Краткий морской словарь
Бак — носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг — курс парусного судна, образующий с направлением попутного ветра угол более 90° и меньше 180°.
Банка — скамья на шлюпке.
Банник — цилиндрическая меховая щетка на длинном древке, которой тушили остатки тлеющего картуза и прочищали — банили — пушку.
Барказ — самая большая шлюпка, имеющая от 14 до 22 весел и парусное вооружение, служила для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов и высадки десанта.
Баталер — начальник интендантской части.
Вейдевинд — курс парусного судна, образующий с направлением встречного ветра угол меньше 90°.
Бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте.
Бизань-мачта — задняя мачта у судов, имеющих три и более мачты.
Бимс — балка, соединяющая борта корабля и служащая основанием для палубы.
Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим бом-брам-стеньге.
Бом-брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньги.
Боцман — старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами.
Боцманмат — помощник боцмана.
Брамсель — прямой парус, поднимаемый па брам-стеньге над марселем.
Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
Брандеры — старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда.
Брасопить рей — поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью брасов.
Брасы — снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и слежа-щие для поворота их, вместе с парусами, в горизонтальной плоскости.
Брать рифы — убавить парус, зарифить его.
Брашпиль — якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей.
Бриг — двухмачтовое парусное судно.
Бриз — ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.
Брюк — толстый трос, которым пушку крепили к боковым стенкам пушечных портов.
Бушприт — горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа судна.
Бухта троса или спасти — трос или снасть, свернутые кругами. Ванты — части стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги.
Ватерлиния — кривая, получаемая при пересечении доверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды.
Верповать — тянуть судно посредством верпа, т.е. небольшого вспомогательного якоря. Самый большой из верпов называется стоп-анкером.
Вестовой — матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.
Ветер заходит — становится круче; отходит — становится попутнее.
Винград — выступающая часть на казне орудия.
Выбирать — тянуть, подтягивать.
Выбленки — ступеньки вант.
Вымбовка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля.
Гакаборт — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Галера — тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII века н.э. Имела один ряд весел, форштевень ее был вооружен длинным подводным тараном. Кульминационным пунктом в истории «современной» галеры явилось сражение при Лепанто 7 октября 1571 года, когда 200 испанских и венецианских галер под предводительством Хуана Австрийского победили 273 турецкие галеры, навсегда избавив Средиземноморье от турецкого владычества.
Галион — большое морское судно, имевшее четыре больших и одну мощную наклонную мачту. Огромные, неуклюжие, тихоходные галионы, перевозившие сокровища из Нового Света в Испанию, были лакомой добычей для англичан со времен Фрэнсиса Дрэйка и Томаса Кавендиша.
Галс — курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, судно идет левым галсом, если в правый, то правым.
Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов.
Гичка — командирская шлюпка.
Главная палуба — третья снизу палуба на больших судах.
Горбыли — толстые широкие железные полоски, которыми покрывают дапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.
Грот — 1. Нижний прямой парус на грот-мачте. 2. Составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты.
Грота — составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих грот-мачте ниже марса.
Грот-мачта — вторая мачта, считая с носа.
Дульная пробка — устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т.п.
Дэннаж — груз.
Загребной — гребец, сидящий на шлюпке первым от кормы; по нему равняются все остальные.
Запальное отверстие находится в казенной части пушки, через него зажигают порох при стрельбе.
Зарифить — уменьшить площадь паруса с помощью Завязок (риф-сезней), расположенных рядами на парусах.
Кабаляринг — строп, сделанный из троса. Обносится (наматывается) на шпиль и к полученному таким образом бесконечному тросу присезневы-вают выбираемый якорный канат, не обнося его на шпиль.
Каботажное судно — судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.
Казенная часть, казна — задняя часть ствола.
Камбуз — место для приготовления пищи на судне.
Капер — частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером назывался и сам корабль, и его капитан.
Картель — зд.: соглашение об обмене пленными.
Картуз — зд.: мешок с зарядом пороха для пушки.
Кают-компания — общая каюта, где собираются офицеры.
Кильватерные строй — строй, когда корабли идут один за другим.
Кливер — один из передних треугольных косых парусов, ставился впереди фок-мачты.
Клюз — сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.
Кнехты — тумбы для крепления швартовых или буксирных концов.
Кокпит — кормовая часгь самой нижней палубы.
Колдунчик — флюгер.
Комингс — окаймление на палубе по периметру люка.
Кофель-пагель — деревянный или металлический болт, па который навертывают снасти.
Корвет — трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, предназначался для посылок и разведок.
Кошка — I. Металлический крюк на веревке. 2. Девятихвостая плеть для телесных наказаний.
Кранцы — крепкие кругляши из дерева, которые препятствуют непосредственному соприкосновению судна со стеной набережной и смягчают таким образом сильные удары.
Крюйс — слово, означающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше ее марса.
Крюйсель — парус, поднимаемый на крюйс-стеные.
Купор — корабельный бочар.
Лаг — прибор для определения скорости судна.
Латинский парус — треугольный парус, который пришнуровывался своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, поднимавшемуся наклонпо, то есть его задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусов, дошедший до наших дней почти без изменения.
Леерное ограждение состоит из туго натянутого троса — леера, который проходит через отверстия в леерных стойках, укрепленных вертикально на палубе. Устанавливается па судне в местах, не имеющих фальшборта.
Лечь в дрейф — поставить паруса в такое положение, чтобы часть их давала тягу вперед, часть назад, и судно удерживалось бы на месте.
Линейный корабль — трехмачтовое военное судно, несущее от 80 до 120 пушек и предназначенное для боя в кильватерном строю.
Линь — тонкий трос.
Лиселя — паруса, употребляемые в помощь прямым парусам при попутных ветрах, ставятся по бокам этих парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах.
Лихтер — небольшое транспортное судно.
Лот — прибор.для измерения глубины.
Льяло — помповый колодец.
Люггерный парус — косой парус, поднимавшийся на выдвижной стеньге — рейке.
Люггер — быстроходное двухмачтовое судно.
Люк — отверстие в палубе для спуска вниз.
Марс — площадка на мачте и месте ее соединения со стеньгой.
Марса — приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса-рею.
Марса-рей — второй снизу рей, к которому привязывается марсель.
Марсель — прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мачта — вертикальное или слегка наклоненное к корме рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна.
Найтовить — связывать, обвивая тросом, два или несколько предметов. Трос при этой связке называется найтов.
Нактоуз — деревянный шкафчик, на котором установлен компас.
Ноки — концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и др.
Обрасопить рей — повернуть его так, чтоб один нок пошел вперед, другой — назад.
Отдать паруса — распустить сезни, которыми они были привязаны.
Обстенить парус — положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход.
Отдать рифы — отвязать риф-сезни и увеличить парусность.
Отдать снасть — отвернуть снасть с кнехта или с нагеля, где она была завернута, или выпустить ее из рук, если она была в руке.
Отдать якорь — опустить якорь в воду.
Пальник — древко, на конце которого закреплялся фитиль.
Палы — откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля.
Пассаты — устойчивые восточные ветры, с составляющей, направленной к экватору, дующие в пассатной зоне между 30° с.ш. и 30° ю.ш.
Переборка — всякая вертикальная перегородка на судне.
Планширь — брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки, с гнездами для улючин.
Поворот оверштаг — поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра.
Поворот через фордевинд — поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой.
Погонное орудие — артиллерийское орудие, могущее стрелять прямо по курсу.
Полубак — надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.
Полуют — надстройка в кормовой части судна.
Порт — отверстие в борту судна.
Правила — длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтоб подложить под нее деревянные подъемные клинья, а также производить незначительно боковое движение орудия.
Прибойник — цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз.
Приводить к ветру — брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя свой курс, приближается к линии ветра, говорят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии — идет полнее, уваливается.
Приз — военная добыча, неприятельское судно или груз его, из которого победители получали свою долю, так называемые призовые деньги.
Пыжовник — длинный скребок для чистки канала ствола.
Раковина — боковой срез в кормовой части палубы.
Рангоут — общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.
Рей — круглое рангоутное дерево, которое служит для несения парусов.
Решетчатый люк — решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк.
Риф — горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность. У марселей бывает их четыре ряда, у нижних парусов — два. руль — вертикальная пластина, поворачивающаяся на оси в кормовой подводной части судна.
Румб — одно из тридцати двух делений компаса, равное 11°.
Румпель — рычаг, насаженный на голове руля. С его помощью осуществляется перекладка руля.
Руслени — площадки по наружным бортам судна, служащие для отводки вант.
Салинг — рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой.
Сезепь — снасть в виде пояса для прихватывания парусов к реям.
Склянки — 1. Удары в колокол через получасовой интервал. Счет начинается с полудня: 12.30 один удар, 13.00 два удара, и так до восьми ударов, тогда счет начинается сначала. 2. Песочные часы.
Скула — выпуклость в передней надводной части судна.
Собачья вахта — полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.
Сплеснить — соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.
Стень — сокращение от «стеньга», составная часть всех деталей, принадлежащих стеньге.
Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх мачты.
Суши весла! — команда, по которой на шлюпке вынимают весла из вод» и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.
Табанить — двигать весла в обратную сторону.
Такелаж — все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.
Тали — система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.
Твиндек — междупалубное пространство.
Тендер — относительно большое одномачтовое судно.
Травить — ослаблять снасть.
Трап — всякая лестница на судне.
Трос — общее название всякой веревки на корабле.
Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой.
Уорент-офицер — категорий командного состава между офицером и унтер-офицером.
Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т.д.
Фалрепный — матрос их состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.
Фальконет — небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической камерой с полушарным дном.
Фальшборт — легкое ограждение открытой палубы.
Фок — нижний парус на первой от носа мачте.
Фока — составная часть названия всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих фок-мачте выше фор-марса.
Фок-мачта — первая, считая от носа, мачта.
Фордевинд — ветер, дующий прямо в корму корабля; идти на фордевинд — идти с полным ветром.
Форпггевень — продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Фрегат — трехмачтовый военный корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии.
Цапфы — небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.
Шабаш! — по этой команде гребцы вынимают весла из уключин и кладут их в лодку.
Швартов — трос, которым судно привязывается к другому — судну или к берегу.
Шебека — небольшое судно с сильно выдвинутым форштевнвм и далеко выступающей палубой. Использовались преимущественно корсарами северного побережья Африки.
Шканцы — часть верхней палубы между грот— и бизань-мачтами.
Шкафут — часть верхней палубы от фок— до грот-мачты.
Шкив — колесо, сидящее на валу, непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. Шкивы были деревянные.
Шкоты — снасти бегучего такелажа, которые растягивают нижние углы парусов или вытягивают назад шкотовые углы треугольных парусов.
Шлюп — маленькое судно, больше брига, но меньше корвета.
Шпигаты — сквозные отверстия в борту или палубе судна для стока воды.
Шпиль — якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную.
Шпринг — носовой задний или кормовой передний швартов.
Штормовые паруса — специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.
Шхуна — парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.
Ял — небольшая служебная судовая шлюпка.
Таблица перевода мер
1 морская лига = 3 морских мили = 5,56 км
1 морская миля = 10 кабельтовых = 1,852км
1 кабельтов = 10 морских саженей = 680 футов
1 морская сажень = 6 футов = 2 ярда = 1,83 м
1 ярд = 3 фута = 91,44 см
1 фут =12 дюймов = 30,48 см
1 дюйм = 2,54 см
1 галлон = 4 кварты = 8 пинт = 4,546 л
1 кварта = 2 пинты = 1,14л
1 пинта = 0,57л
1 фунт = 453,59 г
1 фанега (испанская мера сыпучих тел) = 55,5л
1 узел = 1 миля в час или 0,514 м/сек