Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Глава 7.

Против «Восходящего Солнца». Декабрь 1941 г. — февраль 1943 г.

Соединенные Штаты Америки вынуждены были вступить во Вторую мировую войну 7 декабря 1941 года, после того как японская морская авиация с шести авианосцев нанесла удар по базе американского Тихоокеанского флота в Перл-Харборе. Внезапность была достигнута полностью, и горстка взлетевших американских истребителей смогла сбить лишь пять японских самолетов из всей огромной армады, совершившей налет. Америка испытала горькое потрясение.

В течение нескольких следующих месяцев японцы захватывали одну за другой страны Тихоокеанского региона: Таиланд, Малайя, Бирма оказались в их руках на западе, Индокитай — на юге. Во всех операциях японские ВВС оказывали сухопутной армии и военно-морскому флоту самую активную поддержку с воздуха. Ведущая роль здесь отводилась палубной авиации, хотя японский императорский флот, захватывая один за другим архипелаги в Тихом океане, создавал на островах также и все новые и новые наземные военно-воздушные базы для поддержки операций на суше и на море. Войска союзников повсюду отступали. Как же такое могло случиться?

Следует сразу признать, что в предвоенное время союзники совершили одну серьезную ошибку — они постоянно недооценивали японцев, считая их недальновидной и инертной нацией. Поэтому после начала военным [190] действий им пришлось серьезно за это расплачиваться. Вместо ожидаемой встречи со второсортными летчиками на третьесортных машинах, союзники встретились в воздухе с опытными боевыми ветеранами, летавшими на самолетах, которые зачастую превосходили ту технику, которая имелась на вооружении Англии и США.

Объяснение этому найти легко. Японские пилоты уже успели повоевать в Китае с 1937 года и принимали участие в военных конфликтах с Советским Союзом. В обоих случаях они добились неплохих результатов. Перед началом активных наступательных операций на Тихом океане, японцы тщательно отработали тактику действий авиации, а оперативные задачи, стоявшие перед военными, нашли свое отражение в появлении маневренных истребителей с достаточно высокими летными данными. На Западе было известно, что японские авиационные двигатели находятся на посредственном техническом уровне. Но европейские авиастроители и представить себе не могли, что японские ученые все внимание уделят максимальному облегчению конструкций. Сосредоточившись на маневренности истребителей, они отказались от бронирования, протектированных топливных баков и даже от радиостанций. В итоге у них получились удивительно верткие машины с приличным двигателем и значительно меньшей, чем у европейских самолетов, удельной нагрузкой на крыло. Маневренность японских истребителей, воевавших в первые месяцы войны на Тихом океане, особенно Мицубиси «Зеро», стала поистине легендарной.

Основной тактической единицей японских истребительных ВВС было звено (shotai) из трех самолетов, летавшее в традиционном для европейцев «V»-образном порядке построения. В условиях воздушного боя истребители выстраивались в линию с расстоянием между ними примерно 100 метров. Три звена составляли эскадрилью (chutai), которая оказалась в полете достаточно гибким подразделением. Все летчики в ней, [191] кроме командира, могли довольно свободно менять свое место в строю.

Тактика воздушных сражений и дисциплина летчиков в бою зависели от внешних факторов. В более или менее контролируемой ситуации японцы держались вместе, и пилот союзников, отделившись от основных сил, обычно сразу сталкивался, по меньшей мере, с тремя противниками. Японские летчики предпочитали нападать сверху, пикируя на жертву, а затем стремительно взмывали вверх. Причем они отличались крайней агрессивностью и охотно возвращались назад, чтобы ввязаться в драку. И если уж это происходило, то их строй сразу рассыпался еще и по той причине, что его трудно было сохранять при отсутствии радиосвязи. В результате, в воздухе начиналась настоящая свалка, в которой противники смешивались так, что порой трудно было разобрать, кто где находится. Как ни странно, но выгоду в такой «свалке» могли получить обе стороны. Японцы, пользуясь отличной маневренностью своих самолетов, с легкостью уходили от погони и сами занимали атакующие позиции. С другой стороны, при таких обстоятельствах японские летчики могли рассчитывать лишь на внезапную, случайную помощь товарищей. Зато союзники, имевшие радиосвязь, действовали сплоченной группой, что сводило на нет преимущество в скорости истребителей Японии. Особенно это касалось истребительной авиации ВМС США.

Очень важную роль играл еще один фактор. Хотя японские самолеты превосходили истребители союзников в маневренности, слабое вооружение не давало им возможности причинить противнику серьезные повреждения в поединке один на один. В отличие от них союзным летчикам с большим трудом удавалось поймать врага в прицел, но затем хватало нескольких коротких пулеметных очередей, чтобы сбить «Зеро» или «Хаябусу», не имевших никакого бронирования. Японские машины не выдерживали прямых попаданий. [192]

В Азии японцам противостояли самолеты Р-36 «Мохаук», «Харрикейн» и «Буффало» Королевских ВВС, а также Американская Добровольческая Группа (АДГ), летавшая на истребителях Р-40 «Томахаук» и «Уорхаук». АДГ, более известная как «Летающие тигры», была организацией, которая оплачивалась китайским правительством, а командовал ею американец Клэйр Шено. 4 июля 1942 года АДГ была расформирована и на ее базе появилась 23-я истребительная группа ВВС США.

На Тихом океане основная тяжесть борьбы легла на плечи американского военно-морского флота. Основным типом палубного истребителя США был F4F «Уайлдкэт» — довольно неплохая машина, которая хоть и уступала японскому «Зеро» в маневренности, но все же весьма успешно могла ему противостоять в бою при условии правильно выбранной тактики.

Следует также отметить, что в воздушных операциях, которые проводились палубной авиацией противников, имелась одна важная особенность. Расстояния были огромными, а «взлетно-посадочная полоса» могла переместиться за один вылет на 50—60 морских миль. По этой причине самолеты придерживались крейсерской скорости, более экономичной, но и меньшей, чем та, с которой летали машины наземного базирования.

Эта разница в скорости составляла 150-200 км/час, и в итоге авиационные формирования оказывались сильно уязвимы при внезапных атаках сверху. Однако обе стороны вынужденно шли на этот риск, поскольку если даже противник уничтожал 50% всех сил, то море могло взять все 100%. Потери в воздушных боях над морем были пугающе велики. Здесь отсутствовали запасные аэродромы и не было ни малейшего шанса совершить вынужденную посадку. А у летчика, покинувшего самолет с парашютом, оставалось мало надежд на спасение в открытом море. Даже когда раненый пилот на поврежденной машине добирался до авианосца, необходимо было еще приземлиться на летную палубу корабля. [193]

В отличие от ВВС других союзных держав, в морской авиации США специально много времени уделялось обучению летчиков-истребителей стрельбе с упреждением. Например, на «Уайлдкэте» пилот сидел достаточно высоко и имел обзор под углом 8 град. вниз вдоль носовой части фюзеляжа, что позволяло ему ловить цель даже при больших углах упреждения. Американцев обучали четырем основным атакам: сверху, сбоку, в лоб и сзади.

Атака сверху начиналась с расстояния около 600 метров до цели на встречном курсе. Затем «Уайлдкэт» переворачивался через крыло и переходил в пикирование. Даже «Зеро» не мог уйти при таком маневре, так как даже небольшого изменения курса атакующего «Уайлдкэта» хватало, чтобы держать противника в прицеле. Примерно в 200 метрах истребитель США выравнивался и пристраивался в хвост врагу, сбрасывая скорость до необходимой на этой высоте.

Фланговые атаки предпринимались обычно сверху и навстречу противнику. Стрельба велась при максимальном угле упреждения, который уменьшался по мере сокращения дистанции до цели. Летчиков морской истребительной авиации США обучали также лобовым атакам, и в этом случае рекомендовалось находиться несколько ниже вражеского самолета.

Основной тактической единицей палубной авиации США был дивизион из четырех самолетов, летавших парами. Такой порядок построения в воздухе американское командование приняло еще до войны, после консультаций с опытными пилотами RAF, специально прибывшими в США для обмена опытом.

Первое крупное морское сражение с использованием авианосцев произошло в мае 1942 года в Коралловом море. В нем приняли участие с японской стороны авианосцы «Дзуйкаку», «Секаку» и «Сехо», а с американской — «Лексингтон» и «Йорктаун». В ходе тяжелого боя «Сехо» и «Лексингтон» были потоплены, «Секаку» [194 — Рис.16\ \195] получил тяжелые, а «Йорктаун» легкие повреждения. Затем последовало решающее сражение у атолла Мидуэй, в котором были уничтожены японские авианосцы «Акаги», «Kara», «Сорю» и «Хирю» и всего один американский авианосный корабль — «Йорктаун».

Сражение за Мидуэй стало переломным в войне на Тихом океане. Впервые японцы не смогли выполнить поставленных задач. Очень серьезным уроном была потеря четырех авианосцев и большинства самолетов с их летчиками. Причем, все они были опытными пилотами с богатой военной практикой и их потерю быстро компенсировать было невозможно. С этого момента императорский флот Японии перешел к обороне. На вооружение морской авиации США поступали все новые и новые типы машин, превосходящих японские, а среди японских пилотов все больше оказывалось плохо обученных и неопытных летчиков. Особенно ярко это проявилось в ходе сражения у Санта-Круз в конце 1942 года, а также во время тяжелейшей битвы за Гуадалканал, которая длилась до февраля 1943 года.

Истребители

Основным армейским истребителем ВВС Японии в этот период времени был Ki43 «Хаябуса» фирмы «Накадзима», получивший у союзников кодовое название «Оскар». В основе требований к нему лежали скорость и маневренность. Для решения поставленной задачи были сконструированы специальные так называемые «боевые» закрылки, увеличивающие подъемную силу крыла и улучшающие характеристики самолета на виражах. 14-цилиндровый звездообразный двигатель «Сакае» развивал мощность 975 л. с., а вооружение истребителя состояло всего из двух пулеметов [196 — Рис.17\ \197] калибра 7,7 мм. «Оскар» появился в действующей армии в октябре 1941 года. Позднее он был вооружен 12,7-мм пулеметами, но и этого, конечно, оказалось мало. В дальнейшем Ki43 еще несколько усовершенствовали, в частности, ввели бронирование и установили более мощный двигатель. Не менее 32 полков (36 самолетов в каждом) летали именно на этом типе самолета. И это число оставалось неизменным до самого конца войны, несмотря на растущие потери японской авиации.

Истребитель императорских ВМС Японии, Мицубиси А6М тип «О» или «Зеро», являлся, если можно так выразиться, японским эквивалентом «Спитфайра». Несколько уступая ему в скорости, «Зеро» был значительно маневреннее, мог набирать высоту почти вертикально, а также оставался в воздухе почти в три раза дольше, чем английский самолет. Он был оснащен звездообразным двигателем «Сакае» и вооружен двумя 20-мм пушками и двумя 7,7-мм пулеметами. Первый полет этого истребителя состоялся 1 апреля 1939 года, а уже в середине 1940 года он принял участие в войне с Китаем. Главным достоинством «Зеро» было то, что он оказался первым японским самолетом, который превосходил по своим характеристикам аналогичные типы машин армейской авиации.

Летчики союзных ВВС летали на истребителях Кертисс Р-36 «Мохаук». В силу того, что на них тоже были установлены звездообразные двигатели, эти самолеты своим внешним видом несколько напоминали японские, и иногда их путали (в боевом рапорте один из летчиков RAF, воевавший в Бирме на «Харрикейне», сообщил: «Я думал, что это «Мохаук», и поэтому выпустил только короткую очередь».). Кроме того, на вооружении стран антияпонской коалиции находились истребители Брюстер «Буффало», которые должны были служить для завоевания господства в воздухе, Белл «Аэрокобра», а также Р-40 и «Харрикейн», которые уже были описаны в предыдущих главах. [198]

Таблица 14. Тактико-технические характеристики истребителей Тихоокеанского театра военных действий
Параметры Накадзима Ki43 "Хаябуса" Мицубиси А6М "Зеро" Грумман F4F "Уайлдкэт"
Размах крыла, м 11,44 12,0 11,58
Длина, м 8,9 9,06 8,8
Высота, м 3,1 2,8 3,7
Площадь крыла, м2 22,04 22,44 24,18
Двигатель Накадзима "Сакае", звездообразный, 2415 л.с. Накадзима "Сакае", звездообразный, 975 л.с. Пратт Уитни "Твин Уосп", звездообразный, 1200 л.с.
Взлетный вес, кг 2415 2410 3607
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 109,5 107,4 149
Максимальная скорость, км/час 514 556 512
Практический потолок, м 11200 10300 10360
Скороподъемность, м/мин 987 957 667
Дальность, км 1620 1820 1330

Стандартным палубным истребителем ВМС США был Грумман F4F «Уайлдкэт». Он впервые поднялся в воздух в сентябре 1937 года и имел звездообразный двигатель Пратт Уитни «Твин Уосп» мощностью 1200 л. с. По основным летно-техническим характеристикам этот самолет уступал японскому «Зеро», однако отличался и рядом достоинств. Например, большой запас живучести машин фирмы «Грумман» вошел в поговорку и шутники говорили, что ее истребители просто вырублены из камня. «Уайлдкэт» располагал мощным вооружением из шести пулеметов калибра 12,7 мм, имел бронирование, протектированные топливные баки и мог выдержать [199] гораздо большее число попаданий вражеских снарядов, чем истребитель Японии. В бою это давало ему определенные преимущества. А к тому же у «Зеро» был один существенный недостаток. На высокой скорости эффективность его элеронов уменьшалась, и на скорости 460 км/час они вообще практически бездействовали. «Уайлдкэт» в этом смысле вел себя намного лучше, сохранял высокую маневренность даже при скорости 400 км/час и мог с легкостью уйти с линии огня.

Асы

Характерной особенностью войны против Японии было то, что пилоты здесь за один вылет иногда сбивали сразу несколько самолетов противника. Подобных результатов достигали, пожалуй, только асы Люфтваффе на Восточном фронте. Причин такого положения дел было две: низкая живучесть японских истребителей в бою и, как ни странно, железная дисциплина летчиков японских ВВС. Летевшие в строю бомбардировщики Японии продолжали сохранять боевой порядок даже в том случае, если подвергались внезапной атаке. Например, первый ас АДГ, Дьюк Хедман, во время первого же своего боевого вылета 23 декабря 1941 года сблизился на Р-40 с бомбардировочной группой противника. Вопреки всем тактическим требованиям, он пристроился к вражеским самолетам и одну за другой методично сбил целых пять тяжелых машин. Американский истребитель, правда, тоже получил настолько серьезные повреждения, что после возвращения его пришлось полностью списать. Всего за время боев в составе АДГ Хедман уничтожил 9 японских самолетов. [200]

В день воздушного нападения на Перл-Харбор дважды взлетал под бомбами на Р-40 Джордж Уэлч и сбил четыре вражеских машины. Одержав в итоге 16 побед, он прошел через всю войну и погиб в октябре 1954 гола во время испытания реактивного истребителя F-100 «Суперсейбр».

Первым асом американских ВВС стал «Буз» Вагнер Он открыл счет своим победам на Филиппинах, воюя на Р-40 в составе 17-й истребительной эскадрильи 11 декабря 1941 года Вагнер встретился в воздухе сразу с пятью «Зеро». Пушечные трассы противника прошли мимо, а пилот США сумел выйти в хвост врагу и уничтожил два самолета. «Норматив» аса в пять побед он выполнил уже через неделю в воздушном бою над Виганом, в котором с обеих сторон участвовало много боевых машин. Однако вскоре американец повредил глаза осколками разбитого фонаря кабины и на несколько месяцев выбыл из строя. После выздоровления Вагнер участвовал в боевых действиях вместе с 49-й истребительной группой и довел число своих побед до восьми.

Первым асом в морской авиации США был летчик «Уайлдкэта», «Бутч» О'Хара из эскадрильи VF-3, который 20 февраля 1942 года в одиночку атаковал девять японских бомбардировщиков G4M. За три захода он отправил к земле три вражеских самолета, еще один подбил, а пятому нанес такие повреждения, что он рухнул в море на обратном пути. Боевой счет О'Хары завершился на цифре 12. Он был сбит на «Хеллкэте» во время ночного полета в ноябре 1943 года, причем, скорее всего, это сделали свои же, приняв его истребитель за японский.

Другим «асом за день» стал Скотт Мак-Каски, также из эскадрильи VF-3, уничтоживший 4 июня 1942 года в ходе сражения за атолл Мидуэй три пикирующих бомбардировщика Аити D3A и два «Зеро» за два вылета. [201] Этот пилот завершил войну, имея в активе 14 сбитых самолетов.

Конечно, не все асы, воевавшие против японцев, были американцами. Летавший на «Харрикейне» летчик RAF Фрэнк Кэри сбил восемь врагов в небе Бирмы, а Сэнди Аллен, тоже на «Харрикейне», в течение месяца одержал семь побед над Сингапуром, Явой и Суматрой. Новозеландец Джефри Фис-кен, летчик Королевских ВВС, сумел сбить на «Буффало» шесть самолетов за три недели над Сингапуром. После ранения он вновь вернулся в строй в июне 1943 года и уже на «Киттихауке» довел счет своих побед до 11.

ДЭВИД ЛИ «ТЕКС» ХИЛЛ. Хилл перешел на службу в АДГ из ВМС США и командовал 75-й эскадрильей «Летающих тигров», базировавшейся в Хеньянге. Сохранились его воспоминания о командующем АДГ Клэйре Шено:

«Он нас учил. Как только мы появились на аэродроме, он провел с нами несколько бесед по тактике и рассказал, как летать на этих машинах и как не ввязываться в серьезные схватки с противником. Когда тебе «садятся на хвост», говорил он, нужно делать переворот через крыло и резко уходить вниз, потому что ни один японский самолет не может сравниться с Р-40 в этом маневре».

Уже в первом воздушном бою Дэвид Хилл приобрел значительный боевой опыт.

«Мы шли на высоте свыше 3000 метров после выполнения задания. Конечно, никто не ожидал, что на этой высоте нам еще может кто-то угрожать, и уже надеялись скоро вернуться на свой аэродром. И тут я заметил, как только мы начали снижаться, что нас, похоже, стало немного больше. Этот парень «висел на [202] хвосте» у Джима Говарда и явно собирался его «слопать». Я сразу рванулся в хвост чужаку и даже не целился... У нас уже были все эти штуки — прицель. там и все такое... Я туда не смотрел. Я смотрел на «нашего друга» прямо через плексиглас кабины и видел как трассы из моих пушек поливают его фюзеляж, словно вода из шланга. Я просто вел свой самолет на врага, пока он не взорвался. И в это время появился еще один. Он зашел сверху, спикировал на меня и сдела.1 33 пробоины в моем самолете. С тех пор я стал умнее и немного больше внимания уделял тому, что происходит вокруг».

В составе «Летающих тигров» Хилл сбил 12 самолетов противника. После расформирования АДГ он пошел на службу в 23-ю истребительную группу. Ожидая медкомиссии, сбил еще один самолет, формально считаясь гражданским лицом, а всего за войну он одержал 18 побед.

ДЖОН С. ТЭЧ. Джимми Тэч начал войну командиром эскадрильи VF-3, той самой, в которой служил «Бутч» О'Хара. Вначале эскадрилья летала на F4F-4 «Уайлдкэт», которые отличались от своих предшественников тем, что имели шесть 12,7-мм пулеметов вместо четырех. Тэч, кстати, по этому поводу говорил, что «летчик, который мажет из четырех пулеметов, не попадет и из восьми». Но как бы то ни было, а против слабо защищенных японских истребителей такое вооружение имело существенное достоинство. По отношению к маневренности «Зеро», Тэч попытался добиться превосходства американцев путем разработки различных тактических приемов воздушного боя. И в этом он преуспел.

Значительным его достижением стало изобретение «Основного оборонительного маневра», суть которого заключалась в следующем. Дивизион из четырех [203 — Рис.18\ \204] самолетов летел парами, расположенными на расстоянии 250-350 метров, причем одна из пар прикрывала тыл впереди идущих истребителей. Пилоты, которые первыми видели врага, немедленно, даже не дожидаясь команды по рации, разворачивались в сторону противника, а их товарищи сразу же, заметив маневр, шли им навстречу. При этом атакованные самолеты горкой уходили вверх, а вторая пара — вниз. В итоге «Зеро» оказывались лицом к лицу с истребителями, которые приближались к ним в лобовой атаке, находясь чуть-чуть ниже японцев. А в этом случае лучшее вооружение и больший запас живучести играли на руку американцам. В морской авиации США «Основной оборонительный маневр» стал известен под названием «Узор Тэча».

Впервые «узор» был опробован на практике в ходе битвы за Мидуэй в июне 1942 года. Тэч со своим ведомым Брайнардом Макомбером и двумя молодыми лейтенантами Бассетом и Диббом сопровождали бомбардировщики. Последние трое пришли в эскадрилью недавно, а о тактических разработках командира слышал только Дибб.

Внезапно их атаковали японские «Зеро». Бассет тут же был сбит, а у Макомбера осколком снаряда повредило рацию. И всякий раз, когда Джимми Тэч пытался разойтись на дистанцию, необходимую для начала выполнения «узора», Макомбер, потеряв связь, упорно прижимался к ведущему. В конце концов, Тэч приказал уйти в сторону Диббу, и это дало немедленный результат: в течение следующих двадцати минут три оставшихся «Уайлдкэта» сбили четыре японских истребителя и связали боем остальных, так и не позволив врагу прорваться к пикирующим бомбардировщикам, собиравшимся атаковать японский флот.

«Узор Тэча» ясно показал, что слаженная работа «команды» может свести на нет все преимущества вражеских [205] истребителей. Во время сражения за Мидуэй Тэч сбил пять японских самолетов, а всего на его счету было семь побед. После войны он вышел в отставку в чине адмирала.

ДЖОЗЕФ ДЖЕКОБ ФОСС. Из корпуса морской пехоты США вышло много асов. Отчасти это случилось из-за боевых традиций этого соединения, отчасти еще и потому, что авиация, входящая в его состав и базировавшаяся на наземных аэродромах, имела большую летную практику, чем палубная.

Как и многие американцы, Джо Фосс, что называется, с детства умел владеть оружием. И его меткость дорого стоила японцам. Вступив накануне войны в корпус морской пехоты и освоив «Уайлдкэт», Фосс прибыл на Гуадалканал 9 октября 1942 года в составе эскадрильи VMF-121. Уже в первом боевом вылете он сбил «Зеро», однако и его самолет был внезапно атакован тремя японскими истребителями и получил тяжелые повреждения. Совершив вынужденную посадку, Фосс поклялся, что отныне его будут звать не иначе, как «Джо — шарнирная шея».

Подобно некоторым летчикам корпуса морской пехоты и одному из лучших «экспертов» Люфтваффе, Вальтеру Крупинскому, Джо Фосс отличался крайней агрессивностью. Его самолет часто получал повреждения, но зато и Фосс практически из каждого боевого вылета возвращался с победой. Всего за девять дней боев он сбил пять самолетов противника, а позднее говорил, что потерял, по меньшей мере, еще четыре возможности для победы, так как не смог приблизиться к врагу на достаточно близкое расстояние. Фосс страдал малярией, и это не всегда позволяло ему участвовать в вылетах, однако уже 15 января 1943 года он достиг результата аса времен Первой мировой войны Эдди Риккенбакера, уничтожившего 26 самолетов врага. Его китель украсился высшей американской [206] наградой — Почетной медалью Конгресса. После войны Джо Фосс был бригадным генералом Корпуса ВВС Национальной гвардии и занимал пост губернатора штата Южная Дакота. [207]

Дальше