Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Примечания-комментарии

{1} Предисловие значительно сокращено.
{2} Генерал Аллео написал книгу до открытого восстановления в Германии всеобщей воинской повинности, воссоздания воздушных сил и т. д., т. е. до отмены почти всех военных статей Версальского договора (март 1935 г.). Здесь, поэтому, «под грубыми ударами судьбы» имеется в виду международное положение Франции, созданное приходом к власти германских фашистов, обнаружившейся непрочностью английской поддержки, изменой Польши и т. д.
{3} Латинское изречение: «Si vis pacem para bellum», т. е. «если хочешь мира, готовь войну».
{4} Генерал Аллео — автор ряда брошюр и книг, начиная с 1909 г., а именно: 1) Французская пехота перед лицом германской армии (97 стр., 1909 г.); 2) Опыт исследования сражения (242 стр. 1914 г.); 3) Бой пехоты (184 стр., 1924 г.); 4) Бой пехоты (2-е издание дополненное, 1928 г.); 5) Война — не промышленность (168 стр., 1925 г.); 6) Элементы общей тактики (213 стр., 1929 г.); 7) Моторизация и армии завтрашнего дня (267 стр., 1929 г.); 8) Быть готовыми. Воздушная мощь. Сухопутные вооруженные силы (XVI + 268 стр., 1935 г.).
{5} «Кадры» и «рамки» по-французски выражается одним словом — «cadres». Поэтому получается нечто вроде игры слов.
{6} Отсюда начинается не совсем точное, а иногда неверное изложение доктрины Дуэ. Русский читатель может теперь хорошо познакомиться с ней по переводу т. Винаград сборника важнейших трудов Дуэ под общим названием «Господство в воздухе», изд. Военгиза, 1935 г.
{7} Автор во всем труде придерживается этой позиции золотой середины, что является его методом. Метод, следовательно, открыто эклектический.
{8} Генерал Дэбнэй или правильнее Дебнэй (Debeney) — бывший начальник французского генерального штаба. В мировой войне — командарм I французской армии.
{9} По-французски (так же, как и по-итальянски) отдельные виды вооруженных сил называются «армиями» (армия сухопутная, армия морская, армия воздушная). У нас слово армия так же, как на многих [231] других языках, имеет два значения — вид вооруженных сил (напр., Красная армия) и высшее оперативное соединение (например «7 армия» «I Кончая армия»).

Воздушная армия, о которой дальше так часто будет говориться, в понимании ли Аллео или Дуэ, гораздо чаще имеет первое значение, т. е. это понятие равнозначно понятию «воздушные вооруженные силы». При этом следует иметь в виду, что существующая французская воздушная армия является воздушными вооруженными силами страны, однако, пока с несколько искусственным и непрочным единством. Она состоит из автономной (самостоятельной части и частей вспомогательной авиации. Последние же действуют под единым командованием лишь в начальные фазы войны, по миновании которых должны войти в штатный состав высших сухопутных соединений (корпусов, армий, фронтов).

В специальной литературе происходит постоянная путаница обоих понятий слова в выражении — «воздушная армия», которая чаще всего ограниченно и неверно рассматривается лишь как некая организационная форма, исходя из предположения, что подобно и наряду с конной армией, мехармией, может или должна существовать и «воздушная» армия.

{10} В подлиннике явно ошибочная ссылка на несуществующий номер журнала «Армия и революция» 1912 г. (?). Дело же идет о статье в «Войне и революции», № 5–6 1932 г., (где имеется статья Л. В. Б. «Основы современной французской оперативной доктрины».
{11} Почти вся буржуазная военная наука, почти все современные уставы буржуазных армий как до войны, так и после нее, стоят на платформе признания вечных, неизменных в своей сущности принципов или законов войны и военного искусства. Вот характерный образец (Английский полевой устав 1929 г.), § 7): «Принципами войны необходимо руководствоваться как при составлении плана войны в целом, так и при действиях любой войсковой части на поле боя». Далее в этом же § 7 перечисляются следующие принципы: 1. Сосредоточение сил; 2. Экономия или правильное распределение сил; 3. Внезапность; 4. Подвижность; 5. Наступательные действия; 6. Взаимодействие; 7. Обеспечение безопасности. Жомини был первым, кто выдвинул стройную теорию принципов военного искусства, с указанием на факторы, влияющие на бесчисленные комбинации, возникающие при применении принципов на практике. Его принципы — результат огромного личного опыта и критического исследования истории войн Фридриха и особенно Наполеона. Марксистско-ленинское учение о войне отвергает идеалистическую теорию вечных принципов войны, не считающуюся с социально-экономическими и техническими условиями конкретных эпохи, страны, армии. Оно отвергает такую теорию, где принципы военного искусства суть формальные, выведенные из мышления, а не из внешнего мира, основоначала, [232] по которым должны направляться и природа войны, и техника, и человек.

«Принципы правильны постольку, поскольку они согласуются с природой и историей. Это — единственное материалистическое понимание дела», как говорит Энгельс (Анти-Дюринг, 6-е изд. 1934 г., стр. 24) вообще о принципах.

{12} Здесь генерал Дэбнэй и генерал Аллео, как и многие другие буржуазные военные теоретики, выступающие после войны, переоценивают влияние техники, как, якобы, единственного фактора развития военного дела, не учитывая или не понимая того, что сама техника есть продукт общественного производства и только один из элементов войны как социального явления. Все же дальнейшие критические и положительные высказывания ген. Аллео делаются исключительно с технической и узко-военной точки зрения.
{13} Этот труд ген. Дуэ, как и некоторые другие, переведен и издан в 1935 г. Военгизом в виде сборника (Джулио Дуэ, «Господство в воздухе»). В 1926 г. у нас был издан перевод упоминающегося здесь труда Дуэ 1921 г., сильно искаженный неумелыми или сугубо тенденциозными вольностями редактора перевода.

Тогда же был применен по существу неверный перевод названия труда, искажающий смысл основного понятия доктрины Дуэ. Итальянское выражение «Domini del’aria» (так же как французское «La maitrise de l’air», немецкое — Luftherrschaft, английские адэкватные синонимы — Air Supermacy? Command of the Air Mastery) собственно значит «воздушное господство» или «господство над воздухом», еще точнее — «владение воздухом», т. е. такое положение вещей, при котором один из противников в состоянии летать над всей неприятельской территорией и над всеми морскими пространствами для атаки любых объектов, расположенных на ней (или в них), не позволяя этого делать своему противнику в основном тем, что уничтожает его летные средства на земле и лишь изредка — в воздухе. Термин же «господство в воздухе» времен мировой войны, когда воздушная война действительно велась почти исключительно в воздухе, когда действительно господствовали в воздухе, правда, в течение короткого времени и на ограниченном участке фронта, весьма сравнительно редко прибегая к атакам аэродромов и почти не отваживаясь, не имея для этого сил, на атаку авиабаз, авиазаводов. Учитывая, что термин «господство в воздухе» у нас привился и что в него у нас вкладывают обычно верное содержание, мы его и используем в дальнейшем наравне с термином «владение воздухом».

{14} Это весьма затруднительное для точного перевода положение доктрины Дуэ. Мы берем здесь перевод т. Винограда из цитированного выше сборника трудов Дуэ.
{15} Теперь этот журнал называется «Обозрение воздушной армии». Из этих ссылок ген. Аллео на источники, по которым он ознакомился [233] с доктриной Дуэ (статьи ген. Тюлянь и Арманго) а также из его дальнейших ссылок и критических рассуждений видно, что ген. Аллео, повидимому, недостаточно известны ни доктрина Дуэ, ни громадная литература, накопившаяся о ней. См. об этом в предисловии.
{16} «Война тотальна или всеобъемлюща» — это значит, что в нее вовлекается вся страна со всеми своими ресурсами.
{17} См. примечание 9.
{18} Здесь, как и раньше, как и в дальнейшем, налицо неточное изложение сущности доктрины Дуэ. Например, в данном случае, на самом деле Дуэ предусматривает еще с 1921 г. возможные случаи, когда следует вовсе пренебрегать воздушными силами противника и действовать прямо против его жизненных центров. Затем здесь ничего не говорится про атаку авиазаводов, важность чего отмечает Дуэ.
{19} Здесь опять-таки неточно излагается мысль Дуэ. В общем доктрина Дуэ изложена достаточно объективно, но не точно, а главное без учета ее эволюции с 1921 г. по 1930 г. Этого едва достаточно для ознакомления с нею, но недостаточно для ее критического рассмотрения.
{20} Постулат  — это математический и философский термин, имеющий немало значений. По-латыни он значит — «требование», (то, что требуется для обоснования чего-то). Ген. Аллео понимает здесь постулат в смысле положения, принимаемого за истину и необходимого для построения научной теории. Тогда следует упрекнуть ген. Аллео в том, что он, во-первых, недостаточно верно и полно отобрал эти постулаты, во-вторых, недостаточно верно передал смысл их, в-третьих — частично приписал Дуэ положения, взятые им у Клаузевица, и, наконец, — положения и их следствия поставил в один ряд. См. также предисловие.
{21} См. примечание 18.
{22} См. примечание 60. Здесь «appareils de bataille» соответствует понятию «линейный корабль». Сам ген. Аллео затем предлагает термин «линейный».
{23} Совершенно верная оценка одной из вредных и ложных сторон доктрины Дуэ. (OCR: примечание переводчика относится к подстрочному примечанию).
{24} В настоящее время эта задача не так-то легко разрешается, если не отвлекаться, как ген. Аллео, от конкретной международной обстановки. Здесь нет возможности полностью осветить вопрос с точки зрения всеобщей, коллективной безопасности, которая гораздо лучше (правда, при известных условиях) сможет обеспечить страну от внезапной агрессии с помощью воздушных сил. Кстати сказать, Франция уже стоит на этом правильном пути. См. также примечание 26. [234]
{25} Вслед за Арманго ген. Аллео называет здесь боевые или линейные воздушные корабли почему-то «крейсерами». Падение эффективности истребительной авиации, с чем, в конце-концов, ген. Аллео соглашается, происходит не только вследствие того, что боевая мощь отдельных истребительных машин или группы их уступает мощи бомбардировщиков, но еще и потому, что при современных скоростях, при современных высотах полета, притом полета в разных условиях метеобстановки, оборона не успевает или не может противопоставить равные или превосходные силы агрессору, использующему все преимущества инициативы.
{26} См. примечание 24. Здесь снова видна недооценка значения хорошей действенной организации коллективной безопасности. Такая организация коллективной безопасности имеет два явные преимущества: сдерживание агрессора, которому надо семь раз примерить, чтобы один раз рискнуть «отрезать»; если же он рискнул, то он не сумеет извлечь особой пользы из своего упреждения. Ведь сразу, против всех воздушных флотов всех держав, входящих в систему коллективной безопасности, нельзя добиться внезапности!
{27} Ген. Аллео не считает за «постулат» следующее центральное положение доктрины Дуэ: ... «Основная мысль, руководящая воздушной войной, следующая: согласиться переносить удары, которые может нанести неприятель, чтобы использовать все средства для нанесения ему еще более сильных ударов» (Дуэ, «Господство в воздухе», стр. 58, изд. Военгиз, 1935 г.). Разбирая случай, когда две страны имеют воздушные армии, он советует обеим, в иных случаях не обращая внимания друг на друга, стремиться лишь к тому, чтобы самим нанести врагу наибольший урон на земной поверхности в кратчайший срок, так как именно число тонн (взрывчатых и отравляющих) активных веществ и решает исход войны в пользу того, кому удастся сбросить их больше и в наиболее короткий срок» (Там же, стр. 59). Поэтому у ген. Аллео предусмотренная самим Дуэ возможность обоюдной атаки с воздуха неосновательно превратилась в довод против возможности решить исход войны с воздуха.
{28} Пример совершенно недоказательный. Нельзя сравнивать тогдашние мелкие бомбы, весьма несовершенной конструкции, сбрасываемые почти что неприцельно, с современными бомбами тяжелых самолетов, к которым добавились еще ОВ и весьма эффективные зажигательные бомбы.
{29} Слишком смелое утверждение. Наоборот, сейчас можно считать общепринятым мнение, что уже при существующей материальной части при соответствующих условиях, создать которые дело воздушного оперативного искусства, воздушные силы способны производить действительные разрушения и заражения больших площадей при сравнительно небольшом наряде самолетов. [235]
{30} Зажигательные бомбы — средство несомненно мощное и не только вследствие нелокализованности его действия. Отравляющие вещества в этом отношении (т. е. в отношении нелокализованности действия) превосходят зажигательные бомбы. Господствующая сейчас оценка действия различных средств поражения с воздуха такая: самое действительное средство — фугасная бомба, затем — зажигательная и ОВ. Есть отдельные мнения об особой действительности снарядов авиационных пушек при обстреле средних и малых объектов на земле. Средства защиты, перечисленные здесь, неполны, так как в Германии и других странах хорошо разработан вопрос о строительных мерах защиты от фугасных и зажигательных бомб, частично эти меры осуществлены и осуществляются. (О Германии см., напр., Шоссбергер «Строительные меры ПВО», 1934 г. Берлин. Баувельт-Ферлаг. Ее содержание см. в моей на нее рецензии, опубликованной в журнале «Книга и Пролетарская революция» № 10, 1935 г.).
{31} OCR: См. прим. ниже.
{32} OCR: См. прим. ниже.
{33} OCR: См. прим. ниже.
{34} OCR: См. прим. ниже.
{35} 31, 32, 33, 34, 35. Этот затасканный расчет, впервые пущенный в оборот немцами, чуть ли еще не с 1926 г., неверен по существу и арифметически неверно используется ген. Аллео. Очевидно, надо три тысячи самолетов, а не триста. На самом деле даже при данной норме заражения нет никакой надобности обязательно заразить все 300 кв. км сплошь. Известно, напр., что даже нестойкий фосген, в количестве 8 куб. м случайно выпущенный в окрестностях Гамбурга в 1928 г. почти при безветрии, дал поражения на удалении до 7 км и в некоторых направлениях до 14 км от места выпуска. Гораздо больше можно доверять мнению знаменитого французского ученого физика Ланжевэна, когда он говорит «Сегодня достаточно 100 самолетов, из которых каждый несет по 1 т химбомб, чтобы заполнить слоем ОВ толщиной в 20 м Париж, Берлин или Лондон. Эта операция может быть выполнена в один час» («Zeitspiegel», 1936 г., стр. 22, Базель). Лефебюр и многие другие авторитеты военной химии единогласно говорят о том, что нормы ОВ для заражения городов-гигантов, где плотность населения достигает от 30 до 250 тыс. человек на 1 кв. км, во много раз меньше, чем в цитируемом ген. Аллео примере.
{36} Проблемы защиты населения и войск от воздушно-химических атак весьма трудны для разрешения, хотя это вовсе не значит, что они вообще неразрешимы. Предлагаемое в иностранной военной печати «радикальное средство химической защиты населения городов» — его эвакуация — не решает задачи, а лишь ее усложняет.
{37} Должность «Генерал-инспектора ПВО территории» была создана 9 февраля 1931 г. Первым генерал-инспектором был маршал Петэн. Задачи генерал-инспектора: составление плана воздушной обороны, общая организация ПВО, проверка проведения различными министерствами установленных мер ПВО и т. д. Гражданская ПВО возглавляется «Высшей комиссией по воздушной защите» [236] при министерстве внутренних дел, осуществляется губернским (департаментскими) и городскими ПВО-комиссиями. Неоднократно в печать проникали сведения о плохой работе всех этих гражданских комиссий ПВО. Ген. Аллео, вероятно, не без основания порицает и работу генеральной инспекции ПВО.
{38} Т. е. в конечном счете дело решится тем, чья подготовка к войне будет лучше, чьи нервы будут крепче, кто скорее нанесет врагу непереносимые более потери (а это одно из положений Дуэ). Ген. Аллео все же не удалось ни доказать, ни показать, ни почему такие действия не могут дать решения войны, ни почему и когда они его дать могут.
{39} Та же арифметическая ошибка, как и выясненная в примечании 31–35.
{40} Советский читатель, военный в особенности, понимает, что не всегда нужны такие площадки, куда обязательно самолеты должны садиться, так как возможен чисто парашютный воздушный десант.

Кроме того, сейчас в нескольких государствах строятся многоместные тяжелые автожиры, способные садиться и подниматься при наличии ничтожных площадок.

{41} Все эти затруднения, конечно, существуют, но они разрешаются довольно экономно при умелых организации и тактике высадки и обратного вылета при наличии надлежащей материальной части.
{42} Ген. Арманго лишь расширил аргументацию Дуэ, рассмотрев и применение мех. соединений. Однако, этот четвертый постулат, как об этом говорится в предисловии, далеко не выдуман одним Дуэ.
{43} См. в предисловии о соотношении обороны и наступления.
{44} У ген. Арманго («Воздушная армия и ПВО страны», ГВИЗ, 1935) эта, весьма интересная, мысль мотивируется так (стр. 50–51): «Конец войны показал... что разбитые армии оказывались в состоянии остановить преследование победителя, если им удавалось не оставить за собой в тылу, на глубине свыше 100 км, ни одной жел.-дор. линии в годном для эксплоатации состоянии. Для восстановления путей сообщения необходимо было иметь примерно в 10 раз больше людей и в 100 раз больше материалов и времени по сравнению с тем, что требовалось для разрушения».
{45} Постановка вопроса об условиях возникновения позиционных, стабилизованных фронтов снова носит характер чисто военно-технический. Берутся два определяющих фактора: непрерывный фронт без флангов и равновесие сил. Это верно, но недостаточно. Не учитывается, по крайней мере — явно, фактор политический.
{46} Цифра преуменьшена.
{47} Намек, видимо, на план Шлиффена 1905 г.
{48} О необходимой эволюции конницы и пехоты подробнее см. во втором исследовании ч. III, гл. I и II. [237]
{49} Идеалистическое объясненне технического отставания умонастроением (mentalité), традиционализмом и т. д. Далее идет утверждение, что одна лишь модернизация средств сухопутной войны обязательно поведет к маневренной форме войны, создаст превосходство средств, наступления над средствами обороны. Забыт боец, забыты массы, которые имеют не последнее слово в решении вопроса.
{50} Т. е. не будет «пехотных», «кавалерийских» и т. д. полков, а будут вообще полки единого рода войск, — не будет пехотинцев, кавалеристов, артиллеристов и т. д., а будут просто универсальные бойцы. Это упрощенческое представление ген. Дэнбэй, разделяемое ген. Аллео, вряд ли когда-нибудь осуществится. Известное разделение труда, специализация всегда будут необходимы.
{51} Один из многих намеков на атмосферу борьбы частных интересов, создающуюся во Франции, как и во всяком другом капиталистическом государстве, вокруг армии, вокруг вооружений. Борьба различных групп буржуазии за военные заказы обычно маскируется какими-либо благовидными соображениями. Так, например, при обсуждении в Палате вопроса о коннице и ее судьбах представители фабрикантов мотоциклов усиленно склоняли депутатов заменить лошадь мотоциклом. Была устроена даже демонстрация такой «мотоциклетной конницы». Депутат, связанный с коннозаводчиками, наоборот, требовал всяческого развития конницы, а депутат, связанный с автопромышленностью, требовал полного упразднения конницы, как бесполезной, замены ее метомехвойсками. Кроме того, артиллеристы не желают делаться пехотными артиллеристами, а кавалеристы — танкистами и т. д.
{52} В этой формулировке нет различения между тактической и оперативно-стратегической обороной. Дуэ к тому же вовсе не отрицал необходимости наступления для достижения победы, но утверждал, что оборона на земле, в особенности же оборона Италии, организованная в Альпийских горах, будет эффективна; потребует гораздо больших усилий от агрессора, чем от обороняющегося.
{53} Такое отношение характерно для всех капиталистических государств.

В мировую войну на некоторых парижских домах, на Эйфелевой башне, на Триумфальной арке и т. д. были расставлены пулеметы, совершенно почти бесполезные. Кап. Мораш, тогдашний начальник ПВО Парижа, хотел убрать их. Ген. Галлиени, командующий Парижским укрепленным районом, не только запретил убирать пулеметы, но и велел увеличить их число, так как «наличие пулеметов внушало населению доверие».

В том же Париже по тем же соображениям днем постоянно вылетали по тревоге истребители обороны, хотя немцы на Париж днем не летали. В сводках же говорилось, что доблестные летчики отбили [238] нападение немцев. Когда Париж стал обстреливаться 23. 3. 1918 г. из сверхдальней парижской пушки (с расстояния 120 км), то официальное сообщение военных властей гласило, что это — бомбардировка с неприятельских самолетов, летающих на большой высоте и что истребители обороны немедленно же их атаковали. (См. I. Poirier, «Bombardements de Paris»). Истребительная авиация в ПВО Парижа и других центров генералу Аллео тоже нужна преимущественно для «морали».

{54} Характерно, что ген. Аллео согласен с тем, что истребительная авиация должна составлять небольшой процент от наступательной («бомбардировочной») авиации, что обозначает большую эволюцию взглядов влиятельных военных кругов. О количестве истребительной авиации в конце мировой войны см. примечание 68. Еще недавно истребительная авиация во Франции составляла большую часть воздушных сил (в 1918 г. 41%, в 1926 г. по закону о кадрах — 38,5%», в 1930 г. — 28%). Та же эволюция произошла во всех воздушных флотах. Однако, как видно из главы V (части второй), по ген. Аллео истребительная авиация должна все еще составлять до 21% (по числу эскадрилий), что по числу самолетов составит не менее 25%.
{55} Следует обратить внимание на решительное изменение задач истребительной авиации по представлениям ген. Аллео, вполне согласующимся с мнением большинства буржуазных авторитетов.

Если раньше в той же Франции истребительная авиация имела двойную задачу: 1) обеспечивать свободу действия своему воздушному флоту и 2) препятствовать работе воздушного флота противника, то теперь ей ставится задача более узкая: в целях сохранения внезапности (скрытности) маневра бороться с разведкой противника в некоторых зонах и обеспечивать немногие лишь важнейшие центры страны от налетов воздушного противника.

{56} О значении термина «воздушная и морская армия» см. примечание 9.
{57} Эта мысль недостаточно обоснована. Наоборот, во Франции, особенно в Средиземном море, вполне, казалось бы, созрели условия для наиболее тесного взаимодействия воздушной и морской «армий» как в чисто морских операциях, так и в операциях по обеспечению морских путей, необходимых для непрерывной связи с французскими колониями, особенно же с Сев. Африкой.
{58} Морские силы Франции вообще остались вне поля зрения ген. Аллео.

В этом мы видим неполноту исследования, позволившую ему обойти щекотливый вопрос, который Дуэ ставит в упор: как наиболее эффективно (т. е. насколько неравномерно) распределить ресурсы страны между тремя элементами вооруженных сил страны, кому дать больше? Кто решает войну, ведущуюся всеми силами? Ген. Аллео ограничивается тем, что констатирует равное право на [239] существование сухопутной и воздушной армий, с явным перенесением центра тяжести вооружений на сухопутную армию.

{59} DCA — Défense contr aéronefs, собственно значит — «оборона против воздушных судов». Термин времен мировой войны. Во Франции в эту организацию входя, только наземные средства и аэростаты заграждения. Неоднократно ставился вопрос о включении ее в состав воздушных сил, чтобы затем, по образцу Германии, всю ответственность за ПВО страны возложить на воздушное командование. Недавно подобная реорганизация произошла.
{60} Термин «линейная авиация», «линейный самолет» нельзя признать удачным. Он выдуман ген. Арманго (см. «Уроки использования авиации по опыту Марокканской кампании 1925–1926 гг.», ГВИЗ, 1931 г.) и применен был в этом труде для обозначения того, что в бою земных войск надо применять всю наличную авиацию без различия специальностей. Упомянутый труд содержит много путаницы и ошибок в принципиальных вопросах. От них ген. Арманго вскоре сам отказался.

Совсем уж неудачно называть, как это делает ген. Аллео, универсальный боевой самолет воздушной армии «линейным», а главную, наступательную часть воздушной армии — «линейной авиацией». Этот термин, отброшенный самим его творцом — ген. Арманго, используется еще только поляками, но совсем для другой цели, для обозначения своей боевой авиации, взаимодействующей с войсками.

{61} Эта труднейшая проблема, конечно, почти неразрешима, если разрешать ее так, как делает ген. Аллео. Только действенная система коллективной безопасности, хорошо организованная всеми миролюбивыми державами, способна в западноевропейских условиях дать удовлетворительное решение.
{62} Обстановка, создавшаяся после 7.3.36 (ремилитаризация Рейнской области), весьма близка к той, о которой здесь говорится. Но разве самому сильному правительству легко принять решение, если оно не уверено в коллективной поддержке его решений?
{63} Сильно критические нотки! Они в изобилии рассеяны в труде ген. Аллео, но, за редкими исключениями, выброшены нами.
{64} Весьма сомнительно, что боевые (линейные) самолеты будут бронироваться сколько-нибудь основательным образом, пока в области авиационной брони не будут сделаны решающие успехи (легкость ее при достаточных защитных свойствах).
{65} Эти соображения о роли истребителей, сильно расходятся с прежними французскими представлениями (см. примечание 55). Верное замечание о трудности отбора и обучения истребителей при современных скоростях порядка 500 км/ч.
{66} Если уж отказаться от универсальности самолетов воздушной армии, то, очевидно, надо добавить еще разведчиков (их признает даже Дуэ) и транспортные самолеты как для снабжения воздушной [240] армии, так и для десантов. Несмотря на требования универсальности, даже Дуэ полагал возможным немедленное использование самолетов гражданской авиации.
{67} Это пех. дивизии, армейские корпуса и им соответствующие соединения.
{68} Когда 21.3.1918 г. началось германское наступление, в 3-й и 5-й английских армиях (32 п. д. и 3 к. д.) было всего 579 самолетов, из них 261 истребитель (45%.). Всего была 31 эскадрилья. У немцев в 17-й, 2-й и 18-й армиях (62 дивизии в 15 корпусах), всего было 730 самолетов, в том числе 326 истребителей (ок. 45%).

В июле 1918 г. при наступлении французов максимальное насыщение (10-я армия Манжена) характеризовалось: 40 эскадрилий на 4 армейских корпуса и 1 кавалерийский корпус, т. е. 8 эскадрилий на корпус. Эти примеры показывают, что ген. Аллео считает, что теперь достаточно придавать войскам авиации от 3 до 8 раз меньше, чем в 1918 г. (См. The War in the Air/ By Jones, том 4, стр. 273, откуда взяты данные об авиации сторон в мартовском наступлении).

{69} Многоместный самолет наблюдения, да еще бронированный, это самолет типа среднего бомбардировщика. Весьма сомнительна необходимость таких требований к нему. До сих пор таких самолетов не строили. Самое большее строили 3-местные разведывательные (сухопутные) самолеты.
{70} Во Франции до сих пор различают авиацию наблюдения (observation) от разведывательной (reconnaissance). Первая ведет войсковую разведку, корректирует огонь и поддерживает связь, а вторая ведет разведку армейскую, фронтовую и главного командования.
{71} Авиация туризма здесь ни при чем. Дело идет о частичной замене более легкими самолетами самолетов авиации наблюдения. Если в первые месяцы войны и можно еще обойтись реквизированными самолетами туризма и мобилизованными летчиками-спортсменами, то потом все равно придется выделить в ущерб наступательной авиации громадные ресурсы, людские и материальные, для поддержания боеспособности этой многочисленной вспомогательной авиации. О ее численности см. примеч. 87.
{72} Высадка агентов-разведчиков («шпионов») с самолетов в тылу противника началась с первого же года войны и получила сильное развитие к концу войны. Использование современных парашютов (раньше в 1914–1918 гг. самолеты, как правило, садились для высадки агентов) и автожиров позволяет такую операцию производить значительно проще. Поэтому надо ожидать самого широкого использования авиации в агентурной работе.
{73} Резерв разведывательной авиации здесь мыслится использовать для разведки по принципу силы, с боем. Повидимому, это самолеты боевой авиации? Вся концепция ген. Арманго основана на [241] убеждении в неизбежности позиционной войны. Ген. Аллео соглашается с ней, считая неизбежной маневренную войну.
{74} OCR: см. ниже.
{75} 74, 75. См. примечание 55. Совершенно непонятно, как истребительная авиация сможет выполнить эту задачу, если вспомнить, что даже в 1918 г., когда истребительная авиация составляла 45% всей авиации, и то не могли прекратить разведки противника? Теперь при уменьшении числа истребителей и необыкновенном усовершенствовании авиаразведки эта задача для истребителей вряд ли разрешима даже в тех скромных пределах, о которых ген. Аллео говорит ниже.
{76} Без владения воздухом или без господства в воздухе эти задачи, как известно, невыполнимы. Одна истребительная авиация и подавно не в состоянии решить такой задачи.
{77} Вопрос не решается противопоставлением качества количеству, как об этом в другом месте правильно говорит сам ген. Аллео, разбирая вопрос о замене массовой армии качественной малой профессиональной армией.
{78} В дальнейшем ген. Аллео предлагает сводить две линейные механизированные дивизии в 1 группировку или группу с придачей ей 1–2 разведывательных эскадрилий.
{79} Штурмовая или по ген. Аллео «боевая авиация» (aviation de bataille), о которой вскользь упомянуто выше, где сказано, что без нее обойтись можно, здесь рекомендуется тоже весьма сдержанно. Во Франции никогда не было штурмовой авиации, а задачи штурмовиков возлагали на дневных бомбардировщиков и одноместных истребителей.
{80} Непонятно, почему зажигательные, а не фугасные в основном, бомбы рекомендуется применять по жел.-дор. станциям? См. примечание 30.
{81} Здесь и в примечании в тексте дается в общем верная, но не полная оценка возможностей посадочных и парашютных десантов. По данным прессы во Франции только недавно открыто несколько военных парашютных школ.
{82} См. примечание 44. Неясно, как же тяжелая линейная авиация будет мешать противнику заняться разрушениями тыла?
{83} Освещение вопроса о взаимодействии воздушных сил с сухопутными войсками оставляет впечатление, что старая установка французского генерального штаба об использовании всех воздушных сил для помощи продвижению пехоты оживает здесь на новой базе; что попрежнему недостаточно серьезно оценивается значение воздушной войны и ее требований.
{84} «Утешение» для сухопутной армии, подтверждающее еще раз, что недостаточно серьезно учитываются опасности воздушной войны на небольших западно-европейских пространствах, при крайнем сосредоточении населения и промышленности и в немногих центрах. [242]
{85} Ген. Арманго не учитывал мощной германской авиации и его данные нельзя было брать некритически.
{86} Очевидный расчет таков:

60 п. див. 60 эск.
20 арм. корп. 20 эск.
6 кавдив. 6 эск.
6 армий 6 эск.
Всего 98 эск.
Это всего дает до 1000 сам.

{87} Так как расчет ведется по-эскадрильно и почему-то вовсе не принимается во внимание авиация связи, то неверны и заключения о соотношении родов авиации. Эскадрилья истребительная, вероятно и разведывательная, имеет 15 самолетов, линейная (тяжелые многомоторные самолеты) и авиации связи — по 10 самолетов. Это дает такие цифры:

32 разведыв. эскадрильи 480 самолетов.
100 эскадрилий связи 1000 самолетов
32 эскадрильи истр. авиации 480 самолетов
86 эскадрилий линейн. авиации 860 самолетов
Всего 2820 самолетов

Следовательно, опять очень низкий (30%) процент наступательных самолетов; опять, как в мировую войну, предлагается держать разведывательно-истребительный воздушный флот. Мы еще не считали вспомогательной авиации морского флота. Предполагая, что она насчитывает лишь 500 самолетов, получим, что наступательная авиация будет составлять только ¼ всей авиации, т. е. на решающую исход воздушной войны часть авиации дается в 3 раза меньше средств, чем на. подсобную. Если учесть бóльшую мощь боевых кораблей, то и тогда наступательная авиация составит только ½ всех воздушных сил.

{88} Теория о внезапной войне в последние годы особенно разрабатывается в Японии, Италии и Германии. Внезапная война — национальная военная доктрина Японии, не раз с 1904 г. примененная на практике. Теория поддерживалась и разрабатывалась германским большим генеральным штабом и графом Шлиффеном, идеи которого в 1914 г. получили неполное осуществление и возрождаются в фашистской Германии. В Италии майор Гваданини разработал и опубликовал новый вариант внезапной войны с применением новой техники. Ген. Дуэ наиболее подробно разработал теорию внезапной воздушной войны. Разновидностью внезапной войны является война с заранее намеченным сроком ее начала.
{89} Это место внутренне противоречит, тому, к которому дано примечание 57. [243]
{90} О потенциальных возможностях воздушной войны и войны с воздуха государств, не имеющих общих границ, впервые писал покойный Н. А. Яцук в 1919–1922 гг.
{91} Здесь снова некритически берутся положения ген. Арманго, несмотря на сильно изменившуюся международную обстановку.

Франция со своей воздушной армией берется изолированно, вне системы коллективной организации безопасности, в которой она играет выдающуюся роль.

{92} В последние годы в порядок дня поставлены «воздушные пакты» о ненападении или о взаимопомощи, в том числе и «западный воздушный пакт», которым, в частности, Германия хотела бы развязать себе в воздухе руки против СССР и ее лимитрофов.
{93} В настоящее время вопрос о верховном главнокомандующем сливается с вопросом об едином министерстве национальной обороны. Он стоит в порядке дня всех империалистических держав и кое-где получил разрешение (в Италии, в Германии, Чехо-Словакии). В Англии — заместитель премьера выполняет некоторые функции министра обороны (координация усилий). Во Франции вопрос поднимался много раз, но положительно решен только правительством народного фронта.
{94} Это вопрос, мучающий всех буржуазных военных теоретиков. В мировую войну, в особенности в Германии, обнаружился разлад между главным командованием и главой правительства. Не в столь резкой форме разлад существовал и во Франции, Англии, Италии, в царской России. У союзников проблема осложнялась известными трениями, обычными между воюющими союзными государствами. Во Франции трудность решения проблемы увеличивается тем, что сильные фашистские тенденции в некоторых слоях армии заставляют многие партии справедливо бояться слишком усиливать единоличную военную власть, особенно после исторического опыта узурпации государственной власти Наполеонами I и III.
{95} Докладчиком был депутат Делесаль, докладчик воздушного бюджета в Палате депутатов.
{96} В феврале 1932 г. известный реакционер Тардье, будучи премьером, создал министерство обороны, объединившее военное, морское и воздушное министерства. С падением кабинета Тардье (в мае 1932 г.) новый премьер — Эррио — восстановил прежнее положение, упразднив министерство обороны.
{97} См. примечание 94.
{98} События после 7 марта 1936 г. (ремилитаризация Рейнской области) показывают правильность оценки обстановки ген. Аллео.
{99} Русский перевод «Профессиональная армия», изд. ГВИЗ, 1936 г.
{100} На сев. и сев.-вост. границах Франции построена линия укрепленных районов. После 7.3.36 в прессе было сообщение о проекте срочной постройки второй линии укрепленных районов (OCR: Примечание относится к подстрочному примечанию). [244]
{101} Военная техника, орудия и средства борьбы зависят от общего уровня развития техники и промышленной базы. Учет социально-экономических особенностей вероятных противников, их военного потенциала, их военных доктрин и т. д. несомненно влияет на доктрину применения, организацию вооруженных сил и их задачи, но нельзя считать, что это учет «прежде всего» (avant tout) определяет задачи и военную систему.
{102} Т. е. Л.-Джорджа.
{103} Известно, что А. Бриан не пользовался симпатией правых, которые в противовес ему всячески поддерживают Тардье и Лаваля.
{104} Довольно злая и остроумная насмешка над А. Брианом в виде этого сравнения его с Орфеем, под звуки арфы которого сбегались к его ногам свирепые хищные звери, становясь ручными.
{105} Ген. Аллео писал до 16.3.35, когда Германия объявила о введении всеобщей воинской повинности, об отмене почти всех ограничений Версальского договора. Фактически лихорадочные темпы вооружений, но проводившихся тайно, начались вскоре же после прихода фашизма к власти.

Цифры ген. Кюльмана и Аллео устарели, но они говорят о том, что оба в свое время достаточно трезво оценивали обстановку. Окончание восстановления военной мощи Германии, т. е. выполнение первой программы-минимума вооружений, ожидается в 1936/37 г.

{106} См. по этому поводу книгу ген. Людендорфа, о тотальной войне (1936 г.).
{107} Это так называемая «guerre à échéance».
{108} OCR: Примечания под этим номером в книге нет.
{109} Во Франции очень усилилась кампания за более основательную военную и патриотическую подготовку молодежи в школах. Ген. Вейган (зам. председателя Высшего совета нац. обороны) в одной официальной речи требовал, чтобы молодой солдат приходил в полк настолько военно-подготовленным, чтобы ему оставалось лишь овладеть техникой по своей специальности.
{110} У Германии остались к этому моменту только 3 кав. дивизии, застрявшие на Украине. Не имея ни конницы, ни танков, германское командование заведомо не имело средств для использования первоначального тактического успеха, для превращения его в успех оперативный, а может быть, и стратегический.
{111} Под Седаном в 1870 г. во Франко-прусской войне немцам сдалась в плен французская 100.000-я армия во главе с Наполеоном III.
{112} Как уже отмечалось, неверно ставить отвлеченно вопрос о том, превосходят ли средства наступления средства обороны, чтобы в зависимости от ответа затем доказывать или что война будет позиционной или что она будет маневренной.
{113} Гекатомбы — в древности торжественное принесение в жертву богам сотни быков. Фигурально это означает теперь предание смерти множества людей. [245]
{114} 16 апреля 1917 г. началось пресловутое наступление Нивеля на участке между Реймсом и Суассоном с участием 200 танков, окончившееся поражением и вызвавшее восстание во французской армии (под большим влиянием также февральской революции в России).

В будущем танки встретят весьма мощную систему ПТО (противотанковой обороны). Есть немало мнений, что эта система будет столь же действительна против атакующих танков, как система пулеметной обороны была в 1914–1918 гг. действительна против атакующей пехоты.

{115} После ремилитаризации Рейнской области во Франции поставлен вопрос о постройке кроме существующей линии Мажино 2-й линии укрепленных районов для создания глубины обороны. Все чисто военные замечания ген. Аллео об обороне границ показывают его высокую компетентность и глубокое понимание возможностей современной армии в наступлении и обороне.

Интересно мнение об укрепленных районах докладчика военного бюджета в Сенате. Эмиля Сари, высказанное в интервью («Франс Милитэр», 16.7.1935). Он считает, что укрепленные районы окажут собственно непреодолимое (insurmontable) сопротивление, и сообщает такие данные о них: это — подземные галлереи и казармы, с совершенной газо — и водонепроницаемостью, прекрасная вентиляция; в мирное время войска все же живут наружи в лагерях; у входа в подземное сооружение строятся бараки; постоянный комсостав гарнизона укрепленных районов получает дополнительное вознаграждение. Комсостав живет со своими семьями.

{116} Вокруг срока службы во Франции ведется большая политическая борьба. В марте 1935 г. в порядке временной меры солдаты задержаны на 2-й год службы. В Палате же закон о 2-годичной службе еще не прошел. Ген. Вейган, Ниссель, маршал Лиотэй и многие другие требуют 2-летней службы на те 5 лет, когда будут призываться родившиеся во время войны, так как число рождений в среднем упало тогда вдвое и, начиная с 1936 г., вместо требуемого контингента в 255 000 человек будет поступать только 112000 человек. Но это скорее предлог, чем причина, в ведущейся политической борьбе.

В Германии пока введена одногодичная служба в целях ускорения подготовки резервов. Но с учетом допризывной подготовки в лагерях трудовой повинности военная служба фактически длится минимум полтора года.

{117} Нами пропущен раздел этой главы под названием: «Есть милиционная и милиционная армия», где утверждается, что современная одногодичная служба делает из французской армии милиционную армию, но гораздо менее боеспособную, чем милиция у немцев, ввиду различия национального характера, воспитания и т. д. [246]
{118} Неверная, чисто техническая и циничная мотивировка необходимости масс.
{119} Ген. Аллео хочет доказать, что качество и количество не противоречивы, а надо было сказать, что они не исключают друг друга, что возможно единство этих категорий, к которому следует стремиться.
{120} Советский читатель прекрасно знает, что если в Европе еще и могут теперь быть национальные войны, то расовые войны — это лишь выдумка фашистских мракобесов.
{121} Надо отдать справедливость ген. Аллео, что мысли фон-Зекта он понимает более верно, чем многие другие, считавшие, неизвестно почему, что последний проповедует малую профессиональную армию и только.
{122} См. примечание 116. С чисто военной точки зрения доводы ген. Аллео резонны, хотя можно представить себе организацию подготовки и в течение 1 года при лучшей допризывной подготовке.

Сторонники 2-летней службы приводят такие цифры: в среднем сверхсрочно-служащий стоит государству 27 франков в день или 10000 франков в год, а призванный — 9 франков в день или 3.200 франков в год. Всего на сверхсрочно-служащих и профессионалах можно, якобы, сэкономить при 2-годичной службе почти полмиллиарда франков и уменьшить безработицу (ген. Ниссель, «Франс Милитэр» 6.12.35).

{123} Неверное объяснение характера и формы войны одними лишь техническими условиями.
{124} Здесь налицо смешивание тактической внезапности с оперативной. Явная недооценка современных разведывательных средств, и в особенности воздушных.
{125} Почему-то «денежные» и «экономические причины» в разных пунктах, причем в последних фигурирует только горючее.

Видимо на определение степени механизации окажут влияние задачи мех. войск и степень механизации противника.

{126} Жидкое горючее — узкое место не только Франции, но и Германии, Италии, Японии, ограничивающее масштабы механизации, моторизации армии, развитие воздушных и морских сил, затрудняющее ведение войны без обеспеченного подвоза извне огромного количества нефти и ее производных.

В этих странах химики особенно усиленно работают над синтетическими горючими и над получением газообразного и жидкого топлива из каменного угля, сланцев, дерева и т. д.

{127} См. примечание 88.
{128} Это картина, как будто срисованная с натуры в Германии и Японии!
{129} Ген. Аллео опять-таки совершенно забывает о значении активной, быстро действующей системы коллективной безопасности. [247]
{130} Преторианцы — лейб-гвардия римских цезарей, превратившиеся в центр и очаг государственных переворотов. За профессиональную армию во Франции выступают фашисты.
{131} Эти-то опасения преувеличены! Безработица — неизбежное зло капитализма.
{132} Конечно, в капиталистическом обществе лозунг единой, однородной национальной армии есть лишь обман масс, демагогия.
{133} См. примечание 116.
{134} Численность призываемого контингента и общая численность рождений, изменяются во Франции и Германии так (в тысячах):

Годы призыва Численность контингента Годы Число рождений
Франция Германия Франция Германия
1933 252  — 1906 858 1760
1934 226  — 1913 790 1606
1935 145  — 1914 753 1588
1936 112 305 1915 480 1207
1937 122 200 1916 382 899
1938 141 210 1917 410 817
1939 162 215 1918 470 829
1940 260 320 1919 503 1173

Подчеркнутые годы — как раз критические (creuses — пустые) для Франции года, соответствующие годам войны 1914–1918 гг. (Данные доклада военной комиссии Палаты депутатов, 28.6.1927).

{135} Esprit de corps.
{136} Часто полки разбросаны по-батальонно исключительно по избирательным соображениям. Убрать батальон из какого-либо пункта — это значит лишить прибылей местных жителей-лавочников, избравших депутата. Было время, когда из 56 полков 46 были рассредоточены по-батальонно.
{137} Это предложение весьма интересно то существу. Только вряд ли оно удешевит подготовку, поскольку учебные поля, полигоны, классы необходимы и учебным центрам и полкам. Однако, поскольку в военное время полки все равно не могут заниматься подготовкой пополнения, постольку надо иметь особую организацию по подготовке. Если эта организация будет постоянной, например в виде учебных центров, то от этого дело может только выиграть.
{138} Вполне разумное предложение, однако, остается опасность, что при внезапном нападении агрессора будет трудновато собрать людей, в особенности учитывая расстройство жел.-дор. сообщения неприятельской авиацией.
{139} Хорошее предложение, собственно давно уже частично осуществленное во Франции. Части не будут загромождены мобработой, требующей и специальных познаний и соблюдения большой секретности. [248]
{140} Фронтальеры — запасные приграничных округов, могущие призываться в случае необходимости постановлением правительства (военного министра).
{141} Здесь они называются «corps de bataille», т. е. боевые войска, но дальше ген. Аллео сам же их называет «линейными».
{142} Малый прирост населения во Франции объясняется исключительно капиталистической системой, обнищанием эксплоатируемых масс. Торез на VIII съезде КПФ сказал: «Через несколько десятилетий мы превратимся в нацию стариков... Рабочие и крестьяне боятся обременить общество беспомощными существами», которым грозит или нищета или смерть на полях сражений за сундуки своих хозяев.
{143} Ген. Аллео и здесь стоит на точке зрения союзов, притом, военных союзов, видимо, не системы коллективной безопасности.
{144} См. примечание 10.
{145} См. I часть, гл. V.
{146} Еще Фош в «Принципах войны» (1905) писал, что «началась новая война и отныне всегда будут считаться с сердцем солдата».

Однако, в действительности этот учет свелся к тому, что недостаток техники вооружения старались заменить этими обманутыми сердцами, посылая их под расстрел пулеметов позиционной обороны.

{147} По ПУ29 § 139 при наступлении в маневренной войне на оборудованные позиции противника стрелковая дивизия своими артиллерийскими средствами может организовать прорыв до 2 км. При обороте ширина полосы стрелковой дивизии — 8–12 км.
{148} Относительно вероятности действий больших масс ген. Аллео, может быть, был бы другого мнения, если бы писал после введения в Германии всеобщей воинской повинности.
{149} Спрашивается, что может сделать воздушная разведка в раскрытии готовящейся внезапной агрессии? Летать, ведь, к противнику нельзя? Когда враждебные действия начнутся, тогда другое дело.
{150} См. примечание 115.
{151} Тот вариант плана войны, который начал проводиться в 1914 г.
{152} Тут ген. Аллео даже воздушную армию хочет использовать как артиллерию непосредственной поддержки пехоты (!!!), что, конечно, неверно.
{153} Un combattant complet de première linge.
{154} См. мою критику органического состава французской дивизии в «Войне и революции» 5–6, 1932 г. Во французской дивизии бойцы составляют по весу (расчет велся для десанта) менее 21%, вооружение менее 4,5% (!!) и т. д. Словом, 2/3 ее составляют лошади, мулы, повозки, фураж. Это не боевая, а скорее потребительская организация. Известно, что сейчас происходит реорганизация французской армии, о чем говорит и ген. Вейган в цитированной уже речи. [249]
{155} См. примечание 50.
{156} Действительно, пехотинца загружают беспощадно. Даже в американской армии стрелок тащит на себе 24 кг, а автоматчик 27 кг, иногда этот вес поднимается до 38,5 кг.
{157} Ген. Аллео обошел важнейший вопрос для конницы — воздушно-химическое воздействие на нее авиации.
{158} Нельзя сказать, чтобы требования были преувеличены. Наоборот, требования очень скромны. Все же по этим требованиям видно, что ген. Аллео предвидит прорыв танками очень устойчивых позиций, предвидит использование танков в позиционной войне, что не согласуется с его воззрениями на маневренность будущей войны.
{159} При 6–8 мех. дивизиях, о которых ген. Аллео говорит, это дает 752 боевых танка. Не так уж много!
{160} Вольтижеры, особый род пехоты, появившийся во французской армии с 1870 г.; это небольшого роста солдаты, отличные стрелки, разведчики и т. д., сводимые в особые роты.
{161} Слишком мало зенитной артиллерии для такого соединения, которое будет магнитом для неприятельской авиации!
{162} В иностранной литературе впервые встречается упоминание о серьезной обороне тыла от воздушных десантов противника.

Комбриг Е. Татарченко

Подстрочные примечания