Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Приложение № 2

(приводится по РЛДЭ. Ф. 4372 Оп. 91. Д. 422 Л. 44–43)

СОВ. СЕКРЕТНО.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭВАКУАЦИИ И БАЗИРОВАНИЮ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАРКОМВНЕШТОРГА СССР.

В целях быстрой и планомерной разгрузки приграничных железнодорожных пунктов и морских портов, находящихся в угрожаемых зонах, с момента объявления мобилизации вводится следующий порядок транспортирования и базирования экспортно-импортных грузов.

I. ПО СУХОПУТНОЙ ГРАНИЦЕ:

1. а) Все импортные грузы, находящиеся на колесах, направляются распоряжением своей дороги к пунктам назначения в адрес получателя груза.

б) Импортные грузы, находящиеся на приграничных складах (перевалочных) Союзтранса, направляются по плановым заявкам Союзтранса к пунктам назначения в адрес получателя. Заявку на потребное количество вагонов ЦМУ НКПСа дает Союзтранс.

в) В тех случаях, когда станция назначения расположена в угрожаемой зоне, импортные грузы направляются на базы Нар-

комвнешторга СССР, специально выделенные под эти грузы. ПРИМЕЧАНИЕ: В случае отсутствия в сопровождающих грузы документах точного адреса станции назначения и получателя грузы направляются на базы Наркомвнешторга.

2. а) экспортные грузы, предусмотренные «примерным перечнем», находящиеся на колесах, направляются распоряжением своей дороги на базы Наркомвнешторга. [196]

б) экспортные грузы, находящиеся на приграничных (перевалочных) складах Союзтранса, эвакуируются по плановым заявкам Союзтранса на базы Наркомвнешторга. Заявку на потребное количество вагонов дает Союзтранс.


II. ПО ПОРТАМ:

1. а) Импортные грузы, прибывающие из заграницы в порт и находящиеся в портовых складах, направляются распоряжением своей дороги на базы Наркомвнешторга.

б) В тех случаях, когда станция назначения расположена в угрожаемой зоне, импортные грузы направляются на базы Наркомвнешторга.

2. а) Экспортные грузы, прибывающие в порт и находящиеся к моменту эвакуации на колесах, направляются распоряжением дороги на экспортные базы Наркомвнешторга.

б) Экспортные грузы, прибывающие в порт и находящиеся к моменту эвакуации на колесах, направляются распоряжением дороги на экспортные базы Наркомвнешторга.

3. ЦМУ НКПС обеспечивает жел.-дорожные узлы, обслуживающие порты, потребным количеством вагонов, на основе плановой заявки МПС НКВТ.

4. Обеспечение портов автогужевым транспортом и рабсилой возлагается на уполномоченного Наркомвнешторга и начальника порта.


III. ПОРЯДОК ОЧЕРЕДНОСТИ И СРОКИ ОТГРУЗКИ.

1. Срок продолжительности эвакуации угрожаемых зон устанавливается соответствующими инстанциями, в соответствии с этим сроки отгрузки подлежащего эвакуации имущества устанавливаются на местах по получении приказа об эвакуации.

2. Очередность отгрузок для экспортно-импортных грузов объединений НКВТ устанавливается следующая: [197]

а) по импортным грузам:

Учитывая, что основной массой импортных грузов является оборудование, машины, цветные металлы и качественные стали и так как своевременное получение этих грузов фабриками и заводами и новостройками укрепляет индустриальную базу Союза и тем самым обороноспособность страны, — все импортные грузы с момента мобилизации отправляются как оборонные грузы большой скоростью вне всякой очередности.

б) по экспортным грузам:

В первую очередь отправляются пищевкусовые грузы (яйца, масло, битая птица, рыба, икра, консервы). Во вторую очередь отправляются с/х грузы (лен, пенька, сухофрукты, ягоды, коренья, овощи); в третью очередь отправляются мануфактурно-галантерей-ные, текстильные и резиновые грузы, в четвертую очередь отправляются кожживсырье (кожсырье, щетина, конволос, пух-перо); в пятую очередь отправляются грузы промышленного экспорта (масло-жировые грузы, химические грузы, с/х машины и проч.). Грузы горной группы (руда, апатиты, каустика, ассест, уголь), нефтепродукты и лес отправляются в последнюю очередь, если это позволят сроки эвакуации и будет специальное указание соответствующих инстанций о необходимости вывозить эти грузы.

3. Хлебные грузы, согласно установке Штаба РККА, передаются в распоряжение военного командования данного района.


IV. БАЗИРОВАНИЕ И ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗНАРЯДКА ЭКСП.-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ.

1. Учитывая напряженное положение транспорта в моб. период, грузы, прибывающие на эвакобазы Наркомвнешторга, должны разгружаться и приниматься на склады в кратчайший срок. Задержка и оставление грузов на колесах абсолютно не допускается, и жел.-дор. администрация вправе требовать немедленного освобождения вагонов.

2. Ответственность за подготовленность баз, в смысле обеспечения складскими помещениями, автогужетранспортом и рабсилой, возлагается на уполномоченных Наркомвнешторга данного района. [198]

3. По окончании эвакуации уполномоченные Наркомвнешторга на основании грузодокументов (накладных) составляют сводку о количестве, номенклатуре и принадлежности грузов и пересылают ее в КПС ККВТ, который, в свою очередь, сообщает объединениям грузодержателя о местонахождении их грузов.

Объединения грузодержатели на основе моб. плана (план распределения экспортной продукции) дают разнарядки соответствующим базам о дальнейшем назначении и направлении груза.

За ЧЛЕНА КОЛЛЕГИИ НКВТ СССР: (СИТНИКОВ)
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА МПС НКВТ: (АКУЛОВ)

Приложение № 3.

( приводится по ГАРФ. Ф. 8418. Оп. 5. Д. 72. /7. 2)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ТРУДА СОЮЗА ССР И НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ФИНАНСОВ СОЮЗА ССР.

26 марта 1931 г., № 190/2

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ КОМПЕНСАЦИИ РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ, ВЫВОЗИМЫМ ИЗ УГРОЖАЕМЫХ НЕПРИЯТЕЛЕМ РАЙОНОВ В ПОРЯДКЕ ЭВАКУАЦИИ И РАЗГРУЗКИ, А ТАКЖЕ ПРИБЫВШИМ НА МЕСТО ЭВАКУАЦИИ.

Народный Комиссариат Труда СССР и Народный Комиссариат финансов СССР постановили:

1. Рабочих и служащих, подлежащих вывозу из угрожаемых неприятелем районов в порядке эвакуации или разгрузки, удовлетворить суточными деньгами за все время переезда и дополнительно за 6 суток из расчета 1/30 месячного заработка, однако не ниже 2 руб. 50 коп. и не выше 10 руб. в сутки.

Подлежащих вывозу студентов-стипендиатов удовлетворять суточными деньгами в таких же размерах из расчета получаемой стипендии.

Никаких других пособий рабочим и служащим, а также вывозимым членам их семей не выдавать.

Перевозку по железным дорогам и водным путям, согласно ст. 64 постановления РЗ СТО от 20Л/Ч-36 г. упомянутых контингентов производить бесплатно по воинским перевозочным документам.

2. Рабочим и служащим эвакуируемых предприятий и учреждений, остающихся на местах, удовлетворять выходным пособием в размере заработка за 12 рабочих дней вперед.

3. Рабочим и служащим местных предприятий и учреждений, непосредственно обслуживающих повседневные и неотложные нужды населения (водоснабжение, электростанции, кооперативы, медицинские, ветеринарные, агрономические и прокатные пункты и т.п.), не подлежащих переброске внутрь страны, в случае сокращения данной местности советской властью, удовлетворять заработной платой по день и за 12 рабочих дней вперед. [200]

4. Из сумм, выдаваемых рабочим и служащим в порядке п.п. 1–3 настоящего постановления, никаких удержаний и погашений задолженности кооперативов, общественных и др. организаций, как-то: по рабочему проценту, а также по исполнительным местам не производить.

Точно также не производить и очередных удержаний по гос. займам, за исключением тех случаев, когда для производства окончательного расчета по подписке на госзайм с лицами, остающимися на местах, необходима доплата до стоимости пятирублевой облигации.

5. Настоящее постановление ввести в действие с момента его получения на местах.

6. П.п. 1 и 3 постановления НКТ СССР от 3/2–30 г. за №157/ 18025 и п. 4 инструкции НКТ СССР от 2Л/Ч-29 г. отменить.

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ТРУДА СССР КРАВАЛЬ.
ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ФИНАНСОВ СССР МАНЦЕВ.

Отпечатано 29 экз.

Дальше