Содержание«Военная литература»Уставы и законыУставы и законы
Глава 19.
Автоперевозки

846. На дальние расстояния полк перевозится в полном составе, с тыловыми подразделениями.

Целесообразно перевозить:

— полк — на расстояние свыше 50 км;

— батальон (дивизион) — на расстояние свыше 30 км.

Стрелковые батальоны и роты (без повозок) могут перевозиться и на более короткие расстояния.

Кроме перевозок полка на дальние расстояния, автоперевозки его подразделений применяются с целью:

— высылки разведывательных и передовых частей;

— преследования противника;

— переброски резерва в маневренной обороне;

— быстрого отрыва частей, ведущих арьергардные бои;

— уничтожения прорвавшегося в тыл противника и его воздушных десантов.

847. Автоколонна полка делится на эшелоны: В состав эшелона входит стрелковый батальон со средствами усиления и часть сапер. Дивизионная и противотанковая артиллерия распределяется между эшелонами.

848. Командир перевозимого полка (батальона) отвечает за всю организацию перевозки своей, части (подразделения).

Командир автомобильной части на время перевозки подчиняется командиру полка и отвечает за техническую подготовку, проведение и обеспечение перевозки и за правильное использование автомобильного имущества.

849. Каждому батальону или артиллерийскому дивизиону назначается самостоятельный погрузочный район площадью в среднем 1 х 1/2 (?) км, который тщательно подготовляется: дороги исправляются, оборудуются указателями и дорожными знаками; на перекрестках дорог устанавливаются маяки или посты регулирования; принимаются меры маскировки; организуется противотанковая, противовоздушная оборона и противохимическая защита.

Погрузочный район состоит из погрузочных площадок, районов сбора (ожидания) автотранспорта, районов сосредоточения перевозимых подразделений, путей подхода и выхода.

При разведке погрузочных районов погрузочные площадки выбираются на дорогах или вдоль них в местах, хорошо замаскированных, вблизи расположения перевозимых войск. При отсутствии на дорогах площадок для погрузки могут быть использованы лесные просеки, поляны с плотным грунтом и с удобными путями подхода и выхода.

Подачу и отъезд машин следует организовать по петле, без сложных разворотов и заездов.

850. Погрузка стрелкового батальона днем требует 40–45 минут, артиллерийского дивизиона — до 1 часа. Ночью эти сроки увеличиваются в полтора раза.

851. При автоперевозках полка регулирование движения организуется штабом дивизии совместно с командиром автомобильной части. В тех случаях, когда регулирование не организовано старшим начальником, командир полка должен организовать его своим распоряжением.

Для регулирования движения автоколонны из состава штаба выделяется центральный пункт регулирования, контрольные пункты и посты регулирования.

Центральный пункт возглавляет начальник штаба полка или его помощник. Распоряжения по организации движения передаются исключительно через пункты регулирования, и никто не имеет права вмешиваться в их работу.

Контрольные пункты проверяют своевременность выхода автомобильных эшелонов из погрузочных районов. В пределах батальонных погрузочных районов устанавливаются посты регулирования при выходах с погрузочных площадок и из района.

Посты регулирования, высланные вперед под прикрытием разведки, регулируют движение у перекрестков дорог, мостов, теснин, при выходах и входах в населенные пункты и на уравнительных рубежах.

852. При движении в горах (в узких местах и на перевалах) выставляются дополнительные посты, обеспеченные телефонной связью.

При движении ночью посты регулирования должны быть усилены; опасные места маршрута (повороты, мосты, гати) провешиваются дополнительными маяками с фонарями и вдоль обочин обозначаются белыми полосками, на лесных участках — окраской стволов деревьев.

Личный состав обязан знать установленные зрительные и звуковые сигналы.

853. Вытягивание автоколонны батальона „ или артиллерийского дивизиона по одной дороге занимает в среднем 20–30 минут. Автоколонна полка без авангарда вытягивается на одной дороге за 1. 5–2 часа, автоколонна полка в полном составе — за 2. 5–3 часа.

Во время движения автоколонн нормальные дистанции устанавливаются, в зависимости от состояния дорог, скорости движения и условий местности: между головами эшелонов — по времени 20–30 минут, между машинами — 25–50 м; на крутых подъемах в горах — до 100 м. Скорость движения днем 20–30 км в час, ночью с затемненными фарами 10–15 км в час.

Нормальный суточный переход автоколонны 120–150 км, форсированный переход 200–250 км.

Через каждые два часа движения назначаются малые привалы на 15–20 минут для технического осмотра машин, крепления грузов и подтягивания хвостов эшелонов.

Большой привал на 2–3 часа назначается после 6–8 часов движения.

854. При разрушении пути или переправ авиацией противника эшелоны продолжают движение, используя обходные пути и переправы.

Если обходных путей нет или повреждение незначительное, эшелон немедленно приступает к исправлению дорог и мостов своими силами.

855. Выгрузочные районы выбираются применительно к требованиям, указанным для погрузочных районов.

После выгрузки автотранспорт эшелонов немедленно отводится в указанный ему район сбора с целью освобождения дорог в выгрузочном районе.

Выгрузка батальона требует днем до 15–20 минут, артиллерийского дивизиона — до 30–40 минут. Ночью эти сроки увеличиваются в среднем на 15 минут.

856. При организации автоперевозок штабом полка разрабатываются: приказ, расчет потребности в автосредствах, схема колонны, график перевозки, указания по разведке и подготовке маршрутов, указания по противотанковой, противовоздушной обороне и противохимической защите, санитарному, ветеринарному и материально-техническому обеспечению.

В стрелковом батальоне и артиллерийском дивизионе разрабатывается схема состава автомобильного эшелона и района погрузки (выгрузки),

857. Охранение при автоперевозках организуется на тех же основаниях, что и при походном движении, но дистанции устанавливаются с таким расчетом, чтобы расстояние от хвоста авангарда до головы колонны главных сил было не менее 8 км. Для бокового охранения используются параллельные дороги, а при отсутствии их на угрожаемые направления выставляется неподвижное охранение, в первую очередь для перехвата дорог, идущих к флангу перевозимой части (подразделения).

858. Управление батальонами при автоперевозках обеспечивается:

— при погрузке и выгрузке — установлением проводной связи между центральным и контрольными пунктами регулирования, дублируемой подвижными средствами связи;

— во время движения — короткими радиосигналами и подвижными средствами связи (автомобили и мотоциклы).

Дальше