Знамя отряда
Приближалась десятая годовщина Великого Октября. По инициативе группы железнодорожников, участников Великой Октябрьской социалистической революции, в Ленинграде, в Центральном клубе железнодорожников была создана большая выставка, посвященная юбилею. Бывшие красногвардейцы собрали много разнообразных экспонатов: знамена времени революции и гражданской войны, плакаты, документы, фронтовые газеты, фотографии...
Было здесь знамя, с которым железнодорожники встречали у Финляндского вокзала великого вождя революции Владимира Ильича Ленина.
В одной из витрин находился кумач с надписью: «Долой десять министров-капиталистов!» Его сохранил рабочий Варшавских мастерских (ныне локомотивное депо Ленинград-Варшавский) товарищ Голосин, участвовавший в демонстрации 3 июля 1917 года против буржуазного Временного правительства.
Как сейчас помню и знамя с надписью: «Грудью на защиту Петрограда!». Оно было ночью подготовлено живописцем Михаилом Пикуновым в Варшавских мастерских, а рано утром отряд рабочих-железнодорожников под этим знаменем выступил против контрреволюционных войск, рвавшихся к Петрограду.
Клуб на Тамбовской улице стал местом частых встреч участников революции и гражданской войны. На одной из них бывший комиссар красногвардейского отряда Варшавских мастерских Михаил Гаврилов обратился к своим боевым друзьям:
Помните, как нам в Луге вручали знамя за освобождение города от белогвардейцев? Принимал знамя я, рядом со мной стоял командир нашей самодельной бронелетучки Григорий Томчук. Гражданская война закончилась. Наш отряд расформировали. Рабочие возвращались на свои места. Знаю, куда сдали пушки и пулеметы с бронелетучки, куда передали паровоз и платформы. А вот боевое знамя отряда пропало. Сколько ни пытался я его разыскать, не могу найти.
Отрядная реликвия очень заинтересовала и меня. Я решил взяться за поиски. В этом мне обещали помочь бывшие бойцы отряда Михаил Гаврилов, Григорий Томчук, Дмитрий Колосов, Михаил Иванов и другие. Они помогли уточнить, как выглядело знамя.
Вместе с бывшими красногвардейцами отряда я обходил музеи, архивы, райкомы партии, железнодорожные предприятия. В Музее Великой Октябрьской социалистической революции и в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, где хранилось множество старых военных знамен, отрядного знамени не оказалось. Съездил я в Москву, в Музей Красной Армии и Музей революции, но безрезультатно.
Как-то у меня мелькнула мысль: «А может быть, внешний вид старого знамени изменился?»
Я решил еще раз пересмотреть старые знамена в известных мне хранилищах, а также на предприятиях Ленинграда, станциях. И однажды приехал я в паровозное депо станции Гатчина. В красном уголке я увидел укрепленное на стене знамя. Во всю ширину полотнища был изображен паровоз, мчащийся в белых клубах пара и дыма навстречу восходящему солнцу.
Я подошел ближе. На рисунке угадывались еле заметные трещинки, линии. На тыльной стороне знамени просматривались очень слабые следы букв под поздней надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Коллектив ВКП(б) ст. Гатчина-Варшавская. Сев. зап. жел. дорога». Заметив, с каким вниманием я рассматриваю знамя, секретарь партбюро сказал: «Знамя сделано не очень давно, при мне. Использовали полинявшее полотнище». Я ощупывал старый, но еще прочный шелк. У знамени отряда полотнище было продолговатым, а это, размышлял я, почти квадратное. Но тут же я увидел на знамени поперечный шов. Так и есть! Полотнище для надписи расшивалось, длина его была укорочена, а отрезанную часть подшили.
Красный уголок постепенно заполнился людьми. На это время было назначено собрание. Рабочие столпились вокруг знамени, с интересом рассматривали его, стараясь угадать тайну тоненьких, словно паутинки, линий и трещин. Принесли школьную доску, стали переносить на нее линии, скрытые под рисунком на знамени. Получались отдельные слова из той надписи, которая была на знамени отряда: «За храбрость, отвагу и доблесть». Но подобных надписей могло быть в те годы немало. Предстояло расшифровать вторую надпись.
Более двух месяцев мы занимались восстановлением первоначального вида знамени. Работа была очень кропотливая. Навертывая шелк на шестигранный карандаш, я осторожно, маленькими крупинками, ломал краску, дочищая ее сухой зубной щеткой. Потом обе части распоротого полотнища растянули на столе, закрепили кнопками и смочили водой. Шелк от воды потемнел, и на этом фоне проступили светлые линии надписей. Мы обметали их белыми нитками. И теперь можно было прочесть обе надписи: «За храбрость, отвагу и доблесть» и «14 головному отряду от Лужского уездного исполкома».
Боевое знамя красногвардейцев было полностью восстановлено.
...В 1930 году в большом зале Центрального клуба железнодорожников собрались сотни рабочих и служащих, участников революции 1905 года, Февральской и Октябрьской революций. Председательствующий на торжественном собрании объявил:
К нам прибыла делегация бывших красногвардейцев, участников обороны Петрограда в тысяча девятьсот девятнадцатом году, освобождавших захваченную врагом территорию и громивших банды белогвардейцев генерала Юденича и Булак-Булаховича.
В зале загремели аплодисменты. И едва они стихли, раздалась звонкая команда: «Встать! Смирно! К выносу боевого знамени готовсь!» Эту команду подал бывший командир отряда Григорий Антонович Томчук. Зал замер. Взоры всех устремились к раскрытым входным дверям.
Шагом марш!
Вслед за знаменосцем по залу строем прошла группа бывших красногвардейцев. Знамя отряда внесли на сцену. Двое красногвардейцев встали в почетном карауле. Позже знамя было передано в Музей Великой Октябрьской социалистической революции в Ленинграде, где оно и хранится по настоящее время. А документ свидетельство Лужского уездного исполкома о награждении отряда знаменем находится в Москве, в Музее революции.