Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Американские миссионеры на Востоке

Американская торговая и военная экспансия на Востоке проводилась параллельно с идеологическим проникновением. «Все и всякие угнетающие классы, — указывал В. И, Ленин, — нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и функции попа»{212}. Это положение имеет большое значение как для внутренней политики, так и в области внешнеполитической деятельности.

Капиталисты Соединенных Штатов широко использовали военную силу в функции палача для защиты своих корыстных интересов. Ярким свидетельством тому была организованная американским правительством в 1832 г. кровавая расправа над жителями поселка Куала-Бату, навлекшими на себя гнев американских торговцев перцем. Подобные же военные экспедиции предпринимались в различных районах Средиземного моря, в Китае, на Гавайских островах и в других местностях, в которых требовалось укрепить влияние Соединенных Штатов Америки и защитить интересы буржуазии.

Но были страны, где по тем или иным причинам невозможно было применять военную силу. Речь идет либо о сильных государствах, либо о странах, где уже обосновались другие капиталистические державы, и Соединенным Штатам надо было выжидать удобной обстановки для подрыва их позиций.

В Бирме, Сиаме, Иране, Китае, Индии и в странах Арабского Востока, применяясь к существующим там [92] условиям, орудовали американские миссионеры. Их деятельность имела большое значение для подготовки проникновения дельцов и политиков Соединенных Штатов в эти районы. «Миссионеры отправлялись в путь для проповеди «царствия не от мира сего», а в то же время очень часто оказывались создателями обширных империй», — отмечал профессор международного права Колумбийского университета П. Мун{213}, который был достаточно хорошо осведомлен о целях и задачах миссионерских организаций.

Действия миссионеров в конечном итоге были направлены к тому, чтобы облегчить колониальное закабаление стран Востока. Любопытную оценку действий проповедников США давал Деннет. «В течение большей части XIX в., — писал он, — американцы смотрели на Азию глазами миссионеров... Лингвистические работы миссионеров, их словари и другие аналогичные работы открывали пути для связей. В то время как английские и европейские миссионеры только участвовали в этой деятельности, американцы до 1858 г. были ее руководителями,.. Агрессивность американских миссионеров в их стремлении форсировать открытие империи (Китайской) является примечательной»{214}.

Недаром В. И. Ленин писал о колонизаторах, что они «лицемерно прикрывали политику грабежа распространением христианства»{215}.

Миссионеры вели экономическую, политическую и военную разведку. Они развернули в широких масштабах проамериканскую пропаганду, проповедь всемогущества «белых господ», стремились установить тесные связи с правящими кругами стран Азии и Африки и уделяли много внимания подготовке местной агентуры для облегчения закабаления народов Востока. Капиталисты Соединенных Штатов, заинтересованные в эксплуатации народов и ресурсов стран Азии и Африки, не жалели средств и выделяли на «богоугодные дела» [93] огромные суммы{216}. Хотя формально миссионеры действовали самостоятельно, вне связи с правительством, по существу они всегда пользовались самой активной поддержкой государства.

Американская миссионерская пропагандистская и разведывательная сеть создавалась на Востоке планомерно и продуманно. В 1810 г. в Бостоне (штат Массачусетс) было образовано «Американское бюро, ведающее деятельностью иностранных миссий». Это бюро, устав которого был в 1812 г. утвержден верховным судом штата, стало организационным центром миссионерской деятельности за границей, главным образом на Востоке.

В 1812 г. оно отправило в Индию первую группу миссионеров, в том числе видных религиозных деятелей А. Джедсона и Л. Райса. К этому же времени относится начало проникновения американских миссионеров в Нижнюю Бирму, где они стали организовывать свои школы{217}. В 1813 г. было создано специальное «Баптистское общество для пропаганды Евангелия в Индии и иных чужих краях»{218}. В том же году в Индии обосновалась так называемая «Американская маратхская миссия», распространившая свое влияние на центральную часть страны, в том числе на важнейший Бомбейский район. Через четыре года, в 1817 г., в Индии начало функционировать «Американское методистское миссионерское общество», провозгласившее свою опеку над Бенгалом, Мадрасом, Майсором, Бомбеем, Хайдарабадом и Пенджабом{219}.

В 1834 г. духовная миссия США появилась в Мадуре. В 1836 г. в Ассаме, Бенгале и Ориссе были организованы отделения «Союза американских баптистских миссий», а в 1840 г. баптисты проникли и в южные районы Индии{220}. Американцы основывали миссии и в [94] пограничных областях Индии, по соседству с Афганистаном, а также с китайскими провинциями Синьцзяном и Тибетом.

К середине XIX в. американские миссионерские организации были созданы уже не только в крупных городах Индии, но и во всех ее важных портах и на трансфертных узлах.

Американские миссионеры были в курсе всех происходивших в Индии событий. Они не ограничивались пропагандистской и разведывательной деятельностью. Там, где им это удавалось, они активно вмешивались во внутренние дела государства. Характерным примером могут явиться в данном случае действия А. Джедсона и И. Лёвенталя.

Первый из них, переехав из Индии в Бирму, приобрел большое влияние при дворе бирманского императора. Он, в частности, принимал участие в дипломатических переговорах с представителями Ост-Индской компании после англо-бирманской войны 1825–1826 гг. Миссионерская деятельность Джедсона немало способствовала колониальному закрепощению народов Бирмы.

И. Лёвенталь, действия которого заслуживают более подробного освещения, в 1854 г. окончил Принстонскую теологическую семинарию и представил реферат, посвященный изучению возможностей миссионерской деятельности в Индии. В 1856 г. после дальнейшей специальной подготовки он был направлен на индо-афганскую границу в город Пешавар для ведения пропаганды на севере Индии и в Афганистане. Лёвенталь изучил арабский язык, фарси, пушту и хиндустани. Он занимал в в городе целую усадьбу, охранявшуюся вооруженной стражей. Лёвенталь переработал подготовленный другими миссионерами перевод на пушту «Нового завета» и направил его в нью-йоркский миссионерский «исполнительный комитет» для издания большим тиражом, а сам тем временем занялся переводом на пушту «Ветхого завета»{221}.

Лёвенталь устраивал религиозные дискуссии, во время которых всячески рекламировал Соединенные [95] Штаты и распространял присылавшиеся ему пропагандистские материалы. Однако афганцы, как с досадой отмечал Лёвенталь, питали мало интереса к его проповедям. Сей «божий слуга» неоднократно с готовностью принимал участие в кровавых карательных экспедициях, которые предпринимались английскими колонизаторами в северо-западных районах Индии против афганских племен, с оружием в руках выступавших против грабежа и насилий со стороны британских властей.

Ярким образцом фарисейства этого «достойного» представителя американских миссионеров явилось его участие в крупной военной экспедиции против афганцев. Лёвенталь «утешал» раненых афганцев, «успокаивал» афганских вдов и сирот, щедро раздавая им переведенный на пушту текст библии, а сам в то же время служил напутственные молебны английским войскам.

Деятельность миссионеров вызывала жгучую ненависть населения, В марте 1864 г. был убит один из помощников Лёвенталя Л. Джанвир, а через месяц в собственной усадьбе был застрелен и сам Лёвенталь.

Американские миссионеры стремились проникнуть также во все области Османской империи. В 1819 г. двое из них, Эл. Пирсоне и П. Фиск, по поручению «Американского бюро, ведающего деятельностью иностранных миссий», обосновались в Смирне{222}. Затем миссионеры развернули широкую деятельность среди национальных меньшинств — армян, греков, курдов, болгар и др. Они старались закрепиться в стратегически важных районах страны; их можно было встретить в Стамбуле, Бурсе, Трабзоне, Ване, Битлисе, Конье, Эрзеруме, Мараше, Мардине.

Центром их деятельности был Стамбул. Здесь американцы открыли «Роберт-колледж» — учебное заведение, находившееся полностью под их опекой, а также создали большую типографию, которая печатала ежегодно тысячи книг пропагандистского характера на 6 языках — английском, турецком, греческом, арабском, болгарском и армянском,

К 80-м годам XIX в. в Турции насчитывалось 45 «главных» и 254 «второстепенных» американских [96] миссионерских пункта, 98 церквей и 129 миссионеров-американцев{223}.

Миссионеры всячески старались подчеркнуть, что считают своей основной задачей «просвещение отсталого населения» Турции. Между тем, как свидетельствуют факты, все их действия были подчинены главным образом пропагандистским целям. Русский исследователь А. М. Колюбакин писал: «...Миссионеры, ставя выше всего дело пропаганды, обыкновенно не доводят до конца курса тех из юношей, которые остаются верными своему вероисповеданию. Успехи и способности студентов в этом случае не принимаются во внимание...

Ближайшее знакомство с деятельностью их приводит нас к заключению, что пропаганда есть не только главная, но почти исключительная цель миссионеров, а все школьное дело является только средством к достижению этой цели»{224}.

А. М. Колюбакин отмечал далее полное нежелание миссионеров оказать какую бы то ни было практическую помощь населению в области сельского хозяйства, ирригации, ремесленного производства. «Американцы до такой степени увлеклись делом пропаганды, что оставили без внимания и такую важную отрасль деятельности, как врачебно-санитарную. Во всей северо-восточной части Азиатской Турции нет ни одного госпиталя, лечебницы или аптеки, основанных и содержимых миссиями; даже миссионеры, врачи по специальности, уклоняются от практики или обставляют ее таким образом, что она становится малодоступной для массы местного населения»{225}.

Американцы вмешивались во все стороны жизни местных жителей, что вызывало протест и открытое сопротивление населения. А. М. Колюбакин описывал это следующим образом: «Живя с большим комфортом... американцы находят удовлетворение и своему честолюбию, самовластно распоряжаясь местными общинами. Отсутствие искренней привязанности последних к миссионерам [97] выкупается полной зависимостью и вытекающей отсюда покорностью...

Правда, попадаются беспокойные элементы и в этой, строго управляемой американцами среде; туземцы начинают чаще и чаще протестовать против системы управления, но пока это остается гласом вопиющего в пустыне и, во всяком случае, не имеет влияния на настоящее блестящее положение самих миссионеров»{226}.

Интересные сведения о деятельности американских миссионеров в Османской империи приводил другой русский путешественник — Путята: «Еще в 1845 г. в Малой Азии считалось всего 34 миссионера-протестанта, 12 помощников из туземцев, 7 школ со 135 учащимися обоего пола, а в 1890 г. было 177 миссионеров, 791 помощник, 117 церквей, 11 709 протестантов-армян, 464 низшие школы, 26 высших мужских школ, 18 женских школ и 5 колледжей с 16 990 воспитанниками... Общее число протестантов достигало, таким образом, 28 667 человек. Ныне оно еще увеличилось и, вероятно, превышает 30 тыс. человек, а в будущем развитие протестантской проповеди обещает следовать в усиленной прогрессии.

В курсе преподавания мы замечаем прежде всего широкую постановку дела обучения английскому языку. В последних курсах колледжей он даже не включен в программу, так как здесь почти все преподавание часто ведется исключительно на английском языке...

Обстановка колледжей, внутренние порядки в них и все воспитание по американской системе вовсе не согласованы ни с условиями жизни в Азиатской Турции, ни с особенностями местного быта, который американцами даже вовсе не принимается в расчет».

Миссионеры преследуют цель, продолжал Путята, «чтобы влияние прошедших их школу распространилось возможно шире по стране. Последним соображением должно объяснить и кажущуюся разбросанность американских учреждений, которые не сосредоточены в одном-двух пунктах, но рассеяны по всей Азиатской Турции»{227}.

Правящие круги Соединенных Штатов придавали большое значение работе в Османской империи своих [98] миссионерских организаций, прилагавших немалые усилия к распространению здесь американского влияния. Характерно, что исследователь истории внешней политики США и их взаимоотношений с другими государствами Л. Сиирс подчеркивал, что «важные интересы Америки» в Османской империи «связаны с христианскими миссиями»{228}.

В 1820 г. американские миссионеры проложили себе дорогу в страны Леванта и к 1834 г. уже установили в Бейруте печатный станок с арабским шрифтом, наладив выпуск пропагандистской литературы. Через тридцать лет они открыли в этом же городе особый протестантский колледж, где готовили американских агентов и культивировали среди арабов «добрые чувства» к Соединенным Штатам{229}. В различных районах Сирии миссионеры старались создавать свои опорные пункты.

В 1833 г. было открыто отделение «Американского баптистского союза» в Сиаме. В 1840 г. здесь было учреждено отделение пресвитерианской церкви США, а в 1850 г. обосновалась специальная «Американская миссионерская ассоциация»{230}.

В эти годы американские миссионеры проникли также в Иран и на Аравийский полуостров. В Иране они создали обширную сеть своих пунктов, утвердившись в Тегеране, Тебризе, Хамадане и других городах. Особое значение имел американский пропагандистский центр в стратегически важном районе озера Урмия (Резайе), где скрещивались границы России, Ирана и Турции.

Русский географ и дипломат Н. В. Ханыков, побывавший в этом районе весной 1852 г., сообщал, что миссионеры из Соединенных Штатов открыли здесь свыше 70 школ и организовали выпуск своей газеты{231}.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что американские господствующие круги, развивая все более [99] активную деятельность на Востоке, стремились подготовить себе опору в лице сотрудников многочисленных духовных миссий, воспитанников различных христианских школ, колледжей и др. Так создавалась агентура, которую можно было в дальнейшем использовать для распространения влияния Соединенных Штатов в странах Азии.

В первую очередь идеологической обработке подвергались представители правящих слоев. Отнюдь не случайно, например, что ученики американской миссионерской школы в Лудхиане, на границе Пенджаба, по свидетельству посетившего эту школу в марте 1836 г. англичанина Дж. Виня, состояли из наследников престолов, сыновей и других родственников правителей и знатных лиц индийских княжеств и афганских владений. Здесь воспитывался, в частности, племянник афганского эмира Дост Мухаммеда Абдулл Гияз-хан{232}.

Американцы рассчитывали, несомненно, с помощью местной правящей верхушки утвердиться со временем в том или ином государстве Востока.

В Соединенных Штатах издавалось множество книг, в которых обобщался опыт миссионеров, действовавших в разных странах. Например, в 1872 г. в Филадельфии была опубликована книга американского миссионера в Китае М. Ноултона: «Деятельность американских миссионеров». Ноултон призывал Соединенные Штаты занять ведущее место в насаждении миссионерских организаций в отсталых странах. Он ставил в прямую зависимость успехи завоевательной политики капиталистических держав от интенсивности деятельности миссионеров. Кроме того, Ноултон настаивал на привлечении «туземных проповедников» к пропагандистской работе среди местного населения{233}.

Интересно привести выдержки из книги первого американского посла в Иране С. Бенджамена «Персия и персы», где он давал недвусмысленную характеристику целей, которые ставились перед религиозными деятелями. Бенджамен подчеркивал, что пропагандистская деятельность миссионеров должна охватывать как можно [100] более широкие круги населения. «Американские миссии в Персии, — продолжал он, — возможно, медлительны, но они пользуются прочным влиянием на светскую и религиозную жизнь. Их рост скрытый, а их сила могущественна»{234}.

Действительно, миссионеры Соединенных Штатов чувствовали себя в Иране, как и в Османской империи, очень свободно, мало считаясь с интересами и правами местного населения. Не удивительно поэтому, что уже на следующей странице после хвалебного гимна могуществу американских миссионеров в Иране Бенджамен сетовал на то, что их деятельность «вызывает тревогу, если не возмущение» народных масс. «Персы, несомненно, недолюбливают иностранных миссионеров, столь долго живущих среди них», — грустно констатировал он{235}.

В заключение главы необходимо подчеркнуть, что действия миссионеров и в настоящее время пользуются всемерной поддержкой влиятельных кругов и правительства Соединенных Штатов. В этой стране выходит большое количество всевозможных изданий, прославляющих миссионеров, деятельность которых была направлена на закабаление народов Востока. В 1952 г., например, вышла в свет книга Дж. Мюэллера «Великие миссионеры в Индии». Ее автор еще раньше опубликовал серию аналогичных изданий: «Великие миссионеры в Африке», «Великие миссионеры в Китае», «Великие миссионеры на Востоке», в которых всячески извращался подлинный смысл «спасительной деятельности» американских «великих» миссионеров.

Мюэллер напыщенно пишет о том, что Индия представляет собой «языческую страну, не знающую ни господа Иисуса Христа, ни спасения, которое он добыл для всех людей. Не настало ли время, чтобы просвещенные христиане указали Индии путь?»{236}. И далее: «Сегодня Индия еще в состоянии волнения. Что случится со страной в будущем — никто не знает. Индия получила независимость, но две соперничающие партии — индусы и мусульмане — стоят, готовые сражаться за господство. Тем временем Россия на севере пытается распространить [101] свою власть и проложить себе дорогу через афганцев в Индию, страну бесчисленных войн, кровопролития и горя... Индия — страна страдания — духовного, экономического, социального... Единственная помощь для Индии — это Христос, светоч мира»{237}.

Далее однако выявляются истинные причины особого интереса и внимания автора и его единомышленников к Индии. Индия — «страна величайшего богатства и крайней нищеты. Горные районы изобилуют ценными рудами, такими, как золото, серебро, олово, медь, свинец, цинк и железо, — подчеркивает Мюэллер. — Многие долины могут быть обогащены ирригацией, так же, как положение всей страны может быть улучшено научным ведением хозяйства. В чем нуждаются народы Индии — это в руководстве со стороны христиан как в сельскохозяйственной области, так и в области промышленности»{238}. Вот, оказывается, в чем дело! Индии нужны руководители из числа благочестивых христиан, каких, конечно, много в Соединенных Штатах и какие указали бы народам Индии соответствующий «путь».

Так миссионерская деятельность теснейшим образом переплеталась с установлением политического господства империалистов над народами Востока и подчинением их экономических ресурсов. [102]

Дальше