Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Часть I.

Походное движение артиллерии и его охранение

Глава 1.

Преодоление препятствий на марше

1. Переправа через реку вброд

(По сообщению старшего сержанта Петоян)

В июле 1944 года наш стрелковый полк получил задачу преследовать отходящего из города Красный противника.

За городам мост через реку Синяя был подорван. Ширина реки достигала 50 м, глубина 1,3 м. Пехота перешла реку по полуразрушенному мосту.

Для переправы 76-мм полковой батареи по приказанию командира был найден брод.

Дно реки было ровное и твёрдое. Командир батареи решил переправить все орудия по дну реки, подпрягая к каждому дополнительно по два уноса (рис. 1).

При переправе орудия полностью скрывались под водой. Авиация противника всё время бомбила переправу, но батарея потерь не имела.

Переправившись на другой берег, мы за недостатком времени только насухо протёрли орудия и затем смазали каналы стволов, подъёмные и поворотные механизмы; после этого догнали свою пехоту. Полная чистка орудий была произведена позже.

Вывод

Описанный способ переправы вброд не всегда целесообразен, так как вреден для системы.

Если позволяет обстановка, орудие лучше переправлять на плотах, так как устав указывает, что «Для переправы батарей конной тяги наибольшая глубина брода при спокойном течении и твёрдом дне не должна превышать 1 м».

В данном случае командир батареи принял правильное решение, так как постройка плотов для переправы орудий заняла бы много времени и батарея сильно отстала бы от своей пехоты. [5]

2. Как было поднято орудие со дна реки зимой

(По сообщению старшего сержанта Проценко)

В марте 1944 года наша пехота заняла плацдарм на западном берегу реки Великая, в районе деревни Должино. 45-мм пушки были переправлены по льду на противоположный берег реки и заняли огневые позиции в боевых порядках пехоты. Нужно было ещё переправить 76-мм полковую пушку.

Этот участок переправы противником не просматривался. Казалось, что выполнить приказание командира батареи о переправе 76-мм пушки по льду будет легко.

Учитывая, что лёд выдержал 45-мм орудия и пехоту, я решил, что и моё 76-мм орудие не провалится. Определить толщину льда на пути движения мне в голову не пришло, тем более, что командир взвода торопил; поэтому я приказал скатить орудие на лёд и повёл его по пути, проложенному пехотой. На середине реки правое колесо попало в засыпанную снегом трещину во льду. Усилиями расчёта мы старались вытащить колесо, но лёд проваливался и орудие постепенно начало скрываться под водой. Глубина реки в этом месте доходила до 3 м. Я приказал отыскать трёхметровую жердь и приделать к ней крюк из 8-мм проволоки, которую постоянно возили на передке.

Наводчик опустил жердь в воду, нащупал станины орудия и зацепил крюком за шворневую лапу. Усилием нескольких человек станины были подняты кверху. Оказалось, что орудие лежит на дне стволом вниз. Попробовали вытащить орудие из воды при помощи стрелкового отделения, но не смогли: кромка льда не выдерживала нашей тяжести и ломалась. Тогда я решил привязать за шворневую лапу один из концов связанных лямок и тащить орудие стволом вниз по дну реки, прорубая для лямок узкую прорубь во льду.

До берега оставалось около 8 м, а тащить орудие дальше нехватало сил, верхний щит, цепляясь за дно, тормозил движение. Тогда я приказал привязать к лямкам верёвку, которой укрепляли на передке ящики со снарядами, вбить в землю кол, на который надеть колесо, валявшееся здесь же, и привязать один конец верёвки к ступице колеса так, чтобы вращением колеса можно было облегчить работу номеров по вытаскиванию орудия (рис. 2).

Расчёт выполнил приказание, орудие потащили дальше. У берега орудие упёрлось колёсами в лёд; расчёт осторожно прорубил над ним лёд и перевернул орудие в воде стволам кверху. Лёд у берега лёг под колёса орудия, образовав как бы въезд. Теперь появилась возможность использовать лошадей: мы привязали верёвку к вальку и при помощи пары лошадей и расчёта вытащили орудие на берег. Быстро обтёрли орудие ветошью, обратив особое внимание на канал ствола, замок, подъёмный и поворотный механизмы, смазали части и скоро догнали вашу пехоту. [6]

Вывод

Понадеявшись на то, что пехота и 45-мм пушки прошли по льду без задержек, старший сержант Проценко не разведал переправу и не определил толщину льда. Переправа была бы произведена быстрее, если бы старший сержант Проценко выбрал в стороне от маршрута пехоты новый путь, где лёд был без трещин.

Устав требует в случаях, если толщина льда близка к предельной норме (20 см для легких систем на конной тяге и 35 см — для систем на механической), усиливать лёд досками (укладкой колеи), а при значительном морозе (ниже 5° С) — намораживанием с соломой или хворостом.

3. Преодоление препятствия

(По сообщению рядового Иванова)

Противник, отступая к городу Либава, взрывал за собой мосты и минировал дороги. Мы двигались вслед за пехотой. В одном месте дорогу нам преградил взорванный мост. Ширина реки в этом месте была 5–6 м. Найти брод не удалось: слева его не оказалось справа река вышла из берегов и разлилась до 300 м.

Зная, что противник минирует подступы и переправы, мы вооружились щупами и при помощи их извлекли 28 мин. Вокруг взорванного моста лежало много разбитой техники.

Командир батареи приказал заполнить пространство между берегами на месте взорванного моста разбитыми автомобилями, сверху на них наложить брёвна. Переправа через два часа была готова, и батарея благополучно переправилась (рис. 3) на противоположный берег реки. [7]

4. Постройка моста артиллеристами

(По сообщению старшины Рубина)

Наши войска сбили противника с занимаемого им рубежа в районе станции Пундури (Крым). Наша батарея входила в подвижный противотанковый резерв и получила задачу немедленно выдвинуться в танкоопасный район 400 м севернее Пундури. Проехав несколько километров, мы встретили на пути взорванный мост.

Невдалеке стоял отдельный домик. Командир батареи, распределив работу между орудийными расчётами, приказал разобрать домик и восстановить мост. Расчёты первого и второго орудий срывали берега. Расчёт моего орудия разбирал дом, подносил брёвна и доски, расчёт третьего орудия забивал сваи и клал настил. Через час мост был восстановлен (рис. 4). [8]

Вывод

Командиры батарей в обоих случаях (3 и 4) приняли правильное решение навести переправу своими силами. Помня о том, что противник минирует места подходов к переправам, командир батареи произвёл разведку переправы, предотвратив возможные жертвы.

Обязанность каждого командира-артиллериста, используя подручные средства, преодолевать препятствия и в срок выполнить поставленные задачи.

5. Артиллеристы должны уметь разминировать дороги

(По сообщению гвардии старшего сержанта Писемского)

29 июня 1944 года мы преследовали противника в направлении к городу Выборг. Наша пехота шла по болоту, которое тянулось по обеим сторонам железной дороги, а батарее пришлось двигаться по железнодорожному полотну.

Противник заминировал дорогу противотанковыми минами, наспех маскируя их присыпкой земли.

Чтобы не отстать от пехоты, было решено двигаться, не ожидая помощи сапёров. Здесь пригодились наши знания по разминированию, приобретённые в обороне. Мины мы определяли по свежей, незасохшей земле. Осторожно разгребая землю, ящичный накидывал [9] веревочную петлю на мину, а замковый из укрытия стаскивал её в сторону (рис. 5).

Я и наводчик обезвреживали мины, удаляя взрыватели. Таким образом был очищен километр железнодорожного полотна и удалено 13 противотанковых мин.

6. Разминирование дороги при помощи миноискателя

(По сообщению гвардии старшего сержанта Юхлова)

При отступлении противник минировал дороги. Рота, с которой действовало моё орудие, имела задачу совершить десятикилометровый марш и выйти на дорогу, ведущую к городу Балдоне. Дорога была заминирована. Обходных путей разведка не нашла. Пехота двигалась лесом, орудие не могло следовать за ней. Оставалось одно — начать самим разминирование дороги.

Пользуясь трофейным миноискателем и сделанным щупом (рис. 6), орудийный расчёт обезвредил 15 противопехотных и 6 противотанковых мин на трёх километрах пути. В результате расчистки дороги орудие догнало пехоту и своевременно обеспечило роте выполнение боевой задачи.

Вывод

Устав требует обходить встречающиеся на пути заграждения противника и преодолевать их только при отсутствии обходов. Так [10] как обходов не было, то командиры орудий правильно решили проделать проход своими силами.

Каждый артиллерист должен уметь разминировать и заминировать путь следования, сооружения и постройки.

Дальше