6
Из соседней комнаты не доносилось ни звука. Выдвинув ящик комода, Мариго достала чистое полотенце и дала его Илиасу вытереть лицо.
Пока он причесывался, она молча наблюдала за ним. Илиас сначала провел расческой по волосам, потом рукой слегка пригладил их, придав форму прическе. Это он проделал несколько раз, прежде чем добился желаемого результата. Волосы, смазанные бриллиантином, поблескивали на свету.
От взгляда матери ничего не ускользнуло. Ее поразило, что сын не торопится.
Разве ты не идешь на работу? спросила она.
Нет.
Почему?
Я вчера взял расчет. Думаю немного проветриться. Послезавтра мне идти в армию.
Скажи лучше, что тебе охота погулять с этой проклятой... бросила Мариго, покачав головой.
Илиас с удивлением взглянул на ее лицо, отражавшееся в зеркале, и губы его сложились в едва заметную улыбку. Собственно, чему удивляться, ведь мать все знает. Она встает чуть свет, прибирает квартиру, чинит белье, готовит обед, стирает, но было бы ошибочно думать, что эта высокая худощавая женщина с легкой походкой и печальными глазами ничего не замечает вокруг, поглощенная домашними заботами. Мать, словно тень, всегда рядом с ним и другими своими детьми, и все ей о них известно.
Илиас пригладил волосы на затылке мокрой расческой и бросил ее на комод. Мать тотчас убрала расческу. «Ах! Какой он неаккуратный! Швыряет все куда попало!» подумала она.
Соседи не перестают судачить, строго сказала Мариго. Может, и к лучшему, что ты идешь в солдаты: кончится наконец эта история с Фани. Грешно путаться с замужней. Илиас равнодушно пожал плечами и стал одеваться. Пока ты будешь в армии, она наверняка найдет себе другого дружка.
Мариго взяла у Илиаса влажное полотенце и повесила его на спинку стула. «В доме все вверх дном, точно сегодня воскресенье», подумала она. По воскресным дням ей приходилось с утра до вечера прибирать за всеми.
Зимнее солнце выглянуло из-за туч, свет его залил комнату. Мариго собрала разбросанное повсюду белье сына и, держа его в охапке, села на краешек стула. Илиас обернулся, посмотрел на нее.
Да что с тобой, глупенькая? Ты плачешь? со смехом воскликнул он.
Как я буду без тебя, Илиас!
Ну брось!
Я и сама не знаю... прошептала она, вытирая глаза его майкой.
Мариго глубоко вздохнула. Знакомый запах, исходящий от белья сына, немного успокоил ее. У каждого человека тело имеет свой запах. У Никоса оно пахнет совсем иначе. А от грязного белья Хараламбоса несет так, что хоть нос зажимай. Старость ли тут виновата или, может быть, просто умерла в ее душе прежняя любовь к нему?
Страшно мне, Илиас, продолжала она. Все говорят о Гитлере...
Ты уже и в политику лезешь? перебил ее Илиас.
Будет война... А ты, сынок, даже не знаешь, что это такое. В ту войну тебя еще на свете не было.
Последнее время Илиас работал в артели бетонщиков на стройках. Он переменил множество профессий с тех пор, как его отдали подмастерьем в слесарную мастерскую, но ни в одном деле не преуспел. Все было ему не по душе. Илиасу нравилось только бренчать на гитаре. В свободное время он часами сидел, перебирая струны, и даже сочинял что-то.
Целый год копил он деньги, чтобы купить гитару. Он сам научился играть, порой не расставался с гитарой даже ночью, словно надеясь открыть в ее звуках тайну жизни. А потом вдруг надумал уплыть на пароходе за границу. С тех пор он жил только этой мечтой, а гитара пылилась на шкафу. Фани подсмеивалась над Илиасом. Положив голову ей на грудь, он мог часами с увлечением рассказывать о своих планах.
Ну и болтун ты, золотко мое. Никуда ты отсюда не уедешь! как-то вечером сказала ему Фани.
Он вскочил, задетый за живое.
Черт возьми! Я ни на одной работе не могу долго удержаться... А почему, как ты думаешь? Червь какой-то точит меня, Фани...
Илиас завязывал перед зеркалом галстук.
Если бы мне не идти в армию, уехал бы я куда глаза глядят, сказал он матери.
Глупости. Ты еще не выкинул это из головы?
А твое какое дело? Не суйся, когда тебя не спрашивают! закричал он в ярости.
Мариго испуганно съежилась. Ей надо было кое-что сказать сыну, но она понимала, что сейчас для этого неподходящий момент. Стоило Илиасу выйти из себя, как он делался просто невменяем. Мариго открыла верхний ящик комода, чтобы достать ему чистый носовой платок, и увидела лежавшую там старую фотографию. На ее худом, морщинистом лице появилась печальная улыбка.
Посмотри, сынок... Илиас в это время приглаживал усики; видно было, что он еще не совсем отошел. Вот вы, совсем маленькие... Вот отец... И я, тихо добавила она.
Тьфу! Оставь меня в покое. Сто раз видел я эту фотографию.
Ты не все на ней разглядел, Илиас.
Чего же это я не разглядел?
Меня. Илиас бросил на фотографию равнодушный взгляд. Посмотри на меня. В то время я была счастлива. Ей хотелось о многом сказать ему. Боже мой, как глупо бежать на край света, точно ты бездомный пес! Что ты там хочешь найти? И счастье и беда ходят возле нас. Она поспешно спрятала фотографию в карман и продолжала, стараясь скрыть волнение: Ты теперь идешь в солдаты. Подумай серьезно о своем будущем. Может быть, тебе удастся потом обзавестись собственным делом. Тогда ты сможешь жениться.
Глаза сына опять сверкнули гневом.
Прекрати свои поучения. Я не ребенок, сказал он резко. Я не буду сидеть в этих четырех стенах.
Последнее слово он произнес с ненавистью; ему сразу пришел на память один разговор с отцом, при воспоминании о котором ему всегда делалось не по себе, к горлу словно подступал ком.
Однажды вечером это было давно, накануне банкротства, Хараламбос почувствовал потребность поделиться с Илиасом. Он подсел к сыну на диван.
Илиас, ты скоро станешь совсем взрослым, самостоятельным человеком. А я, кто знает, могу не сегодня-завтра умереть, сказал Хараламбос.
Илиаса испугали не столько слова отца, сколько его тон.
Хараламбос сидел, откинув назад голову, и взгляд его блуждал по комнате. Он чувствовал себя дома как в стенах крепости. Крепости, защищавшей его от беды, от дельцов, от кредиторов, которых с каждым днем становилось все больше.
За этими стенами ад, продолжал отец каким-то странным голосом. Что бы ни случилось, Илиас, нам надо сохранить наш уголок. Не так ли? В деловом мире все плюют Друг на друга, готовы задушить любого из-за какой-нибудь паршивой десятки. И только здесь, в нашем уголке, мы совсем другие. Вот видишь, я сейчас ласков с тобой! Помни об этом, сынок, помни: только здесь мы остаемся людьми.
Илиас не совсем понял смысл последних слов. Может быть, отец помешался? Но на другой день он присутствовал при сцене, которую не забудет, наверно, до конца жизни.
Уже стемнело. На улице было холодно. Мариго гладила белье, разложив его на столе. Вдруг дверь широко распахнулась. Все решили, что это от ветра.
Закрой скорей! крикнула Мариго Илиасу.
Он подбежал к двери и внезапно увидел отца. Хараламбос без пальто и даже без пиджака, весь какой-то взъерошенный, жалкий, стоял на пороге и смотрел на сына.
Хараламбос! вырвался крик из груди Мариго.
Меня раздели! запинаясь, пробормотал он.
Мальчик дотронулся рукой до разорванного жилета отца.
А где твои часы? прошептала Мариго. Проклятые торговцы, не могли подождать немного!
Хараламбос упал перед женой на колени. Он обнимал ее ноги, целовал руки.
Хараламбос, встань, дети смотрят на нас, сказала смущенная Мариго.
Но муж еще крепче вцепился в нее.
Я больше не хочу жить, Мариго! душераздирающе закричал он и спрятал голову у нее в коленях.
Илиас подошел к отцу.
Папа, встань. Встань. Здесь наш уголок! весь дрожа, пролепетал он.
После банкротства Хараламбоса образ жизни его семьи, основанный на старых традициях, резко изменился. Все в доме пошло по-другому. Мариго понадобилось немало времени, чтобы снова заставить своих домочадцев хоть немного уважать неписаные законы семейной жизни. Но все уже делалось тут из-под палки. Радость, которую испытывала прежде эта семья, запершись в стенах своей квартиры, исчезла навсегда.
Долгое время Илиас возвращался домой очень поздно, и никто не решался сделать ему замечание...
Взгляд Илиаса остановился на матери.
Клянусь, ты слепая, совсем слепая! Чего ты бьешься столько лет? Прошлого не воротишь... Мы уже отпочковались. Тебе хочется увидеть всех нас самостоятельными людьми, хорошо устроившимися в жизни. Об этом мечтаешь ты, об этом молишь бога. А зачем?
Что же мне еще остается, Илиас, когда рухнуло все? Ведь у меня впереди только могила, ответила она в раздумье.
Глупая ты, спокойно сказал Илиас. В наше время в жизни есть лишь одна стоящая вещь это деньги, много денег. Здесь у нас все трещит по швам. День работаешь, а три дня сидишь сложа руки. Есть такие страны, где человек со смекалкой легко может делать деньги. Черт подери эту военную службу, а то завтра же я бы отчалил отсюда, закончил он, выходя из комнаты.
Когда Илиас ушел, она машинально достала из кармана старую фотографию. При взгляде на снимок Мариго охватило странное чувство, словно смерть стояла у нее за спиной. А на этой фотографии, дрожавшей в ее руке, было запечатлено надолго какое-то мгновение жизни.
«Какие милые, простодушные личики у ребят! думала Мариго. Бедный Хараламбос, как он следил когда-то за своей прической... Почему Никос совсем не похож на Илиаса? Никос ходит каждый день на работу, вовремя возвращается домой, не гуляет по ночам, заботится обо всех, не сорит деньгами. На фотографии запечатлен один краткий миг, а жизнь бежит своим чередом. Все меняется. К чему мы идем? Осколки незаметно не склеишь. Илиас прав...» Она рассеянно посмотрела на потрескавшиеся стены.
7
Раздался стук в дверь. Мариго увидела, что Клио впустила в дом какого-то незнакомого человека, и подошла узнать, что ему надо.
Незнакомец сухо пробормотал «добрый день» и равнодушно оглядел комнату. Он был небольшого роста, круглолицый, с губ его почти не сходила неприятная усмешка. Толстые стекла очков, увеличивавшие зрачки, придавали какую-то отчужденность его взгляду.
Кто вам нужен? спросила Мариго.
Я из асфалии, ответил он. Хотел бы получить кое-какие сведения.
Он сел на стул, достал из портфеля какие-то бумаги и некоторое время молча изучал их.
Мариго в недоумении переглянулась с дочерью. Они обе и не предполагали, что этот немолодой человек с усталым лицом был одним из лучших сыщиков асфалии.
Мужчина продолжал просматривать бумаги, делая в них пометки карандашом, и Клио готова была поклясться, что бедняга окончательно запутался.
Люди, прошедшие через руки этого сыщика в 1936 году, когда диктатор Метаксас распустил все рабочие организации, прозвали его Свистком за то, что он дышал иногда с легким присвистом. Это было, наверно, единственное проявление его гнева, потому что по непроницаемому лицу этого человека ничего нельзя было прочесть.
Свисток уставился на Мариго своими близорукими глазами.
Так что же, значит, мы сочувствуем большевикам, а? спросил он внезапно.
Господи помилуй! Да что вы говорите! воскликнула перепуганная Мариго.
На губах сыщика опять заиграла неприятная усмешка. Он не придал никакого значения словам Мариго, у него и так не было оснований сомневаться в благонамеренности семьи Саккасов. Он явился сюда с другой целью. Ему надо было получить сведения о рабочем, жившем в том же дворе.
Эти женщины, безусловно, кое-что знают, рассуждал он. Некоторые ничтожные детали могут навести асфалию на след, хотя из-за дружеских связей, ссор, симпатии и антипатий, возникающих между соседями, дело подчас получает одностороннее освещение и следствие сбивается с верного пути.
Поэтому Свисток любил застать людей врасплох, чтобы вырвать у них нужные сведения.
Мариго стояла совершенно растерянная и испуганно крестилась.
Вы давно живете в этом доме? спросил сыщик.
Пятнадцать лет, с двадцать четвертого года...
Свисток не спешил. Дело было серьезное. Всю асфалию подняли на ноги, как только стало известно, что рабочие фармацевтического завода собираются объявить забастовку. Забастовка эта не была стихийной, ее подготовляли заранее.
Близорукие глаза сыщика впились в Мариго. Только теперь она заметила, какая неприятная у него усмешка, и невольно вздрогнула.
А что случилось? прошептала она.
Ничего особенного. Разные дела, ходишь туда-сюда, ловишь блох в соломе. Значит, вы не сочувствуете большевикам? Странно, с чего это я взял? Он записал что-то на листке бумаги. У вас есть сын? спросил он, не поднимая головы.
У Мариго задрожали колени.
Двое сыновей. Боже мой, неужели с ними что-нибудь стряслось? с трудом проговорила она.
Сядьте, пожалуйста, чего вы стоите?
Свисток водил толстыми стеклами очков чуть ли не по самой бумаге. В асфалии на основании различных донесений, поступавших с завода, составили список неблагонадежных людей. Что из себя представляют эти люди, надо было выяснить до начала забастовки. Проглядев список до середины, сыщик остановился на фамилии Сарантиса и, прищурившись, прочел ее про себя. Рядом красным карандашом было помечено: «Никаких улик». Он задышал с легким присвистом. Его всегда возмущало нерадение помощников, не способных толково составить досье. Если сам он не приложит стараний, то дело не сдвинется с мертвой точки.
Ну, а где же работает ваш сын? задал он опять вопрос.
На фармацевтическом заводе.
Свисток стал расспрашивать Мариго о соседях по дому. С равнодушным видом выслушал он все, что она рассказала о Сарантисе.
И часто к вам заходит этот Сарантис? безразличным тоном спросил он.
Чуть ли не каждый день.
Прекрасно. Он почертил немного карандашом по бумаге и продолжал: Так о чем мы говорили? Ах да, что ваш сын впутался в прескверную историю...
Матерь божья! Во что он впутался? воскликнула она.
Свисток сделал вид, что не слышал последних слов Мариго. Он молчал для того, чтобы у старухи создалось впечатление, будто сын ее в опасности. По сути дела, все эти приемы допроса давно устарели. Ему было смертельно скучно. Чувствуя, что ноги его затекли от неподвижности, он устроился поудобней на стуле. Потом вспомнил вдруг, что у него в портфеле среди бумаг лежит кусок мяса, который он купил для жены.
Где же раньше жил этот Сарантис?
Не знаю, ответила Мариго дрожащим голосом.
У него в комнате собираются рабочие?
В такой клетушке и одному-то человеку повернуться негде!
«С этими старухами каши не сваришь, подумал Свисток, замучаешься вконец, а толку от них все равно не добьешься».
Глаза, скрытые толстыми стеклами очков, уставились теперь на Клио. Сыщик невольно улыбнулся. Девушка стояла, прислонившись к стене, и была в эту минуту удивительно похожа на его дочь, когда та хотела что-нибудь попросить у него. Но сейчас на работе надо взвешивать каждый вопрос, не время отвлекаться.
Так что же говорил он вам о беспорядках на заводе? спросил он неожиданно Клио.
Сердце девушки так сильно забилось, словно готово было выскочить из груди.
Кто?
Этот... Сарантис...
Мы с ним не разговариваем.
А вы никогда не слыхали, как он беседует с вашим братом?
Нет, отрезала она.
«Девчонка, конечно, лжет», решил Свисток и встал.
Стекла очков приблизились к лицу Клио.
Он большевик?
Нет, сказала она.
Это неправда...
Дыхание его стало частым, прерывистым. Легкий присвист напоминал пение птицы. Клио чувствовала, что она вот-вот упадет в обморок. Но почему мать стоит рядом с ней и молчит, не хочет вмешаться, помочь ей? Что с ней такое? Она точно онемела.
Свисток продолжал задавать вопросы, но он уже понял, что ему не удалось застать врасплох этих женщин. Несомненно, нужно ослиное упрямство, чтобы довести дело до конца. Впрочем, речь шла о его карьере, и поэтому он мог вести расспросы часами, а если бы понадобилось, то и несколько дней подряд. Но сегодня эти устаревшие приемы наводили на него смертельную скуку.
Сыщик убрал бумаги в портфель и подумал с тоской, что астма все больше его донимает, а люди рта не желают раскрыть и определенно вгонят скоро его в могилу...
Он переложил бумагой мясо в портфеле если мясник дал ему слишком жирный кусок, жена опять будет ворчать.
Ну ладно. Поговорим об этом в другой раз, сказал он и направился к выходу.
Мариго осторожно закрыла за ним дверь. Тут только пришла она в себя после первого испуга, обрела присущее ей хладнокровие и могла теперь обдумать случившееся. Нет, она нисколько не обольщалась. Приход этого человека не сулил ничего хорошего. И все-таки она не могла осуждать Никоса за его взгляды и поступки. Юноша трудился не покладая рук, главным образом на его плечи ложились заботы о семье, и в глазах матери он стал уже настоящим хозяином в доме.
Я очень боялась, как бы ты не проговорилась, какие книги Никос читает, сказала Мариго дочери. Обернувшись, она увидела, что Клио, страшно бледная, продолжает стоять, прижавшись к стене. У Мариго вырвалось невольно: Ты что, любишь Сарантиса?
Девушка не сразу ответила. Тяжело дыша, подошла она к матери, губы ее дрожали, казалось, она сейчас закричит.
Ты с ума сошла, злобно прошипела Клио.
8
Химико-фармацевтический завод «Аспис А. Э.» был построен на окраине города.
В прежние годы здесь не было жилых домов. Виноградники, огороды, сады тянулись за рабочим предместьем столицы до самого холма. Но город расплывался, как чернильная клякса на промокательной бумаге. Его облик, ритм жизни менялись. На месте огородов вырастали заводы; пустыри застраивались, оглашались криками детворы. С каждым днем прибывало рабочего люда. Наступила новая пора.
Теперь, лепясь друг к другу, до холма уже доходили домишки рабочего предместья. Площади, улицы, переулки наводнило новое поколение людей, порожденных любовью, нищетой и фабричной копотью.
Лишь кое-где попадались случайно забытые агава, старое миндальное дерево, обмазанная глиной ограда, и, глядя на них, заводской сторож дед Параскевас вспоминал свои молодые годы, когда его осел, нагруженный цветной капустой, упирался головой в экипаж Трикуписа {1}, не желая идти дальше.
Стоя у ворот фармацевтического завода и дрожа от холода, дед Параскевас думал о том, как погано жить на свете.
Чуть не десять лет обещают поставить тебя у дверей директорского кабинета, чтобы ты не трясся от холода, да все забывают. Забывчивый народ! Теперь народ такой забывчивый! Поэтому и бог показал нам кукиш, ворчал он себе под нос и искоса поглядывал на полицейских, застывших против ворот. Гм! Расплодилось их, что муравьев, пробормотал он.
Чтобы согреться, он стал маршировать вдоль ограды. «Когда тебе перевалило за восемьдесят, и в шерстяных носках зябнут ноги, сколько пар ни напяль», думал сторож.
Эй, паренек, не найдется у тебя хоть чинарик? обратился он к проходившему мимо Никосу.
Тот дал старику сигарету.
Ветреный денек, сказал дед Параскевас.
Здорово пробирает, дед.
Мы, старые люди, знаешь, что говорим? Если ты не можешь впиться зубами в руку, поцелуй ее. Как-то в двадцать третьем году...
Он только тут заметил, что Никоса и след простыл. И сторож принялся опять маршировать вдоль ограды...
Рабочие разошлись по цехам, и во дворе уже почти никого не было. Перед складом стояло несколько грузовиков. Вот-вот должен был раздаться привычный гул машин. Остановившись под навесом, Сарантис разговаривал с одним пожилым рабочим. Ветер шевелил волосы на голове Сарантиса.
Ты что, заложил, что ли, свою кепку? весело крикнул ему Никос.
Эй! Поди-ка сюда, дело есть, подозвал его Сарантис.
Штраф боюсь заработать, уже времени много!
Но Никос все же подошел к навесу.
...раз и другие, как ты сказал, согласны... услышал он слова пожилого рабочего.
Мы все обсудим подробно, дядя Антонис...
Тогда учти и меня... Ну ладно, я пошел. Будь здоров. И пожилой рабочий поспешил в цех.
У Сарантиса сейчас было необыкновенно энергичное лицо. Без кепки он выглядел гораздо моложе. Несколько секунд стоял он молча, точно обдумывал что-то, а потом, взяв Никоса под руку, обратился к нему:
Послушай, ты сейчас увидишься с дядей Костасом, так спроси его, что он решил.
По поводу чего? осведомился Никос.
Вчера вечером я говорил с ним об одном деле. Сарантис немного помолчал, продолжая сосредоточенно обдумывать что-то. Замок в двери главного здания должен быть надежным. Иногда рабочим приходится запираться изнутри, прибавил он загадочно.
Никос побледнел. Последние дни после волнений на заводе он жил в постоянном напряжении, а теперь почувствовал, что близится час его боевого крещения. Чтобы скрыть свое возбуждение, он напустил на себя необычайную серьезность.
Сарантис улыбнулся, сделав вид, что не понимает переживаний приятеля.
Вы с дядей Костасом целый день ходите по цехам. Поэтому вам легче это проверить.
А что он тебе сказал?
Да тянет чего-то. Странный человек: ему говоришь о деле, а он тары-бары разводит. Прежде, мол... И пойдет болтать. Так вот, потолкуй с ним, а если он не захочет... Сарантис похлопал Никоса по спине. Я думаю, в таком случае ты и сам справишься.
Не успел Никос и рта раскрыть, как друг его уже испарился.
Никос обогнал старшего мастера Симоса. шедшего по двору, и завернул в расфасовочный цех. «Ни минуты не теряет Сарантис, ходит по всему заводу, налаживает связь с людьми, сплачивает их», думал он, и перед ним вырисовывался его собственный путь в будущем.
Загудели машины в цехах. Дед Параскевас запер железные ворота и подошел к грузовику, чтобы погреть у мотора руки. Со склада доносился сердитый голос старшего мастера. Он подгонял рабочих, разгружавших с машин ящики.
Чтоб вас... А ну поворачивайтесь, дохлые крысы! Тут вам не богадельня!
Пятеро рабочих были заняты разгрузкой. С трудом сняв с машины тяжелый ящик, слегка подпирая его снизу бедром, они, один за другим, согнувшись в три погибели, двигались каждый со своей ношей к дверям склада.
Эй ты, старая развалина, шевели ногами! закричал Симос на пожилого рабочего, отстававшего от других.
Грузчик, шедший первым, с презрением сплюнул.
Лицо у Симоса было усыпано прыщами, которые багровели и становились похожими на отвратительные язвы, когда он напивался. За глаза все звали его Проказой. Он вышел из склада и окинул взглядом оставшиеся на машине ящики. Целый поток брани вылетел из его рта. Своими толстыми пальцами он растирал лицо, чтобы унять зуд. Это вошло уже у него в привычку так же, как ругань, без которой он не мог обойтись: выпустив очередной залп, он сразу чувствовал облегчение.
Старший мастер был сейчас не столько занят работой, сколько тем, что пытался разгадать, какую пилюлю готовят у него за спиной рабочие. «Что-то они уж больно присмирели, надо быть начеку», подумал он. Его действительно поражало и в то же время злило настроение людей на заводе. Даже всякие подонки, которые обычно старались выслужиться перед ним, теперь у него на глазах не проявляли никакого усердия. «Точно сонные мухи», негодовал он. Симос мог поклясться, что с тридцать шестого года, с тех пор как распустили профсоюзы, среди рабочих не было такого настроения.
Он посмотрел на грузчиков, и глаза его засверкали гневом.
Пошевеливайтесь, чтоб вас... сволочи! А то как бы я с утра пораньше не проломил здесь кому-нибудь башку! взревел он, чтобы хоть немного отвести Душу.
Старший мастер присел на бампер грузовика возле деда Параскеваса. Сторож, пригревшись, закрыл глаза; его пышные усы были обсыпаны пеплом от сигареты. Полицейские за воротами собрались уходить.
Ступайте с богом, пробормотал старик, открыв глаза.
Ты, дед, ничего не слыхал? спросил Симос, почесывая физиономию. Подозреваю я, что готовится какой-то бунт.
Бунт? Ясно. Чего еще можно ждать! Он покачал головой. Я так в обиде только на бога. Иной раз говорю ему: «Эй ты, всесильный, погляди-ка получше в своей тетрадочке. Сдается мне, что ты позабыл о старом Параскевасе... Я ведь...»
Симос раздраженно перебил разболтавшегося старикашку:
А ну, сморчок, прекрати-ка свое брюзжание!
Но дед Параскевас клевал носом и ничего уже не слышал.
В восемнадцатом году открылся завод, забормотал он снова. Иди, говорят мне. Параскевас, сторожем будешь... А сына моего, беднягу, убили на войне, понимаешь ты это?.. Он открыл глаза и увидел, что Симоса уже нет рядом. Ничуть не смутившись, старик продолжал: Сиди, Параскевас, сторожи! Эх! А жизнь у людей собачья. Чем брюхо себе набивать? Маслинами да фасолью?
Свист ветра заглушил бессвязное бормотание старика.
9
Симос с одним рабочим пошел в заводоуправление.
В задней части здания, выходившего во двор, было помещение, где хранились бидоны с машинным маслом, пакля и прочее. Это и был «кабинет» старшего мастера. На маленьком столике, задвинутом в угол, валялись в беспорядке расчетные ведомости, которые каждую субботу, прежде чем попасть к управляющему, проходили через руки Симоса. Старший мастер обладал безграничной властью, распространявшейся не только на рабочих, но и на конторских служащих. Даже сотрудники лаборатории боялись его. За исключением лиц, в которых была особо заинтересована администрация, а также врачей, химиков и некоторых старых работников бухгалтерии, он мог уволить кого угодно, ни перед кем не отчитываясь. Владелец завода Маноглу считал, что ему удобно держать при себе цепного пса, нагонявшего на всех страх.
Симос отпер дверь своего «кабинета» и распорядился, чтобы рабочий навел там порядок. А сам вытащил бутылку раки, запрятанную в пакле.
Ты что там делаешь, подонок? закричал он на рабочего.
Разве ты не велел мне прибрать здесь?
Брось все! К черту! Я задохнусь от пыли! Запри-ка дверь.
Рабочий тотчас бросил метлу. Это был маленький, невзрачный человечек с острова Кефаллиния, по имени Маркатос, правая рука Симоса.
Клянусь всеми святыми, ну и приспичило ж тебе выпить, если мы притащились сюда вроде как для уборки! с вожделением поглядев на раки и прищелкнув языком, воскликнул Маркатос.
Катись ты... И старший мастер, усевшись на бидон, поднес бутылку к губам. Прежде чем сделать первый глоток, он прополоскал немного рот.
Дай отхлебнуть чуточку!
Катись! повторил Симос.
Но Маркатос знал все повадки старшего мастера. Устроившись на куче пакли, он ждал. Чертово раки усмиряет даже вола, и тогда слепням раздолье кусай сколько хочешь.
Тебя за нос водят, с хитрой улыбкой сказал Маркатос.
Кто?
Все.
Пошел к черту!
Знаешь, что сказал вчера один тип? Если будет забастовка, Симос в штаны наложит. Клянусь всеми святыми!.. Дай и мне отхлебнуть, эй, ты!
Сучье отродье... Ты сам слыхал? Втравят они меня в беду. А потом хозяин будет кричать, что я во всем виноват.
Они потребуют, чтобы тебя выгнали.
Меня? Меня любит хозяин.
Ой, насмешил! Вы что, породнились с ним? Старший мастер опять приложился к бутылке; после каждого глотка он вздыхал с облегчением, утирая кулаком свои толстые губы.
Ничего ты не знаешь. Хозяин меня любит, твердил он. О Симосе он и слушать никого не станет. Помолчав немного, он продолжал: В двадцать восьмом году я ему жизнь спас. Один глупый пастух из Эпира приехал в Афины работу искать. Ну и взяли его на завод. На третий день машиной отрезало ему ногу. Он чуть не свихнулся. «Отправляйся-ка, парнишка, обратно к себе в деревню, чтобы не подохнуть здесь с голоду», говорят ему. А он все ходит к хозяину и требует что-то, будто тот ему ногу может вернуть. Смех, да и только. А однажды притаскивает этот подлец в контору пистолет... Симос отпил еще глоток. Не окажись я рядом, не схвати его за руку, убил бы он хозяина. Расстегнув рубаху, он поднял грязную шерстяную майку и показал у себя на груди под сердцем широкий рубец. Прострелил он мне легкое, вот негодяй.
Маркатос засмеялся.
Чего тебя разбирает?
Не думал я, что ты такой герой! Ну и удивил ты меня... А хозяин все равно за грош продаст тебя.
Меня? Меня? закричал Симос, вскочив.
Силища у него была огромная, он мог одним ударом уложить на месте быка. А ну повтори!
За грош, и даже за ломаный!
Повтори-ка еще! Дерьмо ты этакое! завопил старший мастер в ярости, схватив Маркатоса за горло.
Пусти! Ой! Когда-нибудь сам увидишь! Ой! кричал Маркатос.
Симос встряхнул его хорошенько и опять сел на бидон. Раки в бутылке поубавилось сразу пальца на три. Потом он поставил бутылку на пол и принялся расчесывать спои прыщи. Но чем дальше, тем больше донимал его зуд. Ноя от боли, Симос раздирал ногтями лицо, по щекам уже текла кровь. Наконец он немного успокоился, хотя чувствовал себя совершенно разбитым.
Вот проклятье! Жизнь сволочная! проворчал он. Лучше бы человеку вовсе не родиться на свет.
Маркатос тихонько подкрался к нему и, схватив бутылку, забился подальше в угол.
У-у-у, Проказа, за твое здоровье! радостно бросил он.
Если бы в другое время он осмелился назвать так в лицо старшего мастера, то жестоко поплатился бы за это. Но сейчас Симос сидел молча, совсем осоловев.
10
Дней десять назад, в четверг вечером, гудок часом позже обычного возвестил об окончании работы. Это вызвало на заводе целый переполох. Рабочие и работницы столпились по дворе и не хотели расходиться, пока им не дадут разъяснения. Распространялись разные слухи, то и дело разгорались споры.
С завтрашнего дня мы будем работать на два часа больше. Говорят, получены большие заказы, сказал один из рабочих.
Это, братец, так не пройдет. Два часа будут считаться сверхурочными, возразил ему другой.
Эх дурень! Разве хозяину можно верить? вмешался третий.
Да не галдите вы!
Ой ты, нечего нам указывать. Не успеешь сосчитать до трех, как получишь по шее.
А когда арестовывали рабочий комитет, чего ты молчал?
Симос набросился на рабочих:
А ну! Расходись по домам! Чтоб я на ночь глядя не послал вас куда подальше.
Рабочие разошлись, но на другой день им официально объявили, что восьмичасовой рабочий день отменяется и администрация завода будет устанавливать продолжительность рабочего времени в соответствии с нуждами производства. И все это «во имя промышленного прогресса страны», и так далее и тому подобное. Рабочие, собравшись перед заводоуправлением, тотчас стали протестовать. Даже самые консервативные, которые обычно предпочитали не высказывать своего недовольства, громко возмущались.
Маноглу выслал к ним управляющего, высоченного мужчину в очках, который коротко объявил:
Кто не согласен, будет уволен.
В такой момент подобное заявление могло лишь подогреть страсти. Но Маноглу, абсолютно уверенный в своей силе, считал унизительным прибегать к разным уверткам.
Тотчас раздались голоса:
Пошли в контору! Чего ждать! В контору!
Рабочие, стоявшие в первых рядах, под напором других прижали к стене управляющего. Толпа ринулась к конторе. В окна полетели камни. В этой свалке, шуме и гаме трудно было попять, что происходит. Управляющему разбили очки, и он стоял мертвенно-бледный, в разорванном пиджаке, крича от страха что-то нечленораздельное.
Некоторые рабочие, в том числе и Сарантис, пытались успокоить толпу, стихийное возмущение которой с каждой минутой становилось все более опасным. Полиция подоспела в то время, когда, взломав двери, рабочие устремились в контору. Полицейские быстро навели порядок, потому что незадолго до этого в толпе был брошен кем-то клич всем вместе идти в центральную профсоюзную организацию, и большая группа рабочих, выйдя на улицу, ждала там остальных. Полиция тут же арестовала несколько человек.
Профсоюзные руководители обещали уладить вопрос о продолжительности рабочего дня. Они обращались к министру, и в бухгалтерии возле кассы было вывешено сообщение об этом. Всю неделю на заводе работали ежедневно по десять часов и больше. То и дело возникали небольшие стычки. В общем, царил хаос.