Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Почему была написана эта книга (вместо Заключения)

Немало знаменательных дат оставляет нам уходящий в историю XX век. Особенно памятной из них является, без сомнения, 9 мая 1945 года — День Победы советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне.

Ушли в вечность 1418 трагических, наполненных героизмом и подвигами, страданиями и кровью военных дней. Долг всех живущих на Земле, кем бы они ни были, сделать так, чтобы не померкли в памяти имена тех, кто своей жизнью заплатил за свободу Отчизны, многих стран Европы и мира в целом.

Мне бы очень хотелось, чтобы моя книга была принята читателями как скромный вклад в это святое дело. Исследования по затронутым в книге проблемам только начаты. Надеюсь, что в процессе работы над темой мне удастся пополнить книгу новыми интересными материалами из архивных источни-, ков, чтобы показать деятельность Ставки Верховного Главнокомандования Вооруженными Силами СССР как во всем ее блеске, так и в неизбежной в любом большом деле противоречивости и неоднозначности.

Прочитав эту книгу, сегодняшний гражданин свободной России может упрекнуть меня, что я чересчур много уделил внимания личности И. В. Сталина. Да, я, как человек военный, отношусь к Верховному с большим уважением как к талантливому стратегу и руководителю. При этом хочу заметить, что в книге И. В. Сталин показан отнюдь не в розовом свете. Нельзя забывать, что Верховный играл действительно первую роль в той административно-командной системе, которую сам создал. Без его разрешения в Красной Армии не проводилось ни одно сколько-нибудь крупное мероприятие, без ведома И. В. Сталина Нарком обороны не имел права вызвать на совещание командующих войсками округов, принять на вооружение армии хотя бы одну единицу боевой техники.

В 1966 году Г. К. Жуков, отвечая на вопросы сотрудников редакции «Военно-исторического журнала», сказал: — Сталин — это Ставка.

Правда, здесь мне хотелось бы возразить великому полководцу. Его собственная деятельность, пример других военачальников, о которых шла речь в моей книге, убедительно свидетельствуют, что в совокупности своих действий Ставка ВГК была все-таки коллективным органом руководства войной. [222] Если Верховный в начальный период войны действительно пренебрегал и Генштабом, и членами Ставки, разогнав их по войскам фронтов, единолично принимая важнейшие оперативно-стратегические решения, то после тяжких поражений он все же сумел понять, что одному ему не справиться с тем колоссальным количеством сложнейших проблем, которые ежедневно ставила война.

Когда было нужно, И. В. Сталин умел прислушиваться к мнению руководителей Генштаба, членов Ставки, командующих войсками фронтов. Даже если Г. К. Жуков, А. М. Василевский и их коллеги по работе в Ставке находились в войсках, ежедневно, к 24.00 они посылали Верховному свои донесения о ходе боевых действий на их участках и предложения на их перспективу вплоть до кампаний. Чтобы понять роль каждого члена Ставки в достижении победы, целесообразно было бы изучить эти донесения и другие имеющиеся документы.

Особо скажу о журнале регистрации посетителей кремлевского кабинета Верховного. В Приложении № 1 даны сведения , о посещении И. В. Сталина различными должностными лицами, что в какой-то мере само по себе характеризует стиль и напряженность его работы. К сожалению, в моем распоряжении пока нет достаточно подробной и достоверной информации о том, зачем приходил к нему тот или иной человек, по всем посетителям. Узнать об этом было бы интересно и поучительно не только для историков.

В процессе создания книги я ставил своей задачей привлечь внимание специалистов к деятельности Ставки ВГК, к судьбам ее руководителей. Однако главная причина, по которой эта книга появилась, все же в другом. Опыт Великой Отечественной войны со всей остротой свидетельствует, что создавать высшие органы управления Вооруженными Силами надо еще в мирное время, чтобы потом не приходилось подсчитывать убытки и оплакивать потери. Структура этих органов должна быть такова, чтобы с переходом на военное положение не пришлось осуществлять их коренное преобразование. Руководить ими должны компетентные специалисты, хорошо владеющие теорией военного искусства, способные решать практические вопросы непосредственно на фронтах.

Именно такими людьми были Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Они создали и возглавили нашу полководческую школу. Недаром говорят, что основы победы закладываются в столкновении интеллекта и опыта полководцев. Наша полководческая школа победила в Великой Отечественной войне не только за счет силы оружия и мужества народа, но и за счет блестящей разработки и осуществления замыслов кампаний и стратегических операций, за счет наличия мощного мозгового центра, которым были Ставка и Генеральный штаб. [223]

Тем больше чести для нас, что победа была одержана над богатой талантами высшей пробы германской полководческой школой. Во главе Верховного Главнокомандования Германии, стоял Адольф Гитлер, фюрер немецкого фашизма. Большой Генеральный штаб германских Вооруженных Сил возглавлял генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, поклонник старых прусских традиций, один из главных исполнителей плана «Барбаросса». Германские ВВС создавал, а позже и бессменно руководил ими имперский Министр генерал-фельдмаршал Герман Геринг. Самые значительные победы Вермахта были одержаны под Главнокомандованием одного из авторов «Барбаросса» генерал-фельдмаршала В. фон Браухича. Начальника Генштаба сухопутных войск Франца Гальдера не нужно особо представлять российскому читателю, знакомому с его неоднократно переиздававшимися в нашей стране дневниками. Скажу только, что это был штабной работник высшего класса. Хорошо известно у нас и имя одного из создателей плана «Барбаросса», заместителя начальника Генштаба сухопутных войск генерала (с января 1943 года — генерал-фельдмаршала) Фридриха Паулюса. Этот человек проявил себя и как искусный разработчик оперативно-стратегических замыслов, и как командующий большими массами войск. Свой яркий и кровавый след в истории Великой Отечественной войны оставили командующие группами армий фон Лееб, фон Бок, Г. Рундштедт, Манштейн, Клейст и другие. Все они были представителями военной аристократии, имевшими в своей родословной фельдмаршалов не менее, чем в трех поколениях.

Глупо, да и недостойно победителей было бы говорить об этих людях с пренебрежением. И все-таки мы их одолели. Мы — это прежде всего Г. К. Жуков, Георгиевский кавалер и Маршал, полководец и стратег от Бога, человек, не имевший никаких военных дипломов, но сыгравший, тем не менее, выдающуюся роль в достижении Великой Победы; мы — это сын сельского священника А. М. Василевский, это крестьянские дети С. К. Тимошенко и С. М. Буденный, выпускник учительской семинарии В. Д. Соколовский, выдвиженцы последних предвоенных лет Н. Ф. Ватутин, А. И. Антонов, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков, Л. А. Говоров, И. X. Баграмян, Ф. И. Толбухин, Р. Я — Малиновский, С. П. Иванов, М. С. Мали-нин, Г. К. Маландин, В. В. Курасов, А. Н. Боголюбов, многие другие генералы и офицеры Генштаба. Все они — выходцы из самых бедных слоев населения, имевшие начальное или в лучшем случае среднее образование. Некоторые из них окончили в свое время училища и академии, а для других академией была их служба, вся их военная жизнь. Таким образом, в годы войны, наполненные важнейшими историческими событиями, друг другу противостояли люди практически одного поколения, исполнявшие к тому же схожие функции руководителей высших органов военного управления. [224] Война замыслов, война идей началась между ними задолго до первых залпов Великой Отечественной. Под водительством своих начальников Вермахт затрачивал в среднем две недели, чтобы захватить такую страну, как Польша или Норвегия. Франция была разгромлена им за полтора месяца. А вот в Советском Союзе германских стратегов и полководцев ждала катастрофа. Маршал Победы Георгий Константинович Жуков писал об уровне подготовленности Верховного Главнокомандования Германии:

«Я не могу присоединить свой голос к тем, кто считает дефективным стратегическое и тактическое искусство германских вооруженных сил. Это будет необъективное суждение. В начале войны оно было на высоком уровне по отношению ко всем буржуазным армиям и к оперативно-стратегическому искусству советских войск, а затем, когда был приобретен опыт ведения войны, советское военное искусство начало превосходить искусство германского командования»{207}.

Победу одержала наша полководческая школа, представителями которой были военачальники, выросшие из самой гущи народной. Побежденными оказались представители элиты прусской школы с многовековым опытом.

Очевидно, главную роль в сражении «умов» сыграла не только образованность, а прежде всего полководческий талант.

Говоря о Победе, хочу особо сказать о советском, русском народе, о его огромной внутренней силе и удивительной жизнестойкости. Он был главным героем всех боев и сражений. Это был народ-воин, народ-труженик, народ, выдвинувший из своей толщи великих полководцев, гениальных конструкторов и ученых, чьими усилиями была приближена Победа. Солдатом же на Руси в лихие годы всегда был едва ли не каждый ее гражданин.

На командных пунктах фронтов, в штабных кабинетах нашим полководцам помогал опыт старой Русской армии, овеянной славой блестящих побед. Связующим звеном между поколениями являлись лучшие представители русской военной мысли А. А. Брусилов, А. А. Свечин, П. П. Лебедев, В. К. Триандафил-лов, А. И. Егоров, Б. М. Шапошников, С. С. Каменев. Иные из этих людей занимали крупные посты в Наркомате обороны и Генштабе. И если бы не подлые удары из-за угла, если бы не страх посредственности перед талантом и дарованием, уверен, страна наша сейчас была бы совсем другой. [225]

Прав, однако, современный поэт, сказавший, что «времена не выбирают». В трудном нынешнем времени, когда реформируется государство, а вместе с ним и Вооруженные Силы, когда осуществляется поиск новых форм и способов управления войсками, необходимо дальнейшее всестороннее и глубокое изучение опыта Ставки Верховного Главнокомандования как вершины теории и практики военного дела. Великий реформатор Германии граф Отто фон Бисмарк говорил, что только недалекие люди учатся на собственном опыте. Уметь учитывать уроки прошлого — великое искусство, помогающее учиться не на своих ошибках и просчетах, за которыми в военном деле стоят миллионы человеческих жизней. Своей книгой я хочу помочь моим современникам заставить работать бесценный опыт Великой Отечественной. В какой степени мне это удалось — судить вам, моим читателям.

Содержание