Примечания
{1}Последняя должность адмирала Клэри на действительной военной службе — командующий Тихоокеанским флотом США. Командуя подводной лодкой «Пинтадо», 6 августа 1944 года он потопил японское судно «Тонам Мару № 2» водоизмещением 19262 тонны; считается самым крупным торговым судном, потопленным американской подводной лодкой. — Прим. авт.
{2}В начале постройки подводной лодки министерство ВМС учредило дефис в ее названии: «Арчер-Фиш» («Стрелец-Рыба»). Экипаж продолжил эту традицию, несмотря на последующие попытки изменить написание названия. — Прим. авт.
{3}Воинское звание коммандер в ВМС США соответствует званию капитан 2 ранга в Советском ВМФ. — Прим. ред.
{4}Воинское звание кэптен соответствует званию капитан 1 ранга в Советском ВМФ. — Прим. ред.
{5}Все японские имена даны в книге в порядке, как принято, в западных странах: вначале идет имя, а затем — фамилия, а не так, как принято в Японии: фамилия, а затем — имя. — Прим. ред.
{6}Один ярд = 919,4 мм. — Прим. ред.
{7}В результате внезапного удара по американскому флоту в Перл-Харборе на Гавайских островах 7 декабря 1941 года японцы уничтожили главные силы американского флота — были повреждены или потоплены восемь линкоров, три крейсера, три эсминца и другие корабли. — Прим. ред.
{8}Эти данные не совпадают с данными советских исследователей. — Прим. ред.
{9}Воинское звание лейтенант-коммандер в ВМС Японии соответствует званию капитан 3 ранга в Советском ВМФ.— Прим. ред.
{10}Одна морская сажень=1,829 м. — Прим. ред.
{11}Воинское звание лейтенант в ВМС США соответствует званию капитан-лейтенант в советском ВМФ. — Прим. ред.
{12}«SS» — условное буквенное сокращение, принятое в ВМС США для обозначения дизельных торпедных подводных лодок; за ним следуют цифры — их бортовые номера. — Прим. ред.
{13}УЛТРА — условное обозначение военно-морской разведки США. — Прим. ред.
{14}Энсин—первичное офицерское звание в ВМС многих иностранных государств. — Прим. ред.
{15}Ввиду сложности формы обращения к вышестоящему начальнику, принятой в ВС Японии, автор взял за основу форму обращения, принятую в ВС США. — Прим. ред.
{16}Капеллан— военный священник. — Прим. ред.
{17}Уорент-офицер — промежуточное звание между унтер-офицерским и офицерским составом. Соответствует званию мичман в Советском ВМФ. — Прим. peд.
{18}У командира «Синано» Тосио Абэ было звание кэптен, но он стал кандидатом в контр-адмиралы и должен был получить это звание, когда авианосец присоединится к боевым соединениям. На корабле было еще четыре офицера в звании кэптен. У них это звание соответствовало их должности: старший помощник командира Миками, штурман Накамура, командир артиллерийской боевой части корабля Йокота и командир электромеханической боевой части Коно. — Прим. авт.
{19}Объединенная комиссия по определению потерь считает, что подлодка «Скэббардфиш», находясь в районе № 4, расположенном к востоку от местонахождения «Арчер-Фиш», 16 ноября потопила в точке 28 градусов 56 минут северной широты, 141 градус 59 минут восточной долготы торговое судно «Кисараги Мару» водоизмещением 875 тонн. В 7.00 по местному времени того же дня доклад по радио от «Скэббардфиш» о потоплении судна поступил командующему подводными силами Тихоокеанского флота. — Прим. авт.
{20}«Арчер-Фиш» передавала сводку погоды командованию бомбардировщиков Б-29 на базу Гуам. Инрайт находился в радиорубке во время передачи и сам слышал, как японский радист запрашивал повторить передачу, а также подписное время. — Прим. акт.
{21}«Скэббардфиш» в подводном положении торпедировала японскую подлодку в надводном положении. Когда коммандер Ганн приказал своей лодке всплыть, он увидел пять уцелевших японских моряков. Только один из них дал себя спасти. Это был торпедист, который сообщил при помощи жестов и карты, что он с подводной лодки «I-365» и что они возвращались после 50-суточного патрулирования мористее Гуама. — Прим. авт.
{22}Перехваченный радиосигнал исходил от подводной лодки «Арчер-Фиш». — Прим. авт.
{23}В ноябре 1944 года существовала несколько странная структура ВМС Японии. Во главе Объединенного флота находился его главнокомандующий, со штабом в Токио. Флот включал: главные силы — северное соединение, соединение «А» — центральное соединение, соединение «С» и 2-е ударное соединение — соответственно авангард и тыл южного соединения. Кроме того, в Объединенный флот входили передовое соединение (только подводные лодки), соединение юго-западного района, 5-я и 6-я базы ВВС, 2-й воздушный флот, силы охранения юго-западного района и транспортное соединение.— Прим. ред.
{24}Только после войны Инрайт узнал, что в Японии не было кораблей с названиями «Хаятака» и «Хитака». Настоящее название авианосца — «Хийо». Объяснение было найдено в книге «История военно-морских операций США во второй мировой войне» (том VIII), которую написал адмирал Самуэль Морисон. — Прим. авт.
{25}Перевод С. Маршака. — Прим. ред.
{26}Крибидж — карточная игра. — Прим. ред.
{27}Обувь на деревянной подошве. — Прим. ред.
{28}Ноу-доуз — таблетки от сна. — Прим. ред.
{29}Хs — обозначение на карте, которое указывало место скопления американских лодок, где было потоплено много японских кораблей. — Прим. ред.
{30}Кордит— бездымный нитроглицериновый порох. — Прим. ред.
{31}Войну на море в зоне Тихого океана против ВМС Японии вел Тихоокеанский флот США (главнокомандующий адмирал Нимитц), состоявший из трех флотов: 3, 5 и 7-го (командующие соответственно — вице-адмиралы Хэлси, Спрюэнс и Кинкейд), а с января 1945 года в боевые действия в составе 3-го флота подключился на правах отдельного оперативного соединения и Тихоокеанский флот Англии (командующий адмирал Фрейзер). Причем 3-й и 5-й флоты, оставаясь неизменными по составу сил и средств, начиная с июня 1944 года меняли свое название несколько раз, в зависимости от того, кто из командующих поднимал на флоте свой флаг, Хэлси или Спрюэнс. — Прим. ред.
{32}Директивой Объединенного флота Японии предписывалось корабли Специального ударного соединения заправить топливом только на переход до острова Окинавы. Но начальник топливного хранилища привял решение не лимитировать в топливе боевые корабли этого соединения и вместо предписанных 2 000 тоны корабли ваяли на борт по 8 000 тонн топлива. — Прим. авт.