Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

Словарь морских терминов

Анкерок — бочонок для хранения пресной воды.

Ахтерпик — крайний кормовой отсек на кораблях.

Ахтерштевень — кормовая оконечность корабля, представляющая собой продолжение киля.

Бабочка — постановка парусов, дающая выгоду в ветре.

Бак — носовая часть верхней палубы от форштевня до фок-мачты.

Банка — отдельно лежащая мель; место, на котором водится рыба; скамейка, сиденье для гребцов в шлюпке.

Баталер — матрос, ведающий на корабле денежным, пищевым или вещевым довольствием.

Батопорт — ворота в доке, закрывающие доступ воды в док.

Бахилы — рыбацкие сапоги с голенищами по пояс.

Беседка — доска, служащая на кораблях сиденьем при подъеме людей на мачты или при спуске за борт.

Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие основой для настила палуб.

Блоки — приспособления, через которые проходят снасти бегучего такелажа.

Боны — плавучие заграждения, которые ограждают корабли или гавани от вражеских подлодок, катеров, торпед и пр.

Бочка — плавающий металлический сосуд, поставленный на «мертвый» якорь, для стоянки корабля без отдачи своих якорей.

Брамсель — третий снизу парус на судне с прямым вооружением.

Брандрахта — судно или несколько судов, поставленных на подходах к гавани или рейду для наблюдения за входящими или выходящими судами.

Брашпиль — машина для подъема якорей, которая в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Броняжка — металлический круглый щиток, которым во время боевой тревоги или сильного шторма закрывают иллюминаторы изнутри корабля.

Бухта — небольшой залив; трос, свернутый кругами.

Бушприт или бугшприт — рангоут на носу судна.

Валёк — утолщение весла, переходящее на конце в рукоять. Ванты — снасти стоячего такелажа, которыми с бортов крепятся на кораблях мачты и стеньги; по вантам матросы разбегаются по мачтам для подъема и уборки парусов.

Ватервейс — желоб на кораблях, который, проходя вдоль борта, дает возможность как можно скорее схлынуть с палубы штормовой воде.

Взводень — поморское название крупной волны или зыби.

Ворвань — жировые продукты, чаще всего — жировые отходы, получаемые от морских животных.

Вымбовка — рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Вымпел — узкий длинный флаг; на кораблях Советского Союза поднятый до «места» вымпел означает готовность корабля к походам и сражениям.

Выстрел — длинное рангоутное бревно, которое отходит от борта корабля; с выстрела свешиваются штормтрапы, по которым со шлюпок подымаются на борт корабля.

Гакоборт — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.

Галс — курс судна по отношению к ветру.

Гафель — рангоутное дерево, прикрепленное на мачте под углом; к гафелю крепится флаг или шкаторина (сторона) паруса.

Гик — рангоутное дерево, прикрепленное к мачте, к которс ту крепится парус.

Гирокомпас — электромеханический компас на кораблях, который в отличие от магнитного показывает «истинный меридиан» и не подвержен влиянию корабельного железа.

Голландка — матросская рабочая рубаха из парусины.

Голомя или голомянье — так поморы называют открытое море.

Грот-мачта — вторая мачта, считая от носа.

Гуано — птичий помет.

Гюйс — флаг, поднимаемый на носу военных кораблей во время стоянки; красное полотнище с белой звездой в центре.

Дифферент — наклонение корабля в сторону носа или кормы.

Добро — флаг, означающий при подъеме его на мачту: да, согласен, разрешаю.

Донка — судовое название большинства паровых насосов поршневого действия.

Дрифтер — мелкое рыболовное судно.

Ела — промысловая беспалубная ладья на нашем европейском севере.

Журнал — корабельный дневник, в который вписываются в хронологическом порядке основные внутренние и внешние события жизни корабля.

Забор семужий — ряд кольев или бревен, вбитых поперек течения реки, чаще всего возле порогов, для ловли семги.

Зуек — поморское название юнги.

Зюйдвестка — непромокаемый головной убор с широкими свободными полями на затылке и с боков.

Иола или иол — разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами.

Кабельтов — морская мера длины; один кабельтов составляет десятую часть морской мили, то есть 185,2 метра.

Канадка — американская брезентовая или кожаная куртка, подбитая мехом.

Канонерка — канонерская лодка; относительно небольшой корабль для действий в прибрежных районах.

Капельницы — небольшие резервуары возле иллюминаторов, куда через трубки стекает штормовая или конденсационная вода.

Капка — растительная «шерсть», добываемая из плодов тропических деревьев; материал для набивки матросских подушек, матрацев, спасательных поясов и жилетов.

Капот — плотный чехол из парусины для закрывания открытой части катера или шлюпки.

Карапасная палуба — палуба, имеющая наклон к бортам, для быстрейшего стока с нее штормовой воды.

Картушка — главная часть магнитного компаса в виде диска с обозначением румбов.

Киль-блоки — особые подставки, на которых укрепляется шлюпка на борту судна.

Кильватер, кильватерная струя — струя, остающаяся за кормою идущего судна; отсюда и название кильватерного строя, когда один корабль следует за другим в кильватерной струе.

Кингстон — любой клапан в корабельном днище, служащий для впуска внутрь судна забортной воды.

Клер — открытый текст, дается в военное время в редких случаях, когда нет времени на его зашифровку.

Клинкет — водонепроницаемые двери на кораблях, которые двигаются сверху вниз (вертикальный клинкет) или слева направо (горизонтальный клинкет) в особых рамах.

Клипер — большое узкое быстроходное судно с острыми образованиями штевней.

Клотик — верхняя оконечность мачты с фонарем для сигналов.

Клюз — якорные отверстия в бортах корабля для пропуска якорных цепей.

Кнехт — парные тумбы для крепления на них тросов или швартовых концов.

Колокола громкого боя — мощные звонки, возвещающие тревогу.

Комендор — артиллерийский матрос на военном корабле.

Комингс — высокие стальные пороги возле дверей и люков.

Конец — любая снасть на корабле.

Крамбол — выражение: «по левому или правому крамболу» означает направление на видимый предмет в море относительно носовой части корабля.

Кранец — кусок бревна, парусиновый мешок, набитый крошеной пробкой и оплетенный пеньковым тросом, вывешивается за борт для предохранения судна от ударов.

Кренометр — прибор для измерения крена корабля.

«Купец « — так моряки называют любое коммерческое судно.

Курсовой угол — угол, заключенный между диаметральной плоскостью корабля и линией направления на предмет.

Лаг — прибор для измерения скорости и пройденного пути судна.

Лагом к волне — положение корабля лагом к волне означает, что волна бьет его в борт.

Лагун — бачок с краном, устанавливаемый в жилых палубах для хранения питьевой воды.

Леер — туго натянутый трос, у которого оба конца закреплены; бортовой леер предохраняет от падения за борт, штормовой леер дает возможность передвигаться по палубе во время шторма.

Лонго-сплесень — сращивание двух тросов без большого утолщения в месте их соединения.

Лопатить — сгонять воду с палубы специальной резиновой лопаткой.

Лот — прибор для измерения глубины под килем корабля.

Лоция — подробное описание морей и берегов, руководство для безопасного мореплавания.

Марс — площадка на мачте; марсовый — матрос, работающий на марсе по корабельному расписанию.

Марсель — второй снизу на мачте парус.

Мартин-гик — деревянная или железная распорка под бушпритом, служащая для проводки такелажа.

Мат — ковер, сплетенный из пеньковых прядей.

Минимакс — корабельный огнетушитель.

«Морской охотник» — правильнее: «охотник» за подводными лодками; класс небольших быстроходных кораблей, вооруженных артиллерией и глубинными бомбами; за время второй мировой войны задачи этих кораблей расширились, и «охотники» несли дозорную и конвойную службу.

Мушкель — массивный деревянный молоток.

Нактоуз — деревянный шкафик или металлическая полая тумба, в верхней части которых устанавливается компас.

Нок — оконечность реи, гафеля, гика.

Отпорный крюк — древко с железными наконечниками, один из которых служит для подтягивания, другой — для отталкивания.

Отсек — помещение на корабле, расположенное между двумя водонепроницаемыми переборками.

Панер — команда, подаваемая на мостик и означающая момент отрыва якоря от грунта.

Пахта — крутая скала, обрывающаяся в море.

Пеленг — направление на предмет относительно географического меридиана; пеленгатор — прибор для взятия пеленгов.

Переборка — любая перегородка, разделяющая корабельные помещения.

Перлинь — трос около 10–15 сантиметров в окружности.

Пиллерс — вертикальная стойка между двумя настилами.

Пирс — пристань на сваях, устроенная перпендикулярно к линии берега.

Плавник — бревна, деревья или доски, носимые морем по течению; представляют некоторую опасность для мореплавания.

Планширь — деревянный брус, уложенный поверх фальшборта или на поручнях.

Пластырь — приспособление из парусины и тросов, служит для временной заделки пробоин в борту судна.

Погреб — помещение на корабле, оборудованное для хранения припасов, от названия которых получает дополнительное наименование, например: погреб артиллерийский, минный, провизионный и пр.

Подволок — потолок на корабле.

Полубак — надстройка в носовой части корабля.

Привальный брус — деревянный или металлический брус, идущий вдоль наружного борта судна, служащий для смягчения ударов бортом при швартовке.

Раковина — боковой свес в кормовой части судна.

Рангоут — собирательное обозначение всех мачт, стеньг, рей, гафелей, стрел.

Ратьера фонарь — фонарь, позволяющий давать сигналы и вест переговоры по азбуке Морзе узким лучом, который виден только там, куда он направлен.

Ревун — электрический звуковой сигнал на кораблях.

Рейдер — крупный и мощный корабль, который совершает боевое плавание без конвоя, исключительно на свой страх и риск.

Репетование — повторение принятого сигнала во избежание возможной ошибки.

Рея — поперечное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте.

Рифы — подводные камни; «взять рифы» — уменьшить площадь парусности.

Ростры — площадка над верхней палубой.

Румб — 1/32 часть морского горизонта; главные румбы: норд (север), ост (восток), зюйд (юг) и вест (запад).

Рундук — корабельный сундук.

Рцы — сине-белый флаг, означающий принадлежность корабля к дежурной службе; тот же знак в виде нарукавной повязки означает, что матрос или офицер находится при исполнении обязанностей вахтенного.

Рым — кольцо.

Рында — медный колокол на кораблях.

Салинг — площадка, расположенная на мачте выше марса.

Свайка — боцманский инструмент для такелажных работ.

Секстант — морской астрономический инструмент, помогающий штурману определить место корабля в море.

Склянки — выражение «склянки» на флоте означает получасовой промежуток времени; «бить склянки» — отбивать на рынде периодичность вахты, которая составляет временной цикл « в восемь склянок.

Скула — изгиб на корпусе судна, где борт, закругляясь, переходит в носовую или кормовую заостренную часть.

Спардек — возвышенная надстройка в середине корабля, простирающаяся от борта до борта.

Створ — положение, при котором два предмета (две вехи, два маяка и др.) находятся на одной прямой линии, идущей от глаза наблюдателя.

Стрингер — продольные, идущие вдоль борта прочные связи корабельной обшивки, связывающие шпангоуты судна.

Суперкарго — специальный помощник капитана по грузовой части.

Табань! — команда, подаваемая гребцам, чтобы они гребли в обратную сторону.

Такелаж — совокупность всех снастей на судне.

Телеграф — механизм, при помощи которого с мостика в машинное отделение передают приказание о перемене хода.

Тобоки — мягкие меховые сапоги без подошв.

Толчея — неправильное высокое и обрывистое волнение, образующееся, как правило, в месте стыка двух течений

Топсель — верхний косой треугольный парус.

Торедо — червь, поедающий деревянную обшивку судна.

Траверз — направление на предмет в море, которое находится под углом в 90 градусов по отношению курса корабля.

Травить — 1) ослаблять; 2) тошнить; 3) врать (второе и третье — жаргон).

Тральщик — военное судно, основное назначение которого вылавливание мин.

Трамп — суда, которые занимаются перевозкой грузов по любым направлениям.

Тузик — маленькая двухвесельная шлюпка.

Турель — поворотная пулеметная башня, устраиваемая на маленьких кораблях для пулеметчиков.

Узел — скорость, равная одной морской миле (1852 м) в час.

Фал — снасть для подъема парусов, флагов и пр.

Фальшборт — легкий борт выше палубы.

Фалыпфейер — бенгальский огонь, зажигаемый для привлечения к себе внимания, вызова лоцмана и т.д.

Фарватер — проход среди мелей и подводных опасностей.

Фирн — крупнозернистый плотный снег, постепенно превращающийся в твердый лед; образуется в низинах.

Флагарт — флагманский артиллерист.

Фланелевка — матросская рубаха из синей теплой фланели.

Фок-мачта — первая от носа корабля мачта.

Форбрамлисень — название паруса.

Фордевинд — поворот под парусами, когда корабль или шлюпка переходит линию ветра кормой; попутный ветер.

Форпик — крайний носовой отсек на кораблях.

Форштевень — деталь, являющаяся продолжением киля в носовой части.

Чердак — название помещений на траловых кораблях, где хранится выловленная рыба. Чечевица — название линз на кораблях.

Шахта — водонепроницаемый глубокий колодец со скобтрапом внутри, по которому спускаются с палубы в корабельные отсеки.

Швартов — трос, которым корабль крепится к причалу.

Шканцы — часть палубы на корабле, ближе к корме; является почетным местом на судне.

Шкафут — часть палубы между фок- и грот-мачтами.

Шкентель с мусингами — трос с навязанными на нем узлами, по которому матросы поднимаются со шлюпок на корабль.

Шкипер — выходящий из употребления термин, означающий капитана торгового или парусного судна.

Шкот — снасть, укрепленная за нижний угол паруса; с помощью этой снасти происходит управление парусом.

Шняка — небольшое рыболовное судно на севере.

Шпангоут — особо выгнутое ребро в наборе судна, по которому кроется корабельная обшивка борта.

Шпигат — отверстие для стока воды в борту корабля.

Штаг — снасть стоячего такелажа, удерживающая какое-либо рангоутное дерево (например, мачту) не с бортов, а с носа или с кормы судна.

Штормтрап — веревочный легкий трап.

Штуртрос — трос, цепь или пруток из стали, служащий для передачи усилий от штурвала к румпелю для поворота руля.

Шуга — мелкие рыхлые льдины.

Элеватор — механизм на корабле для подъема снарядов к орудиям из артпогребов, расположенный в трюмах.

Эхолот — электромеханический лот для измерения глубины моря посредством звука.

Ют — кормовая часть корабельной палубы.

Ялик — небольшая шлюпка на одну или две пары весел.

Ярус — рыболовная снасть.

Дальше
Место для рекламы