Приложение 1.
Основные данные о лодках и понтонах
Наименование переправочных средств | Полезная грузоподъемность, т | Вместимость | Расчет гребцов |
Лодка малая надувная ЛМН | 0,7 | 4 бойца и станковый пулемет | 1 |
Десантная складная лодка ДСЛ | 1–5 | 10–12 бойцов | 2–1 |
Надувная лодка горная ЛГ-12 | 1,5 | 10–12 бойцов или батальонная пушка | 3 |
Лодка деревянного десантного парка ДДП (в парке 24 шт.) | 1,4 | 10–12 бойцов или батальонная пушка | 3–5 |
Саперная деревянная лодка СДЛ | 2,0 | 10–12 бойцов. В двух лодках 76-мм пушка с передком | 3–5 |
Надувная лодка А-3 (в парке 25 шт.) | 3–5,0 | 20 бойцов или полковая пушка с передком | 5–9 |
Складной понтон НЛП (в парке 28 шт.) | 3,5–5,0 | 25 бойцов | 5–9 |
Нормальный (из двух полупонтонов) понтон Н2П (в парке 24 шт.) | 12,0 | 50 бойцов или 2 орудия (без передка) | 10 |
Полуторный (из трех полупонтонов) понтон Н2П (в парке 16 шт.) | 18,0 | 75 бойцов | 14 [147] |
Приложение 2.
Количество грузов, переправляемых на одном пароме
Наименование понтонно-мостовых средств | Тип паромов (грузоподъемность) | Наименование переправляемых грузов и их количество | |||||
Бойцы в снаряжении | Танки (легкие (до 10 т) / средние (до 30 т) | Автомобили (ГАЗ-АА / ЗИС-5) | Орудия (с передками) | ||||
45-мм | полковые | дивизионные | |||||
Легкий парк НЛП | 5-т | 40 | | 1/ | 2 | 2 | 1 |
9-т | 40 | 1/ | 1/1 | 2 | 2 | 1 | |
16-т | 60 | 1/ | 2/2 | 2 | 2 | 2 | |
Деревянный легкий парк ДЛП | 6-т | 30 | | 1/1 | 1 | 1 | 1 |
10-т | 50 | 1/ | 2/1 | 2 | 2 | 1 | |
16-т | 50 | 1/ | 2/1 | 2 | 2 | 1 | |
30-т | 100 | 2/1 | 4/2 | 4 | 4 | 2 | |
Модернизированный парк на лодках А-3 (МдПА-3) | 5-т | 30 | | 1/ | 2 | 2 | 1 |
9-т | 30 | 1/ | 1/1 | 2 | 2 | 1 | |
14-т | 60 | 1/ | 2/2 | 2 | 3 | 2 | |
Упрощенный парк на лодках А-3, УВС А-3 | 6-т | 30 | | 1/1 | 1 | 1 | 1 |
9-т | 50 | 1/ | 2/1 | 2 | 2 | 1 | |
14-т | 90 | 1/ | 3/2 | 3 | 3 | 2 | |
Парк Н2П-41 | 16-т | 90 | 1/ | 3/2 | 6 | 6 | 2 |
30-т | 90 | 3/1 | 3/2 | 6 | 6 | 2 | |
50-т | 200 | 4/2 | 6/6 | 12 | 16 | 4 | |
60-т | 200 | 6/2 | 6/6 | 12 | 16 | 4 [148] | |
Парк Н2П | 12-т | 70 | 1/ | 2/2 | 4 | 4 | 2 |
16-т | 70 | 1/ | 2/2 | 4 | 6 | 2 | |
30-т | 70 | 2/1 | 2/2 | 4 | 6 | 2 | |
60-т | 200 | 6/2 | 6/6 | 12 | 16 | 4 | |
Деревянный парк ДМП-42 | 16-т | 40 | 1/ | 1/1 | 2 | 2 | 1 |
30-т | 80 | 2/1 | 2/2 | 4 | 6 | 2 | |
Паром полуторный | 120 | 3/1 | 3/3 | 6 | 8 | 3 | |
50-т | 160 | 4/2 | 4/4 | 8 | 12 | 4 | |
Паром полуторный | 240 | 6/2 | 6/6 | 12 | 16 | 6 | |
Деревянный парк ДМП | 9-т | 40 | 1/ | 1/1 | 2 | 3 | 1 |
16-т | 80 | 2/ | 2/2 | 4 | 6 | 2 | |
30-т | 160 | 4/1 | 4/4 | 8 | 12 | 4 | |
Паром полуторный | 240 | 6/1 | 6/6 | 12 | 18 | 6 | |
Тяжелый парк ТМП | 16-т | 110 | 1/ | 3/2 | 8 | 4 | 2 |
30-т | 110 | 3/1 | 3/2 | 6 | 8 | 4 | |
50-т | 110 | 3/2 | 3/2 | 6 | 8 | 4 | |
70-т | 110 | 3/2 | 3/2 | 6 | 8 | 4 | |
100-т | 270 | 8/4 | 6/6 | 16 | 20 | 8 [149] |
Приложение 3.
План инженерного обеспечения наступления 65-й армии с форсированием р. Ост Одер{150}
Задачи | Кто выполняет | Материальное обеспечение | Время | Ответственный за выполнение | |
начало | конец | ||||
I. Подготовительный период | |||||
Инженерная разведка реки | Разведвзводы дивизионных сапб, разведроты 14 исбр и 5 тмпмп | Табельные средства | 14.4 | 18.4 | Дивизионные и корпусные инженеры, командиры бригад и отдельных батальонов |
Инженерная разведка лесных массивов | Все исб 14 исбр, все исб 1 шисбр, дивизионные саперные батальоны | То же | 14.4 | 17.4 | Командиры 14 исбр, 1 шисбр, дивизионные и корпусные инженеры |
Разграждение подступов к реке | Дивизионные саперные батальоны | Табельные средства и местный материал | 14.4 | Дивизионные и корпусные инженеры | |
Постройка НП дивизий, корпусов и армии | Дивизионные саперные батальоны | Лесоматериал на месте | 13.4 | 18.4 | Дивизионные, корпусные инженеры и командир 14 исбр |
Заготовка элементов мостов 46 и 18 ск | Батальоны 14 исбр, 2, 4, 5 ошисб 1 шисбр | Лесоматериал в районе постройки мостов | 14.4 | 17.4 | Командиры 14 исбр и 1 шисбр [150] |
Заготовка элементов пристаней | 170 исб 14 исбр, 3 ошисб 1 шисбр, 5 тмпмп, 48 и 87 омпмб | Лесоматериал в районе постройки мостов | 14.4 | 16.4 | Командиры 14 исбр, 1 шисбр, 5 тмпмп, 48 и 87 омпмб |
Заготовка щитов для постройки колейной дороги в междуречье на 6 км | 167 исб 14 исбр, 2 ошисб 1 шисбр, 101 и 102 ВСО, 46 и 186 одсб | Материал на месте | 14.4 | 17.4 | Командиры 14 исбр, 1 шисбр, 5 тмпмп |
Изготовление СДЛ: 180 шт. | 167, 168, 169 и 170 исбр | То же | 14.4 | 16.4 | Командиры 14 исбр, 1 шисбр, 53 ОУВПС |
150 шт. | 1, 2, 3, 4 и 5 ошисб 1 шисбр | ||||
150 шт. | 101 и 102 ВСО | ||||
Сбор местных лодок | 101 и 102 ВСО, дивизионные саперные батальоны и 928 осб | 14.4 | 16.4 | Дивизионные инженеры, начальник 53 ОУВПС | |
II. Наступательный период | |||||
Разведка р. Вест Одер, обороны противника | Разведка дивизионных сапб, все разведвзводы исб 14 исбр, 1 шисбр, 5 тмпмп, 48 и 87 омпмб | Ч + 00 | Командиры 14 исбр, 1 шисбр, 5 тмпмп, 48 и 87 омпмб | ||
Ввод наплавных мостов под грузы 16 и 60 т в полосе 18 и 46 ск | 48 омпмб | Табельные средства | Ч + 2.00 | Ч +8.00 | Командир 48 омпмб |
Содержание трех паромов под грузы 60 т из парка ТМП в полосе 46 ск | 5 тмпмп | То же | Ч +2.00 | Ч +4.00 | Командир 5 тмпмп [151] |
Содержание паромных переправ под грузы 9 т из понтонов НЛП: | |||||
в полосе 18 ск 8 паромов | 170 исб 14 исбр | Табельные средства | Ч +2.00 | Ч +4.00 | Командиры 14 исбр и 1 шисбр |
в полосе 46 ск 8 паромов | 3 ошисб 1 шисбр | ||||
Постройка низководных мостов под грузы 60 т: | |||||
в полосе 18 ск | 167, 168, 169 неб 14 исбр | Из заготовленного материала | Ч +2.00 | Ч +17.00 | Командир 14 исбр |
в полосе 46 ск | 4 и 5 ошисб 1 шисбр | Ч + 1.00 | Ч +17.00 | Командир 1 шисбр | |
Постройка колейных дорог в междуречье под грузы 30 т | 167 исб 14 исбр, 2 ошисб 1 шисбр | То же | Ч +2.00 | Ч +17.00 | Командиры 14 исбр и 1 шисбр |
Устройство подъездов к низководным мостам: | |||||
в полосе 18 ск | 101 ВСО 53 ОУВПС | Из заготовленных элементов | Ч +2.00 | Командир 101 ВСО | |
в полосе 46 ск | 102 ВСО 53 ОУВПС | Командир 102 ВСО | |||
Приспособление дамбы для автогужевого транспорта | 168 исб 14 исбр | То же | Ч +2.00 | Командир 14 исбр [152] |
Приложение 4.
План инженерного обеспечения форсирования р. Вест Одер в полосе 65-й армии{151}
Соединения | Район переправы | Переправочные средства | Кто строит и содержит | Срок готовности |
105 ск | ||||
1-й эшелон стрелковые батальоны и часть полковой артиллерии | Штеттин, Сядло-Дольне | ДСЛ 40, СДЛ 70, др. лодок 135, плавательных костюмов 50, А-3–25, ТЗИ 2 компл. | Полковые и дивизионные саперы | От Ч+00 до Ч+10.00 |
2-й эшелон полковая, дивизионная артиллерия и обозы | Там же | То же и паром № 1 под грузы 50 т | То же | От Ч + 8.00 до Ч+15.00 |
3-й эшелон дивизионная артиллерия, приданная артиллерия и обозы | Там же | То же | То же | ОтЧ ++ 15.00 до 4 + 40.00 |
46 ск | ||||
1-й эшелон стрелковые батальоны и часть полковой артиллерии | Сядло-Дольне (иск.), кирп. | ДСЛ 60, СДЛ 150, др. лодок 80, плавательных костюмов 100, жилетов 100, парк НЛП 1, ТЗИ 2 компл. | Полковые, дивизионные саперы и 3 ошисб | От Ч + 00 до Ч + 8.00 |
2-й эшелон полковая, дивизионная артиллерия | Там же | То же и 16-тонный мост из Н2П | То же и 87 омпмб | От Ч + 8.00 до 4+ 15.00 |
3-й эшелон дивизионная, приданная артиллерия и обозы | Там же | То же и один паром из ТМП под грузы 50 т | То же и 5 тмпмп | От Ч+ 15.00 до Ч + 60.00 |
18 ск | ||||
1-й эшелон стрелковые батальоны и часть полковой артиллерии | Кирп., Мошлы | ДСЛ 60, СДЛ 150, др. лодок 85, плавательных костюмов 30, А-3–50, парк НЛП 1, ТЗИ 2 компл. | Полковые, дивизионные саперы и 170 исб | От Ч+00 до Ч + 8.00 [153] |
2-й эшелон полковая, дивизионная артиллерия и обозы | Кнрп., Мочилы | То же и один паром под грузы 50 т | То же и 5 тмпмп | От Ч + 8.00 до Ч+ 15.00 |
3-й эшелон дивизионная, приданная артиллерия и обозы | Там же | То же и один мост 60 т | То же и 14 исбр | От Ч+ 15.00 до Ч + 60.00 |
87 омпмб наводка 16-тонного наплавного моста | Сев. автострады | Наплавной мост из парка Н2П под грузы 16 т | 87 омпмб | От Ч +2.00 до Ч + 8.00 |
5 тмпмп сборка двух паромов под грузы 60 т | В полосе46 ск | Табельные средства | 5 тмпмп | От Ч + 2.00 до Ч + 8.00 |
1 шисбр постройка низководного моста под грузы 60 т | Там же | Мост под грузы 60 т | 1 шисбр | От Ч+ 2.00 до Ч + 40.00 |
14 исбр постройка низководного моста под грузы 60 т | В полосе 13 ск | Мост под грузы 60 т | 14 исбр | От Ч+ 2.00 до Ч + 40.00 |
Резерв переправочных средств | Один тяжелый паром из парка 5 тмпмп 1 ошисб и 36 обро 1 шисбр | |||
Устройство подъездов к низководным мостам | 101 и 102 ВСО 53 ОУВПС | От Ч+ 2.00 [154] |
Приложение 5.
Распределение переправочных средств в дивизиях первого эшелона при форсировании Вест Одера{152}
Количество подразделений в полках 1-го эшелона | Личный состав, чел. | Материальная часть | Переправочные средства |
Первый рейс | |||
Разведка | |||
а) Разведвзводы (два) | 40 | | ДСЛ 4, др. лодок 26, плавательных костюмов 5, СДЛ 16, др. лодок 20 |
б) Отделения дивизионных саперов (два) | 14 | | |
Передовые отряды | |||
а) Усиленные стрелковые роты (две) | 200 | | СДЛ 17, др. лодок 20 |
б) Взводы станковых пулеметов (два) | 56 | 8 станковых пулеметов | ДСЛ 5, др. лодок 3 |
в) Взводы 82-мм минометов (два) | 40 | 8 минометов | СДЛ 4, др. лодок -4 |
г) Противотанковые взводы (два) | 28 | 4 орудия (45 мм) | Спаренных СДЛ 4 |
д) Отделения дивизионных саперов (два) | 14 | | ДСЛ 2 |
Для эвакуации раненых после первого рейса на участке каждого полка работают три ДСЛ, обслуживаемые дивизионными саперами. | |||
Второй рейс | |||
Стрелковые батальоны (два) | 700 | | СДЛ 5, др. лодок 15 |
Пулеметные роты (две) | 108 | 24 станковых пулемета | ДСЛ 20, др. лодок 4 |
Минометные роты (две) | 80 | 16 минометов (82 мм) | СДЛ 16 |
Противотанковые взводы (два) | 28 | 4 орудия (45 мм) | Спаренных СДЛ 4 |
Артиллерийские батареи (две) | 56 | 8 орудий (76 мм) | Спаренных СДЛ 4 |
Взводы связи (два) | 36 | | Др. лодок 6 |
Для второго рейса используются лодки, оставшиеся от первого рейса из расчета сохранности 60%. [155] | |||
Третий рейс | |||
Стрелковые батальоны (без одной роты) два | 400 | | СДЛ 34 |
Артбатареи (две) | 84 | 12 орудий | Спаренных СДЛ 12 |
Батареи 120-мм минометов (две) | 64 | 8 минометов | СДЛ 8 |
Боеприпасы для первого эшелона стрелковых полков | | | СДЛ 30 |
Полк второго эшелона дивизии переправляется на десантно-переправочных средствах полков первого эшелона, сохранившихся от первого третьего рейсов (считается 30% потерь), и с использованием резерва дивизионного инженера (20% переправочных средств) и паромных переправ. |