Глава XV.
Теперь остается ответить на третий довод противников нашего движения в Азии; относительно финансовой стороны вопроса.
Действительно ли вся Средняя Азия не стоит гроша и производительны ли те ежегодные затраты, которые несет наше государственное казначейство, по содержанию администрации и войск?
Прежде всего определим: во что обошлось нам самое завоевание?
Для соединения оренбургской линии с сибирской ассигновано было: Черняеву 150,000 р. на завоевание Аулие-ата и Веревкину 200,000 р. на занятие ничтожного городка Сузака. К этой сумме Веревкину прибавлено было еще 50,000 р., когда он вынужден был направиться к Туркестану. Израсходовал он только 234,000 и оставшиеся 16,000 передал Черняеву, который сильно нуждался.
С образованием «новококанской линии» в состав войск, ее охранявших, вошел весь сибирский отряд и часть оренбургского. Таким образом, денежное, вещевое и провиантское довольствие этих войск лежало на обязанности двух [304] интендантств: томского и оренбургского. Что именно тут повлияло, но только ни то, ни другое из интендантств о войсках не заботилось и не только вещей, но и денег не высылали.
Чтобы кормить как-нибудь войска, Черняев вынужден был употребить на это сначала жалованье их, затем деньги присылаемые по почте служившим в крае лицам и наконец прибег к займам у туземцев...
Всякое движение войск требовало найма верблюдов и ароб (двуколесных телег) вместо денег возчикам выдавались квитанции.
Мы завоевали край в кредит!
Только от Аулие-ата к Чимкенту движение ничего не стоило, потому что киргизы выставили верблюдов даром. Таким образом, Черняев на 150,000 р. занял Аулие-ата и Чимкент. Передвижение отряда из Туркестана обошлось в 5,000, рекогносцировка верховий Чирчика 4,000, взятие Ниязбека, Ташкента и всего Зачирчикского края 10,000, перевозка орудий из Верного, содержание милиции и почтовых сообщений, а также расходы на лазутчиков, подарки и пр. составили до 50,000 р. Всего же, сверх ассигнованных первоначально денег, израсходовано было до 85,000 р. Довольно взглянуть на карту, чтобы убедиться в скромности этой цифры. Оренбуржцы употребили до 234,000 на занятие только одного Туркестана (впрочем, здесь надо скинуть 100,000 на передвижение одного батальона из Оренбурга). Двукратная поездка оренбургского генерал-губернатора, генерал-адъютанта Крыжановского, стоила наверно столько же, но мы ее принимать в расчет не будем.
Ликвидационная коммиссия, составленная вскоре для приведения в ясность долгов правительства, уплатила всего 317,105 р, с копейками, в том числе одним войскам пришлось получить 197,650 р. с копейками это было недоданное содержание, недоданное вещевое довольствие и т. п. На покупку хлеба, на наем перевозочных средств и т. д., по квитанциям, заплачено было всего только 119,455 р. В [305] том числе на пополнение сумм, заимствованных из частной корреспонденции, положено депозитом 20,237 руб.
И так частным лицам уплачено лишь до 119,500 руб. Сложив все израсходованное, получим: 234,000 + 150,000 + 16,000 + 119,500 = 519,500 р. Вот во что обошлось соединение линий и приобретение обширной территорий с Туркестаном, Чимкентом и Ташкентом!
Положение Романовского, в начале, было такое же: отправляясь под Ходжент, он должен был, чрез своего начальника штаба занять 3,000 р. у одного туземца. Впоследствии, с прибытием самого Крыжановского, явилась и возможность получать из интендантства деньги, но сколько именно израсходовано на кампанию 1866 года (взятие Ходжента, Ура-тюбе и Джизака) я не знаю. Допустим, что военные издержки дошли до 250,000 р. Самаркандская экспедиция обошлась во 150,000 р. Значит вся новоприобретенная территория туркестанского округа обошлась около 900,000 руб. Бухарский эмир заплатил, на погашение этой суммы, 500,000 р., собственно за кампании наши против него, начиная с Романовского, следовательно, за краем остается только 400,000 р.
Приведу теперь данные, относительно степени доходности Туркестанского края.
Прежде всего я должен указать источник моих цифр, ибо от этого зависит и степень достоверности их. Цифра такая послушная вещь, что всегда подчиняется системе, положенной в основу исчислений. Если мы будем подводить итоги за год, оканчивая его 31-м декабря день заключения кассовых счетов у нас получится такая-то цифра, если подведем итоги по истечении льготного периода (оканчивающегося весною следующего года) получится другая цифра. В первом случае цифры будут сильно колебаться по годам, потому что, например, в данный год вначале поступит недобор предшествовавшего года, а затем, все сборы текущего могут поступить до зимы, не растягиваясь [306] на льготный срок, тогда в цифре доходов следующего года, во-первых: не будет стоять взысканного недобора, так как его нет, а во-вторых: может поступить не весь исчисленный сбор. Таким образом, не посвященному в тайны бухгалтерии покажется, что доход значительно уменьшился.
И так, кассовый год для наших исследований не годится. Совсем иное говорят цифры, если мы примем в основание сметный год, истекающей со льготным сроком тут и приходы и расходы данного года будут очевидны. Официальные цифры составляются, по разным ведомствам, различно оттого и цифры различны: в казенной палате одни, в контрольной палате другие. С своей стороны я отдаю предпочтение последним, во первых потому, что система исчислений контроля пригоднее для исследования, а во-вторых и потому, что контроль специалист.
Для большей наглядности я помещу цифры министерства финансов и цифры государственного контроля рядом.
Доходы по Семиреченской и Сыр-Дарьинской областям простирались:
по сведен. мин. фин. | по сведен. госуд. контроля. | |
В 1868 г. | до 1.204,906 р. | до 1.643,236 р. 87 к. |
« 1869 « | « 2.356,241 « | « 2.205,909 « 9 « |
« 1870» | « 2.915,983 « | « 2.007,836 « 66 « |
« 1871» | « 2.102,955 « | « 2.021,138 « 27 « |
« 1872» | « 1.008,374 « | « 2.019,295 « 83 « |
За пять лет: | до 10.588,459 р. | до 9.897,416 р. 72 к. |
Разница в итогах, как видит читатель, довольно большая, но хотя цифры контроля дают на 691,042 рубля меньше я все-таки буду держаться этих цифр, потому что величина цифры министерства зависит от степени усердия уездных начальников в том или другом году, а также от числа жителей и состояния урожая. Цифра же контроля зависит только от двух последних, осязательных, [307] величин. Стремление же уездного начальника отличиться сбором всех податей к концу года на цифру контроля не влияет.
Следует заметить, что в цифрах 1868 и 1869 годов заключается и контрибуция, внесенная бухарцами; остальные годы, без этого чрезвычайного дохода, пришли, так сказать, к норме в два миллиона, с небольшим.
Разница, цифр 1868 и 1869 годов красноречиво свидетельствует об успехе работ организационных комиссий 1868 года, имевших главною целью: исчисление населения и разделение его на волости.
Неблагоприятные, в экономическом отношении, годы 1871 и 1872, дали однако же цифры более выгодные. Это зависит от того, что подати взимаются, в виде процента с урожая, при перекладке же на деньги цены берутся рыночные, а во время неурожаев цены эти естественно возвышаются. Таким образом, в неурожайный год, с меньшого количества собранного хлеба, поступает большее количество денежных взносов.
В половине 1868 года мы приобрели Зеравшанский округ (с Самаркандом). Округ этот приносил:
в 1868 году | 335,458 р. 4 1/2 к. |
«1869 « | 454,931 « 60 ¼ « |
«1870 « | 762,058 « 45 3/4 « |
«1871 « | 1,414,092 « 96 1/2 « |
Всего | 2,966,541 р. 7 к. |
До 1872 года, сравнительно небольшой, Зеравшанский округ казался самым доходным, но это происходило оттого, что народ платил не 1/10 часть с урожая, как в остальных областях туркестанского края, а 1/5. Когда решено было перейти к денежному окладу, взамен взноса натурою, и когда при этом продукты были расценены по базарным ценам, то на деле оказалось, что народ вместо 1/5 внес более 1/3 урожая. Произошло это следующим образом: при [308] наступлении срока взноса податей население тотчас вывезло казенную часть урожая на базары, цены, конечно, сразу упали и туземцу пришлось продать почти вдвое более хлеба, чем ему было указано сборщиками
Это обстоятельство сильно расстроило экономическое положение туземцев зеравшанского округа, что и выразилось немедленно, сначала недоимками, жалобами и депутациями к генерал-губернатору, а затем преступлениями против собственности и наконец эмиграцией: народ уходил в соседние владения целыми массами, так что было два случая перехода за границу кишлаков в полном составе.
В 1873 году, перед самым выступлением в хивинский поход, генерал-губернатор объявил зеравшанской депутации Государеву милость: понижение податей на половину. Это было сделано, конечно, в самую пору. Таким образом, теперь, зеравшанцы вносят, наравне с другими, 1/10 часть урожая.
На 1874 год исчислено было к поступлению только 1,031,310 руб.
Что касается доходов с Кульджинского округа, то они простираются до 100,000 и расходуются на местные потребности. Не имея точных данных, я не включу этих доходов в общую сумму.
С Аму-Дарьенского округа, в 1873 году, не поступало доходов, так как по мирному договору с хивинским ханом доходы за этот год предоставлено было собрать самому хану. А в 1874 году их поступило до 140,000,
Считая только Сыр-дарьинскую и Семирченскую области да Зеравшанский округ, мы получим для 1873 года доход в 2,716.770, если же прибавить к этой цифре 100,000 кульджинских да 140,000 амударьинских, то весь доход по Туркестанскому краю выразится цифрою в 2,956,770 руб.
Надобно заметить при этом, что туземное население, в сущности, вовсе не обременено налогами.
В своих «статистичесских очерках Средне-Азиатской [309] России» я привел следующий расчет относительно Сыр-Дарьинской области: русское население, в числе 21,549 ч. (с войсками) внесло в 1870 году прямых и косвенных налогов (пошлины за право торговли, акциз с нитей, патентный сбор с заведений и т. п.) всего до 182,838 р. 93 к. т.е. почти по 8 р. 44 к. с человека.
Туземное население в числе 931,660 душ, внесло только 940,198 р. 68 Ѳ к., т.е. почти по 1 р. 9 к. с души.
И так, русские вносят почти в восемь раз больше.
На цифру дохода влияет, конечно, и степень точности сведений о числе населения, и самый порядок взимания податей. Точной цифры населения мы еще но имеем, а при существующей системе сбора податей в казну попадает, может быть, только 1/3, остальное же прилипает к рукам сборщиков.
Нет сомнения, что и те и другие препятствия будут устранены, а тогда и доходы туркестанского округа возрастут, вероятно, до шести миллионов.
Перейдем теперь к расходам.
Содержание местной администрации, а также всех отдельных управлений (казенной и контрольной палат) и наконец, различные мероприятия по благоустройству края (содержание почт, постройки и т. п.) все это обошлось:
В 1868 году | 620,750 руб. 46 коп. |
1869 | 1,229,063–52 |
1870 | 1,177,124–97 |
1871 | 1,378,767–76 |
1872 | 1.695,731–86 {81} |
За пять лет: | 6,101,438 руб. 57 коп. |
В этих цифрах заключаются общие расходы по всему округу, а местные только по Семиреченской и [310] Сыр-Дарьинской областям в остальных же частях округа: в Кульдже и Самарканде и местные расходы отнесены на особые специальные сборы.
С 1873 года расходы по Зеравшанскому округу вошли уже в общую роспись. Сравнивая цифры доходов и расходов, мы составим следующий баланс:
Год. | Доходы. | Расходы. | Остаток. | |||
Руб. | Коп. | Руб. | Коп. | Руб. | Коп. | |
1868 | 1,643,236 | 87 | 620,750 | 46 | 1,022,486 | 41 |
1869 | 2,205,909 | 9 | 1,229,063 | 52 | 976,845 | 57 |
1870 | 2,007,836 | 66 | 1.177,124 | 97 | 830,711 | 69 |
1871 | 2,021,138 | 27 | 1,378,767 | 76 | 642,370 | 51 |
1872 | 2,019,295 | 83 | 1,695,731 | 86 | 323,563 | 97 |
1873 | 2,716,770 | | 2,396,621 | | 320,149 | |
Итого | 4 116.127 | 15 |
Чтобы уяснить читателю источники доходов и характер расходов, приведу здесь бюджет на 1874 год.
ДОХОДЫ
I. Окладные | 2,455.107 |
II. Неокладные | 250.000 |
III. Поступления разн. рода | 266.782 |
2.971.889 |
Сумма податей. | Издержки взимания. | |
К окладным принадлежат: | ||
а) кибиточный сбор{82} | 563.734–60 к. | 57.688 р. 40 к. |
б) поземельный{83} | 1.302.110–30 « | 40.194» 70» |
в) торговый (зякет){84} | 279.472–10 « | 24.027» 90» [311] |
г) Взамен натуральной повинности{85} | 181.511 | |
д) подушный сбор с 570 мещан Семиреченск. | 1.368 | |
е) подати с населения верховьев Зеравшана | 5.000 | |
Итого | 2.333.196 | 121.911 |
2.455.107 | ||
К неокладным принадлежат: | ||
Акцизный и патентный сборы | 250.000 | |
К поступлениям разного рода относятся: | ||
а) оброк с казенных земель и казен. хлопковой плантации | 34.691 р. 64 к. | |
б) пошлины за право торговли русским купцам | 60.000» | |
в)» с чая привозимого из ханств | 6.054» | |
г)» крепостные и канцелярские. | 6.000» | |
д) продажа гербовой бумаги | 18.000» | |
е) штрафы | 3.000 « | |
ж) за паспорта и визы | 396» 66» | |
з) случайные поступления | 60.000» | |
и) доход от газеты «Туркест. Ведом.» | 3.500» | |
и)» отдачи в наем ярмарочн. зданий{86} | 30.000» | |
к)» лесов Семиреченск. обл. | 9.000» | |
«« Зеравшанского окр. | 2.000» | |
л)» подписчиков ташкентской публичн. библиотеки | 140» | |
м)» типографии при канцел. генер.-губерн | 4.000» | |
н) возврат ссуды на посевы хлеба | 30.000» | |
Итого | 266.782 р. 29 к. [312] |
Всего же дохода предполагалось: 2.971.889 р. К этой цифре надобно еще прибавить:
1) доход от почт | 108.240 |
2) « « телеграфов | 42.000 |
3) остаток по смете государ. контроля. | 1.200 |
151.440 | |
Окончательный итог | 3.123.329 |
РАСХОДЫ.
Содержание управлений.
1) Содержание генерал-губернаторского управления. | 63.400 |
2)» областных управлений | 439.697 |
3) командировки чиновников | 21.500 |
524.597 |
Расходы экстраординарные.
1) Собственно экстраординарные | 127.860 |
2) Передвижение войск и проч | 55.000 |
182.860 |
Расходы для местных потребностей.
1) Пути сообщения и вообще земские расходы | 181.511 |
2) Училища | 31.100 |
3) Заготовление книг | 2.000 |
4) Геологические исследования. | 25.000 |
5) Издержки взимания доходов. | 121.911 |
6) Содержание ташкентской ярмарки. | 61.440 |
7)» самаркандской городск. больницы. | 7.125 |
8)» тюрьмы и арестантов. | 16.100 |
9)» типографии при канн. генер.-губ. | 10.000 |
10) Издание газеты «Туркест. Ведомости» | 12.000 |
11) Устройство в Зеравшанск. окр. лагерей. | 45.000 |
12)» хлебн. магазинов. | 30.000 [313] |
13) Постройки и сооружения. | 300.000 |
14) Пособия русским переселенцам. | 3.000 |
15) Лесоразведение. | 4.500 |
16) Разные расходы. | 13.100 |
863.787 |
Весь исчисленный расход простирался до 1.571.244 р. К этому следует прибавить:
1) Содержание почтовых управлений, почтов. станций и прогоны за возку почт и эстафет | 713.901 |
2) Содержание телеграфов. | 68.960 |
3)» туркест. контрольн. палаты. | 28.848 |
4)» казенной « | 113.444 |
5)» агента министерства финансов | 5.000 |
6)» школы шелководства, лаборатории и садовника | 12.760 |
937.913 | |
Таким образом окончательный итог расхода будет | 2.509.157 р. |
Необходимо заметить при этом, что доходов всегда поступало более предположенного, а расходов производилось всегда менее.
Вот, для сравнения, цифры доходов по смете и в действительности.
по смете | в действительности | более на | |
1868 | 1.000.000 | 1.643.237, | 643.237 |
1869 | 1.514.619 | 2.205.909 | 691.290 |
1870 | 1.771.930 | 2.017.837 | 245.907 |
1871 | 1.699.838 | 2.028.138 | 328.300 |
Итого: | 5.986.387 | 7.895.121 | 1.908.734 |
За 4 года поступило доходов более предположенного на 1.908.734 или, средним числом, около 480.000 в год. Израсходовано же было менее противу сметы: [314]
в 1868 году | на 45.622 |
«1869 « | « 2.010 |
«1870 « | « 35.684 |
«1871 « | 149.064 |
«1872 « | « 259.800 |
«1873 « | « 48.540 |
495.100 |
Уменьшение цифры остатка в 1873 г. произошло вследствие того, что доходы с Зеравшанского округа сразу понизились на насколько сот тысяч, по случаю понижения нормы поземельных сборов на половину. Нельзя отрицать также и влияния военных предприятий, так как из гражданской сметы постоянно расходовалась, более или менее значительная сумма, на чисто военные надобности, каковы: постройка казарм, лагерей и лазаретов, рекогносцировки, снаряжение военных отрядов и т. п.
В 1869 на это израсходовано | 59.439 |
« 1870 « « « | 72.912 |
« 1871 « « | 60.308 |
« 1872 (с 1 янв. по 1 августа) | 13.936 |
206.595 |
Да сверх того, из зеравшанских доходов выдавалось до 46.000 в год, не считая тех расходов, которые производились в самом Зеравшанском округе на военные потребности.
В сметах 1873, 1874 и т. д. годов, вводится уже в виде постоянной нормы, на военные потребности 35.381 р. Если бы эти цифры скинуть со счетов гражданской сметы, то ежегодный остаток от сметы дошел бы средним числом до 120.000.
Сравним теперь излишек поступления доходов с остатками их, за вычетом расходов. [315]
Излишек. Остаток.
за 1868 год | 643.237 1.022.486–41 |
«1869 « | 691.290 976.845–57 |
«1870 « | 245.907 830.711–69 |
«1871 « | 328.300 642.370–51 |
Из сравнения очевидно, что остаток образовался не потому, что дохода поступило больше, чем ожидали, а вследствие разумной экономии. Доказательством служит то, что остаток всегда был больше излишка.
Все приведенные цифры достаточно ясно показывают, что ни разу еще Туркестантский край не имел дефицита и, что если бы мы захотели смотреть на край, как на доходную статью, то без особенной натяжки мы могли бы еще значительно увеличить цифру дохода. [316]