Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава двенадцатая.

В Прибалтике

Плацдарм, занятый нашими войсками на берегу реки Великая, был своего рода ключом к воротам Прибалтики. А оттуда открывалась прямая дорога в логово фашистского зверя. Гитлеровцы это прекрасно понимали и дрались из последних сил.

Еще зимой 1944 года в результате успешных операций под Ленинградом и Новгородом советские войска приблизились к прибалтийским республикам. Однако дальнейшее наступление на таллинском и рижском направлениях ни в марте, ни в апреле не увенчалось успехом. Войска Ленинградского фронта остановились на реке Нарва, вступив здесь на территорию Эстонской ССР, 3-го Прибалтийского — восточнее Пушкинских Гор и Идрицы, 1-го Прибалтийского — на восточных подступах к Пскову и Острову, 2-го Прибалтийского — южнее озера Нещердо, на подступах к Полоцку и Витебску.

Пользуясь временным затишьем, летчики нашего полка проводили тренировки, изучали боевой опыт. Особенно много внимания уделялось подготовке нового пополнения.

Эскадрилья имени Олега Кошевого заметно обновилась. На место погибших и откомандированных летчиков прибыли инструкторы авиационных школ для прохождения стажировки. Дрались они храбро, грамотно, обладали высокой техникой пилотирования. Некоторые из стажеров были удостоены правительственных наград, а Георгий Тимофеевич Яценко, ныне генерал-майор авиации, за месяц пребывания в эскадрилье получил два боевых ордена — Красного Знамени и Красной Звезды. Вполне понятно, что, когда они вернулись к инструкторской работе, курсантам авиационных школ было чему у них поучиться. [167]

Затем в эскадрилью пришли молодые летчики Г. Д. Чечулин, Л. И. Ткачев, В. Демидов, М. Новоселов и В. Бесчастный. Некоторые уже имели по нескольку боевых вылетов, даже успели открыть счет сбитым самолетам противника, но большинству только предстояло встретиться с врагом. Им-то и уделялось главное внимание.

* * *

Собираясь нанести решающий удар по нашему плацдарму на реке Великая, противник вел активную разведку нашей обороны. Раньше он старался решить эту задачу с помощью самолетов, в частности хваленых ФВ-189. Но после того как мы еще в январе проучили фашистов у станции Насва, главную ставку на «раму» они перестали делать, изыскивали и находили другие средства.

Однажды утром километрах в шести от линии фронта вдруг всплыл аэростат. С него наверняка наши оборонительные рубежи и подходы к ним были видны как на ладони. Враг вел не только визуальную разведку, но и корректировал огонь.

— «Колбасой», что ли, вздумали нас дразнить? — возмущался командир дивизии Литвинов. — А ну прикажи своим хлопцам, — обратился он к командиру полка Халутину, — пусть разделают ее как следует...

На выполнение задания вылетели два истребителя нашего полка. Десятки людей провожали их взглядами.

— Хочу, братцы, запечатлеть момент, как из этой фашистской «колбаски» с треском вылетит начинка, — сказал нарочито торжественно, чуть ли не продекламировал подошедший к нам офицер.

Я обернулся: на меня смотрели знакомые, смеющиеся глаза.

— Костя! — воскликнул я. — Вернулся? Ребята! Это же Костя Соболев!

Тяжело расстаться с другом, и нет ничего радостнее, чем снова встретиться с ним. Косте крепко жали руку, обнимали его, качали.

— Хватит, братцы, — взмолился он, — спасибо за встречу. Как вы здесь?

— Нет уж, ты рассказывай, — перебил его я. — Как прошла операция, как самочувствие? [168]

— Да все нормально, ей-бо, — с веселой улыбкой отвечал Соболев. — Подлатали, подштопали... Словом, снова с вами...

— Молодец! Никогда не унывает, — похвалил его Ивлев.

Разговор оборвала трескотня зениток. Взоры всех устремились туда, где над землей, на высоте примерно триста метров, висела опостылевшая «колбаса». Небо вокруг нее было густо усеяно черными шапками разрывов. Вражеские зенитчики встретили наших истребителей буквально шквалом огня. Несколько попыток атаковать аэростат так и не увенчались успехом. Самолеты, изрядно посеченные осколками, возвратились на аэродром.

— Вот тебе и хлеба горбушка над лесной опушкой, — невесело присвистнул Соболев.

Полеты других истребителей тоже не дали положительного результата. А вражеские наблюдатели между тем продолжали разведку и корректировку. Уничтожение аэростата стало для полка одной из важнейших задач. Об этом настойчиво просило и командование наземных войск.

— Товарищ командир, разрешите нам разочек слетать, — обратились ко мне Алексей Нестеренко и Юрий Иванов.

Оба были сильными, опытными летчиками, успешно провели уже не один воздушный бой. Но тогда они встречались с самолетами противника, а здесь предстояла искусная игра с зенитным огнем.

— Зря рисковать не позволю, — ответил я.

— Да совсем не зря, — стали доказывать они. — Мы хорошенько обдумали все, план разработали. — И один из них показал листок бумаги.

— Что ж, давайте разберемся...

— Вот, глядите, — указал Юрий на схему, где были нанесены аэростат и охраняющие его зенитные батареи. — Причина неудач наших ребят в том, что они не достигали внезапности атак и всякий раз попадали под губительный огонь. А почему? Летчики старались поразить цель сверху, уже находясь над нею. Противник издали замечал их подход и успевал изготовиться к отражению ударов с воздуха...

— Мысль верная, — согласился я. — Что же предлагаете вы?

— Главное, — вступил в разговор Алексей, — добиться [169] внезапности нападения. Взлетать нужно сразу после подъема «колбасы». Значит, истребители должны быть заранее готовы к этому моменту.

«Вот так соколы, вот так фронтовые академики!» — мысленно восхищался я отважными летчиками, начиная понимать, что им удалось найти правильное решение этой трудной задачи. Ведь здесь нужны и хитрость, и тактическое мастерство.

Нестеренко и Иванов предлагали проскочить чуть в стороне от аэростата, чтобы дезориентировать противника, и непременно на бреющем полете. Затем, углубившись на вражескую территорию, резко развернуться на 180 градусов и атаковать «колбасу» с кабрирования, то есть на переходе в набор высоты. Внезапный налет с тыла лишит вражескую артиллерию возможности вести прицельный огонь. Наши же летчики, если их подобьют, смогут дотянуть поврежденные машины до своей территории.

— Хорошо! Согласен, — одобрил я план летчиков и поспешил на командный пункт.

Взвесив все «за» и «против», командование разрешило смельчакам осуществить дерзкий замысел.

Алексей и Юрий тщательно изучили по крупномасштабной карте местность заданного района, до мелочей продумали и согласовали свои действия на каждом этапе полета. От них требовалась быстрота реакции, ювелирная техника пилотирования. Исход дела решали секунды...

Ожидая сигнала на вылет, Нестеренко и Иванов негромко переговаривались. В это время я получил очередную сводку Совинформбюро. Она принесла огромную радость: войска Ленинградского фронта прорвали линию Маннергейма и штурмом овладели городом и крепостью Выборг.

— Вот видите, товарищ командир! — воскликнул Нестеренко, когда я сообщил эту новость. — Нет таких крепостей, которые русские не сокрушили бы. Мы с Юрой обязательно должны разделаться с «колбасой»...

Самые хорошие взаимоотношения между начальником и подчиненным складываются тогда, когда они научатся с полуслова понимать друг друга, когда младший не слепо, а творчески выполняет приказания старшего. При этих условиях, как правило, успешно выполняются любые боевые задачи. [170]

...Тишину нарушил гул моторов. Самолеты Нестеренко и Иванова стремительно взлетели и над самой землей понеслись к цели.

День выдался ясный. Хотя солнце уже клонилось к западу, оно нестерпимо слепило глаза летчикам. А тут надо было глядеть в оба: самолеты шли в глубь вражеской территории, на высоте каких-то двадцати — тридцати метров. В случае их обнаружения противником они могли быть атакованы истребителями сверху. Вот почему ведомый Юрий Иванов зорко следил за небом, а ведущий Алексей Нестеренко — за наземными ориентирами.

— Аэростат поднят на высоту пятьсот метров, — сообщила радиостанция наблюдения.

— Вас понял, вижу, — ответил по радио Нестеренко, — прохожу южнее его, в западном направлении.

Летчики разогнали скорость до предельной. Деревни, озера, шоссейные дороги и другие наземные ориентиры мелькали под плоскостью с такой быстротой, что Алексей просто не смог бы их опознать, если бы заранее не изучил по карте.

На миг внизу блеснула река Великая, отделявшая наши войска от противника. На смельчаков обрушился град зенитных снарядов. Но рвались они далеко позади и значительно выше самолетов.

Через правое плечо Нестеренко посмотрел назад: «колбаса» осталась справа и позади. Еще немного — и можно будет выходить на цель. Как бы проверяя самого себя, Алексей вдруг спросил Иванова:

— Как думаешь, Юра, не пора?

— Хоть я совсем и ослеп от солнца, — ответил он, — но, думаю, километров пять еще надо протянуть...

— Правильно думаешь, — согласился со своим ведомым командир.

Когда аэростат стал уже еле заметным, Нестеренко подал команду:

— Разворот вправо на сто восемьдесят!

Со скоростью 460–480 километров истребители молниеносно развернулись и взяли курс на цель. Они настолько прижались к земле, что ехавшие по дороге фашисты в панике соскакивали с автомашин и разбегались в стороны.

Нестеренко на миг поднял глаза: впереди, словно детский шарик, покачивался аэростат. Еще минута-другая — [171] и перед глазами всплыла деревушка с десятком разбросанных домов. Это был рубеж перехода в набор высоты под углом тридцать — сорок градусов.

— Приготовиться! — крикнул по радио Нестеренко.

— Есть, приготовиться! — принял команду Иванов.

Над самой деревней истребители так резко взмыли ввысь, что противник не успел даже выстрелить, а наши соколы открыли огонь из пушек с дистанции шестисот — восьмисот метров. «Колбаса» вспыхнула и через несколько мгновений превратилась в серое облако дыма. Когда остатки ее оболочки вместе с тросом плюхнулись на землю, фашисты опомнились и открыли шквальный огонь. Но было уже слишком поздно — истребители неудержимо неслись к своему аэродрому. Как только радиостанция наблюдения передала по радио благодарность наземного командования за отличное выполнение боевого задания, напряжение у Нестеренко вдруг спало, он сразу почувствовал запах спирта, смешанного с глицерином.

— На самолете перебита гидросистема. Заело шасси. Буду садиться на фюзеляж, — передал он на землю.

Подлетев к аэродрому, Алексей снова попытался выпустить шасси, но безуспешно.

— Сажусь на фюзеляж, — твердо решил Нестеренко.

— Не спеши, Леша, — порекомендовал я, взяв в руки микрофон стартовой радиостанции. — Попробуй еще...

В голове лихорадочно метались мысли: как поступить, чем помочь своему подчиненному и боевому товарищу?, Ведь посадка на живот не всегда безопасна. И вспомнилось вдруг, что аналогичный случай был у меня, когда мы с Шевцовым таранили «раму». Тогда Александр подсказал мне, как выпустить шасси, если перебита гидросистема.

— Алексей, — обратился я по радио к Нестеренко, — попробуй выпустить шасси за счет перегрузки при выходе из пикирования.

Самолет трижды набирал высоту, чтобы проделать эту эволюцию, но шасси не выходило. Тогда я посоветовал Нестеренко выполнить несколько бочек. И это не помогло. Аварийный метод тоже не увенчался успехом, поскольку была повреждена и воздушная система. Все способы выйти из создавшегося положения были испробованы. Горючее у летчиков подходило к концу. Осталось одно — разрешить Нестеренко посадку на фюзеляж. [172]

Я посмотрел в небо. Прикрывая своего командира на случай внезапной вражеской атаки, кружил над ним Иванов. «Знаю, — с гордостью подумал я, — этот не бросит в беде боевого товарища, а тем более командира...» Я приказал Юрию идти на посадку.

— А Нестеренко? — вырвалось у Иванова.

— Приказываю вам садиться первому, — повторил я и тут же разрешил Алексею произвести посадку на фюзеляж левее посадочного «Т».

— Вас понял! — почти одновременно ответили оба летчика. Вскоре Иванов, приземлившись, зарулил самолет на стоянку. Наши взоры теперь устремились на самолет Нестеренко, который пошел на второй круг.

Тем, кто не догадывался, что делал в это время Алексей, казалось, будто он дразнит собравшихся.

— Что же он кружит, как ястреб, а не садится? — не сдержал волнения один из молодых летчиков.

— А может, он и в самом деле куропатку высматривает, — с усмешкой отозвался Василий Григорьев.

Алексей неторопливо, как и подобает настоящему мастеру пилотажа, затянул поясные и плечевые ремни, снял очки, выключил зажигание и, перекрыв пожарный кран топливной системы, плавно пошел на посадку. Мы все затаили дыхание, секунды казались часами. Наконец послышался глуховатый удар самолета о землю, и в небо взметнулись густые клубы пыли...

— Скорее туда! — крикнул я водителю стоявшей рядом санитарной машины и вскочил на подножку. К самолету бежали десятки людей.

Когда «скорая» подъехала к истребителю, лежавшему на фюзеляже, пыль уже улеглась. Из кабины вылез улыбающийся Нестеренко. Сделав несколько шагов мне навстречу, он вскинул руку для доклада:

— Товарищ командир эскадрильи...

— Отставить, Леша! Все ясно, — перебил я его.

В эту минуту я не нашел подходящих слов, чтобы выразить свои чувства, и просто обнял Алексея. Подбежавшие летчики подхватили обоих героев на руки и стали качать.

— Сняли все-таки горбушку с неба! Ну и мастера! — воскликнул Костя Соболев, крепко пожимая товарищам руки. — Да им прикажи луну снять, ей-бо, снимут... — Он [173] посмотрел на Григорьева, как бы ища у него подтверждения.

Тот согласно кивнул.

В тот же день мы провели в эскадрилье разбор боевого вылета Нестеренко и Иванова. Их смелые и четкие действия вызвали у всех восхищение. Поздравив Алексея и Юрия с успешным выполнением боевого задания, командир полка сказал:

— Если все мы будем летать, как они, врагу не найдется места в нашем небе.

Мастеров в эскадрилье становилось все больше. Уверенно набиралась сил и опыта молодежь. Особенно радовал меня ведомый Владимир Демидов, которому исполнилось в то время двадцать три года. Много раз летал я с ним на тренировки и все больше убеждался, что из него выйдет отличный воздушный боец. Володя оправдал мои ожидания во время первого же боевого вылета.

Мы сидели в кабинах самолетов, ожидая сигнала. Телефон находился возле моей машины, трубка — у меня в кабине. Я напрямую был связан с командным пунктом, вблизи которого располагался радиолокатор. В трубке чуть слышно звучала передаваемая по радио мелодия старинного вальса. Она настраивала на лирический лад. Вспомнился вдруг дом, выпускной вечер в школе...

От резкого телефонного звонка я даже вздрогнул.

— Цель обнаружена радиолокатором в семидесяти километрах от плацдарма, — сообщал полковник Литвинов. — Приказываю взлетать с набором высоты, курс — на плацдарм. Задачу поставлю в воздухе.

Эскадрилья в составе десяти самолетов взмыла в небо. Боевой порядок выглядел так. Я иду впереди во главе шестерки Ла-5. Мой ведомый — В. Демидов. Справа от меня — пара В. Григорьева с В. Бесчастным, слева — А. Нестеренко с Ю. Ивановым. Сзади, чуть выше, шло звено Н. Ишанова: он в паре с М. Новоселовым, Г. Чечулин с Л. Ткачевым.

Поднявшись до нижнего края облачности, я снова услышал в наушниках голос Литвинова:

— Противник подходит к плацдарму с юго-запада, примерная высота — полторы тысячи метров. Вам доворот влево, будьте внимательны, цель впереди.

— Вас понял, — ответил я. [174]

Только пересекли мы линию фронта, как послышался голос Демидова:

— Товарищ командир, справа впереди вижу «юнкерсов», три группы по шесть самолетов в каждой.

Я внимательно посмотрел в указанном направлении. Действительно, на высоте тысяча сто метров шли три группы бомбардировщиков, которые были еле-еле видны.

— Молодец, Демидов, глаз у тебя верный, — похвалил я ведомого, а Литвинову передал, что цель вижу.

Убедившись, что бомбардировщики идут без прикрытия истребителей, я приказал эскадрилье:

— Шестью самолетами атакую первую группу, звено Ишанова — вторую. Потом все вместе бьем по третьей.

В это время противник был уже на траверзе наших самолетов в восьми — десяти километрах от плацдарма. «Пусть подойдут поближе», — подумал я. Но тут же встревожился: «А если мы не успеем, и «юнкерсы» высыпят бомбы на наши войска?»

— С правым разворотом в атаку за мной! — подал я команду.

Наша десятка дружно набросилась на врага. Четыре «лаптежника» (так мы прозвали тогда Ю-87 за его неубирающееся шасси), объятые пламенем, рухнули в расположении вражеских войск. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и повернули назад. Нам пришлось переключиться на третью группу «юнкерсов».

В один из моментов мой ведомый оказался в выгодном положении для атаки бомбардировщика. Другой на его месте, возможно, не сдержался бы и ударил по врагу. Но Демидов даже в такие горячие секунды боя твердо помнил о дисциплине, о том, что главная его задача — охранять командира.

Боясь упустить противника, я приказал Демидову выйти вперед и атаковать.

— А как же вы, товарищ майор? — вырвалось у него.

— Ничего, Володя, действуй! — подбодрил я ведомого.

В ту же минуту он длинной очередью прошил «юнкерса», будто пригвоздил его к чаще леса.

Маневром самолета я создал Демидову условия для того, чтобы он быстро занял свое место в боевом порядке. Потом похвалил его за меткий огонь. [175]

Бой закончился. В наушниках послышался голос Литвинова. Комдив поблагодарил нас за хорошо организованную атаку и приказал возвращаться домой. В этом вылете, кроме Демидова, сбили по одному самолету Ишанов, Нестеренко, Чечулин и я.

После посадки на аэродроме летчики собрались около моего самолета. Завязалась оживленная беседа. На лицах у всех улыбки. Еще бы: пять сбитых бомбардировщиков! А у нас потерь не было, лишь в машинах Ишанова, Демидова и Чечулина зияли по две-три пробоины.

В этом бою особенно показали себя Чечулин и Ткачев. Николай Андреевич Ишапов говорил о них, словно они совершили геройский подвиг, хотя отлично понимал, что победа была нетрудной, так как «юнкерсов» не прикрывали истребители. Однако Ишанов похвалил ребят неспроста: сегодняшняя воздушная схватка явилась их боевым крещением.

Георгий Чечулин и Алексей Ткачев начали воевать в мае 1944 года. Они летали на воздушную разведку в тыл противника, фотографировали аэродромы, железнодорожные станции и другие объекты. Летали также на штурмовку. От их метких бомбовых ударов взлетали на воздух штабные автобусы, поезда, самолеты на аэродромах.

Стройный, подвижный, похожий на грузина, южанин Ткачев внешне был полной противоположностью немного сутуловатому, медлительному в движениях сибиряку Чечулину. Чечулин обычно смеялся тихо, будто украдкой, а Ткачев наоборот — хохотал громко и говорил шаляпинским басом. А вот характеры, душевные качества у них были одинаковы, оба сражались отважно и врага били без промаха. К концу войны Чечулин был награжден тремя орденами Красного Знамени и Отечественной войны первой степени, а Ткачев — орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны первой степени.

* * *

Каждый месяц приносил новые победы. В первых числах июля фашистские орды, стремившиеся ликвидировать наш плацдарм за рекой Великая, получили сокрушительный контрудар, который затем перерос в большое наступление. [176]

К 11 июля 1944 года наша 315-я авиадивизия перебазировалась на новые аэродромы и приняла участие в наступательной операции на идрицком направлении. В связи с тем что авиация противника в предшествующих боях понесла серьезные потери и снизила свою активность, мы переключились на бомбоштурмовые удары по аэродромам и колоннам войск противника.

В боях за Идрицу летчики соединения уничтожили 75 автомашин, 28 повозок с военными грузами и до роты пехоты. За успешные боевые действия по освобождению этого города Верховный Главнокомандующий в приказе от 14 июля объявил личному составу благодарность.

Наши войска продвигались и на рижском направлении. Под ударами соединений 1-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов левое крыло группы немецко-фашистских армий «Центр» поспешно отходило в западном направлении, а правое крыло группы «Север» было отброшено к Елгаве и Даугавпилсу. Одновременно развивалось наступление на Шяуляй и Клайпеду.

Войска Ленинградского фронта продвигались из района Нарвы на Таллин; 3-го Прибалтийского фронта — из района Псков, Остров на Валгу, Вальмиеру и Цемс; 2-го Прибалтийского — на Идрицу, Резекне и Крустпилс, а в дальнейшем на Тукумс.

В этих условиях противнику ничего не оставалось, как с боями выводить свои части из создавшегося в Эстонии и Латвии мешка на Курляндский полуостров. И это ему удалось. Однако решительные действия войск 1-го Прибалтийского фронта отрезали в районе Клайпеда, Тильзит путь отхода группе армий «Север» (18-я и 16-я армии) в Восточную Пруссию.

К исходу 16 июля советские воины, ломая упорное сопротивление врага, продвинулись на 90 километров вперед, освободили ряд городов и перенесли боевые действия на территорию Литовской ССР. В районе Шкауне (30 км юго-западнее Себежа) первыми вступили на родную землю бойцы 130-го латышского стрелкового полка. Население радостно встретило своих освободителей.

Враг упорно сопротивлялся. Любыми средствами он старался сдержать натиск наших войск, чтобы через Елгаву, Бауске и Даугавпилс вывести свою группировку, находящуюся восточнее Риги. Особенно яростные бои на земле и в воздухе завязались в районах Даугавпилса и [177] Резекне, через которые проходили важные железные и шоссейные дороги. Для противника они имели стратегическое значение.

Перебазировавшись на аэродром, расположенный возле Идрицы, мы сразу же приступили к боевой работе, прикрывали свои наземные войска от ударов с воздуха, вели разведку, летали на свободную охоту.

Жаркий бой пришлось выдержать 16 июля истребителям эскадрильи майора К. Ф. Соболева. Их группа насчитывала восемь самолетов, а противник в два раза больше. «Фоккеры» намеревались бомбить наши войска, наступавшие в районе города Лудза, что восточнее Резекне. Советские летчики дрались геройски и одержали победу. Они сбили четыре вражеских самолета и обратили в бегство остальных фашистов. Эскадрилья без потерь возвратилась на свой аэродром.

На следующий день для прикрытия наземных войск, продвигающихся из Лудзы на Резекне, вылетела моя восьмерка Ла-5. Когда мы пришли в заданный район, там уже работали наши штурмовики. Бомбами и реактивными снарядами они сосредоточенно обрабатывали оборонительные позиции противника. Вражеских самолетов в воздухе не было. Выполнив свою задачу, «илы» без потерь пошли домой. Не успели они скрыться из виду, как на дороге, ведущей к населенному пункту Лудза, показалась колонна вражеских автомашин с пехотой. У меня зачесались руки ударить по ним. Слышу в наушниках басок Нестеренко:

— Видите, товарищ майор, какая змея выползла?

Вместо ответа я связался по радио с комдивом Литвиновым и попросил у него разрешения на штурмовку колонны. Получив согласие, тут же поставил задачу звену Нестеренко:

— Атакуйте автомашины! Мое звено прикроет вас. После трех заходов вы нас прикроете.

— Вас понял! — отозвался Нестеренко.

Спикировав, «лавочкины» ударили по дороге. Яркими факелами вспыхнули две автомашины противника. Еще два захода — загорелась третья. Потом мы с Нестеренко поменялись ролями: в атаку пошло мое звено, а его стало прикрывать наши действия. На дороге появились два костра. Я, не выдержав, крикнул по радио:

— Молодцы, Чечулин и Ткачев, метко стреляете! [178]

Что ж, поработали неплохо, пора возвращаться домой.

На аэродроме инженер эскадрильи Дымченко осмотрел все самолеты и доложил, что машина Бесчастного повреждена осколками зенитного снаряда и будет введена в строй лишь к концу дня. А у Ткачева полностью израсходован боекомплект: перестарался. Пришлось разобрать этот случай, чтобы другие летчики не допускали такой оплошности.

Меня вызвал начальник штаба полка Жаворонков и предупредил, чтобы эскадрилья была в полной боевой готовности.

— В районе Лудзы враг усилил сопротивление, — сказал он. — Продвижение наших войск приостановилось. По имеющимся разведданным, во второй половине дня здесь ожидается контрудар противника, в котором, несомненно, примет участие его авиация.

В том же составе (я с Демидовым, Чечулин с Ткачевым, Нестеренко с Ивановым и Григорьев с Бесчастным) мы с напряжением стали ожидать сигнала на вылет. Ужо в который раз я напомнил летчикам, что противник скорее всего появится со стороны солнца, поэтому в воздухе надо быть максимально осмотрительным и бдительным. В 16 часов мы взлетели и, набрав высоту, взяли курс в район Лудзы. Радиостанция наведения сообщила, чтобы мы находились над озером, на высоте 2500 метров.

Набрали указанную высоту — сплошная облачная пелена. Я передал на радиостанцию, что буду находиться на высоте 2000 метров, где горизонтальная видимость гораздо лучше.

Сделали в этом районе несколько кругов. Слышу по радио позывной радиостанции:

— Я «Медуза»! С северо-запада на высоте тысяча пятьсот — две тысячи метров в ваш район подходит большая группа самолетов противника. Вам курс триста градусов.

Развернулись и прошли заданным курсом четыре минуты. Противник не появлялся. «Неужели мы не видим его?» — подумал я и тут же услышал голос командира дивизии Литвинова:

— Цель справа, впереди, в восьми километрах. Не опоздайте с разворотом для атаки.

— Две группы по шесть «фокке-вульфов» впереди ниже нас, — доложил Демидов. [179]

Ну и Володя! Он всегда первым отыскивая воздушную цель. Не зря ребята прозвали его «радиолокатором».

— Благодарю за бдительность, — передаю Демидову и приказываю: — Атакую своим звеном первую шестерку противника, звено Нестеренко — вторую. В атаку, за мной!

Видимо, фашисты нас не заметили и шли, словно на параде, готовясь беспрепятственно сбросить бомбовый груз на наши войска. Но это им не удалось. Мы одновременно атаковали обе группы. Как бильярдные шары, рассыпались в разные стороны «фокке-вульфы». Куда девалась самоуверенность фашистских летчиков! Поспешно освобождаясь от бомб над своей обороной, они трусливо поворачивали назад. Вряд ли всем удалось бы уйти, если бы Литвинов не приказал прекратить преследование и немедленно возвратиться в район прикрытия своих войск.

— Вас понял, — ответил я, а сам с досадой подумал: «Что за причина? Почему надо прекратить преследование противника?» Но уточнять не решился, так как командир, находившийся возле радиолокатора, вероятно, лучше знал воздушную обстановку. Так оно и вышло.

Едва мы снова появились над озером, как в наушниках послышался голос комдива:

— Я «Медуза», большая группа самолетов противника следует в ваш район с юго-запада. Высота две тысячи пятьсот — три тысячи метров. Вам курс двести десять градусов с набором высоты до четырех тысяч метров.

Заданным курсом на максимальных оборотах моторов мы быстро вышли на указанную высоту. Горизонтальная видимость здесь была отличной, но плохо, что солнце било в глаза.

Пролетели три минуты курсом 210 градусов и снова услышали голос Литвинова:

— Я «Медуза». Вам курс двести двадцать градусов, противник впереди, справа, в десяти — пятнадцати километрах.

Вражеские самолеты опять первым заметил Демидов, вторым Нестеренко. Теперь уже отчетливо видел их и я. Они шли тремя группами в плотном строю, с интервалом 600–800 метров, без эшелонирования боевого порядка по высоте. «Фокке-Вульфы-190» с подвешенными под плоскостями бомбовыми кассетами выглядели неуклюже, напоминали скорее чудовищных каракатиц, чем быстроходных [180] истребителей. Но эти «каракатицы» в любую минуту могли сбросить на наши войска смертоносный груз, поэтому действовать надо было немедленно.

— Атакую первую шестерку, звено Нестеренко — вторую, а затем третью группу, — приказываю я. «Главное, — думалось мне, — разогнать эту армаду, заставить ее сбросить бомбы на свои войска».

Развернувшись на восемьдесят градусов, мы с тысячеметровым преимуществом в высоте понеслись на врага. Такой внезапной атаки, да еще со стороны солнца, противник не ожидал. Но тут кто-то из моего звена чуть было не испортил все дело: открыл огонь трассирующими снарядами со слишком — большой дистанции и тем самым демаскировал нас. Противник, почувствовав опасность, попытался разомкнуть свой боевой порядок, но было поздно. На расстоянии сто пятьдесят — сто метров я нажал гашетку. Огонь пушек был настолько сильным, что ведущий истребитель фашистской шестерки взорвался вместе с бомбами. На землю, занятую врагом, посыпались обломки самолета...

Точно так же расправился с другим «фокке-вульфом» и Василий Григорьев. Остальные хищники, получив, видимо, повреждения, побросали бомбы куда попало и понеслись обратно. Мы бросились было за ними, но тут Нестеренко передал по радио, что его звено атаковано шестью ФВ-190. Нам пришлось пойти на помощь товарищам. Резко развернувшись, мы сразу же увидели, что шесть вражеских истребителей находятся в более выгодном положении. Но мое звено имело преимущество в высоте, и, когда противник кинулся на Нестеренко, мы ударили сверху. Правда, атака получилась не совсем удачной, но враг вынужден был вести бой на вертикалях, где наши Ла-5 имели преимущество над «фоккерами».

В разгар схватки откуда-то появилась еще шестерка ФВ-190. Может, это были остатки разогнанных нами первых двух групп или подоспели на помощь свежие силы. Как бы то ни было, но перевес снова оказался на стороне противника. Однако ни один наш летчик не дрогнул. Нестеренко дрался прямо над Лудзой, а я — южнее города. И хотя бой шел на высоте две — две с половиной тысячи метров, с земли его хорошо было видно. Литвинов все время подбадривал нас: [181]

— Не робей, ребята! Все внимательно следят за вашим боем... Смелее атакуйте врага!

Чувствовалось, что противник был опытным, он много раз ставил нас в невыгодное положение. От вспотевших рук намокли кожаные перчатки, гимнастерка прилипла к телу, не один раз темнело в глазах от чрезмерных перегрузок. Но благодаря отличной выучке летчиков, замечательным качествам Ла-5 мы снова и снова атаковали врага.

— Держитесь, ребята! — вдруг слышу в наушниках голос Соболева. — С шестеркой иду к вам на помощь.

На предельной скорости пикируем за вражескими самолетами. Высота резко падает: 1500... 1000... 800... 600 метров. «Фоккеры» взмыли вертикально вверх, и мы на мгновение потеряли их из виду. Глаза будто застлала темная ночь, но в следующую секунду я снова увидел противника. Однако бить по нему не имело смысла: дальность — 800 метров — была великовата.

Опять отвесное пикирование, дистанция быстро сокращается: 400... 300... 200 метров, высота 800. Фашист рванул вверх и на миг будто замер в моем прицеле. Я дал очередь и, по-видимому, насмерть сразил пилота. В ту же секунду самолет словно завис над пропастью, затем перевернулся через крыло и грохнулся на шоссейную дорогу. Все это произошло на глазах у наших солдат и офицеров. Дальше вести бой противник отказался, а мы не смогли преследовать его потому, что горючее и снаряды уже были на исходе.

После такого напряженного и неравного боя — восемь Ла-5 против тридцати ФВ-190 — казалось, что летчики не смогут вылезти из своих кабин. Однако они выскакивали с такой проворностью, будто на свежие силы проводили тренировку.

— Вот что значит успешный бой! — восхищенно воскликнул подошедший ко мне заместитель командира полка по политчасти подполковник Ф. А. Кибаль. — Хороших орлят вырастил, хвалю...

Возле самолетов сыпались шутки, раздавался смех. На расспросы, как работала в воздухе материальная часть, все пилоты отвечали: «Отлично!» Их оценка была большой наградой для техников, мотористов, оружейников и прибористов. [182]

Технический состав приступил к заправке и осмотру машин, а я стал беседовать с летчиками, чтобы затем все суммировать и доложить командиру полка о результатах воздушного боя.

Командир звена Нестеренко сообщил, что во время первой атаки против шести «фокке-вульфов» Григорьев сбил одного из них. Следующая схватка закончилась безрезультатно, а самолет Бесчастного получил повреждение — бронебойный снаряд покорежил лонжерон. Правую плоскость придется заменить.

Летчик Ткачев доложил, что в один из моментов боя он почувствовал удары в фюзеляж, но мотор продолжал работать хорошо, машина была послушна, поэтому в воздухе он не стал говорить мне об этом. После посадки Ткачев вместе с техником обнаружил пробоину на левой стороне стабилизатора. Эта сторона подлежит замене.

Итак, сбито три самолета противника (одного уничтожил Григорьев, двух — я), во время штурмовки сожжено пять автомашин, убито не менее десятка гитлеровцев. Все самолеты вернулись организованно, звеньями. Результат боевой работы эскадрильи в этот день можно было бы считать отличным, если бы не повреждение двух самолетов.

Конечно, бой есть бой. Нет ничего удивительного в том, что чей-то самолет получит пробоины или даже будет сбит. Меня насторожило другое: поврежденными оказались машины Бесчастного и Ткачева, которые шли замыкающими в звеньях. Что это — случайность или результат недостаточной осмотрительности и взаимодействия в паре? С такого вопроса и начался разбор воздушного боя.

— Скажите, товарищ лейтенант, — обратился я к Ткачеву, — в какой момент вы почувствовали треск в фюзеляже во время боя?

Он встал и с присущей ему застенчивостью ответил:

— Я чуть повернул вправо от Чечулина, чтобы дать очередь по «фоккеру». Смотрю: справа и слева от меня летят трассирующие снаряды, я резко ввел свой самолет в левый разворот и в этот момент услышал треск в фюзеляже...

Летчик с минуту помолчал, затем виновато добавил:

— Признаюсь, товарищ командир, если бы не ваш стремительный маневр, видимо, «фоккер» сбил бы меня... [183]

— Почему не доложили по радио Чечулину, что были в выгодном положении для атаки немецкого истребителя? — снова спросил я.

— Виноват, — ответил Ткачев. — Теперь понял, что так делать нельзя.

Причина повреждения самолета Ткачева стала для меня понятной. Летчик нарушил взаимодействие в бою, бросившись без разрешения командира в атаку, поставил под угрозу себя и Чечулина. Ткачев был бы сбит, если бы не мой маневр вправо, который обеспечил летчику выход из-под удара «фокке-вульфа» и дал возможность быстро подстроиться к Чечулину.

Повреждение самолета Бесчастного объяснялось еще проще: здесь сказалась излишняя беспечность, недостаточная осмотрительность. В один из моментов боя его и Григорьева атаковали два ФВ-190, которые зашли им в хвост. Бесчастного спасло лишь то, что немецкий истребитель стрелял с большой дистанции. Заметив справа трассы снарядов, наш летчик резко ввел свой самолет в правый разворот и сразу же сообщил об этом по радио Григорьеву. Тот довернул вправо и открыл заградительный огонь.

Внимательно выслушав Ткачева и Бесчастного, я предупредил того и другого, чтобы они не допускали подобных оплошностей. Затем по-дружески добавил:

— Поймите меня правильно, ребята: могли бы произойти два нелепых случая. В первом Леонида Ткачева спас я, во втором Володю Бесчастного — Григорьев. Но и сам Григорьев виноват в том, что, потеряв бдительность, позволил «фоккерам» зайти в хвост ведомому. Нельзя забывать, что противник еще силен и активен. Драться с ним надо не только храбро, но и умело.

Закончив разбор воздушного боя, я невольно подумал, что в общем-то хорошее прибыло пополнение.

* * *

Говорят, что время залечивает раны. Это, конечно, так, однако от иной раны навсегда остается неизгладимый след. Нет-нет да и защемит сердце, когда вспомню 24 июля 1944 года. Этот день был траурным не только для меня, но и для всего личного состава полка: с боевого задания не вернулся любимец части, коммунист младший лейтенант Юрий Петрович Иванов. Несмотря на [184] молодость, он уже имел на своем счету пять уничтоженных самолетов противника.

Печальный случай произошел вскоре после освобождения Идрицы. Враг любой ценой пытался удержать опорные пункты Резекне и Даугавпилс. Захватив их, войска 2-го Прибалтийского фронта кратчайшим путем выходили к Риге.

Обстановка в воздухе тоже накалилась до предела. Противник, видимо, подбросил свежие резервы. Его авиация начала действовать группами по 12–18 самолетов.

В первой половине дня 24 июля звено Нестеренко в составе четырех Ла-5 вылетело на сопровождение штурмовиков, которые должны были нанести удар по войскам противника северо-восточнее Даугавпилса. Местность здесь сильно заболочена, изрезана множеством небольших рек и озер.

В районе цели на звено Нестеренко внезапно напала восьмерка вражеских истребителей. Завязался ожесточенный бой. Взаимодействуя со штурмовиками, наши «ястребки» отбили первую атаку. Но потом они все же оказались отсеченными от «илов». Бой между нашими и фашистскими истребителями закипел с новой силой.

Сбросив бомбы и обстреляв цель из пушек, «ильюшины» взяли курс на свою территорию. А в небе продолжалась такая яростная схватка, что Нестеренко и два его ведомых не заметили, как Юрий Иванов оказался в беде.

— В один из моментов боя, — рассказывал после Григорьев, — я увидел купол парашюта над серединой заболоченного и заросшего камышом озера. Но мне подумалось, что сбит фашистский летчик...

— Я тоже заметил парашют, — вступил в разговор Нестеренко. — Осмотрелся и вижу, что Юрия рядом с нами нет. Стал запрашивать по радио — он не отзывался. Скажу откровенно, не хотелось верить, что его сбили...

Никто в эскадрилье не спал всю ночь. Заслышав гул самолета, летчики вскакивали с постелей и выбегали во двор. На второй день мы дважды летали, чтобы осмотреть район, над которым вчера происходил бой, но машину Иванова не обнаружили. Не возвратился летчик и в последующие дни. А когда наши войска освободили местность, над которой был сбит Юрий, мы направили туда специальную группу. Однако поиски не увенчались успехом. [185] Оставалось последнее: ждать известий из госпиталей. Но и эти ожидания оказались напрасными.

Причину гибели Иванова можно было только предполагать. Очевидно, он был тяжело ранен и не мог управлять машиной. При падении самолета в трясину летчика, видимо, выбросило из кабины, и парашют раскрылся. Сначала истребитель, а затем и тело Юрия засосала болотистая хлябь...

Однополчане поклялись беспощадно мстить врагу за гибель друга.

В боях за Даугавпилс и Резекне летчики дивизии совершили 1793 боевых вылета (682 — на сопровождение штурмовиков, 450 — на свободную охоту, 211 — на прикрытие своих наземных войск, 450 — на разведку), провели 9 воздушных боев, в которых сбили 16 самолетов противника: четырнадцать ФВ-190 и два Ме-109.

Штурмовыми действиями по наземным целям в июле было уничтожено 132 автомашины, 104 повозки с военными грузами, 5 паровозов, 22 вагона, до двух рот вражеской пехоты.

28 июля 1944 года за отвагу и мужество, проявленные в боях за освобождение Даугавпилса и Резекне, Верховный Главнокомандующий объявил благодарность личному составу дивизии. А начало августа ознаменовалось для соединения новым праздником. Сначала 50-й и 431-й, а затем 171-й истребительные авиационные полки были награждены орденом Красного Знамени. На митингах, посвященных этому событию, авиаторы поклялись оправдать в грядущих боях ту высокую честь, которую оказали им Центральный Комитет нашей партии и Советское правительство.

В течение первой половины августа дивизия содействовала своим наземным войскам в разгроме противника на направлениях Ливаны, Крустпилса, Мадоны, Варякляны, а во второй половине — в районах Эргли, Гулбене, Мадлиены, Плявинаса и Яунелгавы. Немецко-фашистское командование неоднократно сосредоточивало усилия своей авиации на каком-нибудь одном направлении. Тогда напряжение в нашей боевой работе резко возрастало, и в отдельные дни летчикам приходилось делать по три-четыре вылета. В основном это были бои с истребителями противника ФВ-190, которые использовались как бомбардировщики. [186]

Авиация врага систематически меняла тактику. Она действовала то крупными, то мелкими группами. На некоторых участках фронта противник умел быстро создавать численное превосходство в воздухе. Летчики немецких авиационных частей, переброшенных под Ригу, имели в большинстве своем хорошую подготовку, тем не менее победителями из воздушных схваток обычно выходили наши соколы. Только с 4 по 17 августа истребители нашего соединения провели девять боев и уничтожили 22 самолета противника. Семь из них сбила моя эскадрилья.

23 августа восемь наших «лавочкиных» сразились с двенадцатью ФВ-190. Несмотря на неравенство сил, врагу не удалось нанести бомбовый удар по советским войскам. Ивлев и я сбили по одному вражескому самолету. В тот же день летчики 431-го полка провели два воздушных боя, в которых капитан А. С. Суравешкин и лейтенант А. И. Запивахин уничтожили по одному ФВ-190.

Летчики 832-го полка в этот день сопровождали штурмовиков, которые должны были нанести удар по войскам противника в районе Эргли. Они были атакованы противником и обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии, которая стремилась отсечь наших истребителей от штурмовиков. В воздушном бою подполковник В. А. Соколов, капитан В. Н. Бородаевский и Ш. Т. Грдзелашвили сбили пять самолетов врага. Таким образом, 23 августа летчики дивизии уничтожили девять самолетов противника.

Воспользовавшись близким расположением наших аэродромов к линии фронта, противник приступил к систематическому их обстрелу артиллерией. Орудийный огонь, как правило, корректировался «Фокке-Вульфом-190», летавшим на большой высоте. В отдельные дни на стоянках самолетов, летном поле и в районе командного пункта дивизии разрывалось от 20 до 50 снарядов 150-миллиметрового калибра. В этой новой для соединения обстановке нас выручали заблаговременно отрытые щели для личного состава и сооруженные под землей укрытия для хранения горючего и боеприпасов. А хорошо продуманное рассредоточение самолетов и маскировка их позволили избежать сколько-нибудь существенных потерь [187] в технике. Незначительные повреждения машин быстро устранялись техническим составом.

Наша авиация действовала бесперебойно, нанося по противнику мощные удары. 25 августа восьмерка «лавочкиных», возглавляемая К. Ф. Соболевым, вылетела на сопровождение штурмовиков в район Эргли, Юмурда. Недалеко от цели их атаковали двенадцать ФВ-190. Но все атаки фашистов были отражены без потерь. Штурмовики выполнили поставленную перед ними задачу. В воздушном бою майор К. Ф. Соболев, лейтенанты И. А. Мельник и М. П. Завацкий уничтожили по одному самолету.

К началу Рижской наступательной операции дивизия накопила уже немалый боевой опыт. Сбитые самолеты противника имелись на счету у каждого летчика. У нас выросли Герои Советского Союза А. Г. Шевцов и К. Ф. Соболев, такие отважные воздушные бойцы, как С. Т. Ивлев, И. М. Игнатьев, Ф. Н. Гамалий, Н. Ф. Баранов, А. С. Суравешкин, П. Г. Сузик, И. В. Мавренкин, П. Г. Говорухин, Н. А. Назаров, Г. М. Новокрещенов, И. И. Васенин, Н. А. Полушкин, В. А. Зайцев, В. Н. Бородаевский, Н. А. Ишанов, А. М. Нестеренко, Л. Я. Корпаков, А. И. Запивахин, Г. М. Ратушный, Н. В. Симанов, В. Н. Демидов, М. В. Голик, Н. М. Афонин, П. М. Зазыкин, В. И. Григорьев, М. П. Завацкий, В. В. Бесчастный, Г. Д. Чечулин, Л. И. Ткачев, Н. М. Сутягин, С. А. Перескоков и многие другие.

Мы жили дружной боевой семьей, по-братски заботились друг о друге. После гибели Юрия Петровича Иванова я еще больше прирос сердцем к Алексею Марковичу Нестеренко. Они чем-то были схожи. В бою я всегда был спокоен за Алексея, на личном счету которого значилось уже девять уничтоженных вражеских самолетов. Старший лейтенант Нестеренко с юношеских лет носил военную форму, мечтал после окончания войны поступить в академию.

26 августа авиация противника резко активизировалась. Начались ожесточенные воздушные бои над Эргли и Мазоной, в которых летчики нашего полка майор С. Т. Ивлев, капитан Г. Н. Старцев, старший лейтенант В. Ф. Озерной уничтожили по одному самолету противника. По сбитому «фоккеру» записали на свой счет и летчики 832-го полка — И. П. Коваленко, А. В. Жарков, [188] И. Г. Матвеев. Однако радость была омрачена глубокой скорбью — погиб Нестеренко.

В том боевом вылете я не участвовал. Звено Нестеренко прикрывало свои наземные войска в районе Крустпилса. Самолеты летели на высоте 1500–2000 метров. Несколько выше висела четырехбалльная облачность. Горизонтальная видимость была хорошая. Противник в небе не появлялся. И вдруг самолет Нестеренко, клюнув, перевернулся через крыло и, объятый дымом, пошел к земле.

Чечулин и его ведомый Ткачев ринулись за падающим самолетом. Ведущий несколько раз радировал Нестеренко, чтобы он выводил машину из пике, но «лавочкин» продолжал падать. Вероятно, летчик был убит или тяжело ранен, потому что он даже не сделал попытки выброситься с парашютом.

Григорьев и Демидов — участники этого вылета — рассказали, что, когда самолет Нестеренко начал падать, они особенно тщательно осмотрели воздушное пространство. Вражеских самолетов вокруг не было, но выше облаков чернели шапки разрывов зенитных снарядов.

Кто же сбил Нестеренко? Не могли же наши зенитчики бить по своим. Все взвесив, пришли к выводу: выше облаков проходила группа самолетов противника. Наша зенитная артиллерия дала по ним несколько залпов. Как раз в это время здесь оказалось звено Нестеренко. По нелепой случайности один из снарядов угодил в машину Алексея.

На место падения самолета А. М. Нестеренко выехала специальная группа. Товарищи захоронили останки летчика, а мне передали его обгоревший комсомольский билет.

На полевой сберегательной книжке Нестеренко оказалось около шестнадцати тысяч рублей. Куда их девать? Родственников у него не было. Воспитывался он в детском доме. Ни с кем, кроме сестры Юрия Иванова, Алексей не переписывался. Посоветовавшись с начальником штаба полка А. В. Жаворонковым и замполитом подполковником Ф. А. Кибалем, мы решили половину денег отослать в один из детских домов, а остальные — сиротам безвременно умершего подполковника И. С. Орляхина, поскольку командир полка любил Нестеренко как родного сына. [189]

Вскоре в эскадрилье случилось еще одно чрезвычайное происшествие. Мы находились тогда на аэродроме севернее Крустпилса. Жили на хуторе в добротном, просторном доме. Как-то вечером летчики посмотрели кинофильм и радостные, бодрые возвращались домой. Среди них находился и Владимир Васильевич Бесчастный.

— А теперь будем смотреть вторую серию на своих койках, — пошутил Бесчастный и, быстро отстегнув ремень с пистолетом ТТ, кинул его на подушку. Грохнул выстрел, и летчик, обливаясь кровью, рухнул на пол. Подняли тревогу: подумали, что кто-то выстрелил через открытую форточку. Обошли вокруг дома. Часовые стояли на своих местах, значит, к окну никто подойти не мог.

Бесчастного увезли в госпиталь, а мы продолжали искать причину случившегося. Утром я приказал построить всех летчиков и осмотреть их оружие. У Виктора Иванова, прибывшего к нам совсем недавно, кобура была пробита пулей, в стволе пистолета оказалась стреляная гильза. Все прояснилось. Койки этого летчика и Владимира Бесчастного стояли рядом. Соседи одновременно бросили свои ремни с оружием на постели. Пистолет Иванова ударился о подоконник, произошел выстрел. Пуля, угодившая Бесчастному в рот, выбила два зуба и застряла в шее. Летчика оперировали. Через полтора месяца он снова вернулся в строй и летал до конца войны, заслужив два ордена — Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

При расследовании случая с Бесчастным выяснилось, что кто-то предложил кроме двух обойм выдавать к пистолету ТТ еще один (запасной) патрон, который сразу же загонялся в канал ствола. Это противоречило всяким правилам. Летчикам было запрещено носить заряженное оружие.

Как-то во второй половине дня мы вылетели с аэродрома Кауперники на прикрытие своих войск в район Крустпилса. Я в паре с Демидовым, Чечулин — с Ткачевым. Внизу пылали пожары. Над ближайшей к городу железнодорожной станцией облако черного дыма поднималось до тысячи метров.

В заданном районе связались с радиостанцией наведения. Она сообщила: «Вижу вас хорошо. Находитесь надо мной». Значит, все в порядке, можно патрулировать.

Видимость по горизонту была минимальной, но мы [190] надеялись, что с земли нас вовремя предупредят о приближении противника. К сожалению, этого не случилось. Со стороны солнца нас внезапно атаковали шестнадцать «фокке-вульфов». Ударили они сзади, когда мы только что развернулись. Каждый из нас оказался в клещах.

Когда я увидел, что на моего ведомого Демидова устремились два вражеских истребителя, то мгновенно довернул самолет вправо и оказался в хвосте одного из «фоккеров». Длинной очередью свалил его на землю. Повернул голову влево и вижу: другой ФВ-190 крадется ко мне снизу, он уже совсем близко. Мелькнула мысль: «Стоит ему нажать на гашетку, и мне крышка». Но он почему-то не открывал огня. Тут я понял, что фашист увидел на фюзеляже моего «лавочкина» цепочку алых звезд. Конечно же, ему хотелось в упор расстрелять русского аса, уничтожившего 18 их самолетов.

Я сжался в комок, нагнул голову, чтобы она была ниже бронезаголовника, и сделал резкий маневр — послал левую педаль вперед, сильно рванул ручку на себя. И все-таки не ушел от пушечной очереди врага. Первый снаряд разорвался в куполах шасси, второй — в фюзеляже, третий сбил крепление секторов управления двигателем и настройку радиостанции. Мотор начало трясти (как после выяснилось, было отбито 15 сантиметров одной лопасти винта).

Несколько осколков впилось в ноги, в руки... В сапогах и перчатках я ощутил кровь. Закружилась голова. Собрав всю волю, лихорадочно стал искать выход из создавшегося положения. Где враг, каково его намерение, как уйти из-под нового удара? Защищаться мне было нечем: оружие вышло из строя. Позвать кого-либо на помощь не мог: радиостанция не работала. И тогда я направил свой самолет прямо на вражеские истребители, имитируя лобовую атаку. Фашисты, боясь столкновения со мной, шарахнулись в стороны. Затем они стали наседать снова. Вижу, четыре «фокке-вульфа» справа и четыре слева занимают исходное положение для атаки. Что делать? Их восемь, а я один. Неужели конец? «Нет, — скрипнул я зубами, — так просто не отдам свою жизнь!»

Как только первый фашист ринулся на меня, осыпая трассирующими пулями, я резко развернул машину вправо и сам пошел в лобовую атаку против четырех ФВ-190. [191]

Гитлеровцы снова рассыпались в разные стороны. А та четверка, что находилась слева, проскочила мимо. Я понял, что гитлеровцы хотят отрезать мне пути отхода на свою территорию. На миг вспомнил чей-то рассказ о том, как два «мессершмитта» напали на наш самолет По-2, летчика выручила военная смекалка: заметив недалеко церковь, он подошел к ней и начал виражить вокруг куполов. «Мессершмитты» повертелись-повертелись и ушли. Я же увидел свое спасение в облаке дыма, что висело над железнодорожной станцией. Только бы пробиться к нему! Когда я был уже совсем рядом с ним, противник снова пошел в атаку, но открыть огонь не успел: я оказался за дымом, как за бетонной стеной.

Фашисты кружили восточнее облака, видимо решив подкараулить меня. Но я вышел с западной стороны и, осмотревшись, стал виражить. Поднявшись выше дымовой завесы, снова огляделся. Противника не было. Тогда я перешел на бреющий полет и взял курс на свою территорию. К счастью, двигатель, хотя и трясся, словно в лихорадке, тянул хорошо. Мысленно я поблагодарил наших конструкторов за отличную машину и надежность мотора.

На своей территории набрал высоту 150 метров и решил осмотреть фюзеляж. В нем зияли две большие пробоины, через которые мог бы пролезть человек. По телу поползли мурашки.

Подойдя к своему аэродрому, поднялся на 500 метров, поставил кран шасси на выпуск. Правая стойка шасси вышла, а левая заела. Никакие усилия не помогли, так как гидравлическая и воздушные системы были перебиты. Делать попытку выпустить вторую стойку за счет инерции — путем выполнения бочки или резкого вывода из пикирования — считал слишком рискованным: сильно поврежденный фюзеляж мог переломиться. Решил сажать самолет на одно колесо, но вдруг увидел красную ракету — сигнал, запрещающий посадку. Оказывается, нога, которая вышла, была повреждена. С земли заметили болтающиеся куски покрышки и камеры. Но я-то не видел этого и пошел на второй заход.

В это время заметил на аэродроме какую-то суету возле По-2. Вскоре самолет взлетел, набрал одинаковую со мной высоту и стал покачивать крыльями. Я подумал, что он зачем-то подзывает меня к себе. Развернулся и пошел на сближение. Обгоняя его, вдруг увидел на фюзеляже [192] написанные мелом слова: «Посадку запрещаю, воспользуйтесь парашютом».

«Вот так ситуация, — подумал я. — А вдруг у меня перебиты ноги? Ведь в сапогах полно крови...» Тут же мелькнула более тревожная мысль: «А что с моими боевыми друзьями? Живы ли? Поскорее бы узнать».

Принимаю твердое решение сажать машину на одну стойку шасси. Опыт в этом у меня уже был: в 1941 году благополучно приземлил самолет И-16, в 1942 году — МиГ-3. Так почему же не посадить Ла-5? Рискованно? Да, риск есть. Ведь надо приземлить машину с большим креном в сторону выпущенной стойки шасси. При этом самолет под действием аэродинамических сил непременно начнет разворачиваться в сторону опускающейся плоскости и на пробеге может разбиться.

Как не допустить катастрофы? Чтобы самолет перед началом приземления не разворачивало, надо парировать этот разворот в сторону опущенной плоскости — послать вперед соответствующую педаль. А когда машина коснется одним крылом земли, следует поставить обе педали нейтрально. Самолет сначала быстро покатится по земле, затем скорость погаснет и аэродинамическая сила затухнет; он накренится в сторону убранной стойки шасси, коснется консолью земли и, описав дугу в девяносто — сто восемьдесят градусов, остановится. В общем, если хорошо знаешь теорию посадки самолета на одну ногу, то страшного в этом ничего нет.

Еще раз продумав все до мелочей и потуже затянув ремни, захожу на посадку. Снова вижу разрывы красных ракет, но я больше не обращаю на них внимания. Главное сейчас — точный расчет. Самолет подвел к земле с креном в сторону выпущенной ноги, выключил двигатель, аккумулятор и перекрыл подачу топлива. «Лавочкин» коснулся земли голым барабаном колеса и покатился по зеленому ковру аэродрома.

Все кончилось бы хорошо, если бы не яма, оказавшаяся на пути. Она хотя была и засыпана, но утрамбована плохо и намокла после дождя. Самолет сильно рвануло вправо, и он скапотировал. Я повис на ремнях вниз головой.

«Ничего, — думаю, — мне все-таки повезло. И врага обманул в бою, и сел сравнительно благополучно. Ведь в жизни всякое бывает. Вот и теперь самолет мог вспыхнуть, и я бы испекся, как картошка...» [193]

Слышу приближающийся гул автомашины. Знаю, это подъезжает санитарная.

— Ты жив, Иван? — тревожно спрашивает подполковник Кибаль.

— Жив! — отвечаю. — Ноги маленько поцарапало.

— Ну это ничего! — обрадовался замполит. — К свадьбе заживут... Потерпи немного, вот уже подъезжает народ на автостартере, поднимем самолет и высвободим тебя.

Подъехал автостартер. Техники, механики, мотористы прыгали прямо через борт.

— Вы встаньте слева, а вы справа. — Это инженер полка Кириллов расставлял людей у хвостовой части и по бокам фюзеляжа. — Подготовиться! Внимание! Взяли!

Хвост подняли примерно на метр. Этого было достаточно, чтобы добраться до меня.

— Двум техникам слева и двум справа поддерживать летчика за плечи, чтобы он не ударился головой о землю, — снова послышался властный голос инженера. — А ты, Иван, расстегивай ремни. Спать в постели будешь, — подбодрил он меня.

Я расстегнул ремни, и техники осторожно опустили меня на землю. Я выполз из-под фюзеляжа и встал на ноги. Все вокруг обрадованно заулыбались.

— Стоит! Честное пионерское, на обеих ногах стоит! — воскликнул Кибаль и по-отечески расцеловал меня. — Силен богатырь!

Со всех сторон послышались поздравления. Смотрю, бегут мои ведомые Демидов, Ткачев, Чечулин.

— Живы, товарищ командир?! — почти разом закричали они. — Ну и хорошо, ну и все в порядке...

Санитарная машина доставила меня на медпункт. Раны на ногах и руках оказались небольшими. Их обработали, забинтовали, но сапоги обуть я уже не смог и возвратился в эскадрилью в тапочках. После обеда все летчики собрались для разбора нашего вылета. Необходимо было дать правильную оценку этому бою, чтобы не было кривотолков, особенно среди новичков. Ведь они могли подумать, что если противник так разделывается с нашими опытными летчиками во главе с командиром, то как же тогда им воевать...

Первым отчитался Ткачев. Как всегда, он говорил спокойно и чуть нараспев: [194]

— «Фоккерам», конечно, удалось атаковать нас внезапно, ну и что же? Мы живы, здоровы. Командира маленько царапнуло, так ведь это война... Главное — противнику не удалось расчленить нас с Чечулиным, а мы затянули его на нашу территорию... Тут и зенитки помогли. Я много раз вызывал вас, товарищ командир, по радио, Чечулин тоже звал, но...

— Когда вы, товарищ майор, пошли мне на помощь, — встал с места Демидов, — «фоккер» все же успел дать по мне очередь. Разбил радиостанцию, побил плоскости. Вы отогнали его. Я посмотрел влево назад и увидел падающий самолет. Подумал, что это вас сбили. Сердце будто оборвалось у меня. Я несколько раз прошел над тем местом, где он упал и, к счастью, увидел на обломках разбитой машины фашистский знак... Несколько раз нажимал на кнопку передатчика, но ничего не слышал. Осмотрелся: вокруг ни наших, ни противника. Ну, я и возвратился на свой аэродром... Извините, товарищ командир, что так плохо у меня получилось... Если бы со мной такого не произошло, «фоккеры» ничего бы не сделали с вами.

— Вина в случившемся, товарищ Демидов, не только ваша, — ответил я, — а всех нас, вместе взятых. Четверо следили за воздухом и не заметили шестнадцати «фоккеров»! Простительно ли это? Конечно нет. Правда, нас здорово подвел офицер наведения. Но, как говорится, на кого-то надейся, а сам не плошай. Противник не просто атаковал нас, он сразу же взял всех в клещи и тем самым не позволил нам навязать ему бой на вертикалях. Больше того — ему удалось разомкнуть не только меня с Демидовым, но и с парой Чечулина. Значит, он сразу лишил нас возможности взаимодействовать. Отсюда вывод: не пренебрегай тактикой врага, всегда изучай его действия. Во многом виноват лично я, потому что знал: противник проявляет активность — летает в составе больших групп. Наши летчики, возвратившись с задания, предупреждали нас о плохой горизонтальной видимости. И вылетели мы во второй половине дня, когда солнце светило в глаза. Все это требовалось учесть. Далее обстановка подсказывала, что вылетать надо большой группой, не менее восьмерки, чтобы эшелонировать боевой порядок по высоте. Тогда бы немцам вряд ли удалось сковать нас боем. Однако новый командир полка А. И. Халутин приказал вылетать четверкой. Одно звено оставлялось в резерве для наращивания [195] сил. Он действительно держал его в готовности, по не услышал от нас сигнала, так как у меня сразу же разбило радиостанцию...

Когда я закончил, летчики некоторое время молчали, видимо обдумывая сказанное мною. Затем поднял руку новичок В. Ф. Марченко.

— Как вы считаете, товарищ командир, — спросил он, — храбро ли дрался противник? Победил он вас или вы его? Впрочем, вы сбили один его самолет...

Вопрос был принципиальным.

— Противник, конечно, не победил нас в этом бою. И храбрости его я что-то не заметил. Ведь вы же слышали, что сказал Чечулин: фашистские летчики, увидев несколько разрывов зенитных снарядов, сразу же улетели. А ведь их было шесть против наших двух. Но противник обхитрил нас в этом бою, напал внезапно и не позволил нам навязать ему бой на вертикалях.

В заключение я сделал вывод: нужно лучше изучать тактику противника, не повторять прежних ошибок.

* * *

К началу Рижской операции в нашей эскадрилье осталось восемь самолетов и столько же летчиков. А штат ее к этому времени увеличился до двенадцати человек. Вскоре стало прибывать пополнение. К концу августа подразделение выглядело так: командиры звеньев — Н. А. Ишанов, В. Ф. Марченко, В. И. Григорьев, летчики — Г. Д. Чечулин, Л. И. Ткачев, М. Новоселов, В. В. Бесчастный, В. Демидов, С. И. Перескоков и З. П. Николаенко. «Стариков» — участников боев на Курской дуге — осталось только трое: Ишанов, Григорьев и я.

27 августа авиация противника наибольшую активность проявляла в районе Эргли. Шли жаркие воздушные бои. Над Эргли летчики нашего полка майор С. Т. Ивлев, капитан Г. Н. Старцев, лейтенант В. И. Григорьев, лейтенант В. Д. Солощенко и старший лейтенант В. Ф. Озерной сбили по одному вражескому самолету.

Воздушные бои над Эргли с каждым днем ожесточались. Основные силы 1-го воздушного флота противник бросил на поддержку своих наземных частей, яростно контратаковавших в этих районах войска 3-й ударной армии и 5-го танкового корпуса 2-го Прибалтийского фронта. 28 августа майор Ивлев, старший лейтенант [196] Озерной, младшие лейтенанты Николаенко и Георгиевский уничтожили по одному ФВ-190.

В течение первой половины сентября авиация противника действовала в основном мелкими группами. Одновременно участились артиллерийские обстрелы аэродромов нашей дивизии. Особенно сильные огневые налеты нам пришлось выдержать 1 и 6 сентября.

Мы широко применяли в это время полеты на свободную охоту. 11 сентября пара лейтенанта М. П. Завацкого, охотясь в районе Мадлиены, атаковала из облаков восемнадцать ФВ-190. Наши летчики сбили два вражеских самолета. 12 и 13 сентября летчики-охотники дивизии уничтожили в районах Огре и Кокнесе пять железнодорожных вагонов и два паровоза.

Противник отчаянно сопротивлялся в районе Эргли, предпринял ряд контратак северо-восточнее Бауски, где тоже шли ожесточенные бои. Возросло и напряжение в работе дивизии. Каждому из нас приходилось вылетать не менее трех раз в день. В воздушных боях участвовали уже крупные группы вражеских самолетов.

14 сентября разведчики 50-го полка обнаружили на ближайших аэродромах противника восемьдесят ФВ-190. В тот же день летчики нашей части провели шесть воздушных боев, во время которых капитан П. Г. Сузик, майор К. Ф. Соболев, младший лейтенант В. Д. Солощенко, лейтенанты В. М. Иванов и В. И. Григорьев сбили пять «фокке-вульфов». Еще один вражеский истребитель уничтожил летчик 431-го полка лейтенант Н. В. Новиков.

Несмотря на то что против 315-й истребительной авиадивизии сражались в основном гитлеровские асы, наши летчики превосходили их не только по моральной стойкости, но и боевому мастерству. Даже имея численное превосходство, фашисты несли тяжелые потери.

17 сентября стало известно, что немецко-фашистские захватчики подготавливают промышленные предприятия и жилые дома Риги к уничтожению. Поэтому личный состав нашего соединения старался сделать все для быстрого продвижения своих войск, для сохранения столицы Советской Латвии. В этот день летчики дивизии нанесли бомбовый удар по одному из ближайших к линии фронта аэродромов противника. В воздушном бою, который разыгрался потом над Эргли, старший лейтенант Г. М. Ратушный, капитан В. Н. Бородаевский, старшие лейтенанты [197] К. Г. Матвеев и Тузов сбили по одному вражескому самолету.

Летчики 50-го полка, выполнив полет на разведку и передав по радио необходимые сведения, начали затем штурмовать наземные войска противника. Они уничтожили три автомашины, до взвода пехоты и три железнодорожных состава.

С 18 сентября, когда немцы, понеся большие потери, начали перебрасывать основные силы 1-го воздушного флота в район Бауски, боевое напряжение в полосе действий нашего авиационного соединения несколько ослабло. Характерный случай произошел 22 сентября. Группа ФВ-190, встретившись в районе Вицумниски с небольшой группой «яков», уклонилась от боя, несмотря на численный перевес.

Во второй половине сентября успешно наступали войска всех трех Прибалтийских фронтов. К концу месяца были освобождены латвийские города Валка, Яунелгава и Бауски.

В конце сентября погода стала ухудшаться, но, несмотря на это, дивизия продолжала боевые действия. Она обеспечивала продвижение наших войск на рижском направлении, где противник сумел быстро создать сильную авиационную группировку. Разведчики 50-го полка сфотографировали около 130 самолетов противника на рижских аэродромах и 50 — на ближайших к городу. Метеорологические условия с каждым днем ухудшались. И все-таки боевая работа велась с полным напряжением. 30 сентября, например, наши летчики сбили над Сунтажами и Озолмуйжами шесть вражеских самолетов.

В первых числах октября продвижение войск 2-го Прибалтийского фронта по сравнению с сентябрем значительно ускорилось. Повысилась роль воздушной разведки, которую в нашей дивизии вел в основном 50-й авиационный истребительный полк.

С напряжением работал инженерно-технический состав. Несмотря на то что очень часто самолеты возвращались с серьезными повреждениями, 90 процентов техники всегда находилось в строю.

В первой декаде октября советские войска вышли на побережье Балтийского моря по линии Либава, Клайпеда и окончательно отрезали группу армий «Север» от группы [198] армий «Центр». 30 дивизий были блокированы на территории Латвии. Снабжались они только морским путем.

Сложные метеоусловия и низкая облачность не помешали нам широко применять штурмовку наземных войск противника. Так, 9 октября десять самолетов нашей эскадрильи нанесли бомбовый удар по одному из рижских аэродромов. Подразделения дивизии самостоятельно и совместно со штурмовиками неоднократно бомбили вражеские войска, отходившие из Риги через Юрмалу к Тукумсу.

Один из наиболее сильных налетов на войска противника, отходивших в районе Слоки, был произведен 19 октября. На задание ходило восемь самолетов. Группу водил Ф. Н. Гамалий. Наши летчики уничтожили 16 автомашин, 10 подвод с военными грузами и до взвода пехоты.

11 октября противник был прижат к Рижскому взморью и поспешно отводил свои войска по железной и единственной шоссейной дорогам на Тукумс.

Его авиации в воздухе не наблюдалось. Он оттянул ее в глубь Курляндского полуострова. Дороги на Тукумс, забитые техникой и пехотой, стали основными объектами для наших авиаторов. Технический состав еле успевал подвешивать бомбы и снаряжать самолеты боеприпасами. В день мы производили по три-четыре вылета. На дороге вдоль Рижского взморья сгорела не одна сотня вражеских танков, самоходных орудий и автомашин, погибли тысячи фашистских солдат.

13 октября 1944 года Рига была освобождена. Немецко-фашистским захватчикам не удалось взорвать фугасы, подложенные под исторические памятники и другие сооружения города.

В приказе о салюте в честь освобождения столицы Советской Латвии упоминалась и наша 315-я истребительная авиационная дивизия. Ее личному составу Верховный Главнокомандующий объявил благодарность. А несколько позже — 3 ноября 1944 года — соединению было присвоено наименование Рижского.

В ходе Рижской операции летчики дивизии произвели 3152 боевых вылета, в 61 воздушном бою сбили 63 вражеских самолета ФВ-190. Штурмовыми действиями по наземным целям было уничтожено 74 автомашины, 71 повозка с военными грузами, 9 паровозов, 8 железнодорожных вагонов, 3 склада и до трех рот пехоты. [199]

Дальше