Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

От составителя

Предлагаемый вниманию читателей Сборник составлен из фронтовых очерков, написанных советскими писателями и журналистами в дни Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Очерки о мужестве советского народа, защищавшего с оружием в руках свою свободу, публиковались в годы Отечественной войны в дивизионных, армейских, фронтовых, республиканских, областных и центральных газетах; печатались они и на страницах «толстых» и «тонких» литературных журналов.

Эта обильная документальная, оперативно созданная литература каждодневно информировала наш народ о существенных событиях фронта, помогала ему идти к победе; она являлась связующим звеном между двумя сторонами единого боевого лагеря советского народа — фронтом и тылом.

«Казалось бы, теперь не до слов: спор решает металл, — писал в мае 1944 года Илья Эренбург. — Но никогда слабый человеческий голос не звучал с такой силой, как на поле боя, среди нестерпимого грохота... Я хочу сказать не о тех томах, которые мы знаем с детства. Их бессмертие доказано годами... Я хочу сказать о хрупком газетном листе, которому положено жить один день, о его торжестве, о силе слова неотстоявшегося».

С этого хрупкого газетного листа во время Отечественной войны громко звучали голоса писателей и журналистов всех поколений нашей многонациональной литературы. Эта многочисленная и не собранная до сих пор очерковая литература, достигавшая порой подлинной художественной выразительности, создавалась в дыму сражений, у лафетов орудий, под крылом боевого самолета, в приземистых землянках. Советские фронтовые очеркисты слились с народом, жили, как бойцы. Нередко вместо пера они брали в руки автомат. Борясь за жизнь, погибли на фронтах Отечественной войны А. Гайдар, Б. Ивантер, Ю. Крымов, Б. Лапин, П. Лидов, Н. Маркевич, В. Ставский, А. Поляков, Е. Петров, А. Хамадан, З. Хацревин... Шестьдесят девять человек потеряла на войне только одна московская организация писателей! Из тысячи литераторов, членов Союза советских писателей, ушедших на фронт, не вернулось с войны более двухсот человек! А сколько могил погибших журналистов разбросано на полях сражений от Баренцева до Черного моря!

«Жертвы, понесенные советской литературой и журналистикой, утвердили в нашем солдате и во всем народе веру в слово советского художника и приучили к мысли, что наше советское искусство — боевое искусство и что оно смело идет вперед вместе с народом, его породившим».

Так писал П. Павленко в статье «Памяти павших» в мае 1947 года.

Разнообразный характер военных действий, многочисленность авторов, изображавших их, обусловили развитие множества видов фронтовой очерковой литературы. Наряду с очерками, насыщенными публицистическими рассуждениями авторов (так писали И. Эренбург, Л. Леонов, В. Лацис, нередко Вс. Вишневский), пышно расцветал и военный очерк, граничащий с рассказом. Таковы циклы очерков Л. Соболева «Морская душа», В. Кожевникова «Труженики войны», самобытные очерки Эф. Капиева, некоторые очерки побывавшего на многих фронтах К. Симонова, очерки-рассказы Б. Полевого, Б. Галина. Рядом с путевыми очерками, где авторы не связывали себя с изображением определенного круга лиц, места действия и времени (эту форму избирали порой Б. Полевой, В. Катаев и многие другие писатели), отлично уживались и очерки в форме дневников, сочетающие в себе изображение внешних событий с лирическими высказываниями авторов («Двенадцать месяцев» Н. Тихонова, «Почти три года» В. Инбер, «От Дона к Донцу» Н. Грибачева).

Наряду с очерками-портретами, изображающими человека-воина (этой формой пользовались многие писатели, среди них Л. Славин, Н. Рыбак, Н. Богданов, Н. Атаров и другие), и бытовыми очерками, воспроизводящими характер советского человека с ружьем на фоне суровой окопной жизни, в годы Отечественной войны сформировался и усложненный тип очерка, показывающий действия больших воинских соединений. Среди авторов оперативно-тактического очерка следует прежде всего упомянуть В. Гроссмана («Направление главного удара», «Творчество победы», «Москва — Варшава»), В. Величко («Сокрушение Миус-фронта», «Падение Кенигсберга», «Победа в Маньчжурии»), М. Брагина («Прорыв к морю» и др.), Н. Денисова («Салют 324 орудий»), В. Коротеева («Сталинградское кольцо»),

Но сколь ни разнообразны формы советского фронтового очерка, как ни различны в них почерки авторов, большинство из этих очерков было проникнуто великими принципами народности, партийности и верности жизненной правде. Изображая героические дела и мужество советских воинов, рост их ратного мастерства, раскрывая вдохновляющую силу идей коммунизма и моральную чистоту советского человека, утверждая историческую правоту его борьбы, фронтовой очерк всех видов действенно организовывал сознание советского читателя, знакомил с правдой о войне, помогал ему успешно воевать.

Проникая на все участки обширного фронта Отечественной войны, сначала от Баренцева до Черного моря, затем от Нарвика до Белграда, участвуя в великих сражениях под Москвой, у Сталинграда, в Берлине и в степях Маньчжурии, советские фронтовые очеркисты запечатлели бесчисленное множество военных событий. Конечно, не все стороны сложной военной жизни страны дорисованы этой очерковой литературой. Порой глаз очеркиста не поспевал за бурным развитием фронтовых событий (так случилось при Кррсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, иногда сознание очеркистов не в силах было охватить сложную и специфическую работу штабов соединений. Стоит ли за это упрекать советский фронтовой очерк Отечественной войны? Сколь ни широки возможности очеркового жанра, в задачу художественной литературы не входит создание истории войны со всеми ее оперативными и стратегическими перипетиями.

Важно, что советские писатели и журналисты сумели выразить средствами очерка наиболее существенные процессы Отечественной войны на всех основных этапах ее развития. Важно, что советский фронтовой очерк хорошо помогал нашему народу воевать.

Составляя Сборник, мы стремились показать идейное богатство, содержательность и разнообразие форм бытовавшего в годы Отечественной войны советского фронтового очерка. В Сборнике представлено творчество писателей и журналистов, наиболее активно работавших во время войны в этом жанре.

Сборник фронтовых очерков составлен по хронологическому принципу — от первых дней Отечественной войны до решающих боев в Берлине в мае 1945 года и разгрома Квантунской армии в Маньчжурии в августе — сентябре 1945 года. Такая организация материала, думается, поможет читателю не только проследить за процессом становления советского фронтового очерка, но и в какой-то мере будет воспроизводить существенные события Отечественной войны 1941–1945 гг.

Сборник состоит из трех томов. В первый том включены очерки, воспроизводящие фронтовые события 1941–1942 гг. (и частично первых месяцев 1943 г.), от начала Отечественной войны до разгрома немецко-фашистских армий под Сталинградом и на Северном Кавказе.

Очерки второго тома Сборника характеризуют боевые действия 1943–1944 гг. Это — период Орловско-Курского сражения, освобождения Донбасса, блестящих операций 1944 года, период полного изгнания с советской земли фашистских оккупантов.

Освободительные походы Советской Армии 1945 года в Польше, Чехословакии и на Балканах, битва в Берлине, окончательная победа над гитлеровской Германией и разгром японского империализма на Дальнем Востоке отражены в очерках третьего тома Сборника.

Тексты очерков подготовлены к печати при участии авторов. Очерки умерших авторов печатаются без каких-либо изменений.

В. Катинов
Дальше