Простое дело
Григорий Михайлович Ленивцев до войны работал в фотоартели «Рембранд». Многие годы он жил в Одессе, и тысячи людей знали этого неторопливого, с небольшой седой бородкой человека.
Артель «Рембранд» Ленивцев оставил в сентябре 1941 года, в тот день, когда немецкая бомба попала в здание, где помещалась фотография, и похоронила под развалинами всю аппаратуру.
Когда в Одессу пришли немцы, Ленивцев некоторое время оставался дома, но потом нужда заставила его пойти на базар, натянуть там полотно с нарисованным на нем неправдоподобным фонтаном и сделаться уличным фотографом.
Но вот в Одессу пришли советские войска. Ленивцев радостно приветствовал их, махал своей потрепанной фетровой шляпой. В тот же день он вышел на набережную с аппаратом и уже не на фоне нарисованного фонтана, а на фоне голубого моря и каштанов фотографировал бойцов и командиров, которые спешили послать снимки родным и близким, приписав на обороте: «Привет из Одессы».
Так протекала у Григория Михайловича жизнь до того дня, когда к нему подошел худенький белокурый лейтенант. Лейтенант долго следил за работой Ленивцева. Сначала фотограф не замечал военного. Потом он стал посматривать на него и, решив, что у лейтенанта нет с собой денег, предложил:
Товарищ военный, если хотите сняться прошу вас. Бесплатно!
У меня есть деньги, товарищ фотограф, и я с удовольствием снимусь у вас. Но сначала я хотел поговорить о более серьезном деле, ответил лейтенант. Ленивцев даже очки снял от удивления. Дело у меня такое. В одном из последних боев был убит полковой фотограф, а теперь у нас некому фотографировать бойцов и офицеров. Делать такие, знаете, карточки, как для удостоверения личности.
Так вы хотите, чтобы это делал я? Ну что же, пусть приходят...
Видите ли... Лейтенант говорил медленно, подбирая слова. Видите ли... Мы хотели, чтобы вы поехали к нам в часть. Мы сейчас находимся в тридцати километрах от линии фронта... Это вполне безопасно...
Был конец весны. Яблони стояли, густо усыпанные бело-розовыми нежными лепестками. Многие бойцы и офицеры приходили к фотографу с цветами в руках, но все, как один, подтянутые, несколько даже торжественные. Почти у всех на груди блестели под лучами весеннего солнца ордена и медали. Все просили сделать добавочные карточки у каждого был родной дом, каждому хотелось послать туда свой снимок.
Так прошло два дня. На третий Ленивцев проснулся от яркого солнца, бившего ему прямо в глаза. Дверь машины-фургона, в которой он спал, была открыта. Старик приподнялся на постели и увидел возле машины привезшего его из Одессы лейтенанта Шурыгина, который отдавал распоряжения бойцу. Ленивцев уловил обрывки фраз:
Все свернуть... Немедленно быть готовыми...
Григорий Михайлович окликнул Шурыгина, и тот поднялся в машину.
Я думаю, сказал фотограф, что дня через три моя работа будет закончена.
Несколько смущенно лейтенант ответил:
Понимаете, Григорий Михайлович, обстановка изменилась... Мы получили приказание немедленно выдвинуться на передовые...
Да? упавшим голосом спросил Ленивцев. Значит, я не смогу закончить съемку?
Нет, почему же! Командир полка просил вас, если только вы согласитесь, следовать за нами. Там мы вас устроим. Два километра от фронта я вам гарантирую, во всяком случае.
Фотограф сидел на постели, седой, всклокоченный, без очков.
Если вы мне доверяете?.. сказал он растерянно.
Мы вам оказали доверие еще раньше.
Когда автоколонна переправлялась через Днестр на правый берег реки, в воздухе появились немецкие пикировщики. Сопровождаемые истребителями, они устремились к мосту. В небе разгорелся бой. Наши истребители ринулись на «юнкерсов». Немцы начали сбрасывать бомбы, но они ложились неточно, в стороне от моста, падали в воду, на берег. Гул и свист стояли вокруг. Мост качало взрывами, но переправа продолжалась.
...На дне широкого оврага Ленивцев разыскал солнечную поляну, осененную зеленеющими деревьями, и прикрепил к двум стволам полотнище. Так же, как и в селе, к фотографу приходили бойцы. Но теперь они уже были с автоматами, винтовками и ручными пулеметами. Они являлись с переднего края и, отложив оружие чуть в сторону, молча садились на стулья. Ленивцев, указывая на автоматы, спрашивал:
И как вы воюете с таким сложным оружием?
Ничего сложного, папаша! Воевать с ним простое дело, отвечали бойцы.
Один из автоматчиков даже показал Ленивцеву, как надо обращаться с автоматом, как стрелять.
Может, пригодится... Вот так нажимайте, и все тут.
Ленивцев улыбнулся. Куда ему? Шестьдесят четыре года! Какие уж тут автоматы?! И он продолжал фотографировать бойцов.
На четвертый день Шурыгин сказал фотографу, что завтра он сможет переправиться на левый берег Днестра, чтобы там проявить и отпечатать фотоснимки.
В полдень к нему пришли три автоматчика. Все они были высокие, загорелые, в касках, с гранатами на поясе. Один из них, с белыми бровями, бросил автомат на траву и сказал с улыбкой:
Папаша, сделайте так, чтобы мы на снимках выглядели героями!
Но в это мгновение где-то совсем близко застучали автоматные очереди, свистнули пули. Бойцы схватили оружие и побежали навстречу выстрелам. Автоматчик с белыми бровями крикнул Ленивцеву на ходу:
Спокойно, папаша, спокойно!..
Фотограф посмотрел вслед бойцам и увидел: белесый автоматчик вдруг с разбегу упал на землю с широко раскинутыми руками, так и не догнав своих товарищей, которые залегли впереди него, метрах в двадцати, за кустами.
Ленивцев бросился к упавшему, чтобы помочь ему, остановить, если нужно, кровь или перевязать. Но боец оказался убитым наповал. Его автомат лежал рядом, на земле.
Ложись! крикнул один из бойцов Ленивцеву, и старик упал на траву.
Среди деревьев замелькали серо-зеленые немецкие мундиры. Он их сразу узнал. Он тысячи раз видел их на улицах своего города. Тогда фотограф нажал спусковой крючок и заметил, что несколько немцев упало. Ему показалось, что это его немцы. Но, оглянувшись, он увидел больше десятка бойцов, которые, стреляя и перебегая от дерева к дереву, окружали гитлеровцев...
Попытка врага вклиниться в наш тыл ударом с фланга провалилась. Вся вражеская группа была истреблена.
Ленивцев вернулся к своей работе. Когда он закончил ее, к нему явился офицер, старший лейтенант, и сказал, что надо будет сфотографировать генерала, командира дивизии.
Вскоре прибыл генерал. Это был седой человек с добрыми серыми глазами. Он пожал Ленивцеву руку и сказал:
Слышал о вашем поступке. Спасибо вам за поддержку. Заслуживаете медали.
Ленивцев смутился:
Что вы, товарищ генерал! Я увидел: боец убит, а его автомат лежит на земле.
Генерал улыбнулся:
Автомат это сложное оружие.
Меня научили здесь с ним обращаться, товарищ генерал! ответил фотограф. И это впрямь простое дело.
Июнь 1944 г.