Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

Словарь морских терминов

Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название «адмиралтейский якорь» появилось в 1352 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

Акростоль - декоративная кормовая оконечность.

Анапуть - несколько тросов, закрепленных в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями — анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Анкерок (голл. anker) — деревянный бочонок емкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.

Ахтерштевень (голл. achtersteven; achter — задний, Steven — штевень, стояк) — брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Бак (голл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи командой на корабле.

Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов - трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Банка - 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Банник - деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барабан шпиля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Барк - трех-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов, с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.

Бейфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживаются в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка - доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр. , а также при спуске за борт.

Бизань - косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Бизань-мачта — третья мачта, считая с носа.

Бикгед - переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.

Бимсы - поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.

Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блинд - парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.

Блинда-гафель, или Усы - отводы, горизонтально укрепленные у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).

Блинда-фал - снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока, один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.

Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Блок со свитнем - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.

Блокшив - корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.

Бом - слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.

Бомбардирский корабль - парусный двухмачтовый корабль, вооруженный 12–14 пушками крупного калибра или 2–4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.

Бот - всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6–8 пушками малого калибра, служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.

Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Брам-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.

Брам-гинцы - маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.

Брамсель - прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.

Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.

Брандер - небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.

Брандвахта (нем. brand — огонь, wacht — караул) — корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.

Брандскугель (от нем. Brand — пожар, Kugel — ядро) — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.

Брас - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Брейд-вымпел - широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

Бриг - двухмачтовый парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерской служб. Водоизмещение 200–400 т, вооружение 10–24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Бросательный конец - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бугель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Булинь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.

Бушприт - рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости, горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты (голл. want) — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

Вант-путенсы - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватер-бакштаги - снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.

Ватервейс - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватер-вулинг - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Ватерлиния (англ. waterline) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Ватер-штаги - стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.

Вельбот (голл. walboot) — узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.

Верп - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Веретено якоря - массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Взять рифы - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру к рее у прямых.

Выбирать слабину троса - обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Вымбовка - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Выстрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно к борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак - стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галиот (гальот) - парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200–300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.

Галс - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.

Гардель - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъема нижних реев или гафелей.

Гафель (голл. gaffel) — рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в нее сзади, к которому привязывались некоторые паруса.

Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гика-топенант - снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Гика-шкот - снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.

Главная палуба - третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

Гитовы - снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта - вторая мачта, считая от носа корабля.

Дек (англ. deck) — палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный). Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», еще ниже — «мидель-дек», затем «гон-дек», еще ниже — «орлои — дек», или «кубрик», и «трюм».

Дельные вещи - литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.

Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема.

Дифферент (фр. difference) — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Драек - инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп - снасть для подъема марса-рея.

Драйреп-блок - одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.

Иол - небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII-начала XIX века имелись военные йолы, вооруженные 1–7 орудиями.

Кабельтов (голл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, т. е. 608 футам, или 185, 3 м. Термин «кабельтов», как мера длины появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины.

Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж (фр. cabotage) — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Канонерская лодка (канлодка) - артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей.

Канонир - рядовой артиллерист на парусном флоте.

Капер - частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Каперское судно - в XV-XIX вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженное с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал каперское свидетельство и мог поднимать на корабле или судне флаг того государства, которому служил.

Карронада - короткая чугунная пушка.

Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты.

Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Килевание - наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды.

Кильсон - продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Клетневание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Клотик - деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз - отверстие в борту для якорной цепи.

Книпель - снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.

Кница - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами

Конец коренной - условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой - условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель-нагель - деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофельпланки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Кранцы - плетенные из веревок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы не попортить борт.

Крейсировать - нести дозорную службу в определенном районе моря.

Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брамтакелаж.

Крюйс - слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше ее марса.

Крюйс-рей - второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.

Крюйт-камера (голл. kruit-kamer) — пороховой погреб на корабле.

Куттер - самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной служб. Вооружалось 8–14 орудиями.

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Ластовые суда - малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.

Латинское вооружение - треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.

Легость - 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Ликтрос - мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Линейный корабль (линкор) - в парусном флоте конца XVII-середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами; вел бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек.

Линек - короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линия баталии - боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Линь - тонкий растительный трос диаметром от 3, 8 до 11, 2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели - дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.

Лисель-реек - реек, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока — и грота-реях и на фор — и грот-марса — реях, служащие для постановки лиселей.

Лонг-салинг - два деревянных продольных бруса, прикрепленные к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.

Лопарь - трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот (голл. lood) — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.

Лотлинь - специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция - описание морского водоема и руководство для плавания.

Люверс - круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

Люгер - небольшое трехмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением из 10–16 пушек. Применялись для посыльной службы.

Манильский трос - трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марс (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга — салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Марса-гитовы - одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.

Марса-драйреп - снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса — фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.

Марса-рей - рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.

Марсель - второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Мартин-гик - рангоутное дерево, укрепленное вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа — утлегарь — и бом-утлегарь-штагов.

Мателот - соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.

Миля морская - морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м.

Морская сажень - 6 футов (1, 83 м).

Мортира - орудие крупного калибра для навесной стрельбы.

Набор судна - каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Нагель - деревянный гвоздь.

Нактоуз - ящик или шкалик, на котором укреплен компас.

Нок - конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).

Обводы - внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.

Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Огон - кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.

Орудийный расчет (орудийная прислуга) - личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.

Отдать конец - отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.

Оттяжка - трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Пал - чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.

Пакетбот - двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200–400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пеньковый трос - растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Перлинь - трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 -152 миллиметра).

Перо руля - действующая часть руля.

Перты - закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пинка - парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Планширь - самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт — продолжение борта выше открытой верхней палубы).

Пластырь - устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Плашкоут - плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Погонное орудие - орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.

Полубак - носовая надстройка на баке корабля.

Полуют - возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Порт - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Прам - плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек; применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений.

Привальный брус - деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Прихватить - слегка закрепить, наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой — это значит подвязать временно.

Прядь - вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Путенс-ванты - связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант.

Раздернуть снасть - полностью отпустить, ослабить снасть.

Рангоут (от голл. rondhout — круглое дерево) — на судах парусного флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями. Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или копозитов.

Растительный трос - трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.).

Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Риф-бант - полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф — штерт или сезни.

Риф-леер - снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезенями при взятии рифов.

Риф-сезень - конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко, или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-штерты - короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.

Румб - направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусам, а 1 румб равен 11 градусам. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.

Румпель (от голл. roerpen, roer — весло, руль) — часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Рундук - ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля для хранения личных вещей.

Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.

Рым - металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Салинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стены и с ее продолжением в высоту — брам-стеньгой, а брам-стеньги — с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам — и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц, — и короткого бруса, параллельного краспицам, — чака.

Свайка - железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.

Свистов - тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.

Свитень - конец троса, заплетенный косой.

Сезень - плетенка с очком на одном конце и косой — на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования, например риф-сезень.

Сей-тали - тали, основанные между двухшкивным и одношкивным блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Скоба якоря - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.

Слабина троса - провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

Снасти - вырубленные тросы, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Сорлинь - линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.

Спардек - верхняя легкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.

Сплесень - соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.

Стаксели - косые паруса треугольной формы.

Стандерс - пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.

Стень - сокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге, например стень-ванты, стень-штаги и т. д.

Стеньга (голл. steng) — продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.

Стень-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.

Стень-ванты - снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.

Степс - гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.

Стоячий такелаж — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стравливать - ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.

Стрингер - продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингеры называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.

Строп грузовой - приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Схватка - временное прикрепление конца троса к его середине с помощью линя или шкимушгара.

Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющих вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.

Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант - снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Траверз - направление, перпендикулярное курсу судна.

Травить - выпускать, ослаблять трос или снасть.

Транец - нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

Трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся на мачте.

Трисы - брасы блинда-рея.

Узел - единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (1852 м).

Усы - приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привернутых к пятке гафеля или гика, и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.

Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.

Фал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т. д.

Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.

Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовных клюзов.

Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-мачта - передняя матча на корабле, т. е. первая, считая от носа к корме.

Фок-марса-рей - горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс.

Фока-рей - нижний рей на фок-мачте.

Фор - слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса и фок-мачты.

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.

Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Фрегат - трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся на двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.

Хват-тали - служат для подъема мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.

Чиксы - наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.

Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.

Шебека - 1) небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трехмачтовый корабль второй половины XVIII в. , имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.

Шканцы - самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот — и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля.

Шканечный журнал - основной официальный документ на судах парусного флота. В шканечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. Впоследствии был переименован в вахтенный журнал.

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкафут (от голл. schavot — стеллаж) — широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартердек или шканцы.

Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30–40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы - короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шлаг - петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.

Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания ее на месте.

Шлюп (малый корвет) - военный корабль второй половины XVIII-начала XIX в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т, вооружение 10–28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.

Шпангоут - ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке.

Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Шпринг - трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.

Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья, — мачты, стеньги и пр.

Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.

Штерт - короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Эзельгофт - деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам стеньга.

Ют — кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне

Юферс - круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными отверстиями. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

Примечания