Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава XXVII.

Июль — август 1945

Подводные лодки США в Японском море

В июле и августе несколько американских подводных лодок прошли под минными заграждениями Корейского пролива в Японское море. Но и тут цели попадались редко и оказывались мелкими. И хотя Японское море оставалось к этому времени самым перспективным районом [444] боевых действий лодок, здесь в течение июля и августа американские лодки потопили только восемь небольших судов и два корабля охранения. Из них четыре судна в конце июля потопила подводная лодка «Сеннет» (командир Кларк). 11 августа подводная лодка «Джеллао» (командир Айсенгауэр) потопила судно «Тейхоку-мару» (5795 тонн). Это было самое большое судно из всех японских судов, потопленных в этом районе в течение июля и августа. Перед самым концом войны подводная лодка «Торск» потопила небольшое судно и два сторожевых корабля. В момент окончания войны в Японском море находилось пять американских подводных лодок.

Использование американских подводных лодок для спасения летчиков в море

Удары 3-го флота по объектам на Японских островах потребовали более активного использования лодок для спасения летчиков в море, а в связи с этим возросла и опасность для подводных лодок. Дело в том, что корабли 3-го флота, действовавшего в прибрежных водах Японии, где с начала войны патрулировали американские лодки, так и не научились опознавать свои подводные лодки, что, естественно, увеличивало опасность для подводных лодок.

18 июля, когда 3-ий флот наносил удары по Токио, американская подводная лодка «Гэбилан» (командир Пархэм) находилась у входа на плес Сагами-Нада. Она должна была спасать летчиков в море. Лодка находилась здесь с начала июля. Решая эту задачу, она взаимодействовала с самолетами «Дамбо» и самолетами и истребителями армейской или морской авиации. К 18 июля на борту «Гэбилана» было уже пятнадцать летчиков, спасенных в прибрежных водах Японии: один из армейской и четырнадцать из авианосной авиации. В ряде случаев истребители прикрытия подавляли противодействие противника, давая «Гэбилану» возможность проходить далеко в глубь плеса Сагами-Нада и на виду у противника спасать летчиков.

Когда удары авианосной авиации по Токио были завершены, Хэлси решил 18 июля силами крейсеров и [445] эсминцев нанести удар по судоходству в районе плеса Сагами-Нада. Узнав об этом решении Хэлси, Локвуд напомнил командующему 3-им флотом, что в районе предстоящих действий крейсеров и эсминцев находится американская подводная лодка, решающая задачу спасения летчиков в море. Одновременно он приказал «Гэбилану» как можно скорее покинуть этот район.

Получив радиограмму Локвуда, Пархэм повел «Гэбилан» полным ходом на выход из этого района, но он понимал, что вывести лодку за дальность действия радиолокаторов кораблей 3-го флота не успеет. Через два часа радиолокатор «Гэбилана» показал, что на дистанции 8—15 миль от него находится оперативная группа 3-го флота. Одновременно Пархэм увидел, что два эсминца устремились к «Гэбилану». Лодка сделала все, чтобы эсминцы опознали ее, но безуспешно. Эсминцы открыли огонь и накрыли лодку с первого залпа. До того как подводная лодка погрузилась, они произвели десять залпов, однако, к счастью, попаданий не было.

Через шесть дней аналогичный случай произошел с подводной лодкой «Тороу» (командир Грант) в районе Сикоку. Ночью 24 июля, когда «Тороу» шел спасать летчиков, Грант из данных радиоперехвата понял, что лодка находится на курсе следования идущих на выполнение боевой задачи крейсеров и эсминцев. Грант срочно донес об этом Локвуду, который в свою очередь попытался своевременно оповестить 3-ий флот о месте нахождения «Тороу». Лодка шла в надводном положении, когда с дистанции 3,5 мили ее обстрелял эсминец. Первый же залп эсминца дал накрытие, и «Тороу» срочно погрузился. Грант опасался, что эсминец сбросит глубинные бомбы, но, к счастью, как потом выяснилось, командир эсминца принял «Тороу» за патрульное судно и решил, что потопил его с первого залпа. Через полчаса эсминец ушел{93}. [446]

Несмотря на такие случаи, подводные лодки продолжали решать задачи по спасению летчиков в назначенных им районах. Так, уже через сутки после того, как «Тороу» был атакован своим эсминцем, он спас трех английских летчиков. 26 июля подводная лодка «Уэйл» подобрача морского летчика в проливе Бунго.

Разведка минных заграждений подводными лодками

Для обеспечения действий кораблей 3-го флота против береговых объектов на Японских островах лодкам пришлось решать необычную для них задачу — разведку минных заграждений. Американское командование знало, что в прибрежных водах Японии поставлены оборонительные минные заграждения с целью не допустить патрулирования здесь американских подводных лодок. Эти минные заграждения, естественно, представляли опасность и для надводных кораблей.

Хэлси принял решение обстрелять объекты на побережье Японии. Он считал, что оснащенные гидролокаторами американские подводные лодки способны произвести разведку минных заграждений в районах предстоящих действий 3-го флота. Поэтому он сделал запрос на проведение лодками разведки минных заграждений в четырех выбранных районах в пределах 180-метровой изобаты.

Решение этой задачи возложили на подводные лодки «Раннер» и «Редфин». Дистанция, на которой гидролокатор мог обнаружить мины, составляла всего около 2,5 кабельтова. Поэтому при обнаружении мины лодка была ограничена во времени и пространстве для выполнения нужного маневра.

Еще раньше, до постановки лодкам задачи разведать минные заграждения, в прибрежных водах погибла патрулировавшая здесь лодка «Раннер», Она подорвалась на мине в районе к северо-востоку от Хонсю вблизи того места, где теперь «Раннеру II» предстояло произвести разведку минных заграждений. Заданию, полученному «Редфином» и «Раннером II», естественно, никто не завидовал. [447] Выйдя на выполнение задания и произведя разведку, «Редфин» доложил, что один из разведанных им районов свободен от мин, а в другом мины, возможно, имеются. В свою очередь «Раннер II» доложил о возможном минном заграждении к северу от мыса Инубо. Поскольку это был основной район предстоящих действий 3-го флота, «Раннеру II» приказали перепроверить его данные о минах в указанном районе.

При повторной разведке «Раннер II» мин не обнаружил. Поэтому было сделано предположение, что в первом случае гидролокатор, очевидно, показал не мины, а водоросли или рыбу, или разнотемпературные слои воды и что в действительности район свободен от мин. В ночь на 15 июля оперативное соединение американских и английских линейных кораблей вошло в разведанный лодкой район, обстреляло крупные промышленные заводы в Хатачи и возвратилось обратно, не встретив ни одной мины. И тем не менее первое донесение «Раннера II» могло быть правильным. Дело в том, что в мае 1943 года в северной части обследованного «Раннером II» района противник поставил 200 мин заграждения, и те, что за два года не были сорваны штормами, могли по-прежнему находиться там.

Подводные лодки радиолокационного дозора

Подводные лодки Локвуда готовились и к решению задач радиолокационного дозора. Во время атак самолетов «камикадзе» в районе Окинавы американское командование для решения задач радиолокационного дозора широко использовало эсминцы. Для этой цели эсминцы располагались на расстоянии 30-100 миль от Окинавы, что позволяло своевременно предупреждать флот в районе Окинавы о приближении самолетов «камикадзе». Использование эсминцев для радиолокационного наблюдения оказалось эффективным, но сопровождалось значительными потерями. Первые волны самолетов «камикадзе» обрушивались на эсминцы радиолокационного дозора, нанося им весьма ощутимый урон. Потери в эсминцах оказались настолько [448] большими, что трудно было представить возможное развитие событий при перенесении боевых действий к японским берегам — ближе к базам авиации «камикадзе».

Необходимость облегчить эсминцам радиолокационный дозор и обусловила участие в решении этой задачи подводных лодок. Но для этого требовалось ряд лодок модифицировать и установить на них дополнительную радиолокационную аппаратуру. В частности, для установки вертикальной антенны пришлось снять один перископ. Были произведены и другие переделки. Первой переоборудовали подводную лодку «Финбэк». Вслед за ней подобной модификации подверглись еще 24 подводные лодки. Однако им не пришлось участвовать в решении задач радиолокационного дозора{94}.

Английские сверхмалые подводные лодки

В июле на Филиппины пришла английская плавучая база подводных лодок «Бонавенчер» с несколькими сверхмалыми подводными лодками на борту. Сверхмалые под-водные лодки имели водоизмещение 35 тонн и развивали в надводном положении скорость шесть узлов, а в под-водном — пять. Экипаж лодки состоял из пяти офицеров и матросов. Двое из них были водолазами.

Лодки предназначались для действий в подводном положении в гаванях противника. Там они должны были высаживать и принимать на борт своих водолазов, задачей которых являлась установка под днищем стоящих на якорях кораблей мин с дистанционным взрывателем на магнитных держателях. [449]

31 июля подводная лодка «Спирхед» привела на буксире из порта Бруней (остров Борнео) в точку, расположенную в 14 милях от мыса Сен-Жак (Индокитай), сверхмалую подводную лодку «ХЕ-4», перед которой стояла задача с помощью кошки найти и перерезать подводные кабели связи Сингапур — Сайгон и Сайгон — Гонконг. Действуя в подводном положении, «ХЕ-4» кошкой сначала обнаружила первый, а два часа спустя и второй кабель, и выпущенные ею водолазы вырезали из них куски кабеля. Перед рассветом следующего утра «ХЕ-4» встретилась со «Спирхедом», который отбуксировал ее в Бруней. «ХЕ-5» повезло меньше. 2 августа подводная лодка «Селене» на буксире привела «ХЕ-5» к Гонконгу, чтобы она перерезала подводный кабель Гонконг — Сингапур. Однако все попытки «ХЕ-5» найти кабель оказались безуспешными Кабель, очевидно, вошел глубоко в ил, и кошка не смогла захватить его.

Самыми рискованными были действия английских сверхмалых подводных лодок «ХЕ-1» и «ХЕ-3» в сингапурской гавани. Туда их на буксире привели соответственно подводные лодки «Спарк» и «Стиджиен». Перед «ХЕ-1» и «ХЕ-3» поставили задачу — проникнуть в гавань и подложить под днища стоявших там тяжелых крейсеров «Такао» и «Миоко» мины замедленного действия. Крейсер «Такао» находился в гавани после атаки его 23 октября американской подводной лодкой «Дартер», а «Миоко» — после того как 13 декабря его успешно атаковал «Бергол». Мины замедленного действия должны были окончательно вывести тяжело поврежденные крейсера из строя. Аэрофотоснимки гавани показали, что крейсера стоят на якорях в районе малых глубин и защищены противолодочными сетями. Правда, оба крейсера, как полагали, находились в состоянии, исключавшем их боевое использование, но поскольку они были на плаву, считалась, что они представляют потенциальную угрозу операциям союзных сил в юго-западной части Тихого океана. Находясь в сингапурской гавани, они были недосягаемы для обычных подводных лодок.

Английский план использовать сверхмалые подводные лодки для подрыва в сингапурской гавани японских кораблей американские подводники считали самым настоящим самоубийством. И все же английское командование [450] решило провести его в жизнь. Около полуночи 30 июля «Стиджиен» привел на буксире «ХЕ-3» в точку в 30 милях к востоку от Сингапура, вблизи маяка Хорсборг. При ярком свете луны «ХЕ-3» прошла по каналу 25 миль и оказалась в гавани. Около 04.30 показались шедшие в направлении лодки корабли, и «ХЕ-3» погрузилась. Весь остальной путь лодка прошла в подводном положении.

Около 10.30 «ХЕ-3» достигла ворот в боновом заграждении, которые оказались открытыми, но охранялись вооруженным траулером. «ХЕ-3» благополучно прошла через эти ворота. Через два часа она обнаружила хорошо закамуфлированный под окружающий ландшафт тяжелый крейсер «Такао». Пользуясь в основном эхолотом и изредка перископом, Фрейзер вел лодку к цели. Подняв последний раз перископ, Фрейзер увидел на расстоянии всего 25 метров от себя катер. «ХЕ-3» тотчас же ушла на глубину 7,6 метра. Дальше она двигалась по проливу Джохор почти у самого дна, направляясь к стоявшему на якоре «Такао». В 14.42, достигнув борта крейсера, «ХЕ-3» начала маневрировать для последующего выпуска водолазов. Фрейзер опасался, что удар о крейсер мог выдать присутствие лодки. Но все обошлось благополучно, ив 15.32 водолаз спустился, взяв с собой шесть диверсионных мин-детонаторов для подрыва крейсера. Но водолаза едва не постигла неудача. Дело в том, что днище «Такао» обросло настолько, что магниты мин не удерживались на нем. Водолаз проявил находчивость: расположил мины по обе стороны киля и соединил их скобами.

После этого «ХЕ-3» должна была сбросить два укрепленных по бортам лодки основных заряда. И на этот раз она оказалась в затруднительном положении: заряд с правого борта не сбрасывался. Водолазу пришлось снова спуститься, с помощью гаечного ключа вынуть стопорную чеку и сбросить заряд. Затем «ХЕ-3» пошла в обратный путь. Пройдя боновые ворота и канал, ранним утром следующего дня «ХЕ-3» встретилась со «Стиджиеном».

Сверхмалая подводная лодка «ХЕ-1» (командир Смарт) последовала за «ХЕ-3» в сингапурскую гавань. В ее задачу входило найти и подорвать японский крейсер «Миоко» и успеть выйти через проход в боновом заграждении до [451] того, как произойдет взрыв. Но «ХЕ-1» прибыла с опозданием и потому не располагала достаточным временем, чтобы решить эту задачу. В связи с этим Смарт принял решение дублировать действия «ХЕ-3» и подложить подрывные заряды под днище «Такао». «ХЕ-1» подошла к «Такао» и сбросила основные заряды под днищем крейсера, после чего благополучно выбралась из гавани и следующей ночью встретилась со «Спарком».

Пройдя фарватер и следуя в точку рандеву с «Стиджиеном» и «Спарком», «ХЕ-1» и «ХЕ-3» наблюдали сильный взрыв в сингапурской гавани, который, как полагали Смарт и Фрейзер, означал конец крейсера «Такао». Плановые аэрофотосъемки, однако, не показали, что «Такао» получил повреждения, и командир бригады лодок пришел к выводу, что взрыв, который наблюдали на «ХЕ-Ь и «ХЕ-3», не имел никакого отношения к взрыву подложенных под крейсер зарядов. Однако заключение это было слишком пессимистическим. По японским данным, в ночь на 30 июля в сингапурской гавани крейсер «Такао» получил «средние повреждения». Взрывом заложенных лодками зарядов у крейсера разорвало днище. Он плотно сел на грунт и до конца войны оставался в таком положении, Таким образом, сверхмалые подводные лодки «ХЕ-3» и «ХЕ-1» успешно решили поставленную перед ними задачу{95}.

Гибель подводной лодки «Буллхэд»

«Буллхэд» был последней лодкой, которую США потеряли за время войны, и первой, погибшей в проливе Ломбок. На протяжении большей части войны американские, английские и голландские подводные лодки, следуя из базы Фримантл в район своего патрулирования или возвращаясь в базу, пользовались проливом Ломбок. Учитывая навигационные трудности, обусловленные узостью пролива и быстротой течения в нем, а также активность [452] японской ПЛО, следует признать, что гибель только одной лодки — это прежде всего свидетельство высокого мастерства подводников и, конечно, в известной степени удача{96}.

«Буллхэд» оставил Фримантл 31 июля и направился на патрулирование в Яванское море. В августе туда с той же задачей ушли американские подводные лодки «Кэпитен» и «Паффер» и английские подводные лодки «Тэситерн» и «Тороу». Подводная лодка «Кэпитен», возглавлявшая группу, прибыла на место только 12 августа, а через три дня донесла, что не может установить связь с «Буллхэдом».

Согласно японским данным, 6 августа японский самолет атаковал подводную лодку недалеко от острова Бали и добился двух прямых попаданий. По-видимому, это и была атака, которая оказалась для «Буллхэда» роковой. Вероятно, высокие горы острова Бали не позволили радиолокатору «Буллхэда» своевременно обнаружить японский самолет. С гибелью «Буллхэда» число потерянных за время войны американских подводных лодок составило 52 единицы. Из них 50 лодок погибло в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Использование японцами «кайтен», или человеко-торпед

Японское командование планировало ввести в бой «кайтен» в июле и августе 1945 года. С этой целью из лодок типа «I», приспособленных для переброски «кайтен» к месту боевых действий, создали группу, получившую название «Тэмон юнит». Три лодки из этой группы — «I-47», «I-367» и «I-363» были направлены в район Окинавы. Первые две ушли из Японии 19 июня в район, расположенный в 300-400 милях к востоку от Окинавы. Японские документы свидетельствуют о том, что «кайтен» [453] этих лодок не производили атак, однако 21 июня американский войсковой транспорт «Марафон» был поврежден в результате атаки человеко-торпеды. В августе «I-47» и «I-367» возвратились в Японию.

Три другие подводные лодки группы «Тэмон юнит» японцы направили в южную часть Филиппинского моря, где они действовали успешнее. До этого в районе к югу от Формозы в течение нескольких месяцев японских подводных лодок не было, и, естественно, противолодочная оборона здесь оказалась заметно ослабленной. Конвои, правда, по-прежнему сопровождались кораблями охранения, a боевые корабли совершали переходы самостоятельно на скорости, превышающей, как правило, 16 узлов. В апреле объединенный разведывательный,, центр прекратил издание еженедельной карты обстановки, отражавшей деятельность японских подводных сил. Считалось, что японские подводные лодки уже не представляют угрозы, и обеспечение судоходства приняло форму обычной повседневной деятельности. Задачи ПЛО эффективно решали поисково-ударные группы, но в этот момент в Филиппинском море ни одной из них не было. Эскортный авианосец «Тулаги» стоял в сухом доке. Группа с эскортным авианосцем «Анцио», которая потопила в Филиппинском море четыре японские подводные лодки, действовала восточнее Марианских островов.

Подводная лодка «I-53» (командир Ота) первой из группы «Тэмон юнит» 24 июля обнаружила и атаковала конвой, состоявший, по ее определению, из пятнадцати транспортов и трех эсминцев охранения. В действительности же это был отряд из семи танко-десантных кораблей и рефрижераторного судна, эскортируемый сторожевым кораблем «Андерхилл», пятью сторожевыми катерами и тремя охотниками за подводными лодками. «I-53» выпустила две человеко-торпеды и донесла о потоплении двух транспортов.

«Андерхилл» (командир Ньюкомб), идя впереди конвоя, обнаружил плавающую мину примерно в то время, когда японская подводная лодка выпустила «кайтен». Ньюкомб приказал конвою изменить курс, пока он будет уничтожать мину артиллерийским огнем. В ходе выполнения «Андерхиллом» задачи по уничтожению мины гидролокатор засек подводную цель, и Ньюкомб вызвал на помощь сторожевой катер. Он тоже обнаружил [454] цель и сбросил на нее глубинные бомбы. Через несколько секунд «Андерхилл» заметил перископ и сбросил на лодку серию глубинных бомб с установкой на малую глубину. Когда все стихло, на поверхность всплыли масло и обломки. Ньюкомб доложил, что его корабль потопил сверхмалую подводную лодку. Вскоре после этого сторожевой катер обнаружил еще одну сверхмалую лодку, и «Андерхилл» решил таранить ее. В момент тарана раздался сильный взрыв, и в небо взметнулось пламя, полетели обломки. У «Андерхилла» оторвало нос. С «Андерхилла» был снят экипаж. После этого огнем сторожевых кораблей «Андерхилл» был потоплен. А Ота, слышавший взрывы, решил, что выпущенные его лодкой две человеко-торпеды потопили два американских транспорта.

В ночь на 4 августа «I-53», будучи атакованной четырьмя сторожевыми катерами в районе, который расположен в 400 милях восточнее Формозы, выпустила два «кайтен». Ота донес, что через три часа после спуска «кайтен» он слышал два сильных взрыва. В это же время лодка «I-58» (командир Хасимото) патрулировала вдоль линии Гуам — Лейте. 28 июля она атаковала танкер и эсминец противника, выпустив две человеко-торпеды. Хасимото слышал взрыв, который, по его мнению, означал потопление танкера, однако в документах американской стороны это не отражено.

Примерно в 23.00 29 июля «I-58» всплыла и почти сразу обнаружила цель на дистанции 5,5 мили. Лодка срочно погрузилась. Цель шла постоянным курсом почти в направлении лодки, и вскоре Хасимото определил, что это линейный корабль типа «Айдахо». Учитывая условия меняющейся при лунном освещении видимости, Хасимото решил атаковать цель обычными торпедами, а не «кайтен». Без приборов точного измерения дистанции «I-58» было трудно определить скорость цели. Считая, что цель идет со скоростью 20 узлов, Хасимото с дистанции 8 кабельтовых дал торпедный залп шестью торпедами широким веером и наблюдал три попадания.

В действительности же «I-58» атаковала тяжелый крейсер «Индианаполис», который шел генеральным курсом с острова Гуам к Лейте со скоростью 15,7 узла. На крейсере не было гидролокатора, и тем не менее ему приказали [455] следовать на Лейте без эскорта. Ранее четырежды сообщалось об обнаружении на маршруте перехода подводных лодок противника, но все донесения считались ложными. Вскоре после захода солнца «Индианаполис» перестал выполнять противолодочный зигзаг, что упростило задачу подводной лодки. Справедливости ради следует сказать, что в сложившейся обстановке, обусловленной малой скоростью хода крейсера, отсутствием эскорта и выгодной позицией, в которой оказалась подводная лодка при обнаружении цели, мало вероятно, что противолодочный зигзаг крейсера мог в какой-то мере повлиять на успешность атаки «I-58».

В крейсер попало две торпеды, и через 15 минут он затонул. Переданный им сигнал бедствия так никто и не принял. В то же время американская радиоразведка перехватила и через 16 часов частично расшифровала донесение Хасимото о потоплении его лодкой американского корабля. Радиоразведка доложила в штаб командующего Тихоокеанским флотом на острове Гуам, что японская подводная лодка донесла о потоплении ею корабля в точке, которая примерно соответствует месту, где должен был находиться в тот момент крейсер «Индианаполис». Несмотря на это донесение, поиск и спасение оставшихся в живых в районе гибели крейсера начались только после того, как поисковый самолет с Пелелиу, оказавшийся в этом районе через 84 часа после гибели крейсера, обнаружил на воде людей и донес об этом. Из 1199 человек команды крейсера в живых осталось только 316. 883 человека погибло, причем более половины из них умерло от истощения и изнурения за время ожидания подхода помощи{97}.

В 08.15 10 августа, находясь в 260 милях к северо-востоку от северной оконечности острова Лусон, «I-58» выпустила два «кайтен» для атаки конвоя, и Хасимото зафиксировал потопление двух судов. Однако американские документы не подтверждают японских данных. Около 18.00 12 августа «I-58» выпустила два оставшиеся «кайтен» для атаки, как показал Хасимото, 15000-тонной плавучей [456] базы гидросамолетов. Вероятнее всего, это был транспорт-док десантно-высадочных средств «Оук Хилл», шедший в сопровождении сторожевого корабля «Томас Ф. Никкел» из Окинавы на Лейте. На «Оук Хилле» заметили бурун от перископа, и сторожевой корабль пошел в атаку. Поняв, что перископ принадлежит человеко-торпеде и помня о печальной участи «Андерхилла», Фармер отказался от тарана «кайтен» и повел корабль, на сближение с целью. Вскоре на корабле услышали скрежет металла: видимо, человеко-торпеда скользнула вдоль борта. Через несколько минут «кайтен» показался из воды в 12 кабельтовых от корабля и взорвался.

Вторично перископ был замечен также с «Оук Хилла». Фармер, как и в первый раз, отказался от тарана и приказал сбросить прямо по курсу «кайтен» серию установленных на малую глубину бомб. Последовал мощный подводный взрыв, который, по мнению Фармера, означал гибель «кайтен». А Хасимото (он находился на «I-58»), услышав взрывы, решил, что выпущенные его лодкой человеко-торпеды потопили американскую плавучую базу гидросамолетов.

Третья подводная лодка южного отряда группы «Тэмон юнит» — «I-366» донесла, что вечером 11 августа она выпустила три человеко-торпеды для атаки конвоя в районе 500 миль севернее Палау, и что «кайтен» потопили три судна. Однако подтверждающих эту атаку американских данных нет.

Если судить об успешности боевого применения «кайтен» по действительным результатам, то следует отметить, что группа лодок «Тэмон юнит» имела наибольший успех. Правда, и в этом случае лодки добились успеха, использовав для атаки крейсера обычные торпеды, а не «кайтен»{98}. За все время боевого использования «кайтен» Япония потеряла восемь лодок типа «I», на которых погибло 900 человек, однако за шесть дней, потопив крейсер и сторожевой корабль, японцы уравняли потери сторон. [457]

Использование японцами подводных танкеров

Авиация «камикадзе», «кайтен» и управляемые смертниками катера требовали топлива, Которое нужно было доставлять в Японию из Сингапура и Формозы. В мае подводная лодка «I-351» успешно совершила переход в Сингапур и доставила в Японию бензин. После этого в Японии разработали план перевозки подводными танкерами из Сингапура и Формозы 7,6 тысяч тонн горючего Было решено переоборудовать под танкеры семь подводных лодок типа «I» и четыре подводные лодки типа «НА». Однако большую часть этих лодок противник не успел переоборудовать в танкеры, чтобы использовать их для перевозки топлива в Японию. Подводная лодка «I-402» была переоборудована в танкер вместимостью 688 тонн, но ей не пришлось принять участие в перевозках{99}. Не повезло японцам и с «I-372». 18 июня, когда работы по ее переоборудованию в Йокосуке подходили к концу, самолет 3-го флота сбросил на нее бомбу, которая, взорвавшись вблизи лодки, разрушила средний танк, и лодка затонула. Подводный танкер «I-351» в июне вышел в свой второй рейс из Сасебо в Сингапур. 11 июня он вышел из Сингапура, имея на борту 500 тонн бензина. Через три дня после выхода из Сингапура танкер «I-351» оказался в районе патрулирования американской подводной лодки «Блоуер». В 02.23 15 июня «Блоуер» безуспешно атаковал торпедами неопознанную цель и немедленно сообщил об обнаружении цели патрулировавшей в соседнем районе подводной лодке «Блюфиш». «Блюфиш» (командир Форбс), придя в район обнаружения цели, опознал в ней шедшую в надводном положении японскую подводную лодку и дал по ней веерообразный торпедный залп. Две торпеды попали в «I-351», и он затонул. А утром «Блюфиш» поднял на борт трех японских матросов, от которых узнал, что потопил подводный танкер «I-351». [458]

Подводная лодка «Спайкфиш» и японский подводный танкер «I-373»

9 августа японский подводный танкер «I-373» вышел из Сасебо курсом на Формозу. Это был первый и последний рейс «I-373» за горючим. Подводный танкер погиб 14 августа в результате атаки его торпедами американской подводной лодки «Спайкфиш».

В течение почти сорока дней «Спайкфиш» (командир Мэнэган) находился в Желтом и Восточно-Китайском морях, решая задачи патрулирования и спасения летчиков в море. 6 августа, находясь в центральной части Восточно-Китайского моря, «Спайкфиш» обнаружил крупное соединение и пошел на сближение. Сблизившись, Мэнэган опознал американские эсминцы. Это шло американское оперативное авианосное соединение для нанесения удара по судоходству противника в прибрежных водах Китая. «Спайкфиш» погрузился, и соединение прошло мимо него. Эта встреча насторожила Мэнэгана. Он понял: обстановка такова, что можно ждать чего угодно. Поэтому вечером 13 августа Мэнэган был осторожен, когда, пользуясь показаниями радиолокатора, повел лодку на сближение с обнаруженной подводной лодкой, шедшей в надводном положении 10-узловым ходом на юго-запад. «Спайкфиш» последовал за лодкой и одновременно донес обстановку Локвуду. Тем временем «I-373» обнаружила «Спайкфиш» и, резко отвернув на северо-восток, погрузилась. Локвуд сообщил Мэнэгану, что в указанном им районе американских лодок, кроме «Спайкфиша», нет и что обнаруженная им лодка должна быть японской.

Но Мэнэган все еще сомневался в национальной принадлежности обнаруженной им лодки, и потому «Спайкфиш» следовал за ней до рассвета, не предпринимая никаких действий. Локвуд вторично сообщил Мэнэгану, что в районе действия «Спайкфиша» своих подводных сил нет. Перед рассветом «Спайкфиш» в подводном положении вышел вперед по курсу цели. С наступлением рассвета Мэнэган точно установил, что перед ним японская [459] подводная лодка. «Спайкфиш» выпустил по лодке шесть торпед, две из которых попали в цель, и «I-373» исчезла в клубах дыма. Как рассказал поднятый на борт японец, «Спайкфиш» потопил японскую подводную лодку «I-382». Но бортовой номер «I-382» не соответствовал действительности, так как позднее выяснилось, что была потоплена «I-373». Таким образом, потопив «I-373», «Спайкфиш» довел цифру потерянных японцами лодок до 127. Эта лодка оказалась последней, которую Япония потеряла в ходе войны.

Подводные лодки с высокой скорость подводного хода

В 1945 году в состав японских подводных сил вошли три новые, оборудованные устройством для работы двигателя под водой подводные лодки типа «I-200», а также десять лодок меньшего водоизмещения типа «НА-200». Это устройство позволяло лодкам при плавании на перископной глубине иметь скорость хода выше, чем при продолжительном плавании под электродвигателями. Во время испытаний этой техники были обнаружены неполадки, для устранения которых лодки были направлены в Майдзуру. Обнаружились и другие неисправности механизмов, задержавшие боевое применение этих лодок. Когда все было готово, японское командование решило использовать эти лодки против американского флота при вторжении сил США на Японские острова.

Сверхмалые подводные лодки и человеко-торпеды

В порядке оборонительных мероприятий против американских сил вторжения на Японские острова японцы подготовили 100 «кайтен» и 400 сверхмалых подводных лодок, которые предназначались для действий с береговых баз против кораблей флота США. Кроме того, с этой же целью в секретных местах вдоль берега и в гаванях южной части Японии было расставлено 1000 небольших [460] моторных катеров, имевших в носовой части 550-килограммовый заряд. Плавучими базами для сверхмалых подводных лодок служили «НА-109» и «НА-П1», которым, однако, часто приходилось выполнять и другую задачу — патрулировать в проливе Бунго.

Конец войны для американских подводных лодок

5 августа Локвуд сообщил, что назначенный на 7 августа удар авианосцев по объектам на Кюсю отменен, и приказал все подводные лодки отвести на расстояние 100 миль от упомянутого острова. Однако уверенности в том, что конец войны близок, еще не было. 14 августа подводная лодка «Торск» потопила в Японском море два сторожевых корабля. Это были последние японские корабли, потопленные американской подводной лодкой.

Примечания