Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

Примечания

{1} Ушр (ашар) (араб. — десятая часть) — натуральный десятинный налог с мусульман в странах ислама.
{2} Псевдология — болезненная склонность к вымыслу, сочинению фантастических историй, в которых субъект ставит себя в центр событий. Для истерических психопатов характерна в виде добросовестного заблуждения, когда больной не в состоянии отличить плоды собственного воображения от реальности.
{3} Тумар — кожаный талисман в виде треугольника, который носят на шее некоторые мусульмане. Внутри зашиты тексты священных молитв, которые якобы защищают от бед и несчастий. Категорически не приветствуется священнослужителями ислама, которые усматривают в этом атрибутику язычества. Ношение тумара или боты наиболее характерно для чеченцев из семей, во время репрессий сосланных в Казахстан — в Средней Азии это своего рода норма.
{4} Группа «Н» — военные, которых нельзя допускать к выполнению СБЗ. Садисты, лунатики, психи, самоубийцы, енурезчики и так далее. На последний момент моей службы в войсках — примерно 15 % от всей списочной численности.
{5} Минно-взрывные заграждения (проф. сленг).
{6} Как следует, от всей души (чеч.).
{7} Это всего лишь интерпретация Дока, который сам в это время спокойно жил в Москве и сейчас пользуется общими данными и слухами. Операция по взятию Самашек длилась более трех суток (сам бой — более суток плюс подготовка). Противостоял федеральным силам отряд порядка 600 отменно экипированных и обученных боевиков (в числе которых было немало наемников). Во дворах и палисадниках были оборудованы огневые точки, на окраинах — окопы и минные поля, и, по всем признакам, тому, чтобы не пропустить русских в село, являвшееся опорным для тейпа Джохара Дудаева, придавалось особое значение. Упорно отказывались обеспечить сдачу оружия и старейшины. 7 апреля боевики отвергли предъявленный им ультиматум о сдаче оружия, и стало ясно, что бой неизбежен. Тогда для выхода мирного населения был предоставлен коридор, и лишь после того, как из населенного пункта эвакуировались 450 мирных жителей, в основном женщины и дети, начался штурм Самашек. Тем не менее, несмотря на выход гражданского населения, тяжелая артиллерия при взятии Самашек не применялась и наступающих поддерживали лишь 9 танков. Необычная ожесточенность боя, обнаружение в селе 30 укрепленных пунктов, грамотно скорректированный огонь обороняющихся — все говорило о том, что в Самашках действовали профессионалы, а не отчаявшиеся крестьяне, вооруженные чем попало, как потом утверждали пресса и правозащитники. Последние, кстати, нагло утверждали, что никакого боя вообще не было, а имела место односторонняя карательная операция против мирного села, по жестокости сравнимая с Хатынью и Сонгми. Между тем с нашей стороны погибли 26 и были ранены 90 человек, подбито два танка и три бронетранспортера. Не крутовато ли для «мирного» села?! Для расследования обстоятельств дела в Самашки прибыла вовсе не комиссия международного комитета (ну почему бы и не приврать для красного словца?), а специальная парламентская комиссия по Чечне во главе со С. Говорухиным, которая подтвердила, что при штурме само село не подвергалось ни бомбардировке, ни артиллерийскому обстрелу. Огонь велся только по прилегающим зеленым массивам, а из 700 домов в Самашках частично разрушено 50, но не 200, как утверждали местные жители и все тот же «Мемориал»... И еще... Был я там, только уже двадцатого апреля (95), в том историческом штурме поучаствовать не пришлось (и слава богу). Смотрел. Кое-где и в самом деле дома были разрушены, но в целом село выглядело нормально — жить можно. А усадьбы, между прочим, богатые — куда там нашим русским селам! А потом, некоторое время спустя, это дрянное село еще несколько раз брали...
{8} Противопехотная осколочная мина направленного действия (50, 100).
{9} Имеется в виду одна из модификаций удлиненных зарядов для разминирования (семейство СЗ: 6М, 1П, 4П и т.д.).
{10} Пистолет самозарядный специальный под патрон СП-4 для бесшумной, беспламенной стрельбы.
{11} Полковник имеет в виду закрепленное оружие, записанное в удостоверениях личности.
Содержание