Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава XXIII.

Октябрь 1944

3-ий флот

7 октября подводная лодка «RO-46», которой было приказано на переходе в Японию от островов Палау вести разведку, находилась вблизи островов Улити. Она донесла, что в этом районе находятся авианосец (это был [362] «Банкер Хилл»), два тяжелых крейсера и несколько других кораблей. Получив эти данные, японское командование решило атаковать американские корабли. Если бы «RO-46» оказалась здесь днем раньше, она могла бы обнаружить выход быстроходного авианосного оперативного соединения 3-го флота под командованием Хэлси. Соединение покинуло Улити, чтобы начать операцию по уничтожению японского судоходства и авиации с целью изоляции Филиппинских островов в интересах последующей их оккупации.

10 октября 17 авианосцев при поддержке линейных кораблей и крейсеров нанесли удар по японским судам и аэродромам на Окинаве. Японское командование сразу же привело в готовность свои военно-воздушные силы для осуществления планов «Сё-1» и «Сё-2».

На следующий день две авианосные группы 3-го флота нанесли удар по северной части Лусона, а 12 октября авианосцы 3-го флота начали пятидневную атаку Формозы и Лусона.

Эта серия ударов вызвала противодействие японской авиации берегового базирования. В упомянутом районе было свыше 600 японских самолетов, причем в ходе боя сюда перебросили еще столько же. Японские летчики донесли, что ими потоплено или сильно повреждено 12 или более американских авианосцев и много других кораблей. Токийское радио сообщило о поражении Хэлси, и император провозгласил празднества по случаю победы у Формозы.

Несколько кораблей 3-го флота получили повреждения. Крейсера «Хаустон» и «Канберра» получили попадания торпедами и потеряли управление. Хэлси приказал взять их на буксир, рассчитывая, что для уничтожения поврежденных кораблей японцы вышлют оперативные соединения, и тогда 3-му флоту представится возможность атаковать тяжелые корабли. 2-ое японское ударное соединение, состоявшее из трех крейсеров и дивизиона эскадренных миноносцев, действительно с этой целью вышло из Внутреннего Японского моря, но, достигнув широты Окинавы и получив донесение о действиях превосходящих американских сил, отказалось от своего намерения и возвратилось в Японию.

В боях с авиацией 3-го флота японская авиация берегового [363] базирования потеряла свыше 600 самолетов. Кроме того, американская авианосная авиация потопила 40 или более судов и легких сторожевых кораблей противника. Введенное в заблуждение сильно преувеличенными данными донесений своих летчиков, командование Объединенного японского флота приняло решение начать общее преследование сил Хэлси. Решение этой задачи возлагалось на главные эскортные силы, пополненные другими кораблями. Большая часть кораблей указанного соединения уцелела, однако высланная для преследования Хэлси 901-ая авиационная группа, представлявшая собой хорошо подготовленное противолодочное соединение, потеряла большое число своих самолетов и летчиков. В дальнейшем группа так и не смогла обрести свою прежнюю мощь в качестве эффективной противолодочной силы.

Атаки японских судов

Понимая, что следующим объектом нападения будут Филиппинские острова, японское командование предприняло попытки укрепить их. Одновременно оно стремилось вывезти из Малайи и Ост-Индии крайне необходимые Японии нефть и сырье. Этим положением Японии воспользовались американские авианосные оперативные соединения и подводные лодки. Чтобы избежать потерь от действий подводных лодок, японские конвои шли вдоль берега и отстаивались лишь в портах. Нападения авианосной авиации на забитые судами порты наносили Японскому судоходству большой урон. Во время воздушных налетов уничтожались дозорные корабли и самолеты ПЛО.

В октябре 1944 года американские подводные лодки отправили на дно 70 японских судов. Кроме того, 47 судов потопила авиация. Любопытна география этих потерь. Одно судно было потоплено на Крайнем Севере и одно -в Желтом море. Шесть или восемь судов пошли ко дну между островами Бонин и Японией. Остальные были уничтожены в узкой полосе, идущей от Формозского пролива через район между Формозой и Филиппинами, вдоль западного побережья Филиппин и затем дальше вниз до острова Борнео. [364]

Действия подводных лодок Локвуда

Район восточнее острова Лусон и южнее 20-ой параллели являлся районом действий авиации и надводных кораблей. Здесь американским подводным лодкам было запрещено появляться. Для обеспечения высадки десанта на остров Лейте Локвуд сосредоточил подводные лодки в районах южнее Японии, у островов Нансэй и у северной • оконечности Формозы. Лодки должны были перекрыть пути подхода к Филиппинам из Японии. Две «волчьи стаи» вели боевое патрулирование в районе между Формозой и Филиппинами, а две другие шли туда же, следуя вдоль линии раздела между районами патрулирования лодок и районами действий надводных кораблей и авиации.

15 октября «волчья стая» Вогана обнаружила выход из пролива Бунго соединения Симы. 16 октября «Бесуго» атаковал торпедами эсминец «Судзуцуки». Вслед за этим Воган донес Локвуду: с его точки зрения, данные ему указания на ведение разведки исчерпали себя; главной задачей лодок группы в дальнейшем будет атака противника. Он направил «Бесуго» и «Ронкуил» к западным подступам к Бунго, а «Гэбилан» — к восточным подходам. 19 октября Локвуд приказал «Гэбилану» оставить «волчью стаю» Вогана и перейти на позицию у пролива Кии. В ночь на 20 октября Одзава вывел главные силы через пролив Бунго и, взяв курс на восток, оставил в стороне патрулировавшие у Бунго американские подводные лодки: Ни одна американская подводная лодка не обнаружила соединения Одзавы на всем пути перехода его в район Филиппин{66}.

Тяжелые крейсера и эсминцы Симы покинули Пескадорские острова ночью 21 октября. Им предстояло пересечь район между Формозой и Филиппинами. Через несколько часов после выхода соединение было обнаружено на дистанции около 15 миль радиолокатором «Сидрэгона» (командир Эшли). Лодка в надводном положении пошла на сближение. На расстоянии около 1,5 мили Эшли в условиях ночной темноты принял один из обнаруженных [365] кораблей соединения Симы за авианосец, не-смотря на то что в этом соединении авианосцев не было. Эшли выпустил четыре торпеды из кормовых торпедных аппаратов и донес, что две из них попали в цель. Однако соединение Симы не пострадало во время этой атаки. Эшли тотчас же информировал лодки своей стаи о движении обнаруженного им японского соединения. «Блэкфиш» и «Шарк» обнаружили противника, но не смогли сблизиться с ним на дистанцию стрельбы. Соединение Симы шло через район между Формозой и Филиппинами со скоростью 25 узлов, и только редкостная удача могла позволить лодкам атаковать его{67}.

В 08.00 следующего дня «Айсфиш» (командир Петер-сон) обнаружил соединение Симы и правильно определил его состав: два тяжелых крейсера и три эсминца. Но и ему не удалось сблизиться на дистанцию стрельбы. Спустя два часа в условиях очень неспокойного моря лодка всплыла в надводное положение, чтобы донести об обнаружении противника, но вынуждена была срочно погрузиться, так и не передав его. В тот же вечер «Айсфиш» в течение нескольких часов пытался связаться с какой-нибудь радиостанцией союзников, но безуспешно. Только после полуночи какая-то австралийская радиостанция приняла донесение Петерсона. Сима благополучно провел свое соединение через район между Формозой и Филиппинами, но впереди был долгий путь к заливу Лейте.

Подводные лодки Кристи

Более 20 подводных лодок Кристи несли боевое патрулирование в Южно-Китайском море и у Филиппинских островов. Некоторые из них решали задачи спасения сбитых над морем летчиков авианосной авиации, а несколько лодок выполняли специальные задания, связанные с усилением действий партизан в занятых японцами районах. Отдельные задания носили особый характер, и при выполнении их запрещалось атаковать противника, чтобы не [366] выдать своего места. Ряд подводных лодок были развернуты на путях, которыми могли воспользоваться соединения японского флота на переходе от архипелага Линга к заливу Лейте. Такое развертывание лодок не мешало им вести боевые действия против японского торгового судоходства, о чем свидетельствуют цифры потопленных ими судов.

В районе западного побережья острова Борнео под общим командованием Макклинтока действовали подводные лодки «Дейс» (командир Клагетт) и «Дартер» (командир Макклинток). 11 октября Кристи приказал лодкам Макклинтока занять позиции на западных подходах к проливу Балабак и южных подходах к проходу Палаван. Обе лодки, чтобы выполнить это задание, обошли остров Борнео. 14 октября они обнаружили японский конвой. «Дейс» потопил два танкера, а «Дартер» причинил серьезные повреждения большому рудовозу. Поэтому, оставляя 18 октября архипелаг Линга, Курита знал, что на пути его соединения находятся американские подводные лодки. И тем не менее он не изменил избранного маршрута. Суда снабжения Куриты уже заняли свои места по пути следования соединения, и угрозу со стороны подводных лодок он предпочел переразвертыванию судов снабжения. Курита выслал вперед по намеченному им маршруту передовой противолодочный дозор и одновременно использовал в пределах района перехода соединения самолеты (берегового базирования) 901-ой авиационной группы. Пополнив запасы топлива в Брунее (остров Борнео), Курита 22 октября повел свое центральное соединение в пролив Сан-Бернардино вдоль восточного побережья острова Палаван.

«Дейс» и «Дартер»

В ночь на 20 октября Макклинток получил оповещение, из которого узнал о высадке на остров Лейте. Предвидя передвижение японского флота, он повел «Дартер» к проливу Балабак, а «Дейс» оставил в проходе Палаван. В ходе операции подводные лодки, действовавшие в юго-западной части Тихого океана, не получали достаточной информации. Инструктировать командиров подводных лодок о будущих операциях, перед тем как они уходили в длительное плавание, было опасно. В свое время это с убедительностью [367] доказал командир «Скалпина» Кромвел, который, имея особо важные документы, касающиеся будущих операций американских сил, решил пойти ко дну вместе с лодкой, чтобы документы не достались противнику{68}.

Но иногда из-за недостатка информации лодки упускали возможность действовать целеустремленно. Так, шедший через Макассарский пролив в море Сулу «Бэтфиш» (командир Файв) ничего не знал о высадке десанта на Лейте вплоть до 23 октября и упустил возможность атаковать проходившие в этом районе японские корабли{69}. В море Сулу «Бэтфиш» вошел в ночь на 25 октября. Макклинтоку повезло больше. В момент получения оповещения о высадке десанта на Лейте он оказался в выгодном положении. Ночью 21 октября, производя зарядку батарей, «Дартер» радиолокатором обнаружил противника на дистанции около 13 миль. Цель шла по проходу Палаван со скоростью 23 узла, и лодка имела мало шансов догнать ее. «Дартер» начал преследование, надеясь на удачу или на возможность навести на цель «Дейс». Макклинток считал, что он преследует соединение из трех тяжелых крейсеров. Возможно, он обнаружил тяжелый крейсер «Аоба», шедший в охранении [368] эскадренных миноносцев на север на соединение со 2-ым ударным соединением Симы. Может быть также, что это была одна из поисковых противолодочных групп Куриты. Преследуя противника, «Дейс» и «Дартер» оказались в глубине прохода Палаван. С наступлением рассвета они прекратили погоню и пошли обратно к Борнео. Вскоре после полуночи Макклинток сообщил по мегафону Клагетгу (лодки шли в надводном положении на расстоянии голосовой связи), что установил радиолокационный контакт с противником, и дал команду атаковать цель. Но у «Дейса» отказал радиолокатор, и он, став в кильватер «Дартеру», шел так, пока не наладил радиолокационную станцию. Целью оказалось японское, соединение из одиннадцати тяжелых кораблей, шедшее постоянным курсом в строю двух кильватерных колонн. Расстояние между колоннами составляло около 2,5 мили, ход соединения — 15 узлов. В 04.09 обе лодки находились впереди соединения. Для атаки «Дартер» взял на себя западную колонну, а «Дейс» — восточную.

Обе подводные лодки решили начать атаку на рассвете. В 06.17 «Дартер» погрузился впереди по курсу своей колонны. То же самое сделал «Дейс». Видимость к востоку была лучше, и Макклинток увидел линейные корабли и крейсера колонны «Дейса» раньше, чем корабли своей колонны. «Дартер» находился почти прямо на курсе западной колонны, и Макклинток изменил курс лодки, чтобы получить нужный угол атаки. Затем «Дартер» лег на курс, параллельный курсу цели, готовясь к стрельбе кормовыми и носовыми торпедными аппаратами. Тем временем корабли соединения выполнили противолодочный зигзаг, что значительно улучшило позицию лодки. Макклинток выпустил шесть торпед из носовых аппаратов по головному крейсеру, затем, развернув лодку влево, выстрелил из кормовых торпедных аппаратов по второму кораблю в колонне. Во время маневра лодки для атаки второго корабля торпеды, выпущенные ею по головному крейсеру, достигли цели. Макклинток выпустил последнюю торпеду. Потом, уходя на глубину, осмотрел в перископ место атаки первой цели. Он увидел объятый пламенем тонущий крейсер. Вторая цель также была поражена. Над лодкой появились четыре эсминца, который стали беспорядочно сбрасывать глубинные бомбы. [369]

"Дейс" же продолжал маневрировать для выхода на позицию залпа. Через перископ Клагетт видел огромные клубы дыма над западной колонной противника. Выходя в атаку, он опознал в головном корабле колонны тяжелый крейсер типа «Атаго», в кильватер которому следовали, как он полагал, два линейных корабля. Перед Клагеттом встал вопрос: атаковать головной корабль или пропустить его и нанести удар по более крупной цели? Дело в том, что кормовые торпедные аппараты лодки еще не были перезаряжены после предыдущей стрельбы, что в случае изменения противником курса могло лишить лодку возможности атаковать. Клагетт решил попытать счастья и атаковать большую цель.

В 06.54, через 20 минут после атаки «Дартера», «Дейс» атаковал намеченную цель в восточной колонне, дав по ней залп из шести торпед. Через две минуты на лодке услышали оглушительный взрыв четырех торпед. Затем над лодкой появились четыре эсминца, которые начали методично бомбить район нахождения лодки, маневрировавшей на большой глубине. Только через несколько часов «Дейс» и «Дартер» смогли всплыть на перископную глубину и осмотреться.

Всю эту ночь Курита шел постоянным курсом по проходу Палаван. На рассвете соединение увеличило скорость до 18 узлов и стало выполнять противолодочный зигзаг. Внезапно «Атаго» (флагманский корабль ;Куриты) получил попадание четырех торпед. Вслед за этим две торпеды попали в «Такао», второй корабль в западной колонне. «Атаго» затонул через 19 минут. Пока он тонул, «Мая», шедший третьим в восточной колонне, также получил попадание четырех торпед и через четыре минуты пошел ко дну. Два эсминца получили приказ охранять поврежденный тяжелый крейсер «Такао». Остальные корабли соединения продолжали движение.

Гибель «Дартера»

После атаки крейсеров соединения Куриты «Дартер» всплыл на перископную глубину примерно в 09.20 и увидел, что "Такао" стоит без движения в охранении двух эсминцев и четырех самолетов. Дистанция до него составляла примерно [370] 6 миль. На «Дартере» имелись только торпеды «Мк-23»{70}, которые не имели переключения на большую дальность стрельбы при меньшей скорости, и поэтому он вынужден был стрелять с расстояния, не превышающего двух миль. Оставшихся торпед не хватало для атаки и эсминцев, и крейсера. Макклинток сделал попытку сблизиться на дистанцию стрельбы. Но каждый раз, как только лодка подходила на расстояние 3,5—4 мили, эсминцы обнаруживали ее и, атакуя, загоняли на глубину.

Наконец атаки со стороны японских эсминцев прекратились, и «Дейс», всплыв на перископную глубину, не обнаружил ни одного японского корабля. Только в 16.00 Клагетт обнаружил поврежденный «Такао» и решил атаковать крейсер ночью из подводного положения.

После наступления темноты обе подводные лодки всплыли. Макклинток сообщил Клагетту, что «Дартер» начнет атаку из надводного положения с юго-запада. Если при этом «Дартер» отвлечет на себя эсминцы, «Дейс» должен будет завершить атаку с северо-запада. Макклинток знал о навигационных опасностях, таящихся в этих водах. Но «Дартер» в течение 24 часов не имел обсервованного места, а счисление было неточным из-за непостоянства поверхностного и глубинного течений в районе Палавана. Примерно в 11.00 тяжелый крейсер «Такао» снова был на ходу и делал от 6 до 10 узлов.

Чтобы обогнать крейсер и атаковать его с носовых курсовых углов, «Дартер» пошел 17-узловым ходом мимо рифа Бомбей на расстоянии семи миль от него. В 01.05 лодка на полном ходу наскочила на риф, и сразу стало ясно, что положение ее безнадежно{71}. Получив с «Дартера» сообщение о посадке на мель, Клагетт отказался от атаки «Такао» [371] и пошел на помощь «Дартеру». К. 06.00 все секретные документы на «Дартере» бьши уничтожены. Экипаж пересадили на «Дейс», а заложенную для уничтожения лодки взрывчатку взорвали. Однако взрыв не уничтожил лодки, и тогда «Дейс» дал по ней торпедный залп. «Дартер» сидел высоко на рифах, и торпеды, не достигнув его и ударившись о риф, взорвались. Тогда «Дейс выпустил по лодке 30 102-мм снарядов, что тоже не дало желаемого результата. Неожиданно появившийся японский самолет заставил «Дейс» погрузиться{}n>. Сброшенные самолетом две глубинные бомбы на сидевший на рифах «Дартер» не попали в него. «Дейс» доложил по радио обстановку и попросил уничтожить «Дартер». В ту же ночь «Дейс» с экипажем «Дартера» на борту отправился во Фримантл.

«Энглер» и «Гитарро»

Опасения Куриты относительно новых возможных атак со стороны американских подводных лодок бьши вполне оправданными. Утром 23 октября «Брим» (командир Чаппл) обнаружил тяжелый крейсер «Аоба» в районе Манилы, который ждал быстроходную группу транспортов, следовавшую в бухту Ормок (остров Лейте). «Брим» атаковал «Аобу» и добился попадания двух торпед. Крейсер потерял ход, но не затонул, и был отбуксирован в Манилу. «Энглер» (командир Хесс) в это время патрулировал у северной части Палаванского прохода. Он перехватил донесение «Дартера» об обнаружении противника и занял позицию на выходе из прохода Палаван. Немного севернее, на подходах к проливу Миндоро, находился «Гитарро» (командир Хакинс).

После гибели флагманского корабля Курита перешел на эсминец «Кисинами», где оставался до 16.00, после чего поднял свой флаг на линейном корабле «Ямато». Около 20.00 23 октября «Энглер» радиолокатором на дистанции около 15 миль обнаружил линейный корабль «Ямато». Японское соединение шло на большой скорости, и Хессу не удалось его атаковать.

Следуя за японским соединением на максимальной [372] скорости — 18,7 узла, «Энглер»доложил Кристи обстановку и попытался подключить к атаке подводные лодки «Брим» и «Гитарро». Около 22.00 «Энглер» обнаружил конвой, мо отказался от соблазна атаковать его, считая более важным преследование соединения боевых кораблей. Чтобы обойти конвой, «Энглеру» пришлось уклониться, в результате чего расстояние между лодкой и соединением Куриты увеличилось еще на 10 миль.

В 02.00 стало очевидным, что Курита следует через пролив Миндоро в море Сибуян. Когда Хесс попытался передать донесение, в эфир вышла японская радиостанция: Она стала создавать помехи и передавать ложные вызовы и приёмы. Вскоре после этого радист «Энглера» услышал, как «Гитарро» передал донесение о соединении Куриты, которое было примерно того же содержания, что и переданное «Энглером», и меньше чем через час услышал, как австралийская береговая станция отрепетовала его в адрес Кинкейда и Хэлси. Оставшись далеко за кормой японского соединения, «Энглер» и «Гитарро» повернули и пошли в свои районы.

23 октября американские подводные лодки вывели из строя четыре тяжелых крейсера из состава сил, которые должны были участвовать в сражении у Лейте. Потеря Куритой флагманского корабля «Атаго» в самый канун битвы нарушила организацию командования и связь между кораблями центральных сил. При гибели «Такао» половину связистов штаба взял на борт эсминец, и они, таким образом, оказались вне боя. Важную роль сыграли также донесения «Дартера», «Дейса», «Энглера» и «Гитарро» о следовании соединения Куриты к морю Сибуян. Эта информация свидетельствовала 6 том, что японцы вводят в бой крупные силы. Кинкейд и Хэлси имели время подготовиться к встрече с ними.

Бой в заливе Лейте

В 08.12 24 октября самолеты авианосцев 3-го флота обнаружили огибавшее южную оконечность Миндоро центральное соединение Куриты. Часом позже авианосная авиация донесла, что в море Сулу находится южный отряд кораблей Насимуры. Примерно в полдень самолеты [373] армейской авиации обнаружили соединение Симы, шедшее следом за южным отрядом к проливу Суригао. Авианосная авиация нанесла удар по кораблям соединения Куриты и отряда Насимуры. Основной удар был направлен против центрального соединения, представлявшего наибольшую потенциальную опасность. В ходе этих действий авиации против центрального соединения в море Сибуян затонули линейный корабль «Мусаси» и эсминец; тяжелый крейсер, получив серьезные повреждения, повернул обратно; два линейных корабля и легкий-крейсер получили повреждения. Из состава южного отряда повреждения получили линейный корабль и эсминец. Японские самолеты с острова Лусон атаковали корабли 3-го флота, добившись попадания бомбы в авианосец «Принстон». В тот же день после снятия экипажа с горевшего авианосца он был потоплен своими силами.

В ту же ночь южный отряд Насимуры вошел в пролив Суригао. К этому времени в заливе Лейте, у входа в пролив Суригао, для встречи отряда Насимуры американское командование развернуло группу кораблей артиллерийской поддержки десанта под командованием Олдендорфа. В последовавшем встречном бою отряд кораблей Насимуры был уничтожен. Соединение крейсеров и эсминцев Симы, следовавшее за отрядом Насимуры в пролив Суригао, поспешно отвернуло, чтобы не разделить судьбу южного отряда.

В то же утро к северу от острова Лусон появилось не обнаруженное до сих пор соединение Одзавы. На северное соединение, имевшее в своем составе четыре авианосца, возлагалась задача отвлечь на себя 3-ий флот Хэлси. Незадолго до полудня 24 октября самолеты Одзавы совершили безуспешный налет на американские авианосцы и затем произвели посадку на остров Лусон. Только к вечеру того же дня разведывательные самолеты Хэлси обнаружили авианосцы Одзавы. Считая, что центральное соединение Куриты уничтожено, Хэлси все свое внимание сосредоточил на соединении Одзавы, на что и рассчитывали японцы. В 20.00 3-ий флот повернул на север, чтобы нанести удар по соединению Одзавы, оставив выход из, пролива Сан-Бернардино в океан открытым. Не было здесь и американских подводных лодок. Перед боем в Филиппинском море здесь нес боевое патрулирование «Флайинг Фиш», но теперь пролив Сан-Бернардино был зоной действий авиации. [374]

Бой у мыса Энганьо

В 08.00 26 октября самолеты соединения Митчера нанесли удар по авианосцам соединения Одзавы. Все четыре авианосца были либо потоплены, либо повреждены. В ходе боя Хэлси получил сообщение от Кинкейда, что Курита с мощным центральным соединением находится в районе острова Самар, следуя к заливу Лейте. Ведя бой с соединением Одзавы, Хэлси только в 11.15 приказал одной авианосной группе и линейным кораблям следовать на помощь Кинкейду в залив Лейте. Авианосные группы Митчера продолжали наносить удары по кораблям японского оперативного соединения Одзавы. Крейсера и эсминцы получили приказ следовать на север и уничтожить поврежденные японские корабли. Однако линейные корабли «Исе» и «Хюга», три легких крейсера и пять эсминцев сумели оторваться и уйти на север.

Бой у острова Самар

Вскоре после 17.00 24 октября центральное соединение Куриты шло морем Сибуян курсом на пролив Сан-Бернардино. Курита ждал, что американские подводные лодки атакуют соединение в проливе и на выходе из него в Тихий океан, но этого не случилось по той простой причине, что лодок там не было. В этом районе действовали авианосная и базовая авиация, а также американские надводные корабли. Чтобы исключить возможные недоразумения между этими силами и своими подводными лодками, последние в указанных водах не появлялись. В проливе Сан-Бернарди-но Курита не встретил американских сил. В 06.07 25 октября было получено первое сообщение, в котором говорилось, что соединение Куриты вышло из Сан-Бернардино в Тихий океан. Самолет противолодочного дозора с эскортного авианосца обнаружил японское соединение, состоявшее из четырех линейных кораблей, восьми крейсеров и большого числа эсминцев, когда оно находилось почти на дистанции ведения артиллерийского огня одной из групп эскортных авианосцев 7-го флота. Шестнадцать эскортных авианосцев 7-го флота были организованы в три группы. На них возлагались задачи разведки, авиационного прикрытия и авиационной [375] поддержки в интересах десантных сил в заливе Лейте. Соединение Куриты вышло прямо на северную группу эскортных авианосцев.

Эскортные авианосцы, находившиеся в охранении эсминцев и сторожевых кораблей, могли противопоставить мощным быстроходным артиллерийским кораблям Куриты только свою авиацию. Северная авианосная группа оказалась на дистанции артиллерийского огня тяжелых кораблей Куриты. Форсируя ход, она пыталась выйти из-под огня, чтобы избежать уничтожения. Одновременно авианосная авиация всех трех групп начала наносить удары по японским кораблям. В атаку вышли также эсминцы и сторожевые корабли, чтобы хоть как-то облегчить положение авианосцев группы. Несмотря на превосходство японских сил в этом бою, они понесли больший урон, чем американская сторона. В бою артиллерийским огнем японских кораблей были потоплены, эскортный авианосец, два эсминца и три сторожевых корабля. Японские силы потеряли при этом три тяжелых крейсера. Вскоре после 09.00 Курита прекратил бой, и в полдень его соединение шло курсом на пролив Сан-Бернардино. В ту же ночь соединение форсировало пролив. Добычей подошедших к входу в пролив линейных кораблей Хэлси стал только отставший от соединения Куриты эсминец.

В ходе боя авианосцев северной группы против центрального соединения Куриты авиация корпуса «камикадзе» с Давао наносила удары по южной группе эскортных авианосцев. Это была первая атака летчиков-самоубийц после начала военных действий на Тихом океане. До наступления ночи пилотируемые самолеты-снаряды потопили один и повредили семь эскортных авианосцев. В ходе боя, происходившего на весьма обширном пространстве, эскортные авианосцы вошли в контакт с японскими подводными лодками.

Японские подводные лодки у Лейте

17 октября Тойода ввел в действие план «Сё-1» — план обороны Филиппин. В это время несколько японских [376] подводных, лодок вели поиск кораблей Хэлси в районе южнее Окинавы. Остальные подводные лодки получили приказ срочно выйти в море через пролив Бунго. Вышедшая в соответствии с приказом «I-44» по причине неисправности механизмов вынуждена была вернуться. Другие лодки, организованные в две группы — «Ко» и «Отсу», должны были развернуться в две разведывательные завесы ,примерно в 500 милях к востоку от Филиппин. Указанную схему развертывания лодок изменили еще до того, как лодки заняли позиции. Новая схема расположения лодок напоминала шахматную доску с квадратами позиций 60 на 60 миль. Эти позиции лодок намечались к востоку от Филиппин, и на них японское командование предполагало развернуть три лодки типа «RO» и восемь лодок типа «I». Вполне возможно, что еще до занятия; лодками назначенных им районов патрулирования японское командование изменило и эту схему. Как бы там ни было, но ясно одно: такое развертывание японских лодок оказалось неудачным, и, видимо, ни одна из них не смогла обнаружить подход к Лейте американских сил.

Получив оповещение о готовящейся операции американского флота в районе восточнее Филиппин, Мива сразу же приказал лодкам перейти в район предполагаемых действий американских сил. В ночь на 23 октября он направил 11 лодок в район между островами Самар и Динагат. Лодкам было приказано во что бы то ни стало атаковать противника. Новый район сосредоточения лодок позволял им проявить большую активность.

После боя у острова Самар остатки японского флота, преследуемые американской авианосной авиацией, отходили из районов боя. Часть отставших поврежденных японских кораблей была добита и пошла ко дну. 27 октября Тойода приказал Миве выслать часть подводных лодок в залив Ламон (остров Лусон) с задачей атаковать американские авианосцы, авиация которых наносила удары по японским воздушным базам в северной части Лусона. Остальным подводным лодкам было приказано занять позицию в районе Лейте с задачей уничтожения сил, перебрасываемых для усиления группировки противника в этом районе. Подводные лодки «RO-112» и «RO-109» вышли из пролива Бунго в последних числах октября. В их задачу [377] входило присоединиться к трем лодкам того же типа, развернутым на позициях в районе залива Ламон.

5 ноября подводной лодке «I-38» было поручено произвести разведку в районе островов Нгулу, расположенных к юго-западу от островов Улити, и доложить результаты не позднее 13 ноября. Следуя на выполнение задания, она донесла об обнаружении оперативного соединения противника, и после этого связь с ней прекратилась. 8 ноября Мива приказал большей части подводных лодок вернуться в Японию. На патрулировании остались «RO-109» и «RO-112» в районе севернее острова Самар и четыре лодки типа «I», как полагал Мива, — в районе Лейте. Но, как говорилось выше, две из них были потоплены, одна ушла для ведения разведки в районе Нгулу, а у Лейте находилась лишь «I-53».

Таким образом, развернутые к востоку от Филиппин пять японских подводных лодок типа «RO» в период проведения десантной операции на острове Лейте контакта с противником не имели и возвратились в Японию ни с чем. Некоторого успеха добились восемь лодок типа «I». Они потопили сторожевой корабль и повредили эскортный авианосец и легкий крейсер. При этом были потеряны шесть японских лодок из восьми. Мива мог успокаивать себя только преувеличенными донесениями об успехах своих лодок и тем, что потери в лодках этих дней ниже потерь, понесенных Японией при ведении американцами операции против Марианских островов. Однако весьма высокий процент потерь заставил японское командование задуматься о целесообразности использования в подводной войне обычной тактики. Этому в значительной мере способствовал успех и популярность авиации корпуса «камикадзе». К тому же в течение некоторого времени в Японии уже велись работы по созданию управляемого смертниками оружия.

Подводные лодки «I-12» и «U-168»

В октябре имели место два события, которые насторожили американские силы ПЛО, В конце сентября командование Объединенного флота приказало Миве выслать [378] «I-12» для действий против судоходства у западного побережья США и в районе Гавайских островов. 4 октября «I-12» вышла из базы и, пройдя Сангарский пролив, направилась к западному побережью США. На переходе лодка строго соблюдала радиомолчание. О ее появлении стало известно 29 октября, когда она потопила американское судно в районе между Гавайскими островами и Сан-Франциско. Это сообщение привело в смятение американские силы ПЛО. Восточная часть Тихого океана была так долго свободна от подводных лодок противника, что появление здесь японской лодки казалось просто невероятным. И надо было так случиться, чтобы лодка появилась именно в тот момент, когда все корабли охранения были заняты обеспечением коммуникаций, по которым шло снабжение американских сил в западной части Тихого океана{73}.

До октября 1944 года районы действий немецких и японских подводных лодок в Индийском океане были географически разграничены. Немецкие лодки использовали японскую базу в Пенанге, но вели боевое патрулирование в своем районе и только иногда появлялись севернее Малайского барьера. Но 6 октября голландская подводная лодка «Звардвис» потопила немецкую «U-168» в Яванском море, взяв в плен командира и штурмана. Означало ли нахождение в этом районе немецкой подводной лодки, что Германия намерена принять участие в военных действиях на Тихом океане, — сказать трудно. Та же голландская лодка 17 октября потопила японский минный заградитель «Ицутсима».

Потери американских подводных лодок

В начале октября «волчья стая» в составе «Эсколара» (командир Милликан), «Кроукера» и «Перча» прибыла в Желтое море. Из-за отсутствия противника Милликан, командовавший стаей, 17 октября передал «Перчу», что [379] «Эсколар» уходит в район Нагасаки. Больше об «Эсколаре» не слышали. В районе, куда ушел он, имелись минные заграждения, о чем Милликан знал, и переданный им на «Пёрч» маршрут «Эсколара» не проходил ни через одно из известных минных заграждений. Истинные причины гибели «Эсколара» неизвестны. Скорее всего, он подорвался на мине.

Также в начале октября в район Формоза, Филиппины вышла «волчья стая» в составе «Шарка-II» (командир Блэкли), «Сидрэгона» и «Блэкфиша». Вплоть до 24 октября «Шарк» не имел контакта с противником. 24 октября Блэкли сообщил на «Сидрэгон», что он обнаружил радиолокатором одиночное грузовое судно и намерен атаковать его. Это было последнее, что передал «Шарк». По японским данным, 24 октября в районе нахождения «Шарка» японские корабли атаковали лодку глубинными бомбами. После атаки на поверхность всплыли пузыри, нефть, одежда и пробка. В этом районе в тот день атаке подверглись несколько других американских подводных лодок, но все, кроме «Шарка», остались невредимыми. Вполне вероятно, что именно при этой атаке погиб «Шарк». В тот же день в этом районе было потоплено восемь японских судов.

Спустя три недели командир военно-морской группы, базировавшейся в Китае, донес, что 24 октября американская подводная лодка потопила японское судно, на борту которого находилось 1800 американских военнопленных. Их везли из Манилы в Японию. Пятеро пленных спаслись и добрались до Китая. Возможно, это было то самое судно, которое потопил «Шарк». Не исключено также, что «Шарк» погиб, когда пытался спасти оказавшихся в воде пленных. Но все это, конечно, предположения.

Зато обстоятельства гибели подводной лодки «Тэнг» известны. Выйдя в свой пятый поход, командир «Тэнга» О'Кэйн провел лодку между южной границей минных заграждений, расположенных вдоль островов Нансэй и северной оконечностью Формозы, в пролив. Эта позиция позволяла лодке атаковать идущие на юг к Филиппинам суда противника еще до выхода их в район между Формозой и Филиппинами и до их встречи с развернутыми далее к югу лодками Кристи. Как и ожидалось, в этом опасном районе О'Кэйн обнаружил много судов противника. 11 октября «Тэнг» встретил конвой к северу от [380] Формозы и дважды атаковал его, потопив два небольших судна (правда, в Японии считали, что одно из этих судов погибло, подорвавшись на мине).

23 октября «Тэнг» обнаружил конвой из пяти судов в самом Формозском проливе. Ночью О'Кэйн всплыл в надводное положение в середине конвоя и выполнил серию атак, выпустив все торпеды из торпедных аппаратов. Японские данные об этой атаке весьма неопределенны. Спустя 24 часа «Тэнг» обнаружил идущий на юг конвой из танкеров и транспортов. О'Кэйн, маневрируя, вновь вывел лодку в середину конвоя и потопил два крупных танкера. Корабли охранения атаковали «Тэнг», который был виден на фоне пылающих танкеров. О'Кэйн ответил торпедами и потопил корабль охранения. У «Тэнга» осталось всего две торпеды, и О'Кэйн, маневрируя на полном ходу, чтобы избежать тарана, вывел лодку на позицию атаки и выстрелил торпеды по подбитому транспорту.

Первая торпеда попала в цель. Выпустив вторую и последнюю торпеду, «Тэнг» мог возвращаться в базу. Однако с мостика О'Кэйн увидел, как последняя торпеда «Тэнга», изменив направление, пошла на подводную лодку. О'Кэйн дал полный ход и положил руль на борт, но уклониться от торпеды не смог. Последняя торпеда «Тэнга» ударила в корму лодки. Последовал взрыв, и лодка пошла ко дну кормой вниз.

Находившиеся на мостике девять человек, включая О'Кэйна, взрывом выбросило в море. «Тэнг» затонул на глубине 55 метров. Оставшиеся в живых собрались в носовом торпедном отсеке. Уничтожив секретные документы, они стали ждать, когда уйдут японские корабли охранения. Использовав кислородные спасательные аппараты Момсена, через спасательную шахту торпедного отсека на поверхность выбрались тринадцать человек. Но только пять из них остались живы{74}.

Октябрь был решающим месяцем в военных действиях на Тихом океане. Потери американских подводных лодок в этом месяце были выше, чем в любой другой месяц войны. Но это увеличение потерь не являлось [381] следствием какого-то внезапного повышения эффективности действий японской ПЛО. США в октябре потеряли пять подводных лодок, из которых одну потопил свой сторожевой корабль, одна лодка погибла от своей торпеды, одна лодка была уничтожена своим экипажем после того, как она села на риф, и только две лодки были потоплены противником. Правда, чуть было не стал жертвой «Сэмон», но все кончилось благополучно.

30 октября «волчья стая» в составе подводных лодок «Стерлет», «Триггер» и «Сэмон» несла боевое патрулирование южнее острова Кюсю. «Триггер» (командир Харлфингер) атаковал танкер «Корей-мару» (10000 тонн), но он остался на плаву. Примерно в 20.00 30 октября «Сэмон» (командир Науман) атаковал охранявшийся четырьмя кораблями подбитый танкер и, выпустив две торпеды, потопил его. Корабли охранения в свой очередь атаковали «Сэмон», сбросив на него довольно точно серию глубинных бомб. Лодка получила серьезные повреждения и, потеряв управление, провалилась на глубину более 150 метров. Однако командир поста погружения и всплытия сумел остановить дальнейшее погружение лодки, и она, имея дифферент на корму 20°, медленно поднялась до 46 метров глубины. Но течь на «Сэмоне» была настолько значительна, что удержать в таком положении лодку нельзя было. Науман рискнул всплыть в надводное положение.

«Сэмон» вышел на поверхность, имея крен 15° и значительную течь в корме. Японский корабль охранения находился на расстоянии около 4 миль от него, но по какой-то причине не атаковал лодку. Это позволило «Сэмону» выровнять крен, устранить течь и изготовить лодку к бою в надводном положении. Маневрируя и обстреливая лодку, корабль охранения держал ее в заливе в ожидании, очевидно, подхода других кораблей ПЛО. Это, по всей вероятности, был 750-тонный сторожевой корабль №22, подбитый лодкой в ту ночь. Вскоре на горизонте показались другие сторожевые корабли, и Науман атаковал сторожевой Корабль №22. «Сэмон», идя полным ходом на контркурсе сторожевого корабля, открыл по нему ураганный артиллерийско-пулеметный огонь и заставил японский корабль выйти из боя. В последующий момент лодка вошла в полосу дождевого шквала, оставив преследователей по корме. Решительные действия командира [382] спасли лодку. Этот эпизод вновь подтвердил военный афоризм: «Когда сомневаешься, атакуй».

В ту же ночь к следовавшему на юг в надводном положении «Сэмону» для оказания возможной помощи присоединились подводные лодки «Триггер», «Силверсайдз» и «Стерлет». Под прикрытием высланной с Сайпана авиации «Сэмон» благополучно пришел на остров. Осматривавшая лодку специальная комиссия пришла к выводу, что ремонтировать ее нецелесообразно. На этом боевая деятельность «Сэмона» закончилась.

Дальше