Примечания
{1} 1. «Rivista Aeronautica» («Аэронавтическое обозрение») итальянский авиационный журнал, орган министерства воздушного флота. Дуэ сотрудничал в нем с декабря 1927 г. по день смерти (февраль 1930 г.).
{2} См. «Танковая война» Эймансбергера, перевод с немецкого; в 1936 г. Воениздат выпускает второе издание этой книги.
{3} См. предисловие т. Лапчинского к книге Гельдерса «Воздушная война 1936 г.», изд. Военгиза, 1934 г., стр. 6 и 7.
{4} 158. Докладная записка с предложением о создании Межсоюзнической воздушной армии была направлена Дуэ итальянскому военному министру в июне 1917 г. (из военной тюрьмы, где он в то время находился). В записке были указаны цели МВА: 1) завоевание господства в воздухе путем систематического разрушения неприятельских аэродромов, авиационных баз и заводов; 2) по завоевании господства в воздухе систематическое разрушение жизненных центров в тылу противника, полный перерыв его сообщений (коммуникаций) и снабжения и сокрушение духа неприятельского населения. Воздушная армия должна была быть создана совместно всеми государствами Антанты (помимо авиации, обслуживающей сухопутные и морские силы) в основном из самолетов, построенных в США. Предложение Дуэ содержало подробный план организации МВА с расчетом начала ее действий весной или летом 1918 г. (см. ниже примечание 166). «Крылатая победа» и является, очевидно, «олитературенным» и поданным в занимательной для широкого круга читателей форме изложением этого плана и его возможных, по мнению Дуэ, результатов.
Предложение Дуэ было отклонено. Однако, в марте 1918 г. подобное же предложение было внесено в Межсоюзнический комитет по авиации представителем США, и к его осуществлению приступили (см. Дуэ «Государственная оборона», изд. 1923 г.; краткое изложение и частичный перевод в № 10 «Вестника воздушного флота» за 1935 г.).
По другим сведениям (Луиджи Контини, «Господство воздушных стай», Милан, 1933 г.), толчком к принятию решения о действительном создании МВА послужило посещение весной 1918 г. французского премьер-министра Клемансо конструктором Капрони. Результатом явился заказ на постройку 5000 (или 10000) самолетов Капрони 600 л. с. в Италии, Франции и США. Выполнение этого заказа было прервано перемирием и все недостроенные самолеты были разрушены. В книге «Война в воздухе» (Рим, 1935 г.) итальянского генерала Порро указывается, что выбор типа самолета был произведен по настоянию Дуэ (бывшего в это время начальником Главного авиационного управления в Генеральном комиссариате воздушного флота).
{5} 159. Это, очевидно, понадобилось Дуэ, чтобы показать исчерпание людских ресурсов центральных держав. В дальнейшем об этих солдатах германской армии совершенно не упоминается.
{6} 160. Эти данные, нарочито преувеличенные до абсурда, были взяты Дуэ, очевидно, для того, чтобы ярче оттенить эффективность технических средств, из которых составлена описываемая им воздушная армия Антанты и которые весьма близки к реально существовавшим в то время (весна 1918 г.), см. ниже, примечания 161 и 164.
{7} 161. Для сравнения приводим данные французского многоместного самолета воздушного боя («multiplace de cтmbat») Кодрон R. XI. Первые экземпляры этого типа поступили на вооружение французской воздушной дивизии летом 1918 г. Его назначением была охрана дневных бомбардировочных самолетов. Самолет -3-местный, снабжен 2 моторами Испано-Суиза по 220 л. с.; 2 спаренных пулеметных установки (4 пулемета), скорость у земли до 200 км/час, а на высоте 5000 м 167 км/ час, потолок около 6000 м, продолжительность полета 3–4 часа (т. е. общая дальность полета 500–650 км).
{8} 162. Квадрат со стороной в ½ км фактически ¼ кв. км.
{10} 164. Для сравнения приводим данные французского дневного бомбардировочного самолета Бреге «14 В. 2» (к лету 1918 г. им была перевооружена вся французская дневная бомбардировочная авиация). Самолет двухместный; 1 мотор Рено 300 л. с.; 3 пулемета (1 неподвижный у летчика и 2 спаренные на турели у наблюдателя); до 300 кг бомб. Скорость у земли до 180 км/час, на высоте 5000 м 145 км/час; продолжительность полета 3 1/2–5 ½ часов. Потолок около 6 000 м.
{11} 165. Точнее спаренных установок на самолетах воздушного боя, не считая 6000 спаренных установок и 3000 неподвижных пулеметов на бомбардировочных самолетах. Общая бомбовая нагрузка также должна быть равна не 800, а 900 т.
{13} 166. Срок, безусловно, чрезмерно короткий.
{14} 167. Если цифра в 10200 самолетов еще могла быть реальной, при условии более длительного срока их создания, то все эти цифры уже абсолютно нереальны, не говоря о ничтожном сроке для их осуществления.
{15} 167. Если цифра в 10200 самолетов еще могла быть реальной, при условии более длительного срока их создания, то все эти цифры уже абсолютно нереальны, не говоря о ничтожном сроке для их осуществления.
{17} 168. Т. е. 90000 т бомб.
{18} 169. Зона Триента южный Тироль.
{19} 170. Считая по 25 т на каждый из 24 центров, получается всего 600 т, или же не 24, а 32 пораженных центра, или же расход бомб свыше 30 т на центр.
{20} 171. У Дуэ почему-то все время ошибочное название Изар.
{21} 172. Скорость 120 км в час.
{22} 173. Дуэ нарочито сгущает здесь краски, чтобы подчеркнуть слабость и недостаточность всякой
наспех импровизированной организации боевых воздушных сил (эту мысль он проводил и в позднейших своих трудах).
{23} 174. Дуэ здесь, очевидно, под видом германской авиации критикует состояние итальянской авиации, в котором последняя пребывала до начала 1918 г.
{24} 175. «Stabilimenti» буквально «предприятиях».
{25} 176. Около 25 км западнее Кобленца.
{26} 177. Здесь в общем смысле «сухопутных сил».
{27} 178. Это послесловие, написанное в ноябре 1918 г., в книге Дуэ помещено как предисловие, но мы считаем более правильным поместить его в конце.