Издание:Лебеденко А. Г. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1. Л.: «Художественная литература», 1978.; Лебеденко А. С. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 2. Л.: «Художественная литература», 1978.
OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
{1} Так помечены ссылки на примечания.
Лебеденко А. Г.Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1. На полюс по воздуху. Очерк. Первая министерская. Повесть. Тяжелый дивизион. Роман. Часть первая. Предисл. Г. Холопова. Оформл. худож. А. Дурандина. Л.: «Художественная литература», 1978. 632 с. Тираж 100000 экз.; Лебеденко А. С. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 2. Тяжелый дивизион: Роман. Часть вторая./Оформ. худож. А. Дурандина. Л.: «Художественная литература», 1978. 408 с. Тираж 100000 экз.
Георгий Холопов: «Тяжелый дивизион» сразу же после выхода в свет стал крупным явлением советской литературы. Различных книг на самые актуальные темы, с громкими и многообещающими названиями в те годы выходило много, и удивить кого-либо новым, даже очень хорошим романом о первой мировой войне было нелегко. К тому же эта тема уже нашла отражение в ряде выдающихся произведений советской и зарубежной литературы это «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого, «Огонь» А. Барбюса и «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка. Но было и много других романов и повестей о войне, которыми зачитывались в те годы. Правда, время, строгий и нелицеприятный судья, потом все поставило на свои места. О первой мировой войне в нашей памяти остались книги, завоевавшие широкое народное признание. Выдержал испытание временем и «Тяжелый дивизион» Александра Лебеденко, многократно издававшийся, переведенный на другие языки. Лебеденко хорошо знал изнанку жизни царского офицерства. Суровой кистью изображена в романе война с ее ужасами, кровью, картинами отступления армии, пьяным разгулом военного начальства. Писателю удалось на страницах «Тяжелого дивизиона» изобразить широчайшую панораму войны и в то же время показать революционное пробуждение масс. Это самая сильная сторона его таланта. Роман написан в лучших традициях русской прозы. Пусть события в нем порой развиваются и несколько замедленно, но это окупается реалистическими подробностями и основательностью, психологическим проникновением в характеры героев. Сильно, разносторонне выписан главный герой Андрей Костров, через восприятие которого проходят все события в романе. Лебеденко удалось тонко и ненавязчиво показать эволюцию характера этого вольноопределяющегося из студентов, интеллигентного молодого человека, попавшего в горнило войны.