Марш полка
812. Главная цель марша полка заключается в том, чтобы своевременно привести полк в назначенный район в полной готовности для боя.
Марш следует совершать преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости. При дневном марше особое значение приобретают матировка, противовоздушная и противотанковая оборона.
813. Маскировка дневного марша достигается
использованием естественных масок н, местности (лес, деревья, строения);
расчленением походных порядков
движением в непогоду (дождь, туман, снегопад);
строгим соблюдением маскировочной дисциплины на марше и на привалах.
Днем полк совершает марш в расчлененных походных порядках, обеспечивающих постоянную готовность к отражению авиации и танков противника, взаимную поддержку, гибкость маневра и быстроту развертывания.
814. Марш полка вдали от фронта организуется с расчетом прибыть в срок в назначенный район при обеспечении удобств и безопасности движения.
815. Полк совершает марш в походном порядке и образует походную колонну, следую по, одному маршруту.
Походная колонна в целях удобства, скорости и безопасности движения от нападения с воздуха расчленяется по глубине на эшелоны.
Командир полка производит распределение колонны на эшелоны с учетом предполагаемого развертывания полка для боя, организации противотанковой и противовоздушной обороны.
При делении колонны на эшелоны постоянную организацию подразделений без особой необходимости нарушать не следует.
В каждый эшелон для обеспечения его самостоятельности включаются: стрелковый батальон, средства усиления, саперы и надежные проводники.
Дистанция между эшелонами полка до 500 м.
Артиллерия на механической тяге двигается в хвосте колонны или колонными путями.
816. Скорость движения пехоты на марше зависит от втянутости бойцов и командиров, состояния и рельефа дорог, времени года, суток и погоды.
Средняя скорость движения пехоты днем 4 км в час, при облегчении нагрузки бойцов 5 км в час.
817. Суточный переход полка, в зависимости от задачи, может быть нормальным 7–8 часов движения или форсированным 10–12 часов движения.
Нормальный суточный переход полка 30 км, форсированный суточный переход полка 40–45 км (с привалом продолжительностью 4 часа).
818. Для сбережения сил и материальной части назначаются:
малые привалы 10 минут после 50 минут движения;
большие привалы 3 часа в начале второй половины перехода;
дневки через 3–4 суток, при форсированных маршах через 2 суток.
819. Разведка района большого привала производится заранее. Район привала должен отвечать требованиям быстрого развертывания, отражения возможного нападения самолетов и танков, а также укрытия и маскировки.
820. При организации и выполнении марша необходимо наблюдать за состоянием ног бойцов, пригонкой снаряжения, состоянием конского состава, материальной части боевых и вспомогательных машин, за соблюдением питьевого режима на походе, за своевременной выдачей пищи в обеспечением бойцам сна.
821. Походный порядок полка, совершающего марш в авангарде дивизии или отдельной колонной, состоит из разведки, головного отряда (авангарда), главных сил, бокового и тыльного охранения.
Походный порядок полка, следующего в главных силах дивизии, состоит из охраняющих подразделений и одного или нескольких эшелонов.
Сила, состав и удаление охраняющих подразделений определяются обстановкой, задачей и составом охраняемой колонны.
822. Полк при наступательном марше для охранения высылает:
При следовании в авангарде дивизии:
в сторону движения головной отряд в составе до усиленного батальона на удаление до 2–3 км;
на фланги боковые заставы силою от взвода до роты на удаление до 2 км;
непосредственное охранение дозоры во все стороны от всех эшелонов полка.
При следовании отдельной колонной:
в сторону движения авангард силою до батальона на удаление до 2–3 км;
на Фланги боковые заставы силою до взвода на удаление до 2 км;
в тыл тыловую заставу силою не менее взвода на удаление до 1 км;
непосредственное охранение дозоры.
Авангард (головной отряд) усиливается минометами, противотанковыми ружьями и орудиями, артиллерией, саперами для устранения заграждений и производства дорожно-мостовых работ.
823. При наличии на открытом фланге естественных преград командир полка высылает неподвижное охранение, которое, следуя в авангарде занимает выгодные для обороны пункты и удерживает их до прохождения охраняемой колонну, после чего присоединяется к ее хвосту.
824. При фланговом марше полк для охранения высылает:
в сторону угрожаемого фланга боковой авангард силою до батальона на удаление до
2–3 км;
в сторону движения головную заставу силою от взвода до роты на удаление до 2 км;
в тыл тыльную заставу на удаление до 1 км. Боковой авангард усиливается орудиями, минометами, противотанковыми орудиями и ружьями, артиллерией, саперами для устранения заграждений и производства дорожно-мостовых работ.
825. Посты воздушного наблюдения следуют с охраняющими подразделениям. Часть постов может быть неподвижной, заблаговременно высылаемой для наблюдения под прикрытием разведывательных и охраняющих подразделений. Неподвижные посты несут службу до определенного времени, после чего последовательно присоединяются к своим подразделениям.
826. Полк при отступательном марше для охранения высылает:
При следовании в арьергарде дивизии:
в сторону противника тыльный отряд силою до батальона на удаление до 2–3 км;
на фланги боковые заставы силою от взвода до роты на удаление до 2 км;
непосредственное охранение дозоры: При следовании отдельной колонной:
в сторону противника тыльный отряд силою до роты;
в сторону движения головную заставу силою до взвода на удаление до 2 км;
непосредственное охранение дозоры; Тыльный отряд усиливается минометами, противотанковыми ружьями и орудиями, артиллерией, саперами.
827. Полк при следовании в колонне главных сил дивизии для охранения высылает боковые заставы и дозоры.
828. При остановке колонны полка на большой привал походное охранение останавливается, занимает выгодный для обороны рубеж и продолжает нести охранение на месте.
829. По получении приказа на марш командир полка отдает предварительное распоряжение, в котором указывает время и порядок выступления, путь следования и предполагаемую величину перехода; после этого отдает приказ.
830. Для расчета и организации марша командир полка должен:
учесть удаление наземного противника;
выбрать и разведать дороги, наметить колонные пути и подготовить проводников;
принять меры к исправлению дорог, мостов, к удалению заграждений по маршруту, прокладке колонного пути и организовать регулирование движения;
рассчитать протяжение маршрута, скорость и время движения, места привалов;
оценить (весь маршрут с точки зрения возможности нападения самолетов и танков противника и определить меры обеспечения и противодействия;
установить: состав эшелонов и порядок их движения; исходный пункт и уравнительные рубежи, время их прохождения; район большого привала.
831. Штаб полка так организует на марше связь с охраняющими подразделениями, эшелонами колонны и соседями, чтобы командир полка мог «быстро передавать распоряжения, получать донесения и бесперебойно управлять полком при развертывании его в боевой порядок.
Для этого необходимо широко применять подвижные средства связи; звуковую, световую и радиосигнализацию. Средства связи, распределяются по подразделениям.
Радиосвязь на передачу короткими сигналами разрешается с разведывательными подразделениями, охранением и постами воздушного наблюдения. Остальные радиостанции должны быть готовы к работе по плану, установленному распоряжением по связи начальника штаба полка.
При штабе полка должны быть офицеры связи и связные от батальонов, приданных подразделений и соседей.
От полка должны высылаться офицеры связи к соседним колоннам и в штаб дивизии.
832. Перед началом марша командир полка указывает батальонам (эшелонам) исходный пункт рубеж и время его прохождения. Сбор в одно месте подразделений более батальона запрещается. Походная колонна полка строится на ходу.
833. На марше соблюдается строгий порядок движение совершается только по правой стороне дороги (пехота может двигаться по обочинам); левая сторона дороги используется для обгона и встречного движения; на марше разрешается расстегивать воротники, снимать головные уборы; командиры и бойцы должны идти на определенных для них в строю местах ровным шагом, соблюдая установленные дистанции и интервалы; теснины и переправы проходятся поэшелонно и безостановочно; при встрече на пересекающих маршрут дорогах с другими колоннами старший командир устанавливает порядок пропуска колонн, учитывая их боевые задачи, для большого привала подразделения сходят с дороги.
Марш регулируется по тактическим рубежам, которые проходятся в указанное время головой колонны главных сил полка.
834. Для отражения нападения самолетов противника в охраняющих подразделениях и в каждом эшелоне походной колонны назначаются посты воздушного наблюдения и дежурные стрелковые и пулеметные взводы отделения.
Для прикрытия полка с воздуха во время прохождения теснин, переправ и населенных пунктов, под прикрытием головного отряда выбрасываются вперед зенитные пулеметы.
После прохождения походной колонны зенитные пулеметы продолжают вести прикрытие с воздуха или следуют в колонне.
По сигналу воздушной тревоги «Воздух» все зенитные средства изготовляются к бою; , остальные подразделения, не замедляя движения, принимают меры обеспечения от воздушного нападения (маскируются, расчленяются).
835. Для отражения нападения танков по сигналу «Танки»:
противотанковые орудия и ружья немедленно занимают позиции впереди пехоты;
вся артиллерия быстро занимает огневые позиции для отражения атаки танков;
пехота, моторизованные части и транспорт быстро используют ближайшие укрытия и изготовляются к бою;
саперы устанавливают мины впереди и на флангах огневых позиций артиллерии.
По сигналу «Сбор» подразделения быстро занимают свои места, и колонна продолжает движение.
836. В зимних условиях скорость движения по накатанным дорогам без лыж 3–4 км в час, лыжных батальонов в среднем до 4–5 км в час, мелких групп разведчиков-лыжников 5–6 км в час. Суточный переход лыжных частей 30–40 км.
Значение ночных маршей в связи с коротким днем возрастает.
Разведка и охранение высылаются на лыжах. Дороги обозначаются вехами.
837. Уменьшение глубины колонны достигается движением рот и батальонов на лыжах по обе стороны от основного маршрута. Головные подразделения необходимо сменять через каждый час. Малые привалы при плохом состоянии дорог назначаются чаще, чем обычно, но продолжительность их сокращается. Большие привалы не назначаются.
838. Принимаются меры против обморожения: снабжение теплой одеждой, выдача жиров для смазывания в мороз наиболее подверженных обморожению частей тела, обвертывание ног бумагой, чередование движения на лыжах и без лыж.
Для предупреждения обморожения бойцы должны наблюдать друг за другом.
839. Переход необходимо заканчивать в населенном пункте, лесу или в защищенных от ветра и обеспеченных топливом районах.
840. В жаркое время, при необходимости двигаться днем, выступление следует назначать возможно раньше, чтобы большую часть перехода выполнить до наступления дневного зноя, а остальную после большого привала, когда жара начнет спадать.
Для предупреждения солнечных ударов и других болезненных явлений надо избегать переутомления войск и строго соблюдать питьевой режим.
Во избежание переутомления войск необходимо:
обеспечивать войскам достаточный отдых перед выступлением и на больших привалах;
перед выступлением наполнять фляги водой;
чаще делать малые привалы и увеличивать продолжительность больших привалов, назначая их в тенистых районах и по возможности вблизи рек и водоемов, избегая участков, где застаивается накаленный солнцем воздух;
на марше расстегивать воротники, периодически снимать фуражки, следовать разомкнуто по фронту и в глубину, по теневой стороне дороги.
841. Марш полка в горах совершается самостоятельно поэшелонно. Дистанции между эшелонами устанавливаются из расчета 10–15 минут движения.
Расчет марша в горах производится по времени. Составляется профиль маршрута по карте.
Скорость движения по колесным дорогам с крутизной до 10 градусов 2–3 км в час.
При крутизне скатов более 10 градусов расчет скорости движения производится по вертикали 300–350 м в час подъема и 600–700 м в час спуска. На крутых подъемах, кроме малых привалов, делать остановки на 2–3 минуты после 15–20 минут движения.
При форсированных маршах в горных условиях следует облегчать снаряжение людей.
Продолжительность большого привала до 4 часов. Большие привалы назначаются перед подъемом, у источников, вдоль маршрута, вне населенного пункта. Вьюки с животных снимаются.
На крутых спусках принимаются меры торможения материальной части и повозок.
842. На марше в горах удаление походного охранения от главных сил определяется необходимостью заблаговременного занятия командующих высот по пути движения колонны главных сил.
Главные силы двигаются от рубежа к рубежу.
Для обеспечения флангов походного порядка и занятия командующих высот на флангах из колонны полка высылается последовательно и заблаговременно неподвижное боевое охранение, которое, пропустив всю колонну, присоединяется к ее хвосту.
843. Марш в лесу обеспечивается сильной разведкой, круговым охранением и четким регулированием движения.
Все дороги, просеки и тропы, идущие в стороне маршрута, должны быть разведаны.
Движение эшелонов в лесу производится на сокращенных дистанциях. Для обеспечения боевой готовности при развертывании батальонам и ротам придаются отдельные батареи и часть боевого обоза.
Охраняющие подразделения должны быть настолько сильными, чтобы самостоятельно преодолевать заграждения, уничтожать крупные засады и вести успешную борьбу с тайками противника.
Авангард втягивается в небольшой лес после того, как разведывательные подразделения или головной отряд овладеют выходами из леса, главные силы полка втягиваются в лес по выходе авангарда за противоположную опушку леса.
Усиливается наблюдение за воздухом.
844. Для успеха ночного марша необходимо:
разведать путь днем;
организовать регулирование движения в. пути (проводники, отметки, маяки);
распределить подразделения по эшелонам с учетом удобства ночного марша;
обеспечить охранение и связь;
предоставить перед маршем достаточное время для отдыха;
организовать комендантскую службу по путям движения, не допуская подтягивания днем отставших и транспорта в район сосредоточения войск. Весь командный состав полка обязан знать азимуты маршрута полка.
В предвидении ночного марша подразделения следует располагать эшелонированию в глубину вблизи дорог, с расчетом одновременного начала движения всей колонны полка.
845. Охраняющие подразделения и эшелоны полка двигаются ночью на сокращенных дистанциях. Удаление охранения уменьшается; непосредственное охранение усиливается.
Для прикрытия артиллерии и тылов назначаются стрелковые взводы (отделения). В эшелонах назначаются дежурные подразделения.
Соблюдается строжайшая маршевая, звуковая и световая дисциплина. Каждый командир должен не допускать отрыва своего подразделения от впереди идущих и следить, чтобы на малых привалах люди не засыпали.
Открытие огня ночью без разрешения командира запрещается. Марш ночью совершается, как правило, без больших привалов. При совершении ночного марша связь цепочкой усиливается.
На уравнительных рубежах организуются контрольные пункты для регулирования движения и проверки соблюдения плана марша.