Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава VI.

Январь — февраль 1942

Вторжение в Голландскую Индию

К началу 1942 года в руках Японии оказалась большая часть полуострова Малакка. Японские войска быстро продвигались к Сингапуру. Япония имела полное господство в воздухе над Филиппинами, Южно-Китайским морем и Малайей, На Филиппинах только войска Макартура, зажатые на полуострове Батаан, оказывали противнику реальное сопротивление. Японские силы удерживали архипелаг Суду и западное Борнео и повсюду неудержимо продвигались вперед.

7 января адмирал Харт разделил силы Азиатского флота США на четыре оперативных соединения. Подводные силы стали 3-им оперативным соединением, а его командиром — Уилкс. До этого подводные лодки действовали [75] независимо от других сил, как правило, в выделенных для них районах моря, хотя на Лусоне была предпринята попытка сосредоточения сил для противодействия высаживающимся на остров японским войскам. После 7 января командующий Азиатским флотом принял на себя непосредственное руководство действиями подводных лодок и предпринял попытку объединить разобщенные ВМС военно-морского объединенного командования АБДА{13}.

Это внесло еще большую несогласованность в действия подводных лодок. По существу, были созданы четыре самостоятельных соединения, каждое из которых имело собственные интересы и почти не координировало действия с другими соединениями. Эффективная воздушная разведка отсутствовала. Не удивительно, что в условиях усугублявшихся поражениями и отступлением, в большинстве случаев поступала искаженная информация о передвижении сил противника. Подвижность подводных лодок была очень ограниченной, и противник, обладая господством в воздухе, не допускал их активных действий в дневное время. Достоверная информация о передвижениях противника обычно поступала слишком поздно, чтобы тихоходные подводные лодки могли эффективно им противодействовать.

Японские десантные силы появились у Таракана (Голландское Борнео) 10 января. Подводные лодки «S-37», «S-41» и «Спирфиш» получили приказ подойти к месту высадки и атаковать японские корабли. Но лодки прибыли в назначенный им район слишком поздно и не сумели ничего сделать. Голландские береговые батареи в Таракане потопили два японских тральщика, но военно-морские силы так и не приняли участия в противодействии высаживавшимся японцам. 11 января противник высадил десант в Манадо и Кема (Северо-Восточный Целебес). Вновь в район высадки были направлены [76] подводные лодки, но и на этот раз они прибыли слишком поздно.

Между тем были получены данные, что в Кема противник начал сосредоточение сил вторжения. Было решено атаковать их ночью в районе сбора надводными ударными силами флота. Для разведки противника в район сосредоточения японских сил были направлены две подводные лодки («Пайк» и «Пермит»). 17 января они донесли, что в гавани Кема не замечено крупных сосредоточений десантных кораблей, и атака надводных ударных сил была отменена. Это единственный случай, когда информация по существу была правильной, но только на короткий промежуток времени. Когда через несколько дней «Суордфиш» разведал гавань Кема, он обнаружил, что весь порт буквально забит японскими судами.

«Суордфиш» в Кема

Не все новости были плохими. 24 января «Суордфиш» еще находился в районе Кема. На рейде севернее порта были обнаружены два грузовых парохода, стоявших на якоре. Глубина моря позволяла сблизиться с целью в подводном положении, и Смит решил, что вряд ли японцы заминировали свою якорную стоянку. Чтобы выйти на цель, «Суордфиш» должен был пройти через мелко-водную часть пролива Лембе. Боковых или сетевых заграждений в проливе не оказалось.

«Суордфиш» пошел малым ходом в подводном положении на север, поднимая через каждые 20—30 минут перископ и каждый раз после этого уходя на глубину, чтобы не быть обнаруженным с воздуха. Скорость и направление течения, необходимые для вычисления данных стрельбы по стоявшим на якоре целям, определить было нельзя. Поэтому Смит решил израсходовать на каждое судно по две торпеды веером. Он выпустил две торпеды по первой цели и стал разворачиваться на вторую цель. Через полторы минуты послышался взрыв. Были выстрелены еще две торпеды по второму судну, и их взрывы также слышали на подводной лодке. «Суордфиш» ушел на глубину 54 метра. Наверху, несколько в стороне от подводной лодки, послышались слабые взрывы, которые могли оказаться взрывами [77] артиллерийских снарядов или легких авиационных бомб. Были слышны также шумы винтов катеров и отдаленные взрывы глубинных бомб, но «Суордфиш» ушел целым и невредимым. В ходе этой атаки пошел ко дну «Мяокен-мару». Второе судно, очевидно, уклонилось от торпед{14}.

Потеря «Шарка»

Подводная лодка «Шарю» получила приказ направиться к Амбону, чтобы воспрепятствовать высадке японского десанта. Она пришла туда 1 февраля и тремя торпедами атаковала транспорты противника, которые готовились стать на якорь у входа в гавань. Все три торпеды прошли мимо. Японский эсминец «Аматукадзе», находившийся в дозоре в районе порта, после пяти часов поиска установил гидроакустический контакт с подводной лодкой. Эсминец сбросил серию из восьми глубинных бомб прямо над подводной лодкой. После этого контакт с подводной лодкой был потерян. Командир эсминца не сомневался, что подводная лодка уничтожена, но «Шарк» ускользнул и на следующий день донес о случившемся. Через пять дней «Шарк» дал оповещение об обнаружении грузового судна противника. В ответ штаб подводных операций в Сурабае указал, что доносить об этом по радио не следовало, так как тем самым раскрывается место лодки. Это была последняя радиограмма подводной лодки «Шарк».

О том, что случилось с «Шарком», можно только догадываться. Скорее всего, неделей позже «Шарк» подвергся атаке глубинными бомбами у Манадо и был потоплен.

«S-37» и «Нацусио»

8 февраля 1942 года подводная лодка «S-37» (командир Дэмпси) патрулировала .в подводном положении у Макассара (остров Целебес). Незадолго до наступления сумерек Дэмпси обнаружил несколько кораблей, которые шли в северо-западном направлении, но подойти к [78] ним на близкую дистанцию, чтобы атаковать, он не смог. После захода солнца он всплыл и начал преследование японских кораблей. Примерно в 19.45 «S-37» настигла четыре эсминца, следовавших в строю кильватера, позади которых можно было видеть другие корабли. Однако, по мнению Дэмпси, эсминцы располагались таким образом, что при небольшой надводной скорости лодки он не мог обойти с флангов строй эскортных кораблей и прорваться к судам конвоя. Поэтому он решил атаковать эсминцы.

В его носовых торпедных аппаратах имелось четыре торпеды. К счастью, это были старые торпеды «Мк-10», тихоходные и с небольшим радиусом действия, но зато с надежными контактными взрывателями. Дэмпси выпустил четыре торпеды, по одной на каждый эсминец. Третий эсминец в кильватерной колонне получил попадание. Он переломился пополам и, объятый пламенем, пошел ко дну. Это был эсминец «Нацусио» (900 тонн). После атаки «S-37» погрузилась, чтобы избежать контратаки и перезарядить торпедные аппараты. «Нацусио» был самым большим боевым кораблем, потопленным американскими лодками за время боевых действий в Голландской Индии.

На следующий день после потопления «Нацусио» противник высадился в Макассаре. После захвата Макассара японское командование установило контроль над проливами Каримата и Макассарским и Молуккским морем, то есть над всеми северными входами в Яванское море. Теперь форсировать их могли только подводные лодки. Японский десант и силы прикрытия начали свое последнее наступление на Малайский барьер. Их продвижение было настолько быстрым, что у союзников не оставалось времени для укрепления своей обороны.

Вторжение на Суматру

В начале февраля японские южные экспедиционные силы под командованием вице-адмирала Одзава вышли в море из бухты Кам-Рань (Индокитай). 12 февраля они соединились с десантными войсками и транспортами, которые больше уже не требовались для захвата Сингапура. Разведывательные самолеты союзников обнаружили японские [79] силы в Южно-Китайском море, и вскоре стало ясно, что эти силы направлялись к Суматре. Ударное соединение союзников вышло навстречу японским силам через Зондский пролив между Явой и Суматрой. Но 15 февраля оно было атаковано японскими бомбардировщиками с большой высоты. Союзные корабли получили незначительные повреждения. Однако было очевидно, что в обстановке столь подавляющего превосходства японцев в воздухе задержать агрессивного противника будет невозможно и для защиты Суматры недостаточно только надводных сил флота. Адмирал Дорман отступил. Это произошло в день падения Сингапура. На следующий день, 16 февраля, японские силы высадились вблизи Палембанга, и вскоре богатые нефтяные месторождения Суматры оказались в руках противника.

На другом конце Малайского барьера, в Дарвине (Австралия), дела союзников были не лучше. 15 февраля оттуда вышел американский крейсер «Хаустон» в сопровождении двух австралийских корветов и нескольких транспортов. Они направлялись к острову Тимор для усиления его обороны. Японские базовые самолеты-бомбардировщики, вылетевшие из Кендари (остров Целебес), атаковали корабли союзников и нанесли им серьезные повреждения. Но и без этого все понимали, что подкреплений для острова Тимор было слишком мало, и соединение возвратилось в Дарвин. Бомбардировщики японского 11-го воздушного флота непрерывно наносили удары по Яве с целью ослабления ее обороны. 17 февраля во время бомбардировки Сурабаи, получила попадание и была уничтожена лежавшая на грунте голландская подводная лодка «К-7». Голландские эсминцы «Ван Нес» и «Банкерт» также получили попадания бомб и затонули.

19 февраля адмирал Нагумо с четырьмя из своих шести авианосцев нанес удар по Дарвину. В результате было потоплено 12 кораблей и уничтожено 18 самолетов союзников.

«Сивулф» в проливе Ломбок

Разведка союзников располагала данными о намечавшейся высадке японских войск на остров Бали за семь дней до высадки. Однако за это время было трудно собрать ударные силы, которые можно было бы противопоставить [80] противнику. Вблизи (в проливе Ломбок) находились лишь подводные лодки. В 02.00 подводная лодка «Сивулф» (командир Уордер) обнаружила эскортные корабли японского оперативного соединения, которые проходили через пролив. За темное время Уордер сумел преодолеть завесу охранения в надводном положении, прежде чем его вынудили погрузиться. Проход в подводном положении пролива Ломбок, с его сильным течением, был опасным делом. Когда рассвело, оказалось, что течением «Сивулф» отнесло настолько, что Уордер мог уточнить свое место лишь подняв перископ. Всплыв на перископную глубину, Уордер увидел мачты стоящих на якоре транспортов и решил их атаковать. Но тут «Сивулф» сел на мель. Все попытки сняться с мели задним ходом были безуспешными. Уордер решил всплыть, хотя знал, что окажется в видимости японских кораблей. К счастью, шел сильный дождь. Он позволил «Сивулфу» всплыть незамеченным и в надводном положении подойти к японской якорной стоянке. Здесь Уордер развернулся на 180°, чтобы сразу после залпа из своих кормовых торпедных аппаратов уйти на глубину. Гидроакустик услышал взрывы торпед до того, как над лодкой прошел японский эсминец, который вел поиск лодки своим гидролокатором. На «Сивулф» обрушился град глубинных бомб, но он отделался только незначительными повреждениями. Фактически ни одна торпеда в цель не попала. То, что слышал гидроакустик, были, вероятно, опять-таки преждевременные взрывы.

Английские и голландские подводные лодки

Командир «Сивулфа» не знал, что вместе с ним в этом районе находилась английская подводная лодка. В январе две английские подводные лодки получили приказ следовать на Дальний Восток. Подводная лодка «Траста» некоторое время действовала в Сиамском заливе, но потом вынуждена была возвратиться в Коломбо для ремонта. Подводная лодка «Труант» получила приказ воспрепятствовать высадке японцев на остров Бали. Сведения об обстановке в данном районе, которыми располагал Хэггэрд, [81] были недостаточны. Поэтому он не знал, что здесь находились американские подводные лодки. Подойдя к острову Бали, «Труант» обнаружил много японских кораблей. Он выпустил шесть торпед по японскому крейсеру, но ни одна из них в цель не попала. К счастью, у острова Бали «Сивулф» и «Труант» не встретились.

Сурабая была сдана в начале марта. Подводные лодки «К-10», «К-13» и «К-18» находились в это время на голландской базе подводных лодок на ремонте. Чтобы они не попали в руки противника, их пришлось затопить. Оставшиеся голландские подводные лодки присоединились к «Трасти» и «Труанту» в Тринкомали. При обороне Малайи и Голландской Индии было потеряно восемь голландских подводных лодок.

Потеря «Пёрча»

В ночь на 25 февраля подводная лодка «Пёрч» обнаружила транспорт в охранении эсминца. Командир лодки Харт решил сблизиться с японскими кораблями на предельно близкую дистанцию и атаковать их. В момент залпа «Пёрч» был обнаружен эсминцем, который открыл огонь по лодке и атаковал ее глубинными бомбами. Эсминец добился попадания в «Пёрч», прежде чем лодка успела погрузиться. Что касается выстреленных лодкой торпед, то они в цель не попали, и «Пёрч» ушел на глубину, чтобы избежать поражения глубинными бомбами, которые, к счастью, были установлены на небольшую глубину взрыва.

Через два часа подводная лодка всплыла. Было обнаружено, что помимо других незначительных повреждений у лодки выведена из строя антенна. Был произведен необходимый ремонт антенны, и командующему 3-им оперативным соединением лодок передали донесение по радио. Однако находившийся в Сурабае Уилкс так и не получил его. Очевидно, повреждение антенны исключало возможность работы на передачу, но не препятствовало приему. В ночь на 28 февраля Харт получил радиограмму, в которой всем подводным лодкам, независимо от того, в каком районе они находились, предписывалось идти в район острова Ява для действий против японских конвоев в пунктах высадки. [82]

В соответствии с этим приказанием в ночь на 1 марта подводная лодка «Пёрч» уже находилась приблизительна в 12 милях к северо-западу от Сурабаи и шла курсом на запад. Этой же ночью «Пёрч» обнаружил два эсминца. Лодка погрузилась на перископную глубину. Вскоре эсминцы оказались в удобном для атаки из кормовых аппаратов положении. Расстояние до цели сократилось приблизительно до пяти кабельтовых. Но в этот момент эсминцы, очевидно, установили контакт с подводной лодкой, резко повернули на нее и на полном ходу стали сбрасывать глубинные бомбы{15}.

Согласно имевшейся на лодке карте, в том районе, где находился «Пёрч», глубины должны были быть большими, чем в действительности. Лодка погрузилась. Командир знал, что в японском флоте, как правило, устанавливают глубинные бомбы на небольшую глубину взрыва. Когда «Пёрч» был на глубине 30 метров, эсминец прошел прямо над ним и сбросил серию глубинных бомб. Неожиданно, когда, как казалось, под килем должно было быть еще много чистой воды, «Пёрч» с ходу ударился о грунт. К счастью, лодка не получила повреждений ни от глубинных бомб, ни от удара о грунт. Но «Пёрч» так глубоко застрял в иле, что, если бы он попытался оторваться от грунта, противник наверняка услышал бы производимый при этом шум. Вскоре эсминец возвратился, чтобы повторить атаку.

На этот раз он сбросил четыре глубинные бомбы, которые причинили лодке повреждения, и отошел.

Через некоторое время эсминец опять подошел к месту, где на грунте лежал «Пёрч», чтобы добить свою жертву. Вероятно, по масляным пятнам и пузырькам воздуха он довольно точно определял местоположение лодки. Третий удар пришелся как раз посредине подводной лодки.

Вскоре после атаки «Пёрч» все же выбрался из ила и попытался ускользнуть. Видимо, «Пёрч» был атакован японскими эсминцами «Хатукадзе» и «Аматукадзе», хотя в донесениях о боевых действиях этих кораблей имеются противоречия. Командир «Аматукадзе» доносил об артиллерийском [83] обстреле подводной лодки, которая после нескольких попаданий скрылась под водой. После этого «Аматукадзе» атаковал лодку глубинными бомбами, в результате чего на поверхности воды появились большие масляные пятна. Уверенный в том, что подводная лодка уничтожена, командир эсминца прекратил поиск. Выбравшись из ила, «Пёрч» в течение двух часов маневрировал под водой с целью уйти от преследования, а затем всплыл, чтобы осмотреть полученные повреждения.

Примерно за два часа до рассвета «Пёрч» вновь обнаружил два японских эсминца, а те в свою очередь заметили лодку. «Пёрч» погрузился. Харт понимал, что, находясь на грунте, он имеет больше шансов уцелеть, поэтому «Пёрч» погрузился на глубину 60 метров и снова лег на грунт.

Сразу же после этого над лодкой появились эсминцы. Первая серия глубинных бомб разорвалась вдали от лодки, но вторая серия попала в цель. Положение стало катастрофическим. Поняв, что эсминец обнаружил лодку, Харт попытался всплыть. Но сделать этого не смог, так как нельзя было продуть балластные цистерны. «Пёрч» получал все новые и новые повреждения. И все же в конце концов «Пёрч» всплыл.

Последняя атака оказалась для подводной лодки самой тяжелой по своим последствиям. В результате ее «Пёрч» не мог двигаться. У Харта не было уверенности и в том, что после погружения лодка сможет всплыть. Харт приказал покинуть корабль и потопить его. С открытым рубочным люком «Пёрч» быстро пошел ко дну.

Действия подводных лодок в юго-западной части Тихого океана

История обороны Филиппин, Малайского полуострова и Голландской Индии представляет собой цепь непрерывных неудач, крушения планов и поражений союзников на суше, на море и в воздухе. То же самое можно сказать о действиях подводных лодок союзников, результаты которых оказались разочаровывающими. За первые три месяца военных действий в юго-западной части Тихого океана были потеряны четыре из двадцати девяти [84] подводных лодок США, которые за то же время потопили японский эсминец и восемь торговых судов. В свою очередь в этот период Голландия потеряла восемь из тринадцати подводных лодок. Лодки же сумели потопить лишь один японский эсминец и три или четыре торговых судна. Кроме того, подводные лодки союзников повредили три боевых корабля и двенадцать транспортов. Общие потери, нанесенные японским силам вторжения подводными лодками, превысили потери, которые нанесли противнику авиация и надводные корабли союзников. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы оказать серьезное противодействие японской экспансии.

Перед началом войны в юго-западной части Тихого океана были сосредоточены крупные подводные силы союзников. На эти силы возлагались большие надежды (здесь начались военные действия), особенно потому, что многие важные цели появлялись в районах боевых действий подводных лодок.

Дефекты торпед существенно повлияли на результативность атак американских подводных лодок, однако они не были единственной причиной общих неудач. Эффективность японской противолодочной обороны слишком переоценивалась. Поэтому в начальный период военных действий на Тихом океане подводные лодки союзников придерживались слишком осторожной тактики. Особенно переоценивалась эффективность скрытного сближения с целью на большой глубине, когда торпеды выпускались по данным гидроакустики без наблюдения в перископ. Тактика действий в ночных условиях не была отработана. Многие командиры подводных лодок с началом войны сразу же отказались от этой не в меру осторожной тактики и учились применять новые тактические приемы атак в ночных условиях. Но этим следовало заниматься до войны, а не после того, как она началась.

Голландские подводники придерживались тактики сосредоточения подводных лодок в предполагаемых районах высадки с последующей совместной атакой японских сил вторжения. Когда Япония преодолела сопротивление союзников, в США также решили следовать подобной тактике. При отсутствии непрерывной и эффективной воздушной разведки было трудно организовать сосредоточение подводных сил в назначенном районе и в заданное время. Поэтому [85] часто это не удавалось. Кроме того, даже если подводные лодки и прибывали вовремя, в заданном районе они встречали крупные противолодочные силы противника, при этом часто небольшая глубина моря в этом районе ограничивала возможности маневрирования подводных лодок.

Уилкс быстро понял недостатки такой тактики и настаивал на возвращении к прежней, при которой подводные лодки могли действовать в районах, где у них было больше возможностей для маневра и атаки: Адмирал Харт также считал, что в этом случае подводные силы могут нанести противнику больший урон. Однако в юго-западной части Тихого океана флоту союзников не пришлось вести длительной борьбы. За то короткое время, пока Харт являлся командующим подводными силами союзников в юго-западной части Тихого океана, он должен был использовать все средства, чтобы как можно дольше оттянуть захват Японией островов Малайского барьера.

Уилкс почти сразу отказался от теории осторожных действий, господствовавшей в мирное время. Его непрерывные призывы «атаковать, атаковать, атаковать», которые он посылал по радио подводным лодкам, не вязались с его довоенной приверженностью к тактике скрытного подхода к цели на большой глубине и торпедным атакам по данным гидроакустики. Заслугой Уилкса являлась его поддержка тех командиров подводных лодок, которые отрицательно отзывались о торпедах типа «Мк-14». Он всегда был готов спорить по этому вопросу и со специалистами торпедного оружия из штаба Харта, и с главным управлением вооружения ВМС. Хотя это управление и уверяло, что глубина хода торпед в точности соответствует техническим условиям, и подтверждало свою веру в магнитный взрыватель, Уилкс приказывал устанавливать торпеды на небольшую глубину хода, с тем чтобы они взрывались при попадании в цель{16}. [86]

Весь январь 1942 года США наращивали силы в центральной части Тихого океана. Надводные корабли осуществляли охранение конвоев. Большую часть декабря после первых столкновений с противником у атоллов Мидуэй и Уэйк подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, упорно шли на запад, в назначенные им операционные зоны. Вышедшей из Пирл-Харбора лодке «Гаджон» предстояло пройти до назначенного ей района 4000 миль. Ни одна американская подводная лодка до этого не действовала на таком большом удалении от своей базы. К январю в японских водах находились три американские подводные лодки. Японский военно-морской флот имел во Внутреннем Японском море охраняемую якорную стоянку и учебную базу, которым не были страшны подводные лодки противника. «Гаджон» находился у пролива Бунго, западного входа в эту спокойную обитель, а «Планджер» — у пролива Кии, другого выхода из Внутреннего Японского моря в Тихий океан. Подводная лодка «Поллак» патрулировала в районе Токийского залива.

За время перехода «Поллак» израсходовал около 120 тонн дизельного топлива. Командир лодки подсчитал, что он может израсходовать за время пребывания в назначенном районе только около 45 тонн топлива, чтобы иметь достаточное количество для возвращения в базу. Но оказалось, что критерием, определяющим продолжительность его патрулирования, является не запас топлива. В назначенном районе Мосли обнаружил много целей. В ту ночь, когда он вошел в Токийский залив, он атаковал эсминец, но промахнулся. Торговые суда ходили здесь без охранения, и на многих из них ночью были включены ходовые огни. «Поллак» выпустил несколько торпед по грузовым судам, но и на этот раз попаданий не было. В ночь на 7 января Мосли потопил «Ункаи-мару» №1, а еще через два дня был потоплен «Тейан-мару». Оставшейся- единственной торпедой Мосли ночью с поднятым перископом атаковал эсминец, шедший малым ходом по лунной дорожке, и снова торпеда не попала в цель. Израсходовав все торпеды, лодка пошла в Пирл-Харбор.

Подводная лодка «Планджер» (командир Уайт), находясь у пролива Кии, обнаружила несколько важных целей. На «Планджере» во время этого патрулирования впервые был установлен поисковый радиолокатор, однако надежды [87] командира лодки на новую технику не оправдались. Казалось, что японские корабли повсюду ждали появления Уайта, и чаще всего он встречался с японскими охотниками за подводными лодками. В первую же ночь после прибытия в заданный район был обнаружен японский эсминец, оборудованный гидроакустической станцией. «Планджер» погрузился, но японский эсминец с помощью гидролокатора обнаружил место его погружения. Эсминец прошел над «Планджером» и атаковал его глубинными бомбами. Среди команды «Планджера» не было ни одного человека, которому раньше приходилось слышать взрывы глубинных бомб, но, к счастью, на этот раз подводная лодка отделалась лишь небольшими повреждениями. 18 января эта лодка взяла реванш. Двумя торпедами она атаковала пароход «Эйзан-мару» (4702 тонны). Обе торпеды попали в цель. После этой атаки «Планджер» должен был возвращаться в базу из-за нехватки топлива. Всего было потоплено три японских корабля у острова Хонсю. Все это, очевидно, вызвало беспокойство Японии за безопасность ее до сего времени не охраняемого торгового судоходства. Однако в начале января все три американские подводные лодки, находившиеся в японских водах, должны были возвратиться в базу, и во всем этом районе до конца месяца японскому судоходству ничто не угрожало.

Рейды авианосных соединений к Маршалловым островам и островам Гилберта

Перед американскими авианосными соединениями была поставлена нелегкая задача. Им предстояло осуществлять оперативное прикрытие конвоев с войсками, предназначавшимися для противодействия японской экспансии. 11 января японская подводная лодка атаковала авианосец «Саратога» примерно в 400 милях к югу от острова Оаху, и его пришлось отправить для ремонта на Тихоокеанское побережье США. 23 января, через несколько часов после выхода из Пирл-Харбора, другая японская подводная лодка потопила танкер «Нечс» с [88] топливом для кораблей, эскортировавших авианосец «Лексингтон». Самолеты с кораблей этого оперативного соединения должны были подвергнуть бомбардировке атолл Уэйк. Поскольку «Нечс» являлся единственным имевшимся в наличии танкером, с его потерей пришлось отменить операцию. В этот день японские войска высадились в Рабауле. После захвата атолла Уэйк японский 4-ый флот двинулся к острову Новая Британия. Этот флот усилили четырьмя авианосцами из состава Кидо Бугаи{17}. Союзники не имели кораблей, которые могли бы противостоять столь крупным, силам, и вскоре японские войска без труда захватили важный в стратегическом отношении порт Рабаул.

В конце января были созданы два авианосных оперативных соединения, в состав которых входили пять крейсеров и десять эсминцев. Первоначально планировалось нанести удар авианосной авиацией и обстрелять артиллерией Крейсеров Вотье и Малоэлап, но после того, как поступили разведывательные данные с подводной лодки «Долфин», было решено также нанести удар авианосной авиацией по острову Кваджелейн. Операция была проведена, как и планировалось, 1 февраля. Самолеты с «Йорктауна» нанесли одновременно удар по Джалуиту и островам Гилберта. Наибольшие потери противник понес на острове Кваджелейн. Здесь был поврежден легкий крейсер «Катори» (флагманский корабль подводных сил), после этого ему пришлось вернуться в Японию. Тяжелые повреждения получил минный заградитель «Токива». Небольшие повреждения получила подводная лодка «I-23». Помимо этих кораблей было потоплено два транспортных судна и восемь других повреждено, включая пассажирское судно (11000 тонн) и танкер (10000 тонн).

В январе и начале февраля командующему подводными силами Тихоокеанского флота были переданы еще пять подводных лодок: «Грейлинг», «Гренадир», «Гар», «Грампэс» и «Грейбэк». В свое первое патрулирование они вышли вместе с лодками «Кэшелот», «Каттлфиш» и «Туна», а во второй раз — с лодками «Тритон» и «Наруал». В конце февраля подводные лодки «Поллак» и «Гаджон» [89] снова находились на патрулировании. Зона патрулирования простиралась от острова Трук до островов Бонин и Нансэй, включая острова Сайпан и Тиниан. «Тритон», «Поллак» и «Гаджон» один за другим совершили переход в Восточно-Китайское море. Подводные лодки «Туна» и «Гар» патрулировали в районе к югу от острова Хонсю. 10 февраля северо-восточнее острова Формоза подводная лодка «Траут», возвращаясь в базу, потопила транспорт «Чува-мару». После этого лодка ненадолго вошла в южную часть Восточно-Китайского моря и затем вернулась к Пирл-Харбору, минуя острова Бонин. Во второй половине февраля в северной части Восточно-Китайского моря подводная лодка «Тритон» потопила два японских корабля. Однако силы подводных лодок, находившихся на патрулировании, на переходе в район патрулирования или возвращавшихся в базы, были слишком малы, чтобы принести ощутимые результаты. В центральной части Тихого океана подводные лодки могли оставаться только в течение одной трети всего времени их нахождения в море, остальные две трети времени тратились на переход в район патрулирования и обратно. Перед многими подводными лодками ставилась задача ведения разведки в районе островов, являвшихся подмандатными территориями США{18}. Боевое патрулирование в этих районах часто было безрезультатным из-за незнания маршрутов движения транспортов.

Действия американских подводных лодок в центральной части Тихого океана

Если в юго-западной части Тихого океана японские корабли и суда плавали в районах патрулирования американских подводных лодок, то подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, в поисках цели должны были пройти тысячи миль. В юго-западной части Тихого океана мало что изменилось после перехода от ограниченной [90] к неограниченной подводной войне. Большая часть кораблей, встречавших подводные лодки к югу от Формозского пролива, входила в состав японских сил вторжения. Примечательно, что все корабли и суда, потопленные подводными лодками союзников в юго-западной части Тихого океана в начальный период войны, принадлежали либо армии, либо флоту и ни одно из них не было чисто гражданским судном. В центральной части Тихого океана многие японские суда, обнаруженные американскими подводными лодками, принадлежал министерству вооружений и, как правило, совершали переход без охранения. Различное поведение противника в упомянутых океанских районах влекло за собой возникновение разных методов действий подводных лодок.

Хотя подводные лодки, выходившие на патрулирование из Пирл-Харбора, часто подвергались атакам глубинными бомбами и преследовались кораблями противника, действия противолодочных сил японского флота в первые три месяца войны были не столь эффективными, как потом в юго-западной части Тихого океана. В январе в Панамском канале в результате столкновения с другим кораблем была потеряна подводная лодка «S-26». Из ее экипажа в живых остались только три человека. В целом же в обширном районе океана, который входил в операционную зону подводных сил Тихоокеанского флота, за первые три месяца войны не было потеряно ни одной подводной лодки в результате действий противника. По существу, самым грозным врагом подводных лодок, базировавшихся на Пирл-Харбор, был Тихий океан с его необъятными просторами.

За первые три месяца военных действий из Пирл-Харбора на патрулирование ушли 25 подводных лодок, которые в общей сложности провели в море 1229 дней и покрыли расстояние 163214 миль в надводном положении и под водой. Из этого времени подводные лодки вели патрулирование только 480 дней, а остальные 749 дней ушли на переходы в районы патрулирования и возвращение в базы. На таких обширных океанских просторах, каким является Тихий океан, для успешного использования подводных лодок важнейшее значение имеет эффективная разведка, которая позволяет избирать наиболее ценный для патрулирования район. Однако подводные [91] лодки получали очень скудную разведывательную информацию, и в начальный период войны они большей частью вели разведку на себя. Однако, несмотря на то что было потрачено много времени на разведку в районе Маршалловых и Каролинских островов, результаты действий подводных лодок были весьма скромными по сравнению с затраченными усилиями. За первые три месяца боевых действий подводные лодки, базировавшиеся на Пирл-Харбор, потопили лишь одну японскую подводную лодку, шесть транспортов и три-четыре судна повредили.

Переходы тортовых судов без охранения и ведение неограниченной подводной войны потребовали быстрого развития новой тактики. Командующий подводными силами Тихоокеанского флота Уитерс скоро освоился с новой обстановкой. Стратегические и тактические концепции командующего нашли свое отражение в его заключениях по наиболее важным донесениям командиров подводных лодок о проведенном патрулировании. Эти донесения с заключениями командующего распространялись среди командного состава подводного флота, что, несомненно, помогало быстрее внедрить новую тактику использования подводных лодок.

Когда «Гаджон» вышел в свое первое патрулирование, Гренфелл имел строгий приказ для экономии топлива использовать на переходе только один двигатель, а при подходе к рубежам действия японских патрульных самолетов в дневное время находиться только в подводном положении. Поэтому имелась возможность рассчитать время, необходимое подводной лодке для перехода к назначенному району и обратно. Однако командиры дивизионов, эскадр и соединений в своих оценках донесений командиров лодок высказывали мнение, что во время перехода слишком много времени лодки идут в подводном положении и что при наличии эффективной системы наблюдения можно было бы больше идти в надводном положении. Командующий подводными силами отмечал в свою очередь, что во время ночной атаки из надводного положения Гренфелл должен был использовать превосходство лодки в скорости хода, чтобы преследовать корабль противника.

После возвращения с патрулирования подводной лодки «Грейлинг», позволившей безнаказанно уйти японскому [92] авианосцу, действия командира лодки подверглись резкой критике. Командир дивизиона отмечал, что, несмотря на данные разведки о движении японского авианосца к району патрулирования этой лодки, она продолжала идти в подводном положении на большой глубине и командир лодки при обнаружении цели полагался только на гидроакустическую станцию. Командир дивизиона считал, что в такой обстановке нельзя полностью полагаться на гидроакустика и его аппаратуру. По возможности следовало вести поиск либо в надводном положении, либо на перископной глубине. Визуально можно просмотреть большую площадь поверхности моря, чем с помощью гидроакустической аппаратуры, и само гидроакустическое наблюдение следовало рассматривать как вспомогательное. Командующий подводными силами в связи с этим высказался еще резче. Он сказал, что 18 февраля «Грейлинг» упустил возможность победы. Эту неудачу он относил за счет ненужного в данной обстановке ухода на большую глубину.

«Грейлинг» за время своего патрулирования не потопил и не повредил ни одного корабля противника. А вот «Тритон» во время своего второго патрулирования проник в Восточно-Китайское море и потопил два из тех шести японских торговых судов, которые были потоплены подводными лодками, базировавшимися на Пирл-Харбор, за первые три месяца войны. И тем не менее командующий подводными силами и здесь нашел недостатки. Он признал, что «Тритон» во время своего патрулирования действовал решительно, однако в Восточно-Китайском море следовало бы дольше находиться в надводном положении. Над Восточно-Китайским морем непрерывно вели разведку японские самолеты, однако, как он отмечал, опыт борьбы английских самолетов с германскими подводными лодками свидетельствовал о том, что, если даже подводная лодка и была обнаружена, ей редко удавалось причинить вред, если только действия самолета не дополнялись действиями находившихся поблизости надводных противолодочных кораблей. Но и при наличии надводных кораблей противника, утверждал командующий подводными силами, при их слабой противолодочной обороне подводная лодка подвергает себя [93] не большему риску, чем при обычных действиях в неограниченной войне.

Эти замечания были, конечно, справедливы, но еще справедливее было бы, если бы командующий подводными силами и командиры эскадр признали свою ответственность за разработку той довоенной тактики подводных лодок, которую потом они сами критиковали в своих заключениях. Составление заключения командующего подводными силами входило в обязанность офицеров штаба, и хотя командующий подписывал, к примеру, заключения по торпедной стрельбе, замечания по ним чаще готовил флагманский минер.

Последующий опыт войны доказал ошибочность утверждения флагманского минера об одноторпедном залпе, поскольку чаще всего это приводило к напрасной трате торпед, за исключением тех редких случаев, когда подводная лодка могла спокойно выбрать позицию для атаки, а цель не имела возможности уклониться от торпеды.

Однако, как говорится, сделаешь — плохо и не сделаешь — плохо. Упущения специалистов по торпедному вооружению в Пирл-Харборе были не меньше упущений минеров главного управления по вооружению. Первые не имели возможности проверить как следует донесения о стрельбах, а вторые слепо верили в свои торпеды, вместо того, чтобы всесторонне испытать их.

Боевые действия японеких подводных лодок

Японские подводные лодки играли очень незначительную роль при захвате Голландской Индии. 4-ая эскадра подводных лодок («I-53», «I-55», «I-56», «I-57», «I-58», «RO-33» и «RO-34»), базировавшаяся в бухте Кам-Рань (Индокитай), в январе и феврале действовала в Яванском море и в водах к югу от острова Ява. Эти подводные лодки, по их собственным данным, потопили несколько судов.

5-ая эскадра («I-59», «I-60», «I-62», «I-64», «I-65» и «I-68») была развернута в Индийском океане и в Бенгальском [94] заливе. 17 января в проливе Сунда «I-60» была потоплена английским эсминцем «Джюпитер». В феврале подводные лодки этой эскадры потопили несколько транс-портов союзников, находившихся между Рангуном и островом Суматра.

6-ая эскадра («I-121», «I-122», «I-123» и «I-124») базировалась на Давао (остров Минданао) и действовала в море Флорес и в проливе Торрес к северу от Австралии. Подводные лодки этой эскадры несколько раз обнаруживали американский тяжелый крейсер «Хаустон» и другие корабли союзников, но не смогли атаковать их. «I-124» была потоплена американским эсминцем «Эдсолл» и австралийскими тральщиками «Делорэн», «Литгов» и «Ка-тумба» 20 января, когда ставила мины у австралийского порта Дарвин.

В центральной части Тихого океана действия японских подводных лодок оказались более успешными. За первую половину января большей части подводных лодок, действовавших у Тихоокеанского побережья США, пришлось уйти из своих районов патрулирования и вернуться на остров Кваджелейн для приема топлива. Проходя на обратном пути мимо Гавайских островов, «I-9» выпустила имевшийся на ее борту гидросамолет, который произвел успешную разведку американской базы Пирл-Харбор. 7 января подводная лодка «I-25», возвращаясь в базу, обнаружила между островом Джонстон и Маршалловыми островами гидроавиатранспорт, на палубе которого стояли самолеты. «I-25» выпустила по нему четыре торпеды и донесла о его потоплении, но в составе американского флота не имелось такого гидроавиатранспорта, и в тот день не было потеряно ни одного американского корабля. Этот инцидент до сих пор остался загадкой. Следующий же контакт между японскими подводными лодками и американским авианосцем был вполне реальным. 11 января «I-6» атаковала авианосец «Саратога», а донесла о потоплении авианосца «Лексингтон». Эта ошибка на некоторое время спутала японские оперативные планы. «Саратога» не пошел ко дну, как считали в Японии, хотя фактически он был выведен из строя и отправлен для ремонта на Тихоокеанское побережье США. В результате авианосные силы США на Тихом океане в течение нескольких последующих месяцев были ослаблены на 25%. [95]

К началу марта 1942 года Япония имела все основания быть довольной достигнутыми успехами. В довоенное время самые оптимистичные японские военные руководители считали, что на все это уйдет год, при этом будет потеряна треть корабельного состава флота. Однако фактически поставленные задачи удалось решить за три месяца, и Япония потеряла только пять эсминцев, семь подводных лодок, девять малых кораблей и торговых судов общим тоннажем 170000 тонн.

Замыслы японского командования в начальный период военных действий предполагали использование подводных лодок преимущественно для обеспечения действий своего надводного флота, и лишь во вторую очередь — для нарушения торгового судоходства противника. Хотя успехи японских подводных лодок оказались более чем скромными, они были реальны. Если бы не данные разведки, полученные от подводных лодок, «Рипалс» и «Принс ов Уэло могли бы выполнить поставленную перед ними задачу, и эффектная победа обернулась бы жестоким поражением Японии. В Японии считали, что лодка «I-6» потопила «Лексингтон», и хотя она только повредила «Саратогу», это был такой успех, каким не могла похвастать ни одна подводная лодка союзников.

Как и в военно-морских флотах других стран, в Японии приписывали своим подводным лодкам победы, каких они в действительности не одерживали. Но в то же время было непонятно, как единственная находившаяся у атолла Уэйк американская подводная лодка могла повернуть обратно, бросив на произвол судьбы защитников атолла. Операции японских подводных лодок с использованием гидросамолетов и сверхмалых подводных лодок свидетельствовали об изобретательности японских подводников, но серьезного успеха эти операции не приносили. Вероятно, те же подводные лодки могли принести гораздо больше пользы, если бы они вели обычные боевые операции. Что касается второй задачи японского подводного флота — нарушения торгового судоходства, то результаты действий японских подводных лодок, потопивших в Индийском океане много судов, превосходили в этом отношении успехи союзников. Немцы были заинтересованы в том, чтобы японские подводные лодки расширили свои операции по нарушению торгового судоходства [96] в Индийском океане, поскольку каждый потопленный там корабль союзников соответственно уменьшал их число в Атлантическом океане, где в самом разгаре была так называемая битва за Атлантику.

Примечательно, что в такой стране, как Япония, которая в большой степени зависит от морских перевозок, судоходство было организовано плохо. Между ведомствами, осуществлявшими перевозки в интересах армии, флота и министерства вооружений, почти не было взаимодействия. Гражданские суда выходили в море порожняком, а возвращались с сырьем. Суда, принадлежавшие армии и флоту, выходили из японских портов, груженные войсками и военными материалами, и возвращались в балласте. Было странно, что в этой стране, которая испытывала острый недостаток в грузовых судах, регулярно совершались порожние рейсы на большие расстояния. Танкерный флот, в котором позднее Япония стала испытывать наибольший недостаток, практически не использовался до тех пор, пока не были захвачены нефтяные источники в Голландской Индии и пока не была налажена их эксплуатация.

В Японии не была отработана система конвоирования и охранения судов. Не имелось единого командования кораблей охранения, общего плана организации связи. Объединенный флот Японии включал в свой состав почти все эсминцы и тщательно оберегал их. Он возражал против передачи даже небольшого числа эсминцев для охранения конвоев.

Нередко эскадренные миноносцы совершали обычный переход из одного порта в другой, в то время как тем же самым путем шли неохраняемые конвои с ценным грузом. Командиры эскадренных миноносцев с презрением относились к задачам охранения и конвоирования судов. Их основной задачей был ночной бой и торпедная атака (в этом отношении они были на высоте, в то время как американскому флоту приходилось приносить большие жертвы, обучаясь этому искусству). Однако в противолодочных действиях японские эсминцы уступали американским. Со временем потери японских кораблей возрастали во все большей степени, в то время как американские эсминцы, успешно овладевая искусством ночного боя, несли при этом меньший урон. [97]

Дальше