Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Глава четыре.

Обучение Рейхсвера

Период с 11 ноября 1918 и до января 1921 был особенно бурным временем для немецкой армии, когда была распущена старая армия и создана новая, организованная в соответствии с условиями Версальского Соглашения. Несмотря на большие трудности, в течение первых нескольких лет после перемирия 1918 года обучение солдат, небольших подразделений и полков велось также, как и в ходе войны.

Система обучения призывников старой имперской армии состояла из нескольких недель интенсивной начальной подготовки в учебных ротах армейских полков. В мирное время все роты обучались и держались вместе с целью прохождения полного цикла военной службы. С началом войны однако роты новобранцев стали подразделениями первоначальной подготовки, размещенными в местах дислокации полков в мирное время, и с главной целью обеспечения подготовки обученного запаса для родных полков. Целая система мероприятий была направлена на обеспечение единства и слаженности подразделений. Солдаты, которые обучались вместе, и в целом держались вместе. Полк нес ответственность за свое собственное подразделение и программу индивидуальной подготовки, а солдаты часто обучались теми самыми офицерами и унтер-офицерами, которые должны были затем руководить ими в бою. Поэтому полковые унтер-офицеры и офицеры были сильно заинтересованы в подготовке жестких и всесторонних учебных программ.

В послевоенном временном рейхсвере основной проблемой была организация эффективных и слаженных частей для ведения боевых действий против коммунистических повстанческих отрядов и для защиты восточной границы от недавно возникшего Польского государства. Выполнение задачи создания новой военной силы во время инфляции, политической нестабильности и демобилизации полевой армии казалось невозможным — но так или иначе было достигнуто. Создание реальной военной силы после перемирия оказалось одним из внушительных доказательств эффективности старого Генерального штаба.

Первоначально временный рейхсвер был создан на базе кадров сохранившихся частей имперской армии и фрейкора (созданного для борьбы с коммунистами и защиты границы). Поскольку солдатам фрейкора хорошо платили, а безработных ветеранов было много, оказалось несложным набрать количество солдат, достаточно большое для борьбы с внутренними противниками и защиты восточной границы. С 1919 по 1923 годы эти проблемы были главными стратегическими проблемами для Германии. Временный рейхсвер, а после 1921 года просто рейхсвер, были настолько заняты решением этих задач, что до 1923–24го годов едва ли было возможным обучение больших воинских частей и проведение маневров дивизионного масштаба. Трудно найти точные цифровые данные по потерям, но имеющиеся статистические данные потерь Рейхсвера между 1919 и 1923 годами свидетельствуют о серьезности борьбы, которая велась с целью подавления коммунистических выступлений в индустриальных районах Германии. В кампании против Баварской советской республики в апреле — мае 1919 года, Рейхсвер и фрейкор потеряли тридцать восемь солдат погибшими и сотни раненными.{324} В ходе подавления коммунистического восстания в Руре в марте 1920-го года, фрейкор и Рейхсвер потеряли пятьсот солдат убитыми и раненными.{325} Временный Рейхсвер был настолько втянут в подавление внутренних мятежей, что в 1919 и 1920 годах во всей армии было распространено наставление по тактике ведения городских боев.{326}

В той беспорядочной обстановке, в которой тогда работало Войсковое управление, создавая новые наставления, тактику и концепции, оставались в силе тактические руководства и инструкции 1918-го года, а система обучения отдельных солдат и подразделений Временного Рейхсвера продолжала оставаться измененным вариантом системы обучения старой имперской армии вплоть до 1921–24 года, когда были выпущены новые наставления и инструкции. Поскольку тактика и система обучения образца 1918 года были эффективными в то время, данный факт не представлял никакого неудобства. Даже в ходе внутренней борьбы, являвшейся по сути эквивалентом гражданской войны, временный рейхсвер сохранял свойственный старой армии упор на подготовку солдат и специалистов. Отчеты подразделений, входящих в состав полков Временного рейхсвера, расположенных в 1919–20 году в Саксонии, сохранившиеся в значительной части, показывают, что подразделения занимались организацией учебных курсов по подготовке специалистов-пулеметчиков, минометчиков и артиллеристов.{327}

Концепции элитной профессиональной армии генерала фон Зекта был нанесен значительный ущерб Версальским соглашением, позволившим Германии иметь армию, много меньшую, чем идеальные с точки зрения Зекта вооруженные силы общей численностью в 200–300 тысяч солдат, поддержанных милицией. В течение 1919–20 годов немцы вели переговоры с союзниками, стремясь ослабить требования соглашения. Немцы просили разрешения создать армию в 200 000 солдат, обладающих полным набором современного вооружения. Неприятие союзниками такой армии побудило Зекта изменить в 1921 году свою концепцию элитной армии. Новая армия впредь должна была преследовать две цели: действовать в качестве элитной ударной военной силы Германии и быть готовой к быстрому развертыванию в профессиональную, отлично подготовленную армию в составе 21 дивизии. Эта, последняя, армия считалась минимальной силой, необходимой для адекватной обороны страны. При необходимости, вся армия стала бы армией командиров, или Fuhrerheer, в которой каждый офицер, унтер-офицер и рядовой в любой момент были бы готовы занять следующую ступеньку.{328} Рядовые должны были готовы командовать отделением, унтер-офицеры — взводом, лейтенанты — ротой, и так далее. Солдаты и офицеры, не способные к продвижению на более высокие командные позиции, должны были увольняться из армии.

Fuhrerheer предъявлял намного более высокие требования к уровню подготовки личного состава чем любая другая армия, имевшаяся ранее у Германии. Поэтому для привлечения на службу в армию качественного призывного состава, уровень жизни военнослужащих должен был быть повышен. Жалование было увеличено, жесткая дисциплина призывной армии смягчена, а жизненный уровень профессиональных военных резко улучшен. Начиная с 1920–21 годов, армейские бараки были отремонтированы и реконструированы в более удобные армейские квартиры. Впредь каждый унтер-офицер должен был иметь свою собственную комнату, а в одной, хорошо оборудованной спальне, напоминающей скорее комнату в университетском общежитии, должно было жить не более четырех — восьми рядовых — разительный контраст по сравнению с рядами коек в помещениях, предназначенных для больших подразделений, обычных для имперской армии.{329} Особый акцент делался на хорошем питании, а подразделения должны были иметь полный набор спортивного инвентаря и оборудованы для солдатского отдыха, предполагались войсковые библиотеки и солдатские клубы. Внутри армии была создана целая система курсов, дающих знания профессиональной и классической школы солдату, поступившему на службу на длительный срок, с тем чтобы дать ему профессию и подготовить к жизни в гражданском общества после завершения двенадцатилетнего срока службы.{330}

Все это было существенным отклонением от прусской военной традиции, проповедовавшей спартанские условия службы для призывника. Однако это хорошо работала на привлечение того типа солдата, в которых нуждалась «Армия командиров». Молодой немец, поступающий на службу в рейхсвер, должен был иметь физическое и умственное развитие выше среднего. В Девятом пехотном полку, типичной военной части 12 процентов имели закончили среднюю школу или имели классическое образование, 55 процентов работали или учились в сфере коммерции, 18 процентов получили ремесленное образование и 15 процентов имели крестьянское происхождение.{331} Историк Германн Теске описывал личный состав Девятого полка как очень квалифицированный; большое количество рекрутов и небольшой размер армии позволяли отбирать в Рейхсвер только лучших претендентов.{332} Когда полк был сформирован, в 1920-м году, большинство унтер-офицеров были ветеранами-фронтовиками, что было типичным и для других полков.{333} История первого кавалерийского полка отмечает, что в послевоенный период было гораздо больше добровольцев, чем открытых вакансий, что позволяло тщательно отбирать будущих солдат.{334} В Рейхсвере в целом к 1928-му году было по пятнадцать претендентов на одно место.{335} Набор рядовых обычно находился в руках ротных и батарейных командиров. Гарольд Гордон утверждал, что «в результате децентрализованной системы пополнения местные офицеры могли проводить отбор в соответствии со своими собственными пожеланиями, но не отмечалось никаких жалоб, свидетельствовавших о широко распространенном злоупотреблении такой привилегией. Рейхсвер хотел иметь хороших солдат — и получил их.»{336}

Ученые, изучающие историю Рейхсвера, соглашаются, что представлял собой первоклассные вооруженные силы в отношении качественного уровня его офицерского и рядового состава. Гордон назвал его «действительно профессиональной армией. Не только офицеры, но также и солдаты поступали на военную службу, чтобы посвятить ей значительную часть своей жизни и, как ожидалось, будут изучать свою профессию, как если бы они были докторами, адвокатами или академиками.»{337} Не будет преувеличением оценка Рейхсвера как лучшей армии своего времени.{338}

Рейхсвер был дислоцировался на территории всей страны в составе небольших гарнизонов батальонного и реже полкового размера.{339} Такая практика размещения большинства гарнизонов в маленьких городах и поселках была неудобной, но помогла изолировать солдат от левой пропаганды и агитации, влияние которой было бы сильно в крупных городах.{340} В начале 20-х, солдат Рейхсвера проходил свое начальное обучение в этой небольшой замкнутой гарнизонной среде; он лишь изредка мог увидеть весь полк целиком, собранный для проведения учений. После стабилизации политической обстановки в середине 20-х, полки и дивизии стали объединяться для совместного обучения гораздо чаще.

Обучение новобранца в Рейхсвере, полный курс обучения базовым навыкам пехотинца и солдата, обычно длилось около шести месяцев. Ганс Майер-Велькер, поступивший на службу в Рейхсвер в качестве кандидата в офицеры в 1925-м году и прошедший курс молодого бойца, описал его как строгое и всестороннее обучение. в учебном батальоне четырнадцатого пехотного полка, куда попал Майер-Велькер, акцент делался на физической, а также традиционной строевой подготовке.{341} Большая часть тренировок проводилась в форме многочисленных ночных и дневных тактических учений. Солдатам выдавались тактические наставления, которые они, как предполагалось, будут изучать в свое свободное время.{342}

Солдаты каждого рода войск Рейхсвера в дополнение к специальному обучению в рамках своего рода войск проходили базовый пехотный учебный курс. Так, например, солдаты, попавшие в автомобильные войска, в течение первых двух лет своей службы наряду с курсами механиков, водителей и технического обучения проходили и пехотный учебный курс.{343} Родом войск, в наименьшей степени изменившим свои учебные программы по сравнению с предвоенными подходами, оказалась кавалерия. Даже при том, что ведение боя в спешенных порядках было частью довоенной программы обучения, верховая езда оставалось основой обучения кавалерии и после войны, а кавалерист все еще получал соответствующее снаряжение и обучался владению пикой и саблей.{344} Сутью всего обучения кавалерии оставалась как индивидуальная, так и групповая верховая езда. Однако конная езда в строю — хотя послевоенная программа обучения кавалерии и уделяла этому большое значение — имела лишь небольшое практическое военное применение к началу 20-х годов. Кавалерия безусловно оказалась самым консервативным родом войск. Описание большее части высшего командного состава как реакционного в военном отношении не является преувеличением. Основным наставлением для кавалерии было Армейское наставление 12,впервые изданное в 1912 году. Новое издание лишь с некоторыми незначительными изменениями было выпущено Рейхсвером в 1926-м году.{345} После Первой мировой войны практически все младшие офицеры оказались сторонниками упразднения пики, но все полковые кавалерийские командиры Рейхсвера настаивали на сохранении этого живописного, но бесполезного оружия. Только в октябре 1927 года командующий армией, генерал Вильгельм Гейе, преодолел оппозицию полковников-кавалеристов и приказал упразднить пику в кавалерии.{346}

С развитием армии, время с конца весны и до начала осени стало сезоном полковых и дивизионных маневров, достигающих наивысшей точки при проведении многодивизионных учений в сентябре. С ноября по март центром обучения солдат была рота. Небольшие подразделения оставались в своих гарнизонах и использовали для обучения расположенные поблизости полигоны. Отчет американского военного атташе в Германии, написанный в 1927 году, детально описывает обучение немецких воинских частей в ходе зимы. Этот отчет проливает свет на обучение Рейхсвера начиная с ранних 20-х годов и до начала перевооружения в 1934 году.{347} Американский атташе был впечатлен уроками тактики в классном помещении, которые проводил ротный командир для всей роты. Большой (2 на 4 метра) ящик/стол с песком, который обычно использовался для военных игр и обучения — был намного больше, чем аналогичный стол, используемый в армии США. В этом изображении боевых действий на участке роты использовались масштабные модели зданий и снаряжения, а также фигуры, представляющие каждого солдата роты. В ходе урока командир роты поэтапно проговаривал с солдатами тактические проблемы, постоянно задавая вопросы и получая ответы, «сначала задавался вопрос и класс должен был назвать имя человека, который должен ответить на этот вопрос. Вопросы и ответы аккуратно сменяют друг друга, причем нет и секундной паузы между вопросом ответом или между ответом и следующим вопросом; каждый человек должен быть начеку.»{348}

Атташе считал, что физическая подготовка немецких солдат гораздо лучше, чем такая же в американских вооруженных силах. Нормативы Рейхсвера предполагали для своих солдат большее количество напряженных маршей, чем стандартные нормы в армии США: «что касается проворства и ловкости, то немцы гораздо лучше подготовлены физически чем наши собственные солдаты»;{349} комментарий американского наблюдателя озвучил «впечатление о чрезвычайно высоком уровне подготовки.»{350} В соответствии с концепцией Зекта касательно создания «армии командиров», в ходе ротных учений при решении различных тактических задач происходила постоянная ротация унтер-офицеров через должности взводных командиров, с целью дать им практический опыт командования взводом. Даже рядовым давали возможность попеременно действовать в качестве командира отделения в ходе решения тактических задач. Задачи роты, описанные американцем, включали действия роты в качестве полкового авангарда, атаку вражеских укрепленных позиций, а также атаку пулеметных точек. Для придания реализма учениям использовались макеты пехотных орудий, а также пулеметов. В целом маневры осуществлялись «с большим энтузиазмом»; что касается лидерства, то «хотя приказы взводам и отделениям отдавались младшими унтер-офицерами и рядовыми, качество этих приказов было высоким, соответственно уровень командования везде был первоклассным.»{351}

Другие отчеты о проведении в Рейхсвере обучения на уровне роты также свидетельствуют о том, насколько серьезным и напряженным оно было. подразделения Рейхсвера обычно большую часть своего времени проводили на свежем воздухе. Франц фон Гертнер, бывший в начале 20-х лейтенантом, вспоминал, что пехотная рота, в которой он служил под началом будущего фельдмаршала Эриха фон Манштейна, регулярно тратила 4 дня в неделю на полевые учения. Три дня отводились на марши и тактические занятия и один на огневую подготовку. Только один день отводился на внутриказарменные занятия.{352}

Задачи системы обучения Зекта

В соответствии с политикой Зекта создание армейской организации и обучение армии должно было происходить поэтапно. Сначала должна была быть организована профессиональная армия. На второй стадии следовало разработать современную военную доктрину. На третьем этапе должна была быть создана всеобъемлющая программа обучения всех родов войск. В соответствии с новой доктриной обучение должно было начинаться со взводных и ротных учений, постепенно двигаясь в сторону учений батальонных и полковых. При достижении высокого уровня индивидуальной подготовки, а также подготовки небольших подразделений, армия переходила к дивизионным и многодивизионным маневрам. Зект сделал обучение Рейхсвера главным приоритетом его армейской политики. Примерно треть своего времени в течение года он отводил на посещение гарнизонов по всей стране с тем, чтобы наблюдать за тем, как проходит обучение. Руководитель рейхсвера не пропускал даже самые маленькие подразделения.{353}

Фон Зект, как показывают его сохранившиеся инструкции, ожидал, что его подчиненные генералы будут поступать аналогично.{354} В своем письме, названном «Основы обучения армии», Зект настаивал на том, что каждый офицер каждого рода войск Рейхсвера должен постоянно помнить о своей роли наставника и образца для подчиненных ему войск.{355} Рукописная история Шестнадцатого пехотного полка показывает нам эту поэтапную систему армейского обучения. В 1921 году эта часть была сформирована. В 1922 программа обучения полка акцентировалась на переподготовке отделений, взводов и рот в соответствии с новыми пехотными наставлениями.{356} В 1924 году была пересмотрена система обучения солдат и унтер-офицеров в соответствии с опытом, накопленным в 1921–23 годах.{357} В 1924 году были также проведены ряд батальонных и полковых учений.{358} А в 1926 году состоялись дивизионные учения.{359}

Результаты наблюдений Зекта за ходом обучения частей и подразделений содержались в ежегодно издававшихся Заметок командующего сухопутных войск (Bemerkungen des Chefs der Heersleitung). В 1920 Зект предписал, что первые три месяца каждого нового года должны были принадлежать командиру роты для его учебной программы.{360} В том же самом году Зект констатировал, что «самой трудной целью для командира является достижение взаимодействия родов войск.»{361} Он привел в качестве негативного примера гарнизон, в котором стояли пехотный батальон и артиллерийская батарея, которые редко участвовали в совместных учениях. Другой гарнизон, который посетил Зект, состоял из батальона пехоты без какого-либо артиллерийского подразделения, и несмотря на это пехота постоянно учились взаимодействию с артиллерией, используя макеты пехотных орудий — в гарнизоне служило несколько опытных артиллеристов, подготовивших программу обучения. Зект приказал, чтобы каждый пехотный офицер учился обслуживать орудия и командовать артиллерийским взводом. Тот же самый приказ в равной степени касался кавалерии и других родов войск.{362}

Фон Зект также критиковал наблюдавшиеся им склонности к тактике траншейной войны, настаивая на использовании новой тактике, делавшей основной упор на подвижности. В 1922 он принуждал пехоту концентрироваться на подвижности и фланговых атаках.{363} Фон Зект особенно критически относился к тенденции подготовки артиллерии к позиционной войне: «Артиллерийские приказы слишком часто пишутся в соответствии с условиями позиционной войны и являются слишком длинными. Батальонные приказы, состоящие из 10–15 разделов, невозможно использовать в бою.»{364} Он добавляя что «в маневренной войне только временно может использоваться огневой вал (самый простой вариант которого требует 12 часов для подготовки). В маневренной войне лучше не использовать огневой вал, а давать артиллерии другие задачи.»{365} Зект непрерывно подчеркивал инновационность и гибкость мобильной войны в сравнении с тщательно планируемыми методами ведения позиционной войны. Во время продвижения вперед он рекомендовал атаковать с ходу, утверждая что «гибкость духа» немецкой армии и ее быстрые реакции являются одними из ее преимуществ.{366}

В 1923 году Зект снова настаивал на том, что главная цель армии состояла в обучении для ведения маневренной войны. Важную роль играла способность войск преодолевать большие расстояния.{367} Зект подчеркнул важность коротких, ясных приказов в подвижной войне в противоположность детальным приказам войны позиционной. Он констатировал, что армейские командиры все еще нуждались в большей практике по отдаче приказов, характерных для мобильной войны.{368} Лишь в 1925 году Зект выразил реальное удовлетворение процессом переподготовки армии к мобильной войне: «полевые маневры показывают, что армия наконец-то преуспела в ослаблении пут позиционной войны. Подвижность — главная потребность армии. Эти принципы, изложенные в наших наставлениях, должны быть включены в наши учебные цели.»{369}

Обучение унтер-офицерского состава.

Создание эффективного унтер-офицерского корпуса было центральным пунктом разработанной Зектом концепции создания «армии командиров». «Фундаментальное значение имеет то, что наши младшие командиры учатся быть независимо думающими и действующими солдатами. Эта цель будет достигнута тогда, когда они… начнут понимать, когда необходимо действовать самостоятельно, а когда ждать приказа.»{370} Зект указывал, что унтер-офицеры должны участвовать в военном управлении, бывшем ранее прерогативой только офицеров. Кроме того, он приказывал включать старших унтер-офицеров наряду с офицерами в состав конференций, подводящих итоги полевых учений и тренировочных маневров.{371} Упор, делавшийся Зектом на обучении и развитии унтер-офицерского состава, был принят офицерским корпусом в качестве своего собственного идеала. Отношения между офицерами и унтер-офицерами в Рейхсвере были превосходны, причем не только потому, что обе группы уважали друг друга как настоящих профессионалов, но и потому, что офицеры осознавали, что когда придет время расширения армии, многие из унтер-офицеров скорее всего станут офицерами.{372} В 1920-е годы в Первом кавалерийском полку старших унтер-офицеров наряду с офицерами включали в состав участников полевых поездок штабных и строевых командиров.{373} Похоже, что для Рейхсвера это было стандартной практикой. Отношение этих офицеров лучше всего представлено Вальтером Моделем, младшим офицером, а позднее фельдмаршалом, который видел своей обязанностью как командира роты в 1920-ых превращение каждого сержанта в первоклассного командира взвода.{374}

Если немецкий унтер-офицерский корпус был жизненно важен для высокой эффективности армии до и в ходе Первой мировой войны, то он оказался еще более важным для Рейхсвера после войны. Офицерский корпус стотысячного Рейхсвера был ограничен 4000 человек, но союзники не наложили никаких ограничений на количество унтер-офицеров. Рейхсвер использовал эту лазейку в соглашении в своих интересах, максимально используя унтер-офицеров при занятии должностей, в других странах занимавшихся офицерами. К 1926 году средний и старший унтер-офицерский состав вплоть до должности сержанта (unteroffizier) насчитывал 18 948 человек. Количество младшего командного состава более низкого уровня в системе Рейхсвера — капралов (obergefreite) и младшие капралов (gefreite) — увеличилось в 1926-м году до 19 000 человек в каждом звании — в общей сложности 38 000 младших унтер-офицеров или кандидатов на унтер-офицерские должности. В 1926 году немецкая армия насчитывала только 36 500 рядовых.{375}

В Рейхсвере назначение на должность унтер-офицера обуславливалось сдачей экзаменов и личными достижениями, а не исключительно старшинством, что было нормой в британских и американских армиях. После трех лет службы рядовому Рейхсвера разрешалось сдать экзамен на кандидата в унтер-офицеры, тест на определения уровня общих знаний и знание военных предметов. Если бы он проходил это испытание, он получал звание младшего капрала (ефрейтора).{376} С этого момента он получал более высокую плату, отдельную или двухместную комнату в казарме, и причислялся к унтер-офицерскому составу. При том, что большинство срочнослужащих солдат являлись унтер-офицерами или младшими капралами, фактически вся армия представляла собой большую унтер-офицерскую академию, сделавшую упор на их постоянную подготовку в роли отделенных и взводных командиров в ходе тактических учений. Период службы в звании младшего капрала (ефрейтора) был одним из наиболее интенсивных периодов обучения. Солдат, который сдал экзамен на унтер-офицера, мог стать сержантом (unteroffizier) на четвертом году своей службы. Дальнейшее продвижение до старшего сержанта (unterfeldwebel) происходило после двух лет службы в звании сержанта. Чтобы стать старшим унтер-офицером или мастер-сержантом, старшиной (feldwebel), требовалось сдавать экзамены снова.{377} Старшие унтер-офицеры, как ожидалось, должны были служить взводными командирами.

Сразу после войны армия сделала акцент на обучении военнослужащих и особенно унтер-офицеров. Уже в июне 1919 года для личного состава были организованы специальные курсы полной средней школы, в которых преподавали в основном офицеры. Высшим армейским руководством на офицеров и гражданских чиновников Рейхсвера возлагались обязанности по повышению уровня образования военнослужащих.{378} Как и в других армиях, для офицеров и унтер-офицеров были созданы специальные военные технические курсы, как например курсы по подготовке к газовой войне.{379} Вообще, возможности получения унтер-офицерами Рейхсвера военного образования были практически такими же, как в других современных армиях, в то время как возможности получения гражданского образования были лучшими для того времени.

Обучение офицеров.

Следствием нестабильности и беспорядка непосредственно в послевоенное время было самообучение внутри офицерского корпуса. Довоенные профессиональные офицеры были представителями аристократии и средних классов. Большинство получили образование в строгих традиционных кадетских школах, которые делали упор на военном обучении и воспитании традиционных прусских ценностей — дисциплины, бережливости и прилежания. Средний класс обеспечил армию достаточным количеством хороших запасных офицеров.{380} Первая мировая война многое изменила. Многие из тех, кто никогда бы не стал офицерами в старой армии, стали офицерами запаса военного времени. Многие унтер-офицеры, не имевшие аттестата и классического образования, в том числе какая-то часть профессионального унтер-офицерского состава довоенной армии, получили во время войны звание лейтенанта. Эффективность этих офицеров на должностях на уровне роты не подвергалась сомнению, но офицеры регулярной довоенной армии с полным основанием сомневались в отношении будущей деятельности офицеров, чье образование ограничивалось офицерскими курсами военного времени. Солдат, хорошо воевавший в штурмовой группе и унтер-офицер, командовавший взводом, вряд ли был достаточно подготовлен для службы в штабе полка или имел навыки для эффективного командования подразделениями больше роты.

Большинство офицеров Генерального штаба и высокопоставленных армейских командиров вероятно с радостью бы вернулось к довоенной системе обучения и отбора командного состава. Однако при власти социалистического правительства в Германии и в связи с упразднением кадетских школ в соответствии с условиями Версальского соглашения такой вариант не представлялся возможным.{381} Но в любом случае война сломала слишком много социальных барьеров. Таким образом, в период Временного Рейхсвера (1919–1921), сотни бывших унтер-офицеров, произведенных в офицеры, остались в армии, что было признаком приспособления к более демократическим временам. Другие унтер-офицеры, произведенные в офицеры во время войны, были взяты во вновь сформированные военизированные подразделения сил безопасности.{382} Вопрос отбора офицерского состава получил критическое значение после подписания Версальского соглашения, разрешившего немецкой армии иметь строго ограниченное число офицеров, включая гражданских чиновников на офицерских должностях.{383}

Тридцатичетырехтысячный офицерский корпус 1918 года к январю 1921 года должен был сократиться до четырех тысяч.{384} Чтобы воспрепятствовать Рейхсверу создать запас подготовленных офицеров, союзники потребовали, чтобы офицеры вербовались на службу на 25-летний срок. Кроме того, лишь небольшому проценту офицерского корпуса разрешалось ежегодно уходить в отставку до завершения полного срока службы. Принимая во внимание, что генерал Рейнхардт одобрил набор на офицерские должности бывших унтер-офицеров в той степени, в какой это только было возможно, Зект, при вступлении в должность главнокомандующего, начал политику, делавшую акцент на образовательный уровень кандидатов в офицеры. Он строго ограничил производство в офицеры военнослужащих более низких званий, подняв требования к образованию офицеров на самый высокий, когда-либо существовавший уровень. Кандидат в офицеры должен был иметь аттестат о полном среднем образовании, соответствующий характер и обладать отличным уровнем физической подготовки.{385} В большой степени эта политика может быть объяснена социальным консерватизмом, присущим Зекту и большинству представителей Генерального штаба. Она также отражала понимание того, что война стала более технической. Только образованный элитный офицерский корпус мог разобраться в тех проблемах, которые были вызваны вторжением на поле боя химии, воздухоплавания и машиностроения.

Для военнослужащих, поступивших на военную службу, не имея полного среднего образования, создавались все условия для того, чтобы стать офицером. Многообещающие военнослужащие, прошедшие обучение на ряде курсов для младших командиров и сдавшие академические экзамены, аналогичные требовавшимся для получения аттестата о полном образовании, могли стать офицерами. Таким солдатам требовалось 6 лет со времени поступления на военную службу, чтобы быть произведенными в офицеры.

Для молодого человека, имеющего полное среднее образование, и поступившего на военную службу в качестве кандидата в офицеры, путь к производству в офицеры занимал четыре года. Дорога к получению офицерского звания в Рейхсвере была на самом деле очень крутой, и особенно сложной для военнослужащих младших рангов. В 1928-м году только 117 офицеров Рейхсвера оказались бывшими унтер-офицерами. В период между 1924 и 1927 годами были произведены в офицеры только 11 человек, не имевших полного среднего образования.{386}

С того времени, как с 1924-го года на небольшое число офицерских вакансий стало появляться большое количество претендентов, Зект установил высокие образовательные требования к кандидатам в офицеры с тем, чтобы не сдавшие экзаменов оказались достаточно молоды и могли поменять выбранную профессию. Ни один из кандидатов в офицеры не должен был оказаться «пограничного возраста».{387} В начале 1920-ых Рейхсвер планировал принимать на службу только 250 кандидатов в офицеры в год.{388} К концу эпохи Рейхсвера для их приема было свободно только 120–180 вакансий ежегодно.{389} С таким количеством кандидатов в офицеры Рейхсвер мог позволить себе их тщательный отбор.

Самым важным ведомством, ответственным за обучение офицеров, была Первая инспекция командования Рейхсвера, Инспекция по обучению (в 1928 году сменила название на инспекцию школ родов войск). Эта инспекция под командованием генерала, была ответственной за подготовку офицеров различных родов войск. Союзники разрешили Рейхсверу иметь четыре школы для подготовки офицеров: пехотная школа — сначала в Мюнхене, а затем в Дрездене; кавалерийская школа в Ганновере;{390} артиллерийская школа в Ютеборге (основанная в 1919 году); и инженерная школа, в Мюнхене.{391} Созданная в 1919–1921 гг, система школ, разделенных по родам войск, обеспечила достаточный фундамент для подготовки офицеров. Главной была пехотная школа, поскольку все кандидаты, за исключением будущих офицеров медицинской и ветеринарной служб, должны были провести там один год, пройдя курс общей офицерской подготовки. На второй год обучения кандидаты в офицеры от артиллерии, кавалерии и инженерных войск начинали обучение по своей специальности в соответствующих специализированных военных школах.

Офицеры для частей боевого обеспечения готовились на специальных отделениях в рамках четырех основных школ. Автомобильный войска в конечном счете создали свою собственную школу, но в течение большей части 20-х годов они проходили обучение в пехотной школе. Кандидаты в офицеры для подразделений гужевого транспорта и войск связи готовились в артиллерийской школе.{392} Для того, чтобы гарантировать, что все офицеры получат хорошую базовую подготовку, даже офицеры медицинской службы должны были прослужить в течение 6 месяцев в качестве кандидатов в офицеры в боевых частях Рейхсвера, прежде чем получить диплом военного врача. Студенты-медики зачислялись в армию, покидали ее на время учебного года, а затем служили в ней в ходе летних каникул.{393} Аналогичные условия были созданы и для будущих офицеров ветеринарной службы.{394} Всем школам была предоставлена определенная квота квалифицированных офицеров Генерального штаба и возможность отбора лучших строевых офицеров на должности преподавателей. Служба в качестве преподавателя в одной из военных школ была престижной и нисколько не вредила карьере офицера.

В то время как армия в 1919–1921 гг находилась в процессе перехода от Временного Рейхсвера к Рейхсверу, приоритетом школ являлось не столько подготовка новых офицеров, сколько обеспечение однородности в уровне подготовки офицеров, прошедших отбор и остававшихся и дальше служить в Рейхсвере. Офицеров того периода можно разделить на несколько отличных друг от друга групп: кадровые офицеры Генерального штаба, прошедшие полный трехлетний курс обучения в Военной академии; кадровые офицеры, попавшие в Генеральный штаб после прохождения сокращенного курса; строевые кадровые офицеры; офицеры военного времени из бывших унтер-офицеров, а также офицеров запаса с аттестатом о полном среднем образовании, чье военное образование ограничивалось офицерскими курсами военного времени. Чтобы добиться некоторой однородности кругозора и уровня подготовки ротных офицеров — составлявших большую часть офицерского корпуса, 3080 командиров из 4000 в 1922 году {395} — первоочередной задачей военных школ была организация учебных офицерских курсов офицеров длительностью в несколько месяцев для переподготовки офицеров военного времени.{396} С 1919 по 1922-й год офицеры военного времени получали более полное, чем это позволяли курсы, организованные во время войны, академическое образование в сфере их профессиональной деятельности. Те, военные, курсы оказались хороши для подготовки взводных и ротных командиров, но они игнорировали штабную работу, тактику на уровне полка и батальона, военную администрацию, также как и такие базовые военные предметы, как химию и военную историю. Послевоенные офицерские курсы разрабатывались с учетом того, чтобы исправить указанные выше недостатки, а также предоставить Генеральному штабу возможность переподготовки младших офицеров в свете новых тактических концепций и методов ведения подвижной войны.{397}

Одно из лучших описаний программы подготовки офицера Рейхсвера сделано Гансом Майер-Велькером, поступившим в Рейхсвер в 1925 году в качестве кандидата в офицеры, служившего в Рейхсвере, Вермахте и бундесвере, и в итоге стал главой немецкого федерального военного архива. В большой статье, написанной в 1976 году, Майер-Велькер не только детально, опираясь на официальные документы, описал систему подготовки офицера, но также дополнил данную информацию своими собственными письмами, заметками и воспоминаниями того периода.{398} Базовая программа подготовки офицеров Рейхсвера была описана в армейском наставлении 29А ноября 1920-го года и оставалась в силе до 1931 года.{399} Только с 1921–22 годов офицерские школы начинают готовить кандидатов в офицеры, не являвшихся ветеранами. Посмотрев в 1924 году то, как функционирует система, Зект выпустил директиву, повышавшую как индивидуальные требования к претендентам на места кандидатов в офицеры, так и стандарты академической учебной программы в специальных военных школах.{400}

Майер-Велькер начал свою подготовку к получению офицерского звания вскоре после получения аттестата о полном среднем образовании, в апреле 1925 года. Как правило, каждый кандидат в офицеры в течение первых шести месяцев своей службы проходил в полку стандартный курс молодого бойца, как и любой другой новобранец. После его прохождения кандидат отправлялся для прохождения службы в обычную строевую роты. В случае Майер-Велькера, к каждой роте в его гарнизоне прикреплялось по два кандидата, участвовавших в нормальном процессе боевой подготовки. В больших маневрах и ротных учениях к ним относились как к обычным солдатам. В ходе осеннего и зимнего гарнизонного обучения кандидаты с утра выполняли свои служебные обязанности в своей роте и проходили обучение. После обеда все кандидаты в гарнизоне собирались в классах на занятиях, которые проводили полковые офицеры. Тактика, вооружение, военная администрация, изучение других родов войск, верховая езда были частью учебной программы первого года обучения кандидатов. В течение этого года, в своем полку, кандидат проходил службу на должности командира отделения в звании младшего унтер-офицера. Для кандидатов в офицеры организовывались специальные лекции и тактические занятия. Спустя восемнадцать месяцев, после шестимесячного курса молодого бойца и года службы в полку, кандидат становился капралом, и назывался теперь прапорщиком, а не кандидатом.{401} После еще трех месяцев со свои полком и с участием в полноценных дивизионных маневрах на унтер-офицерской должности, кандидат получал звание сержанта и отправлялся в специальную военную школу. В случае Майер-Велькера это была пехотная школа в Дрездене. Он описывал школу как несколько совершенно новых или хорошо отремонтированных зданий с удобными квартирами для кандидатов.{402}

После того как прапорщики сдавали экзамены, начинался учебный год, в течение которого кандидаты всех родов оружия проходили курсы по тактике, воздушной войне, связи, автомобильной технике, топографии, маскировке, верховой езде, гражданскому праву, а также иностранные языки — наряду с другими предметами.{403} Несколько часов в неделю были отводились на физическую подготовку. На данном этапе обучения кандидата в офицеры тактика преподавалась ему с точки зрения усиленного батальона. Майер-Велькер считал академическую подготовку очень интересной и считал своих преподавателей высококвалифицированными.{404} После примерно шестимесячной учебы кандидаты должны были сдавать промежуточные экзамены на знание военных и гражданских предметов. Тех, кто терпел неудачу, отправляли назад в свои полки и обычно увольняли из армии. Сдать эти экзамены было чрезвычайно трудно: в 1927 его провалили пятьдесят восемь фанен-юнкеров.{405}

После первого учебного года в пехотной школе, кандидаты в офицеры от кавалерии, артиллерии, инженерных войск и войск связи и транспортных войск направлялись в свои профильные офицерские школы. Второй год в пехотной школе и других профильных школах был подобен первому, исключая большее количество военных предметов, с тактикой, игравшей главную роль. В этом же году курсанты обучались вождению и получали права на управление мотоциклом. После второго года в течение шести недельного периода сдавалось большое количество экзаменов, в том числе устных. После этих экзаменов из программы подготовки офицеров отчислялось еще некоторое количество кандидатов.{406}

Оставшихся кандидатов называли старшими прапорщиками. Они возвращались в свои полки, чтобы пройти через последний этап подготовки офицера. Кандидаты служили в течение нескольких месяцев в полку на должности командиров взводов и продолжали учебный курс, включавший лекции, полевые поездки и уроки иностранного языка. В конце этой последней фазы, кандидаты в офицеры получали официальные рекомендации полковых офицеров и командира полка. Если полковые офицеры выражали сомнения относительно пригодности кандидата к зачислению в офицерский корпус, решение принималось военным министром. Успешные кандидаты становились офицерами примерно спустя четыре года после их поступления на военную службу.{407}

Программа подготовки офицерских кадров Рейхсвера была одной из наиболее напряженных из когда-либо существовавших систем обучения будущих офицеров. Перед Первой мировой войной подготовка офицера германской армии занимала год в «военной школе.» Послевоенная система подготовки офицерских кадров серьезно порывала с прусскими военными традициями. Полтора года, которые лейтенант Рейхсвера проводил в войсках в качестве новобранца и младшего командира, представляли особую ценность; будущий офицер получал больше навыков военной службы и командного опыта, чем лейтенанты других армий. Следовательно, лейтенант Рейхсвера пользовался большим уважением и имел больше власти над своими солдатами и унтер-офицерами, чем его предшественник перед войной. Два года в офицерской школе в большей степени были нацелены на практическую сторону академического обучения, чем на теоретическую. Например, на первом году обучения в Дрездене двадцать четыре часа в неделю отводились на академические занятия и тринадцать часов на практическое обучение. Академическая подготовка включала наряду с другими предметами шесть часов тактики, два часа географии, два часа гражданского права, три часа на вооружение, три часа на военно-инженерную подготовку, один час на ведение воздушной войны и один час на автомобильную подготовку. Пятнадцать часов практического обучения включали упражнения по пехотной и саперной подготовке, артиллерийские занятия, обучение обращению с минометом и пулеметом, а также четыре часа физической подготовки и три часа верховой езды. {408}

Рейхсвер намеревался максимально модернизировать подготовку офицеров, обсуждая перспективы тактики и способов ведения войны в свете последних технологий. В течение обоих учебных лет в школах всех родов войск проводились занятия по автомобильному делу, включая изучение вопросов моторизации Германской и прочих армий, обор последних новинок в области автотранспорта, курс по бронеавтомобилям и танкам зарубежных армий, а также занятия по новейшей танковой тактике.{409} За оба учебных года в пехотной школе кандидаты в офицеры проходили курс по использованию авиации в современной войне, включая организацию авиаэскадрильи, воздушную разведку, противовоздушную оборону, а также авиационную поддержку наземных сил. Во втором учебном году примерно половина обучения была одинаковой в школах всех родов войск и половина отводилась на военные предметы по специальности.{410} К стандартным предметам для всех родов войск относились военная история, военная администрация, воздушная война, география и вооружение. Тактические и практические занятия соответствовали специфике рода войск. Часть академических занятий также отводилась на специфические предметы. Так например учебный план кавалерийской школы отдавал три часа в неделю теории верховой езды и два часа на ветеринарное обучение.{411}

Начальные предложения Первоначальные предложения по составлению учебного плана для офицерских школ исходя скорее из идеалистических посылок в области военной истории делали акцент на изучении эпох Фридриха Великого и Наполеона в той же степени, что и на изучении последней войны. Предполагалось, что история военного искусства будет всесторонне изучаться по работам Клаузевитца, а принципы управления штудироваться по книге Шлиффена «Канны».{412} В 1926–27 гг эта честолюбивая программа была сокращена. Майер-Велькер вспоминал, что в его время во время прохождения обучения в Дрездене действительно преподавалось много военной истории, но уже к середине 20-х упор делался на изучении трудов о последней войне — работы Клаузевитца были «фактически неизвестны» и не было никаких упоминаний о Шлиффене.{413} В тактических наставлениях военная классика также игнорировалась; там доминировали новые тактические руководства и инструкции.{414} Эти изменения в учебном плане офицерских школ показывают то, что сотрудники 1-й Инспекции руководствовались в значительной степени здравым смыслом. В конце концов цель офицерских школ состояла в подготовке эффективных командиров взводного, ротного и батальонного уровня. Никакой здравый смысл не требовал от ротного офицера знаний Клаузевитца или большой стратегии. Преподавание Клаузевитца было сокращено, чтобы соответственно увеличить преподавание батальонной и ротной тактики.

Программа обучения будущих офицеров, подготовленная 1-й Инспекцией, показывает хорошее понимание того типа молодых людей, которые получали младшие офицерские звания в Рейхсвере. При том, что кандидаты в офицеры были очень интеллектуальными, способными молодыми людьми в возрасте 20–21 года, в большинстве своем они были склонны больше к практической, чем к теоретической стороне военной службы и тактической подготовки. От них не требовалось быть военными интеллектуалами. Большая часть молодых офицеров Рейхсвера провела бы свою карьеру в строевых частях, а не на службе в Генеральном штабе. Лишь немногие наиболее образованные и интеллектуальные офицеры впоследствии принимались в состав Генерального штаба, где изучали вопросы высокой стратегии. Однако важно помнить, что многие из этих младших строевых офицеров Рейхсвера 20-х и не читая Клаузевитца и Шлиффена, показали себя превосходными тактиками и замечательными командирами крупных соединений во время Второй мировой войны. И если деятельность Вермахта во время этой войны признать в качестве стандарта военной эффективности, то подготовка офицеров Рейхсвера должна быть оценена, как первоклассная.

Система дополнительного офицерского образования

Военное образование офицера Рейхсвера ни в коем случае не заканчивалась с получением офицерского звания. Полковой командир был ответственен за дальнейшее образование своих офицеров. Поэтому в гарнизоне, особенно зимой, организовывались, лекции и вечерние семинары на политические, военные и экономические темы. Полковые командиры также отвечали за руководство своими офицерами во время штабных поездок — то есть объездов близлежащих территорий с обсуждением того, как могли вестись наступательные или оборонительные военные действия на тактическом уровне на примере конкретной местности. Штабные занятия в гарнизоне, во время которых перед офицерами ставились тактические проблемы и от них ожидалась подготовка планов и приказов, также проводились под руководством полковх командиров и были нормальной частью офицерского обучения. {415}

Самой важной особенностью офицерского обучения в Рейхсвере была подготовка к военно-окружным экзаменам. По сути они представляли собой старые вступительные экзамены для зачисления в корпус офицеров Генерального штаба, но Зект внес дополнительную особенность в эту систему. В старой армии командир после производства в офицеры больше не был обязан сдавать какие-либо экзамены. Если он желал служить дальше в полку, то это был его выбор. Вступительный экзамен для зачисления в военную академию имперской армии, был сугубо добровольным. В 1919-м году Зект принял решение ввести со следующего года военно-окружные экзамены, сделав их обязательными для армейских офицеров.{416} Согласно Зекту, эти экзамены должны были обеспечить «полезный обзор уровня общего образования и военных знаний офицерского корпуса.»{417}

Тесты предназначались обычно для старших первых лейтенантов. От всех офицеров ожидалось получение по крайней мере удовлетворительных оценок. В случае провала экзамен мог быть повторен в следующем году{418}, но более чем один провал мог привести к потере офицерского звания. Офицеры, получившие наивысшие оценки, 10–15% от общего количества сдававших экзамены, попадали в программу подготовки офицеров Генерального штаба. Политика Зекта имела своей целью достижение трех главных результатов: (1) установление дополнительного барьера перед малообразованными офицерами, что делало офицерский корпус Рейхсвера еще более элитной организацией. (2) Все младшие офицеры Рейхсвера вовлекались в интенсивную учебную программу. (3) В то время как перед Первой мировой войной эти экзамены были этапом добровольного выбора карьеры офицера Генерального штаба, в послевоенной армии уже весь офицерский корпус мог быть вербовочной базой для Генерального штаба.

Военно-окружные экзамены, получившие такое название, потому что они ежегодно проводились в штабах семи военных округов, каждый год готовились отделом Т-4 Войскового управления. Экзамены длились несколько дней и состояла из следующих частей: три работы по прикладной тактике, одна работа по теории тактики, одна работа по военно-инженерной подготовке, одна работа по чтению карты и черчению, и одна работа по вооружению и военному снаряжению. Различные вопросы составлялись с учетом рода войск офицера. Экзамены на проверку общего уровня знаний касались следующих предметов, по одной работе на каждый: история, гражданское право, экономическая география, математика, физика, химия и физическая подготовка.{419}

Эти тесты были жестко ограничены по времени, чтобы подвергнуть офицера психологическому напряжению. Вопросы на проверку уровня общих знаний соответствовали уровню знаний человека, имеющего аттестат о полном среднем образовании, и хорошо образованный офицер, закончивший гимназию, как правило должен был лишь просмотреть свои старые школьные записи, чтобы получить проходной балл. Например, экзамен на знание иностранного языка состоял из нескольких довольно простых страниц из зарубежного военного журнала, которые экзаменующийся должен был перевести на немецкий язык. Иностранные языки предлагались на выбор. Эта часть экзамена не представляла трудности для офицера с гимназическим образованием. Однако в начале 20-х годов этот экзамен представлял собой реальный барьер для офицеров из бывших унтер-офицеров и менее образованных офицеров военного времени.{420}

Военная часть экзамена была наиболее трудной. Единственными относительно легкими частями экзамена были вопросы на чтение карты и по военно-инженерной подготовке, которые полностью соответствовали учебным программам офицерских школ. С другой стороны, экзаменационные вопросы на тактические темы готовились с тем расчетом, чтобы проверить уровень знаний и навыков офицер, не ограничивающийся программой военной школы. Вопросы касались действий усиленного пехотного полка, в то время как занятия в военных школах ограничивались действиями рот и батальонов. Экзаменующимся давались сложные задания, дополненные картами, и при этом офицеры получали строго ограниченное время, чтобы написать ряд планов и приказов. Тактические задания ставились в контексте современной войны и касались всех новых видов оружия: учитывалось применение бронеавтомобилей, танков, самолетов, химического оружия. Чтобы гарантировать отсутствие протекционизма во время экзаменов, результаты оценивались централизованно, Отделом Т-4 в Берлине, а экзаменующиеся офицеры при этом оставались анонимными. Каждая экзаменационная работа оценивалась тремя офицерами, чтобы гарантировать объективность.{421}

Подготовка к военно-окружным экзаменам была главным моментом офицерской карьеры. Внутри гарнизона из младших офицеров формировались учебные группы, и для того, чтобы помочь им в подготовке к экзаменом. Организовывался шестимесячный учебный курс.{422} Поскольку начальники штабов семи военных округов несли ответственность за готовность офицеров экзаменам, округа рецензировали программы заочного обучения и организовывали зимние конференции для подготовки офицеров.{423} Кроме того, офицерами Генерального штаба были написаны многочисленные учебники и тактические пособия. Например, плодовитым автором трудов по тактике был капитан Людвиг фон дер Лейен, офицер, назначенный в отдел Т-4 Войскового управления в начале 1920-х годов.{424} Одна из его книг, «Тактические задачи и решения» (Taktische Aufgaben und Losungen; 1923), представляла десять тактических ситуаций, концентрировавшихся на вопросах снабжения крупных подразделений в бою.{425} Другая книга фон дер Лейена, «Взаимодействие родов войск» (verbundenen Waffen; 1925), подчеркивала тактические методы новых наставлений Рейхсвера.{426} Книга «Тактические уроки касательно действий усиленного пехотного полка» редактировалась несколькими офицерами и была издана в 1920-х годах несколькими изданиями.{427} Редакторы написал, что книга «предлагалась в качестве ценного пособия для младшего офицера, готовящегося к военно-окружным экзаменам.»{428} Она также рекомендовалась для организации военных игр и занятий большинству старших офицеров.{429}

Тактические учебники, вроде указанных выше, были основным видом литературной деятельности офицера Рейхсвера в 20-е годы. Книги по тактике обычно основывались на новой тактике в соответствии с Армейским наставлением 487 (Управление и Сражение). Их целью было более подробное описание новых принципов в дополнение к тактической подготовке в офицерских школах. В то время как Зект и Войсковое управление официально объявили, что только наступлением можно добиться победы, тактические учебники подчеркнуто изучали полный набор тактических ситуаций, стандартных в современной войне, включая оборону, наступление, движение, связь, разведку и организацию отступления. Тактические задания военно-окружных экзаменов как правило касались большую часть этих вопросов.{430} Даже при том, что предпочтение отдавалось наступательным действиям, тактическая подготовка офицеров Рейхсвера кажется хорошо сбалансированной. На практике от офицера ожидалось, что он сможет отреагировать на любое мыслимое тактическое требование.

Поскольку офицерам Рейхсвера запрещалось участвовать в любого рода политической деятельности, немногие писали книги или статьи на тему большой стратегии или политики и экономике войны. Интеллектуальная деятельность этих офицеров не касалась серьезных стратегических вопросов, а склонялась больше к изучению оперативных проблем. Служащие офицеры редко писали на тему политики или экономики в Militar Wochenblatt , но практически каждый выпуск журнала в 20-е годы включает их статьи о тактике или вооружении; статьи на темы политики или большой стратегии имели тенденцию быть написанными офицерами в отставке. Образ офицера Рейхсвера это образ офицера на любом уровне тщательно изучающего тактические и оперативные вопросы, не касаясь проблем политики и экономики.

Примером высокого уровня мышления, проявившегося в результате интенсивного изучения тактики в Рейхсвере, являются работы Эрвина Роммеля. Роммель был строевым пехотным офицером, получившим в Первую мировую войну орден pour le merite, но никогда не служившим в Генеральном штабе. За то время, которое капитан провел в должности преподавателя в Пехотной школе в Дрездене, с 1929 по 1932 годы, он написал несколько тактических работ, основанных на его обширном военном опыте. В 1936-м году эти работы были собраны и изданы одной книгой «Пехота атакует!» (Infanterie Greift An!) — бестселлер, который выдержал 18 изданий и общим тиражом более 400 000 экземпляров.{431} Стиль Роммеля — ясный, яркий и прямой. В ходе анализа своего военного опыта для практических занятий он обусждал пехотную тактику подразделений от взводного до полкового уровня. Роммель, блестящий военный практик, не имел времени для теорий. Он изучал тактические ситуации, свидетелем которых он был, включая атаки, рейды, оборонительные действия, тщательно и детально разбирая каждую. В этом отношении книга Роммеля очень похожа на тактические наставления Рейхсвера 20-х, но лучше написана. Тем не менее Роммель, как и большинство офицеров Рейхсвера, не может называться военным мыслителем или теоретиком. Хотя он явно внимательно изучил свою специальность, его дневники, письма и работы ни коим образом не свидетельствуют о том, что он когда-либо всерьез изучал Клаузевитца или Шлиффена. В любом случае, недостаток таких знаний нисколько не повлиял в дальнейшем на его генеральскую карьеру.

Еще одну возможность продолжения военного образования представляли собой гранты строевым офицерам и офицерам Генерального штаба на совершение заграничных путешествий. Офицеры Рейхсвера поощрялись к совершению зарубежных поездок якобы с целью совершенствования языковых навыков, но больше для изучения зарубежных военных разработок. Для заграничных поездок офицеров выдавалось специальное пособие. Точные цифры, свидетельствующие о том, сколько офицеров Рейхсвера воспользовалось такой возможностью и посетило Францию, Италию, Испанию, Великобританию и Соединенные штаты, отсутствуют, но сохранившиеся отчеты и счета показывают, что это было распространенной практикой. Уцелевшие документы Рейхсвера 20-х годов содержат множество сообщений, подготовленных офицерами Рейхсвера после их возвращения из-за рубежа.{432} Мемуары бывших рейхсверовских офицеров также часто касаются их заграничных путешествий в 20-е годы.{433}

Другим новшеством в области офицерского образования, показывающим роль Зекта во внедрении дополнительного образования командного состава, является обучение генералов и старших офицеров. Поскольку одной из проблем 1914 года было отсутствие взаимодействия между высшими германскими офицерами, Зект стал ежегодно проводить по несколько штабных поездок, в ходе которых изучались такие проблемы, как например оборона против чехов или французов. Войсковое управление также организовало аналогичные учения для дивизионных штабов.{434} Зект начал свою программу обучения генералов в 1921 году, ежегодные штабные поездки стали традицией, продолженной следующими командующими Рейхсвера. Зект лично ставил задачи перед своими старшими офицерами и проводил критический разбор итого занятий. Свои новаторские методы он объяснял следующими словами: «немногие командующие стремились активно заниматься обучением своих подчиненных генералов и разбирать с ними тактические задачи. Идея, что командующий должен учить, была необычна. Однако результатом было то, что Генеральный штаб был подготовлен в соответствии с едиными принципами.»{435}

Подготовка офицеров Генерального штаба

Когда в соответствии с Версальским Соглашением был официально запрещен германский Генеральный штаб и закрыта военная академия, Рейхсвер просто переименовал офицеров Генерального штаба в помощников командующего, и создал всестороннюю учебную программу Генерального штаба, проводившуюся военными округами и министерством Рейхсвера. Новый трехлетний курс Генерального штаба был таким же объемным и еще более требовательным к кандидатам, чем программа старой Военной академии. За исключением эвфемизмов, использовавшихся для маскировки программы, старая система Генерального штаба была сохранена. Даже в официальной корреспонденции эвфемизм «помощник командующего» часто забывался, а офицеры Рейхсвера обращались к «офицерам Генерального штаба.»

Обучение офицеров Генерального штаба полностью находилось в руках Т-4, Учебного отдела Войскового управления, и являлось одной их его главных обязанностей.{436} В 1922-м году Т-4 организовал для Рейхсвера полноценный курс Генерального штаба. Отбор для обучения на этом курсе во время военно-окружных экзаменов был чрезвычайно строгим. В шестом военном округе в 1922-м году из 162 офицеров, сдавших экзамены, только 20 было отобрано для прохождения курса Генерального штаба.{437} Зигфрид Вестфаль подсчитал, что из более чем 300 первых лейтенантов, ежегодно сдававших экзамены в 1920-е годы, в среднем отбиралось от 32 до 36 офицеров.{438}

Офицеры, отобранные для подготовки по программе Генерального штаба, начинали 4-летний курс обучения — три года, посвященные академическим занятиям и один год практической подготовки в войсках.{439} Первые два года курса отводились на академическую подготовку в штабах военных округов. С октября по апрель кандидат в офицеры Генерального штаба — как правило молодой капитан — посещал 53-дневный учебный курс в военном округе.{440} В мае была 16-дневная штабная поездка на местности, где обычно проводились маневры. С мая по сентябрь кандидат проводил в частях, относившихся к другим родам войск. Далее, в период с октября по апрель, слушатели курса Генерального штаба продолжали программу обучения по месту службы в своем гарнизоне.{441} Третий год, который слушатели должны были проводить в войсках, они прикреплялись в качестве стажеров к одному из высших штабов, как правило штабу пехотной или кавалерийской дивизии. В течение последнего года по программе обучения кандидат направлялся в Министерство Рейхсвера в Берлин для прохождения годового курса интенсивной академической подготовки, проводимой специально отобранными офицерами отдела Т-4 и высшего армейского командования.{442} Лишь часть из небольшой группы офицеров, отобранных для прохождения курса Генерального штаба, заканчивала полную четырехлетнюю учебную программу и зачислялась в качестве полноправных членов в корпус офицеров Генерального штаба. Из примерно тридцати офицеров, начинавших учиться по программе около двадцати заканчивали первые два или три года и отсеивались с записью «годен в случае необходимости». И только десять офицеров в год попадали в Берлин для прохождения финального года академического обучения в Берлине.{443}

Вооруженные силы имели приказ назначать своих лучших офицеров на должности преподавателей курса Генерального штаба в военных округах и в Берлине. В каждом штабе военного округа три опытных офицера Генерального штаба назначались в качестве преподавателей и освобождались от всех своих обязанностей на летний период с тем, чтобы они могли подготовиться к чтению курса лекций осенью и зимой.{444} В Берлине два офицера из отдела Т-4 занимались исключительно обучением слушателей.{445} С двадцатью одним преподавателем в военных округах и еще двумя в Берлине при регистрации примерно тридцати слушателей ежегодно Рейхсвер поддерживал очень благоприятное соотношение между числом обучающихся и преподавателей. Тщательно изучались также черты характера кандидатов в офицеры Генерального штаба; личность каждого кандидата рассматривалась со всех сторон.{446} Таким образом преподаватели должны были получить полное представление о своих учениках и помнить, какое воздействие и влияние оказывали они на этих учеников своими лекциями и примером.{447} Курс Генерального штаба был направлен не только на то, чтобы подготовить отличных тактиков, но и на то, чтобы сформировать характер слушателей. Офицер, принятый в Генеральный штаб, должен был быть «решительным, готовым брать ответственность, уметь сохранять спокойствие в угрожающей обстановке и быть вождем для своих войск.»{448} Как и в дни Мольтке, Рейхсвер считал вождение войск, также как и ведение войны как таковое, искусством — пусть и в высшей степени рациональным, но в любом случае не наукой.

Обучение в рамках курса Генерального штаба Рейхсвера акцентировалось на тактике высшего уровня и оперативном искусстве. В ходе первого учебного года упор делался на изучение действий усиленного пехотного полка, с тактическим взаимодействием различных родов войск в рамках полка. Второй учебный год посвящался дивизионной тактике, а третий год в Берлине — операциям корпусного и армейского уровня, включая изучение иностранных армий и взаимодействия с современными военно-морскими силами.{449} Как и курс Имперского Генерального штаба, курс Генерального штаба Рейхсвера в качестве главного предмета включал военную историю. В первый учебный год на шесть часов тактики в неделю приходилось четыре часа военной истории. На второй год на военную историю и тактику отводилось по четыре часа в неделю на каждый.{450} В отличие от старого курса Генерального штаба во всех учебных программах Генерального штаба Рейхсвера подчеркивалась важность технологий. Преподавателям Генерального штаба предписывалось выделять технические разработки в немецкой и иностранных армиях, а также поощрялось посещение со своими слушателями технических институтов.{451} Новый курс Генерального штаба не содержал никаких формальных экзаменов. Слушатели должны были регулярно готовить работы по военной истории и решать поставленные перед ними тактические задачи. Аттестация была субъективной. Работая с заданиями по тактике, преподаватели разбирали и обсуждали тактические решения слушателей на семинарах. Поскольку немцы каждую военную проблему рассматривали как уникальную, не имеющую «готового решения», не имелось и никаких «правильных ответов»; как правило разбиралось любое решение слушателя и его достоинства.{452}

Контраст между немецкой системой подготовки офицеров Генерального штаба 20-х годов и аналогичными системами в других странах огромен. Британский армейский штабной колледж в Кэмбэрли в 20-е годы давал годичный курс обучения. Бернард Монтгомери во время своей учебы там в качестве слушателя в 1920–21 годах вернулся к своим «довоенным увлечениям охотой и светской жизнью». Как сообщает биограф Монтгомери Найджел Гамильтон, это обеспечило ему «джентльменские рекомендации для начала штабной службы».{453} Курс Школы армейского командования и генерального штаба армии США большую часть межвоенного периода также не превышал одного года учебы. Хотя атмосфера там была менее светская и более профессиональная, генерал Омар Брэдли, учившийся там в 1928–29 году, очень критически относился к системе обучения в целом: «задачи и решения, представленные нам в лекциях, были банальны, предсказуемы и часто далеки от реальности. Если Вы внимательно следили за текстом лекции, то Вы могли с легкостью точно предсказать то, что будет дальше и что необходимо Вам сделать.»{454} В штабной школе в форте Ливенуорт, тогда как и сейчас, тактические решения оценивались в зависимости от степени соответствия официальному учебному решению, которое было по сути «правильным» ответом. Оригинальная, нетрадиционная тактика не поощрялась во время прохождения американского курса Генерального штаба.{455}

В Берлинский период обучения на курсе Генерального штаба в учебный план включалась часть лекций, посвященных политике, экономике и международным отношениям. В конце 20-х была организована специальная программа, названная курсами Рейнхардта, по имени ее инициатора генерала Рейнхардта. Некоторые из офицеров, прошедших полный курс Генерального штаба, оставлялись в Берлине и отправлялись в университет Берлина для изучения истории, политики и экономики.{456} В отличие от курсов Рейнхардта и лекций на экономические и политические темы, курс Генерального штаба Рейхсвера оставался преимущественно военным и ориентированным на практику. Успехи слушателя во время дивизионных маневров были намного более важны его достижений по преимущественно гражданским предметам. Единственным невоенным предметом курса, которому уделялось особое внимание, были иностранные языки — на их изучение отводилось больше времени, чем на все остальные гражданские предметы в целом.{457}

Упор на практическую сторону военной подготовки офицеров Генерального штаба, концентрировавшейся больше на маневрах и получении практического опыта руководства войсками, чем на теоретической подготовке, соответствовал концепциям генерала Зекта: «Я ничего не имею против теоретической подготовки, как и разумеется против подготовки практической. Любой человек, который хочет стать профессионалом в своей области, должен поработать учеником и подмастерьем, лишь гений может миновать эти этапы в процессе своего обучения. Каждый человек действия — художник, и он должен изучить материал, с которым, внутри которого и против которого он работает, прежде, чем он начнет решать поставленную перед ним задачу.»{458} Невнимание Зекта к академическим предметам в курсе подготовки Генерального штаба, также как и политико-экономических аспектов большой стратегии, он объяснял на примере следующего инцидента, который произошел с ним во время кампании 1914-го года. В августе 1914 года, когда германская армия приближалась к бельгийской границе, высшее командование армий правого фланга приказало явится в главный штаб для слушания лекции по «военно-географическому описанию Бельгии». Зект и его помощник майор Ветцель были измотаны во время проведения мобилизации и быстро заснули, пропусти лекцию. Зект заключал: «хорошо, мы нашли путь к самым воротам Парижа, несмотря на наше невежество в области военной географии, также и впоследствии у меня не было никакой специальной подготовки к службе в Сербии и Палестине.»{459} При Зекте подготовка офицеров придерживалась основ военного дела. Единственным исключением была программа продвинутого инженерно-технического образования в Рейхсвере.

Кроме вышеупомянутого, был второй способ попасть в корпус офицеров Генерального штаба. Офицер, очень хорошо сдавший военно-окружные экзамены, мог быть послан на учебу в университете на срок в три-четыре года для получения степени в технических науках — как правило диплома инженера. После получения своей степени офицер обычно возвращался в Берлин для службы в Управлении вооружений. Это было частью программы обучения Зекта с ее вниманием к технологическим аспектам войны при планировании и обучении Генерального штаба.{460} Хотя офицеры, выбиравшие такую карьеру, как правило являлись в Рейхсвере техническими специалистами, некоторые из них успешно служили и в войсках. Генерал-лейтенант Эрих Шнайдер, получивший свою техническую степень, будучи офицером Рейхсвера, во вторую мировую войну был командиром танковой дивизии. {461} Другим известным офицером, получившим высшее техническое образование в рамках программы подготовки офицеров Генерального штаба Рейхсвера, был генерал-майор Дорнбергер. Он стал главным экспертом по ракетным технологиям сперва в Германии во время Второй мировой войны, а затем в Соединенных Штатах.{462}

Заключение

Рейхсвер, унаследовав эффективность Имперской армии в области организации обучения войск, создал лучшую систему подготовки солдат, младшего командного состава и офицеров своего времени. Военные руководители союзников выражали восхищение учебными программами Рейхсвера. В обзоре Рейхсвера, подготовленном британским генеральным штабом, о германском унтер-офицерском корпусе сказано следующее: «Армия во все большей степени принимает характер массы потенциальных военных инструкторов, готовых для развертывания армии во время войны.»{463} Союзники были настолько встревожены размером и качеством немецкого младшего командного состава, что Совет послов союзных держав обратился к германскому правительству с просьбой ограничить в дальнейшем количество унтер-офицеров в Рейхсвере.{464} Американские военные наблюдатели в Рейхсвере постоянно выражали восхищение немецкими вооруженными силами, особенно качеством офицерского корпуса: «немецкий офицер — в высшей степени профессиональный солдат… Все офицеры — от самого высокого до самого нижнего уровня — очень эффективны и боеготовы… Причина такого высокого качества командного состава Германской армии очевидна, если мы увидим, что перед войной количество регулярных офицеров Германской армии составляло 60 000 человек, а сейчас сократилось до 4000.»{465}

Создание большого унтер-офицерского корпуса, укомплектованного военнослужащими Рейхсвера, компенсировало нехватку офицеров когда пришло время воссоздания германской армии. Хорошо обученный и тщательно отобранный младший командный состав сыграл в немецкой армии 30–40-х годов большую роль при укомплектовании командных должностей, чем в других армиях. Например, во Второй мировой войне немецкий корпусной и дивизионный штабы состояли из меньшего числа офицеров, но большего количества унтер-офицеров, чем аналогичные американские штабы. Мартин Ван Кревельд указывал на то, что «явно видно, что американские офицеры использовались для исполнения многочисленных задач, которые в немецкой армии выполнялись офицерами, сержантами и рядовыми».{466} При этом нет никаких признаков, что немецкие штабы, заменявшие на некоторых должностях офицеров унтер-офицерами, были менее эффективны, чем американские. Установление высоких стандартов подготовки унтер-офицеров, включая подготовку старших унтер-офицеров для занятия офицерских должностей оказалось эффективной политикой.

Два главных недостатка оказывали влияние на качество офицерского корпуса Рейхсвера и систему его подготовки. Серьезная проблема в системе подготовки офицерских кадров Рейхсвера касалась программы обучения офицеров Генерального штаба. Пусть эффективная, она оказалось слишком отборной. Когда началось перевооружение армии в 1930-х годов, нехватка младших офицеров могла быть компенсирована продвижением унтер-офицеров на офицерские должности, призывом офицеров из запаса, увеличением размером офицерских школ, но решить проблему нехватки офицеров Генерального штаба оказалось гораздо более трудно. В 30-е годы небольшой размер корпуса офицеров Генерального штаба оказался одной из самых серьезных проблем, препятствующих быстрому росту германской армии.{467}

Второй серьезный недостаток был связан со свойственным Рейхсверу пренебрежением к экономическим и промышленным аспектам современной войны. Огромные материальные траты Первой мировой войны ясно продемонстрировали потребность в группе офицеров, занимающихся долгосрочным планированием в области промышленности и снабжения. У германской армии даже был перед глазами пример в виде Индустриального колледжа армии США, основанного в 1924-м году. Годичная программа этого колледжа, оцененная Мартином Ван Клевельдом как «очень успешная», концернтрировалась на изучении вопросов снабжения и промышленной мобилизации.{468} Германские офицеры, путешествовавшие по Соединенным Штатам и посетившие Армейский индустриальный колледж, в своем отчете для Войскового управления выразили восхищение школой и качеством даваемых там знаний.{469} Рейхсвер предпринял ряд шагов в этом направлении, создав специальный штаб при главнокомандующем и назначив в 1925-м году каждом военном округе офицеров, ответственных за экономическую мобилизацию.{470} Однако также как и в случае с программой подготовки офицеров Генерального штаба, достижения в этой области военного планирования, оказались слишком маленькими и никогда не достигали уровня аналогичной американской программы. С 1920-х годов и до конца Третьего рейха военно-промышленное планирование так и осталось одним из самых слабых мест стратегии германской армии.

Немецкая система офицерской подготовки в период между войнами также критиковалась за то, что слишком много внимания уделяла оперативным и тактическим вопросам и породила корпус офицеров-технократов. Как выразился Дэвид Спайрс, «офицеры, чьи усилия (достижения) ограничены узким миром тактики и технологии, рискуют оказаться в изоляции и будут неспособны оценить масштабные проблемы, влияющие на их внешний мир.»{471} Майкл Джейер утверждал, что технически ориентированное межвоенное поколение немецких офицеров «никогда не училось оценивать операции с точки зрения последовательной стратегию».{472} Но эти критики уходят от вопроса о том, может ли какая-либо система военного обучения или учебный курс подготовить квалифицированных специалистов в области стратегии. Хотя Зект действительно настаивал на том, что офицеры должны получить фундамент знаний в области тактики и оперативного искусства, было бы ошибкой считать, что в Рейхсвере игнорировали знания в области стратегии. Обучение офицеров Генерального штаба Рейхсвера включало лекции гражданских специалистов по политическим, международным и экономическим отношениям,{473} а курсы Рейнхардта давали возможность некоторым офицерам изучать политику и экономику в берлинском университете.{474}

Сейчас сложно реконструировать систему образования офицеров Рейхсвера в области стратегии, потому что основная часть такого обучения проходила неофициально, а не в рамках специальных курсов по стратегии. Инициированная Зектом программа ежегодных генеральских штабных поездок представляла собой своего рода инструмент образовательной программы и включала дискуссии на темы на темы большой стратегии. В ходе ежегодных зимних военных игр Генерального штаба, длившихся по два месяца, разбиралось большое количество вопросов международной политики и стратегии.{475} Настойчивые требования Зекта, чтобы все офицеры изучали иностранные языки, а также официальная поддержка и финансирование заграничных офицерских поездок демонстрируют понимание Зектом того, что офицеры должны обладать общими знаниями в сфере международных отношений.

Критика, говорящая о недостатке стратегического образования офицеров Рейхсвера, является попыткой объяснить сейчас бедность стратегического мышления генерального штаба Вермахта. Рейхсвер дал несколько высококвалифицированных стратегов, как например Людвиг Бек и Курт фон Гаммерштейн-Экворд, но Гитлер удалил этих специалистов. Возможно более правильное объяснение стратегической некомпетентности армейского руководства в ходе Второй мировой войны заключается в том, что Гитлер отстранил своих военачальников от принятия стратегических решений, но ни в коем случае не в недочетах системы обучения офицеров рейхсвера.

Ганс фон Зект хотел создать элитный офицерский корпус, способный реализовать на практике самую современную тактику взаимодействующих родов войск и управлять войсками, располагающими наиболее современными вооружениями — даже при том, что Германии недоставало войск и оружия. Подготовка и отбор офицеров в Рейхсвере достигли цели создания офицерского корпуса, сопоставимого и даже превосходящего офицерский корпус любой другой армии. Несмотря на свои недостатки — небольшой масштаб программы подготовки офицеров Генерального штаба и недостаточную подготовку офицеров в области мобилизации экономики — система обучения командного состава Рейхсвера создала эффективную базу для дальнейшего роста армии, создав офицерский корпус, чьи представители добивались успехов на современном поле боя практически в любых условиях.

Дальше