Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

Эпилог

Прошло более тридцати лет мирной жизни.

Как же сложилась судьба героев этой повести в послевоенные годы?

С радостью могу сказать: их мирная жизнь могла бы послужить сюжетом для новой книги.

Первый послевоенный год Георгий Павлович Молчанов трудился лесником. Потом заскучал без общества, без полетов, без добрых людских улыбок. Он пришел в промышленность, на летно-испытательную работу в исследовательский институт.

Герой Советского Союза Сергей Савельевич Сугак, когда пришло время расстаться с полетами, поступил работать на фабрику «Бумиз». Со временем его избрали секретарем парткома.

Когда я попросил Сергея Савельевича рассказать о себе, он долго молчал, потом сказал:

— История моя... как бы это сказать... не показательная, что ли? Я вовсе не хотел летать. Не думал, не мечтал о полетах, как ты, например. Больше всего на свете любил русскую литературу. Когда же по комсомольскому набору меня направили в летную школу, я даже попробовал схитрить, чтобы не попасть в нее. Вспоминая об этом, до сих пор краснею. Ну а потом, научившись летать, став военным летчиком, полюбил свою мачеху-авиацию, как мать родную! С ней всю войну делили мы и радости и слезы... [243]

Вениамин Дмитриевич Зенков после войны был представителем Аэрофлота в одной из социалистических стран. Выйдя в запас, он посвятил себя почти всецело общественной работе.

Константин Павлович Иконников не уступит Зенкову в кипучей энергии. К тому же годы будто не касаются его: он все так же спортивен, динамичен, опытен. Поэтому и нужен до сих пор испытательному аэродрому.

Сергей Алексеевич Ульяновский, кончив летать и уйдя в запас, поселился в небольшом городе на Украине. Здесь он в течение ряда лет великолепно проявил себя на руководящей работе в исполкоме городского Совета.

В послевоенный период бурного развития нашей реактивной авиации отличным летчиком-испытателем больших машин проявил себя Владимир Васильевич Пономаренко. Теперь он продолжает вести научную работу в исследовательском институте.

После войны Героя Советского Союза генерала Владимира Порфирьевича Драгомирецкого в 1946 году вызвал к себе Александр Евгеньевич Голованов и сказал, что, приступив к восстановлению народного хозяйства, страна нацелилась на освоение своих природных богатств и в этой связи ему, Драгомирецкому, поручается возглавить экспедицию в северные районы.

Карта Советского Союза в кабинете Голованова занимала всю стену. Александр Евгеньевич показывал Владимиру те места, куда лежит путь экспедиции.

— Поручая вам и вашим авиаторам это исключительно важное дело, я отдаю себе отчет в том, как трудно в тяжелых природных условиях сделать все это без потери самолетов. И все же об одном вас прошу: потерять как можно меньше людей!

Это было чуть ли не единственное напутствие Главного маршала авиации Голованова, но оно запомнилось Владмиру Порфирьевичу на всю жизнь. [244]

И теперь, лишь недавно оставив летную работу, генерал-лейтенант Драгомирецкий с гордостью вспоминает, как тогда, вскоре после войны, авиаторы с честью выполнили это задание, сократив вдвое правительственный срок и не потеряв ни единого самолета, ни единого летчика.

В 1951 году ветеран дальней авиации Эндель Карлович Пусэп был избран заместителем Председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.

Позволю себе привести несколько строк из статьи «И чуть-чуть от себя...» Г. Яковлева, опубликованной в газете «Правда» от 14 июля 1978 года.

«...Когда Пусэпа назначили министром социального обеспечения Эстонии, он сказал сотрудникам на первом совещании: «К нам за помощью обращаются ветераны, особая категория людей. Мы обязаны делать для них все, что положено по закону... И еще чуть-чуть от себя». Может, не сразу, но все поняли: новый министр ожидает от них творческой активности, высокой гражданственности, чуткости, а не формального исполнения служебных обязанностей. Вот этой несложной вроде бы формуле «и чуть-чуть от себя» Эндель Пусэп следовал всегда сам».

Герой Советского Союза Эндель Карлович Пусэп ныне председатель республиканского Комитета защиты мира.

Генерал Виталий Александрович Гордиловский многие годы после войны оставался в строю дальней авиации, командовал дивизией. Но пришло и ему время расстаться с летной работой. И все же он не расстался с аэродромом.

Если вам предстоит прилет в Москву, а потом вы будете наблюдать, как ваш лайнер, идя на посадку в аэропорту Внуково, окунется в толщу хмурых облаков, подумайте о тех, кто руководит в этот момент самолетами, снижающимися в облаках один за другим, заходящими на посадочную полосу с интервалом в одну минуту...

До недавнего времени среди этих чутких, необыкновенно внимательных людей был и хорошо нам знакомый теперь ветеран дальней авиации Виталий Александрович Гордиловский.

Примечания