Николай Аввакумов
До сих пор я рассказывал о писателях. Теперь о людях другого жанра художниках. Они, как и фронтовые корреспонденты, немало труда вложили в создание бессмертной летописи наших побед. Они запечатлели для поколений картины сражений, шли по следам подвигов героев боев и рисовали тех, кто в борьбе проявил мужество и отвагу. Но поскольку я говорю о художниках-газетчиках, которым вместе со всем журналистским коллективом приходилось ежедневно выпускать газету, то их труд отличался особой оперативностью. Они творили ежечасно, почти всегда в «номер».
Вспоминаю Николая Аввакумова. Встретились мы в конце 1943 года на 2-м Прибалтийском фронте, в редакции газеты 3-й ударной армии «Фронтовик», куда я прибыл с Южного фронта. Аввакумов был ветераном редакции. Коллектив его очень уважал. И не только за то, что он был талантливым художником, но главным образом за его добрую душу, за покладистый характер.
А художником он был именитым. До фронта прошел большой путь. Родился он на Урале, в Асбесте. Окончил Пермский художественно-промышленный техникум. Затем [747] работал в Свердловской областной пионерской газете «Всходы коммуны». Мне довелось в Свердловске встретиться с рядом ветеранов уральской журналистики, которые очень хорошо помнят белоголового юношу Колю Аввакумова. Они говорят, что рисовал он превосходно, все умел. В газете появлялись плакаты, карикатуры, портреты, иллюстрации к очеркам. Кто-то мне рассказал, что Аввакумова заметил А. В. Луначарский и посоветовал ему поехать на Магнитку. Художник внял совету наркома и полтора года провел на стройке, создав там художественную летопись Магнитостроя. После Магнитогорска о молодом художнике заговорили во весь голос. Его пригласили на работу в «Комсомольскую правду».
Находясь в «Комсомолке», Николай Аввакумов объездил всю страну. И везде рисовал, рисовал, рисовал...
И вот фронт. Снова художник рисует. Но теперь его глаз видит иные картины бои, атаки, пожарища. А люди те же, что и на Магнитке, только одежда на них иная, а в руках боевое оружие.
Да и сам художник преобразился. На его ладной фигуре отменно сидит гимнастерка, а ремень с портупеями придают старшему лейтенанту Аввакумову вид строевого офицера. Честно говоря, когда я впервые его встретил, так и подумал строевик!
Аввакумов был привязан к редакции. «Фронтовик» газета ежедневная. Художнику надо было прикладывать свои руки к каждому номеру. И вся беда заключалась в том, что у нас тогда еще не было цинкографии. Клише мы изготовляли из линолеума. Делал это Николай Аввакумов. Он рисовал, он же и вырезал. Художник сначала делал рисунок на ватмане, затем все повторял на линолеуме и, вооружившись нужным инструментом, создавал линогравюру. Потом он укреплял гравюру на деревянной колодке, сам тщательно заверстывал ее в наборную полосу и приправлял в печатной машине.
Так работал Аввакумов. Он был не только художником, но и опытным полиграфистом. [748]
И все же Николай Аввакумов находил время, чтобы бывать в войсках. Однажды, когда шли бои за Идрицу, он отправился на передний край. Ему надо было найти механика-водителя Сергея Волошина и нарисовать его портрет. Танкист Волошин отличился в боях, и о нем политотдел армии подготовил листовку.
Аввакумов, прибыв в дивизию, узнал, что танк Волошина вышел на исходный рубеж и приготовился к атаке. Художника попросили подождать до следующего утра.
А вы проведите меня на исходный рубеж? обратился он к штабному офицеру.
Туда нельзя, там воюют, а не рисуют, сухо ответил офицер.
Я буду делать то и другое, а если потребуется и воевать.
Офицер сдался. Художника повели на самый передний край. Лежа, под свист пуль и вой снарядов он рисовал поле боя. А потом и Волошина нашел, прямо в танк к нему забрался. Герой был ранен, по его руке текла кровь.
Аввакумов помог танкисту вылезти из машины и добраться до медсанбата. Там он и сделал портрет Сергея Волошина. Листовка о Волошине вышла в срок. Но в ее текст Аввакумов внес существенную поправку: он рассказал товарищам из политотдела о последнем подвиге Волошина...
Портрет самое любимое увлечение Аввакумова. Героев боев он готов был рисовать без передышки. Работал он в любых условиях в землянке, на лесной поляне, в траншее, на командном пункте, в медсанбате. Шли бои за Великие Луки художник вместе с войсками, фронт перебросился к Пустошке Аввакумов идет вслед за наступающими, взята Идрица он на улицах горящего города.
Аввакумов был неутомим. Кто бы тогда мог сказать, что этого сильного, любящего жизнь и людей человека через год в тридцатисемилетнем возрасте сразит тяжелый недуг. Он умер в сорок пятом. Может быть, это эхо [749] войны? Возможно. Но за год до трагедии он, словно предчувствуя недоброе, работал без сна и отдыха. Аввакумов спешил. Он боялся что-то прозевать, пытался быть там, где нужен был его карандаш. Художник походил на разведчика, он постоянно искал.
Трудяга вот какое слово лучше всего характеризует Аввакумова. Если уж он не рисовал, то брался за какое-либо другое дело. Копал, строгал, пилил... Жили мы в редакции обычно вчетвером Николай Аввакумов, писатель Леонид Елисеев, фотокорреспондент Владимир Гребнев и я. Если нашим домом была землянка, то уж благоустройством ее занимался только Николай. Он и доски для нар тесал. И полочки какие-то пристраивал, и ниши сооружал. Мастеровой человек! Ну а в свободную минуту пел. Гитара у него была неразлучной спутницей. И голос приятный. А песен сколько знал! Бывало, запоет Николай вся редакция соберется...
Аввакумов оставил большое наследство. Его произведения можно найти и в Третьяковской галерее, и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и в Литературном музее.
Газета «Фронтовик» рассталась с Николаем Аввакумовым летом 1944 года. Он был зачислен в Студию Грекова. А к нам прибыл новый художник.