. Яснее всего этот взгляд выражен в уставе боевой подготовки танков и бронеавтомобилей издания 1927 г., в котором говорится: «Взгляд, что броневые машины могут работать только в тесном взаимодействии с пехотой или конницей, устарел; бронемашины должны уметь использовать все выгодные положения; они должны быть введены в дело в надлежащем месте и в надлежащее время, как этого требуют их особые боевые свойства».
Установка совершенно ясна; ясно также, что она совершенно противоположна французским взглядам.
Само собой разумеется, что английский устав дает только руководящие установки; способ претворения их в жизнь является делом обучения. Рекомендуемый способ применения очень схож со способом применения тяжелой штурмовой конницы, которая позади фронта ожидает надлежащего момента, для того чтобы, врубиться в неприятельские карре, уже значительно расстроенные сражением. Англичане также считают в среднем на дивизионный фронт по 1 танковому батальону (50 машин); до сих пор батальон состоял из 3 рот по 3 взвода в каждой, в каждом взводе 5 танков. Более крупным соединением являлась танковая бригада, в состав которой входило несколько танковых батальонов, рот бронеавтомобилей и вспомогательных рот и которая являлась резервом главного командования.
Гораздо более подробно и живо, чем это может быть сделано в уставе, говорит английский генерал Фуллер в своей книге о будущей танковой войне. Фуллер, начиная с августа 1916 г., был в танковом корпусе (последнее [166] время он занимал пост начальника штаба этого корпуса), а с августа 1918 г. работал в военном министерстве. Он борется за развитие военного дела, как он его понимает, за механизированную армию, за танковую войну, борется с предрассудками и косностью с гораздо большим темпераментом, чем это можно было бы ожидать от англичанина. Фуллер рисует следующую картину: при объявлении войны флотилии танков, опираясь на свои пограничные крепости, прорываются в неприятельскую страну; там вместе с воздушным флотом занимают или разрушают важнейшие опорные пункты и бросаются на отсталую по вооружению армию противника, с тем чтобы обойти ее, атаковать с фланга и тыла и, в конце концов, уничтожить.
Короче говоря, танковая армия не только ведет сражение совершенно самостоятельно; она не только стала главной основой сухопутного войска, но, по мнению Фуллера, армии, организованные еще по-старому, даже не обладают способностью сопротивляться ей.
Итак, по мнению Фуллера, которому нельзя отказать в богатом опыте по применению танков, накопленному во время мировой войны, танковые соединения могут проводить совершенно самостоятельные операции. И к этому мнению примкнуло английское высшее командование. Над этим стоит призадуматься.
Прежде чем перейти к разбору возможных в будущем боевых положений, следует установить сперва технические возможности танков.
Предположим, что батальон английских средних танков Виккерса марки «II» принимает участие в рейде (наступлении) .
Машины в порядке; это значит, что отдельные танки при длительном пробеге могут сохранять среднюю скорость в 15 км в час, а в некоторых случаях увеличивать ее даже до 30 км. Можно будет ожидать, что батальон сможет проходить большие расстояния без сколько-нибудь значительных технических поломок, в среднем около 1500 км. Но заранее известно, что после 200 км потребуется заправка бензином, маслом, водой и пр., в противном случае весь батальон остановится. А батальону требуется одного бензина не меньше 20 т. [167]
Если считать, что исходные позиции батальона будут расположены в нескольких километрах позади своего фронта, что при наступлении на неприятеля ему придется маневрировать, т. е. делать обходные движения, принимать меры охранения, то получится, что батальон не сможет быть послан вперед дальше, как на 50-70 км, если он располагает только своими средствами.
Подобные соображения действительны и для снабжения огнеприпасами, так как, имея 90 артиллерийских снарядов и не свыше 8 000 пулеметных патронов на танк, бой можно вести только ограниченное время.
Если батальон должен проходить большие расстояния, то необходимо подумать о снабжении горючим, а при необходимости и огнеприпасами. Для этого придется брать с собой обозные машины, которые необходимо потом охранять, или горючее должно быть подвезено в известный час к определенным пунктам новыми танковыми отделениями, что является чрезвычайно трудно выполнимой задачей. Кроме того, при операциях танковых соединений, продолжающихся круглые сутки, необходимо будет позаботиться и о смене экипажа.
Как мы видим, операции танковых соединений таят в себе огромные трудности. Бронемашины без горючего обладают очень незначительной боевой силой; несколько легких орудий в неподвижной легкой броне и несколько пулеметных групп это все.
Необходимо запомнить, что успешность всех операций бронемашин, требующих переходов, больших, чем половина радиуса их действия, в огромной степени зависит от подвоза. В особенности это касается горючего, которое всегда должно притекать в достаточном количестве, в противном случае операция может закончиться катастрофой. Скорости, которые в настоящее время могут развивать танковые соединения, и большой радиус действия их будут иметь для ведения боевых операций такие огромные последствия, что в настоящее время их невозможно даже учесть.
В наш век, как и в середине XIX столетия, вновь появился род оружия, который может развивать по сравнению с пехотой значительно большие скорости движения [168] и который остается вполне «жизнеспособным» и на поле боя. Благодаря этому операции будут протекать значительно быстрее и можно будет использовать успех, что представляло такие значительные трудности во время мировой войны, когда пехоту должна была преследовать такая же пехота.
Опыт мировой войны уже показал, что танки не могут взять и удержать оборонительную позицию без пехоты сопровождения; дальнейшее техническое развитие также не принесло ничего нового в этом вопросе. Но возможность использования успеха широкого прорыва фронта, какой был достигнут во время трех больших танковых сражений мировой войны, получила благодаря современным быстроходным танкам совершенно новые перспективы. Вследствие прорыва оборонительный фронт открыл два фланга, против которых делаются возможными операции танков по обходу и удару в тыл, они увеличивают прорыв и могут привести сражение к успеху, может быть, даже решающему.
Как в людском обществе, так и в военном деле становится все труднее сохранять небольшие единицы, небольшие государства. Раньше и мелкое государство имело право надеяться на то, что ему удастся упорной обороной выиграть время, необходимое для вмешательства союзников. Армия более слабой стороны при условии достаточной ее численности могла прикрыть всю границу и потом медленно отступать на отдельных участках фронта, принуждая противника ко все новому и новому развертыванию артиллерии. И даже в тех случаях, когда это не удавалось и противник врывался, его можно было удержать резервами и отступлением. У обеих сторон скорость передвижения определялась пехотой, а старое правило гласит, что отступающий передвигается скорее, чем наступающий.
Но вот появляется танк, и эти успокоительные возможности в корне изменяются.
Благодаря его скорости еще больше «сжимается» пространство, которого у карликовых государств и так мало. Любое поражение, оставляющее самый незначительный прорыв фронта, может иметь катастрофические последствия, так как нет никакой возможности разминуться [169] с противником, обладающим трехкратной скоростью по сравнению с пехотой.
Как при крупных, так и при мелких операциях можно ожидать ударов по обоим флангам и в тыл; короче говоря, станет опять возможным поражение наподобие Канн.
Наиболее критические последствия развитие танков будет иметь для белых «цветных» в Европе, для разоруженных народов, которые не имеют никакой возможности защитить границы своего государства. Для них особенно реальна опасность стремительного наступательного марша на широком фронте с бронемашинами в авангарде.
Итак, правильны ли взгляды Фуллера?
Если предпосылка, которую он кладет в основу своих идей, правильна, т. е. атака танковых соединений будет направлена на войска без противотанковых орудий, то могут быть достигнуты неслыханные победы. Но вряд ли можно согласиться с правильностью его предпосылки, по крайней мере в таком широком обобщении.
Ведь за период, прошедший после окончания мировой войны, стало ясно, что как нельзя посылать в бой войска без газовой защиты, точно так же их нельзя посылать и без достаточного количества противотанковых орудий.
Поэтому нельзя себе представить, чтобы в будущем танки напали на незащищенный фронт.