Folder 11 Feb. 1863, ADM 1 5840.
Глава 4. Милитаризация военно-морского дела в середине девятнадцатого века: тактика и стратегия
{184} 29 Feb. 1859, to Commandant J.-L. Jaures, Joinville Papers, 300 AP III 110.
Глава 5. Личный состав.
{185} Sir Howard Douglas, On Naval Warfare with Steam (London, 1858), X-XI.
{186} Memoramdum of 3 Apr. 1853 by Alexander Milne. ADM 1 5622.
{187} Prefet maritime Бреста Морскому министру, 23 July 1862, folder «Canonnage et timonerie, «Louis XIV» et «Montebello», AN CC3 1205 (marine).
{188} «Un officer de vaisseau», Essai sur l'organisation du personnel de la flotte (Paris, 1851), 33.
{189} «La Marine et l'Enquete parlementaire», Revue des deux mondes, 4 (1849), 1073.
{190} Eugen Weber, Peasants into Frenchmen: The Modernization of Modrene France, 1870–1914 (London, 1977), 82–3.
{191} Официальный отчет 19 янв. 1854 по морякам на предыдущий октябрь, AN CC4 63 (marine)
{192} Report of 9 Oct. 1855, ADM 1 5660.
{193} H. B. Martin to T. B. Martin, 25 (?) Mar. 1854, Martin Papers, BM Add. MS 41467, fos. 84–5.
{194} Sir John Hay, Lines from my Log-books (Edinburgh, 1898), 189.
{195} Graham to Napier, 5 and 11 Apr. 1854, Napier Papers, BM Add. MS 40024, fos. 114–17, 132–3. Wood to R. S. Dundas, 30 Apr. 1855, Melville Papers, GD. 51. 2. 1088. 2.
{196} Письма и распоряжения Морского министра по inscription, начало 1854 года, AN CC4 465–6 (marine) and CC4 63 (marine). Статья Raymond в Maurice Block, Dictionnaire general de la politique (2 vols., Paris, 1864), II. 269. PP (1859), sess. 1, VI, app. 19.
{197} См. Gicquel des Touches, «Enquete sur la marine marchande: Reponse aux questions posees par la Commission d'enquete parlementaire», Revue maritime et coloniale, 29 (1870), 631–2.
{198} Wood to Dundas, 26 Jan. 1857, Melville Papers, GD. 51. 2. 1088. 2 Palmerston to Clarendon, 14 Sept. 1856; Wood to Clarendon, 11 May 1856, Clarendon deposit, C50, fo. 42; C70, fo. 538.
{199} Wood to Clarendon, 8 Apr. 1857, Clarendon deposit, C70, fo. 498. Копию майского циркуляра см. Halifax Papers, BM Add. MS 49560, fo. 73.
{200} Hansard, Ser. 3, vol. CXLIX, col. 889.
{201} Wood's memorandum, Broadlands papers, GC. WO. 123. 1–9.
{202} R. Taylor, «Manning the Royal Navy: The Reform of the Recruiting System, 1852–1862», Mariner's Mirror, 44 (1958), 302–13; 45 (1959), 46–58. Эта часть многим обязана также превосходному сборнику (ed. J. S. Bromley) The Manning of the Royal Navy: selected Public Pamphlets, 1693–1873, (Navy Records Society, London, 1976) и Michael Lewis, The Navy in Transition, 1814–1864: A Social History (London, 1965). Также: reports and evidence of the manning inquiries of 1852 and 1858, PP (1852–3), LX. 9–58, and PP (1859), sess 1, VI.
{203} Заседание Conseil d'amiraute, 13 Nov. 1855, AN BB8 885 (marine), 209–23.
{204} Pierre Fournier, M. Neveu, Traite d'administration de la marine (3 vols., Paris, 1885–1905). P. Jullien, «L'habillement et le costume des matelots», Revue maritime, 185 (May 1935), 605–40.
{205} Chasseloup-Laubat to the comte de Gueydon, 9 July 1865, Chasseloup-Laubat Papers, VII. 75–7.
{206} E. Eymin, A. Doneaud, «Brest: etablissements de la marine», Revue maritime et coloniale, 17 (1866), 496–8, 502–4.
{207} См. F. Le Pommelec (armateur и мэр Saint-Brieuc), Memoire au Roi sur la necessite de reformer l'inscription maritime des matelots (Saint-Brieuc, 1843).
{208} Письма и распоряжения Морского министра по inscription, Jan.-Apr. 1854, AN CC4 465–6 (marine). Примечание к письму от 4. Mar. к Начальнику служб Saint-Servan.
{209} Theodore Ropp, The Development of a Modern Navy (pub. Version, Annapolis, Md., 1987), 61–2.
{210} Enquete parlementaire sur la situation et l'organisation des services de la Marine militaire (2 vols., Paris, 1851), I. 243–50.
{211} См. Bernard Schnapper, Le Replacement militaire en France (Paris, 1968).
{212} Second report on French manning, Mar. 1853, Netherby Papers, box III, 20 c. w.
{213} Reports on renunciations, 9 Apr. and 1 Oct. 1858, 1 Apr. 1859, and 2 Oct. 1860, AN CC4 67–9 (marine). По дезертирству смотри официальный отчет в ежегоднике Ministere de la marine et des colonies: Compte definitif des depenses (Imprimerie Imperiale).
{214} Доклад directeur du personnel, 21 Aug. 1862, AN CC4 73 (marine).
{215} Chasseloup-Laubat directeur du personnel, 22 Jan. 1866, Chasseloup-Laubat Papers, VIII. 6–14.
{216} Nouvelles annales de la marine, 26 (1861), 183–7; 31 (1864), 40–4. Chasseloup-Laubat to Napoleon III, 17 June 1861, Chasseloup-Laubat Papers, II. 124–35.
{217} H. D. T. Turner, The Royal Hospital School, Greenwich (London, 1980), 1–28. F. E. Chadwick, Report on the Training Systems for the Navy and Mercantile Marines in England and France (Washington, DC, 1880), 59 ff.
{218} PP (1861), XXXVIII. 141.
{219} Report of Captain of Marines of Edgar, 11 Apr. 1860, A710, ADM 1 5732. Eugene L. Rasor, Reform in the Royal Navy: A Social History of the Lower Deck 1850 to 1880 (Hamden, Conn., 1976), ch. 4.
{220} Французский декрет о комплектации флота личным составом от 22 октября 1863 года сподвигнул на добровольную службу во флоте обитателей суши в том числе и из самых худших городских трущоб, что, конечно, привело к кратковременному ухудшению дисциплины. Gicquel des Touches, «Enquete sur la marine marchande», 617.
{221} Yves Le Gallo, Brest et sa bourgeoisie sous la monarchie de juillet (2 vols., Paris, 1968), I. 119–20. Хотя протягивание под килем и было принято в Royal Navy, от него отказались еще в 1797 году: Edgar K. Thompson «Note on Keelhauling», Mariner's Mirror, 58 (1972), 171.
{222} Enquete parlementaire sur la Marine, I. 245–9.
{223} Gicquel des Touches, «Enquete sur la marine marchande», 617–19.
{224} Palmerston to Clarendon, 11 Aug. 1856, Clarendon Deposit, C49, fos. 527–8. См. Также «Leipzic article» в Hans Busk, The Navies of the World: Their Present State and Future Capabilities (London, 1859).
{225} C. I. Hamilton, «Sir James Graham, the Baltic Campaign, and War-Planning at the Admiralty in 1854», Historical Journal, 19 (1976), 89–112. Отличное мнение изложено в A. Lambert, «Prepering for the Russian War: British Strategic Planning, March 1853-March 1854», War and Society, 7/2 (Sept. 1989) 15–39.
{226} Дневник Жюрьена де ла Гравьера, запись 6 Sept., AN BB4 1798 bis (marine).
{227} Cesar de Bazancourt, L'expedition de Crimee: La Marine francaise dans la mer Noire et la Baltique (2 vols., Paris, 1858).
{228} Он страдал от анальной фистулы (Anal fistulae). Osborn to Graham, 18 Aug. 1854, Graham Papers.
{229} Stirling to the Admiralty, S109 and S141, ADM 1 5657; and 5 and 13 Feb. 1855, ADM 1 5672. Replies of 8 Dec. 1854 and 8–9 Feb. 1855, ADM 2 1704.
{230} Michael Lewis, «An Eye-Witness at Petropalovsk», Mariner's Mirror, 49 (1963), 265–72.
{231} Sir John Briggs, Naval Administrations 1827 to 1892: The Experience of 65 Years (London, 1897), 261–2. Дандас скончался от паралича сердца в 1861.
{232} Letter of 18 Sept. 1854, Netherby Papers, box III, bundle 24 c. w.
{233} В 1836 году звание capitane de fregate было упразднено и появилось вновь лишь в 1848, прийдя на смену capitane de corvette. Подробности относительно требований к повышению в звании см. A. Deschard, «Organisation du corps des officiers de vaisseau de la marine francaise», pt. 2, Revue maritime et coloniale, 51 (1876), 637–66.
{234} «Note sur le cadre des officiers de vaisseau» (c. 1853), AN BB8 108 (marine), 299–301.
{235} Le Gallo, Brest et sa bourgeoisie, I. 102, 201–2.
{236} E. Souville, Mes souvenirs maritimes (1837–1863) (Paris, 1914), 399.
{237} Копия сенатских дебатов 13 мая 1853, AN BB8 108 (marine), 4–16.
{238} Lewis, The Navy in Transition, 110.
{239} Sir John Pakington's evidence, PP (1861), V, para. 2302.
{240} Patrick J. Harrigan, Mobility, Elites, and Education in French Society of the Second Empire (Wilfred Laurier University Press, Ontario, 1980), 70.
{241} «Un ancien officier», Histoire de l'Ecole navale et des institutions qui l'ont precedee (Paris, 1889), 203–5.
{242} Заседание Conseil d'amiraute, 22 Jan. 1856, AN BB8 886 (marine), 20.
{243} Notes by Martin of Jan. 1859, and Pakington memorandum, W. F. Martin Papers, BM Add. MS 41409, fos. 292–6, 361–79.
{244} Lewis, The Navy in Transition, 116–118, и его же England's Sea Officers: The Story of Naval Profession (London, 1939), 128 ff. В 1869 Чайлдерс еще больше сократил список кадровых офицеров, предложив страым офицерам, согласным на отсаву, денежное поощрение.
{245} Folder 24, ADM 1 5698 (pt. 1). См. также: Report of the Committee on Naval Education, 11 May 1856, ADM 1 5676; the Admiralty circular of 23 Feb. 1857, ADM 1 5686; a letter of Sir George Seymour of 22 June 1858, plus comments, A 1740, ADM 1 5691; E. P. Statham, The Story of the «Britannia»: The Training Ship for Naval Cadets (London, 1904), 33, 56–8.
{246} Proces-verbaux (протокол) Conseil d'instruction военно-морской школы, 8 Dec. 1857, AN CC1 783 (marine).
{247} «Un ancien officier», Histoire de l'Ecole navale, 209–13. Ecole d'application на самом деле начала действовать в 1863 году, хотя сперва не «Жан Бар»: Chasseloup-Laubat to the comte de Gueydon, 19 June 1863, Chasseloup-Laubat Papers, V. 148–51.
{248} Theodore Ropp, «The Development of a Modern Navy: French Naval Policy 1871–1904», doctoral thesis (Harvard, 1937), 84–5. См. также Luard Committee Report (1886) on the education of executive naval officers, ADM 1 6820A, folder 13 Oct.
{249} В работе о французских морских офицерах Royal Republicans: The French Naval Dynasties between the World Wars (Baton Rouge, La., 1985) 81–2, R.C.Hood высказал предположение, что гуманитарное образование не было фундаментом, на который мог опереться морской офицер. Правда, он говорил о значительно более поздних временах, когда подготовка французских офицеров относительно ухудшилась.
{250} Не стоит слишком упрощать природу officier bleus. См. Jacques Aman, Les Officiers bleus dans la Marine francaise au XVIIIe siecle (Geneva, 1976).
{251} A.Cabantous, Le Ciel dans la mer: Christianisme et civilisation maritime (XV-XIX siecle) (Paris, 1990), 338–43.
{252} Lewis, The Navy in Transition, 21–32. Ropp, «The Development of a Modern Navy» (thesis), 93n.
{253} Somerset to Gladstone, 23 Oct. 1861, Gladstone Papers, BM Add. MS 44304, fos. 100 -3. Board Minute, 3 Jan. 1862, ADM 1 5795. N.A.M. Rodger, «Officers, Gentlemen and their Education, 1793–1860», in E.Freeman (ed.) Les empires en guerre et paix 1793–1860 (Vincennes, 1990), 139–50. Роджер подчеркивает, насколько поступление зависело от политических критериев.
{254} «Ecole navale, 1857–1860», AN CC1 783 (marine).
{255} A.Deschard, «Organistaion du corps des officiers de vaisseau», Revue maritime et coloniale, 51 (1876), 297–334, 637–666. «Un officier de marine» {H.Chasseriaud}, «L'avancenment dans la marine», La Nouvelle Revue, 16 (1882), 481–516. Decree of 31 Dec. 1856, Bulletin officiel de la marine, I (1856), 1323 ff.
{256} Eugene Prugnaud, Legislation et administration de la marine (Rochefort, 1858), 280 ff. Jean Randier, «La Royale», l'eperon et la cuirasse: L'Histoire illustree de la marine nationale francaise des debuts de la vapeur a la fin de la premiere guerre mondiale (Paris, 1972), 162 ff.
{257} Отметим, однако, что официальный отчет Comptes definitifs дает следующее количество gratifications de premier, позволивших старшинам стать членам grand corps, 1862: 5, 1863:4, 1864:11, 1865:7, 1867:8.
{258} Lewis, England's Sea Officers, 228–9.
{259} Из 118 членов grand corps, родившихся с 1815 по 1855 год включительно, удостоившихся упоминания в Etienne Taillemite, Dictionnaire des marins francais (Paris, 1982), 108 прошли через «Борда», 7 через Ecole polytechnique, что оставляет лишь троих одним из которых был принц де Жуанвилль!
{260} Enquete parlementaire sur la Marine, показания vice-amiral Parseval-Deschenes, 10–12 Nov. 1851, II, 687–93.
{261} Geoffrey Penn, «Up funnel, Down Screw!»: The Story of the Naval Engineer (London, 1955).
{262} Report on the Collinson affair by Rear-Admiral Stephen Lushington, 7 June 1859, ADM 1 5711. Baring to Lord John Russel, 12 Dec. 1849, Russel Papers, PRO 30.22.8c, fos 47–50.
{263} Eugene Pacini, La Marine, arsenaux, navires, equipages, navigation, atterages, combats (Paris, 1844), 98.
{264} L'Ecole navale et ses traditions: L'argot baille (Paris, 1957).
{265} Ropp, The Development of a Modern Navy (book), 47, 155.
{266} Письмо Морскому министру, 29 Apr. 1868, AN BB4 1818 (marine), 6–9. Также см. его статью «La Marine d'aujourd'hui: premiere partie, la flotte de la mer Noire», Revue de deux mondes, 4 (1871), 303.
{267} О давлении иерархии в Royal Navy см. убедитеьлную статью Sir Robert Richmond, «The Service Mind» in The Nineteenth Century and After, 113 (Jan. 1933), 90–7.
{268} Mes souvenirs maritimes, 444.
Глава 6. Верфи и кораблестроители
{269} Wood to Palmerston, 17 Nov. 1855, Broadlands Papers, GC.WO. 28–65. Reply of 5 Dec., Palmerston Papers.
{270} Walker to Board of Admiralty, 20 May 1858, ADM 1 5698, pt. 1; 3 Mar. 1859, ADM 1 5799.
{271} PP (1862), XXXIV, Graving Docks, 505–7.
{272} Surveyor's report on the dockyards, 20 May 1858, ADM 1 5698, pt. 1. Letter of W.F.Martin (на тот момент Admiral Superintendent at Portsmouth Dockyard), Jan. 1855, W.F.Martin Papers, BM Add. MS 41434, fos. 69–70. По Кейхэму см. PP (1865), XXXV, pt. 1, 598.
{273} PP (1861), XIII, «Report fro the Select Committee on Chatham Dockyard Extension», 3.
{274} PP (1861), XIII, 1–26. PP (1864), VIII. 72–3. PP (1865), XXV, pt. 1, 597–611. Philip Banbury, Shipbuilders of the Thames and Medway (Newton Abbot, 1971), 72–107.
{275} По Шербуру: Jan. 1858, AN DD2 1120 (marine); по Бресту: Feb. 1858, DD2 1121 (marine); по Лориану и Эндре: Oct. 1857, DD2 1122 (marine); по Рошфору и Ла Шоссару: Apr. 1858, Dec 1855, DD2 1123 (marine). В дополнение к этим отчетам см. ряд статей в Revue maritime et coloniale по верфям и мастерским: общая A.Doneaud, 29 (1870), 74–114; Тулон J.-M.-Y. Calve, 15 (1865), 453–90, 810–19; Брест E.Eymin, E.Doneaud, 17 (1866) 225–61, 477–506; Лориан J.Hebert, 18 (1866), 5–72, 346–81; Рошфор M.-E. Bouchet, 19 (1867), 325–57, 633–60; Шербур F.-F. de Bon, 19 (1867), 769–834, 20 (1867), 89–122; Эндре J.-A. Babron, J. Turgan, 23 (1868), 123–43, 24 (1868), 494–526; Ла Шоссар C.Corbier, De Champs, 25 (1868), 257–92, 709–20; Рюэль Lescot, 28 (1870), 477–524, 29 (1870), 132–65.
{276} Меню приведено в AN BB4 758 (marine), fo. 132.
{277} R.G.Albion, Forests and Sea Power: The Timber Problem of the Royal Navy 1652–1862 (Harvard University Press, 1926), 405–6.
{278} L.Bouchard, «Le Controle des arsenaux de la guerre et de la marine», Revue des deux mondes, 97 (Feb. 1872), 678–93.
{279} Доклад Морскому министру по кампании 1870 года, AN 333 AP 44, dossier 1. Garreau Papers составляют часть архива Etienne Lamy депутата и член комиссии, учрежденной после падения империи. Гарро часто давале му советы по морским вопросам.
{280} A.C.Ewald, The Complete Guide to the Civil Service (11th edn., London, 1869).
{281} Примечания и планы по портам 1846 и 1860 года, AN DD2 790 (marine).
{282} Roger Morriss, The Royal Dockyards during the Revolutionary and Napoleonic Wars (Leicester University Press, 1983), 193–9.
{283} P.Barry, The Dockyards and the Private Shipyards of the Kingdom (London, 1863); Dockyard Economy and Naval Power (1863); The Dockyards, Shipyards and Marine of France (1864).
{284} Submission to the Board, 27 July 1858, ADM 1 5705.
{285} Halsted to Martin, 25 May and 2 June 1858, and reply of 29 May: W.F.Martin Papers, BM Add. MS 41435, fos. 93–6, 102–3, 108–10.
{286} Captain Spencer Robinson to W.F.Martin, 10 Sept. 1858 and 13 Feb. 1860, W.F.Martin Papers, BM Add. MS 41409, fos. 78–9, 41411, fos. 1–2.
{287} PP (1861), XXVI. 5–13.
{288} W.Ashworth, «Economic Aspects of Late Victorian Naval Administration», Economic History Review, 22 (1969), 491–505.
{289} Доклад министру, Lamy Papers, AN 333 AP 44, dossier 1.
{290} C.Chatelain, «Le Controle de l'administration de la Marine», Revue maritime et coloniale, 156 (1903), 657–62.
{291} Cм. cтатью Corbier и De Champs, упомянутую в примечании 7; доклады Reibell 1855, 1857, 1859 годов, AN DD2 1123 (marine).
{292} Revue maritime et coloniale, 24 (1868), 511. PP (1859), XIV. 730.
{293} PP (1859), XV. 543–6. R.A.Buchanan and M.W.Doughty, «The Choice of Steam Engine Manufacturers by the British Admiralty, 1822–1852», Mariner's Mirror, 64 (1978), 327–47.
{294} Sir John Rennie, Autobiography
comprising the History of his Professional Life, together with Reminiscences dating from the Commencement of the Century to the Present Time (London, 1875), 289–90.
{295} William White, «The Progress of Shipbuilding in England» (pub. anon.), Westminster Review(Jan. 1881), 23.
{296} D.K.Brown, Before the Ironclad: Development of Ship Design, Propulsion and Armament in the Royal Navy, 1815–1860 (London, 1990), 38–43.
{297} Frederic Manning, The Life of Sir William White (London, 1923), 9.
{298} Correspondence about the committee of naval architecture, ADM 7 577.
{299} PP (1861), V, Report of the Select Committee on the Board of Admiralty, 88.
{300} «On the Education of Naval Architects in England and France», Trans. of the Institute of Naval Architects, 4 (1863), 64.
{301} PP (1861), XXVI. 468.
{302} White, «The Progress of Shipbuilding in England», 20.
{303} Trans. of the Institute of Naval Architects, 4 (1863), 176–85.
{304} Sidney Pollard, «The Economic History of British Shipbuilding, 1870–1914», doctoral thesis (London, 1950), 249 ff.; «Laissez-faire and Shipbuilding», Economic History Review, 5 (1952–3), 100–1. О Скотте Расселе см. биографию G.S.Emmerson, John Scott Russel: A Great Victorian Engineer and Naval Architect (London, 1977).
{305} Brown, Before the Ironclad, 16–19, 31–4.
{306} F.B.Artz, The Development of Technical Education in France, 1500–1850 (MIT Press, 1966), 265–6. Robert Fox and George Weisz (eds.), The Organization of Science and Technology in France, 1808–1914 (Cambridge Univercity Press, 1980), особенно введение, 1–28; Terry Shinn, «From Corps to Profession: The Emergence and Definition of Industrial Engineering in Modern France», pp. 183–210; C.R.Day, «Education for the Industrial World: Technical and Modern Instruction in France under the Third Republic», pp. 127–53.
{307} C.Francois, «A la memoire de Dupuy de Lome», Revue maritime, 211 (July 1937), 1–4.
{308} Paul L.Robertson, «Technical Education in the British Shipbuilding and Marine Engineering Industries, 1863–1914», Economic History Review, 27 (1974), 221–35.
{309} Enquete parlementaire sur la situation et l'organistaion des services de la Marine militaire (2 vols., Paris, 1851), II. 242.
{310} P.Dislere, «Note historique sur le Corps du genie maritime», Revue maritime, 16 (1921), 450–1.
Глава 7. Адмиралтейство и Морское министерство
{311} H. de Fontaine de Rebecq, «L'administration centrale de la marine et des colonies» Revue maritime et coloniale, 88 (1886), 428–36. Martial de Pradel de Lamase, «La Marine, rue Royale, de 1789 a 1815», Revue maritime, 229 (Jan. 1939), 55–69, 230 (Feb. 1939), 201–16, «Chasseloup-Laubat recoit a l'Hotel de la Marine», Revue maritime, 215 (Nov. 1937), 626–45.
{312} Viscoun Cilcennin, Admiralty House, Whitehall (Country Life, London, 1960). Christofer Hussey, Country Life, 28 July 1923: 105–6; 17 and 24 Nov. 1923: 684–92, 718–26.
{313} Ministere de la marine et des colonies: Compte definitif des depenses: ежегодный отчет, публикуемый через два года после окончания финасового года.
{314} Guy Thuillier, Bureaucratie et bureaucrates en France au XIXe siecle (Geneva, 1980), 6 n.
{315} Chief Clerk's minute of 30 July 1860, ADM 1 5743.
{316} Включая с британской стороны Лордов, Секретариат, департамент Секретаря, Инспектора флота, Начальника финансового управления флота, Начальник управления складами, Начальника медицинского управления, Начльника работ (Director of Works) (Вошедшего в число начальников главных управлений в 1865), Начальника продовольственного и траснпортного управления, Отдел гаваней, Отдел береговой охраны, и отдела Королевской Морской пехоты. См. PP (1861), XXXVIII, 111–16; PP (1862), XXIX. 153–4; PP (1872), XXXIX. 343–6; PRO T1 6668B, Admiralty proposal of Jan. 1866; и Navy List за указанный период. С французской стороны ранее перечисленных, центральное управление, различные комитеты но не direction des colonies.
{317} Vincent Wright, «L'Ecole nationale d'administration de 1848–49: un echec revelateur», Revue historique, 255 (1976), 21–42.
{318} Thuillier, Bureaucratie et bureaucrates, 334–62.
{319} PP (1860), IX. 256–7. Maurice Wright, Treasury Control of the Civil Service, 1854–74 (OUP, 1969), 65,67,71,74.
{320} Thuillier, Bureaucratie et bureaucrates, 375 n.
{321} Testimony from the joint Admiralty-Treasury inquiry into the Secretary's Department, named after Thomas Phinn, Second Secretary, pp. 147–63, 127–32, ADM 1 5660. Дайер был Главным Клерком, Пеннел клерком первого класса, ставшим в итоге преемником Дайера.
{325} M. Wright, Treasury Control of the Civil Service, 110–15.
{326} Thuillier, Bureaucratie et bureaucrates, 316–33.
{327} A.Deschard, «Notice sur l'organisation du corps du commissariat de la marine francaise depuis l' origine jusqu'a nos jours», Revue maritime et coloniale, 60 (1879), 303–12, 314–15, 318–26. О причинах реформы 1863 года см. письма Шаслу-Лоба, 3 Feb. 1862, 8 Sept. 1863, Chasseloup-Laubat Papers, III, 35–9; IV. 239–45.
{328} Michael Lewis, The Navy in Transition, 1814–1864: A Social History (London, 1965), 143–5.
{329} По обязанностям двух последних см. Maurice Block, Dictionnaire de l'administration francaise (Paris, 1856), 1098–9.
{330} Thuillier, Bureaucratie et bureaucrates, 8 n.
{331} C.I.Hamilton (ed.) «Selections from the Phinn Committee of Inquiry, 1855», paras 1614, 1821, in N. A. M. Roger (ed.) The Naval Miscellany (Navy Records Society, London, 1984).
{332} Sir Oswyn Murray, «The Admiralty», Mariner's Mirror, 24 (1938), 329–52, 458–78.
{333} Sir R. Vesley Hamilton, Naval Administration: The Constitution, Character and Functions of the Board of Admiralty and of the Civil Departments it Directs (London, 1896), 56, 60.
{334} Периодическое появление в составе кабинета военного комитета не сильно меняло описанную ситуацию. M.S.Partridge, Military Planning for the Defense of the United Kingdom 1814–1870 (New York, 1989), 62 ff.
{335} Sept. 1841, ADM 3 265.
{336} D.K.Brown, A Century of Naval Construction: The History of the Royal Corps of Naval Constructors, 1883–1983 (London, 1983), 31–2, 36; Before the Ironclad: Development of Ship Design, Propulsion and Armament in the Royal Navy, 1815–60 (London, 1990), ch. 10.
{337} PP (1861), XXVI. 465. Это мнение полностью совпадает с современным отношением парламентариев к совету и с тем, что было описано J.S.Mill в Considerations on Representative Government (London, 1860): см. F.M.G.Wilson, «Ministries and Boards: Some Aspects of Administrative Development since 1832», Public Administration, 33 (1955), 43–58.
{338} H.Boyer, «Les Rouages de l'amiraute britannique», Revue maritime, 194 (Feb. 1936), 169.
{339} William Temple, The Ethics of Penal Action (The Clark Hall Lecture for 1934, Rochester), 14–15.
{340} Он занимал этот пост с 1902 по 1905 год; P.G.Halpern, The Mediterranean Naval situation 1908–1914 (Harvard Univercity Press, 1971), 51–2.
{341} C.O.Paullin, «A Half Century of Naval Administration in America, 1861–1911», US Naval Institute Proceedings, 38 (1912), 1319–25.
{342} Письмо министра, 18 July 1864, Chasseloup-Laubat Papers, vol. VI.
{343} Служебное примечание, AN BB8 108 (marine), 279.
{344} Vincent Wright, «Les Directeurs et secretaires generaux des administrations centrales sous le Second Empire», в F. de Baecque et al., Les Directeurs de ministere en France (XIXe premiere moitie du XXe siecles) (Geneva, 1976), 48.
{345} ADM 1 5717, folder, 10 Aug. 1859.
{346} N.A.M. Rodger, The Admiralty (Lavenham, 1979) 108–12.
{347} J. P. Baxter, The Introduction of the Ironclad Warship (Harvard University Press, 1933), 152–3.
{349} Brown, A Century of Naval Construction, 56–9.
Глава 8. Природа соперничества и его завершение
{350} Clement de La Ronciere Le Noury, Considerations sur les marines a voiles et a avpeur de France et d'Angleterre (Paris, 1844), 5.
{351} Despatch to the Marquis of Normanby, anbassador in Paris, 25 Jan. 1849, PRO FO.27.834.
{352} Возможно, наибольшим отличием современных гонок вооружений является то, что сегодня новое считается хорошим в силу уже самой новизны.
{353} Report of 19 Dec. 1859, with covering letter to the Surveyor of 20 Dec., Somerset Papers, 1392.M.A. 3. По крайней мере в поездке по французским военно-морским сооружениям его сопровождал помощник Инспектора Joseph Large, что придало поездке полуофициальный характер; letter to Surveyor of 21 Jan. 1859, S353, ADM 8770. Разрешение на посещение сооружений было получено от Морского министерства через посольство в Париже; Board to Surveyor, 27 Sept. 1858, W2369, ADM 87 3. Визит Суэни в Эссен, в Германии, сильно отличался: на него не было официального разрешения властей, и в ходе визита ему пришлось прибегать к подслушиванию, наблюдению за закрытыми зонами в подзорную трубу, к попыткам разговорить за заводскими воротами отдельных рабочих и даже использовать фальшивые документы; Sweny to Walker, 10 May 1859, Bc 356, 1578/21/h, VCT Walker Papers.
{354} Sir Arthur Otway, Autobiography and Journals of Lord Clarence Paget (London, 1896), 195 ff.
{355} Письмо к Ла Ронсьеру Ле Нури, 4 Sept. 1861, Chasseloup-Laubat Papers, II. 241–5, AN.
{356} Annales maritime, 79 (1849), pt. 2, pp. 5–6. О редакторе см. Martial de Pradel de Lamase, «Marine et litterature: notre 'ancetre' Louis-Marie Bajot», Revue maritime, 200 (Aug. 1936), 180–95.
{357} R.Cobden, The Three Panics (London, 1862).
{358} PP (1859), XIV. 703–44.
{359} Обсуждение сравнительно недавних ошибок в оценке советской военной мощи см. статью G.Jukes в P.Towel (ed.), Estimating Foreign Military Power (London, 1982), 88–108.
{360} См. Phinn Committee of Inquiry into the Office of the Secretary to the Admiralty, Oct.-Nov. 1855, PRO, ADM 1 5660.
{361} John D. Steinburner, The Cybernetic Theory of Decision: New Dimensions of Political Analysis (Princeton University Press, 1974).
{362} Морской министр Министру иностранных дел, 11 Mar. 1845, AN BB2 289 (marine), fos. 20–1. Это был тот же самый Шарне, что позднее участвовал в работе Enquete parlementaire sur la marine.
{363} Otway, Lord Clarence Paget, 105 ff.
{364} Francois Crouzet, «Problemes de la communication franco-britannique aux XIXe et Xxe siecles», Revue historique, 254 (1975), 105–34.
{365} Admiral of the Fleet Sir Peter Hill-Norton, No Soft Opinion: The Politico-Military Realities of NATO (London, 1978), 158. О профессионализации флота, см. Michael Lewis, The Navy in Transition, 1814–1864: A Social History (London, 1965).
{366} Письмо контра-адмиралу Rose, командующему в китайских водах, 8 Sept. 1866, Chasseloup-Laubat Papers, VII. 94. Исследование морской дипломатии прошлого и современности см. K.Booth, Navies and Foreugn Policy (London, 1977).
{367} Letters from French officers, 1848–9, Phillimore Papers, National Marirtime Museum, London, uncatalogued.
{368} Принц де Жуанвилль, приведено в V.de Mars, «L'escadre de la mediterranee», Revue de deux mondes, 3 (1852), 446, 473.
{369} Сын адмирала Джорджа Сеймура, Фрэнсис, в своем письме упоминает, что Раглан на военных советах неоднократно в запале называл противников «французами». Seymour of Ragley Papers, CR. 114A.526.8.
{370} Graham to Lord Clarendon, 30 May 1853, Clarendon Deposit, C3, fos. 48–51.
{371} Joseph L'Hopital, Louis de Saint-Blancard (eds.), Correspondance intime de l'amiral de La Ronciere Le Noury avec sa femme et sa fille (1855–1871) (2 vols., Paris, 1928–9), I. 217,225; II. 26–31.
{372} 10 Nov. 1849, Minto Papers, 12068, fos. 172–5.
{373} No. 18 из Maximes supprimees, Garnier, ed. Jacques Truchet (Paris, 1967), 139.
{374} Casimir Perier, «La Reforme financiere», Revue des deux mondes, 37 (Feb. 1862), 948–75.
{375} Michael Howard, The Franco-Prussian War: The German Invasion of France 1870–71 (London, 1961), 29–39.
{376} R.Millman, British Foreign Policy and the Coming of the Franco-Prussian War (OUP, 1965), 133 n., 223.
{377} W.E.Mosse, The European Powers and the German Question (CUP, 1958), 114, 126 ff., 141.
{378} M.R.D.Foot, «Great Britainand Luxemburg 1867», English Historical Review, 67 (1952), 356. G.A.Craig, «Great Britain and the Belgian Railways Dispute of 1869», American Historical Review, 50 (1944–5), 738–61.
{379} L.M.Case, French Opinion on War and Diplomacy during the Second Empire (Pennsylvania University Press, 1954), chs. 8 and 9.
{380} Millman, British Foreign Policy and the Coming of the Franco-Prussian War, 183–4.
{381} 3 Sept.: F.A.Wellesley, The Paris Embassy during the Second Empire (London, 1928), 286–7.
{382} K.Bourne, The Foreign Policy of Victorian England 1830–1902 (OUP, 1970), 382.
{383} Craig, «Great Britain and the Belgian Railways Dispute», 753.
{384} Millman, British Foreign Policy and the Coming of the Franco-Prussian War, 149–52.
{385} C. I. Hamilton, «Anglo-French Seapower and the Declaration of Paris, 1856». International History Review, 4/2 (May 1982), 166–90. См. также обширное и интересное исследование Bernard Semmel, Liberalism and Naval Strategy: Ideology, Interest, and Sea Power during the Pax Britannica (London, 1986).
{386} Enquete parlementaire sur la situation et l'organisation des services de la Marine militaire (2 vols., Paris, 1851), I. 137–71.
{387} См. например, P.Bernstein, «Napoleon III and Bismarck: The Biarritz-Paris Talks of 1865», в N.N.Barker, M.L.Brown (eds.), Diplomacy in the Age of Nationalism: Essays in Honor of Lynn Marshall Case (The Hague, 1971), 138.
{388} Enquete parlementaire sur laMarine militaire, I. 137. О различиях между действительностью и представлениями о ней см. Hamilton, «Anglo-French Seapower and the Declaration of Paris».
{389} См. Chasseloup-Laubat La Ronciere Le Noury, 4 Sept. 1861, Chasseloup-Laubat Papers, II. 245–6.
{390} K.Bourne, Britain and the Balance of Power in North America 1815–1908 (London, 1976), chs. 6–8.
{391} N.N.Barker, «France, Austria and the Mexican Venture, 1861–4», French historical studies, 3 (1963–4), 224–45. L.M.Case, Edouard Thouvenel et la diplomatie du Second Empire (Paris, 1976), ch. 13.
{392} Barry M.Cough, The Royal Navy and the Northwest Coast of North America, 1810–1914: A Study of British Maritime Ascendancy (Univercity of British Columbia Press, 1971), 209.
{393} Chasseloup-Laubat Bouet-Willaumez, 28 June, 8 July 1865, Chasseloup=Laubat Papers, VII. 66–9, 72–5. Письмо Ла Ронсьера Ле Нури 31 Aug., Joseph L'Hopital, Louis de Saint-Blancard, Correspondance intime de l'amiral de La Ronciere Le Noury, II. 26–31.
{394} Letter to third Earl Gray, 27 Aug. 1865, Grey Papers.
{395} H.Allingham and D.Radford (eds.), William Allingham: A Diary (London, 1985), 121.
{396} K.Bourne, Britain and the Balance of Power in North America, 290, 301. John Niven, Gideon Welles, Lincoln's Secretary of the Navy (New York, 1973), 506 f.
{397} Goschen to Lord Granville, received 21 June 1872, Granville Papers, PRO.30.29.54, fo. 226.
{398} N. A. M. Rodger, «The Design of the Inconstant», Mariner's Mirror, 61/1 (1975), 9–22; «The Dark Ages of the Admiralty», pt. I, Mariner's Mirror, 61/4 (1975), 330–44; pt. II, 62/1 (1976), 33–46; pt III, 62/3 (1976), 121–8.
{399} J.Colomb, The Protection of our Commerce & the Distribution of our War Forces Considered (London, 1867).
{400} PP (1865), I. 171–6.
{401} Accountant-General to Secretary of the Admiralty 12 June 1888, Hartington Commission, PRO HO.73.355.3.
{402} C.J.Bartlett, «The Mid-Victorian Reappraisal of Naval Policy» in K.Nourne and D.C.Watt (eds.), Studies in Internantional History (London, 1967), 189–208.
{403} Ropp, «The Development of a Modern Navy: French Naval Policy 1871–1904», thesis (Harvard, 1937), 42–3, 90.
{405} «De la guerre maritime avant et depuis les nouvelles inventions», pt. 10, Revue maritime et coloniale, 26 (1869), 686–8. В качестве примера таких непомерных надежд, хотя и выраженных офицером, отличавшимся неуравновешенностью, можно привести E.-C. Lullier, Mission politique et maritime de la France au XIXe siecle (Paris, 1865).
{406} AN BB8 853 (marine), sessions of 4 July, 6 and 16 Aug. 1879.
{407} Ropp, «The Development of a Modern Navy», ch. 9. Henri Le Masson, «La Politique navale francaise de 1870 a 1914», в его Propos maritimes (Paris, 1970), 181–239.