Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Словарь некоторых авиационных терминов, встречающихся в книге

Аэротермоупругость - аэроупругость с учетом нагрева конструкции от трения воздуха о поверхность самолета при больших скоростях полета

Аэроупругость - раздел механики, в котором изучаются деформации конструкции самолетов под действием аэродинамических сил в полете

Биплан - самолет с двумя несущими поверхностями (крыльями)

Винт изменяемого шага (виш) - воздушный винт самолета, угол установки лопастей которого изменяется в зависимости от скорости и высоты полета

Двигатель воздушного охлаждения - поршневой двигатель, охлаждение цилиндров которого осуществляется потоком воздуха, для лучшего охлаждения цилиндры двигателя делаются ребристыми

Двигатель жидкостного охлаждения - поршневой двигатель, охлаждение цилиндров которого осуществляется омывающей их водой или специальными незамерзающими жидкостями - антифризами

Закрылок - хвостовая часть крыла, отклоняемая вниз при взлете и посадке самолета для увеличения подъемной силы крыла и снижения скорости полета на посадке

Капот - часть наружной обшивки самолета, закрывающая двигатель

Киль - неподвижная часть вертикального оперения, обеспечивающая путевую устойчивость самолета

Консоли (левая и правая) - внешние отъемные части крыльев (см. центроплан)

Критическая скорость - скорость полета самолета, на которой появляются явления флаттера и реверса

Лонжерон - продольная балка, являющаяся основным силовым элементом крыла, фюзеляжа или оперения, бывают схемы крыльев однолонжеронные, двухлонжеронные и многолонжеронные

Маневр вертикальный - маневр самолета в вертикальной плоскости, связанный с набором или потерей высоты, например горка, пикирование.

Маневр горизонтальный - маневр самолета в горизонтальной плоскости, например вираж.

Моноплан - самолет с одной несущей поверхностью (крылом).

Оперение (хвостовое) - аэродинамические поверхности, обеспечивающие путевую и продольную устойчивость самолета и его управление; состоит из вертикального и горизонтального оперения.

Расчалка - элемент силовой схемы конструкции; обычно стальной трос или лента обтекаемого сечения.

Реверс - явление обратное действию элеронов, проявляющееся при недостаточной жесткости конструкции крыла.

Режим полета - различаются следующие основные режимы полета: взлет, набор высоты, набор скорости (разгон), полет крейсерский, полет на максимальной скорости, торможение, планирование, посадка.

Руль высоты - подвижная часть горизонтального оперения, служащая для продольного управления самолетом.

Руль поворота - подвижная часть вертикального оперения, служащая для путевого управления самолетом.

Стабилизатор - неподвижная часть горизонтального оперения, обеспечивающая продольную устойчивость самолета.

Тарировка приборов - проверка правильности показания приборов путем сравнения с эталонами.

Угол атаки (крыла) - угол между направлением набегающего на самолет в полете потока воздуха и хордой крыла.

Усталость конструкции - при многократном нагружении конструкции наступает усталость материала с возможным последующим разрушением.

Флаттер - самовозбуждающиеся колебания крыла или оперения с нарастающей амплитудой, приводящие обычно к разрушению конструкции.

Фюзеляж - корпус самолета; на военных самолетах в фюзеляже размещается экипаж, топливо, боевая нагрузка, на пассажирских - салон для пассажиров.

Хорда (крыла) - теоретическая линия, соединяющая переднюю и заднюю точки профиля поперечного сечения крыла,

Центроплан - средняя часть крыла, самолета; к центроплану крепятся правая, и левая консоли крыла,

Элерон (левый и правый.) - подвижные поверхности, расположенные на концах крыла, служащие для поперечного управления самолетом.

Примечания