Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава X.

Июль — август 1942

Эскадренные подводные лодки в районе Алеутских островов

С прибытием американских эскадренных подводных лодок на Алеутские острова дела пошли иначе. «Тритон» (командир Киркпатрик) пришел 3 июля. Был густой туман, но лодка, пользуясь радиолокационной станцией воздушного обнаружения, сумела пройти в назначенный ей район патрулирования у острова Агатту. Карты данного района были неточными, что в условиях тумана делало переход лодки довольно сложным делом: ежеминутно можно было ждать встречи с противником. Все это, естественно, создавало напряженную атмосферу на мостике лодки. Рано утром 4 июля туман слегка рассеялся, и Киркпатрик заметил японский эсминец, находившийся в дозоре у бухты Мак-Доналда. Весь день в условиях постоянно менявшейся видимости из-за шедшего полосами тумана лодка следовала за эсминцем. Примерно в полдень на короткое время туман рассеялся, и Киркпатрик неожиданно обнаружил эсминец на очень близком расстоянии от лодки. Лодка выпустила две торпеды, одна из которых взорвалась в средней части корабля.

Эсминец резко повалился на левый борт и через две минуты, перевернувшись, пошел под воду. Это был «Ненохи». Командиры японских эсминцев, характеризуя эпизод потопления эсминца, заявили, что это «кошку съела мышка». И тем не менее фактические данные говорят о том, что американские подводные лодки потопили больше японских эсминцев, чем последние американских лодок{25}. Правда, к счастью для американских подводных лодок, [150] командиры японских эсминцев в течение всей войны не знали этого. Они записали на свой счет столько якобы потопленных ими американских лодок, что число их превысило общие потери ВМС США в лодках от всех причин.

5 июня в районе острова Кыска патрулировала в тумане подводная лодка «Граулер» (командир Гилмор). На ней также имелась радиолокационная станция воздушного обнаружения, которая была достаточно хороша для навигационных целей, так как позволяла определять место лодки по вершинам гор, но она не могла обнаруживать надводные корабли. Около 04.00 5 июля, когда лодка, используя радиолокационную станцию воздушного обнаружения и эхолот, шла к входу в гавань острова Кыска, Гилмор обнаружил три корабля, которые, как он полагал, выходили из гавани. Правда, туман сильно затруднял наблюдение, и потому уверенности в достоверности полученных данных не было. Лодка в течение почти двух часов шла на сближение с замеченными объектами и обнаружила три стоявших на якоре японских эсминца. Гилмор выстрелил торпеды по всем трем кораблям и видел, что третий эсминец в свою очередь выпустил торпеды по лодке. «Граулер» погрузился, чтобы уклониться от японских торпед, и в последний момент перед тем как перископ ушел в воду успел заметить, что в эсминец попала торпеда. На «Граулере» слышали шум винтов японских торпед, проходивших над ним слева и справа по борту.

Оказалось, что первоначальный контакт с дивизионом эсминцев «Граулер» установил в то время, когда эсминцы сопровождали транспортное судно, шедшее на остров Кыска с подкреплением для его гарнизона. После того как транспорт вошел в гавань, эсминцы из-за тумана стали на якорь у входа в гавань, где лодка и захватила их врасплох. Эсминец «Араре» затонул. У эсминца «Касуми» был оторван нос, но примерно через месяц его отбуксировали в Японию для ремонта. По эсминцу «Ширануи» «Граулер» выпустил две торпеды. Первая прошла мимо, а вторая ударила в борт посередине корабля. Корпус эсминца позади кормовой дымовой трубы оказался поврежденным, но позже пробоину заделали и эсминец отбуксировали в Японию для ремонта{26}. [151]

Гибель «Груниона»

Новой подводной лодке «Грунион» (командир Абел), вышедшей в свое первое патрулирование, не повезло. Через несколько дней после прибытия в воды Алеутских островов лодка патрулировала в районе острова Кыска. 15 июля лодку атаковал дозорный эсминец. Абел выстрелил по эсминцу три торпеды, но всё они прошли мимо. В тот же день лодка атаковала три охотника за подводными лодками, которые приняла за эсминцы, потопив два из них — №25 и №27. 28 июля «Грунион» атаковал двумя торпедами неопознанный корабль, но промахнулся. 30 июля лодка вновь заняла позицию вблизи острова Кыска и донесла об интенсивной противолодочной деятельности противника. Это донесение лодки оказалось последним. Причина гибели «Груниона» осталась неустановленной. В японских документах нет указаний на то, что лодка погибла в результате боя с кораблями противника.

Гуадалканал

В планах ведения войны японское командование, как и американское, учитывало стратегическое значение Соломоновых островов. Поэтому союзные силы не могли позволить Японии утвердиться на Соломоновых островах. Заняв их, Япония создала бы угрозу коммуникациям между США и Австралией, а попытка выбить их с островов могла бы стоить очень дорого. 2 июля комитет начальников штабов издал директиву об оккупации островов Сайта-Крус, острова Флорида (Соломоновы острова) и прилегающих к ним районов. Указывалось, что задача должна быть выполнена к 1 августа.

Большая часть июля прошла в сколачивании необходимых сил и подготовке к первой наступательной операции союзников на Тихоокеанском театре военных действий. 21 июля противник высадил несколько тысяч войск на северном побережье острова Новая Гвинея, чтобы начать марш через хребет Оуэн-Стэнли для атаки Порт-Морсби с суши. Вопрос состоял теперь в том, кто будет первым на Соломоновых островах или острове Новая Британия, и потому союзникам нельзя было задерживаться [152] с подготовкой. В начале июля Нимиц получил донесение, что японские, силы движутся из Тулаги (остров Флорида), форсировали пролив и высадились на острове Гуадалканал. По плану союзников морская пехота должна была в свою очередь захватить на острове неоконченный постройкой аэродром. Последовавшие бои определили район предстоявшей проверки сил сторон на Тихом океане.

Действия подводных лодок

В период подготовки союзников к операции по захвату Гуадалканала подводные лодки США сделали все от них зависящее. Лодки типа «S», базировавшиеся на Брисбен, помогли установить и поддерживать систему береговых наблюдателей, которая оказалась столь необходимой в операции против Гуадалканала. Эти же лодки патрулировали в районах Рабаула и Кавиенга. Кроме того, на патрулирование в район островов Трук из Пирл-Харбора было выслано пять эскадренных подводных лодок. Подобное использование подводных лодок дало свои результаты. Районы их действий были избраны с таким расчетом, чтобы лодки могли, не опасаясь встречи со своими силами, свободно патрулировать и в то же время находиться вблизи японских коммуникаций.

Подводная лодка «Гаджон», шедшая из Пирл-Харбора во Фримантл, получила приказание занять позицию к западу от островов Трук. В этом районе она потопила одно судно и повредила два больших танкера. Подводная лодка «Тэмбор», также направлявшаяся во Фримантл, потопила два судна в районе Каролинских островов. Подводная лодка «Гринлинг» (командир Братон) установила, что в районе к северу от островов Трук, который до этого обследовала подводная лодка «Трешер», имеет место интенсивное судоходство.

Около 22.00 4 августа «Гринлинг» в надводном Положении атаковал большое, шедшее без охранения судно. Однако выстреленные четыре торпеды, очевидно, прошли мимо. Цель продолжала движение в прежнем направлении. Спустя примерно четыре—пять часов лодка установила контакт, как она полагала, с другим судном. [153]

На этот раз атака была успешной. Братон наблюдал попадание торпед в цель. После того как судно затонуло, Братон подобрал военнопленного, который показал, что судно называлось «Бразил-мару» (12000 тонн) и имело на борту 400 солдат и 200 других пассажиров. Это было то же судно, которой лодка атаковала раньше. Братон выяснил, что при первой атаке попадания имелись, но торпеды не взорвались.

Бой у острова Саво

Высадка американского десанта на Гуадалканал прошла успешно. Вскоре морская пехота США захватила аэродром и прочно закрепилась на острове. Японская береговая авиация, которая действовала из Рабаула, пытаясь выбить морскую пехоту противника с Гуадалканала, в тот же день нанесла удар по десантным силам. На следующий день удар был повторен. Японской авиации удалось повредить два эсминца и два транспорта. Один из транспортов горел всю ночь, служа ориентиром для японских крейсеров, которые готовили удар по десантным силам.

Находившийся в Рабауле адмирал Микава, получив донесение о высадке десанта противника, посадил все имевшиеся в его распоряжении войска на шесть транспортов и направил их на Гуадалканал. Одновременно адмирал Микава вывел из Рабаула в море соединение кораблей в составе пяти тяжелых и двух легких крейсеров и одного эсминца. Около 20.00 7 августа японское соединение прошло через пролив между островами Новая Ирландия и Новая Британия в Соломоново море. В это время здесь патрулировала подводная лодка «S-38» (командир Мансон). Мансон не смог атаковать японские крейсера, но донес о соединении крупных кораблей противника, проследовавшем в юго-восточном направлении на большой скорости. Вслед за крейсерами прошли и транспорты с войсками для подкрепления гарнизона Гуадалканала. Эти транспорты проходили район патрулирования «S-38» на следующий день на небольшой скорости, и лодка атаковала 5600-тонный транспорт «Мэйё-мару». Судно затонуло. На судне находился основной состав сил [154] подкрепления, поэтому остальные пять транспортов были возвращены в Рабаул. Это позволило высадившейся на Гуадалканал американской морской пехоте закрепиться на занятых позициях.

Тем временем соединение крейсеров адмирала Микавы продолжало идти к Гуадалканалу. В 10.00 8 августа австралийский самолет обнаружил японские крейсера, но из-за неполадок в Связи донесение самолета поступило с запозданием и не сыграло своей роли. Адмирал Флетчер еще до этого увел свое авианосное соединение. Около 01.30 9 августа японское соединение крейсеров появилось у острова Саво, расположенного у северо-западной оконечности Гуадалканала. Находившиеся в этом районе крейсера и эсминцы союзников не имели должного боевого порядка и не были готовы к бою. В результате последовавшего боя японцы потопили четыре тяжелых крейсера и сильно повредили тяжелый крейсер и два эсминца, причем к концу дня один из этих эсминцев был потоплен японской авиацией. В бою у острова Саво два японских крейсера и три эсминца получили незначительные повреждения. На следующий день остатки разбитого соединения надводных кораблей союзников ушли, оставив без поддержки морскую пехоту на островах Гуадалканал и Флорида.

«S-44» и «Како»

Единственным светлым пятном на фоне поражения у острова Саво были действия американских подводных лодок. Устаревшая подводная лодка «S-44» (командир Муур) патрулировала в районе Кавиенга (остров Новая Ирландия). 10 августа четыре японских тяжелых крейсера 6-й дивизии крейсеров, возвращавшиеся после боя у острова Саво, оказались в районе патрулирования «S-44». В 07.50 10 августа Муур обнаружил крейсера, которые шли в двух кильватерных колоннах. Когда дистанция до одного из крейсеров сократилась до 45 кабельтовых, лодка оказалась на курсовом угле противника, равном 5°. Это был слишком острый угол, поэтому Муур решил несколько изменить курс, чтобы иметь свободу маневра для выхода на выгодную позицию для атаки и одновременно изготовить торпеды. Затем лодка легла на курс сближения. Муур пропустил первый крейсер и через пять минут [155] выпустил четыре торпеды с дистанции 640 метров. Дистанция стрельбы была очень мала, и крейсер не имел времени на уклонение. Первый взрыв раздался через 35 секунд после пуска торпеды. Затем последовали один за другим еще три взрыва. Японский крейсер «Како» затонул в течение пяти минут.

Воздушные и надводные силы в операции против Соломоновых островов

После победы японцев в бою у острова Саво 9 августа наступил длительный период напряженных боев на суше, на море, в воздухе и под водой, в ходе которых решался вопрос о том, кто будет обладать Гуадалканалом. Этот остров, по существу, никому не был нужен, но обладание им могло определить последующий ход действий на Тихом океане. На острове морская пехота (позднее она была усилена американской армейской дивизией) вела тяжелые бои в джунглях, чтобы удержать аэродром Гендерсон, необходимый для обеспечения господства в воздухе над южной частью Соломоновых островов. Потеря аэродрома позволила бы японцам двинуться крупными силами через острова и сбросить морскую пехоту с Гуадалканала. Удержание же его дало бы США возможность использовать силы авиации армии, флота и морской пехоты для действии против авиации или кораблей противника. Когда аэродром не был закрыт, японские корабли не могли появляться в окружающих Гуадалканал водах без риска быть поврежденными или потопленными. Японцы, используя бомбардировочную авиацию, настойчиво стремились вывести аэродром из строя. Обычно о приближении японских самолетов своевременно сообщали береговые наблюдатели, поэтому почти ежедневно над южной частью Соломоновых островов шли воздушные бои.

Для переброски подкреплений и снабжения на Гуадалканал японское командование использовало в ночное время эсминцы и в некоторых случаях подводные лодки. Иногда в ночное время по аэродрому наносили артиллерийский удар крупные японские боевые корабли. В дневное время снабжение и подкрепления морской пехоте острова небольшими [156] порциями подвозили американские корабли. Время от времени они же обстреливали японские позиции, расположенные вдоль береговой линии. Японская авиация при этом наносила по американским кораблям бомбовые и торпедные удары. В общем, обстановка складывалась так, что в ночное время воды вокруг Гуадалканала в основном контролировались японскими силами, а в дневное — американскими. Однако подобное положение не удовлетворяло ни ту, ни другую сторону, и поэтому часто обычные стычки перерастали в напряженные морские бои.

Соотношение сил было почти равным. Если бы после первой своей победы японское командование высадило на Гуадалканал больше сил, то, вероятно, морская пехота США не удержалась бы на нём. В то время в южной части Тихого океана союзники не имели достаточного количества подводных лодок, которые могли бы противостоять решительному наступлению японцев. Адмирал Флетчер крайне робко использовал авианосные силы, в результате чего Гуадалканал оказался фактически незащищенным. По ряду причин японцы не смогли воспользоваться благоприятной для них обстановкой.

После боя у Мидуэя Объединенный флот и 2-ой флот ушли в Японию. Ямамото не хотел использовать основные силы флота в таком отдаленном от Японии районе, как Соломоновы острова. На авианосцах не хватало самолетов и обученных летчиков, и Нагумо не решался посылать свои плохо подготовленные авианосные группы в бой, причем так скоро после боя у Мидуэя. Надо заметить, что японское командование часто предпринимало атаки во многих направлениях одновременно. В августе 1942 года японцы все еще удерживались на Алеутских островах. В это же время они предприняли марш через хребет Оуэн-Стэнли с целью атаки Порт-Морсби, захват которого являлся основной целью операции. Сражение же за Гуадалканал имело вначале вспомогательное значение. Оно предусматривало защиту восточного фланга войск. Исходя из данных разведки, в Японии считали, что силы американской морской пехоты на Гуадалканале составляют около 2000 человек (ошибка была примерно на 10 человек), причем предполагалось, что в данном случае морская пехота высажена для уничтожения аэродрома и по выполнении задачи будет снята с острова. Эта [157] ошибочная оценка американских намерений привела к тому, что японцы использовали свои силы по частям, считая, что союзники, занятые решением неотложных военных задач в Атлантике, едва ли смогут уравнять силы К 15 августа американское командование смогло послать на Гуадалканал снабжение, боеприпасы и самолеты морской пехоты. Японцы, все еще рассматривая Новую Гвинею в качестве главного объекта, высадили войска с двух конвоев у Буна, доведя численность находившегося здесь контингента войск до 11000 человек. В то же время для подкрепления своих сил на Гуадалканале они могли послать не более 1000 человек. Это было подразделение, первоначально предназначавшееся для высадки на Мидуэй. Оно находилось на Гуаме, и для быстрой переброски его на Гуадалканал японцы использовали эсминцы. В ночь на 18 августа эти войска высадились на Гуадалканале Эсминцы, доставившие японский десант на остров, задержались в районе высадки до наступления дня. Вылетевший с острова Эспириту-Санто (острова Новые Гебриды) самолет В-17 сбросил груз бомб на эсминцы, повредив один из них. Американские эсминцы, сопровождавшие суда в Тулаги, решили после наступления темноты атаковать японские эсминцы, которые были обнаружены в проливе Тэ-Слот, но японская ночная оптика оказалась лучше американской радиолокационной аппаратуры обнаружения{27}. Американский эсминец «Блю» был торпедирован и затонул, так и не обнаружив противника.

Бой у восточной части Соломоновых островов

После уничтожения американской морской пехотой японского десанта, высаженного с эсминцев на Гуадалканал, японское командование решило нанести удар по Соломоновым островам крупными силами. 23 августа эти силы, включавшие авианосцы и линейные корабли, подходили к Соломоновым островам с севера. На вспомогательном [158] крейсере «Кинрю-мару» и на четырех транспортах, шедших в охранении легкого крейсера «Дзинцу» и восьми эсминцев, находилось подразделение войск численностью 1500 человек. К западу от этой группы шли четыре тяжелых крейсера, вышедших из Рабаула. Шесть подводных лодок типа «I» вели разведку впереди по курсу следования главных сил, а другие шесть лодок были развернуты на позициях к югу и к востоку от Соломоновых островов.

Соединение кораблей адмирала Флетчера, в которое входили авианосцы, новый быстроходный линейный корабль, семь крейсеров и восемнадцать эсминцев, находилось в 150 милях восточнее Гуадалканала. 23 августа американские патрульные самолеты обнаружили японский отряд транспортов. На следующий день произошел третий за истекший период войны крупный бой авианосцев. В этом бою японцы потеряли легкий авианосец «Рюдзё». Авианосец «Сёкаку» и гидроавиатранспорт «Титосэ» были повреждены. Американский авианосец «Энтерпрайз» получил тяжелые повреждения. В ту же ночь японские эсминцы обстреляли Гуадалканал. На следующий день самолеты морской пехоты с аэродрома Гендерсон атаковали транспортную группу японских кораблей и потопили «Кинрю-мару», на борту которого находилась значительная часть десанта. Кроме того, они повредили легкий крейсер «Дзинцу». Пока японские эсминцы занимались спасением людей с «Кинрю-мару», самолеты В-17, поднятые с Эспириту-Санто, бомбили их, потопив прямым попаданием эсминец «Муцуки» и повредив эсминец «Узуки». Эсминец «Муцуки» был первым боевым кораблем, который удалось потопить самолету В-17.

«Токийский экспресс»

Японские войска, которые находились на острове Шортленд, были посажены на эсминцы для десантирования на Гуадалканал. Вечером 28 августа, когда эсминцы с войсками находились в проливе Индиспенсейбл, пикирующие бомбардировщики морской пехоты нанесли по [159] ним удар Один эсминец был потоплен и три тяжело повреждены, после чего вся группа повернула обратно на остров Шортленд. Примерно в это же время японские войска, предназначавшиеся первоначально для высадки на Новой Гвинее, были доставлены на остров Бугенвиль, а затем на эсминцах в ночное время переброшены нз Гуадалканал. В морской пехоте США ночные действия японских эсминцев по переброске подкреплений на Гуадалканал получили название «токийский экспресс».

Японские подводные лодки

В начале августа японское командование отменило план, предусматривавший интенсивное использование подводных лодок в Индийском океане, и направило предназначавшиеся ранее для этой цели два дивизиона под-водных лодок к Соломоновым островам. Развитие событий в этом районе благоприятствовало использованию подводных лодок. Японское командование держало в своих руках инициативу, и надводные силы Японии могли выбирать время для оказания поддержки войскам на Гуадалканале. Остальное время эти силы отстаивались в Рабауле или на островах Трук в полной безопасности от американских подводных лодок. Выходили они главным образом ночью и на больших скоростях, что делало их относительно неуязвимыми от подводных лодок.

Японское командование приложило максимум усилий, чтобы воспользоваться благоприятной обстановкой. Семь подводных лодок типа «I» из состава передовых экспедиционных сил прибыли в район Соломоновых островов 24 августа. После ухода надводных кораблей они остались здесь, чтобы нанести по противнику удар. Их неоднократно обнаруживали и атаковали противолодочные самолеты с авианосцев. Несмотря на оптимистические донесения самолетов, в которых сообщалось о потоплении лодок, они сумели лишь причинить повреждения лодкам «I-17» и «I-121». Тральщик «Гэмбл» был первым кораблем, который потопил японскую подводную лодку у Соломоновых островов. Утром 28 августа, находясь в противолодочном дозоре в районе Гуадалканала, [160] тральщик заметил боевую рубку большой подводной лодки. Тральщик атаковал лодку глубинными бомбами и потопил ее. Это была «I-123». На следующий день «RO-33», успешно выполнив свою миссию вблизи Гуадалканала, ушла на патрулирование к Порт-Морсби, где и погибла, после того как ее атаковал австралийский эсминец «Арунта».

Как уже говорилось, японское командование выслало в район, нахождения американского авианосного оперативного соединения группу подводных лодок. 31 августа одна из Этих лодок — «I-26», воспользовавшись благоприятной обстановкой, атаковала торпедами авианосец «Саратога».

Американское соединение, в составе которого было три авианосца, маневрировало юго-восточнее Соломоновых островов. Это маневрирование уже само по себе являлось «приглашением» для лодок. Поисковые самолёты имели несколько контактов с японскими подводными лодками в районе маневрирования авианосцев. Рано утром 31 августа «I-26» выстрелила шесть торпед в «Саратогу». Находившийся в охранении авианосца эсминец «Мэк Доно» видел след идущих торпед и передал сигнал об этом, но поздно. Одна торпеда попала в авианосец, и его пришлось отправить в США для ремонта.

«Саратога» находилась на ремонте с января по июнь 1942 года. Ей не пришлось участвовать в бою у Мидуэя, где она была так нужна. Вывод авианосца из строя явился большой победой японских подводных лодок. К этому времени американским подводным лодкам удалось добиться попадания торпеды только в тяжелый крейсер «Како». В то же время японские подводные лодки сумели потопить подбитый, потерявший боеспособность авианосец «Йорктаун» и на долгое время вывели из строя «Саратогу».

В других районах Тихого океана август был более удачливым для американских подводных лодок. В течение месяца Япония потеряла 21 торговое судно (114000 тонн). Из них 18 судов потопили подводные лодки. Причем из 21 судна 5 были потоплены В районе Каролинских островов, 4 — в юго-западной части Тихого океана, 5 -у островов собственно Японии и 2 — вблизи Формозы (лодки «Траулер» и «Хэддок» потопили по одному судну). [161]

Рейд морской пехоты на остров Макин-Меанг.

В августе подводные лодки «Наутилус» и «Аргонот» были использованы для переброски отряда морской пехоты на остров Макин-Меанг в группе островов Гилберта. 8 августа эти подводные лодки вышли из Пирл-Харбора, имея на борту 222 морских пехотинца. Целью рейда было заставить японское командование отвлечь часть сил из района Соломоновых островов. Кроме того, рейд должен был дать нужные разведывательные данные, а также способствовать накоплению опыта по высадке десанта на защищенный рифами атолл. Наличие на лодках столь большого числа людей создавало большие неудобства, особенно днем, когда лодкам довольно часто приходилось погружаться. 16 августа после довольно трудного перехода лодки пришли в район острова Макин-Меанг. Весь день 16 августа ушел на разведку.

Около 02.00 17 августа закончилась подготовка к посадке десанта на резиновые шлюпки. В 04.00 все шлюпки были уже на пути к пунктам высадки. А часом позже десант высадился на берег. Подводные лодки оставались в надводном положении, пытаясь наладить радиосвязь с десантом. Около 07.00 «Наутилус» принял радиограмму с просьбой оказать огневую поддержку десанту.

Планом предусматривалось, что артиллерийский огонь лодок должен вестись с помощью береговых корректировщиков, но этот план оказался нежизненным{28}. Несколько минут спустя на лодке был принят сигнал о том, что в гавани стоят два японских судна. Командир «Наутилуса» принял решение перенести огонь на эти суда. Дистанция стрельбы составляла около семи миль. Выпустив 65 снарядов, лодка прекратила огонь. Возвратившиеся на «Наутилус» десантники сообщили, что лодка своим огнем потопила оба судна.

Рейд морской пехоты на остров Макин-Меанг оказался успешным. Японский гарнизон на острове был уничтожен. Помимо потопленных «Наутилусом» двух японских [162] судов десантники уничтожили два самолета, большое количество авиационного бензина и других запасов. Но сомнительно, чтобы рейд «Наутилуса» мог отвлечь хоть какую-то часть японских сил с Гуадалканала. Добытые на острове разведывательные материалы оказались бесполезными. После рейда японское командование начало укреплять острова Гилберта и превратило их в хорошо укрепленный район. В этом американским войскам пришлось убедиться, когда четырнадцать месяцев спустя был высажен десант и захвачен атолл Тарава.

Дальше