Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Глава пятая.

Развитие современного вооружения

Версальское Соглашение запретило «изготовление и импорт в Германию бронированных автомобилей, танков и прочих подобных видов вооружения» (Статья 169). «Ввоз в Германию оружия, боеприпасов и военных материалов любого рода должен быть строго запрещен» (Статья 170). Было запрещено производство отравляющих веществ (Статья 172), также как и было нельзя иметь зенитную артиллерию (Статья 169). Не разрешалось иметь никаких самолетов (Статья 198), и кроме некоторого количества тяжелых орудий, установленных в крепостях, армии разрешалось иметь не более двухсот четырех 77 мм орудий и восемьдесят четыре орудия калибра 105 мм. Армия также могла иметь не более 792 тяжелых и 1 134 легких пулеметов, а также максимум 252 миномета.{476} Для наблюдения за выполнением условий Версальского Соглашения по разоружению в Германию была направлена Межсоюзническая военная контрольная комиссия в составе 337 офицеров и 654 солдат. Комиссия оставалась в Германии до 1927 года.{477}

Политика немецкого правительства, которая начиная с 1919 года была направлена на ревизию и изменение условий Версальского соглашения, оказалась малоуспешной в этом отношении. Булонскими дополнениями, подписанными в июле 1920 года тайной полиции разрешалось приобрести 150 бронированных автомобилей, а Рейхсверу — 105 «бронированных транспортеров пехоты,» которые по сути также были бронированными автомобилями.{478} Парижские Воздушные Соглашения 1926 года сняли строгие ограничения Союзников на немецкую авиационную промышленность. Но в целом процесс пересмотра Версальского Соглашения шел медленно. Немецкие политические деятели, за исключением левого «антимилитаристского» крыла социально-демократической партии и коммунистов, не желали видеть Германию разоруженной, а страну с такой армией, которая могла служить лишь в качестве пограничной охраны и сил по поддержанию внутреннего порядка. Таким образом, со дня вступления Версальского соглашения в силу политикой Рейхсвера было уклонение от выполнения условий по разоружению и их нарушение, а также продолжение разработок и производства целого диапазона современных видов вооружений. Гражданские политические лидеры знали о секретной программе перевооружения Рейхсвера и последовательно поддерживали ее, выделяя скрытые ассигнования Рейхстага на реализацию проектов Рейхсвера. Такие умеренные и демократические политические деятели как президент Фридрих Эберт а также канцлер и министр иностранных дел Густав Штреземанн были стойкими сторонниками секретной программы перевооружения.{479}

Немецкие производители вооружений уклонялись от выполнения условий Версальского соглашения разными способами. Одним из самых эффективных способов была организация иностранных филиалов и перенос производства оружия за пределы страны. Такой путь очень эффективно использовал Крупп. В 1921 Крупп приобрел контроль над шведской корпорацией «Bofors» и отправил немецких специалистов по конструированию и производству оружия в Швецию, чтобы разрабатывать там различные виды вооружений для Рейхсвера. Крупп также организовал успешный филиал в Голландии, Siderius A.G., с целью накопления там резервов артиллерийского вооружения и продолжения традиций крупповского судостроения.{480} Корпорация Rheinmetall купила контрольный пакет компании Solothurn A.G. в Швейцарии, ранее занимавшейся производством часов, и в 1920-ых создало на ее базе производственные мощности по изготовлению пулеметов.{481} Самой большой программой по перенесению разработок и производства оружия за пределы Германии, было сотрудничество Рейхсвера с Советской Россией, продлившееся с 1921 по 1933 год. Инициатором программы был фон Зект. Уже в 1919 году он начал зондировать почву в отношении тогда еще враждебного Советского Союза через своего турецкого друга Энвера-пашу. В 1920–21 году фон Зект сформировал внутри Информационного отдела Войскового управления специальный штаб, известный как специальная группа R (Sondergruppe R), и назначил миссию по ведению переговоров о возможности совместного производства вооружений и создании в России авиационного и танкового учебных центров. В качестве представителя Генерального штаба при советском правительстве в Москве Зект назначил полковника фон дер Лит-Томзена, бывшего начальника штаба военно-воздушных сил. Взаимоотношения с Россией, установленные Зектом, должны были сыграть главную роль в развитии германских авиации, бронетанковых войск и химического оружия в межвоенный период.{482} С точки зрения развития системы вооружения германской армии, условия по разоружению, прописанные в Версальском соглашении, были и выгодны и невыгодны для Рейхсвера. Недостатков было много. Все новое оружие должно было разрабатываться дома или за границей в большой тайне, бюджетное финансирование программы перевооружение должно было быть тщательно скрыто. Программа создания опытного образца немецкого танка развивалась медленно, потому что отдельные компоненты производились небольшими группами рабочих и проектировщиков, поклявшихся сохранять тайну, производство техники шло в секретных закрытых мастерских, чтобы об этом не узнала Межсоюзническая военная контрольная комиссия и ее осведомители. Поскольку танки не могли открыто пройти испытания в Германии, они отправлялись в Россию, что требовали значительных затрат. Конструкторы и инженеры-производители не могли присутствовать во время испытаний танков в российско-германском танковом центре в Казани, чтобы своевременно выявлять дефекты и сразу же отправлять такни на завод для устранения выявленных недостатков.{483} Однако принудительное разоружение и строгие ограничения в отношении вооружения германской армии в соответствии с условиями Версальского соглашения дали Германии и несколько реальных преимуществ. Германия в отличие от союзников не была обременена огромными запасами устаревшего вооружения. Большая доля союзной техники — самолетов, танков, артиллерийских орудий, пулеметов и другого снаряжения, устарела уже к 1918 году — но с такими запасами материальной части в течение длительного периода было сложно добиться закупок новой военной техники. Поэтому в течение многих послевоенных лет союзники были вынуждены приспосабливать тактику своих войск к имеющемуся в наличии оружию, тогда как германская армия была свободна в своем стремлении, сначала разработать новые тактические идеи, а затем создать под них соответствующую систему вооружения.

Во французской армии после окончания войны осталось так много легких танков Рено, что еще в течение более чем десяти лет французская тактика была приспособлена под это оружие образца 1917 года. В послевоенной армии США уже в 1920-м году было признано, что 75мм полевой пушки военного времени, небольшого калибра, с настильной траекторией и относительно маленьким снарядом, недостаточно для выполнения задач на поле боя. Артиллерийский совет армии США считал, что вооруженным силам необходима гаубица калибра 105 мм, но до 1927 года не было создано никаких удовлетворительных образцов такого орудия. Но и тогда армейские запасы 75-мм орудий и снарядов к ним оказались настолько большими, что было решено отложить вопрос о перевооружении полевой артиллерии на неопределенное время. Только в 1940 году армия США приняла на вооружение современную 105мм гаубицу. И даже тогда этому сопротивлялся начальник артиллерии американской армии, генерал С.М. Вессон, стремившийся сохранить на вооружении 75 мм пушку из-за того, что Соединенные Штаты располагали их большим количеством. Он свидетельствовал в 1940-м году в Конгрессе, что 75-мм пушка является «великолепным оружием» и утверждал, что «даже Франция сохранила ее на вооружении.»{484} аналогичная ситуация сложилась в армии США в отношении танков. В начале 20-х были разработаны некоторые отличнее образцы средних танков, особенно конструкторов Дж. Уолтером Кристи, но в армии осталось достаточно много танков после окончания Первой мировой войны, вследствие чего не считалось нужным конструировать новые танки. Как следствие, армия не заказывала новых танков до середины 1930-х годов.{485}

Напротив, немецкая армия разработала в 20-х годах целый диапазон современных артиллерийских орудий, массовое производство которых можно было развернуть сразу же с момента принятия решения о перевооружении. В течение более чем двух десятилетий французы и американцы готовили войска, используя устаревшее оружие и тактику, в то время как Версаль заставил немцев готовиться к войне следующей. Французская армия в 1940 году располагала большим количеством вооружения образца 1918 года, в то время как оружие и тактика германской армии были вполне современными.

Генерал фон Зект аргументировано выступал против накапливания и поддержания больших запасов оружия. Небольшая армия, оснащенная первоклассным оружием, обладала превосходством над массовой французской армией: «перевооружение большой армии оружием нового типа оказывается настолько дорогостоящим, что ни одно государство не пойдет на него, не будучи вынужденным к этому. Чем меньше армия, тем легче оснастить ее современным вооружением, при том, что невозможно обеспечить постоянное перевооружение миллионных армий… Накопление огромных запасов является наименее экономным вариантом из всех возможных. Оно имеет также сомнительную военную ценность из-за естественного устаревания материальной части.»{486} Зект полагал, что «есть только один способ обеспечить массовую армию вооружением — это разработать образец и подготовить промышленность к его массовому производству в случае необходимости. В настоящее время армия в состоянии, во взаимодействии с техническими науками, отобрать лучшие образцы вооружения, постоянно изучая их в ходе испытаний и практической эксплуатации.»{487} В этом заключался смысл философии вооружения, созданной Зектом и его последователями в высшем командовании. Версальское соглашение представляло собой неудобство — но и только. Оно не препятствовало Рейхсверу разрабатывать любое оружие, которое последний считал тактически необходимым. Немецкое вооружение, разработанное в 20-х годах, в общем было сравнимым с лучшими образцами вооружения Соединенных Штатов, Великобритании или Франции. Немецкая армия не было явным лидером в разработке любого вида оружия, но при этом она не отставала ни в одной из основных технологий.

Основными ведомствами, ответственными за разработку оружия в Рейхсвере, были Войсковое управление, особенно отделы Т-1 и Т-2, инспекции родов войск, Управление вооружений и промышленные концерны. Оперативный и организационный отделы Войскового управления отвечали за определение потребностей армии в вооружении в целом с учетом военной доктрины, стратегических моментов и военного планирования. Каждая инспекция должна была изучать тактическую специфику своего рода войск, а также отвечала ша разработку концепций и требований к оружию в соответствии с тактическими требованиями. Каждая инспекция рода войск имела соответствующий специальный отдел в составе Управления вооружений, консультировавший ее по техническим вопросам. Например, Инспекция автомобильный войск называлась IN-6, а соответствующий отдел в Управлении вооружений назывался WA-6. Инспекция рода войск устанавливала общие требования для новых образцов оружия, в то время как отдел Управления вооружений, состоявший из инженеров и технических специалистов, переводил эти требования в четкие технические спецификации, включавшие вес, размеры, радиус действия данного вооружения. В некоторых случаях, как например в случае танковой программы, Управление вооружений выдавало точные спецификации для образцов устанавливаемых орудий.{488}

Управление вооружений отвечало за подготовку контрактов на разработку оружия и обычно размещало заказы на изготовление прототипов у двух или трех производителей. Инженеры управления поддерживали постоянный контракт с фирмой, заключившей контракт, а также с представителями инспекций родов войск и Войскового управления на всех стадиях конструирования и создания оружия. Управление вооружений также вносило свои технические предложения в разрабатываемые модификации по мере развития проекта. Когда опытные образцы вооружения были готовы, офицеры Управления вооружений и инспекций родов войск проводили полевые испытания. Танки, отравляющие вещества и авиация испытывались в России. Прочие транспортные средства, артиллерия, стрелковое оружие, боеприпасы, инженерное снаряжение и радиотехника проверялись на армейских испытательных полигонах внутри Германии. После сравнительных испытаний конкурирующих систем Инспекции родов войск и Управление вооружений выбирали лучший образец; окончательное решение при принятии оружия на вооружение и заключении контракта на его производство оставалось за Войсковым управлением. В течение 20-х годов армия разрабатывала главным образом опытные образцы оружия, для планируемого в будущем массового производства.{489}

Немецкая система сильно отличалась от своих британских и американских аналогов, в этих странах вооруженные силы предпочитали поддерживать сои собственные конструкторские бюро и оружейные заводы и производить многие виды оружия без привлечения внешних гражданских подрядчиков. Такая система часто работала хорошо. В период между двумя войнами Артиллерийский корпус армии США разработал превосходную 105-мм гаубицу и винтовку М-1 Гаранд. Однако система, принятая в Рейхсвере, обеспечивала широкую конкуренцию при разработке всех классов вооружения, самолетов и подвижных средств. В течение 20-х годов Крупп и Рейнметалл, например, активно конкурировали за каждый контракт на производство орудий или тяжелых транспортных средств, содержа для этого первоклассные команды конструкторов-разработчиков вооружения. Эта система, гарантировавшая конкуренцию при разработке оружия, являлась одной из главных причин, обеспечивших высокое качество и уровень германских военных разработок в межвоенный период.

Генерал Зект проявлял прямую заинтересованность в сотрудничестве между Управлением вооружений и Войсковым управлением в области производства лучших образцов вооружения. В январе 1924 года Зект отправил критическую записку всем инспекторам родов войск и отделов в Управлении вооружений: «Недавние дискуссии не достигли желаемого успеха… Верховное командование считает необходимым, чтобы руководители департаментов и отделов постоянно занимались самообразованием в области уже существующих и новых технологий, а также изучали важные тактико-технические вопросы.»{490} Зект приказывал дважды в месяц проводить семинары, посвященные вопросам военных технологий и требовал от начальников департаментов и отделов посещения этих семинаров. Другие документы из той же картотеки освещают некоторые из тем семинаров, организованных по приказу Зекта. В 1924 году дискуссии затрагивали такие темы, как бронированные машины, танковые технологии, транспортные средства, вопросы моторизации, химической войны, минометы, новые образцы зарубежного стрелкового оружия, а также вопросы развития американской артиллерии.{491} Отчеты о реализации проектов Управления вооружений отправлялись для обсуждения и комментариев в отделы Т-1 и Т-2 Войскового управления.{492}

В середине 20-ых штат Управления вооружений в Берлине состоял из шестидесяти четырех офицеров, включая двух генерал-майоров, двух полковников и двенадцать подполковников. Еще двадцать один офицер, подчиненный непосредственно Управлению вооружений, находился на испытательных полигонах и в арсеналах. Прибавив к ним сорок восемь офицеров, обычно числившихся в штатах инспекций (кроме офицеров медицинской и ветеринарной служб), двадцать три офицера из состава отделов Т-1 и Т-2 (многие из которых значительную часть своего времени посвятили рассмотрению проектов вооружений), а также офицеров, служивших в школах родов войск и занимавшихся дополнительными испытаниями и улучшением снаряжения, можно отметить, что офицеры, напрямую занимавшиеся научно-техническими исследованиями и разработками в сфере вооружений, составляли существенную часть четырехтысячного офицерского корпуса.{493} В дополнение к перечисленным офицерам и организациям армия использовала Шарлоттенбургский политехнический институт (Technische Hochschule) в Берлине в качестве организации для секретных технических исследований Рейхсвера, особенно в сфере баллистики и взрывчатых материалов.{494}

Принятая в германской армии доктрина маневренной войны определила главные принципы при разработке оружия и военного снаряжения для Рейхсвера в 20-е годы. Оружие должно было быть более мобильным, чем прежде, и обладать высокой огневой мощью. К середине десятилетия приоритеты сместились в сторону разработки транспортных средств в рамках первой полноценной программы моторизации Рейхсвера. Все это время наименьший приоритет в планах развития Управления вооружений отдавался снаряжению и вооружению для ведения траншейной войны и оснащению германских фортификационных сооружений, оставленных Версальскими соглашениями.{495}

Перед инспекциями родов войск и управлением вооружений не стояло никаких ограничений на заимствование и использование иностранных конструкторских идей при разработке германских оружейных систем. Сбор информации о развитии иностранных технологий стал главным приоритетом для Т-3, разведывательного отдела Войскового управления. Большинство сохранившихся разведывательных документов 20-х годов содержат информацию и анализ развития зарубежных систем вооружения и подвижных средств. Основное внимание уделялось Соединенным Штатам, Великобритании и Франции, как наиболее передовым в технологическом отношении странам. Информация о зарубежных подвижных средствах и вооружении собиралась из открытых изданий и издавалась в серии брошюр под названием Technische Mitteilungen (Технические бюллетени). Немецкие офицеры, посетившие в 20-х годах Соединенные Штаты, собрали и привезли с собой большое количество технической информации об американских артиллерийских исследованиях с особым упором на новые разработки в области взрывчатых веществ и боеприпасов, артиллерийские разработки и технологические достижения в сфере моторизации. {496}

В широко распространявшихся в Рейхсвере отчетах, подготовленных отделом Т-3, особое внимание был уделено эффективности нового французского и британского вооружения во время французских маневров 1922-го и 1923-го годов, а также британских маневров 1924 года.{497} Содержание журнала Militar Wochenblatt того времени также отражает свойственный Рейхсверу упор на технические вопросы; большинство выпусков содержит детальную техническую оценку различных иностранных подвижных средств, самолетов или артиллерийских орудий. Фриц Хейгль, бывший капитан австрийской армии, инженер-автомобилестроитель, работавший в австрийской автоиндустрии, а также в качестве университетского лектора, был самым известным специалистом немецкой армии по зарубежным танковым и автомобильным технологиям. С начала 1920-ых и до своей смерти в 1930х он был одним из самых плодовитых авторов Militar Wochenblatt.{498} Хейгль также издал несколько книг в 1920-ых по иностранным танковым и автомобильным технологиям, которые были широко распространены в Рейхсвере в качестве официально рекомендованных изданий.{499}

В 20-ых годах германская армия была вероятно самой информированной армией в мире в том, что касается знания иностранный тактики и технологии. В Войсковом управлении и управлении вооружений была сильная мотивация, чтобы не оказаться позади своих соперников в технологическом плане, как это случилось в прошлую войну. Поэтому, в дополнение к работе над идеями своих собственных конструкторов, офицеры Управления вооружений могли свободно заимствовать иностранные технологии, что привело к тому, что во многих системах вооружения, разработанных в Рейхсвере в 20-х годах, можно найти элементы американских, британских и французских конструкторских идей, особенно в авиации и гусеничной технике. Иностранная технология, использовавшаяся в немецком оружии, редко представляла собой прямую копию оригинала — скорее немецкую модификацию и улучшенный вариант конструкции. Единственной зарубежной системой оружия, принятой в 20-х годах на вооружение Рейхсвера без каких-либо модификаций, было 7,5 см горное орудие Шкода.{500}

Оружие пехоты

В конце Первой мировой войны германская пехотная рота была вооружена также, как и любое аналогичное подразделение союзников. С 7,92 мм винтовкой Маузера обр. 98 года немцы располагали одной из лучших когда-либо созданных магазинных винтовок. Немцы сконструировали первый настоящий пистолет-пулемет, Бергман МП 18/1, простое и эффективное стрелковое оружие; к концу войны было изготовлено 30 000 экземпляров. Станковый пулемет Максим обр. 08 доказал свою ценность как доминирующее на поле боя оружие в ходе Первой мировой войны; а более легкая версия станкового пулемета Максима, обр. 08/15, стала основным ручным пулеметом пехоты. 13 мм противотанковая винтовка Маузер стала первым настоящим противотанковым оружием. Несколько тысяч таких, пробивающих тонкую броню танков в 1918 году, поступили на вооружение пехоты в конце войны. Легкий миномет калибра 76 мм имел дальность стрельбы в 1200 метров. Он был перепроектирован и установлен на лафете так, что мог вести настильный огонь, как и легкая полевая пушка. Средний миномет, обр. 1916 года, имел калибр 170 мм и дальность стрельбы на 1100 метров, и также мог устанавливаться на лафете.{501}

Разумеется, были и причины для неудовлетворенности в области оснащения пехотным оружием. Была необходима лучшая противотанковая система, чем однозарядная, с плечевым упором, 39-фунтовая винтовка Маузера. Ручной пулемет Максима 08/15 весом в 40 фунтов, был слишком тяжел для пехоты, особенно в подвижной войне. С другой стороны, все немецкое оружие было по крайней мере надежным и эффективным — чего нельзя сказать о некоторых типах оружия союзников (например, позорного французкого ручного пулемета Шоша, одной из самых ненадежных из когда-либо изобретенных оружейных систем). С немецкой послевоенной пехотной тактикой, базирующейся на действиях отделения в составе «десяти — двенадцати человек» с ручным пулеметом, замена пулемета Максима обр. 08/15 стала главным приоритетом в области вооружения для Инспекции пехоты.

В течении 20-х годов Управление вооружений и Инспекция пехоты изучали различные системы легких пулеметов, использовавшиеся немцами в ходе войны: вдобавок к Максиму обр. 08/15 армия эксплуатировала Бергманн 15А, Дрейзе МГ 10, Парабеллум обр. 1914 года, датский пулемет Мадсена., а также испытывала различные модификации, разработанные во время войны. В 1922 году Управление вооружений подготовило спецификации для нового ручного пулемета, который, в соответствии с новой тактикой, делавшей упор на высокую огневую мощь передовых подразделений, должен был иметь максимально высокую скорострельность. Зект проявил пристальное внимание к проводимым испытаниям, а и в 1931 году армия выбрала Дрейзе МГ 13 в качестве основного армейского ручного пулемета.{502} Дрейзе МГ 13, эксплуатировавшийся в Рейхсвере в 20-х годах, имел скорострельность 650 выстрелов в минуту и общий вес 23 фунта — большое усовершенствование по сравнение с Максимом обр. 08/15 весом в 40 фунтов и скорострельностью 450 выстрелов в минуту.

В период осмысления армейской тактики непосредственно после войны в Инспекции пехоты и Управлении вооружений неожиданно возникли некоторые революционные идеи в области вооружения пехоты. В 1920м году генерал Курт Торбек, критиковавший довоенный Генеральный штаб за игнорирование технологий и бывший до своей отставки в 1920-м году президентом комиссии по испытаниям стрелкового оружия, защищал снижение основного калибра стрелкового оружия с 7,92 мм до 6,0 или 6,5 мм.{503} В 1923 году генерал фон Тайзен, инспектор пехоты, просил Управление вооружений сконструировать автоматическую винтовку для пехотинца. Винтовка Маузера обр. 98 весом в 9 фунтов и длинным стволом, отличалась великолепной точностью стрельбы — но только в руках обученного стрелка. В случае вступления Германии в войну она нуждалась в более легком и коротком по сравнению с Маузером оружии и при этом достаточно простом в обращении для использования малообученными призывниками. Фон Тайзен был сторонником полуавтоматической винтовки с баллистикой, сходной с баллистикой винтовки обр. 98 года и магазином на 20–30 патронов.{504} Эта технология будет реализована 20 лет спустя с принятием на вооружение штурмовой винтовки Gewehr 43. Идеи фон Тайзена являются нормой для современного стрелкового оружия.

То, что фон Тайзен в 1923-м году защищал идею о необходимости иметь на вооружении пехоты полуавтоматическую штурмовую винтовку, показывает высокий уровень оригинального тактического и технического мышления, свойственного офицерам инспекций родов войск того времени. К сожалению для немцев идея штурмовой винтовки осталась нереализованной Управлением вооружения в связи с так называемым эффектом больших резервов. Несмотря на разоружение, Германия имела большие запасы винтовок обр. 98 года, которыми вооружили армию, полицию и военизированные формирования, и за счет которых удалось создать еще резервы в несколько сот тысяч винтовок, скрытых в тайниках с оружием по всей Германии. Наличие больших запасов этих отличных винтовок, а также все еще сохранявшееся сентиментальное отношение к магазинным винтовкам, воспрепятствовали радикальному перевооружению пехоты в Рейхсвере.

Отравляющие вещества

Германская армия закончила Первую мировую войну, являясь наиболее опытной в искусстве практического использования химического оружия. Отравляющие вещества — один из наиболее сложных в отношении технического и тактического использования видов оружия. Для эффективного использования газов на поле боя специалист должен учитывать информацию о дальнобойности, действии и технических свойствах артиллерии, иметь навыки артиллериста одновременно с учетом метеорологических данных и температурных условий, влияющих на распространение газа. Использующий химическое оружие должен правильно рассчитать сочетание используемых ОВ а также время их применения, чтобы создать быстродействующую концентрацию газов, которые шокируют противника и нанесут ему вред либо убьют его. Послевоенные тактические исследования Управления вооружений показали, что стандартные немецкие боевые ОВ в сочетании с тактикой химической войны, разработанной к 1918 году, оказались чрезвычайно эффективным и смертельным оружием на поле боя.{505} Внутри Рейхсвера не было сомнений, что газ останется одним из основных средств ведения боевых действий, и что армия должна нарушить условия Версальского соглашения с целью продолжения производства и исследований отравляющих веществ.

Внутри Генерального штаба Рейхсвера энтузиазм по поводу возможностей химического оружия был значительно более сильным, чем в Генеральных штабах победивших союзных армий. В 1923-м году на семинаре для офицеров Войскового управления Зект предписывал, что приоритет в исследованиях в области химической войны должен был отдаваться применению газов в маневренной войне, особенно авиационным бомбардировкам с использованием бомб, содержащих ОВ. Он уверял Войсковое управление, что будут выделены деньги на производство и исследования химического оружия.{506} В 1924-м году, когда Зект предписал, что во время войны против гражданского населения должны использоваться только несмертельные ОВ, вроде слезоточивых газов, Иоахим фон Штюльпнагель жаловался на слабость такой политике в письме майорам Гельмуту Вильбергу и Альбрехту Кессельрингу: «Почему только слезоточивый газ? Если Вы должны выполнить решающие аттаки гражданских целей в глубоком тылу противника… вражеская пропаганда всегда будет говорить, что немцы использовали газовые бомбы против гражданских жителей, не делая никаких различий между слезоточивыми и смертельными газами.»{507}

Главной проблемой Управления вооружений была газовая промышленность. Главный производитель отравляющих веществ во время войны, Компания IG Farben, оказалась под пристальным вниманием Межсоюзнической Военной Контрольной Комиссии, а многие газовые фабрики находились в демилитаризированном Рейнланде.{508} Докторе Хуго Штольценберг, ведущий химик и эксперт по отравляющим веществам, получил финансовую поддержку со стороны армии для создания новых заводов по производству горчичного газа, а также ОВ с зеленой и синей маркировкой. В 1923 Штольценберг от имени Управления вооружений совершил поездку по СССР, чтобы найти подходящий участок для производства боевых отравляющих веществ. В том же самом году было заключено соглашение между Рейхсвером и советским правительством о строительстве химической фабрике в Троицке, в нижнем течении Волги, для производства фосгена и горчичного газа, с целью снаряжения ОВ миллиона артиллерийских снарядов.{509} Однако в 1925 году финансовые проблемы и протесты конкурента Штольценберга, концерна IG Farben вынудили оставить проект. Управление вооружений, оставшееся с небольшими производственными мощностями по изготовлению ОВ внутри Германии, продолжило усилия по увеличению и улучшению производства и исследований в области оборудования для ведения химической войны.

Отношения с Россией оказались жизненно важными для Рейхсвера. Боевые отравляющие вещества могли быть произведены и усовершенствованы в немецких лабораториях, но СССР располагал полигонами для крупномасштабных испытаний вдали от союзных наблюдателей. В 1927 и 1928-м годах в СССР были отправлены артиллерийские орудия и самолеты — вместе с с двадцатью восьмью немецкими химическими экспертами, которые провели испытания невдалеке от первоначальной фабрики Штольценберга на Волге. Советы поставили большую часть ОВ, особенно горчичный газ и фосген, а немцы организовали учения по практической бомбардировке и авиационной доставке отравляющих веществ.{510} Программа испытаний химического оружия в России, а также поддержка химической промышленности внутри Германии позволили Управлению вооружений не только сохранить химическое оружие, но и обеспечить при вступлении во Вторую мировую войну превосходство над союзниками в этой области. Хотя очень токсичный нервно-паралитический газ «Табун» был разработан германской армией еще до начал Второй мировой войны, он не использовался в ходе самой войны.

Связь

Поддержание непрерывной связи с продвигающимися войсками было одной из главных проблем при ведении маневренной войны. Отсутствие постоянной связи между верховным командованием и командованием армий и корпусов в августе-сентябре 1914 года позиционировался в качестве одной из основных причин провала плана Шлиффена.{511} Германские радиостанции времен войны были громоздкими и эффективными лишь в небольшой степени, хотя они оказались достаточно неплохими в условиях позиционной войны с расположенными на одном месте штабами и статичными линиями окопов. Однако как только имперская армия переходила в наступление, связь прерывалась. В ходе наступления у Капоретто в октябре 1917 года капитан Эрвин Роммель, командовавший тремя ротами вюртембергского горнопехотного батальона, имел в распоряжении своих связистов, прокладывавших телефонные линии во время продвижения вперед, и таким образом мог поддерживать связь со штабом полка. Поскольку телефонные линии требуют времени для своей прокладки, Роммель часто оказывался без эффективной системы связи и соответственно был лишен надежной артиллерийской поддержки.{512} Если телефонные линии и были хоть как-то приспособлены для поддержания связи с медленно продвигающимися войсками, то для ведения мобильной войны в соответствии с предположениями Зекта они совершенно не годились.

Инспекция войск связи, IN-7, и соответствующий отдел Управления вооружений, WA-7, организовали обширные исследования в области радиосвязи в 20-х годах и заложили основу для разработки целого ряда эффективных военных радиостанций. Одно из наиболее важных технических достижений той эпохи, использование ультракоротких волновых радиочастот в диапазоне 5–15 мегагерц, было разработано немецкими гражданскими фирмами. К 1927-му году немецкая радиопромышленность была далеко впереди своих заграничных конкурентов в области ультракоротких волн.{513} Использование ультракоротких волн оказалось наиболее эффективным путем при обеспечении связи танковых и пехотных подразделений на небольших расстояниях. Установку радиостанции в каждый танк считал необходимым германский эксперт в области применения бронетанковых войск Эрнст Фолькхайм еще в 1924-м году,{514} и Управление вооружений требовало наличия креплений под радиостанцию в каждом опытном образце танка 20-х годов. С самого начала 20-х годов Рейхсвер устанавливал различные варианты радиостанций на грузовые автомобили для обеспечения связью мобильных полковых и дивизионных штабов. Бронетранспортеры, обычно используемые в качестве разведывательных машин, как правило, также имели радиостанции. Разведывательный отдел Войскового управления анализировал эффективность британской радиосвязи в ходе маневров 1924-го года.{515}

К началу 30-х годов отдел IN-7 и Управление вооружений разработало всестороннюю программу радиофикации мобильной армии. Связь на уровне армия-дивизия обеспечивалась радиостанциями мощностью 100 ватт и с диапазоном в 250 километров. Внутри дивизии связь базировалась на 5-ваттных радиостанциях с дальностью действия 50 километров. Для бронированных машин была разработана ультракоротковолновая радиостанция мощностью 20 ватт и 3–6 километровым диапазоном, в то время как для пехоты было сконструировано портативное ультракоротковолновое устройство мощностью 0.5 ватт и с дальностью передачи голоса в 5 километров. Последнее весило всего 12 килограммрв.{516}

Программа радиофикации Рейхсвера оказалась успешной отчасти по той причине, что IN-7 и Управление вооружений внимательно следили за новыми техническими достижениями в гражданской промышленности и быстро приспосабливали их для использования в военных целях. Например шифровальная машина Энигма была изобретена немцем Артуром Шертиусом в 1923 году; а в 1926 году она уже использовалась в вооруженных силах.{517} Хотя необходимость установки радио во всех бронемашинах казалась очевидной для Рейхсвера в 1920-х, она вовсе не казалась таковой для французской армии. В ходе битвы за Францию в 1940-м году лишь часть французских танков была оборудована радиостанциями, что вынуждало французские бронетанковые подразделения поддерживать связь с помощью флагов и сигнальных ракет в ходе борьбы с немецкой бронетехникой — все машины которой поддерживать радиосвязь.

Артиллерия

Послевоенной немецкой армии разрешили сохранить ограниченное число легких и средних орудий последних образцов в качестве дивизионной артиллерии. 77 мм полевая пушка образца 1916 года, созданная фирмой Рейнметалл стала стандартным орудием дивизионной артиллерии. 105мм гаубица образца 1916 года, сконструированная фирмой Круппа, была принята на вооружение в качестве дивизионной гаубицы. Оба орудия были эффективным оружием для стандартов того времени и эффективно использовались и в ходе Второй Мировой войны. Послевоенные тактические идеи, подчеркнутые в наставлении «Управление и сражение», делали упор на важности наличия эффективных легких орудий поддержки пехоты при ведении подвижной войны. Рекомендованная Войсковым управлением штатная организация пехотного полка 1921 года предусматривали обязательное наличие в каждом полку батареи из шести пехотных орудий.{518} Легкая 77мм полевая пушка, состоявшая на вооружении Рейхсвера, была слишком тяжелой и громоздкой для эффективной поддержки пехоты на поле боя еще в Первую мировую войну. Перевозимая шестеркой лошадей, с тяжелыми деревянными колесами — с такой пушкой было тяжело маневрировать в бою на пересеченной местности, при том что от такого орудия требовалось сопровождать колесами передовые подразделения пехоты и вести огонь прямой наводкой по вражеским опорным пунктам.

Концепция орудия непосредственной поддержки пехоты, малого веса и небольшого калибра, способного маневрировать вместе с передовыми частями, была уже хорошо известной идеей. В Первую мировую войну имперская армия использовала короткоствольную, облегченную версию 77-мм крупповской полевой пушки — L/20. Это орудие весило 855 килограммов — слишком тяжелое, чтобы его можно было вручную легко передвигать по полю боя. Прочие короткоствольные модификации полевых пушек Круппа и Рейнметалла весили от 650 до 855 килограммов.{519} Все основные участники Первой мировой войны использовали различные варианты пехотных орудий — от установленного на треноге французского легкого 37мм орудия до отличной русской 76,2мм штурмовой пушки. В 20-е годы союзники лишь экспериментировали с пехотными орудиями, в то время как для немцев разработка подобного оружия имела высокий приоритет.{520}

Создание Рейнметаллом легкого пехотного орудия калибра 75 мм, одного из наиболее инновационных проектов той эпохи, является отличным примером влияния тактической доктрины на конструирование оружия в межвоенный период. Его разработка была инициирована инспекциями пехоты и артиллерии и управлением вооружений вскоре после окончания Первой мировой войны, а в 1927 году орудие было принято на вооружение и дан заказ на его производство для вооруженных сил. Это оружие оставалось на вооружении до конца Второй мировой войны. Хотя 75 мм легкое пехотное орудие имело небольшие размеры и весило только 400 килограммов, оно стреляло снарядами весом 6 кг — почти столько же весили боеприпасы 855 килограммовой крупповской пушки L/20. Пехотное орудие Рейнметалла имело короткий ствол с уникальной системой казенной части: ствол целиком наклонялся вниз относительно неподвижного казенника, после чего орудие заряжалось как дробовик. Лафет орудия представлял собой простой коробчатый хобот, и мог быть оснащен или пневматическими шинами или деревянными колесами. Максимальная дальность стрельбы 75 мм пехотного орудия составляла всего 3 375 метров по сравнению с 5000–7800 метров пехотных орудий военного орудия; но первая цифра считалась более чем адекватным показателем дальности стрельбы для оружия, предназначенного для ведения огня непосредственной поддержки на небольшие дистанции. Легкость орудия, а также его малые размеры и небольшие колеса, облегчали пехоте его перемещение вручную на поле боя при ведение маневренных боевых действий.{521} Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и армии некоторых меньших государств также конструировали в 20-е годы пехотные орудия, но по соотношению размеров, огневой мощи и простоты конструкции 75 мм орудие Рейнметалл было лучшим для той эпохи.

Поскольку послевоенная немецкая тактика делала упор на использовании усиленного пехотного полка как самой маленькой единицы, способной осуществлять независимые операции, инспекция пехоты видела потребность в еще более тяжелых системах полковой артиллерии. В 20-е годы проводились разработки нескольких тяжелых пехотных орудий. В результате Рейхсвер принял на вооружение 150мм пехотное орудие Рейнметалла. Эта конструкция включала лафет и станины из легких сплавов и весила 1550 килограммов. Максимальная дальность стрельбы составляла 4 700 метров, а стандартный вес снаряда — 40 килограммов. 150мм орудие (15 см SIG 33) было самой крупнокалиберной артсистемой во всех странах, квалифицировавшейся как пехотное орудие, но, как отметил один из комментаторов, оно было «надежным и мощным оружием».{522} Оно оставалось на вооружении до 1945 года.

105 мм гаубица, состоявшая на вооружении Рейхсвера, была моделью военного времени с максимальной дальностью стрельбы 7600 метров, недостаточной для маневренной войны.{523} В конце 20-х программа была инициирована программа по замене дивизионной гаубицы, и на вооружение была принята другая разработка фирмы Рейнметалл, 105 мм легкая полевая гаубица обр. 18, традиционная артиллерийская система с раздвижными станинами и дальностью стрельбы 10600 метров, с бризантным снарядом весом в 14,81 килограммов. Это орудие повсеместно использовалось во время Второй мировой войны, а в некоторых странах эксплуатировалась в течение долгого времени после ее окончания.{524}

Крупп и Рейнметалл были основными конкурентами по каждому контракту 20-х годов на создание артиллерийских систем. Конструкторские разработки корпорации Рейнметалл как правило оказывались лучше крупповских, что было сильным ударом по довоенному господству Круппа в области артиллерийских разработок. Это была благоприятная ситуация для Управления вооружений, которое могло выбирать, отбирать и даже объединять лучшие технические решения обеих компаний. При разработке 105 мм пушки в период между 1926-м и 1930-м годами, Управление вооружений разделило финальный образец для производства между Круппом и Рейнметаллом, приняв на вооружение рейнметалловскую пушку на крупповском лафете. В результате этой комбинации появилось орудие с максимальной дальностью стрельбы 18300 метров, значительной даже по современным стандартам.{525}

Высокоприоритетной была программа создания зенитной артиллерии 20-х годов, поскольку в соответствии с Версальским соглашением Германии было запрещено иметь зенитные орудия. Подходящее легкое зенитное орудие, 20 мм зенитная пушка (2-cm Flak 30) было разработано Рейнметаллом в конце 20-х; оно имело скорострельность 120 выстрелов в минуту т дальность стрельбы по самолетам 299–2000 метров. 20 мм зенитная пушка также годилась и для использования в качестве оружия сухопутных войск. Она был принята на вооружение Рейхсвера и активно использовалась во флоте, сухопутных войсках и военно-воздушных силах в первой половине Второй мировой войны.{526} Разработка тяжелого зенитного орудия была менее успешна. В 1925 году армия решила, что 75 мм — наименьший калибр тяжелого зенитного орудия, пригодный для практического использования; к концу 20-х и Крупп и Рейнметалл создали свои опытные образцы 75 мм зенитных пушек. Однако конструкторы Круппа, работающие в фирме Бофорс, крупповском филиале в Швеции, создали 88 мм зенитную пушку с 20 фунтовым снарядом. Образец был отправлен в 1931 году в Германию и на его базе было создано знаменитое 88 мм орудие Второй мировой войны. В 1933 году оно было принято на вооружение, а заказ на его производство был размещен на заводах Круппа.{527}

Разработки артиллерийских систем 20х годов являются хорошим примером того, как работала научно-исследовательская программа Рейхсвера. Большинство артиллерийских орудий, использовавшихся Германией во Второй мировой войне, были созданы в 20-х годах и в целом продемонстрировали в ходе своей службы удовлетворительные качества. Единственным посредственным орудием, принятым на вооружение в период между двумя войнами, была 37 мм противотанковая пушка. Ни Войсковое управление, ни Управление вооружений не считали этот образец лучшим вариантом, но к 1928 году армия решила, что медлить с принятием на вооружение основного противотанкового орудия нельзя, а программа создания 37 мм пушки была на тот момент наиболее готовой. В целом, германское артиллерийское вооружение было отлично приспособлено к тактическим требованиям принятой в Германии концепции маневренной войны. В соответствии с немецкими традициями тактической гибкости будущие дивизионные артиллерийские командиры получали в распоряжение орудия с различными боевыми свойствами и дальностью стрельбы, что позволяло использовать их для решения самых разных тактических задач.{528}

Бронированные машины

В ходе войны немецкие автомобильные конструкторы доказали, что они могли проектировать и строить танки, сравнимые с аналогичными машинами в союзных армиях. Вскоре после войны, немцы продали компоненты своего наиболее передового танка, LK II, шведской армии. Его конструктор, Йозеф Фоллмер, отправился в Швецию для сборки модифицированной версии LK II, вооруженной пулеметами вместо орудий. Эти модификации, известные как Strv M/2ls, поступили на вооружение в 1920 году и стали первыми шведскими танками.{529} Революционные мятежи 1918–19 годов выявили потребность в бронированных автомобилях. Компания Эрхардта, производившая бронированные автомобили в течение войны, построила в 1919 году 20 бронеавтомобилей, бывших всего лишь модификациями машины образца 1917 года.{530} Шасси тяжелого грузового автомобиля Круппа-Даймлера, стало базой для 40 бронированных автомобилей, построенных фирмой Даймлер. По окончании войны и до января 1920 года в Германии были построены в общей сложности 94 бронемашины; но Версальское Соглашение потребовало их уничтожения.{531} Однако в 1920 году были подписаны Булонские дополнения, в которых Союзники разрешили немецкой тайной полиции иметь 150 бронированных автомобилей, с двумя пулеметами каждый; 50 наиболее современных автомобилей были сохранены в распоряжении полиции.

В 1921 контракт на производство 85 новых бронированных автомобилей был разделен между фирмами Бенц, Даймлер и Эрхардт. Как и большинство бронемашин того времени, машины Даймлера и Эрхардта были спроектированы на базе существующих тяжелых грузовиков. С приводом на четыре колеса, броней толщиной 7–12 миллиметров, и скоростью 50–60 километров в час, эти броневики были вполне сопоставимы с другими бронемашинами той эпохи.{532} Одной известной особенностью всех трех образцов бронеавтомобилей было наличие руля управления как спереди, так и сзади. Имея второго водителя, автомобили могли не разворачиваясь, полностью изменить направление движения. Эта специфическая особенность стала стандартной для большинства германских военных бронированных автомобилей 1930-ых и 1940-ых годов.

Булонские дополнения разрешили Рейхсверу иметь 105 «бронированных транспортеров пехоты», в результате чего была создана еще одна разновидность бронеавтомобиля фирмы Даймлер. В 1922 армия заключила контракт на производство 25 бронированных автомобилей и переделку 20 уже приобретенных машин. Неприспособленность этих машин, названных SD Kfz 3, к движению на пересеченной местности, показала, что они малопригодны для военной службы. Однако они оказались полезны в качестве учебных машин и успешно использовались как база для установки радиостанций. В 1927 некоторые из них были переоборудованы для транспортировки средневолновых радиостанций мощностью 20 ватт с дальностью действия в 15 километров.{533}

В мае 1925 года Управление вооружений разработало спецификации для первых немецких послевоенных танков. Даймлер, Крупп и Рейнметалл получили контракты на постройку двух танков в соответствии со следующими требованиями: вес загруженной машины 16 тонн, максимальная скорость 40 километров в час, способность преодолевать 2-метровую траншею, а также препятствия высотой 1 метр, герметичный, устойчивый к газу корпус, двигатель мощностью 260–280 лошадиных сил, установка радиостанции и способность плавать со скоростью 4 км в час. На танке должна была быть установлена башня с 75 мм орудием у пулеметом, дополнительно он должен был располагать двумя другими пулеметными установками, одна из них во второй маленькой башенке в корме танка. Танк должен был иметь броню в 14 мм со всех сторон и экипаж из шести человек: командир, механик-водитель, радист и три стрелка, один из них в кормовой башне.{534} С целью сохранения тайны танк был назван «большим трактором», руководителем программы был назначен капитан Пирнер из Управления вооружений.

Между 1925 и 1929 все три выбранные компании: Крупп, Даймлер и Рейнметалл, смогли разработать образцы современных танков. Образцы имели похожую форму и компоновку. Созданные танки соответствовали большинству требований Управления вооружений, за исключением того, что были слишком тяжелы — наибольший вес имел танк Рейнметалла (17 580 кг).{535} Образцы «больших тракторов» во многом напоминают британские и французские средние и тяжелые танки середины 20-х годов. Например, дополнительная башня на корме танка была нормой для того времени, поскольку считалось, что тяжелые и средние танки, это боевые машины прорыва и им необходима возможность кругового ведения огня. Лейтенант Эрнст Фолькхайм, один из немногих немецких танкистов с боевым опытом, считал, что танки должны иметь возможность ведения огня во всех направлениях одновременно.{536} Средние танки Виккерс Марк III имели в дополнение к главной орудийной башне еще две пулеметных башенки.{537} Хотя внешне форма «больших тракторов» напоминала британские танки Марк III, также как и система бронирования, немецкие танки были совсем другими боевыми машинами. Имея 75 мм орудие, «большой трактор» стал одним из наиболее вооруженных танков 20-х годов. Британские танки конца 1920-х имели трехфунтовую (47мм) пушку. С двигателями БМВ мощностью 250 л.с. на 16,5–17,5– тонн веса машины Круппа и Рейнметалла имели большую удельную мощность, чем британские средние танки Виккерс Марк III, с их 180-сильными двигателями при весе машины в 18,75 тонн.{538}

Три немецких проекта лишь немного отличались конструкцией трансмиссии, управления и подвески. Корпорация Рейнметалл построила один танк с дифференциальным механизмом поворота и недавно запатентованной системой управления, другой танк с механизмом поворота с бортовыми фрикционами. Все танки использовали маленькие колесные тележки, но требования к каткам и подвеске варьировались.{539} Чтобы выполнить требования по амфибийности, на каждом танке проектировалось место для установки винта в задней части машины, которым должен был управлять стрелок из кормовой башенки.{540} Требование амфибийности является примером заимствования идей американского конструктора Кристи. В начале 1920-х Кристи построил для американской морской пехоты и успешно испытал полностью амфибийную, гусеничную, легкобронированную машину. Машина Кристи при передвижении по воде включала два больших винта и, согласно выпуску журнала Technische Mitteilungen (Технический бюллетень) германской армии, посвященному зарубежным танкам, это «решило проблему создания боеспособного амфибийного танка».{541} Другие немецкие танковые эксперты, такие как Хейгль и Фолькхайм, также были знакомы с конструкцией Кристи и считали необходимым иметь танки-амфибии.{542} После того, как споры вокруг экспериментов Кристи утихли, а немцы провели обширные испытания таких машин в полевых условиях, Управление вооружений решило, что создание амфибийных танков не стоит тех дополнительных проблем и расходов, и отменило это требование в начале 1930-х годов.

Шесть тяжелых танков оказались экспериментальными танками для отработки современных автомобильных технологий и хорошо послужили этой цели. Танки Рейнметалла, Круппа и Даймлера были равны — а по вооружению лучше — образцам танков, испытывавшихся в Великобритании, Франции и Соединенных Штатов. В противном случае конструкции «больших тракторов» были бы переработаны. Кормовая башенка оказалась не нужна и неудобна, поскольку машинное отделение должно было располагаться вокруг нее. Винтовой движитель для передвижения по воде также оказался лишним усложнением. Все три компании учились на этих ошибках. В любом случае, танковая программа позволила создать профессиональные команды танковых конструкторов. позволила создать профессиональные команды танковых конструкторов. Например, профессор Фердинанд Порше, ставший позднее ведущим танковым конструктором Германии, был главным конструктором и куратором программы разработки «большого трактора» корпорации Даймлер.{543} Подполковник Освальд Лутц, с энтузиазмом продвигавший программу создания немецких танков в Инспекции автомобильных войск, и капитан Пирнер из Управления вооружений, также получили немало полезного опыта, участвуя в разработке «большого трактора».

Следующий заказ на разработку танков Крупп, Даймлер и Рейнметалл получили после завершения создания «большого трактора». Этот заказ был выдан на разработку легкого танка, под кодовым названием «легкого трактора», и Управление вооружений хотело получить максимально быстро. В июле 1928 года Управление вооружений выдало трем фирмам тактико-технические требования на новый танк, который нужно было построить, как и «тяжелый трактор», в двух экземплярах. Даймлер вышел из состава участников, в результате чего было построено в общей сложности четыре танка. Легкие танки были закончены и готовы к испытаниям через полтора года после получения заказа — намного более короткий срок разработки, чем при конструировании тяжелого трактора, что было связано с улучшением атмосферы для германских разработчиков вооружения после отъезда из Германии в начале 1927-го года Межсоюзнической Военной Контрольной Комиссии.

Управление вооружений хотело использовать машину в качестве многоцелевого шасси — в качестве танка и бронированного транспортного средства.{544} Легкий танк должен был быть вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и пулеметом. Управление вооружений определило, что боезапас танка должен был состоять из 150 снарядов и 3000 патронов для пулемета. Спецификациями была задана средняя скорость в 25–30 км в час, и 20 км в час — скорость при передвижении по пересеченной местности. Танк должен был быть маневренным и иметь броневую защиту достаточную, чтобы защищать от 13-мм пуль. Он должен был уметь преодолевать траншеи шириной 1,5 метра и иметь запас хода 150 км. Танк также должен был располагать радиостанцией и, по возможности, уметь плавать. Максимальный вес не должен был превышать 7,5 тонн. Как и «большие трактора», «легкий трактор» должен был быть герметичным и не пропускать газ в боевое отделение.{545}

С учетом того, что «тяжелый трактор» предполагался для использования в качестве машины поддержки пехоты, «легкий трактор» должен был стать «убийцей танков», вооруженным скорострельной 37-мм пушкой. Как и «тяжелые трактора», легкие тоже были современными машинами, но они были существенно более продвинутыми в технологическом плане, чем тяжелые танки. Машины Рейнметалла были более продвинутыми, чем крупповские, поскольку при их разработке были использованы система «Клектрак»,{546} управляемый дифференциал был шагом вперед по сравнению с простым дифференциальным механизмом поворота грузового автомобиля. Первым танком, в котором была использована система Клетрак, был экспериментальный легкий танк Рено, построенный лишь за два года до этого, в 1926-м году.{547}. Танк Круппа и один из танков Рейнметалла были построены с использованием нескольких сдвоенных колесных тележек, но один из танков Рейнметалла использовал тележки с четырьмя большими катками и подвеской Кристи, эффективный и практичный проект, обеспечивший отличную скорость и проходимость при передвижении по пересеченной местности.{548} На рейнметалловских танках был установлен эффективный двигатель компании Даймлер для грузовых автомобилей мощностью в 100 л.с. — и единственным недостатком этих танков было то, что их вес в 8,9 тонн превысил максимальный вес, заданный тактико-техническими требованиями.

Между конструкциями «легких тракторов» и иностранных танков есть некоторое сходство. На «легких тракторах» двигатели устанавливались в передней части корпуса, а башня в корме танка — также как и на танках Виккерса конца 20-х годов.{549} Но немецкие танки с их 37-мм пушкой и пулеметом, имели более сильное вооружение, чем британские машины, вооруженные лишь тяжелым пулеметом. Немецкие легкие танки также были вдвое тяжелее британских аналогов, весивших 4,25–4,75 тонн каждый. Следующим отличием было то, что корпуса английских легких и средних танков того времени были клепанными, в то время как немецкие сварными. Проектам немецких танков 20-х годов с их тяжелым вооружением и использованием двигателей «Клектрак» были ближе скорее французские, чем британские танки.{550}

Третьим образцом немецкого танка 20-х годов был специальный проект Круппа, разработанный не по заказу Рейхсвера, а скорее в порядке частной инициативы при серьезной поддержке со стороны Освальда Лутца. С 1924-го по 1927 год Лутц руководителем отдела разработок транспортных средств Управления вооружений, а в 1928-м году он получил назначение в Инспекцию автомобильных войск. Начиная с конструкторских разработок Кристи начала 20-х годов, которые позволяли танкам передвигаться на большой скорости по дорогам, используя колесный ход, а затем, надевая гусеницы, передвигаться по пересеченной местности, немецкие эксперты в области применения бронетанковых войск активно интересовались возможностями бронированных машин, объединяющих высокую скорость бронеавтомобиля при движении по шоссе с возможностью движения танка на пересеченной местности.{551} Машина, сконструированная инженером О. Меркером на заводе Круппа в Эссене, оказалась сложным специализированным транспортным средством, имевшей четыре больших колеса автомобильного типа, а также гусеницы. При необходимости колеса опускались, а гусеницы поднимались, и машина могла передвигаться по шоссе на колесном ходу.

Шесть опытных образцов были собраны в 1928 году. Каждый из них имел башню с автоматической 37-мм пушкой и легким пулеметом в кормовой части. Три танка имели двигатели Benz мощностью 50 л.с., а три — 70-сильные двигатели NAG. Вся машина весила 5,3 тонны. Скорость машины на колесном ходу составляла 46 км в час, а с использованием гусениц — 23 км в час.{552} Подполковник Лутц надеялся получить танк, в котором водитель, не покидая боевой машины, мог бы за минуту перейти с гусеничного на колесный ход. Он требовал больше, чем можно было достичь при уровне технологий, существовавших в 1928-м году. Хотя Меркер активно пытался разработать надежную колесно-гусеничную машину, эта идея в итоге оказалась провальной. По словам Лутца, с колесно-гусеничным движителем возникали постоянные проблемы, и такая машина была «трудно управляемой» при любом способе движения.{553} Некоторые из этих танков были испытаны немецкой армией на советском испытательном полигоне в Казани — результаты этих испытаний были оценены как неудачные.{554} Хотя германская армия отказалась от идеи колесно-гусеничного танка, Крупп отправил чертежи, Меркера и команду конструкторов на заводы Ландсверк в Швеции, филиал корпорации Круппа, где конструкция колесно-гусеничного танка была доработана и запущена в производство под названием «Ландсверк» L30. Крупп окупил свои вложения в разработку этого танка, поскольку данная модель имела хороший сбыт на международном рынке.{555}

Попытка разработки колесно-гусеничного танка является еще одним примером того, насколько жестко немцы следовали за развитием зарубежных технологий, и даже пытались их превзойти. Концепция колесно-гусеничного танка была весьма популярной в то время. Французы разработали прототип подобной бронированной машины еще в начале 20-х годов — программа, за которой с особым интересом следили в Рейхсвере.{556} В австрийской автомобильной промышленности также экспериментировали с колесно-гусеничными танками. Компания Заурер произвела в начале 30-х несколько таких машин; в 1939-м году Вермахт использовал несколько единиц этой бронетехники, доставшихся ему от австрийской армии, для оснащения своих моторизованных подразделений. Бронетранспортер образца 30-х годов, под названием SD Kfz 254, оказался неудачным и недолго оставался на вооружении.{557}

Поскольку конструктивные недостатки колесно-гусеничного танка были очевидны уже к 1928 году, Лутц и специалисты автомобильной инспекции переключили свое внимание на «шести — и восьмиколесные бронеавтомобили и полугусеничные машины, которые должны были выполнить роль боевой разведывательной машины, для чего ранее предполагалось использовать колесно-гусеничные танки. {558}Программа создания бронированного автомобиля уже шла полным ходом, и с 1928-го года получила серьезное финансирование со стороны Рейхсвера.{559}

Рейхсвер никогда не был удовлетворен недостаточной проходимостью бронированного транспортера пехоты Даймлера при движении по пересеченной местности. Исследования, произведенные Инспекцией автомобильных войск в 1926–27 годах, привели к выдаче в 1927-м году Управлением вооружений заказов фирмам Бюссинг, Даймлер и Магирус. Опытный образец бронеавтомобиля должен был иметь максимальную скорость как минимум 65 км в час, преодолевать траншеи шириной до 1,5 метров и склоны 33 градуса крутизной. Как и бронеавтомобили 1921 года, новые машины должны были иметь рулевое управление и спереди, и сзади. Максимальный вес каждой бронемашины не должен был превышать 7,5 тонн. От определенного изначально требования амфибийности машины вскоре отказались.{560}

К 1928-му года каждая компания создала опытные образцы бронемашин, превосходившие по своей проходимости разрабатывавшиеся за рубежом в 20-х годах аналоги. Проект фирмы Даймлер, разработанный под руководством профессора Фердинанда Порше, представлял быструю и маневренную восьмиколесную бронемашину с низким силуэтом, с двигателем мощностью 100 л.с., полноприводную при движении как вперед, так и назад, и 13,5 мм бронированием. Опытный образец фирмы Магирус был похож на проект фирмы Даймлер,{561} а машина фирмы Бюссинг, десятиколесный бронеавтомобиль, имела хорошую скорость и проходимость, но проблемы с торможением при наличии десяти колес делали машину опасной при движении на высокой скорости. После испытаний от машины компании Бюссинг отказались, а фирмам Даймлер и Магирус были заказаны дополнительные бронеавтомобили.{562} Ренйметалл разработал для бронеавтомобиля башню с 37-мм пушкой и пулеметом.{563}Программа разработки многоколесных бронированных автомобилей убедил Рейхсвер в ценности восьмиколесной бронемашины, а машины Даймлера, Магируса и Бюссинга стали прямыми предками удачного восьмиколесного бронеавтомобиля SD Kfz 231, широко использовавшегося во время Второй мировой войны.

Разработка полугусеничных машин для германской армии началась позже, в ходе программы моторизации армии. Прототипы полугусеничных транспортеров и бронеавтомобилей появились в 1930-м году. Приняв в 1928-м году решение о создании бронеавтомобилей на базе полугусеничных машин, Лутц и Инспекция автомобильных войск лишь пошли по уже известному пути. Простые импровизированные полугусеничники создавали уже в Первую мировую войну, устанавливая один или два катка на грузовики и приспосабливая к ним гусеницы. Такая технология появилась изначально у союзников, но в 1918 году под полугусеничный движитель был приспособлен легкий грузовик Бенц-Брауэр.{564} Первым настоящим немецким полугусеничником, у которого задняя часть была по-настоящему гусеничной, а не адаптированной автомобильной базой, стала машина, построенная в 20-х годах компанией Дуркопп, перепроектировавшей под полугусеничную машину тяжелый грузовой автомобиль. Полугусеничный автомобиль фирмы Дуркопп предназначался для использования в качестве тяжелой сельскохозяйственной машины, но его разработка не предотвратила скорого краха компании.{565} Другим немецким производителем полугусеничных машин была компания Маффей, которая производила тяжелые грузовики ZM10. ZM10 имел дополнительное ведущее колесо и два катка, которые при необходимости опускались, после чего на них и на задние колеса одевалась гусеница, в результате чего появлялся тяжелый грузовик повышенной проходимости. Компания Маффей в соответствии с лицензионным соглашением приобрела большую часть технологий во Франции в 1927-м году, и к 1930 году запустила в производство гражданскую полугусеничную машину вместимостью 8 человек или 1 000 кг грузов. Рейхсвер и австрийская армия сразу же закупили эти автомобили. Компания Маффей продолжала и дальше разрабатывать для Рейхсвера и Вермахта полугусеничные машины.{566}

Разработкой бронированной техники в 20-х годах Рейхсвер во многом обязан деятельности Освальда Лутца, центральной фигуры в процессе создания немецких бронетанковых войск в период с 1924 по 1938-й год. В 1924-м году Лутц, впоследствии подполковник, получил назначение в Управление вооружений на должность начальника отдела для курирования разработок в области моторизации войск. Его назначение на такую должность было правильным выбором. Лутц был техническим специалистом и вся его карьера была связана с армейским транспортом, начиная со службы лейтенантом в железнодорожных войсках Баварской армии и позднее, во время войны, службы в роли руководителя автомобильных войск Шестой армии.{567}. Когда Лутц получил назначение в 6-й отдел Управления вооружений, он жаловался, что со времени постройки бронеавтомобилей в 1921 году для разработки новых бронемашин не было сделано ничего.{568} Он инициировал интенсивные исследования в отделе, что привело к появлению нескольких программ по разработке оружия. В 1928 году, когда Лутц был переведен в инспекцию автомобильных войск, он оставался сторонником новых программ по разработке бронетанковой техники. Программа создания бронетанковой техники Управления вооружений также имела поддержку со стороны генерала фон Зекта, посетившего Густава Круппа в Эссене в течение нескольких дней в ноябре 1925-го года, вскоре после подготовки первых спецификаций на создание танков. Там они обсуждали танковую программу, а также разработки и научные исследования в области вооружений, который Крупп проводил на заводе Бофорс в Швеции.{569}

Автомобили

Первая мировая война продемонстрировала масштабное использование автомобилей в германской армии. В ноябре 1918 года автомобильные войска насчитывали 2000 офицеров, 100 000 солдат, 12 000 легковых и 25 000 грузовых автомобилей, 3200 санитарных машин и 5 400 мотоциклов.{570} Если бы блокада Антанты не ограничила жестко поставки нефти и каучука в Германию, то немецкая промышленность произвела бы гораздо большее количество автомобилей. В конце войны союзники располагали примерно 200 000 транспортных средств всех типов.{571}

В ходе войны германская промышленность разработала множество разновидностей автотранспортных средств, приспособленных для военной службы. Тяжелые зенитные и 77мм полевые пушки, установленные на грузовиках Эрхарда и Даймлера, получили широкое распространение. Многие из немецких тяжелых и средних грузовиков были эффективными полноприводными автомобилями. В течение нескольких лет после окончания войны Рейхсвер эксплуатировал многочисленные и разнообразные автомобили военного времени. Тяжелый грузовик Даймлер KDI обр. 1918 года со смонтированной на нем 77мм полевой пушкой оставался на военной службе вплоть до 30-х годов.{572} До конца 20-х годов командующие округами не имели возможности обеспечить автомобилями подчиненные им войска.

Экономические проблемы, присущие Германии в начале 20-х, делали невозможным любое долгосрочное планирование моторизации Рейхсвера. Однако рост немецкой экономики после 1923-го года, усиление позиций автомобильной индустрии и lifting контроля союзников на производстве гусеничных машин невоенного назначения в конце 1923-го года позволили к 1925 году вернуться к рассмотрению возможности моторизации армии. Во время экономического бума, последовавшего за 1923-м годом, в Германии резко увеличилось количество автомобилей. В 1925-м году в стране эксплуатировалось 175 665 легковых автомобилей против 100 340 машин в 1923-м году. Число грузовиков выросло до 80 363 в 1925 году с 51 736 штук в 1923-м. С 1923 по 1925 год число мотоциклов увеличилось с 54 389 до 161 508, а специальных машин (тракторов, тяжелых тягачей и т.д.) с 1 484 до 8 290 штук.{573} В 1926 г. армия представила свою первую программу моторизации, которая была скорее программным заявлением, чем реальным планом закупок техники.

Программа моторизации, постоянно пересматривавшаяся между 1926-м и 1930-м годами пыталась оценить потребности армии в автотранспортных средствах, и установить единые стандарты для закупаемой техники. Упор делался на определении тех моделей находящихся в производстве гражданских автомашин, которые лишь с небольшими изменениями могли быть приняты на вооружение. Основной целью программы было предусмотреть возможность значительной моторизации армии в условиях ее значительного роста. Возможность использования гражданских автомобилей позволило бы ускорить оснащение армии с относительно невысокими затратами. {574}

Одной из программ — разработке гусеничной, самоходной артиллерии — генерал фон Зект уделял особое внимание. В своем отчете за 1922 год фон Зект сказал об орудиях, установленных на грузовиках Эрхардт, следующее: «существующие моторизованные батареи не являются современной моторизованной артиллерией… Их возможности передвижения по пересеченной местности неприемлемы»{575} В списке приоритетов Управления вооружений, опубликованном следом за программой моторизации, разработке современной моторизованной артиллерии отдавался высокий приоритет, сразу после программы разработки танков.{576} В соответствии с идеей об использовании гражданских технологий, легкий гусеничный трактор Ганомаг с двигателем мощностью 25 л.с. оснастили креплениями для установки 37-мм противотанковой пушки Рейнметалл, а на большой 50-сильный трактор установили 77мм полевую пушку. Испытания в России показали эффективность этих полувоенных машин. Однако в конце 20-х армия, ограниченная своим бюджетом, закупила лишь несколько таких машин.{577} Некоторое количество гусеничных и колесных тракторов были закуплены напрямую у гражданских компаний для того, чтобы моторизовать часть инженерных и артиллерийских подразделений.{578}

В целом, программа моторизации оказалась самым большим провалом Управления вооружений и Инспекции автомобильных войск. Оригинальная концепция адаптации гражданского автотранспорта для использования на армейской службе оказалась весьма здравой и этот принцип был положен в основу чрезвычайно успешной программы моторизации армии США.{579} Одним из любимых высказываний фельдмаршала Гинденбурга было следующее: « На войне успешно только то, что просто». То, что сделали Управление вооружений и Инспекция автомобильных войск — простым не было. Эти ведомства быстро пришли к тому, что стали выдвигать требования к приобретаемым для армии автомобилям таким же образом, как они это делали при разработке различного вооружения. В 1927–28 гг для Управления вооружений было ясно, что все рода войск должны быть моторизованы, {580} как следствие, были тщательно изучены тактические требования, предъявляемые всеми родами войск, а автомобильной индустрии был представлен длинный перечень необходимых транспортных средств наряду с детальными спецификациями по весу, проходимости и другим показателям. Вместо того, чтобы изучить имеющиеся гражданские автомобили и выбрать для использования в армии наиболее практичные простые модели, что позволило бы снизить затраты и облегчить обслуживание техники, армия потребовала от автопромышленности разработать большое количество новых автомашин.

В 20-е годы армия просила от автомобильной промышленности создания автомобилей-амфибий, грузовиков с максимальной проходимостью и специальных трехосных шестиколесных штабных автомашин. Компании Даймлер, Хорьх, Зэльве построили несколько образцов последних по выданным армией ТТХ. Результатом был элегантный и чрезвычайно дорогой штабной автомобиль с умеренной проходимостью.{581} В конце 20-х — начале 30-х Рейхсвер закупил ограниченные партии автомашин самых разных типов у тридцати шести различных автомобильных компаний.{582} Все образцы передовых в технологическом плане автомобилей отличались высокой стоимостью, а их производство не стремилось к какому-либо упрощению или стандартизации. Постоянные исследования, переделки и испытания демонстрировали энтузиазм Управления вооружений в деле моторизации армии, а также стремление к использованию новейших технологий, но на все это тратился весьма ограниченный бюджет, выделенный на закупку транспортных средств, в результате чего в 30-е годы Вермахт унаследовал поразительное разнообразие автомобильной техники и специальных машин, производство и обслуживание которых едва ли можно было стандартизировать или удешевить. Программа моторизации Рейхсвера является прекрасным примером потери изначально поставленных целей, замененных погоней за технологией. Армия слишком сильно отреагировала на критику Торбеком предвоенной имперской армии за игнорирование последней технологических аспектов войны.

Дальше