Naval Historical Center, Operational Archives, Navy Department, Washington, D. G, hereafter cited as NHC-OA, Miscellaneous Fib, Chief of Naval Operations to various addresses, Op-23N-l/31/42, Serial 018023, 31 January 1942, SS
preliminary conversion to AK (Морской Исторический Архив, Оперативные Архивы, Морское Министерство, Вашингтон, округ Колумбия, далее цитируется как NHC-OA; документ «Разное», высланный Командующим Морскими Операциями в различные адреса Op-23N-l/31/42, номер 018023, 31 января 1942 года: пароходы «Эвелин» и «Кэролин» предварительное преобразование в АК).
{5} Дайер. На «Тредмилл» до Перл-Харбора с. 373. Мак-Кри (МсСrea) был старшим офицером флагманского линкора «Пенсильвания» (ВВ55) при Морском Министре Чарлзе Эдсоне. Находились на нем также вице-адмирал Эдолфас Эндрюс, командующий Быстроходным флотом и контр-адмирал Е, Дж. Кинг, из Совета Морского Министерства Мак-Кри впоследствии стал флагманским специалистом и получил чин капитана. Он был командиром корабля «Айова».
Sherwood, Robert E Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. [271] P. 767. Шервуд пишет об озабоченности Рузвельта и беспокойстве Черчилля атаками подводных лодок и указывает, что 6 февраля послал премьер-министру каблограмму, в которой сообщил вопрос срочно обсуждался Старком, Кингам и им. Шервуд также пишет, что в ноябре 1943 года Рузвельт поднялся на борт «Айовы» для плавания в Оран, Алжир. Командиром «Айовы» был капитан Мак-Кри, друг Рузвельта и бывший адъютант Морского Министра.
{20} NHC-OA. Документы судов-ловушек личное и конфиденциальное письмо от контр-адмирала в отставке Т. Дж. Гайана-младшего вице-адмиралу У. С Фарберу, Морское Министерство,
Вашингтон, округ Колумбия 12 февраля 1946 года (рассекречено)
К главе 3
{21} Donitz Memoires, P. 198, 202.
{22} Ibid, P. 195–198.
[272]
{23} National Archives and Records Administration, National Archives, Washington, D. С hereafter cited as NARA (Национальная Администрация Архивов и Записей, Национальные Архивы, Вашингтон, округ Колумбия, далее цитируемая как NARA): Германские радиосообшения ВМС /подводного флота. Переводы и заключения. RC 457, Бокс №7 (NSA)SRGN 5514–6196, 9 января 1942 года;
NHC-OA, Дело «Подводные лодки»: Военные дневники командования подводного флота 9 января 1942 года.
{24} Reche. Die «Quadratur der Meere». S. 120–122.
{25} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 73, 74.
{26} Van Der Vat Stealth at Sea P. 158–173, 202;
Hadley. Count Not the Dead. P. 80–82.
{27} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 74.
Рохвер определил цель как пароход «Сан-Хосе». Грузовое судно в 4000 тонн, потопленное Хардегеном, так и не было идентифицирована В документе «Дело потерянных кораблей» Береговой Охраны США указывается, что судно «Сан-Хосе» затонуло после столкновения с пароходом «Санта-Элиза».
{28} NARA: Германские радиосообщения ВМС/Подводных лодок, 17 января 1942 г.
{29} Donitz Memoires, P. 203, 207.
{31} NHC-OA. Документы судов-ловушек «Разное». Меморандум адмирала Г. Р. Старка в различные адреса Дело Op-23-RSM, 23 января 1942 года
{32} NHC-OA. Bureau of Naval Personnel, Enlisted Detail Office, письмо в адрес Начальника Морского Персонала по вопросу: Противолодочные суда информация о них, от 22 июня 1942 года
{33} NHC-OA. Меморандум о соглашении между Морским Министерством и Морской Комиссией, относящемся к аренде пароходов «Эвелин» и «Каролин»;
Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 1:435. С 446–447.
{34} Личный состав кораблей «Этик» и «Эстерион»: форма 331-А, утвержденный 31 января 1942 года копия в собственности автора
{35} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Послание COMINCH Командующему Охраны Восточной Морской Границы, группа «Дата-время» 201345JAN42.
{36} Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 2:33.
[273]
{37} Ф. Дж. Лафтон директору Бюро Бюджета, Вашингтон, округ Колумбия, внутриофисный меморандум от 17 февраля 1942 года копия в собственности автора.
{38} Описанные подробности основаны на беседе автора с контр
-
адмиралом У. У. Хонекером в ноябре 1955 года.
NHC-OA. Дело судов-ловушек. Письмо адмирала Старка мистеру Роберту В. Флемингу от 19 февраля 1942 года, Вашингтон, округ Колумбия
Публичное Поручительство Правительства США от 19 февраля 1942 года о переводе 500 000 долларов из Чрезвычайного Фонда Президента Морскому Министерству копия в собственности автора
{39} NHC-OA. Личные дела офицеров ВМС США.
{40} Рассказ о встрече Райана с Легуеном и Хиксом основан на воспоминаниях Легуена, сообщенных автору при встрече с капитаном в Норфолке, Вирджиния, в 1951 году и на беседах автора с Легуеном и Хиксом в период выполнения переоборудования судов в феврале и марте 1942 года, в Портсмуте.
{41} Из разговора при общении автора с Легуеном и Хиксом в период работ по переоборудованию судов в феврале и марте 1942 года в Портсмуте.
{42} NHC-OA. Дело Охраны Восточной Морской Границы. Командующий Северо-Атлантической Военно-Морской Береговой Границей, Штаб; Командующий Охраной Восточной Морской Границы Главнокомандующему флотом США, Суда-ловушки, 29 января 1942 года.
{43} NARA. Документ SRMN-038 «Функции Секретной Комнаты (F-21) в Военной Разведке COMINCH, Атлантический Отдел Противолодочной Войны, Вторая мировая война (без даты)». Послание Адмиралтейства, группа «Дата-время» 121716 от 12 января 1942 года в COMINCH.
{44} NHC-OA, Личные дела офицеров ВМС США. Гленн Уолкер Легуен-младший и Гарри Линвуд Хикс.
К главе 4
{45} От Начальника Бюро Навигации мичману Кеннету М. Бийру, корабль «Северная Каролина» через командира, приказ 19666 от 2 февраля 1942 года «изменение места службы»: оригинал в собственности автора.
Большая часть рассказанного в этой главе основана на воспоминаниях автора о деятельности, дискуссиях и ассоциаций. Воспоминания [274] стимулировались посещениями авторам верфи во время подготовки рукописи.
{46} NHC-OA Дело судов-ловушек. От Помощника Командующего Морскими Операциями. Ор-10 Ни, Вашингтон, Командующему Охраной Восточной Морской Границы, о кораблях ВМС США «Эстерион» (АК100), «Этик» (АК101) и «Игл» (AMI 32), 30 марта 1942 года, Приложение (A): Характеристики трех кораблей.
{47} Морское Министерство США. Словарь американских боевых кораблей. 6:233.
Потеря «Сквалуса» кратко описывается в статье о подлодке «Сэйлфиш».
{48} Автор и лейтенант Эд Джойс часто встречались для обсуждения как служебных дел, так и личных вопросов. Впечатления автора об офицерах «Этика» большей частью сложились в результате высказанных Джойсом мнений и комментариев. Одной из тем личных бесед были различия в стиле руководства Нэвилла и Даффи. Позднее собеседники обменялись мнениями и в оценке Хикса и Легуена, Шванера и Деккелмэна, но во всех случаях приходили к заключению об удачном выборе, сделанном Райаном и Мак-Коллом.
{49} Цитата из «Счастливого Мешка», изданного в Морской академии США (Рочестер, Н-Й, Дюбуа-Пресс, 1929 г.) С 167.
{50} Морское Министерство США Словарь американских боевых кораблей. 6:233.
{51} NHC-OA Дело судов-ловушек. Послание Коменданта верфи в Портсмуте, Н.-Г. в OPNAV вице-адмиралу Фарберу, Мэйлгрэм 061310, 6 марта 1942 года. «Ввод кораблей в строй».
{52} NHC-OA Дело судов-ловушек. Письмо Заместителя Командующего Морскими Операциями в Охрану Восточной Морской Границы., 30 марта 1942 года по вопросу кораблей ВМС «Эстерион», «Этик» и «Игл».
К главе 5
{53} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, глава 2. Суда-ловушки, октябрь 1943 года, 6. Приводится краткое изложение оперативного приказа.
{55} NHC-OA Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод ГС/30305а, 1–15 марта 1942 года.
Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 82. [275]
{56} NHC-OA, Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод РО/30305а, 1–15 марта 1942 года, с 123.
{57} Для обсуждения вопросов тактики Легуен своих офицеров собирал периодически, обычно по вечерам. Подобные занятия имели целью тренировку и оценку его вахтенных офицеров. Описание событий этой главы большей частью основано на результатах личного участия автора в занятиях. Где было возможно, приводились источники.
NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 6.
{58}
Все отчетные документы, включая счета поставщиков и погашенные чеки «Риггс Нэшнл Бэнк» по судам-ловушкам, в настоящее время находятся в собственности автора Они вполне могли быть уничтожены офицером безопасности, если бы с автором не связались для идентификации их содержания, считавшегося секретным. Документы были рассекречены. В подходящий момент эти оригинальные бумаги будут подарены соответствующему архиву или музею.
{59} Долорес М. Куелетт. Письмо автору от 14 января 1991 года.
{60} Delston, Ethel D.
Of Love RememeberecL Вдова лейтенанта Дэниэла Деккелмэна выразила в этой книге всю печаль и отчаяние. Сведения о миссис Деккелмэн, впоследствии вторично вышедшей замуж, основаны на материале этой книги и нескольких бесед с сыном Деккелмэна, врачом, живущим в Нью-Йорке.
{61} Anthony.
Dawn to the Sea in Ships
{62} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 8.
К главе 6
{63} NARA. Военный дневник подлодки U-123 (Вахтенный журнал) 1 марта 1942 г. Микрофильм Т 1022 2973 (Далее ссылки на военные дневники подводных лодок приводятся сокращенно как Вахтенный журнал и далее номер подлодки.) Переводы дневников с немецкого на английский выполнены Фредом Н. Гейлом и автором). Порядок заполнения Вахтенного журнала предусматривал запись в дневник каждые четыре часа с указанием местоположения лодки (квадрат) и через каждые двенадцать часов указывать направление и силу ветра, состояние моря, облачность, дальность видимости, полное число морских миль, пройденных за последние сутки и от базы, а кроме того, расстояние, пройденное за день в погруженном состоянии. Каждую запись подписывает командир лодки.
[276]
{64}
NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы. Суда-ловушки, 8.
{65} Инструкция по оружию Морского Министерства №747 (1-я редакция). Глубинные бомбы Mk 6, Mk 6 mod 1, Mk 7, Mk 7 mod 1. Инструкция по пользованию и содержанию. Переиздана 22 декабря 1943 г.
Порядок соблюдения мер безопасности при обращении с глубинными бомбами приведен в соответствии с указанной инструкцией.
{66}
NHC-OA. Дело судов-ловушек. Доклад командира корабля «Эстерион» Командующему Охраны Восточной Морской Границы. «Сообщение о первом походе корабля «Эстерион» (пароход «Эвелин»)» 3 мая 1942 года, далее цитируется как «первый поход «Эстерион».
{67} NHC-OA Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы.
Суда-ловушки, 7–8. Приводится краткое изложение второго оперативного приказа.
{68} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 24 марта 1942 года
{70} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{71} Вахтенный журнал U-123
К главе 7
{72} Вахтенный журнал U-123. 25–26 марта 1942 г.
{73} Здесь автор хотел бы особо отметить, что, за исключением двух радиограмм, переданных «Кэролин», о событиях, происходивших на этом судне-ловушке, никаких документов, по которым можно было нарисовать картину событий, нет. Автор реконструировал ее так, как он себе ее представлял, основываясь на своих сведениях о корабле и личном составе и на своем анализе задокументированных торпедных атак, и со всей серьезностью старался изложить эту картину так, чтобы читатель смог себе представить, как произошла гибель «Кэролин»/»Этик». Описанные события совместимы с данными Вахтенных журналов U-123 и U-105. Фамилии членов команды подлинные (Приложение 1), и распределение их соотвествует рангу и организации корабля.
{74}
Вахтенный журнал U-123. 27 марта 1942 г. Bibliothek für Zeitgeschichte далее цитируется как «BZ». [277]
Schussmeldung U-123 (Отчет об израсходованных торпедах U-123). № 5556 от 27 марта 1942 г.
{75} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Радиотелеграмма корабля «Кэролин» 00:55 (GMT Greenwich Mean Time) 27 марта 1942 г.
{76} То же. Радиотелеграмма корабля «Кэролин» 0055 ГМТ 27 марта 1942 г.
{77} Вахтенный журнал U-123. 27 марта 1942 г. BZ. Schussmeldung U-105 (Отчет об израсходованных торпедах U-105). № 5596 от 27 марта 1942 г.
{78} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87: «Ha U-123 слышали один взрыв и наблюдали небольшой бортовой крен цели. Возможно, торпеда в цель попала, но не взорвалась».
{79} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 26 марта 1942 г.
NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы.
Суда-ловушки, 9.
{80} BZ. Schussmeldung U-123 (Отчет об израсходованных торпедах U-123) № 5556 от 27 марта 1942 г. в 04:30 среднеевропейского времени.
{81} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 26 марта 1942 г.
{82} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{83} Hardegen. Auf Gefechtstationen! S. 204
{84} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона».
29 марта 1942 г.
{86} Перед выходом в море Нэвилл сообщил офицерам об атаках подводных лодок, о которых его информировал Фэрли.
К главе 8
{87} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 88. Нэвилл имел в виду атаку подлодки U-754 под командованием Иоханнеса Естерманна на буксир «Меноминея» и три баржи, которые он тянул, 31 марта 1942 г.
{88} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 4 апреля 1942 г.
{90} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 87.
{91} Donitz Memoires. P. 193.
{92} Sherwood, Robert E.
Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. P. 374, 382–383.
[278]
{96} NHC-OA Штаб германских подводных сил. Военным дневник, перевод PG/30306a-30308b, 1 апреля 30 июня 1942 года, с 5.
{97} NARA. Вахтенный журнал U-552 (капитан-лейтенант Эрих Топп). Микрофильм Т 1022 Ролик 2981–2982, 1–15 апреля 1942 г. События с участием U-552, изложенные в конце этой главы, заимствованы из вахтенного журнала U-552, исключая особо отмеченные
{98} NHC-OA. Дело судов-ловушек Первый поход «Эстериона». 4 апреля 1942 г.
NHC-OA. Штаб германских подводных сил. Военный дневник, перевод PG/30306a-30308b, 10 апреля 1942 года.
{99} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 85–86.
{100} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, апрель 1942 г.
{101} Вахтенный журнал U-552. 7, 10 апреля 1942 г.
Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 89.
{102} Вахтенный журнал U-552. 11 апреля 1942 г.
{103} То же, 11–12 апреля 1942 г.
{104} Morison. Battle of the Atlantic. P. 154–155.
К главе 9
{105} Этот инцидент с Береговой Охраной у устья реки Сент-Джонс стоит у меня перед взором в то время, как я описываю его, так же отчетливо, как в день, когда он произошел. Для этого удивительно безрассудного для Легуена поступка я не могу найти другого объяснения, как только следствие отчаяния от сорвавшихся планов. И на некоторое время мое мнение об этом прекрасном офицере несколько поблекло. Главное, что беспокоило меня тогда высокая вероятность признания нашего корабля вражеским и последующая бомбежка с воздуха с гибельными последствиями. Интересно отметить, что в отчете командира о первом походе об этом не упоминается. Охрана Восточной Морской Границы в своем военном дневнике отметила инцидент туманными выражениями: «контакт с дружественным надводным судном ...создал неловкую ситуацию».
{106} NHC-OA. Военный Дневник Охраны Восточной Морской Границы, глава 2. С 10–11.
{107} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV). Штаб Командующего Морскими Операциями. Меморандум в Дело, далее цитируемый
[279] как OPNAV, от 21 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на американском танкере «Оклахома», Стандард Ойл Компани. Автор мичман А. Дж. Пауэрс.
{108} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 21 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на американском танкере Эссо Батон Руж», Стандард Ойл Компани. Автор мичман А Дж. Пауэрс.
{109} Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 151.
{110} Вахтенный журнал U-123. 9 апреля 1942 г.
NHC-OA Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 25 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на пароходе «Эспарта», Стандард Ойл Компани. Автор мичман А. Дж. Пауэрс.
{111} Вахтенный журнал U-123. 9 апреля 1942 г.
{112} То же. 10 апреля 1942 г.
{114} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 10 апреля 1942 г.
{115} При просмотре черновика рукописи знающим морским историком, последний заметил, что этот анекдот ходит в кругах моряков уже много лет. Источник его неизвестен. В то время, когда Нэвилл рассказывал об этом инциденте, причин сомневаться в подлинности событий не было. С надеждой позабавить читателя мы оставили этот анекдот в книге, извиняясь перед неизвестным автором его.
{116} NARA, Вахтенный журнал корабля ВМС «Дальгрен». 9 марта 1942 г
{117} Вахтенный журнал U-123. 10 апреля 1942 г
{119} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 27 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на «Галф Америка».
Автор лейтенант Г. Э. Бирч.
{121} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{123} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона». 11 апреля 1942 г.
{124} Описание этого эпизода автор приводит по памяти, пересказывая не буквально, а лишь суть высказываний Легуена и последовавших за ними событий. В 1951 году автор посетил Легуена в Норфолке, Вирджиния, когда он был командиром корабля «Калверт» (АРА32). Обсуждались многие вопросы, относящиеся к «Эстериону», но особо Легуен остановился на упущенном шансе боя с подлодкой у берегов Флориды. Эта беседа восстановила
[280] события того дня в апреле 1942 года. Некоторые данные по времени суток взяты из Вахтенного журнала U-123 и вахтенного журнала эсминца «Далгрен».
{125} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{129} NARA. Вахтенный журнал корабля ВМС «Дальгрен». 11 апреля 1942 г.
{130}
NHC-OA. Военный Дневник Охраны Морской Границы Залива, 11 апреля 1942 года.
{131} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{132} По представлениям автора, основанным на беседе с Нэвиллом, Легуен предпочел устно доложить Охране Восточной Морской Границы об инциденте с подлодкой вместо письменного донесения. Что именно было доложено, неизвестно. Письменного отчета в документах Морского Исторического Центра не обнаружено, равно как не обнаружен в Национальном Архиве официальный вахтенный журнал корабля «Эстерион» (АК100/АК63).
К главе 10
{133} Вахтенный журнал U-123. 11 апреля 1942 г.
{134} Тоже
{135}
То же, 12 апреля 1942 г.
{136}
NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 27 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Лесли». Автор лейтенант Г. Э. Бирч.
{137} Вахтенный журнал U-123. 13 апреля 1942 г.
{139} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 5 мая 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Корсхольм». Автор мичман Э. Г. Пауэрс.
{140} Вахтенный журнал U-123. 13 апреля 1942 г.
{142} То же, 14 апреля 1942 г.
{143} NHC-OA. Дело судов-ловушек. Первый поход «Эстериона».
14 апреля 1942 г.
{144} NHC-OA. Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 23 апреля
1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Эмпайр Траш». Автор мичман Э. Г. Пауэрс.
Rohwer. Axis Submarine Successes. P. 90. [281]
{145} Вахтенный журнал U-123. 16 апреля 1942 г.
{146} То же, 17 апреля 1942 г.
NHC-OA Дело «Морских Операций» (OPNAV), от 23 апреля 1942 г. Собрание сообщений, уцелевших на судне «Элкоэ Гайд». Автор мичман Э. Г. Пауэре.
{147} Вахтенный журнал U-123. 23 апреля 1942 г.
{148} Gannon, Michael.
Operation Drumbeat. New York P. 406–407. По этому же вопросу беседа с Рейнгардом Хардегеном в Куксхавене (Альтенбрух) в Германии в июле 1992 г. Мистер и миссис Хардеген были гостями миссис Бийр и автора на обеде в отеле «Дойчес Хаус» в Альтенбрухе Рейнгард Хардеген получил от меня список вопросов об атаке «Кэролин»/»Этик». Ответы на эти вопросы обсуждались во время обеда и после
{149} Вахтенный журнал U-123. 10 февраля 2 мая 1942 г. «Особый опыт (Besondere Erfahrungen). С. 36–37
{150} Count Not the Dead; The Popular Image of German Submarine. P. 97–101, 180–181.
{151} Gannon, Michael.
Operation Drumbeat. New York. P. 406–407. Беседа с Рейгардом Хардегеном.
{152} Donitz Memoires, P. 219.
{153} Tarrant, V. E.
The U-boat Offensive, 1914–1945. P. 107.
{154} United Kingdom Ministry of Defense
German Naval History: The U-Boat War in the Atlantic, 1939–1945. London: Her Majesty's Stationary Office, 1989. P. 1–6, 10–11, 15. Этот труд был написан после войны фрегаттен-капитаном Гюнтером Гесслером по заказу британского Адмиралтейства.
{155} NHC-OA. Дело Командующего Морскими Операциями. Морское Министерство. Вашингтон. Рассекреченный меморандум (ранее сверхсекретный) по вопросу резюме о противолодочных операциях против германских подлодок во Второй мировой войне (не датирован).
{156} United Kingdom Ministry of Defense
German Naval History: The U-Boat War in the Atlantic, 1939–1945. London: Her Majesty's Stationary Office, 1989. P. 20.
{157} Morison. Battle of the Atlantic P. 126, 128.
{158} Farago, Ladislas.
The Tenth Fleet P. 89. По официальным данным, погибло 139 человек при потоплении «Этика».
[282]