Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Подстрочные примечания

{*1} В предисловии Шлиффена к 5-му изданию Клаузевица, см. также ген. Гренер «Testament des Grafen Schliffen», 2-е изд., 1929 г., стр. 13.
{*2} «Supremacy of Air Power», RAF Quarterly, № 2, 1930 г.
{*3} «La guerre n’est pas une industrie» (1925) et «Elements de Tactique générale» (1927). Berger-Levrault éditions.
{*4} «Требования технической войны», «Revue des Deux-Mondes», 15.3.1933.
{*5} «Les éxigences de la guerre de matériel» («Требования материальной войны», «Revue des Deux-Mondes», 15.III.33.
{*6} OCR: Здесь стояла вторая ссылка на примечание переводчика №12.
{*7} В номере от 15 мая.
{*8} Ген Тюлян (цитированная выше статья).
{*9} Ген. Тюлан.
{*10} Ген. Тюлан.
{*11} Ген. Арманго, Авиация и наступательная мощь боевого средства войны завтрашнего дня.
{*12} Проволочки, возникающие при приведении в действие громоздкого аппарата Лиги наций, уже сами по себе наруку нации, которая решила начать войну. Этот факт весьма справедливо отмечает Ж. М. Бурже в своей статье «Авиация в национальной обороне» («Aviation dans la défense nationale», 16. III. 32). «Существование Лиги наций и установленные в ней для урегулирования разногласий, могущих произойти между государствами, членами лиги, плохо уточненные порядки благоприятствуют в настоящее время удлинению периода дипломатического напряжения: между тем моментом, когда женевские органы соберутся, и тем, когда их задача будет закончена, может пройти несколько месяцев. Этой проволочкой воспользуется не кто иной, как агрессор, чтобы докончить свои вооружения». В какой же, как не воздушной области легче всего воспользоваться этим преимуществом?
{*13} Нужно признать вместе с Ж. М. Бурже («Revue de Paris», 15. III. 32) всю опасность, которая с международной точки зрения скрывается в этой вере в сверхкороткую войну. Ж. М. Бурже писал: «Заслуживает внимания то, что проповедуется идея, будто бы воздушная воина может и должна обеспечить решающие результаты в очень короткое время. Это — исключительно опасная пропаганда с международной точки зрения». «Идея, что война будет короткая, может способствовать расширению национальных притязаний и взгляду на легкую возможность вооруженного конфликта, так как он будет оплачен быстро и выгодно. Если бы такая концепция не была общепринятой у немецких правителей, то мировая война могла бы быть, но всей вероятности, избегнута». (OCR: С этого примечания идет ссылка на примечание переводчика №23).
{*14} OCR: Здесь стояла вторая ссылка на примечание переводчика №25.
{*15} В газете «France Militaire» от 18/V — 33 г. помещены следующие сведения о мероприятиях Германии по борьбе с воздушной опасностью:

«Организация борьбы с результатами действия зажигательных бомб требует мер двоякого рода: необходимо образовать группу пожарных по охране недвижимого имущества (по одной группе на здание) и группы по тушению пожара. В Германии считают, что в момент воздушной тревоги вся система обороны должна приводиться в действие автоматически. Эта тревога немедленно же мобилизует все упомянутые выше группы. В каждом здании должна быть своя организация в составе службы наблюдения (задача — наблюдение за небом и нахождение очагов пожара). Эти пожарные должны быть в совершенстве знакомы с особенностями дома (знать, где водопровод, газ и т.д.), уметь в совершенстве владеть приборами для тушения пожара и иметь в своем распоряжении необходимые для тушения материалы: ящики с песком, бочки с водой, топоры, фонари, и т. д., у каждого должен быть противогаз. Группы по тушению пожара составляются исключительно из местных групп пожарных по охране зданий. Заблаговременно назначается начальник, который командует общей работой групп. В его распоряжении должно находиться имущество, необходимое для тушения пожара и рассчитанное на целую группу зданий (в частности, рукава, тележки для перевозки материалов и т.д.). Выгодно организовать эти группы на манер небольших пожарных рот, привлекая в них профессионалов и давая им специальную подготовку».

{*16} Очевидно, что такие же проблемы возникнут и у морских сил.
{*17} Пункты посадки самолетов, принимающих участие в одной и той же операции, по необходимости будут рассредоточены в пространстве.

Поэтому автор статьи считает, что сосредоточение отряда невыполнимо в короткое время без применения быстроходных траспортных средств, возимых с отрядами.

{*18} Правда, по мнению некоторых авторов, достаточно разрушить очень ограниченное число важнейших точек железнодорожной сети, чтобы сорвать весь транспорт по сосредоточению. Число этих пункттов для французской территории не превзойдет, якобы. 15. Эту цифру следует проверить. Но даже допустив, что достаточно 15 пунктов, можно ли думать, что разрушение 15 жизненных точек будет произведено легко и надежно? А затем разве не ясно, что чем меньше число важных пунктов, тем легче их защитить наиболее действительным образом?
{*19} Напомним, что, по Клаузевицу, внезапность является сочетанием двух элементов: секретности и быстроты. «Это два мощных крыла хищного орла, который готовится стремглав броситься на свою добычу».
{*20} В подлиннике эта фраза не подчеркнута (прим. автора).
{*21} Он отмечает, что это создает грозную опасность для такой миролюбивой нации, как французская. Это исключительно верно! Наблюдая за тем, что происходит по ту сторону французских границ, не наш ли долг заявить, что мы, увы, полностью переживаем эту фазу войны?
{*22} Нельзя рассчитывать на серьезные результаты действия нескольких данных пехоте мортир. Это во многих отношениях недостаточное средство. К тому же до смешного слабо обеспечение их снарядами.
{*23} Ген. Арманго совершенно правильно замечает, что это название «бомбардировочная авиация» не подходит для воздушных сил, которые далеко не предназначены действовать лишь посредством бомбы, но используют также и другие боевые средства, как-то: пулеметы, пушки. Кроме того, воздушные силы должны вести воздушное сражение и атаковать наземные цели, перевозить и высаживать воздушнодесантные отряды. Ген. Арманго считает, что более подходящим названием было бы название «боевая авиация» (aviation de bataili). Это уже лучше, но все же слишком ограничительно. Предлагается более общее наименование: «линейная авиация».
{*24} В этом отношении реальные возможности появятся лишь тогда, когда самолеты почти совсем освободятся от своей зависимости от местности в отношении взлета и особенно посадки. Пришло время, когда необходимы большие усилия в этом направлении, чтобы не дать себя обогнать другим. (OCR: Не нашел этой ссылки и она проставлена по смыслу).
{*25} Подполковник Де-Голь. Профессиональная армия.
{*26} Проект закона, доложенный Сенаком (Sénac) и находящийся на рассмотрении палаты депутатов, меняет в этом отношении закон 13 июля 1927 г. В будущем число дивизий мирного времени будет не-определенным. На практике оно будет еще меньше, чем сейчас. Зато будут существовать войска, на обязанности которых лежит занятие укрепленных пунктов (вернее, укрепленных районов).
{*27} Из статьи ген. Моргана в «Quarterly Review» (октябрь 1924 г. ), выдержках в газ. «France Militaire» от 31. V. 1934 г.
{*28} «Германские вооружения и формы войны», «France Militaire» от 15.V.1934 г.
{*29} В действительности Германия может обеспечить людьми 200, если не более, дивизий.
{*30} Не надо забывать, что эта армия будет приводиться в боевую готовность все ускоряющимся темпом, благодаря интенсивному развертыванию производства, начиная с периода, предшествующего конфликту. Мощь же германской промышленности известна.
{*31} Из всех государств, представленных на конференции, Соединенные штаты Америки, конечно, больше всего придерживаются абсурдного мнения, тем самым показывая что их идеология значительно уступает их реалистическому здравому смыслу, которым и мы их наделяем и который они сами себе великодушно приписывают.
{*32} Исключения не составляют даже укрепления, которые, так же как и щиты, могут служить опорой для наступления.
{*33} «Профессиональная армия».
{*34} «Армия и революция», май 1932 г. (OCR: Не нашел этой ссылки и она проставлена по смыслу).
{*35} «Motorisation et l’armée de demain» («Моторизация и армия завтрашнего дня»).
{*36} Из статьи «Параллельно», напечатанной в последней книжке «Кружок Фюстель-де-Куланж».
Содержание